Меню

Бог солнца древний восток

Амон Ра (Амон) от Бога солнца до Верховного Бога : Происхождение, культ, образ

Бог солнца в Древнем Египте. Изначально его культ находился только в одном Фиве. Однако позже, благодаря политическому влиянию города, культ Амона возрос. Это способствовало его слиянию с другим древнеегипетским богом солнца Ра.

Бог плодородия и жизни

Священными животными данного бога были: баран, гусь.

Происхождение

Фив город поклонения Амону располагался в Верхнем Египте и назывался одной из столиц.

Амон входил в восьмерку изначальных богов города Гермополь.

Отцом Амона был Нун. Он первозданный океан, который совместно с олицетворением неба Наунет создали первых богов. Среди детей этой пары не только Амон, еще и Атум , Ра, Хнум и Нейт.

Женской ипостасью бога выступает Амаунет. Супругой же его названа Мут. Она подарила богу сына Хонсу. Он стал египетским богом луны.

Культ

В Фиве он был изначальным солнечным богом.

После того как Фив стал могущественным городом, Амон стал почитаться в качестве верховного божества.

В Первый переходный период Амон становится не просто богом, а создателем. Получает титул верховного бога. Появился титул «Супруга бога Амона». Титул этот давали верховным жрицам. Позже, его получали женщины царских кровей.

Ему поклонялись фараоны, а позже он стал именоваться богом войны.

Амону присвоили звание « Царь богов ».

Бог на лодке рассекал как по подземному миру спускаясь туда он освещал мир. Путешествовал Амон и по небесам. Защищал людей от злых сил.

Его храмы возводились по всему Верхнему Египту. Рамзес II был ярым почитателем Амона. Он воздвиг ему храм недалеко от Долины царей.

Греки считали, что Амон — это египетский прототип Зевса. Римляне видели в нем своего бога Юпитера.

Амон-Ра

В эпоху Среднего царства происходит увеличение политического влияния города Фива. Таким образом Амон провозглашается главным богом древнего Египта. В дальнейшем его начали отождествлять с богом солнца Ра. Произошло это, по причине могущества обоих богов. Они оба боги солнца, их обоих возносили египтяне. Амон стал верховным богом, а Ра оставался богом солнца, которому жители Древнего Египта поклоняться привыкли. После слияния двух богов в одного, Амон-Ра возглавил пантеон богов Гелиополиса.

Культ этого бога благосклонно относился ко всем слоям общества в отличии от культа Ра. Ведь при нем попасть в небесное царство могли только избранные. Амон Ра представал в образе отца народа, доброжелательного, протягивающего руку помощи. Теперь он, истинный создатель всего сущего. Не смотря на уравнивания людей в религиозном плане, Амон Ра в первую очередь был богом фараонов.

Новое царство принесло жречеству Амона-Ра большое богатство. Его жречество обладая большим влиянием привело к власти первую женщину -фараона.

Амону-Ра воздвигались огромные храмы в таких городах как Карнак и Луксор.

Еще большее усиление позиций данного бога, произошло после реформы Эхнатона. Он пытался внедрить понятия единого главного бога Атона. Однако вскоре фараон был убит. Уже его приемники в первую очередь Тутанхамон сделали все возможное чтобы культы старых божеств были реабилитированы и воспылали еще большим могуществом. Таким образом вскоре к власти в древнем Египте пришел главный жрец Амона в Фивах Херихор.

Египтяне завоевали Куш во время правления восемнадцатой династии. С тех пор верховное божество народа живущего на захваченной территории, стало отождествляться с верховным богом Амоном-Ра. Его священным городом в данном регионе стала столица Напата. А вскоре этот город установил контроль над Египтом.

Далее культ бога получил свое распространение на территории Нобатии и в Мероэ.

Источник

Египетский бог солнца Ра

Ра (или Рэ) — древнеегипетский бог солнца. К эпохе V династии (XXV-XXIV века до Рождества Христова) он стал одним из главных богов египетской религии, отождествляясь в первую очередь с полуденным солнцем.

Описание

При более поздних египетских династиях Ра был объединен с богом Гором (Хором) в культе Ра-Хорахти («Ра, который есть Гор двух горизонтов»). Считалось, что он правит всеми частями мира: небом, землёй и преисподней. Ра ассоциировался с соколом или ястребом. Когда в эпоху Нового царства возвысился культ бога Амона он слился с Ра как Амон-Ра. В период Амарны фараон Эхнатон подавил культ Ра ради другого солнечного божества, Атона, обожествленного солнечного диска, но после смерти Эхнатона поклонение Амону-Ра было восстановлено.

Культ чёрного быка Мневиса, воплощения Ра, имел свой центр в Гелиополе, к северу от которого располагалось особое кладбище для принесенных в жертву быков.

Египтяне верили, что все формы жизни были созданы Ра, который вызывал каждую из них к существованию, произнося их тайные имена. Человек был создан из слез и пота Ра, поэтому египтяне называли себя «Скотом Ра». В мифе о Небесной Корове рассказывается, как люди составили заговор против Ра и, как он послал своё око, в виде богини Сехмет, чтобы наказать их. Затем Ра унял яростную Сехмет, напоив её вместо крови пивом, смешанным с красной краской.

Ра и солнце

Для древних египтян солнце было прежде всего источником света, тепла и роста живого. Это делало его очень важным божеством — владыкой всего, им созданного. Солнечный диск считался телом или оком Ра. Ра был отцом Шу и Тефнут — бога ветра и богини дождя. Богиня Сехмет, изображаемая в виде свирепой львицы, родилась из огня Ока Ра.

