Вселенная Безумного Макса
Настоящее имя: Макс Рокатански
Вселенная: Mad Max
Первое появление: 12 апреля 1979 года, фильм «Безумный Макс»
Мировоззрение: добро
Оружие: обрез двустволки, который Макс носит в кобуре на бедре
Должность: ранее — офицер Основного Силового Патруля; в дальнейшем – путешественник.
Биографическая справка: в бытность свою в Основном Силовом Патруле Макс Рокатански вступил в конфликт с бандой байкеров – тогда же он потерял жену и сына, которых именно эти байкеры убили. Макс смог наказать убийц, они все погибли. Однако и жизнь самого Безумного Макса также потеряла всякий смысл со смертью двух самых любимых людей. Теперь все, чего он хочет – скитаться на своей машине по пыльным дорогам, вступая в схватки с бандитами и убийцами, защищая невинных и угнетенных, пусть даже иногда против своей воли.
Силы и способности: Безумный Макс не обладает никакими сверхъестественными силами, однако очень много умеет. Прежде всего, он превосходный водитель – собранный, хладнокровный, уверенный, за рулем Макс Рокатански находится в своей стихии. Водит абсолютно все, что ездит на колесах, также является и отличным механиком. Рукопашные навыки хорошие, прекрасный стрелок, очень метко бросает в цель ножи. Вместе с тем, Макс никогда не ищет открытой схватки – если есть возможность, он всегда старается уйти от нее и двинуться своей дорогой. Нельзя назвать Безумного Макса очень умным человеком, зато он очень находчивый – благодаря смекалке может выкрутиться из любого, даже самого трудного положения. Кроме того, отличается крайним упрямством и высокой степенью выносливости.
Друзья: нельзя сказать, что у Безумного Макса вообще есть хоть какие-то друзья. Они были в «прошлой жизни» — офицеры Основного Силового Патруля, гибель некоторых из них Макс переживал очень сильно. Но после наступления Апокалипсиса друзей у Макса больше не осталось. Время от времени он встречает людей, которым нужна помощь, и становится их другом – но потом Макс просто продолжает свой путь, а эти люди остаются позади.
Враги: а вот врагов у Макса Рокатански очень много. Байкеры, бандиты, различные фрики, господствующие на пустынях, оставшихся на месте Старого мира – все они противники Безумного Макса. Мир стал опасным местом, и потому здесь любой встречный может стать врагом…
Мир Безумного Макса можно назвать, в целом, довольно странным явлением, по сути, сделавшим ровно то, чего никто не ожидал от этой серии фильмов. Сами посудите: казалось бы, шаблонный боевик о постапокалиптическом мире с дорожными бандами, о битвах, и даже о локальных войнах, разворачивающихся на пыльных хайвэях… И тем не менее, людям он очень полюбился. Люди захотели видеть продолжения, ответвления в виде игр и комиксов. В общем, все то, что делает любую полноценную вселенную именно «вселенной». И мир под названием «Безумный Макс» все это предоставил в полном объеме.
Начало пути
Первая картина данной вселенной, появившаяся в прокате в 1979 году, рассказывает о мире, стоящем буквально «на грани», еле-еле удерживающемся от падения в пучину хаоса и безумия. На дорогах Австралии творят беззаконие жестокие банды байкеров, убивающие людей просто ради развлечения. Им противостоят офицеры Основного Силового Патруля, последняя линия обороны цивилизации, которая хоть как-то пытается удерживать порядок на дорогах. В распоряжении у офицеров – мощнейшие машины и мотоциклы, а также хорошее оружие, все это позволяет поддерживать в этом грязном мире хоть какой-то закон и порядок.
Первый фильм – своеобразная «предыстория» к основной серии. Здесь мы видим совсем еще молодого Макса Рокатански, блистательно сыгранного Мелом Гибсоном. У него есть семья, он добросовестно делает свою работу – и в итоге переходит дорогу банде мотоциклистов. Макс теряет жену и сына, после чего и становится тем, кого мы знаем – безжалостным воином дорог.
