Меню

Беседы при ясной луне шукшин главная мысль

Краткое содержание Шукшин Беседы при ясной луне для читательского дневника

Пенсионеру Николаю Баеву было 63 года. Всю жизнь он проработал в конторах, вначале работал счетоводом, потом бухгалтером. Нажил себе бессонницу. А одной его знакомой, Марье Селезневой, незадолго до выхода на пенсию пришлось по состоянию здоровья уйти с работы в детском саду и устроиться сторожем в сельмаг. Старик Баев об этом узнал и повадился ходить в сельмаг по ночам к Марье. Там он отводил душу за разговорами. Сидели и беседовали обычно часов до трех-четырех, потом Баев уходил, а Марья ложилась спать и остаток ночи спала.

Свет они не включали, ночи были лунные. Марье нравилось сидеть и мечтать о чем-то хорошем, а Баеву нравилось говорить. Баев любил рассуждать о жизни и рассказывать о себе. Баев критиковал окружающих, особенно молодежь, за то, что все живут безалаберно, ничего не планируют. То ли дело он, Баев, у него все, как надо, все по полочкам!

Ему бы образование хорошее, а не полтора класса ЦПШ, и где бы он тогда был! – рассуждал он. Отец Баева сожалел перед смертью, что не пустил сына в свое время учиться, когда тот сильно просился, да что уж, было поздно… Может, отец был вовсе ему и не отец, — предполагал Баев, — уж больно Баев вышел башковитым, по сравнению с отцом.

На войне Баев не был, не взяли по зрению. А зрение, как он объяснял Марье, он в детстве посадил, когда по ночам самоучкой учился читать. В общем, Баев все вел к тому, какой он умный и способный. Он утверждал: «В войну с наганами-то бегать да горло драть – это ишо не самая великая мудрость». Бойцов он называл горлопанами и считал, что голову никакими орденами не заменишь.

Однажды, в одну из лунных ночей, житель села Петька Сибирцев, нагулявшись у родни на свадьбе, отправился в магазин. Спьяну он перепутал день с ночью. Марья, когда увидела, что кто-то подошел к магазину снаружи и пытается открыть дверь, очень испугалась, начала даже молиться. Но особенно перепугался Баев. В панике он начал требовать, чтобы Марья выстрелила в дергавшего дверь человека из ружья. Но Марья не смогла, не решилась. Потом она рассмотрела, что это был Петька, открыла дверь.

Баев, когда чуть успокоился, попытался сделать Петьке нравоучение. Сказал, что как раз сейчас его внучка читает книжку про Александра Невского, но только Баев не верит, что Александр Невский мог защитить землю русскую с такими вот воинами, вроде Петьки. Петька посоветовал ему написать опровержение в газету и с тем ушел.

Заспешил домой и Баев, потому что после пережитого страха у него скрутило живот. Тревожная выдалась ночь.

Рассказ учит тому, что уважать и ценить надо не только себя; не стоит без конца хвастаться своими бесчисленными достоинствами и достижениями! Наоборот, надо учиться видеть и замечать достоинства и положительные качества других людей и, ни в коем случае, не ставить себя выше.

Читать краткое содержание Беседы при ясной луне. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шукшин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Беседы при ясной луне

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Музыкант в преклонном возрасте регулярно приходит к памятнику для того чтобы исполнять свои мелодии на скрипке перед горожанами. Люди всегда приходят послушать

Сергей Довлатов является представителем русской литературы второй половины 20 века. Фразы из его произведений давно разбиты на всем известные афоризмы. Однако признание пришло только после смерти писателя.

Детство известного писателя Валентина Распутина прошло в небольшом сибирском селе. Поступив в Иркутский университет, Распутин сразу же начинает свою творческую деятельность. Он работает внештатным репортером в молодежной газете.

Читайте также:  Пять ночей с луной

Знаменитая опера Бизе показывает нам любовную и в тоже время печальную историю Карменситы и Хозе по произведению Проспера Мериме.