Ра в подземном мире

Согласно древнеегипетской мифологии, Ра путешествует на двух солнечных лодках: утренней — Манджет (Лодке миллионов лет) и вечерней — Месектет. В них он совершает свой путь по небу и по Дуату — Преисподней. Находясь в лодке Месектет, Ра принимает вид с головой барана, отождествляемый с богом Атумом. В поездках на солнечной лодке Ра сопровождают божественные энергии: Сиа (восприятие), Ху (повеление) и Хека (магическая сила). Иногда члены Эннеады (Девятерицы главных египетских богов) помогали ему в этих путешествиях. Бог Сет победил стремившегося проглотить Ра змея Апофиса, а бог Мехен защищал Ра от чудовищ подземного мира.

Апофис, бог хаоса, огромный змей, каждую ночь пробует остановить лодку Ра, проглотив её или заворожив гипнотическим взглядом. Ночная лодка Месектет несёт Ра через подземный мир обратно на восток. Древнеегипетские мифы о Ра представляли восход солнца в виде его повторного рождения богиней неба Нут. Таким образом, Ра приписывалось постоянное возрождение и обновление, что усиливало его связь с творческими силами.

Ра — как Создатель

Древние египтяне поклонялись Ра как Богу-Творцу. Это сторона его культа была особенно сильна в Гелиополе. Считалось, что Ра создал человека из своих слёз во время плача. Почитатели Ра говорили, что он создал и самого себя, тогда как приверженцы другого древнего культа — бога Пта считали, что создателем Ра был Пта. В одном отрывке из Книги Мертвых, Ра режет самого себя, и его кровь превращается в две духовных персонификации: Ху (волю) и Сиа (ум). Ра признавался также создателем времён года, месяцев, растений и животных.

Облик и изображения Ра

Бог Ра представлялся в различных формах. Обычным его изображением был человек с головой сокола и обвитым змеёй солнечным диском поверх неё. В других случая Ра изображался как человек с головой жука (Хепри), или человек с головой барана. Ра также имел вид упитанного барана, жука, птицы Феникс, цапли, змеи, быка, кошки, льва.

Считалось, что в Подземном мире он принимает обличье барана. В этой форме Ра называли «бараном запада».

В некоторых произведениях египетской литературы, Ра описан как пожилой царь с золотой плотью, серебряными костями и волосами из лазурита.

Культ Ра

Главным культовым центром Ра был Иуну («Место обелиска») позже называвшийся греками Гелиополем («Городом Солнца»). Сейчас это один из пригородов Каира. В Иуну он отождествлялся с местным богом солнца Атумом. Как Атум или Атум-Ра он считался главой Эннеады («Девятерицы» главных богов), в которую входили также Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Праздник «встречи Ра» отмечался 26 мая по григорианскому календарю.

Его культ в Гелиополе стал усиливаться примерно со II династии фараонов, провозгласившей Ра солнечным богом. Фараоны IV династии считались воплощениями этого бога на земле и называли себя «сынами Ра». Почитание Ра ещё возросло при V династии, когда Ра стал государственным божеством и фараоны воздвигали особые пирамиды, обелиски и солнечные храмы в его честь. Правители V династии утверждали, что каждый из них рождается от самого Ра и жены гелиопольского первосвященника. Эти фараоны тратили громадные суммы на храмы Солнца. Тогда стали появляться первые Тексты пирамид, придававшие Ра всё больше значения в путешествии фараона через подземный мир.

В эпоху Среднего царства, Ра стали активно сочетать с другими важными божествами, особенно с Амоном и Осирисом.

Во время Нового царства, поклонение Ра стало сложнее и величественнее. Стены гробниц испещрялись подробными текстами, которые повествовали о путешествии Ра через подземный мир. В них уверяли, что Ра перевозит в своей лодке молитвы и благословения живых вместе с душами умерших.

Служение Ра сопровождалось гимнами, молитвами и заклинаниями с целью помочь этому богу и его солнечной лодке восторжествовать над змеем Апопом.

Утверждение христианства в Римской империи положило конец поклонению Ра в Египте. Культ Ра теперь стал возбуждать лишь академический интерес, даже среди египетских жрецов.

Источник

Бог солнца Ра

Солнце – источник света, тепла, роста урожая и скота, символ самой жизни. Неудивительно, что египтяне, жившие у берегов Нила, почитали солнце как могущественную высшую силу.

Бога Ра изображали в основном как человека с головой сокола, над которой возвышался яркий светящийся диск, обрамленный змеей. В руках Ра держал египетский крест, который назывался «анкх» и символизировал возрождение, вечную жизнь, и скипетр, символизирующий божественное всевластие. Такое изображение Ра далеко не единственное. Встречаются в многочисленных источниках изображения Ра как птицы Феникса, быка, жука-скарабея, цапли, кота, барана или человека с бараньей головой, льва, царя-старца.

Красный диск над головой Ра олицетворял двойственность вещей: с одной стороны – тепло, свет и жизнь, а с другой – разрушительная опасность огня, смерть и страдания. Этот диск называли Оком возмездия, с его помощью Ра защищался от множества своих врагов, а также устрашал и подчинял непокорных. Согласно легендам, некогда люди попали в немилость к Ра из-за своего непослушания. Рассерженный бог создал из своего Ока богиню Сехмет, которая предстала в образе разъяренной львицы. Она крушила все, что попадалось ей на пути, терзала и убивала людей, не зная ни пощады, ни меры. Ра пришлось пойти на хитрость, чтоб усмирить Сехмет, проявление собственного гнева, он опоил ее подкрашенным кроваво-красным цветом пивом. Охмелев, Сехмет уснула, позабыв о расправе.

Устав от неповиновения людей, Ра верхом отправился властвовать на небесный свод, спину Небесной Коровы. Так появились правители среди людей, то есть фараоны. Кстати, слово «фараон» произошло от слова Ра (фра), а сам Ра и его дети считались первыми фараонами.

На восходе бог солнца именовался Хепри и выглядел как жук-скарабей, в дневное время он превращался в Ра, а на закате становился Атумом. Свой путь по небесному Нилу Ра проплывал в лодке Манджет вместе со своей свитой: божественными магическими энергиями (Сиа-восприятие, Ху-веление, Хек-волшебная сила). Нередко его сопровождали члены эннеады.

