Мусоргский
Жизнь и творчество русского композитора
Вокальный цикл «Без солнца»
Летом 1874 года скоропостижно скончалась Надежда Петровна Опочинина, давний близкий друг Мусоргского, женщина, которую он, по-видимому, сильно и тайно любил. После смерти матери и Виктора Гартмана это была уже третья смерть в кругу близких ему людей. Скрывая от знакомых свою скорбь, Мусоргский выразил ее в романсе «Надгробное письмо» на собственные слова, полные острой боли и тоски. «Злая смерть, как коршун хищный, впилась Вам в сердце и убила, палач, от бытия веков проклятый. О, когда б могли постигнуть Вашу душу все те, кому, я знаю, дик мой вопль безумный. Когда кончиной матери любимой, всякою житейскою невзгодой отброшенный от очага родного, разбитый, злой, измученный, я робко, тревожно, как пуганый ребенок в Вашу святую душу постучался. Искал спасения. » На этом рукопись обрывается: Мусоргский не смог окончить свое произведение.
Настроениями глубокого пессимизма, тоски и одиночества проникнуты песни Мусоргского на стихи Голенищева-Кутузова, написанные в этот период в объединенные им в вокальный цикл «Без солнца». Посвящение гласит: «Поэту—музыкант».
Поэт, создававший свои элегические, печальные стихи, был еще совсем молод и лишь отдавал дань обычаю и романтической моде, повествуя о том, как его «воображенье вертит годов утраченных страницы». Для Мусоргского же эти лирические тексты были полны глубокого смысла; и воспринимал он их глубже, чем и сам поэт.
Мастерски передан здесь внутренний мир человека, окрашенный безысходной печалью. Первое стихотворение «В четырех стенах» поражает какой-то примиренностью отчаяния: светлый мажор основной тональности звучит как «взор неподвижный на счастье далекое». Драгоценна здесь буквально каждая нота голоса и аккомпанемента; в них нет ничего случайного. Фактура сопровождения изысканно- прозрачна и пустотна; окраска гармонии воспринимается как неяркая, приглушенная живопись. Поэтому мажорная тоника в конце (на словах «Ночь одинокая») звучит контрастом к общему тону.
Романс «Меня ты в толпе не узнала», посвященный воспоминаниям о прошедшей любви, отличается гармонической статичностью, замедленностью, передает заторможенность движения души. Его окончание на восходящей скачковой интонации звучит как прерванное рыданье. Замечательны гармонические находки Мусоргского: двумя-тремя аккордами аккомпанемента, с лаконизмом живописных японских миниатюр, создает композитор эмоциональный фон романса.
В романсе «Окончен праздный, шумный день» противопоставлены настроения тяжелой усталости после дня шумной столичной сутолоки и светлая греза о прошлом, о любви.
Два последних стихотворения — «Элегия» и «Над рекой» — используют тот же круг образов: ночь, одиночество, воспоминания лирического героя о прошлом, о любви, безотрадность и ненужность настоящего. Но какая замечательная музыка украшает эти стихи! Предвосхищая, с одной стороны, по-оркестровому развитую рахманиновскую фактуру сопровождения, а с другой — импрессионистскую гармоническую фактуру, Мусоргский создает в них поэтичнейшие музыкальные картины, придающие истинную ценность и самому стихотворному тексту.
Хотя альбом «Без солнца» был сразу же издан у Бесселя, друзья Мусоргского оставили его без внимания. Новый стиль и новые настроения были слишком непривычны для них после «Савишны», «Бориса Годунова» и «Картинок с выставки». Поэтому появление на свет цикла «Без солнца» прошло малозамеченным; зато автору эта работа принесла удовлетворение и радость сотрудничества с другом Арсением Аркадьевичем Голенищевым-Кутузовым. Это был начинающий поэт, дальний родственник Мусоргского по материнской линии. На него композитор перенес весь запас нежности своего сердца; и молодой человек, увлеченный силой таланта Мусоргского, отвечал ему дружбой.
