Митра – солнечный бог персов и римлян
Бог Митра появляется в самых разных культурах, но исследователи считают его индоиранским божеством. Его имя в древности связывалось с согласием и доверием, дружбой и светом солнца. Нередко Митра выступал в качестве бога, скрепляющего клятвы, нарушить которые было нельзя.
Религию, связанную с почитанием Митры, называют митраизмом. Зародилась она в далёкой древности, однако в самом боге очень ярко заметны черты, знакомые многим приверженцам христианской веры. Какие тайны хранит древнеиранское божество, носящее имя Митры?
Расцвет культа Митры
Митра в древнеиранских верованиях выступает божеством клятв и посредничества. На это же указывает его имя. Как утверждают языковеды, приставка “ми-” происходит от индоевропейского корня, который означает “обмен”, “мера”. Именно эти аспекты и защищал Митра.
К богу взывали во время обмена обещаниями – ослушавшегося человека Митра сурово наказывал. Помимо этого, божество выступает хранителем законов, гармонии и умеренности. Как считают историки, почитание Митры зародилось около IV века до нашей эры, этот бог появляется даже в ведических ритуалах. В древнеиранских верованиях Митра – это также божество солнца.
Митра — бог дружбы, согласия, договора, изображенный на скальном рельефе
Шапура II в Так-э-Бустане, Иран, 309-79 год до н. э
На первый план его культ выходит приблизительно в I веке. Тогда начинается процесс распространения религии митраизма на запад, вплоть до Северной Италии. В Римской империи воины, служившие на границах своего государства, считали Митру своим покровителем. В легендах рассказывается, что он приносит успех в отражении атак противника.
Рядом с римскими лагерными стоянками часто воздвигали митреумы, где оставляли надпись “Непобедимому богу солнца Митре”. В таким местах легионеры совершали свои подношения, прося божество о защите.
Бюст римского Митры из римской колонии в Арле, Франция, конец II – начало III века
© Michel wal / commons.wikimedia.org
Митра – всевидящий бог
С Митрой действительно не мог сравниться ни один другой бог. Лишь этот солнечный покровитель был способен сдвинуть небосвод. Его облик мог быть самым разным, но в преданиях говорится, что тысяча ушей и десять тысяч глаз Митры никогда ничего не упустят.
На мой взгляд, именно поэтому бога связывали с клятвами и договорами. Митра следил за всем, что происходило на Земле, за каждым словом любого из людей и, конечно, за данными человеком обещаниями. Символом Митры и его служителей был крест в солнечном круге. Четыре стороны креста в этом знаке отождествляются с четырьмя точками движения солнца по небосводу.
Интересно, что связь Митры с солнцем в мифах описана не совсем обычно. Согласно преданиям, бог сам породил себя, после чего вступил в бой со светилом. Солнце было повержено Митрой, однако в знак примирения герой пожал ему руку, после чего стал властителем солнечного света.
В дальнейшем бог совершил немало подвигов, помогая людям избавиться от жутких чудовищ, даже помог народам Земли спастись от потопа. Однажды Солнце отправило приказ богу убить быка. Гонцом стал ворон, что сообщил Митре о воле светила. Герой одержал победу над могучим быком, после чего сцена заклания животного стала изображаться в святилищах Митры.
Вскоре после этого бог понял, что настал конец его земной жизни. Он вскочил на солнечную колесницу и вознёсся в небо, где присоединился к богам. Как считают учёные, подобная сцена из сюжета мифов может быть символом смены “эры Тельца” на “эру Овна”.
Митра убивает быка, III век
Фреска из митреума в Марино, Италия
Митраизм – особая религия
В римской интерпретации митраизма солнечный бог выступает ещё и покровителем войн. Не стоит сравнивать его с воинственными божествами, поскольку Митра воплощает справедливое сражение, бой, что происходит в соответствии с принципами чести и благородных законов.
Римские полководцы нередко приписывали свои победы именно ему, считая его своим верным помощником. Приверженцами почитания Митры были знаменитые императоры – Нерон, Комод, Аврелиан.
Митраическая сцена пиршества (со следами полихромии) с участием
Митры и бога Солнца, пирующего на шкуре убитого быка, 130 год нашей эры
Местонахождение: музей Лобденгау, Ладенбург, Германия
Фото: © Carole Raddato / commons.wikimedia.org
Митраизм был связан с системой сложных обрядов и религиозных ритуалов. В храмах Митры проводились церемонии и обряды, во время которых участники проходили испытания, приносили жертвы богу.
