Меню

Бог открывающий ворота солнцу

Бога Солнца Гелиос

В Древней Греции полагали, что богиня Ночь (Нюкта) проезжает по небу на колеснице, запряжённой чёрными конями. Вокруг колесницы клубится тьма, только звёзды толпятся около неё и льют на землю мерцающий неверный свет. Богиня Луны Селена приезжает на небо на круторогих быках. Она одета в длинную белую одежду, с серпом луны на голове. Когда проезжает Селена, всю землю заливает серебристое сияние. Проехав по небосводу, она скрывается в глубокой пещере до следующей ночи. Ближе к утру появляется богиня утренней зари Эос. Она льёт на землю росу, и роса осыпает траву и цветы, горя алмазами, а земля просыпается. Эос взлетает на розовых крыльях, одетая в шафрановые одежды, чтобы открыть ворота для лучезарного бога солнца Гелиоса.

Колесница Гелиоса

Четыре коня запряжены в золотую колесницу Гелиоса, которую выковал бог-кузнец Гефест. Когда колесница поднимается по небосводу, освещаются верхушки гор, а звёзды скрываются одна за другой. Всё выше поднимается колесница Гелиоса, в лучезарном венце и длинной сверкающей одежде едет он по небу и льёт свои живительные лучи, даёт земле свет и тепло. В конце своего дневного пути колесница спускается к священным водам Океана. Там стоит золотая лодка, в которой Гелиос плывёт в свою страну, во дворец, чтобы отдохнуть и на следующий день вновь проехать на колеснице по небу.

Даже бессмертные боги не могли управлять колесницей Гелиоса. Сначала дорога так крута, что даже крылатые кони едва взбираются по ней. Под конец дня дорога так крута, что колесница без опытного управления может понестись вниз и разбиться. Путь по небу идёт среди опасностей, ужасов и диких зверей: если уклониться в сторону, то со всех сторон будут угрожать телец, кентавры, яростный лев, рак и скорпион.

Фаэтон

Только самому Гелиосу под силу удерживать и управлять конями. Но один раз был нарушен этот порядок.

Сын Гелиоса Фаэтон однажды попросил отца позволить ему проехать на колеснице. Тот обещал выполнить любую его просьбу, поклявшись водами священной реки Стикс. Но услышав, что именно просит у него Фаэтон, пытался отговорить. Гелиос умолял сына не просить того, что не может сделать смертный, потому что не хотел быть причиной его гибели. Однако это не изменило намерения Фаэтона. Гелиос с грустью согласился. Он намазал лицо Фаэтону священной мазью, чтобы его не опалило пламя солнечных лучей. Привели коней, вскормленных нектаром и амброзией. Гелиос просил не подниматься слишком высоко, чтобы не сжечь небо, но и не опускаться слишком низко, чтобы не опалить землю.

Фаэтон быстро вскочил на колесницу. Кони почувствовали, что наездник слишком лёгок, и понеслись по небу без дороги, не было у Фаэтона сильной руки, чтобы удержать их. Кони понесли Фаэтона прямо в клешни чудовищного скорпиона. Юноша в ужасе выпустил из рук вожжи, и огненная неуправляемая колесница помчалась по небу. Землю охватило пламя, закипела в ручьях и морях вода, гибнут люди, от жара трескается земля, лучи солнца проникают даже в царство Аида. Взмолилась Гея-земля, просит Зевса остановить колесницу и защитить всё живое от огня. Зевсу пришлось бросить в колесницу свою молнию и разбить её. В ужасе разбежались по небосводу кони, а Фаэтон, как горящая звезда, упал с неба. Только много дней спустя нашла гробницу сына безутешная мать Фаэтона. Её слёзы превратились в капли прозрачного янтаря.

Источник

Куда ведут Ворота Солнца?

Уникальный артефакт доинкской цивилизации — Ворота Солнца, расположенные в современной Боливии. Когда их нашли инки, они уже были очень древними. До сих пор ученые не могут точно сказать — кто и когда их построил. А также — откуда у примитивных индейских племен взялись высокие технологии, позволившие создать этот памятник.

Возраст Ворот Солнца в Южной Америке точно не известен. Одни ученые называют цифру в 12 тысяч лет, другие говорят, что Ворота были построены только в III веке на шей эры. Неизвестно и то, кто возвел это грандиозное сооружение. Некоторые исследователи считают, что это были предки современных индейцев аймара. Есть такие, кто уверен — строители происходили из племени уру-чипайя или из народа такана.

