Сома – бог Луны-Месяца
Сома, божество Луны (или Месяца), в индийской мифологии является хозяином над очень и очень многим. Звезды на небесах, растения на земле, сами жрецы, а также их обряды, благочестивые обеты, которые даются в святилищах – вот сфера, за которую ответственен Сома. Таким могуществом его наделил сам великий Брахма, создатель Мира.
Луна, ее свет, по представлениям древних индийцев, помогали растениям благополучно развиваться. Действительно, в жарком климате прохлада лунной ночи, роса и влага необходимы, чтобы получился хороший урожай.
Сома, божество Луны
При глубоком рассмотрении роль Сомы в пантеоне индийских божеств выглядит сложнее и значительнее. Так, он в одно и то же время и создатель, и сын неба. Несмотря на то, что покровительствует Луне, он при этом заставляет светиться и Солнце.
Кроме того, Сома как божество покровительствует человеку во многих сферах его жизни. Он – господин закона и обладает способностью избавлять от недугов, помогает приобретению достатка, увеличению жизненных сил, отысканию пути. Сома способен приводить воду, приносит пищу, может наказать за произнесение злых и несправедливых речей.
Но всем этим не исчерпывается могущество «лунного бога». Он, помимо всего прочего, принадлежит к числу Хранителей Мироздания, которые в индуистской традиции называются локапалами. Первоначально в мифах присутствуют лишь четыре хранителя четырех главных сторон света. Затем их становится больше. Так, под покровительством Сомы находится Северо-Восток.
Бог Сома и мифы связанные с ним
Мифы повествуют нам о том, как, получив от Брахмы власть над многим, Сома первым совершил особый обряд – раджасуя, то есть обряд посвящения в цари, и сам стал царем. Покровительство Брахмы и власть направили Сому на путь гордыни. Он, в восхищении собой, забыл о том, что такое добродетель.
Сома похитил у своего собственного двоюродного брата Брихаспати жену. Супруга Брихаспати звалась Тара и была большой красавицей.
Результатом этого поступка стала война между богами и асурами (вечно противостоявшими богам титанами, гигантами и демонами). У Брихаспати был противник, Шукра Ушанас, наставник асуров. Он принял сторону Сомы.
Рати богов и асуров столкнулись с ужасающей силой, которая потрясла всю землю до самых ее глубин. Земля воззвала к Брахме, и всемогущий остановил уничтожение, приказав противникам заключить мир. Прекрасная Тара была освобождена и возвращена законному супругу.
Однако красавица оказалась беременна, и вскоре родился чудесный ребенок. И Сома, и Брихаспати хотели оба назвать себя его отцами. Долго не могли дознаться от матери, чей же это действительно сын. И только при помощи Брахмы стало известно, что отцом является Сома, который нарек потомка Будхой и подарил ему планету, носившую то же имя – Будха.
«Махабхарата» рассказывает и о других деяниях Сомы – в частности, о двадцати семи женах, то есть созвездиях, которые индийцы насчитывали на небе. Все они были дочерьми Дакши, а он, в свою очередь, одним из потомков самого Брахмы. Отношения Сомы и его жен, согласно мифу, привели к важным последствиям для мироздания: у месяца появилось свойство периодически прибывать и убывать.
Сома среди всех выделял только одну супругу, Рохини. Остальные, устав от такого невнимания, решили пожаловаться отцу. Дакша решил призвать Сому к себе и добиться от него того, чего искали его дочери. Сома, явившись, дал согласие исправить положение дел, но обещания не выполнил. Так же было и на второй раз, когда дочери опять пришли жаловаться на Сому.
На третий раз Дакша не выдержал и наслал на бога Луны особый недуг. Сома вдруг начал чахнуть. Но при этом и свет Луны в небесах, что ни ночь, все больше и больше меркнул. Стали погибать растения, а без корма – и животные. Наконец, боги забеспокоились и пришли к повелителю Луны. Тот рассказал им о проклятии Дакши, и тогда боги обратились к виновнику событий с просьбой спасти вселенную от погибели.
Дакши понял, что должен избавить Сому от проклятия и отправил его смыть с себя грех в реке Сарасвати. Бог перестал чахнуть, однако, не совсем. Дакши решил так: пусть Сома в течение одной половины месяца худеет, а в течение другой – полнеет. Стало по сему, и отныне в небесах Месяц убывает и прибывает, но жизнь на земле сохраняется – говорит индийский миф.