В Персии, где зародилось почитание этого бога, священным являлось число семь. Вероятно, именно поэтому предания митраистов гласят, что душа человека должна пройти семь ступеней своего становления. После завершения жизни физической оболочки душа человека освобождается от тела. Чтобы обрести небесное блаженство, она проходит семь сфер-испытаний на пути к абсолютному совершенству.
Бог Митра — древнеиранское божество
Местонахождение: Музей Карнунтинума, Бад-Дойч-Альтенбург, Австрия
Фото: © Kiss Tamás / commons.wikimedia.org
Митра — это Иисус Христос?
Среди исследователей бытует мнение, что образ Митры в дальнейшем был использован для описания жизни и истории Иисуса Христа. В некоторых преданиях Митра выступает воплощением верховного бога, говорится, что рождён он был небесной девой.
Маленького бога и его мать нашли пастухи. В дальнейшем Митра стал рассказывать свои проповеди людям. Он приобрёл двенадцать учеников, а в финале жизни был распят, после чего вознёсся на небо.
Конечно, подобные сведения о жизни бога противоречивы, поскольку встречаются далеко не во всех легендах, но нечто общее у Митры и Христа есть однозначно: они были спасителями человечества, теми, кто нёс в мир свет и добро.
Митра — бог, который являлся одним из главнейших в пантеоне небожителей Персии. В индоиранских верованиях он занимает место посредника, скрепляющего клятвы, покровителя обещаний и всевидящего божества. Благодаря невольникам и купцам культ Митры распространился в европейские страны, а особого расцвета достиг в Римской империи, где бог стал ассоциироваться не только с договорами и клятвами, но и с победами и успешными военными походами.
Источник
ТАЙНА БОГА МИТРЫ
ТАЙНА БОГА МИТРЫ
Учение Зороастры явилось источником и другой религии, в свое время широко распространенной. В окружении Мудрого Господа были разные боги. Среди них был и бог Митра. Слово «митра» означает «согласие», «договор». В начале нашей эры бог Митра входил в число наиболее почитаемых богов в Средней Азии и Северной Индии во времена могущественного Кушанского государства. Его почитали цари династии Ахеменидов и великие цари Кир Младший и Дарий I. Для них Митра был богом Солнца и вечного огня. Зороастризм очень высоко чтил бога Митру.
Митраизм был широко распространен в эллиническом мире, а также в Римской империи. Бог Митра приносил победу, поэтому римские легионы очень чтили его.
Культ бога Митры возник в древности (IV тысячелетие до н. э.). Его мы находим в Ведах и в Авесте. Митра обеспечивает нормальную жизнь общества. Он устанавливает согласие между людьми, охраняет страну от раздоров и войны, наказывает врагов. Митра определяет моральные нормы в обществе. Он следит за всем, что создал Мудрый Господь. Бог Митра является богом Солнца. День рождения Митры праздновали в день зимнего солнцестояния, то есть 25 декабря. По-видимому, и в христианство перешла эта дата — день рождения Христа (Рождество Христово).
Митра является сыном Мудрого Господа и его супруги богини земли Армайти.
Души умерших по пути в загробный мир должны были пройти мост Чинвад. На этом мосту находился бог Митра со своими двумя братьями и вершил суд, кого пропустить, а кого сбросить в пропасть. Он взвешивал на весах справедливости не только все поступки человека, но и все его помыслы. Верующие в Митру видели его посредником между Мудрым Господом и Злым духом. Вечно юный Митра охранял человечество от зла и делал все для торжества добра. Он обладал благой мыслью, благим словом и благим делом.
Митра охранял мораль и всеобщий порядок, был главным помощником Мудрого Господа. Поэтому и мораль в митраизме такая же, что и в зороастризме. Да, собственно, мораль во всех истинных религиях одна и та же. Мораль не может быть разной: или она есть, или ее нет. Истинные религии и отличаются тем, что мораль в них есть. Человек должен сам выбирать между добром и злом. Он должен бороться со злом, не порождать его. Он должен быть честным, правдивым, щедрым, мудрым.