Борис Житков родился в интеллигентной семье, преподавателя и пианистки. Произошло это 30 августа 1882 года. У них дома всегда были гости, ученые, музыканты и поэты. Когда Борису исполнилось 7 лет, семья переезжает в Одессу.

Источник

Беседы при ясной луне шукшин главная мысль

Василий Макарович Шукшин «Беседы при ясной луне»

Романтическое название рассказа не оправдывает ожиданий. Шукшин не романтик, он старается отображать жизнь такой, какая она есть: ни хорошая и ни плохая, просто жизнь. В его рассказе нет ярко выраженной авторской оценки героев, есть мягкая ирония, есть любовь к деревне, к природе, которая в деревне сразу за окном (в городе не то, что из окна, из-за фонарей луну не сразу на улице не разглядишь), любовь к простым людям, чья хитрость и бесхитростность видны, как на ладони, чья речь по-своему поэтична, иносказательна и красива.
Рассказ имеет кольцевую композицию: начинается с поэтического описания весенней тихой лунной ночи и заканчивается той же картиной. Поэтому создается впечатление, что беседа-то между бухгалтером Баевым и Марьей Селезнёвой, переквалифицированной по здоровью из воспитателей детсада в сторожа сельмага, всего одна. Тем более что темы тех бесед одни и те же: какой умница Баев и какие «козлы» все остальные. И никакой романтики при ясной луне. Баев, к 63 годам свершивший всё, что для человека, казалось бы, важного – построил дом, вырастил детей. Только вот по малограмотности книжку о времени своем не написал. Ума бы у него хватило, да вот отец учиться не пускал, всего полтора годочка бегал он в церковно-приходскую школу. Вот и пишет эту книгу за него и многих, таких, как он сельчан, Василий Шукшин.
Образы Марья Селезнёвой и бухгалтера Баева рисуются через их разговоры. Действительно, только картины ночной природы представляют собой авторскую речь. А основную часть рассказа занимает диалог главных героев.
Лишённый чувства юмора, исполненный особо преувеличенным чувством собственного достоинства Баев рассказывает, как отец не пускал его учиться, считая, что не мужское это дело. Однако в старости просил у сына прощенья за то, что препятствовал учёбе, потому, считает Баев, что видел, что сын за свою грамоту получает подарки от сельчан за то, что помогает им то жалобу, то прошение написать. Поэтому грамота позволила Баеву прожить не только с почетом, но и с выгодой: научил он председателя исполкома, как на бумаге надои молока увеличить — за это он его устроил полежать в городскую больницу. Не то, чтоб был он болен, а была у него такая мечта – полежать в городской больнице. Скудная по нашим теперечным меркам мечта, но, вероятно, и жизнь была тогда такая скудная. Как неземного счастья хотелось Баеву, чтобы ухаживали за ним. Безобидное вроде бы желание. Но, когда он рассказывает, что в палате лежали, кто с рукой, кто с головой перебинтованной, у кого спина сожжена – как-то не по себе становится. Да к тому ж оказывается, что время было военное, Баева на фронт из-за глаз не взяли, которые он испортил, когда на печке втихаря при лучине по складам книги читал. Вот вроде бы и тяга к учению такая сильная, что уважение не только у Марьи Селезнёвой вызывает, но и у читателя, как тут спорить, молодец, характер какой — и против отца пошёл- выучился, и старания сколько приложил, чтобы такую карьеру сделать: стал и счетоводом, и бухгалтером. Ревизором был! Вроде всё так, да не так. Особенно ярко червоточинку характера Баева мы видим в финальном эпизоде, когда Петька спьяну появляется на крыльце сельмага и трогает замок. Испугались и Марья и Баев. Кроме того, Марья при исполнении – она должна сторожить, а значит принимать теперь меры по охране. А Баев мужчина, не старый, всего-то 63 года, здоровый, потому как непьющий. Однако Шукшин показывает, что он напугался так, что и слов сказать не может, только показывает Марье, чтоб стреляла.
Марья Селезнёва – противоположность Баева. Она живет сегодняшним днём, без жизненной сметы, которой так гордится Баев. Она не стремилась к учебе, не сделала карьеры. Но у неё есть перед Баевым неоспоримое преимущество. Причём Шукшин опять же не рисует его, не обозначает выпукло, акценты не ставит. Просто дает возможность героине бросать реплики, а читателю – делать выводы. Особенно ярко проявляется ее неподдельное чувство юмора, когда Баев рассказывает ей, как палата помогала ему собрать анали