Читайте также:  Спектральный класс нашего солнца

На закате солнца Ра пересаживался в другую лодку, Месектет, на которой он совершал путешествие с запада на восток по Дуату (подземному миру). Здесь еженочно происходила схватка Ра с его заклятым врагом, змеем Апопом, богом хаоса. Апоп пытался проглотить лодку Ра, который оборачивался огненно-рыжим котом, и поглотить свет, тем самым вернуть первозданный мрак и хаос. К утру Ра убивал змея и добирался до востока, где богиня Нут снова и снова рожала бога солнца в образе Хепри, то есть скарабея, который символизировал перерождение. Таким образом Ра постоянно обновлялся и перерождался.

Источник

Значение и происхождение амулета «Солнце» в разных культурах мира

У большинства когда-либо существовавших народов имелась мифология, связанная с солнцем (и луной), и использовались соответствующие обереги.

Причем, согласно этнографическим исследованиям, почитание солнца как божества или божественной силы появилось не сразу, а только вместе с идеей освещенности и божественного происхождения правителя.

У народов, имевших «централизованного» руководителя, образовывались так называемые солярные культы, в системе которых правитель был неразрывно связан со светилом.

То есть, и царь, и солнце наделялись сверхъестественной силой. По этой причине амулет солнца считался одним из самых сильных и действенных.

Подобные талисманы встречаются практически у всех, от египтян до славян и американских индейцев. Применяются такие обереги и в наши дни.

Описание

При более поздних египетских династиях Ра был объединен с богом Гором (Хором) в культе Ра-Хорахти («Ра, который есть Гор двух горизонтов»). Считалось, что он правит всеми частями мира: небом, землёй и преисподней. Ра ассоциировался с соколом или ястребом. Когда в эпоху Нового царства возвысился культ бога Амона он слился с Ра как Амон-Ра. В период Амарны фараон Эхнатон подавил культ Ра ради другого солнечного божества, Атона, обожествленного солнечного диска, но после смерти Эхнатона поклонение Амону-Ра было восстановлено.

Культ чёрного быка Мневиса, воплощения Ра, имел свой центр в Гелиополе, к северу от которого располагалось особое кладбище для принесенных в жертву быков.

Египтяне верили, что все формы жизни были созданы Ра, который вызывал каждую из них к существованию, произнося их тайные имена. Человек был создан из слез и пота Ра, поэтому египтяне называли себя «Скотом Ра». В мифе о Небесной Корове рассказывается, как люди составили заговор против Ра и, как он послал своё око, в виде богини Сехмет, чтобы наказать их. Затем Ра унял яростную Сехмет, напоив её вместо крови пивом, смешанным с красной краской.

Солнечные образы богов в мировой мифологии

Боги Солнца в Древнем Египте

Хепри-Атум-Ра – образы этих божеств символизируют три стадии движения солнечного диска по небу. Утреннее солнце, «возникающее» – бог Хепри, дневное Солнце в своей максимальной силе – великий Ра, и вечернее солнышко – Атум.

Хепри – символ солнечного постоянства, его зооморфным образом был жук-скарабей с навозным шариком, который он катит перед собой, без устали. Хепри – неутомимый деятель, созидающий собственный мир.

Атум – бог-демиург, имевший некую двойственность в своем образе, изображался в виде человека, носящего двойную корону, что означало его влияние на верхний и нижний Египет, объединение этих территорий под его началом. Иногда представал в образе змея, замещал бога Нуна в божественном суде над людьми, – в этом образе считался способным погрузить в первозданный хаос человеческую цивилизацию.

Египетский бог Солнца Ра – гармонично совмещал в себе все три ипостаси, ежедневно его барка проплывала над всей землей. А ночью проходила по территориям подземного царства, где светила умершим. В то время как сам божественный Ра сражался со змеем Апопом – египетским символом тьмы.

Иногда указывали, что на носу солнечной барки находилась Маат – богиня справедливости и порядка, способствовавшая обустройству мирового и подземного бытия.

Фараоны Египта величали себя и считались сыновьями солнца Ра, после своей смерти они оправлялись к отцу и сопровождали его в путешествии по небосводу. Таким образом, фараон – наместник Солнца на земле занимает более высокое место по значимости, чем жрецы – служители бога-Громовержца (юпитерианская функция).

Амон – бог солнца всего Египта, более поздний, его образ слился с богом Ра.

Атон – «видимое солнце» – отдельное египетское божество солнечного диска, считался носителем энергии всех трех богов – Хепри-Атум-Ра, их физическим телом. Возможно, это самый древний солнечный бог Египта. Изображался в виде солнечного диска с лучами на концах которых были руки, держащие ключи жизни. Податель благ, простирающий их к любящим его людям.

Барельеф. Эхнатон поклоняется богу Атону

Это само видимое и зримое солнечное колесо. Наиболее силен культу Атона-Ра был при фараоне Эхнатоне («угодный Атону»), при нем была сделала попытка внедрить единобожие. И бог Атон – считался, хоть и недолго, единственным и вездесущим царем Вселенной, с приходом которого все остальные божества упразднялись.

Сехмет – олицетворяла око светила Атума-Ра, богиня изображавшаяся в образе львицы. Могла насылаться как наказание на людей в виде палящего зноя и засухи, в которых сгорали людские грехи.

Боги Солнца у греков

Гелиос – имя бога Солнца, что означает «светящий» и ослепительный. Его рождение связано с первозданным океаном. Проделывает дневной путь, проплывая по небу с востока на запад в золотой колеснице, которая приводится в действие четырьмя конями имеющими огненную природу. Ночью же пересаживается в золотую чашу и переплывает ночное море с другой стороны земли.

Его личный дворец построен из драгоценных камней, полон золота и драгоценностей.

Облачен в золотой шлем, имеет устрашающий облик и отличается весьма яростным характером, но греки считают его безгрешным. Он с небес видит все преступления людей и может покарать их – наслать слепоту.