Как такового постапокалипсиса в первом фильме серии нет. Но атмосфера «начала конца» ощущается практически в каждом кадре этой картины. Экшена, который сводится к автомобильным погоням, здесь также более чем достаточно. Сам фильм открывается эффектной погоней, еще несколько поджидают зрителя по сюжету. Враги точь в точь такие, как положено – по-настоящему мерзкие, безжалостные, хуже животных. Впрочем, ближе к финалу и главный герой становится таким же – жалости к байкерам у него совершенно не остается, и поступает он с ними очень жестоко. Однако вряд ли кто-то будет сомневаться в том, что противники Макса такое отношение заслужили.
«Безумный Макс» сильно повлиял на развитие всего жанра постапокалипсис, а также – на жанр дизельпанк. Различные «пасхалки» к фильму можно встретить в таких известных игровых сериях, как Fallout, Carmageddon и многих других. Порадовали создателей и сборы картины – при бюджете в $350 000 фильм смог собрать в США $8 750 000. Разумеется, с такими замечательными показателями лента просто не могла остаться без продолжения.
Воин дорог
В сиквеле режиссер Джордж Миллер, поставивший и первую картину, смог наконец-то разгуляться на полную катушку. На съемки фильма «Безумный Макс 2: Воин дорог» было выделено аж $2 млн., что по меркам 80-х годов вполне неплохо, тем более для постапокалиптической ленты. А для Австралии «Безумный Макс 2» на тот момент вообще был самым дорогим фильмом за всю историю. При этом картина, увидевшая свет в 1981 году, смог собрать в прокате более $23 млн., и до сих пор считается одной из лучших картин во всей серии о Безумном Максе. Чем же этот фильм так полюбился зрителям?
Прежде всего, Джордж Миллер наконец-то показал нам «тоскливое будущее». Глобальная экологическая катастрофа уже произошла. Мир превратился в пустыню, по которой колесят уродливые бандиты. Машины и бензин – средство для выживания, а также основная ценность – в некоторых случаях бензин дороже человеческой жизни. А потому немногочисленные нефтедобывающие поселения постоянно атакуются бандами «лихих людей», требующими топлива. В одно из таких поселений попадает Безумный Макс, которому предстоит помочь людям, потерявшим надежду…
Наконец-то Миллер снял именно такой фильм, который нам многие годы стал просто «символом» этой вселенной. Мы видим, насколько изменился сам Макс, ожесточенный своим горем. Теперь это действительно просто воин дорог, одинокий путешественник, постоянно движущийся по этому пустому миру. Мы видим, как бандиты, ставшие реальной властью, безжалостно давят последние очаги цивилизации. Как люди, превратившиеся в настоящих волков, уничтожают друг друга ради драгоценного топлива. И, конечно же, мы наблюдаем погони. Особенно удалась создателям финальная гонка, в которой принимают участие десятки автомобилей. Взрывы, стрельба, преследования – и, само собой, отлично переданная атмосфера постапокалипсиса.
Кстати, фильм, как и первую картину, относят к дизельпанку. Однако от этого жанра во всей серии «Безумный Макс» есть только отдельные черты – никаких фантастических технологий, только «мрачное будущее», выстроенное на основе бензиновых двигателей, да немногочисленные диковинные авто. На самом деле, в старом диснеевском мультсериале «Чудеса на виражах» дизельпанка гораздо больше, чем во всех «Безумных Максах» вместе взятых. Но вот если брать постапокалипсис – тут «Максы» попали в цель идеально. Виной тому, само собой, чудесно переданная атмосфера, которая осталась прежней и в триквеле. Кстати, по мотивам «Воина дорог» в 1990 году была выпущена видеоигра, которая, впрочем, по сегодняшним временам смотрится очень убого. Даже фанатам Макса вряд ли будет интересен этот проект.
Под куполом грома
Третий фильм о Безумном Максе, появившийся на экранах в 1985 году, стал превосходным завершением трилогии. Нам показывали очень атмосферное Начало Упадка, нам показывали Постапокалипсис – в третьем же фильме нам показали Возрождение Цивилизации. Спустя 13 лет после событий предыдущей картины Безумный Макс пришел в самый настоящий новый город, Бартертаун, живущий по своим законам и правилам. Экономика, торговля, эмбарго на поставку продукции, законы – все то, что есть в цивилизации, показано и в третьем мире. Пусть упрощенно, пусть несколько непривычно – но цивилизация возрождается, и никаким катастрофам ее не сломить, вот что демонстрирует нам режиссер Джордж Миллер.