В митраизме выстроена многоступенчатая модель нравственного совершенства. Первой ступенью являются воины. Они вступают в борьбу со злым началом. За ними следует гиены и львы. Они ведут борьбу с коварным духом злобы. Вороны составляют третью ступень нравственного совершенства. Они чувствуют конец злого начала, его смерть. Следующая ступень — золотые и железные. Это те, кто несет в себе несокрушимую надежду на свободу, так как закалился в борьбе со злом. За ними следует самая высшая ступень нравственного совершенства. Это Победоносный Митра. Он победил зло.
Богу Митре молились от зари до полудня. Ему посвящали шестнадцатый день каждого месяца. В его честь и в честь Солнца в этот день пели гимны. В праздники Митры, которые были очень пышными и торжественными, сам царь должен был всенародно исполнять священный танец. Этим танцем первого человека в государстве открывалось всеобщее веселье. Священнодействия в честь бога Митры чаще всего совершались в пещерах и подземельях. Алтари устраивались в скалах. Их называли «скалистыми Митрами». В такие скалистые помещения вела лестница в семь ступеней. Число семь во всех религиях Древнего Востока было магическим. В митраизме много заимствовано из зороастризма. Умирание и воскресение природы символизировалось таким образом. Во время весеннего равноденствия Митру оплакивали как покойника. Его изваяние ночью клали в каменный гроб. А утром вынимали и пели прославляющие его гимны.
Обратите внимание на то, что в честь Митры верующие ели хлеб и пили вино и сладкое питье. В христианстве обряд причащения также связан с хлебом и вином (тело и кровь Христова). Более того, в митраизме существовало и крещение. В процессе крещения с человека снимались грехи. Человек при этом соединялся с богом Митрой. Во время этой церемонии в жертву Митре приносили хлеб. Руки и язык того, кого крестили, намазывали медом. Это делалось для того, чтобы в сознание и тело человека не могли проникнуть грехи.
Крестились все верующие. Для тех, кто хотел (или должен был) стать жрецом, ритуалы и церемонии посвящения были более сложными. Вначале кандидат в жрецы проходил не менее 80 тестов и испытаний. Некоторые из них были такими: переплыть глубокую ледяную реку, пройти сквозь огонь, подняться по абсолютно отвесной скале, пробыть довольно продолжительное время в полном уединении, не носить теплой одежды и обуви в любую погоду, питаться только сырыми плодами и т. п.
Идеология митраизма оптимистическая, светлая. Во всех обрядах и мистериях митраизма речь шла о переходе от мрака к свету, об избавлении от зла и несчастий. Многие идеи и обряды в митраизме очень похожи на христианские. Христианский учитель Тартуллиан вполне правомочно находил в обрядах митраизма сходство с христианскими таинствами. Собственно, и идеи митраизма были близки идеям Христа. Истинным христианам следовало этому радоваться. Радоваться тому, что и другие ведут борьбу со злом и радеют за высокий моральный уровень общества. Но когда христианские пастыри получили не только духовную, но и светскую власть, для них стало важным другое, как эту власть не только удержать, но и упрочить. Они во всех других духовных пастырях видели опасных конкурентов, угрозу своей власти, поэтому очень рьяно боролись с последователями митраизма. Митраизм был действительно очень похож по форме и сути на христианство. Например, Митра, как и Христос, считался посредником между Богом и людьми. Митра, сын верховного бога Мудрого Господа, творил его волю. Такую же миссию исполнял и Христос. Митра и Христос боролись со злом. Оба они являются противниками всякой несправедливости. После подвигов на Земле Митра вознесся на небо к своему отцу Мудрому Господу. Христос также после того, как исполнил волю Всевышнего, вознесся на небо к Богу-Отцу. В митраизме вновь посвященный проходил обряд омовения. Это способствовало очищению от греха. В христианстве это крещение, которое также очищает от грехов. Тайная Вечеря Христа также имеет свой аналог в митраизме. Это Священная трапеза — пир Митры и его помощников.
Первые христианские священнослужители (как и сам Христос) помогали людям во всем. Они были хранителями мудрости (посвященными), изучали медицину и лечили, знали астрологию, историю, умели исцелять души. Они исповедовали и отпускали грехи. Практически то же самое делали и священнослужители митраизма. Митраисты, как и христиане, считали себя братьями. Они обращались друг к другу со словами «возлюбленный брат». Так же поступали и «братья во Христе». Христиане, как и митраисты, праздновали воскресенье (а не субботу, как евреи). Рождение Христа и рождение Митры праздновалось в один день — 25 декабря.