Апполон – бог солнца античного времени, греческий солнечный бог с 9-ю музами, олицетворяющий хоровод космоса: Солнце и 9 планет.

Этот более современный образ Солнца представляет собой сочетание ясности небесного светила, связанную с силами стихий земли. Может быть на небе и на земле, и даже спускаться в подземный мир, может давать силы и забирать их, исцелять человека и напускать на него болезни и мор.

Апполон обладает талантом предвидения и прорицания, он единственный из олимпийских богов, который «знает будущее». Покровительствует людям, которые способны понимать и ценить все творчество природы и уважать созданное человеком, творческим людям, имеющим собственную индивидуальность.

Иногда изображается с четырьмя руками. Его зооморфные образы – волк, лебедь. Мог быть «яростный как волк» и утонченным как лебедь. Связан с такими растениями, как дуб и лавр.

Может выступать судьей, поражать людей своими лучами, как стрелами. Также покровительствует героям, врачам и целителям. Его сыном является целитель Асклепий, способный воскресить человека. При всей своей силе и утонченности, охваченный чувствами, над которыми не властен, иногда бывал отвергнут как богинями, так и смертными женщинами.

Имеет проблемы в отношениях с Зевсом, который убил молнией его сына Асклепия за то, что тот осмелился воскрешать людей. Вынужден подчиняться зевсовым приказам, но старается всегда проявлять независимость.

Фаэтон – «сияющий», сын Гелиоса, увел отцовских коней, но не смог ими управлять.

Кадр из диафильма “Фаэтон – сын Солнца”

Когда кони понесли колесницу мимо звездной дороги, был убит за дерзкий поступок Зевсом-громовержцем. Имя Фаэтона стало нарицательным для качеств дерзости и безрассудства.

Диоскуры – «сыновья неба», а конкретно дети Зевса, однояйцевые небесные близнецы, смертный и бессмертный, которые по очереди всходят на небе, превращаясь в утреннюю и вечернюю зарю. Бессмертный брат разделил свое бессмертие со смертным братом, поэтому они являют собой гармонию противоположностей, сменяющих друг друга: в небе и под землей. Диоскуры в древней Греции считались покровителями коней.

Геракл – герой греческих мифов, отождествляется с годовым циклом – его 12 подвигов соответствуют прохождению Солнца по 12-ти Знакам Зодиака.

Пегас – крылатый конь, способствующий развитию солнечных принципов в человеке – вдохновения, творчества и развития культуры. Часто используется в современном мире как образ и символ высокого вдохновения.

Беллерофонт – греческий солнечный герой, именно он владел Пегасом, победил огнедышащую химеру. Хотел на Пегасе достигнуть вершины Олимпа, но боги сбросили его на землю, наказав за гордость.

Скифы и славяне

Хорс – бог Солнца у славян, дающий жизненную силу и тепло миру всех живых существ, что является устойчивым благом. Создан богом Родом, жена Хорса – Заря-Заряница. Их дети – сын Денница (легенда о нем аналогичная легенде о Фаэтоне – сыне Солнца, который взялся управлять солнечной колесницей отца и разбился) и дочка Радуница. С именем Хорса связан славянский хоровод.

В отличии от других народов, в славянской мифологии громовержец Перун и Хорс не являются врагами или соперниками. Наоборот, Хорс помогает найти, освободить и оживить живой водой бога Перуна, похищенного Скипер-Зверем.

Хорс в славянской мифологии помогает и покровительствует лишь работящим и ответственным людям-труженикам, живущим по благим традициям. Его праздник – 18 августа, называется Хорояр, в этот день чевствуют Хорса и Ярило.

Колоксай – скифский солнечный бог («круг-царь», властелин круга солнечного, зодиака), царь-солнце, который читается прародителем народа скифов, сколотов. По легенде был младшим из трех братьев, который узнал о своей силе и способности быть носителем золотого небесного огня, когда с неба упали священные предметы: плуг (дар Рода), секира (дар Перуна) и чаша (дар Денницы). Только он, Колоксай, единственный из семи братьев смог прикоснуться к этим святыням.

Некоторые авторы соединяют образы Колоксая и Даждьбога.

Дажьбог – «податель благ», древний бог Солнца у славян, традиционно изображался в виде солнечного всадника на солнечном коне.

Даждьбог родился не от плотского соития – небесная молния ударила в камень – и проступил на нем образ. Даждьбог преобразился. Он был распят. Он умер и сошел в пекельное царство. Но Даждьбог победил Смерть (Морену) и воскрес. И Даждьбог взошел к своему Отцу на небо.

Последующая легенда о воскрешении Христа, который также является солнечным образом, ассоциируется с историей Даждьбога.

Этому богу присуща доброта и щедрость, от дарит людям свою любовь и тепло – от избытка. Является божеством золота и серебра.

Гайтосир – по мнению Геродота, это скифский бог, аналог греческого Апполона.

Однако, судя по изображению и присутствию лука и стрел, это больше юпитерианский, а не солнечный образ.

Семиты и Библия

Ярихбол – гонец Солнца. В Сирии, в Пальмире Ярихбол принадлежит к «святой троице» богов, состоящей из Бела – верховного божества, бога солнца Ярихбола, и лунного Аглибога.

Шамшу/Шапаш – богиня Сонца семитов – покровительница предсказателей и оракулов. Её силы всевидения распространяются как на видимый и зримый мир, так и на подземный мир мертвых, где она способна помогать героям и богам.

Баал-Хаммон – семитский «господин жара», покровитель плодородия земли. Во времена правления Птолемеев, культ этого бога слился с культом солнечного Гелиоса, – в результате Баальбек, центральный город культа Баала был переименован в Гелиополис. Баал-Хаммон почитался в Пальмире и в Карфагене как 100% солнечное божество.

Читайте также:  Наблюдение за изменениями высоты солнца

В дальнейшем, образ менялся, Баал превратился в нечто большее, получил способности бога-творца, верховного бога, громовержца.

