Меню

Бог космоса у древних славян

Представления древних славян о космосе

Космос всегда привлекал древних славян своей могущественной красотой. Человек прошлого не только любовался бездонным космосом с его звёздами, созвездиями, солнцем, луной, но и обожествлял, как само небо, так и различные явления, которые происходили над его головой. Для того чтобы создать целостную картину мироздания, славянам просто необходимо было обращаться к космосу, как части или основному элементу Вселенной. Космос в этом смысле был обителью Богов, как, впрочем, и в других культурах мира. Достаточно точно выяснено, что у людей, живших в древнюю эпоху, астрономия (палеоастрономия) была развита весьма сильно. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Какому богу принадлежал космос?

Какому именно богу языческого пантеона принадлежал космос – сказать довольно затруднительно. Но всё же главенствующую роль здесь занимает именно Сварог. Сварог считался не только богом-кузнецом, но и богом неба. Именно Сварог Бог Неба породил Солнце-Даждьбога, которое считалось его сыном, а многие из явлений, как то: кометы, метеоры, сгорающие в атмосфере, именовались не иначе, как Сварожичами, то есть детьми Великого Неба или Космоса. Бог Род также являлся богом бездонного космоса, в котором он, как пишется в древнейших сказаниях, как в чёрной реке (море, океане) появился из яйца.

Одно из лингвистических исследований может подарить нам интересную версию происхождения самого слова «космос». Согласно этой теории, слово Космос имеет родственную связь с именем одной из главных богинь славян-язычников Мокошью. Космос изначально греческого происхождения — kosmos, однако Мокошь на греческий лад выглядит как mokos. Действительно kosmos и mokos выглядят довольно похожими, и вполне может так быть, что Космос отождествлялся с Мокошью. В традиционном понимании Макошь всегда была связана с Луной. Это самое яркое и большое тело на ночном небосклоне представлялось древним славянам олицетворением Макоши. Её помощницы, которых часто изображают рядом на вышивке, на оберегах и так далее — Лада и Леля, на ночном небосклоне находятся рядом. Созвездия Лады и Лели раньше назывались созвездиями лосих: Большой Лосихи — Лады и Малой лосихи — Лели (дочь Лады). Сегодня мы знаем эти созвездия под названием Большой и Малой Медведицы.

Солярные верования

В писаниях некоторых зарубежных авторов, которые были на Руси ещё в языческие времена, говорится о том, что у славян были строительные объекты, которые были предназначены для наблюдений за Солнцем и небесными светилами. Это говорит о том, что астрономия и, вероятно, какая-то форма астрологии существовали у древних славян не просто как любопытство и чисто мифологический интерес, но и как серьёзная наука.

Другой анонимный автор писал, что «славяне исповедуют религию огнепоклонников и поклоняются солнцу», «Они исповедуют религию сабиев, и они поклоняются звёздам… и у них имеется семь праздников в году, которые именуются по названиям звёзд (предположительно солнце с луной и пять планет), и самый главный из них — это праздник солнца (скорее всего – Купала)». Арабский историк Масуди в одной из своих книг писал о славянах следующее: «В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них одно здание на горе, о которой писали философы, что она одна из самых высоких в мире. Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения над восходом солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нём, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков». Не правда ли, очень интересное заявление? К сожалению, до сих пор так и не удалось выяснить, что это за храм-обсерватория славян, о котором писал Масуди в X веке, и где он находился. Вообще, как выясняют историки, в дохристианскую эпоху астрономические знания были очень сильно развиты и у славян и у других языческих народов, к примеру, кельтов, которые для этих целей построили грандиозный комплекс Стоунхендж.

Читайте также:  Графика космос гелевая ручка

Лунница

Говорит о многом один из оберегов славян, который называется — Лунница. Лунница представляет собой полумесяц ночного небесного светила. Часто на ней изображались звёзды, а также дождь, солярные знаки и т.д. Сама Луна, которую можно увидеть на ночном небосклоне в ясную погоду, была именно женским покровителем. Солнце — мужским. Солнце и Луна представлялись как муж и жена, а частые звёзды — их дети. Конечно, такие явления, которые поражали людей во все эпохи их существования, должны были иметь какое-то отношения к мифологии, верованиям, магическим действиям, и всё это было. У славян были свои представления о космосе и, соответственно, свои названия этих звёзд. Так, к примеру, созвездие, которое сейчас знают, как Созвездие Плеяд, в дохристианскую эпоху именовалось как Созвездие Волосыни или просто Волосыни, то есть Созвездие Велеса. Один из старинных заговоров упоминает такие древнерусские названия звёзд и созвездий, как Сажара, Кучекроя, Замежуя и Отвори Ворота.