Можно только сожалеть о том, что между христианством и митраизмом велась очень ожесточенная борьба. Практически эти учения — близнецы-братья. Если главная цель у них была одна — благополучие своих верующих и моральная чистота общества, то что могло оправдать эту борьбу? Ничто не могло ее оправдать. Христианская верхушка радела за свои доходы, которые зависели от количества верующих. Поэтому она и преследовала митраистов. Благо христианство стало государственной религией и получило реальную возможность осуществлять гонения на своих конкурентов. Гонения эти были не только жестокими, но и изощренно аморальными. Например, для того, чтобы вывести из строя храм Митры, христианские чиновники осквернили его. Они убивали митраистского жреца и закапывали его в землю тут же в храме. После этого храм не мог функционировать в принципе. И это делали люди, которые называли себя последователями учения Христа!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Бог Митра
Учение Зороастры явилось источником и другой религии, в свое время широко распространенной. В окружении Мудрого Господа были разные боги. Среди них был и бог Митра. Слово «митра» означает «согласие», «договор».
ТАЙНА БОГА МИТРЫ
В начале нашей эры бог Митра входил в число наиболее почитаемых богов в Средней Азии и Северной Индии во времена могущественного Кушанского государства. Его почитали цари династии Ахеменидов и великие цари Кир Младший и Дарий I. Для них Митра был богом Солнца и вечного огня. Зороастризм очень высоко чтил бога Митру.
Митраизм был широко распространен в эллиническом мире, а также в Римской империи. Бог Митра приносил победу, поэтому римские легионы очень чтили его.
Культ бога Митры возник в древности (IV тысячелетие до н. э.). Его мы находим в Ведах и в Авесте. Митра обеспечивает нормальную жизнь общества. Он устанавливает согласие между людьми, охраняет страну от раздоров и войны, наказывает врагов. Митра определяет моральные нормы в обществе. Он следит за всем, что создал Мудрый Господь. Бог Митра является богом Солнца. День рождения Митры праздновали в день зимнего солнцестояния, то есть 25 декабря. По-видимому, и в христианство перешла эта дата — день рождения Христа (Рождество Христово).
Митра является сыном Мудрого Господа и его супруги богини земли Армайти.
Души умерших по пути в загробный мир должны были пройти мост Чинвад. На этом мосту находился бог Митра со своими двумя братьями и вершил суд, кого пропустить, а кого сбросить в пропасть. Он взвешивал на весах справедливости не только все поступки человека, но и все его помыслы. Верующие в Митру видели его посредником между Мудрым Господом и Злым духом. Вечно юный Митра охранял человечество от зла и делал все для торжества добра. Он обладал благой мыслью, благим словом и благим делом.
Митра охранял мораль и всеобщий порядок, был главным помощником Мудрого Господа. Поэтому и мораль в митраизме такая же, что и в зороастризме. Да, собственно, мораль во всех истинных религиях одна и та же. Мораль не может быть разной: или она есть, или ее нет. Истинные религии и отличаются тем, что мораль в них есть. Человек должен сам выбирать между добром и злом. Он должен бороться со злом, не порождать его. Он должен быть честным, правдивым, щедрым, мудрым.
В митраизме выстроена многоступенчатая модель нравственного совершенства. Первой ступенью являются воины. Они вступают в борьбу со злым началом. За ними следует гиены и львы. Они ведут борьбу с коварным духом злобы. Вороны составляют третью ступень нравственного совершенства. Они чувствуют конец злого начала, его смерть. Следующая ступень — золотые и железные. Это те, кто несет в себе несокрушимую надежду на свободу, так как закалился в борьбе со злом. За ними следует самая высшая ступень нравственного совершенства. Это Победоносный Митра. Он победил зло.
Богу Митре молились от зари до полудня. Ему посвящали шестнадцатый день каждого месяца. В его честь и в честь Солнца в этот день пели гимны. В праздники Митры, которые были очень пышными и торжественными, сам царь должен был всенародно исполнять священный танец. Этим танцем первого человека в государстве открывалось всеобщее веселье. Священнодействия в честь бога Митры чаще всего совершались в пещерах и подземельях. Алтари устраивались в скалах. Их называли «скалистыми Митрами». В такие скалистые помещения вела лестница в семь ступеней. Число семь во всех религиях Древнего Востока было магическим. В митраизме много заимствовано из зороастризма. Умирание и воскресение природы символизировалось таким образом. Во время весеннего равноденствия Митру оплакивали как покойника. Его изваяние ночью клали в каменный гроб. А утром вынимали и пели прославляющие его гимны.