Мертвый город, Вечный город

Чтобы увидеть этот загадочный объект в наши дни, нужно отправиться в Боливию и подняться на горное плато Альтиплано, на высоту почти четыре тысячи метров над уровнем моря. Там, на голой каменистой равнине, зажатой между заснеженными хребтами Анд, находятся развалины древнего города Тиауанако. На языке инков это означает «Мертвый город».

Разумеется, в те времена, когда этот город, площадью более четырех квадратных километров, был населен, жители называли его иначе. Как? По одной из легенд, он носил имя Виньаймарка, то есть «Вечный город». В той же легенде говорится, что именно здесь бог Виракоча сотворил Солнце, Луну и другие небесные светила.

Инки нашли Тиауанако после 1290 года благодаря Майте Капаку — четвертому правителю империи. Он решил расширить свои владения и отправился покорять соседние земли. К этому времени город давно опустел. Однако заброшенные дома, площади, статуи и святилища вызывали у инков такое изумление, что они решили — возвести подобные грандиозные сооружения могли лишь боги.

Читайте также:  Солнце зерно пшеницы снегопад это объекты или явление природы

Одно из первых подробных описаний Мертвого города составил перуанский историк XVI века Инка Гарсиласо де ла Вега: «. среди других сооружений, которые имеются в том месте и вызывают восхищение, одно было горой или холмом, сделанным вручную. В другой части селения, удаленной от того холма, стояли две высеченные из камня фигуры гигантов в длинных до земли одеяниях и со своими украшениями на головах, — все уже сильно разрушенное временем, что указывало на их большую древность.

Видна также огромнейшая стена из таких огромных камней, что одна только мысль о том, какие человеческие силы смогли доставить их туда, где они находились, вызывала наибольшее восхищение, поскольку — и это правда — вокруг на громадном расстоянии нет скал или каменоломен, откуда можно было бы извлечь те камни.

В другой части видны другие великолепные сооружения, но больше всего поражают несколько огромных порталов из камня, поставленных в разных местах, многие из которых монолиты из одного только камня, обработанного со всех четырех сторон, но чудо этих порталов возрастает еще больше, ибо многие из них установлены на камнях, причем некоторые, будучи измерены, оказались тридцати футов в длину, пятнадцати в ширину и шести в высоту. И эти такие огромные камни и порталы были сделаны из одного куска; невозможно постичь и понять, каким инструментом или орудиями могли быть выполнены эти работы».

Рукотворный холм — это Акапана, представляющая собой ступенчатую пирамиду 15-метровой высоты. От нее до наших дней остался только холм с вымощенной двухсотметровой площадкой основания, к которой некогда вели ступени. На вершине находились обширный бассейн и несколько строений. Холм был обнесен мощными оборонительными стенами и разделен на три террасы.

Фигуры гигантов, о которых пишет Инка Гарсиласо, — самые большие каменные статуи доколумбовой Америки — «Монолит Беннетта» и «Монолит Понсе Санхинеса», названные по именам открывших их ученых. Первый имеет высоту 7,5 метра и весь покрыт сложными рельефными изображениями. Большинство исследователей считает, что этот монолит изображает женщину-богиню.

На почти прямоугольной ее голове находится что-то вроде короны, а из глаз как бы текут слезы. Руки сложены на груди. Когда-то статуя была главным идолом полуподземного храма, исследованного американским археологом Беннеттом в 30-х годах XX века.

Календарь с Венеры

А вот порталы, упомянутые перуанским историком, — это и есть те самые Ворота Солнца, или Инти-Пунку. Они вытесаны из десятитонного блока андезита размером 3 на 3,75 метра. Верхнюю часть Ворот украшает богатый рельеф, в центре которого находится фигура человека с невероятно большой головой, окруженной нимбом. Нимб образуют двадцать четыре луча, каждый из которых заканчивается головой ягуара или пумы. Из глаз человека текут слезы. В руках его большой жезл с головками кондоров наверху. Свита из 48 полулюдей-полуптиц, изображенных ниже, держит в руках точно такие же жезлы.