В кинокартине «Безумный Макс 3: Под куполом грома» бессменный главный герой попадает в город, где царят торговые отношения, а также установилось настоящее двоевластие. Макс, как обычно, преследует свои интересы – ему нужно вернуть верблюдов, украденных у него неким разбойником. И чтобы вернуть их, он идет на соглашение с одной из ветвей власти города (блистательно представленной Тиной Тернер) – в итоге ему предстоит выйти на схватку с мощным противником, один на один, на арене под названием Купол Грома.
Гладиаторские бои – излюбленная тема создателей постапокалиптических кинокартин, и вовсе не удивительно, что вселенная Безумного Макса также не обошла стороной данную тему. Теперь погони и машины отходят на второй план, тогда как на первом – жестокие поединки в декорациях «постапокалиптической цивилизации», а также всевозможные «дворцовые интриги» и «подковерные игры». И только ближе к финалу Джордж Миллер вспоминает, за что полюбили Безумного Макса, и предлагает нашему вниманию полноценную погоню на автомобилях, преследующих, ни много, ни мало, целый поезд. Вот здесь режиссер доказывает, что он не потерял хватку – погоня, которую так долго пришлось ждать, абсолютно не уступает по уровню гонкам предыдущих фильмов из этой серии. Разве что на этот раз среди преследователей не бандиты, а представители закона, которые, впрочем, не так далеко ушли от тех же бандитов – ни по одежде, ни по поведению. В самом финале «Безумного Макса 3» приятно удивляет персонаж Тины Тернер – впрочем, это вам уже стоит увидеть самостоятельно. Кстати, сюжет довольно хорошо расширяет роман-новеллизация «Безумный Макс: За пределами купола грома», который был написан Джоан Виндж в 1985 году, на основе сценария фильма.
Мел Гибсон по-прежнему прекрасен в роли Макса, хотя, возможно, он уже начал уставать от этого образа. Так или иначе, свою трилогию Гибсон завершил достойно. Новое время требует нового Безумного Макса – и, само собой, новые истории о нем.
Возвращение Макса
О кинокартине «Безумный Макс: Дорога ярости» мы долго распространяться не будем, тем более что ей в этом номере журнала посвящена полноценная статья-обзор. Вкратце скажем, что возвращение получилось по-настоящему триумфальным, и Джордж Миллер настроен оптимистично – он уже планирует еще два полнометражных сиквела (дескать, у него уже есть две отличные идеи для них, плюс Том Харди, новый исполнитель роли Макса, сразу подписал контракт на несколько фильмов), а кроме того, уже в конце этого года выйдет весьма многообещающая игра Mad Max, разработку которой ведет студия Avalanche. Вот о ней нам бы хотелось рассказать подробнее.
Avalanche известна как создатель легендарного сериала Just Cause, знаменитой «игры-песочницы» — и в случае с Mad Max студия не собирается отходить от собственных правил. Игра о приключениях Безумного Макса также будет «песочницей» с открытым миром, поделенным на «зоны», между которыми смогут путешествовать игроки. На каждой из таких «зон» мы увидим все прелести «дизельпанковского постапокалипсиса». Тут вам и лагеря бандитов, и зверского вида автомобили, раскатывающие по здешним пыльным дорогам, и даже по два-три «босса» на каждой зоне – их нужно будет побеждать, чтобы открывать дорогу дальше по сюжету.
Первые же скриншоты показали, что разработчики очень чтят первоисточник. Атмосфера, знакомая нам по фильмам о Безумном Максе, в новой игре передана безукоризненно – и через внимательное отношение к автомобилям, и через пустыни и размалеванные рожи бандитов, атакующих главного героя.
Релиз Mad Max намечен на 4 сентября 2015 года, игра создается для PC, PlayStation 4 и Xbox One. Что касается сюжета – наверняка в нем будут «пасхалки, отсылающие к событиям первого «Безумного Макса», а также «Дороги ярости», и, возможно, «Воина дорог». Однако сама по себе игра будет сопровождаться собственным, «эксклюзивным» сюжетом, нисколько не пересекающимся с фильмами. Уже известно, что завязкой станет очередной конфликт – банда мародеров угоняет машину Макса, знаменитый «Перехватчик», после чего главный герой отправляется в погоню за ними… О том, чем все это заканчивается, мы узнаем уже осенью текущего года.