Читайте также:  Камни которым покровительствует луна

Источник

Василий Шукшин. «Беседы при ясной луне»

Василий Шукшин. «Беседы при ясной луне»

Большинство современников Шукшина, в воспоминаниях о писателе отмечают, что у Василия Макаровича был довольно сложный характер. Общий язык он находил далеко не со всеми, а от немногих своих близких настойчиво требовал понимания. Поисками «душевного родства», человеческого сочувствия в самом широком смысле этого слова, наполнены и его литературные произведения. Сборники рассказов Шукшина из года в год переиздаются внушительными тиражами. Один из них, под названием «Беседы при ясной луне» — собрал под своей обложкой известные и любимые читателями шукшинские истории.

Герои этих рассказов – в общем-то, самые обычные люди. Но почему-то после прочтения многих из них просто невозможно забыть — так крепко западают в душу их образы. Например, добрый и простой человек по прозвищу… Чудик. Одноименный рассказ начинается с эпизода в гастрономе: Чудик находит на полу пятьдесят рублей – во времена Шукшина сумма внушительная! – и не бёрет их себе, а громко спрашивает людей в очереди, кто это тут такой богатый, что полтинники разбрасывает. В этот момент он чрезвычайно доволен собой. А в следующий – обнаруживает, что полтинник этот его собственный, что это он случайно обронил его. Но сообщить об этом во всеуслышание он уже не решается, и просто уходит домой, где жена снова будет кричать на него и обзывать Чудиком…

Одна из ярких отличительных черт Шукшина-писателя в том, что у него практически нет отрицательных персонажей. Есть у него натуры противоречивые, заблудившиеся, кающиеся – но вот откровенных злодеев и негодяев очень мало. И всё же с одним из них автор сталкивает читателя на страницах рассказа «Крепкий мужик». Это бригадир колхоза «Гигант» Николай Шурыгин, которого мы застаем в тот самый момент, когда, подогнав три трактора с тросами к маленькой сельской церквушке, он собирается… свалить её, чтобы разжиться бесплатным кирпичом для свинарника.мАвтор настолько явно не сочувствует своему герою, что в самом финале рассказа даже прозрачно намекает на то, что расплата за столь чудовищный поступок не заставит себя ждать. Раздосадованный упреками и бойкотом односельчан, бригадир уезжает в ночь на мотоцикле. «Шурыгин уважал быструю езду» — ставит многоточие писатель.

Но всё же это, пожалуй, исключение, которое, как известно, подтверждает правило. Герои Шукшина, пройдя сквозь шквал противоречивых переживаний, испытывают настоящее перерождение. А вместе с ними – и читатели, у которых на душе вдруг становится спокойно и легко, как если бы где-то в тишине, кто-то очень близкий, завел с ними «Беседы при ясной луне»…

С вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!

Источник

О мечтателях и реалистах. «Беседы при ясной Луне» В. Шукшина в театральном центре «Вишневый сад»

Произведения Шукшина малой формы воплощены в новом спектакле “Беседы при ясной луне” ТЦ “Вишневый сад” (режиссер-постановщик Сергей Ковалев, руководитель постановки Александр Вилькин). Всего в спектакль вошли инсценировки шести рассказов Шукшина: “Верую!”, “Хозяин бани и огорода”, “Микроскоп”, “Миль пардон, мадам!”, “Билетик на второй сеанс”, “Бессовестные”.
Спектакль состоит из двух частей, в каждой из которых представлено по три рассказа. Все эпизоды играются в одних и тех же нехитрых декорациях (художник-постановщик Василий Валериус), изображающих пашню: ведь действие рассказов происходит в селе, прообразом которого стала малая родина писателя — Сростки на Алтае.