Некоторые особенности Сома
Сома в Древней Индии – это не только имя божества, но и название напитка, который, по дошедшим до современности описаниям, обладал свойствами вызывать измененные состояния сознания, вводить в экстаз. Благодаря таким свойствам сому часто приносили в жертву божествам.
Связь напитка и божества объясняется фразой из Ригведы, которая гласит, что сома приходит с небес, но произрастает на земле, на склонах гор.
По окончании ведического периода сома приобрела в восприятии людей свойства «напитка бессмертия». Месяц в небесах вечен, и проистекающая из него «лунная сома» также наверняка способна подарить бессмертие.
Источник
Индийский бог луны Чандра
Бог Чандра («сверкающий», «луна») – индийский бог Луны, покровитель растений, сын Атри и Анусуйи. Само имя «Чандра» образовано от слова «Чади», то есть «умилостивлять» (перевод с санскрита).
Другим именем бога Луны являются: «Сома» — бог невидимой Луны, находящейся за гранью человеческого восприятия; Сарвагьяйя – всезнающий; Нишакарайя – творец ночи; Тарадхишайя – повелитель звезд. В Ведических писаниях можно встретить имя Маномайя – олицетворение ума, подсознания.
Как изображается?
Чаще всего Чандра изображается как молодой человек, держащий в одной руке символ власти – булаву, а второй рукой благословляющий все и всех.
В различных источниках можно встретить изображения Чандры с четырьмя руками, в которых он держит:
лотос, как символ духовного просветления;
чакру, устраняющую невежество;
раковину (шанкху), как символ изначального Ом, освобождающую от ограниченности материального восприятия мира;
На одних изображениях Чандра восседает на колеснице, в которую запряжены несколько лошадей, на других в колесницу запряжены две антилопы. На своей колеснице Чандра пересекает небосвод, даруя всему живому прохладу отраженного света Сурьи (Солнца), а также насыщая все живое своей силой.
Луна в ведической астрологии
Энергия Земли связана с Луной. Зеркальная поверхность водоемов и морей, приливы и отливы напрямую связаны с Луной. Солнце, к примеру, обладая огромной силой, не вызывает приливов и отливов, но дает огонь и тепло, которым наполняет всю планету, дает силу растениям, делает их кислыми и сладкими. Луна же дает растениям способность к росту, к увеличению их массы. Так, например, под влиянием Луны корни овощей растут лучше.
День Луны
Днем Луны во многих языках и культурах, как и в Индии, является понедельник. Это явно просматривается в словообразовании дня недели во многих языках различных культур. Например: monday (от англ. moon — луна), lundi (от франц. lune — луна), lunes (от исп. Luna — луна) и т.п. На санскрите понедельник – «Sōmavāra».
Для многих понедельник является самым тяжелым и нервным днем недели, однако он сам по себе обладает положительной лунной успокаивающей энергией. Это связано с тем, что человек перестал считать себя частью вселенной и стал чрезмерно восхвалять свое внутреннее «эго». Понедельник – день домашнего очага и семьи. В ведической астрологии луна (Чандра) считается благотворной планетой. В понедельник необходимо уделять внимание близким и не перегружать себя ненужными делами.
Место поклонения
Храм Луны, где поклоняются Чандре, расположен в Индии в г. Тхингалур. Построен он в VII веке н.э. и представляет собой небольшое белое строение, на крыше которого видно изображение Шивы.
Именно на этом месте, согласно легенде, Чандра получил благословение.
Считается, что посетившие этот храм освобождаются от стрессов и приобретают счастье и силу.
Чандра и йога
В йоге существует комплекс утренних упражнений, который называется Сурья Намаскар, означающий «Приветствие солнцу». В йоге, как и в жизни, все взаимосвязано. Луна, не имея собственного свечения, отражает солнечный свет. Вечером, как и утром, также хочется размяться и снять стресс. Чандра Намаскар — комплекс вечерних упражнений, означающий «Приветствие Луне». Чандра Намаскар, подобно Луне, отражающей солнечный свет, отражает комплекс асан Сурья Намаскар, добавляя всего одну асану – позу полумесяца.
Выполнение Чандра Намаскар продлевает молодость и красоту. Лунная практика отличается неторопливостью, спокойствием, помогает сбалансировать энергию.
Источник
Луна – Чандра, Сома, Инду
Чандра, или Сома, или Инду – божество Луны, был рожден от мудреца Кашьяпы и Анусуйи и является одним из восьми Васу, особого разряда богов, хранителей трансцендентного знания.