В целом, вселенная Безумного Макса, уже пережившая возрождение, продолжает стремительно развиваться. И очень любопытно будет посмотреть, чем в итоге закончится вся эта история.
Источник
Возвращение «Безумного Макса» Путеводитель по вселенной Макса: от «Перехватчика» до Пса
К долгожданной премьере новой серии австралийской франшизы Анна Сотникова составила подробную энциклопедию по миру «Безумного Макса».
Фильмография
«Безумный Макс»
В недалеком будущем в Австралии иссякают энергетические ресурсы — население, зависящее от бензина, выходит из-под контроля. Общественный порядок в руинах, главарь банды байкеров-анархистов по прозвищу Ночной Ездок бежит из-под стражи, но, оторвавшись от трех патрулей, встречает на своем пути офицера Макса Рокатански. Ночной Ездок въедет в грузовик и умрет, а в налаженный быт Макса ворвутся остальные участники банды, убьют его семью и попытаются добраться до него самого. Но не тут-то было: потерявший все Макс поднимает пыль тяжелыми сапогами и отправляется мстить.
Первая часть, с бюджетом в 350 тысяч австралийских долларов, снятая одержимыми кинематографом самоучками Джорджем Миллером и Байроном Кеннеди за 12 недель в их родном Мельбурне, окончилась для Австралии ренессансом местного кинематографа, а для авторов, которым пришлось монтировать фильм у себя дома, — триумфальной международной гастролью, строчкой в Книге рекордов Гиннесса и миллионом голливудских предложений, в том числе — снять «Рэмбо: первую кровь». От всего этого Миллер тем не менее отказался, заявив, что ему еще надо учиться, и занялся производством второй части.
«Безумный Макс-2: Воин дорог»
Через несколько лет после событий первой части в антиутопическом австралийском обществе назревают восстания. В условиях военной обстановки власти вынуждены создавать специальные политические бригады для того, чтобы усмирять преступные группировки, разъезжающие по Австралии на своих автомобилях. Правительство в руинах, Макс Рокатански стал кочевником. В пустыне Макс встречает изобретателя, который покажет ему небольшую общину около одинокой нефтяной вышки. Скважина осаждается группой бандитов, стремящихся завладеть бензином. Интерес в бензине есть и у самого Макса, но, потеряв автомобиль и собаку, ему снова придется заниматься привычным делом — мстить.
Вторая часть стоила примерно в десять раз больше первой и стала самым дорогим австралийским фильмом в истории местного кинематографа — более того, для него была построена самая дорогая декорация. Затем последовал самый большой взрыв в австралийском кинематографе — когда эту площадку ликвидировали. Мел Гибсон, ставший суперзвездой после «Воина дорог», в этом фильме произносит всего 16 реплик, две из которых — «Я просто зашел за бензином». «Воином дорог», кстати, фильм пришлось назвать из-за того, что первая часть выходила в лимитированный прокат в США и американская аудитория не способна была понять, что это — сиквел. Поэтому же, кстати, в международном трейлере почти нет Гибсона, зато есть перестрелки и погони — чтобы никого не смущать малоизвестным актером.
«Безумный Макс-3: Под куполом грома»
Ядерная война разрушила цивилизацию, и Макс без дела слоняется по пустынным дорогам. Судьба приводит его в провонявший свиным навозом Бартертаун, управляемый жестокой Тетушкой Энтити и карликом Мастером, которого таскает на плечах гигант Бластер. Макс с трудом выбирается из города и натыкается на секретный оазис, где живет секта, состоящая из детей и подростков, выживших после авиакатастрофы. Те принимают Макса за пророка, и теперь ему придется их спасать.
На самом деле Джордж Миллер не собирался снимать третью часть, решив, что поставил довольно серьезную точку в конце второй. Но у него был план снять постапокалиптическую версию «Повелителя мух», романа Уилльяма Голдинга про диких детей, которых спасли моряки. Когда Миллеру то ли в шутку, то ли всерьез предложили, что нашедшим детей человеком может быть Макс, он всерьез загорелся этой идеей и написал «Под куполом грома». Третья часть оказалось самой неудачной — не в последнюю очередь из-за личных обстоятельств Миллера (см. пункт «Байрон Кеннеди»), — не слишком удачно прошла в прокате, и до сих пор многие — как критики, так и фанаты — предпочитают делать вид, что ее просто не было.