Кто изображен на Воротах Солнца? Споры об этом не утихают до сих пор. Большинство ученых сходятся в том, что это бог Кон-Тики Виракоча. Он -главное божество и творец мира у большинства индейских народов, в том числе у инков. Этот же бог изображен на тканях, относящихся к доинкскои эпохе, и на множестве керамических сосудов, обнаруженных в различных районах Анд.

Впрочем, персонаж на барельефе -не единственная загадка Ворот. Каким образом неизвестные древние строители вообще смогли создать столь грандиозное сооружение? Создать тонкую резьбу вокруг божества примитивными орудиями, которые были в распоряжении индейцев, было практически невозможно. Что же за технологии были здесь использованы? Это породило теории о том, что Ворота Солнца — не что иное, как место перехода из нашего мира в другой. Или в иное измерение. Соответственно, и технологии использовались неизвестные в нашей реальности.

Более реалистичная теория о предназначении Ворот была выдвинута самым известным исследователем Мертвого Города, инженером Артуром Познанским. Он считал, что на барельефе изображен календарь. Правда, весьма странный! В году на нем не 365, а 290 дней, в месяце 24 дня, в сутках 30 часов. Причем, они не соответствуют привычным для нас обычным часам. К тому же ряд знаков, которые были истолкованы как символы солнечного затмения, показывают, что затмения эти происходили с невероятной частотой — каждый месяц по 19 раз.

Можно было бы просто решить, что теория неверна и символы на Воротах не имеют никакого отношения к астрономическим вычислениям. Если бы они не совпадали с. венерианским календарем. Что, естественно, привело к появлению предположений о том, что жители Тиауанако имели контакты с внеземными цивилизациями.

Дикари против пришельцев?

Тем не менее главная загадка Ворот Солнца и всего Тиауанако в том, почему это странное место было покинуто. Что стало с цивилизацией Тиауанако? Археологи установили, что она исчезла примерно в XII веке. Похоже, что город оставили внезапно. К примеру, отделку Ворот Солнца даже не закончили.

Считается, что вероятной причиной падения Тиауанако стало колоссальное землетрясение. Воды расположенного неподалеку озера Тиауанако вышли из берегов и затопили город. Одновременно на него обрушилась лава разбушевавшихся вулканов. Гибель столицы вызвала братоубийственные войны, довершившие развал страны. Просуществовав более двух с половиной тысяч лет, культура Тиауанако угасла, уступив место набирающему силу Инкскому государству.

Читайте также:  Планета которую окружают 4 солнца

Эта версия не единственная. Другая говорит о том, что цивилизация Тиауанако погибла при вторжении варваров. Но что это были за варвары? Возможно, более отсталые племена, жившие высоко в горах. Они охотились на диких животных, занимались собирательством и примитивным земледелием. Раскопки перуанских и французских археологов в центральных районах Перу, проведенные в 70-х — начале 80-х годов XX века, доказывают, что эти скотоводческие племена появились в Андах уже в глубокой древности, возможно, в IV-V тысячелетиях до нашей эры.

В эпоху Тиауанако в результате незначительных изменений климата площадь горных пастбищ сначала возросла, а потом резко сократилась. В благоприятный период горцы увеличили численность своих стад, но потом они оказались перед угрозой массового падежа скота и голодной смерти. Поэтому они покинули высокогорные пастбища и спустились в долины. Горцы обрушились на лежавшие в долинах города и стерли с лица земли главный культурный центр — Тиауанако. А спустя некоторое время сами пали под натиском империи инков.

Источник

Фаэтон — Мифы Древней Греции

Миф Фаэтон читать:

Только раз нарушен был заведенный в мире порядок, и не выезжал бог солнца на небо, чтобы светить людям. Это случилось так. Был сын у Солнца-Гелиоса от Климены, дочери морской богини Фетиды, имя ему было Фаэтон. Однажды родственник Фаэтона, сын громовержца Зевса Эпаф, насмехаясь над ним, сказал:

— Не верю я, что ты — сын лучезарного Гелиоса. Мать твоя говорит неправду. Ты — сын простого смертного.

Разгневался Фаэтон, краска стыда залила его лицо; он побежал к матери, бросился к ней на грудь и со слезами жаловался на оскорбление. Но мать его, простерши руки к лучезарному солнцу, воскликнула:

— О, сын! Клянусь тебе Гелиосом, который нас видит и слышит, которого и ты сам сейчас видишь, что он — твой отец! Пусть лишит он меня своего света, если я говорю неправду. Пойди сам к нему, дворец его недалеко от нас. Он подтвердит тебе мои слова.