«Деви-бхагавата» сообщает, что Тара, прекрасная жена Брихаспати, наставника богов, однажды повстречала Чандру. Чандра и Тара полюбили друг друга с первого взгляда и стали жить, наслаждаясь супружеским счастьем. Так проходил день за днем. Брихаспати, узнав об этом, послал учеников, чтобы вернуть Тару домой. Тара ответила отказом. Брихаспати посылал учеников вновь и вновь, но все безрезультатно. Тогда он сам пошел в дом Чандры и потребовал возвращения жены. Брихаспати обратился к Чандре с такими словами: «Чандра, ты знаешь, что убийца брахмана, вор золота, пьяница и тот, кто женится на чужой жене, даже тот, кто общается с подобными грешниками, ответственны за пять величайших грехов. Уже поэтому ты не достоин жить на Дэвалоке, в мире богов. Или ты вернешь мою жену, или я прокляну тебя!»
Но слова учителя не подействовали на Чандру. Он ответил своему наставнику, что Тара пришла в его дом по собственной воле и оставит его только по своему желанию. Разгневанный Брихаспати обратился за помощью к Индре, царю богов, который пригрозил Чандре войной, если он не отдаст Тару законному супругу. Но и это не возымело действия, и тогда Индра стал готовиться к войне.
Слухи о разногласии между богами достигли асуров, и тогда Шукрачарья, наставник демонов и давний враг Брихаспати, встретился с Чандрой и предложил ему помощь в случае войны с Индрой. Он также настоятельно советовал Чандре не возвращать Тару.
В конце концов война началась. Во Вселенной воцарился хаос. Тогда вмешался Брахма и призвал Чандру и Шукру остановиться. Они не могли ослушаться Брахму, творца Вселенной, прекратили сражение и Чандра возвратил Тару. Таким образом, вражда прекратилась, но возникла новая проблема. Тара была беременной от Чандры, а Брихаспати не знал об этом. Она родила необычайно красивого мальчика и во время церемонии наречения Брихаспати выступал как отец.
Когда новость достигла Чандры, он отправил посланника к своему наставнику, заявляя, что он – отец ребенка, но и Брихаспати отстаивал свое отцовство. Конфликт нарастал и готов был вылиться в новую войну. Тогда Брахма явился в дом Брихаспати и спросил Тару, кто в действительности отец ребенка. Она назвала Чандру. Брихаспати по указанию Брахмы отдал ребенка Чандре. Этот ребенок, имя которого Будха, стал богом планеты Меркурий.
Согласно Пуранам, у Чандры двадцать семь жен, дочерей праджапати Дакши, олицетворяющих собой двадцать семь созвездий, и четыре сына («Деви-бхагавата», «Ванна-парва», «Махабхарата» (гл.163).
Однажды император Притху превратил Бхумидеви, богиню Земли, в корову, чтобы получить все ценности Вселенной. Различные категории живых существ превращали своего представителя в теленка для обретения желаемого. Демоны использовали Прахладу Махараджа, чтобы получить молоко в железный кувшин. Великие мудрецы превратили в теленка Чандру, чтобы получить ведическое знание. Довольный служением Чандры, Брахма короновал его как царя всех звезд и лекарств. Свет Луны питает лекарственные растения и придает им силу («Харивамша» 4, 2).
«Шалья-парва» сообщает, что из дочерей Дакши, на которых был женат Чандра, он больше всех любил Рохини, и поэтому никогда не расставался с ней. Это раздражало остальных жен, и они пожаловались отцу. Дакша посоветовал Чандре относиться ко всем женам одинаково, но Чандра не последовал его совету. Тогда двадцать шесть отвергнутых жен снова обратились к Дакше» Мы останемся в твоем доме и будем служить тебе, так как Сома обделяет нас своим вниманием». Дакша разгневался и проклял Чандру, наслав на него страшную болезнь – кшая-рогу, чахотку.
Чандра заболел. И он, хотя и совершил много различных жертвоприношений, не мог избавиться от болезни. Рост лекарственных растений приостановился, и все живые существа стали болеть. Тогда вмешались боги и обратились к Дакше с просьбой отменить проклятие. Дакша, видя последствия своего гнева, сказал Чандре, что если тот совершит омовение в Сарасвати-тиртхи (священной реке Сарасвати), он избавится от болезни на полмесяца. Чандра последовал совету Дакши, поэтому в течение пятнадцати дней Луна растет, и Чандра избавляется от кшая-роги, затем вновь заболевает.
Луна управляет зачатием и рождением детей, руководит детским возрастом: считается, что до двенадцати лет Чандра покровительствует детям.