Из чего сделана вселенная «Безумного Макса»
Автокатастрофы
Фотография: Warner Bros.
Джорджа Миллера с раннего возраста захватывала субкультура, построенная вокруг насилия и автомобилей, — он вырос в небольшом городе в австралийском Квинсленде, где происходило очень много автокатастроф — в них погибли трое его школьных приятелей. Позже, когда он работал врачом дежурного отделения в Мельбурне, он встречался с жертвами автокатастроф ежедневно — его страхи, размышления и живое представление об автомобильных авариях и стали главным вдохновением для «Безумного Макса». Как он скажет потом в интервью, «в США есть культура оружия, а у нас культура своя — автомобильная».
Автомобили
Желтый «Перехватчик» Макса — это перекрашенный по моде Ford Falcon XB 1974 года. «Биг Боппер» Рупа и Чарли — это тоже Ford Falcon, и оба они – вышедшие из употребления полицейские машины штата Виктория. Знаменитый черный «Преследователь» — это Ford XB Falcon GT351 1973 года, переделанный механиком Мюрреем Смитом, Питером Аркадипейном из Ford Australia и другими. После съемок машину отправили по стране в рамках промокампании, а затем собирались продать — но ей никто не заинтересовался, машина вернулась в ведомство Мюррея Смита, а после и во второй фильм. Грузовик, который разбивают в начальной сцене, — это грузовик самого Джорджа Миллера, предоставленный им из-за недостатка средств. Из-за этого же, кстати, пришлось отменить примерно 20 процентов запланированных автомобильных погонь.
Англия
Забастовки «зимы несогласия»
Фотография: TUC Library Collections
Еще одна серьезная деталь общей безумной атмосферы франшизы и ощущения того, что мир вышел из-под контроля, — английская «зима несогласия» 1978–1979 годов, когда в Британии уровень инфляции достиг рекордных отметок и по всей стране начались массовые забастовки рабочих, включая знаменитую забастовку мусорщиков, когда улицы в Лондоне оказались завалены мусором.
Вестерны и самураи
Кадр из фильма «Шейн»
Фотография: Paramount Pictures
Несмотря на то что Миллер активно отмахивается от всех параллелей и в качестве вдохновения называет книгу Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами», Безумный Макс имел в числе своих предков Человека без имени из «Долларовой трилогии» Серджо Леоне, самурая Сандзюро Кувабатакэ из «Телохранителя» Акиры Куросавы и Бэтмена — неизвестных героев, вставших на защиту собственной территории посреди полнейшего хаоса. Это Миллер признает только после того, как фильм выйдет в прокат и получит огромные сборы. Во вторую часть тем не менее он вставит линию, оказавшуюся ссылкой на классический вестерн 1953 года «Шейн» — дружбу Макса с диким ребенком.
Врачи
После дежурного отделения, уже когда «Безумный Макс» был придуман, Миллеру вновь пришлось поработать врачом — на стадии производства им с Кеннеди (см. пункт «Байрон Кеннеди») пришлось собирать деньги, разъезжая на машине скорой помощи. Миллер лечил, Кеннеди водил — и так целых три месяца. Медицинский опыт также пригодился во время съемок фильма: многие эпизоды были экранизацией того, что Миллеру довелось видеть своими глазами.
Мел Гибсон
Фотография: Roadshow Entertainment
Никому в то время не известный актер Мел Гибсон, успевший сняться только в одном серферском триллере, за который ему заплатили 20 долларов наличными и отправили восвояси, по его словам, и не собирался на прослушивание «Безумного Макса», а просто пришел поддержать друга. Накануне он подрался в баре, и его лицо было равномерно покрыто синяками — «как черно-синяя тыква», вспоминает он. На прослушивании тем не менее ему сказали: «Нам нужны фрики» — и попросили зайти через пару недель. Когда он вернулся, его едва смогли узнать — синяки прошли, и команда единогласно решила, что надо позволить ему попробоваться на главную роль. Он удачно пошутил, смог доказать, что действительно может водить, и получил роль. Есть, правда, предположение, что все это байка, придуманная самим Гибсоном, а роль ему дали просто за приятную внешность. Тем не менее она сделала его звездой: после международного успеха «Безумного Макса» Гибсона сначала снял Питер Уир, потом посыпались голливудские предложения, а затем — окончательно утвердившая его в статусе нового героя боевика франшиза «Смертельное оружие». Когда Гибсона спросили, зачем он вернулся во вторую часть, ведь он же католик и ему, наверное, не стоит сниматься в подобном, он ответил: «Мой персонаж — это Иисус, затянутый в черную кожу».