Фаэтон тотчас отправился к своему отцу Гелиосу. Быстро достиг он дворца Гелиоса, сиявшего золотом, серебром и драгоценными камнями. Весь дворец как бы искрился всеми цветами радуги, так дивно украсил его сам бог Гефест. Фаэтон вошел во дворец и увидал там сидящего в пурпурной одежде на троне Гелиоса. Но Фаэтон не мог приблизиться к лучезарному богу, его глаза — глаза смертного — не выносили сияния, исходящего от венца Гелиоса. Бог солнца увидал Фаэтона и спросил его:

— Что привело тебя ко мне во дворец, сын мой?

— О, свет всего мира, о, отец, Гелиос! Только смею ли я называть тебя отцом? — воскликнул Фаэтон. — Дай мне доказательство того, что ты — мой отец. Уничтожь, молю тебя, мое сомненье.

Гелиос снял лучезарный венец, подозвал к себе Фаэтона, обнял его и сказал:

— Да, ты — мой сын; правду сказала тебе мать твоя, Климена. А чтобы ты не сомневался более, проси у меня что хочешь, и клянусь водами священной реки Стикса, я исполню твою просьбу.

Едва сказал это Гелиос, как Фаэтон стал просить позволить ему поехать по небу вместо самого Гелиоса в его золотой колеснице. В ужас пришел лучезарный бог.

— Безумный, что ты просишь! — воскликнул Гелиос. — О, если бы мог я нарушить мою клятву! Ты просишь невозможное, Фаэтон. Ведь это тебе не по силам. Ведь ты же смертный, а разве это дело смертного? Даже и бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. Сам великий Зевс-громовержец не может править ею, а кто же могущественнее его. Подумай только: вначале дорога так крута, что даже мои крылатые кони едва взбираются по ней. Посередине она идет так высоко над землей, что даже мной овладевает страх, когда я смотрю вниз на расстилающиеся подо мной моря и земли. В конце же дорога так стремительно опускается к священным берегам Океана, что без моего опытного управления колесница стремглав полетит вниз и разобьется. Ты думаешь, может быть, встретить в пути много прекрасного. Нет, среди опасностей, ужасов и диких зверей идет путь. Узок он; если же ты уклонишься в сторону, то ждут тебя там рога грозного тельца, там грозит тебе лук кентавра, яростный лев, чудовищные скорпион и рак. Много ужасов на пути по небу. Поверь мне, не хочу я быть причиной твоей гибели. О, если бы ты мог взглядом своим проникнуть мне в сердце и увидеть, как я боюсь за тебя! Посмотри вокруг себя, взгляни на мир, как много в нем прекрасного! Проси все, что хочешь, я ни в чем не откажу тебе, только не проси ты этого. Ведь ты же просишь не награду, а страшное наказание.

Но Фаэтон ничего не хотел слушать; обвив руками шею Гелиоса, он просил исполнить его просьбу.

— Хорошо, я исполню твою просьбу. Не беспокойся, ведь я клялся водами Стикса. Ты получишь, что просишь, но я думал, что ты разумнее, — печально ответил Гелиос.

Читайте также:  Белое солнце пустыни арт

Он повел Фаэтона туда, где стояла его колесница. Залюбовался ею Фаэтон; она была вся золотая и сверкала разноцветными каменьями. Привели крылатых коней Гелиоса, накормленных амврозией и нектаром. Запрягли коней в колесницу. Розоперстая Эос открыла врата солнца. Гелиос натер лицо Фаэтону священной мазью, чтобы не опалило его пламя солнечных лучей, и возложил ему на голову сверкающий венец. Со вздохом, полным печали, дает Гелиос последние наставления Фаэтону:

— Сын мой, помни мои последние наставления, исполни их, если сможешь. Не гони лошадей, держи как можно тверже вожжи. Сами побегут мои кони. Трудно удержать их. Дорогу же ты ясно увидишь по колеям, они идут через все небо. Не подымайся слишком высоко, чтобы не сжечь небо, но и низко не опускайся, не то ты спалишь всю землю. Не уклоняйся, помни, ни вправо, ни влево. Путь твой как раз посередине между змеей и жертвенником. Все остальное я поручаю судьбе, на нее одну я надеюсь. Но пора, ночь уже покинула небо; уже взошла розоперстая Эос. Бери крепче вожжи. Но, может быть, ты изменишь еще свое решение — ведь оно грозит тебе гибелью. О, дай мне самому светить земле! Не губи себя!