Может показаться странным, как мог возникнуть прочный творческий союз глубокого, талантливого композитора в расцвете сил и, в общем, не очень яркого молодого поэта. Ведь по страстности воплощения крестьянской тематики Мусоргскому был ближе другой поэт — Н. А. Некрасов; и параллели в их творчестве замечали уже современники. Однако Мусоргский предпочитал стихи Голенищева-Кутузова. Он писал Стасову: «После Пушкина и Лермонтова я не встречал того, что встретил в Кутузове. В [нем], почти везде, брыжжет искренностью, почти везде нюхается свежесть хорошего, теплого утра, при технике бесподобной, ему прирожденной». По-видимому, в многозначительно-неопределенные тексты юного поэта Мусоргский мог вложить больше своего музыкантского духовного содержания.
Источник
Без солнца (вокальный цикл)
Содержание
Состав
- «В четырёх стенах» (7 мая)
- «Меня в толпе ты не узнала» (19 мая)
- «Окончен праздный шумный день» («Тень»; окончен 20 мая)
- «Скучай» («В альбом светской барышне»; 2 июня)
- «Элегия» (19 августа)
- «Над рекой» (25 августа)
История создания
В середине 1870-х гг. постепенный распад так называемой «Могучей кучки» вместе с рядом личных обстоятельств привёл Мусоргского к весьма тягостному расположению духа. В это же время он сблизился с молодым поэтом Голенищевым-Кутузовым, романтические устремления которого выражались в меланхолической лирике. Мусоргский и Голенищев-Кутузов стали вместе снимать квартиру, а затем и сотрудничать как соавторы; помимо цикла «Без солнца» им принадлежат «Песни и пляски смерти». Мусоргский адресовал своему соавтору поставленное на цикле посвящение: «Поэту — композитор».
Музыка
Для музыки цикла характерны «углублённый психологизм, разорванность мелодического изложения, изменчивая зыбкость смутных, неясных образов сопровождения» [1] . По мнению Е. Н. Абызовой, музыка цикла «предвосхищает, с одной стороны, по-оркестровому развитую рахманиновскую фактуру сопровождения, а с другой — импрессионистскую гармоническую фактуру» [2] . «Элегия» с её философическим пафосом заняла важное место в истории элегического жанра в русском искусстве XIX века [3] .
Исполнительская история
Среди исполнителей, записавших цикл, — Сергей Яковенко (партия фортепиано — Мария Гринберг).
Примечания
- ↑ Т. В. Попова. Мусоргский. — М.: Госмузиздат, 1955. — С. 256.
- ↑ Е. Н. Абызова. Модест Петрович Мусоргский. — М.: Музыка, 1986. — С. 110.
- ↑ И. В. Маричева. Элегия и элегичность в русской музыке XIX века: Автореферат дисс. … кандидата искусствоведения. — Магнитогорск, 2010. — С. 14.