Самсон – ветхозаветный герой, богатырь, обладатель необыкновенной силы, прославившийся своими подвигами. Имел длинные волосы, в которых была заключена его богатырская мощь. Погиб геройски, обвалив огромное здание, придавившее его самого и большое количество врагов.

Двуречье и Малая Азия

Уту – шумерский бог Солнца, заступник и судья, представляется благожелательным существом, любящим людей.

Шамиге (Шамаш) – «светлый», солнечный бог, олицетворяющий аспект безошибочного судьи, связан с колесом времени, так как является законом самому себе и определителем судеб всех живущих. В этой связи Шамаш является исполнителем космического закона, его слугой. Всевидящий и всезнающий, покровительствует предсказателям и оракулам.

Истанус/Эстан – хеттский бог, его имя означает «лучезарный», управляет упряжкой коней, на которой двигается по небу.

Ашшур (Ассир) – «царь», аккадское божество, чьей эмблемой был солнечный крылатый диск. Стал центральной фигурой пантеона богов Ассирии, был основным покровителем одноименного города Ашшур/Ассир. Считался символом царской власти, который своим подданным может обеспечить неиссякаемый поток энергии жизни.

Индия и Иран

Сурья – «солнце», индийский бог, его лучи изображались в виде семи кобылиц, которые везли колесницу Сурьи. Именно поэтому, в списке божественных солнечных существ Индии так много лошадиных образов. Сурью и его лучи сравнивали также с ежом, который колет человеку глаза.

Считается, что изначально Сурья был сокрыт в океане, в первозданных водах космоса, откуда он получил собственную божественную энергию, которая считается неисчерпаемой. И только после этого боги поместили его на небо.

Называется оком богов Митры и Варуны, его взгляд такой быстрый, что способен мгновенно обозревать весь мир и исправлять злые дела людей.

Является покровителем целителей, сам способен врачевать, его лекарство – это мед – солнечный продукт.

Участвует в божественной конфронтации, где вынужден уступить громовержцу – богу Индре, что символически означает способность грозовых туч заслонять свет Солнца. По легендам Индра разбил солнечную колесницу Сурьи своими молниями и одержал над ним победу.

Хварн – иранский солнечный диск, дарует блага, здоровье и свет, в общем, всё хорошее. Хварн – это величественное сияние, слава, счастье и достоинство, которыми он может наделить и человека, как в течении жизни, так и дом и род человека после его смерти.

Савитар – «порождающий», «широкорукий» и золоторукий бог индусов, ездит по небу на колеснице. Утром он приводит всех живых существ в действие (три неба и три земли), наполняя их жизненной силой, забирая их грехи и уничтожая болезни. А ночью успокаивает весь мир, угомоняет людей, ненадолго лишая их своего внимания.

Вивасват (Фарн) – «сияющий», индийцы считали, что это божество изначально родилось безруким и безногим. Вторая версия ещё более жесткая – что якобы старшие братья Вивасвата – Митра и Варуна, отсекли ему ручки и ножки, и тому ничего не оставалось, как стать «колобком»-Солнцем и катиться по небу.

Его зооморфный аспект – небесный солнечный конь. Что не мешает ему считаться мировым творцом, снабжающим цивилизации потоками божественной энергии.

Ашвины – кони-близнецы, «рожденные от коня» дети Вивасвата и его жены Санджали, которая в образе кобылицы убегала от него (как тень от Солнца). Олицетворяют утреннюю и вечернюю зарю, а также Ашвины выполняют функцию то коней, то колесничих бога Сурьи. Они за день, объехав весь мир, обязательно умудряются спасти кого-то и принести многим людям дары, в том числе в виде долгожительства.

Эти кони-близнецы в Индии участвуют в свадебных ритуалах, где ценится их способность объединять разные проявления и разных людей. Также считаются покровителями целителей.

Аруна – «красноватый», еще один индийский солнечный колесничий (видимо, они посменно там работают, чтут трудовой кодекс). Ему приписывалась некоторая ущербность, якобы он родился из яйца недоразвившимся. Аруна – символ утреннего рассветного Солнца.

Таркшья – еще один солнечный конь, упоминается в «Ригведе» сверкающий золотом и приносящий победу в любой скачке. В более поздних текстах Таркшья ассоциируется уже не с конем, а орлом Гарудой, носящим на себе бога Вишну.

Дадхикра – и ещё один солнечный жеребец, что символизирует дневной ход Солнца. Дадхитру сравнивают также с водоплавающими птицами: гусем, лебедем, что символизирует годовой круговорот светила.

С ним индийцы связывают все функции дневного светила: он обладает природной красотой, что особенно явно на заре; он сплачивает все племена, так как принадлежит всем и обо всех сразу заботится; приносит свет и пищу.

Эташа – вы удивитесь, но и это солнечный конь, принадлежащий Сурье, его имя обозначает «пестрый», связан с образом зари.

Уччайхшварас – последний в списке индийских солнечных коней, этот еще называется белым. Сначала он считался конем Индры, но в более поздних священных текстах, Уччайхшварас значится уже как конь Солнца-Сурьи.

Германцы и Кельты

Соль – женский образ солнечного божества скандинавской мифологии, у германцев аналогичный образ имеет имя Сунна. В её распоряжении два солнечных коня, везущих колесницу. Солнечные искры, которыми Соль освещает мир, черпаются ей из огненной страны Муспельхейм.

Отправлена на небо за гордыню, как и её брат – лунный бог, месяц Муни. В легендах предсказано, что в конце времен (Рагнарёк) Соль будет проглочена волком-великаном.

Хорс и Хенгерст – два коня германской мифологии, символизируют две зари – утреннюю и вечернюю.

Тальезин – кельтский солнечный бог с большим потенциалом энергии, несравненными талантами. Покровитель честолюбия, стратегических действий и красноречия. Ассоциируется со способностью приносить себя в жертву. Управляет 2-й декадой знака Березы кельтского гороскопа (10 – 20 градусы Козерога).