Луна символизирует тонкое тело, тело кармы. Точно так же, как человек носит одежду, так и его «Я», душа или атма, носит грубую и тонкую оболочки. Материальное тело принимает определенные формы в зависимости от тонкого источника, в соответствие с ментальным состоянием души, или кармой.
В гороскопе растущая Луна считается благонесущей, убывающая – наоборот. Луна представляет мать родившегося и карму, связанную с ней – говорит об отношениях с матерью в прошлых жизнях, показывает, как будут складываться отношения с матерью в этой жизни.
Источник
Бог луны древней индии
Бог Сома — Бог Чандра
Сома – господин мира, царь мира, бог над всеми богами; господин неба, первый творец. Он носит небо и родитель неба; вместе с тем он – дитя неба; небо и земля несут его, и он же носитель земли, господин вод, рождён как солнце. Находясь над всеми мирами, Сома озирает творение богов и людей, заставляет сиять солнце, входит как друг в океан, соревнуется с солнцем и т.п.
Сома как бог наделяется сотнями эпитетов — «всевозбуждающий», «всезнающий», «небесный», «возлюбленный».
Сома связан с законом (он – господин закона), приносит богатство, счастье, жизненную силу, еду, находит путь, приводит воду, увеличивает блага, приходит на помощь, награждает певцов, одаряя их мастерством. Сома удаляет болезни, побеждает неприятеля, убивает чудовищ, поражает злоречивых.
Связь Сомы с луной обнаруживается уже в ведийский период. В брахманах и позже эта связь становится особенно очевидной и Сома превращается в бога луны, покровителя растительности (считается, что лунный свет способствует росту растений, сама луна связана с росой, влагой и т.п.). В эпосе Сома становится хранителем (локапалой) северо-востока.
В послеведийской мифологии сома отождествляется с амритой, напитком бессмертия.
В одном гимне «Упанишад» сказано: «На этом огне боги совершают жертвоприношения веры. Из этого жертвоприношения возникает владыка Сома… Из этого жертвоприношения возникает дождь… На этом огне боги совершают жертвоприношения дождя. Из этого жертвоприношения возникает пища». В другом месте утверждается: «Приношение Соме – наисовершеннейшее из всех жертвоприношений…»
Отрывок из гимна соме (как напитку, соку) из «Ригведы»:
«Поистине расходятся помыслы и желания людей
Плотник желает поломки, врачеватель – болезни, брахман – выжимающего [сок сомы].
Для Индры стекайте, о капли [сомы]!…
Я – стихотворец, отец – врачеватель, мать ловко вращает жернова.
К достатку идем мы разными путями, словно [пастухи] за коровами.
Для Индры стекайте, о капли [сомы]!
Коню нужна легкая повозка, потешнику – смех,
Детородному органу нужно влагалище, вода – лягушке,
Для Индры стекайте, о капли [сомы]!»
«Он, Индра, сказал Агни и Соме, братьям [своим]: «Я хочу совершить для вас жертвоприношение, исполняющее желания, то, которое отец Праджапати позволил мне совершить!» – «Да будет так!»…Один из них стал поглотителем пищи, другой – пищей. Поистине, Агни стал поглотителем пищи, Сома – пищей».
У Сомы множество самых разнообразных свойств и достоинств, его называют владыкой мира, богом богов, носителем жизненной силы. Его также называют «всевозбуждающим», «всезнающим», «небесным».
Мифы о Соме
Похищение Тары и война богов с асурами (Вишну-пур. IV)
Сома, сын Атри, стал богом луны. Брахма сделал Сому властителем над планетами и звездами, над жрецами и растениями, над жертвоприношениями и благочестивыми обетами. Сома первым совершил обряд раджасуя — посвящения на царство — и стал царем. После этого он возгордился своею славой и своей красотою и забыл о добродетели. Он похитил у Брихаспати, своего двоюродного брата, его жену, красавицу Тару. Напрасно мудрый наставник богов пытался вернуть ее в свой дом, напрасно увещевали Сому святые мудрецы и сам Брахма — он не хотел отпускать ее. Шукра Ушанас, владыка планеты Шукра, наставник и верховный жрец асуров, вечный соперник Брихаспати, стал на сторону Сомы. Боги во главе с Индрой вступились за своего наставника. И началась война между богами и асурами, война из-за прекрасной Тары, жены Брихаспати, похищенной богом луны.
Во главе рати богов стал грозный Рудра, издревле покровительствующий роду Ангирасов, Ушанас повел на богов полчища асуров; и битва между могучими противниками разгорелась с [26] такой яростью и таким ожесточением, что Земля сотряслась до самого своего основания и в смятении воззвала к Брахме, моля положить предел ужасной войне.