Обратите внимание на то, что в честь Митры верующие ели хлеб и пили вино и сладкое питье. В христианстве обряд причащения также связан с хлебом и вином (тело и кровь Христова). Более того, в митраизме существовало и крещение. В процессе крещения с человека снимались грехи. Человек при этом соединялся с богом Митрой. Во время этой церемонии в жертву Митре приносили хлеб. Руки и язык того, кого крестили, намазывали медом. Это делалось для того, чтобы в сознание и тело человека не могли проникнуть грехи.
Крестились все верующие. Для тех, кто хотел (или должен был) стать жрецом, ритуалы и церемонии посвящения были более сложными. Вначале кандидат в жрецы проходил не менее 80 тестов и испытаний. Некоторые из них были такими: переплыть глубокую ледяную реку, пройти сквозь огонь, подняться по абсолютно отвесной скале, пробыть довольно продолжительное время в полном уединении, не носить теплой одежды и обуви в любую погоду, питаться только сырыми плодами и т. п.
Идеология митраизма оптимистическая, светлая. Во всех обрядах и мистериях митраизма речь шла о переходе от мрака к свету, об избавлении от зла и несчастий. Многие идеи и обряды в митраизме очень похожи на христианские. Христианский учитель Тартуллиан вполне правомочно находил в обрядах митраизма сходство с христианскими таинствами. Собственно, и идеи митраизма были близки идеям Христа. Истинным христианам следовало этому радоваться. Радоваться тому, что и другие ведут борьбу со злом и радеют за высокий моральный уровень общества. Но когда христианские пастыри получили не только духовную, но и светскую власть, для них стало важным другое, как эту власть не только удержать, но и упрочить. Они во всех других духовных пастырях видели опасных конкурентов, угрозу своей власти, поэтому очень рьяно боролись с последователями митраизма. Митраизм был действительно очень похож по форме и сути на христианство. Например, Митра, как и Христос, считался посредником между Богом и людьми. Митра, сын верховного бога Мудрого Господа, творил его волю. Такую же миссию исполнял и Христос. Митра и Христос боролись со злом. Оба они являются противниками всякой несправедливости. После подвигов на Земле Митра вознесся на небо к своему отцу Мудрому Господу. Христос также после того, как исполнил волю Всевышнего, вознесся на небо к Богу-Отцу. В митраизме вновь посвященный проходил обряд омовения. Это способствовало очищению от греха. В христианстве это крещение, которое также очищает от грехов. Тайная Вечеря Христа также имеет свой аналог в митраизме. Это Священная трапеза — пир Митры и его помощников.
Первые христианские священнослужители (как и сам Христос) помогали людям во всем. Они были хранителями мудрости (посвященными), изучали медицину и лечили, знали астрологию, историю, умели исцелять души. Они исповедовали и отпускали грехи. Практически то же самое делали и священнослужители митраизма. Митраисты, как и христиане, считали себя братьями. Они обращались друг к другу со словами «возлюбленный брат». Так же поступали и «братья во Христе». Христиане, как и митраисты, праздновали воскресенье (а не субботу, как евреи). Рождение Христа и рождение Митры праздновалось в один день — 25 декабря.
Можно только сожалеть о том, что между христианством и митраизмом велась очень ожесточенная борьба. Практически эти учения — близнецы-братья. Если главная цель у них была одна — благополучие своих верующих и моральная чистота общества, то что могло оправдать эту борьбу? Ничто не могло ее оправдать. Христианская верхушка радела за свои доходы, которые зависели от количества верующих. Поэтому она и преследовала митраистов. Благо христианство стало государственной религией и получило реальную возможность осуществлять гонения на своих конкурентов. Гонения эти были не только жестокими, но и изощренно аморальными. Например, для того, чтобы вывести из строя храм Митры, христианские чиновники осквернили его. Они убивали митраистского жреца и закапывали его в землю тут же в храме. После этого храм не мог функционировать в принципе. И это делали люди, которые называли себя последователями учения Христа!
Источник