Артур – наиболее знаменитый из кельтских героев. Символическая модель его истории «Король Артур и 12 рыцарей Круглого Стола» описывает солнечный цикл движения по 12 знакам зодиака.

Прибалты

Сауле – богиня Солнца, покровительница тепла, жизненной энергии, здоровья и плодородия. Сестра Месяца, в других источниках – жена Месяца, с которым они развелись из-за любви мужа к Утренней Звезде (Венере). Сауле помогает праведным, заботиться о том, чтобы у всех, особенно у сирот, было своё «место под солнцем». Воздает кару людям грешным.

Её праздник – день летнего Солнцестояния, «зеленый день» и ночь Лиго (с 23 на 24 июня).

Изредка Сауле в ступает в трехдневный бой с главным богом неба Диевсом.

Усиньш – бог лошадей, сын бога неба Диевса, он олицетворял и солнце и его утреннюю и вечернюю зарю. Двигается по небу на 9 конях. Иногда зори выделяют в отдельные образы, которые называют уже сыновьями Усиньша. Прибалтийские народы приносят им парные жертвы и танцуют традиционный танец, символически изображающий солнечный бег по небу, его уход и возрождение.

Солнце связано с медом, а Усиньш считался «пчелиным богом».

Китай и Япония

Янь-ди – китайский «бог пламени», Солнца, юга и лета. В определенный момент слился в мифологии с Шэнь-нуном, китайским богом земледелия. Поэтому неудивительно, что ипостась Янь-ди – «красная птица», то есть заря принесла людям девять колосьев, которые он сам посадил в землю. Про китайским легендам эти злаковые растения могли сделать людей бессмертными, настолько целительной была солнечная энергия божества.

В битве Янь-ди уступает Хуан-ди своему единоутробному брату, который рожден от луча молнии. Разумеется в китайском пантеоне – этот Хуан-ди – глава богов, имеющий центральное место, громовержец, образ Юпитера.

Си-Хэ – божество китайской мифологии, считается матерью десяти солнц, которых она вывозит на небо в порядке очереди (поэтому каждый год солнце имеет уже другой характер), управляет колесницей коней.

Аматэрасу – «светящая в небе», солнечная богиня Солнца, именно от неё якобы вели род японские императоры. Богиня поддерживала сельское хозяйство и сама ухаживала за множеством полей риса.

Индейцы

Уицилопочтли – «колибри», верховное божество ацтеков, олицетворяет Солнце, побеждающее ежедневно ночные силы. Якобы обещал племени ацтеков, что приведет их в такое место, где они смогут стать благословенным, избранным народом.

Покровительствовал сначала воинам и охотникам, позже – знатным членам племени. Символом его был хлеб с медом, которые члены племени съедали на праздниках, передавая по кругу.

Этому богу приносились человеческие жертвы, для него в Теночтитлане построен храм.

В более поздних легендах, образ Уицилопочтли слился с Тонатиу.

Тонатиу – «Солнце», выглядит как юноша с красным цветом лица и огненными волосами, для того чтобы справляться с ночным периодом, ему якобы необходимы кровавые жертвоприношения от людей. Символом Тонатиу стал орел, который обычно означает не солнечное, а уже юпитерианское влияние.

Суэ (Бочика) – частично солярный, частично юпитерианский бог индейских племен чибча-муисков. Учил племена добрым нравам, разного рода ремеслам, справедливому строению общества. По одной из легенд в момент наводнения, Сэу появился на радуге и спас людей от смерти, прекратив наплыв воды.

Вариации образа Бочики – имена Сугумонша («солнце, которое становится невидимым») и Сугунсуа («палящее солнце), Суатива («солнце – военный вождь»). Всем этим богам приносились жертвы в виде животных и людей, в том числе младенцев – для того, чтобы бог мог пополнить свои силы и энергию.

Инти – могущественный солнечный бог инков, принадлежит к триаде главных богов (вместе с богом грома и богом-творцом мира).

Курикавери – «большой огонь», считался самым щедрым и могущественным богом. Индейцы-тараски представляли Солнце в виде орла Курикавери, парящего в небе, солнечные лучи ассоциировались с перьями. За то, что он давал человеку все необходимое для жизни, ему в ответ приносилось золото, цветы и плоды.

Таким образом, все образы солнечных богов идентичны, что указывает на одни и те же ассоциативные ряды, создаваемые человеческой фантазией в разных странах мира и этносах.

Поэтому стоит сделать вывод о единой смысловой архитектуре нашего разума которая нам подарена (или навязана) Матрицей.

По теме рубрика “Боги и ритуалы“

    Похожие записи
  • Двойники и дзисаи
  • Великие боги неба: праотцы и творцы
  • Духовные верования инопланетных миров

Обсуждение: 2 комментария

    Кассиопея:
    17.10.2019 в 14:54

Всегда поражалась красоте египетских мистерий. В общем, Бог Ра, сын Верховного Атума, покровитель Солнца почитался во всех традициях мира под разными именами. Но именно Египет завораживает своей традицией. Настолько погружает его символизм в какие-то глубокие слои тайного знания. Недаром это место было пристанищем Посвященного Гермеса, недаром сюда же тянуло всех философов мира, и недаром до сих пор тайны Египта остаются неразгаданными для человечества. Здесь есть что-то большее, чем просто измышления мифологического мировоззрения древних народов. Здесь чувствуется что-то изначальное, невидимое для глаза непосвященных…

18.10.2019 в 15:40

Возможно, что вы там сами воплощались в Египте во времена древних мистерий, участвовали в них, и тот опыт для вашей Души значимый… Чаще всего у человека есть какая-то эпоха, этнос и эгрегор, которые ему особенно родные.