Знания о планетах

Картина «Заря Зареница»

Исследуя фольклор и заговоры, было выяснено, что славяне знали о существовании планеты Венеры и даже знали циклы её перемещений на небосклоне. Называли её: Утренняя звезда, Вечерняя звезда, Вечерница, Денница, Зорница, Зирныца, Зараянка. В одном из заговоров Венера именуется как Зоря Зараница или Заря Зареница. Венера является третьей по яркости после Солнца и Луны и при определённых условиях может быть видна невооруженным взглядом даже днём. На берегу Бологовского озера была обнаружена неолитическая стоянка людей. Здесь было найдено два интересных камня, на одном из которых было выбито созвездие Большой Медведицы, а на другом созвездие Плеяд. Это доказывает, что даже в такую давнюю эпоху, люди прекрасно знали различные созвездия, и они играли некую роль в верованиях и обрядности. В Сибири, долине реки Ангара, также был обнаружен интересный артефакт. Здесь находится, так называемый, памятник верхнепалеолитической культуры Мальта. В одном из захоронений была найдена пластинка, которая оказалась настоящим календарём (мальтийская календарно-астрономическая таблица), который учитывал перемещение по небу Солнца, Луны, Венеры, Марса, Сатурна, Юпитера и Меркурия. Сложно ответить на вопрос: зачем древним людям каменного века, которых представляют как полудиких охотников и собирателей, были нужны такие обширные и точные знания? Стоит только представить, что возраст пластинки-календаря 24 000 лет! Существует множество предположений на этот счёт, главными из которых являются: верования, которые предполагали слежение за небесными Богами-Светилами, гадательный и предсказательный элемент, а также навигационный, для определения маршрута движения. Однако, как бы то ни было, это нисколько не умаляет того факта, что познания древних людей о небесных светилах были удивительно-точными.

Звезды в представлениях славян

В христианских поучениях против язычества мы можем встретить следующие строки. Слово Ефрема Сирина о втором пришествии паствы: «отрицаемъся… верования въ солнце и въ луну и въ звёзды и въ источники…». На исповедях священники спрашивали у своих прихожан: «Кланялся ли ты солнцу и месяцу и звёздам или заре?». Таким образом, мы можем наглядно увидеть, что язычники обожествляли различные природные явления и небесные светила.

Звёзды в представлении славян были не просто далёкими светилами и не только богами, видимыми в небе, но ещё и душами людей, которые, покинув этот мир, светятся на ночном небосклоне и освещают мрак ещё живым. Падающие звёзды представлялись как души, которые приходят в мир живых, чтобы родиться в новом теле. По другой версии наоборот – падающие звёзды – это души умерших, которые переселяются в мир мёртвых. По этой версии – при рождении ребёнка на небе загорается его звезда, а когда он умирает, звезда падает с неба или гаснет. Спускание душ с неба фигурирует в различных сказках, заговорах, поговорках. В одних это действие представляется, как падение с неба ребёнка, в других говорится о том, что душу спускает на ниточке Бог: «Бог на нитоццы спустиу» или «Твий батько виз овэс, а ты упау з небэс». В поучениях против язычества написано: «Род седя на воздусе мечетъ на землю груды и в том рождаются дети». Из всего вышесказанного становится понятно, что славяне верили в звёздное происхождение души, но не как инопланетное происхождение, а как изначального обитателя небесного царства.

Читайте также:  Амонг ас космос карты

Представления древних славян об устройстве мира: образ Мирового Древа

Славянское мировое древо

Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «Желтка» – наш живой мир, мир людей. Нижняя «исподняя» сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей. Как ни удивительно, но, случайность это или нет, древние славяне имели представление о форме Земли и смене дня и ночи.

Вокруг Земли, подобно яичным желткам и скорлупе, расположены девять небес (девять – трижды три – священное число у самых разных народов). Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно – для Солнца и звезд, другое – для Месяца, еще одно – для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: «разверзлись хляби небесные». Ведь «хлябь» – это морская бездна, водный простор. Мы все еще многое помним, только не знаем, откуда эта память и к чему она относится.

Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. По мысли древних славян, Мировое Древо похоже на огромный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. Это дерево было очень важным элементом древнеславянской мифологии – оно связывало все три уровня мира, простиралось своими ветвями на четыре стороны света и своим состоянием «состоянием» символизировало настроение людей и Богов в различных обрядах: зеленое дерево означало достаток и хорошую долю, а засохшее символизировало уныние и использовалось в обрядах, где участвовали злые Боги.

А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в «хлябях небесных» есть остров. Остров этот называли «ирием» или «вирием».
Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово «рай», так прочно связанное в нашей жизни с христианством. А еще ирий называли островом Буяном. Этот остров известен нам по многочисленным сказкам. И на том острове живут прародители всех птиц и зверей: «старший волк», «старший олень» и т.д.

Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осенью перелетные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» – рассказывают, как поступили с ними люди.
Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился – не оберется беды… (Как мы видим, язычники отнюдь не считали себя «царями» природы, которым позволено грабить ее как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и понимали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека.)

Древние астрономы

Это открытие положило начало череде исторических сенсаций. Изучая древние славянские рукописи, исследователи заметили, что представление славян о мире, времени и космосе более глубокие, чем даже знания современных ученых.

Согласно одной из древних славянских рукописей, сейчас наступил 604389 год. А это означает, что по верованиям наших предков время появилось гораздо раньше, чем оно было создано Богом по Библии.

В рукописном тексте сказано, что летоисчисление славяне ведут с начала самого времени, которое возникло вместе с появлением трех солнц, т.е. с реального Космического явления. Но когда это произошло? И почему наши предки считали это началом времени? Чтобы ответить на эти вопросы, исследователи обратились к последним открытиям в области астрофизики. Мир древних славян покрыт множеством тайн, но ученые не опускают руки и стараются докопаться до сути.

Читайте также:  Космос тела солнечной системы

Они рассчитали, что наши предки могли наблюдать сразу три солнца только в одном случае – если бы произошло сближение нашей галактики с соседней, в которой могло быть сразу две Солнечные Системы. В результате этого, наше солнце и два солнца-гиганта из другой галактики могли быть видны на небосклоне.

Данные о космосе из древних писаний

Согласно реконструкциям по Збручскому идолу и подобным ему средневековым изображениям славяне делили мир на три яруса. Верхний ярус – небо, мир богов. Средний ярус – мир людей. Нижний, подземный ярус – мир духов, теней. Каждый ярус имел цифровое обозначение (1,2,3) и символизировался птицами (небо), волком и медведем (земля) и змеем (подземный мир). Нижний ярус включал в себя несколько частей, проникнуть под землю и вернуться обратно можно было через колодцы, реки, озёра и моря.

Согласно «Велесовой книге», эти три яруса имели собственные названия: нижний ярус назывался «Навь», средний – «Явь», а верхний – «Правь». Однако данный источник большинством исследователей признан фальшивкой. Все три яруса объединяло мировое древо, или древо жизни: корнями оно уходило под землю, ствол и дупло в нём – в мире людей, а ветви – в небе.

В «Слове о полку Игореве» (XII в.) даётся образное описание дерева: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». Многие видят в слове «мысь» образ белки Рататоск, бегающей по стволу древа перенося перебранку между орлом и драконом, известной в скандинавской мифологии. Однако обычно это слово переводится как «мысль», а древо в тексте называется ещё «мысленным древом» (образное изображение гусель Бояна).

Мировое древо упомянуто также в Иоакимовской летописи. С образом древа связана кириллическая буква «Ж» («живот», «живете» – жизнь). По мнению учёных, у славян мировым древом был дуб. Солнце, двигаясь вокруг мира людей по своему пути («путь Хорса»), посещает и небо, и подземное царство (ночное Солнце). Особое место занимают моменты восхода и захода Солнца (образы вечерней и утренней Зари).

Славяне выделяли четыре или восемь сторон света. Наиболее значимыми были запад, как ориентация тела усопшего в могиле, и северо-восток, как ориентация храмов на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. Считается, что у славян были представления о «рае», который в восточнославянском фольклоре называется Ирий (Вырий), это место связано с Солнцем и птицами, находится на юге или под землёй (под водой, в колодце). Туда переселяются души усопших.

Выводы

В славянском язычестве, прежде всего, почиталась сама идея божественности, которая понималась через целый спектр образов и значений от персонификаций до общего всеприсуствия в Мироздании. Космос, Стихии и Природа в единстве составляли для славян жизненную сферу одухотворенной материи. Духовное начало концентрировалось в феноменах видимых миров, объективировалось в окружающем людей пространстве, социуме и в самом человеке.

Славянская космогония изначально предполагала возникновение мира из единого божественного источника. Божественные миры тесно взаимосвязаны и непосредственно взаимопроникают с материальными Космосом, Стихиями, Природой. При этом в творении соучаствуют силы разных уровней, что задает подчиненное положение низшего начала высшему, условную положительность и отрицательность этих начал. Такое разделение в христианской интерпретации народных верований славян оказалось связанным с резким противопоставлением добра и зла, божественного и дьявольского, высшего и низшего, светлого и темного.

Славянский многоуровневый политеизм отличается внутренней цельностью, красотой и совершенством и представляет собой достаточно развитую, сложную и универсальную систему, поскольку древнее язычество сочетает в себе идею Высшего Творящего Начала Божества Высочайшего Уровня, иерархию божественности во всех ее разнообразных проявлениях и подчиненные им всевозможные миры и уровни Мироздания.

Видео

Источник

Adblock
detector