И Брахма вмешался и повелел Ушанасу, предводительствовавшему асурами, и Рудре, вождю богов, заключить мир; Индра между тем освободил Тару и вернул ее Брихаспати.
Когда же Тара вернулась в дом Брихаспати, тот увидел, что она беременна. Вскоре она родила сына необычайной красоты. И Сома, и Брихаспати пленились его чудесным обликом, и тот и другой хотели назвать его своим сыном. Боги обратились к Таре и просили ее открыть, кто отец младенца, но, подавленная стыдом, она безмолвствовала, пока сам ее сын, рассердившись, не пригрозил, что проклянет ее, если она будет скрывать правду. Тогда Брахма, успокоив гнев дитяти, спросил Тару: «Скажи мне, дочь моя, чей это сын, Брихаспати или Сомы?» Сгорая от стыда, она ответила: «Сомы». И Сома возрадовался, и восхвалил своего сына, и нарек его Будха, что значит Мудрый. Брахма сделал его владыкой планеты Будха.
Миф о 27 жёнах Сомы, дочерях Дакши (кн. XII «Махабхарата»)
Тара вернулась к Брихаспати, а царь Сома взял себе в жены двадцать семь прекрасных дочерей Дакши — двадцать семь созвездий лунного неба.
Самой прекрасной из них была Рохини, и она стала любимой супругой Сомы. Он беспрестанно оказывал ей предпочтение, а остальных своих жен совсем забросил, и вот, наконец, обиженные пренебрежением супруга, они пошли и пожаловались на него отцу. «Сделай так, отец, чтобы он всех нас оделял своей любовью», — попросили они. Дакша призвал к себе Сому и стал сурово выговаривать ему. «Греховно твое поведение, — сказал он Соме. — Ты должен со всеми своими женами обращаться одинаково!» И Сома обещал ему это.
Но слова он не сдержал, и обиженные жены снова прибегли к Дакше. «Он смотрит только на Рохини, встречается только с нею, — жаловались они. — Мы не можем больше выносить это! Мы не вернемся к нему, отец, мы останемся в твоей обители!» И снова Дакша призвал к себе Сому, и снова тот обещал, что будет любить всех своих жен одинаково. И жены вернулись к нему.
Все же и на этот раз он не исполнил своего обещания. В третий раз пришли его жены к отцу и сказали: «Он не слушается твоих велений!» Тогда разгневанный Дакша проклял повелителя звезд и наслал на него болезнь. И Сома стал чахнуть изо дня в день. Он все худел и худел; все бледней становилось сияние луны, и ночи становились все мрачней. На земле стали чахнуть травы, а затем и многие животные стали спадать с тела. Чем больше чах Сома, тем сильней истощались живые существа. Он становился все меньше и меньше, и наконец боги встревожились и пошли к повелителю звезд и сказали: «Что с тобой, Сома? Некогда ты блистал красотою; куда она теперь делась? Почему ты так исхудал?» И Сома рассказал им о проклятии Дакши. Боги пошли к Дакше и стали просить его: «Смилуйся над Сомой, о Владыка созданий! Сними с него свое проклятие! Он так исхудал; от него уже почти ничего не осталось. И животные чахнут вместе с ним, и растения, и мы тоже! А если мы, боги, зачахнем, что станется со вселенной?»
Дакша внял речам богов и сказал: «Пусть он пойдет и смоет свой грех в водах священной реки Сарасвати, в том месте, где она впадает в океан. Я пощажу его, но отныне он будет худеть каждый месяц в течение одной его половины и снова полнеть в течение другой». И Сома пошел на берег Западного океана, туда, куда указал ему Дакша, и там в день новолуния он омылся в священных водах Сарасвати и очистился от греха. К нему вернулись его холодные лучи, и снова он стал озарять ими вселенную. И возрадовались тогда боги, и люди, и звери, и растения.
Дакша, довольный послушанием Сомы, сказал ему: «Не пренебрегай же больше своими женами! Повинуйся моим велениям!» И он отпустил Сому, и тот вернулся в свою обитель.
С тех пор луна каждый раз убывает в течение темной половины месяца и прибывает в течение светлой его половины. Говорят еще, что луна убывает оттого, что боги и пребывающие в царстве Ямы души усопших пьют из нее священную сому, из которой она состоит, а солнце потом опять наполняет луну.
На нашем сайте есть возможность получить посвящение в космические энергии разных сил и божеств. Список настроек к ним находится на странице: «Космические частоты (инициации)» . Передача энергий происходит по технологии «Универсальной космоэнергетики» .
Источник