Ра и солнце

Для древних египтян солнце было прежде всего источником света, тепла и роста живого. Это делало его очень важным божеством — владыкой всего, им созданного. Солнечный диск считался телом или оком Ра. Ра был отцом Шу и Тефнут — бога ветра и богини дождя. Богиня Сехмет, изображаемая в виде свирепой львицы, родилась из огня Ока Ра.

Читайте также:  Что выделяет солнце при горении

Артемида

Также в богини, связанные с луной, входила Артемида. Она была охотницей, покровительницей дикой природы, богиней-девственницей. Артемида (или Диана в греческой мифологии) – сестра Аполлона, который в свою очередь считался богом солнца.

Артемида как богиня луны

Артемида не сразу стала считаться лунным божеством. Но с тех пор она была очень близка к Селене, порой они даже изображаются похоже. Отличия заключались в более полном теле Селены и худобе Артемиды (как охотницы), а также длинном одеянии первой и короткой туники второй. И Селена, и Артемида часто носили диадему с полумесяцем на лбу.

Порой Селена и Артемида даже почитались как одна богиня. В некоторых интерпретациях именно Диана влюбляется в Эндимиона. Это можно увидеть на работах художников.

Артемида. Лувр.

Так же как у Аполлона был эпитет Феб («яркий», «сияющий»), так и у Артемиды была женская форма этого имени – Феба. Причём его использовали иногда и в отношении Селены.

Функции Артемиды

В то время как Селена была связана фактически только с луной и близкими к ней сферами, Артемида имела гораздо больше функций. Причём порой они могут показаться достаточно противоречивыми. Так, богиня покровительствовала жизни, природе, но она же могла навлечь смерть. Она выступала одновременно защитницей животных и умелой охотницей.

Было и ещё несколько сфер, в которых Артемиду просили о помощи:

  • плодородие;
  • брак и даже материнство, деторождение;
  • защита женщин;
  • девичье целомудрие;
  • женская красота;
  • она также являлась покровительницей девушек-воинов амазонок.

Ра в подземном мире

Согласно древнеегипетской мифологии, Ра путешествует на двух солнечных лодках: утренней — Манджет (Лодке миллионов лет) и вечерней — Месектет. В них он совершает свой путь по небу и по Дуату — Преисподней. Находясь в лодке Месектет, Ра принимает вид с головой барана, отождествляемый с богом Атумом. В поездках на солнечной лодке Ра сопровождают божественные энергии: Сиа (восприятие), Ху (повеление) и Хека (магическая сила). Иногда члены Эннеады (Девятерицы главных египетских богов) помогали ему в этих путешествиях. Бог Сет победил стремившегося проглотить Ра змея Апофиса, а бог Мехен защищал Ра от чудовищ подземного мира.

Апофис, бог хаоса, огромный змей, каждую ночь пробует остановить лодку Ра, проглотив её или заворожив гипнотическим взглядом. Ночная лодка Месектет несёт Ра через подземный мир обратно на восток. Древнеегипетские мифы о Ра представляли восход солнца в виде его повторного рождения богиней неба Нут. Таким образом, Ра приписывалось постоянное возрождение и обновление, что усиливало его связь с творческими силами.

Кому подойдет солнечный оберег

Оберег с солнечным символом подходит практически всем. Он помогает обезопаситься от постороннего негативного воздействия, обрести и сохранить душевное равновесие и спокойствие, а также привлекает удачу в жизнь носителя.

Вам будет интересно: Значение талисман Венеры: как использовать, изготовить и активировать

Выделяют несколько категорий людей, которым особенно рекомендуется ношение такого талисмана:

  • рожденные под «огненными» зодиакальными знаками (к ним относятся Лев, Стрелец и Овен). Считается, что особенно подходит талисман Львам, так как им покровительствует Солнце. Кроме того, люди, родившиеся в соответствующие периоды, решительны и напористы, но их энергетический запас быстро истощается. Восполнить силы им поможет солнечный оберег;
  • дети. Солнечный талисман поможет ребенку меньше болеть, быстрее восстанавливать силы после болезни, а также эффективнее развивать имеющийся потенциал (однако, как будет сказано ниже, детям не показано постоянное ношение этого амулета, а только в период болезни, восстановления или важных событий);
  • взрослые, рожденные под любым знаком зодиака, в период истощения сил и энергетического упадка.

ВНИМАНИЕ! Общий эффект талисмана с солнцем – подавление агрессии, сохранение внутренней гармонии и спокойствия. Вместе с этим оберег также прибавляет носителю решимости и помогает находить правильные решения.

Ра — как Создатель

Древние египтяне поклонялись Ра как Богу-Творцу. Это сторона его культа была особенно сильна в Гелиополе. Считалось, что Ра создал человека из своих слёз во время плача. Почитатели Ра говорили, что он создал и самого себя, тогда как приверженцы другого древнего культа — бога Пта считали, что создателем Ра был Пта. В одном отрывке из Книги Мертвых, Ра режет самого себя, и его кровь превращается в две духовных персонификации: Ху (волю) и Сиа (ум). Ра признавался также создателем времён года, месяцев, растений и животных.

Символ бога Хорса. Знак бога Хорса

Одним из известных символов солнца является круг, олицетворяющий пространство и время, с точкой в центре, что является образом Солнца — центра нашей Солнечной системы. Такой же символ обозначает наше светило в виде египетского иероглифа, что говорит об общности этнокультурных корней изначальной единой прародины, которая является фундаментом для всех религиозных представлений народов, расселившихся в дальнейшем на разных территориях. Первые арии в Египте11 появились в IV веке до н. э., куда они и принесли религиозные воззрения и культуру. Так, образ Солнца у древних египтян являл собой диск с соколиными (орлиными) крыльями.