Литература
- Дурандина Е. Вокальный цикл М. П. Мусоргского «Без солнца» // Из истории русской и советской музыки: Сборник. / Сост. А. И. Кандинский. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 2. — С. 92-114.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Без солнца (вокальный цикл)» в других словарях:
Без солнца — Без солнца: Без солнца (вокальный цикл) произведение М. П. Мусоргского Без солнца (фильм, 1983) Без солнца (фильм, 1987) … Википедия
Мусоргский, Модест Петрович — Модест Петрович Мусоргский Основная информация Дата рождения … Википедия
Гохман, Елена Владимировна — Елена Владимировна Гохман Фото зимой 1991 года. Саратов … Википедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
Список произведений Эдисона Денисова — Сочинения Эдисона Денисова (См. ст. Денисов, Эдисон Васильевич) Содержание 1 Музыкальный театр 1.1 1. Оперы 1.2 2. Балет … Википедия
Мусоргский Модест Петрович — (1839 1881), российский композитор, член «Могучей кучки». Эстетические воззрения Мусоргского связаны с подъёмом национального самосознания 1860 х гг. Музыкальный язык Мусоргского, отличавшийся радикальной новизной, оказал воздействие на многие… … Энциклопедический словарь
М. П. Мусоргский — Модест Петрович Мусоргский Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий … Википедия
Модест Мусоргский — Модест Петрович Мусоргский Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий … Википедия
Модест Петрович Мусоргский — Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий … Википедия
Мусоргский, Модест — Модест Петрович Мусоргский Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий … Википедия
Источник
Без солнца жанр произведения
1873 год стал очень трудным для Мусоргского. Весной женился Римский-Корсаков. Снимавший до того времени одну с ним квартиру, Мусоргский почувствовал себя одиноким. Серьезно заболела Людмила Ивановна Шестакова, сестра Глинки, у которой привыкли по вечерам собираться друзья. Летом надолго уехал за границу Стасов, бывший для композитора опорой. В расцвете таланта и творческих сил внезапно скончался друг — художник Виктор Гартман. А летом следующего года Мусоргского постиг еще один, возможно, самый сильный удар — умерла Надежда Петровна Опочинина, давний близкий друг, в которую композитор был тайно влюблен.
Под впечатлением этих утрат, угнетенный монотонной бессмысленной чиновничьей службой, создавал в эти дни композитор цикл для голоса с фортепиано «Без солнца» на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1848—1913). Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов, впоследствии крупный поэт, почетный академик Российской академии наук, тогда только начинал свою поэтическую деятельность. Он был дружен с Мусоргским, они жили на одной квартире, так как Мусоргский совершенно не переносил одиночества. Написанный цикл получил посвящение: «Поэту — композитор». Совсем еще молодой поэт отдавал дань романтизму, создавая печальные элегические стихи. Для Мусоргского же они были полны глубокого смысла. Первый романс, «В четырех стенах», был написан 7 мая. 19 мая композитор закончил второй, «Меня ты в толпе не узнала». «Окончен праздный, шумный день», имевший первоначальное название «Тень», был написан в течение двух дней — 19 и 20 мая. «Скучай», сначала названный «В альбом светской барышне», имеет пометку: «2 июня 1874 года. Петроград. М. Мусоргский». «Элегия» имеет три автографа, из них Два полных сохранили дату 19 августа, третий же, незаконченный, состоит из первых семи тактов, интонационно отличающихся от окончательного текста. Последний романс, «Над рекой», снабжен пометкой «25 августа 1874 года в Петрограде. М. Мусоргский». Таким образом, созданию всего цикла композитор посвятил три с половиной месяца весны и лета. По его мысли, к имеющимся романсам должен был в начале быть прибавлен еще один, с зашифрованным для публики содержанием. Однако уже в конце 1874 года Бесселем цикл, просмотренный и откорректированный самим Мусоргским, был издан без него.
Музыка
Цикл пронизан безысходной печалью. Музыка передает оттенки настроения, скрытые чувства и переживания композитора при помощи тончайших нюансов ритмики и гармонии, своеобразия мелодики, то протяженно песенной, то речитативной, внезапно прерывающейся.
В №1, «В четырех стенах», аккомпанемент с мерными аккордами, сопровождаемыми скупыми мелодическими линиями, противостоит выразительным интонациям голоса. Короткие фразы, прерывающиеся ферматами, несмотря на казалось бы светлый лад (Ре мажор), создают впечатление опустошенности отчаяния. №2, «Меня ты в толпе не узнала», — взгляд, обращенный в прошлое. Он статичен, как будто нарочито замедлен, с лаконичными живописными гармониями и мелодией речитативного склада, обрывающейся словно рыданием. №3, «Окончен праздный, шумный день», более широко развернут. В отличие от первых двух, здесь противопоставлены усталость, обессиленность после дневной суеты и воспоминания о прежней светлой, счастливой любви. №4, «Скучай», — миниатюра, проникнутая безнадежностью и отчаянием. №5, элегия «В тумане дремлет ночь», — поэтичная музыкальная картина, предвосхищающая творения Рахманинова и близкая ноктюрнам Шопена, с протяженной мелодией и красочной гармонией. Заключительный номер, «Над рекой» — еще один ноктюрн.