«Заводной апельсин»
Еще один серьезный источник вдохновения для Миллера — роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин», из которого он почерпнул то, как должны разговаривать члены банды Пальцереза. Миллеру хотелось избежать слишком современно звучащих диалогов и придумать, как это сделать, ему помог журналист Джеймс МакКосланд, с которым он познакомился на вечеринке. В результате бандиты разговаривают удивительно цветистыми лингвистическими конструкциями — как раз благодаря Берджессу и МакКосланду.
Байрон Кеннеди
Уроженец Мельбурна, Байрон Кеннеди в возрасте 18 лет основал собственную компанию Warlock Films и начал продюсировать авторские короткометражки, в 21 — получил австралийский The Kodak Trophy за свою короткометражку «Hobson’s Bay» — документальное исследование о районе Мельбурна Уилльямстауне. Эта награда позволила ему много путешествовать и познакомиться с особенностями кино- и телеиндустрии по всему свету. Потом Кеннеди вернулся в Австралию, где поступил в Университет Нового Южного Уэльса и познакомился с Джорджем Миллером. Они быстро подружились и сделали вместе короткометражку «Насилие в кино: часть 1», получившую международное признание. На волне совместного успеха было решено создать новую продюсерскую компанию Kennedy Miller, первым — и самым важным — фильмом которой и стал «Безумный Макс», придуманный Кеннеди и Миллером бессонными ночами в университете. Вместе они и монтировали его — за неимением бюджета это пришлось делать в спальне Кеннеди на самодельном аппарате, который его отец, инженер, собрал специально для них. Кеннеди разбился на вертолете в 33 года во время съемок третьей части «Безумного Макса», пока занимался подбором локаций. После смерти друга Миллер потерял к проекту интерес, доделывал его спустя рукава, занимаясь только экшен-сценами и оставив все остальное соавтору Джорджу Огилви, а позже — учредил премию имени Байрона Кеннеди за выдающиеся достижения в области кинематографа и телевидения.
Костюмы
Тина Тернер и ее костюм в «Под куполом грома»
Фотография: Warner Bros.
Из-за небольшого бюджета костюм из настоящей кожи на площадке достался только Гибсону и его другу Стиву Бисли, который играл Гуся, всем остальным пришлось щеголять в виниле. Существует также многословное объяснение костюма главного героя из второй части, подробно рассказывающее, что стало, например, с рукавом, а также для чего нужна каждая дырка. Также любопытный факт: железный костюм Тины Тернер из «Под куполом грома» весил больше пятидесяти килограмм.
Несчастные случаи
Гусь и его мотоцикл
Несмотря на скромный бюджет, Миллер и компания брали на себя серьезные риски: многие экшен-сцены снимались на реальных скоростях — например, когда спидометр Гуся показывает 180 километров в час — это чистая правда, снятая оператором на велосипеде, привязанном к машине. Странно, что основные несчастные случаи происходили даже не на съемках: главный каскадер Грант Пейдж и Рози Бейли, актриса, которая должна была играть жену Макса, ехали на мотоцикле, пытаясь успеть на съемки, но их подрезали на дороге, и они разбились. Оба переломали ноги: Бейли пришлось заменить на Джоанну Сэмюэль, а Пейджу немножко отдохнуть. Несмотря на это, он все равно исполнил несколько трюков — например, когда «Перехватчик» перепрыгивает через караван в открывающей фильм погоне. Сцена смерти Ночного Ездока снималась три дня, и в ней использовали военную ракету, которая должна была взрываться прямо перед машиной. Пока снималась эта сцена, было уничтожено четырнадцать машин — и каждая катастрофа была снята одним дублем. Это был настолько опасный трюк, что каскадера просили не есть ничего за 12 часов до съемок — на всякий случай, вдруг ему придется отправиться в больницу и делать операцию.