Но Фаэтон быстро вскочил на колесницу и схватил вожжи. Он радуется, ликует, благодарит отца своего Гелиоса и торопится в путь. Кони бьют копытами, пламя пышет у них из ноздрей, легко подхватывают они колесницу и сквозь туман быстро несутся вперед по крутой дороге на небо. Непривычно легка для коней колесница. Вот кони мчатся уже по небу, они оставляют обычный путь Гелиоса и несутся без дороги. А Фаэтон не знает, где же дорога, не в силах он править конями. Взглянул он с вершины неба на землю и побледнел от страха, так далеко под ним была она. Колени его задрожали, тьма заволокла его очи. Он уже жалеет, что упросил отца дать ему править его колесницей. Что ему делать? Уже много проехал он, но впереди еще длинный путь. Не может справиться с колесницей Фаэтон, он не знает их имен, а сдержать их вожжами нет у него силы. Кругом себя он видит страшных небесных зверей и пугается еще больше.

Есть место на небе, где раскинулся чудовищный, грозный скорпион, — туда несут Фаэтона кони. Увидал несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона, грозящего ему смертоносным жалом, и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись тогда кони, почуяв свободу. То взвиваются они к самым звездам, то, опустившись, несутся почти над самой землей. Сестра Гелиоса, богиня луны Селена, с изумлением глядит, как мчатся кони ее брата без дороги, никем не управляемые, по небу. Пламя от близко опустившейся колесницы охватывает землю. Гибнут большие, богатые города, гибнут целые племена. Горят горы, покрытые лесом: двуглавый Парнас, тенистый Киферон, зеленый Геликон, горы Кавказа, Тмол, Ида, Пелион, Осса. Дым заволакивает все кругом; не видит Фаэтон в густом дыму, где он едет. Вода в реках и ручьях закипает. Нимфы плачут и прячутся в ужасе в глубоких гротах. Кипят Евфрат, Оронт, Алфей, Эврот и другие реки. От жара трескается земля, и луч солнца проникает в мрачное царство Аида. Моря начинают пересыхать, и страждут от зноя морские божества. Тогда поднялась великая богиня Гея-Земля и громко воскликнула:

— О, величайший из богов, Зевс-громовержец! Неужели должна я погибнуть, неужели погибнуть должно царство твоего брата Посейдона, неужели должно погибнуть все живое? Смотри! Атлас едва уже выдерживает тяжесть неба. Ведь небо и дворцы богов могут рухнуть. Неужели все вернется в первобытный Хаос? О, спаси от огня то, что еще осталось!

Зевс услышал мольбу богини Геи, грозно взмахнул он десницей, бросил свою сверкающую молнию и ее огнем потушил огонь. Зевс молнией разбил колесницу. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны. По всему небу разбросаны осколки колесницы и упряжь коней Гелиоса.

А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, пронесся по воздуху, подобно падающей звезде, и упал в волны реки Эридана, вдали от своей родины. Там гесперийские нимфы подняли его тело и предали земле. В глубокой скорби отец Фаэтона, Гелиос, закрыл свой лик и целый день не появлялся на голубом небе. Только огонь пожара освещал землю.

Долго несчастная мать Фаэтона, Климена, искала тело своего погибшего сына. Наконец нашла она на берегах Эридана не тело сына, а его гробницу. Горько плакала неутешная мать над гробницей сына, с ней оплакивали погибшего брата и дочери Климены, гелиады. Скорбь их была безгранична. Плачущих гелиад великие боги превратили в тополи. Стоят тополи-гелиады, склонившись над Эриданом, и падают их слезы-смола в студеную воду. Смола застывает и превращается в прозрачный янтарь.

Скорбел о гибели Фаэтона и друг его Кикн. Его сетования далеко разносились по берегам Эридана. Видя неутешную печаль Кикна, боги превратили его в белоснежного лебедя. С тех пор лебедь Кикн живет на воде, в реках и широких светлых озерах. Он боится огня, погубившего его друга Фаэтона.

Источник

Adblock
detector