Источник
Музыкальный анализ вокального цикла М.П. Мусоргского «Без солнца»
История создания, общая структура и музыкальный анализ вокального цикла М. Мусоргского «Без солнца»
Просмотр содержимого документа
«Музыкальный анализ вокального цикла М.П. Мусоргского «Без солнца»»
Кузнецов Вячеслав Сергеевич
Преподаватель Вокального отделения
КГБПОУ «Камчатский колледж искусств»
Музыкальный анализ вокального цикла
М. Мусоргского «Без солнца»
Цикл «Без солнца» создан в 1874 году.
70-е годы XIX века вошли в историю России как период реакции и застоя, последовавший после демократического подъема 60-х годов. В эти годы многие писатели, поэты, художники воспринимают мир трагедийно. Мусоргский не становится исключением, поэтому в вокальном цикле «Без солнца» композитор раскрывает тему трагического одиночества личности, погружает слушателя в мир чувств героя. В лице поэта Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова Мусоргский нашел поэтические тексты, способные отразить его авторские замыслы. Его подкупили искренность, тревожные и беспокойные думы о жизни, поэтому обращение к текстам Кутузова было неоднократным. Мусоргский сам их выбирал, извлекая нужное ему настроение, тему и в результате создал потрясающую, далекую от традиционной, музыку.
Общая структура цикла.
Содержание цикла «Без солнца» составляют шесть песен-раздумий или монологов:
«В четырех стенах», Andante tranquillo, D dur;
«Меня ты в толпе не узнала», Andante con moto, D dur;
«Окончен праздный, шумный день», Moderato assai, C dur;
«Скучай», Andantino, h moll;
«Элегия», Andantino mosso, Fis;
«Над рекой», Andante molto, Cis.
Анализ частей цикла
«В четырех стенах». Andante tranquillo. D dur.
Эмоционально сдержанный по характеру монолог. Текст, состоящий из двух строф, не столько передает переживания, сколько констатирует факты жизненной ситуации.
Мелодия строится на коротких фразах маленького диапазона, где преобладают интервалы секунды, терции и кварты. Преобладают декламационные черты, где отсутствуют распевы, длительности ровные, но не протяженные. Почти везде Мусоргский отделяет одну строку поэтического текста от другой ферматой, внутри фраз делает паузы, и это также придает повествовательность. В сдержанной аккордовой фактуре иногда появляются подголоски, унисонно повторяющие вокальную партию, либо образующие второй голос. Создается эффект внутреннего диалога.
Музыка монолога воспринимается как застывшая скорбь одиночества. Почти все произведение идет на тоническом органном пункте, что способствует ощущению статики, вызывает аналогии с некоторыми болезненными состояниями психики и в этом смысле предвосхищает два последних монолога цикла.
Тональность монолога – D dur. Мусоргский впервые трактует эту тональность как трагедийную.
Структура музыкального построения повторяет структуру поэтического текста, образуя две тексто-музыкальных строфы. Обе они достаточно четкие, правильные по строению, 1 строфа – 8 тактов, 2 строфа – 9 тактов, его структура 4+5 («лишний» такт, нарушающий квадратность, возникает за счет укрупнения длительностей в словах «ночь одинокая»).
По форме данный номер представляет собой неквадратный простой период, не повторного строения, состоящий из двух предложений, второе предложение с расширением. Тематически монолог состоит из двухтактных фраз. Есть вступление — 1 такт – аккорд. Кульминация – в 6 такте второго предложения, она характеризуется самой высокой нотой части (до диез) и предшествующему нагнетающему accelerando.
17 т
Источник