В современном обереговом творчестве знаком бога Хорса считается Солнцеворот, представляющий собой крест с загнутыми вовнутрь концами, направленными посолонь (по часовой стрелке), олицетворяющий собой непрерывное течение жизни. Также этот знак бога Хорса отражает образ нашей галактики, находящейся в постоянном вращении. Бог Хорс, несущий на землю лучи Света Ра, чистой светлой энергии вышнего божественного светила, таким образом, символично передаёт образ вселенского закона вечного движения, непрерывного развития всего сущего. Знак Хорса является одним из мощных солярных оберегов, ибо несёт в себе образ истока жизнедательной силы мироздания, извечной силы. Ещё один символ бога Хорса именуется как Колард, являющий собой огненную очищающую силу.

Владельцу оберега Хорса бог принесёт защиту в тяжёлых жизненных ситуациях, но важно понимать, что любой оберег, дарующий защиту и силу от светлых богов наших, являет поддержку лишь тем, чьи помыслы чисты и на пути своём в жизни которые следуют благим стремлениям, то есть тем людям, поступки которых не мотивированы эгоистичными целями. И тем более использование оберега не принесёт удачу тем, кто стремится воспользоваться силой богов в корыстных целях или в ущерб другим.

Бог Хорс озаряет чистыми лучами солнечного света нашу землю, даруя жизненную силу, насыщая праной всё сущее. Он поддерживает жизнь на земле жизнетворной энергией Солнца. Первые два часа после восхода Солнца считаются самым благоприятным временем. Солнечные лучи несут светлые благостные энергии, особенно в дни равноденствий и солнцестояний. Вставайте на утренней зорьке, с почтением вознося руки к небесам, поприветствуйте наше Ярое Светило, осенний лик коего в образе бога Хорса явлен. Пусть всё светлое, что излучает ваша душа, просияет благой энергией вокруг вас. Учитесь у Солнца беЗкорыстному даянию, дарованию света добра и благой радости всем окружающим вас людям. Помните, что всё, что мы излучаем в мир, то нам и отражается. Чем больше света мы будем излучать, тем большей благостью наполнится наш мир.

Облик и изображения Ра

Бог Ра представлялся в различных формах. Обычным его изображением был человек с головой сокола и обвитым змеёй солнечным диском поверх неё. В других случая Ра изображался как человек с головой жука (Хепри), или человек с головой барана. Ра также имел вид упитанного барана, жука, птицы Феникс, цапли, змеи, быка, кошки, льва.

Считалось, что в Подземном мире он принимает обличье барана. В этой форме Ра называли «бараном запада».

В некоторых произведениях египетской литературы, Ра описан как пожилой царь с золотой плотью, серебряными костями и волосами из лазурита.

Коловрат

На Руси так называли крест с изгибами. Коловрат – символ солнца у славян, который наши предки трактовали как «солнцеворот», или просто «вращение». Его изображение в виде орнамента часто наносили на иконостасы и алтари храмов, ризы и национальные костюмы, военное оружие и стяги дружины, крыши домов и бытовую утварь. Даже до наших дней фрагменты этих росписей сохранились: их можно увидеть в древних церквях Новгорода, Киева и Чернигова. А раскопки славянских поселений и могильных курганов свидетельствуют о том, что многие города имели чёткую форму коловрата, лучи которого указывали на четыре стороны света.


Символ олицетворял Ярило-Солнце, смену времён года и вечный свет. Он являлся для людей оберегающей силой, защитой от демонов ада и людской агрессии. Недаром знак рисовали на красных щитах мужественных воинов, которые шли на смертный бой. Коловрат вызывал панический ужас у противников русичей, поэтому на протяжении многих веков наши доблестные предки успешно противостояли нашествиям других народов и племён.

Славянское солнце: символы наших предков

Как бы сильно остальные народы не поклонялись свету, наши предки любили солнце больше других. Основных солнечных богов на Руси было аж четыре, но кроме них были и другие. Количество солярных символов, посвященных тому или иному божеству, тоже поражает.

Амулет «солнце славянское» — это скорее собирательный образ. Выглядеть он может совершенно по-разному:

  • Коловрат (Солнцеворот). В зависимости от количества лучей может олицетворять разных богов — Даждьбога, Перуна или Сварога. На значение символа влияет не только количество лучиков, но и направление их вращения.
  • Колядник . Знак изображается в виде коловрата с восемью лучами. Иногда его заключают в кольцо из огня. Мужской символ, подойдет тем, кому необходимо научиться правильно подбирать слова, оставаться спокойным в любой ситуации. Для женщин мастерили похожий на Колядник оберег — Ладинец.
  • Звезда Руси . Также этот символ называют Квадратом Сварога. Это еще один мужской языческий символ, связанный с огнем. Согласно славянской мифологии, бог Сварог был кузнецом, поэтому значение символа сводится к поддержанию домашнего очага, процветанию и продлению Рода.
  • Символ Рода . Символизирует энергию света, плодородие, достаток. У славян знак выполнял охранную функцию — амулет следил, чтобы члены семьи ладили между собой, защищал их от злых духов и порчи, приносил удачу.
  • Одолень трава . Относится к женским символам, умеет исцелять от болезней, оберегает свою хозяйку от колдовства. Его парным символом считается Перунов цвет (он же цвет Папоротника). Атрибут Перуна предназначен для мужчин, женщинам его разрешается носить только в крайнем случае.
  • Черное Солнце . Могущественный символ, корнями уходящий скорее к кельтам и другим народам, нежели к славянам. Но и наши предки его использовали. Сегодня знак ассоциируется с нацизмом и различными радикальными правыми течениями, хотя раньше его значение было иным.

Солнечный глаз

Древние часто считали Солнце оком Бога. Важнейшим сакральным символом Древнего Египта был глаз Гора, небесного божества, который в образе ястреба взирал на землю. Египтяне считали, что один его глаз — это Солнце, а второй — Луна. Эллины почитали Солнце как глаз Зевса, римляне — Юпитера, а древние германцы — Одина. В Древнем Иране Солнце считалось глазом Ахура-Мазды. Пророк Мухаммед называл Солнце оком Аллаха.


Глаз Гора


Французский архитектор XVIII в. Леду поместил внутрь символического глаза проект своего театра в Безансоне

Источник

Adblock
detector