Читайте также:  Какая луна для стрижки волос июль 2020

Некоторые из этих рассказов состоят сплошь из диалогов, как, например, “Хозяин бани и огорода”, и именно средствами диалога раскрываются характеры героев — домовитого, хозяйственного Николая (Николай Сахаров) и легкомысленного Ивана (Илья Крутояров). Иван купил сыну баян и хочет учить его музыке, а для Николая имеет значение лишь то, что мальчик ворует у него морковь, и он грозится отхлестать его. Иван же в ответ стращает соседа лишь тем, что в будущем, когда Николай помрет, не будет копать ему могилу и не придет на похороны.

Персонажи В. Шукшина незлобивы, конфликты между ними чаще всего разрешаются тем, что только что разругавшиеся вдрызг, казалось бы, враги мирно беседуют (не случаен и заголовок сборника рассказов, давший название спектаклю). Это не злодеи и негодяи, а скорее “чудики” (даже один из своих рассказов писатель именно так и назвал: “Чудик”).

Устроивший неправедными трудами безбедную жизнь себе, выучивший и отправивший в город детей кладовщик Тимофей Худиков (Михаил Безобразов) вдруг обнаруживает, что прожил свою жизнь не так, как хотел. Не любил свою жену, дочь раскулаченного крепкого крестьянина, но и уйти от нее не решился. Обвинял ее в том, что именно она требовала, чтобы он все тащил в дом, воровал.
В тоске, прихватив бутылку водки, герой идет к давней своей зазнобе Полине (Мария Лисецкая). Та давно его разлюбила и даже сдружилась с его женой. Выпив пару стаканов, не найдя утешения и понимания, Тимофей уходит домой и неожиданно видит в углу избы седобородого старичка (Янис Якобсонс), похожего на Николая-Угодника с иконы, и принимает его за святого. Жалуется на жизнь, а в особенности — на тестя. Досадует, что после раскулачивания не “законопатили” его так, чтобы “и по сей день там. ”. Старичок тут же открывает, что никакой он не святой угодник, а как раз тесть, которого Тимофей давно не видел. Яростная перебранка чуть не доходит до драки, но быстро переходит в простое ворчание, а потом и в миролюбивую беседу.

Миниатюрный моноспектакль “Миль пардон, мадам!”, пожалуй, наиболее сценичен из всех включенных в постановку эпизодов, и исполнитель роли Броньки Пупкова Виктор Бочков играет искренне, даже самозабвенно, и заставляет поверить в то, что у персонажа есть своя правда.

Не такими “чудиками”, а скорее, более суровыми выглядят образы женщин — они вынуждены поддерживать домашнее хозяйство, сберегать семейную жизнь. И вот уже Зоя (Ирина Сологалова) едет в город сдавать в комиссионку купленный мужем-фантазером (Сергей Лесогоров) микроскоп, стыдит Броньку за “искажение истории” его жена, а Поля без сожаления выпроваживает из своего дома бывшего “сударчика” Тимофея.

Удивительно достоверны и убедительны фигуры сельских жителей, особенно пожилых. За каждым образом — прожитая жизнь, перенесенные испытания, радости, горести. Здесь и намеревающийся жениться на старухе-соседке вдовец Глухов (Рифат Сафиуллин), и удивленная и польщенная его предложением Отавиха (Евгения Миронова), и уже упомянутый Тимофей Худиков.
Пожалуй, самая сильная сторона спектакля — именно игра актеров. Видно, что в процессе подготовки проделана большая работа по наполнению ролей глубоким содержанием. И это совершенно правильный подход к воплощению рассказов прекрасного писателя — ведь именно люди, их характеры и судьбы были в центре его произведений.

Источник

Adblock
detector