Нефтяной кризис
Очередь на американскую бензоколонку в 1973 году
Один из главных источников вдохновения Миллера — знаменитое нефтяное эмбарго 1973 года, когда страны — члены ОПЕК, а также Египет и Сирия заявили, что не будут поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в конфликте с Сирией и Египтом. Речь шла в основном про США и их союзников в Западной Европе, а цена на нефть за год выросла с 3 до 12 долларов за баррель. Миллер в то время начал удивляться, на что способны люди ради того, чтобы заставить свои машины ездить, а его соавтор сценария, журналист Джеймс МакКосланд, вдохновлялся своими воспоминаниями о протестах около бензоколонок, огромных очередях и насилии, на которое шли австралийцы, отчаявшись получить дешевый бензин.
«Новая волна» австралийского кинематографа
«Безумный Макс» стал возможен, в частности, потому, что в австралийском кинематографе в те годы происходило нечто вроде ренессанса: в начале 1970-х премьер-министр Джон Гортон ввел несколько реформ по поддержке кино и искусства, а его последователь Гоф Уитлэм их поддержал. «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира и «Sunday Too Far Away» неплохо прошли на зарубежном рынке, но «золотой век» австралийского кинематографа начался как раз после успешной гастроли «Безумного Макса», поднявшей индустрию на новый уровень международного признания. Во второй и третьей частях франшизы даже встречаются цитаты из Гофа Уитлэма: «We’re going to either crash, or crash through» и «One day, cock of the walk. Next, a feather duster».
Новая Зеландия
«Безумный Макс» не вышел в Новой Зеландии из-за сцены, в которой Гусь сгорел заживо в своей машине. Она повторяла инцидент с реальной бандой, произошедший незадолго до выхода фильма, поэтому первую часть показали там только в 1983 году — после того как сиквел получил крупнейший международный успех, — и то добавив ему рейтинг «18+».
«Парень и его собака»
Кадр из «Парня и его собаки»
Фотография: First Run Features
Еще одно серьезное вдохновение для Джорджа Миллера, которое он сам любит упоминать, — постапокалиптический боевик Л.-К.Джонса 1975 года про то, как в 2024 году после ядерной войны общество раскололось надвое: на радиоактивной поверхности живут одиночки, занятые борьбой за выживание, а под землей — выжившие, среди которых парень и его сверхумная собака, владеющая телепатией. Именно в «Парне и его собаке» Миллер нашел тот постапокалиптический настрой, из-за которого решил перенести действие своей истории в недалекое будущее.
Переозвучка
В то время, когда «Безумный Макс» выходил в кино, у американской аудитории не было достаточного опыта по части просмотра фильмов с австралийским акцентом. Поэтому картину пришлось переозвучить, чтобы не распугать зрителей и избежать коммерческого провала, — оригинальный голос остался только у Робины Чаффи, певицы из ночного клуба «Шугатаун». Австралийскую звуковую дорожку в Америке впервые услышали только в 2002 году, когда вышло специальное переиздание DVD «Безумного Макса».
Прибыль
Официальный трейлер первого «Макса»
Всего на производство фильма Миллеру и Кеннеди удалось собрать 300 тысяч австралийских долларов, притом 15 из них выплатили в качестве гонорара Мелу Гибсону. После местного, австралийского релиза, взорвавшего публику, «Безумного Макса» продали в Америку, а затем и в мировой прокат, где в результате он собрал больше 100 миллионов долларов, оказавшись, таким образом, фильмом-рекордсменом по наивысшему соотношению прибыли и бюджета. Это звание в Книге рекордов Гиннесса «Макс» удерживал вплоть до 2000 года, пока его не сменила «Ведьма из Блэр».
Фотография: Warner Bros.
Собаку Макса из второй части звали просто Пес, съемки фильма спасли его от усыпления. Члены съемочной группы приехали в приют за день до того, как Пса должны были усыпить, и выбрали именно его, потому что увидели, что тот играет с камнем как с игрушкой. Более того, Пес принес этот камень и положил под ноги Миллеру, — из чего тот сделал вывод, что собака умная, ее можно обучить трюкам и снять в кино. Псу съемки не очень нравились, а гул моторов и вовсе его пугал, что приводило к неприятным инцидентам на площадке, поэтому для Пса разыскали специальные беруши. После съемок его забрал к себе один из операторов, и «Воин дорог» оказался единственным фильмом в его кинокарьере.
Источник