Меню

Бог солнца облике барана

Бог солнца облике барана

Амо́н (Амен, Амун, Имен) — древнеегипетский бог Солнца, царь богов (nsw nTrw) и покровитель власти фараонов.

Содержание

История культа

Амон в мифологии Египта бог солнца. Баран и гусь (символы мудрости) — это священные животные Амона. Изображали Амона зачастую в облике человека с головой барана, со скипетром и в короне, с двумя большими перьями и солнечным диском. Первоначально Амон — местный бог Фив, где почитался как небесное божество. Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады, состоя в паре с Амонет (Амаунет). В Огдоаде выступал воплощением воздуха и ветра. Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут, хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Уасрет (что касается Амонет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут называли лунного бога Хонсу. Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду. Амона также связывали с Мином, в этом качестве по отношению к нему прилагался эпитет «Камутеф».

Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Появляется титул «Супруга бога Амона», которым обладали поначалу верховные жрицы, а позже исключительно женщины царской крови. В результате политического возвышения Фив при Среднем царстве культ Амона приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов становится главным государственным богом. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады.

В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. В частности, оно (в лице верховного жреца Хапусенеба) сыграло важную роль в возведении на престол женщины-фараона Хатшепсут, ставшей единоличной правительницей благодаря решению оракула Амона.

Амон-Ра
в иероглифах


Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Тутмосе III и Аменхотепе III.

После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона, приближённый к монотеизму, его преемники Тутанхамон (сменивший своё имя с Тутанхатон), Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XXI династия) и восшествию на престол Херихора, верховного жреца Амона.

Амон в Куше

В результате завоевания Египтом Нубии (Куша), верховное божество кушитов было окончательно отождествлено с Амоном во времена XVIII династии. Как результат, к I тысячелетию до н. э. культ Амона в этих бывших южных владениях Египта стал ещё более централизованным, чем в самом Верхнем Египте, где большую популярность приобретают Исида и Хор. Священным городом Амона в Нубии стала её первая столица Напата.

Когда нубийский правитель Кашта добился у Шепенупет I, единокровной сестры фараона Такелота III, бывшей «Супругой Бога» (верховной жрицей Амона), признания его дочери Аменирдис I своей наследницей, это означало начало установления контроля Напаты над Египтом. Фараоны XXV (эфиопской) династии всячески демонстрировали своё почтение перед Амоном; после их изгнания из Фив перемещается и важнейший центр культа Амона. Он получил значительное распространение в Мероэ и Нобатии, также ставшими теократическими государствами, где ключевую роль в принятии политических решений играл оракул Амона.

Вероятно, из Нубии же было заимствовано и ассоциирование этого бога с бараном, в частности, изображения Амона, изначально полностью антропоморфного божества (держащего анх человека в длинной короне), в виде человека с головой барана с закрученными рогами.

Амон в античной литературе [1]

Согласно Геродоту, Амон (греч. Ἄμμων ; Аммон) — имя Зевса у египтян [2] . Пиндар написал гимн Амону, называя его «владыкой Олимпа» [3] . Его храм стоял в Фивах, статую бога работы Каламида в храм пожертвовал Пиндар [4] . Его животное — баран [5] . Амон Ливийский изображаем с крутыми рогами [6] . Упоминается Еврипидом [7] . Бог солнца [8] .

Получил имя от пастуха, воздвигнувшего храм в Ливии [9] . По другому рассказу, Дионис в Индии (то есть Эфиопии) искал воду и не находил, из песка вышел баран и показал воду. Тогда Дионис попросил Зевса включить барана в число созвездий. Там, где нашлась вода, Дионис построил храм Зевса Амона [10]

Оракул Амона вещал, что нужно отдать Андромеду на съедение чудовищу [11] .

Известно, что оракула Амона, расположенного в оазисе Сива в ливийской пустыне, посетил отбивший Египет у персов Александр Великий [12] , оракул назвал Александра сыном «Зевса-Аммона» [13] , что придало ему убеждённости в собственной божественности.

По рационалистической интерпретации, Амон — не бог, а древний египетский царь. Согласно историку Леонту, когда Дионис правил Египтом, Амон прибыл из Африки и пригнал ему скот, за это Дионис подарил ему землю против египетских Фив. Поэтому ваятели изображают Амона с рогатой головой. [14] .

Читайте также:  Солнце у меня внутри океан

Некоторые термины в современных языках происходят от имени Амона, дошедшего посредством греческого языка в форме «Аммон». В частности, это название вымерших головоногих аммонитов, спиралевидная форма ракушек которых напоминает бараньи рога, с которыми иногда изображался этот бог.

Другой пример — аммиак, название которого производится от латинского выражения sal ammoniacus («соль Амона»), так как неподалеку от храма Амона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония. В жарком климате мочевина (NH2)2CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных (в частности, караванных верблюдов, проходивших через оазис, который был важным пересечением торговых путей), разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова, обозначавшего людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH4Cl, который при нагревании испаряет аммиак.

Источник

Амон-Ра

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Амон-Ра» в других словарях:

АМОН — (ìmn, букв. «сокрытый», «потаённый»), в египетской мифологии бог солнца. Центр культа А. Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное А. баран. Обычно А. изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими … Энциклопедия мифологии

Амон — (Аммон) ( надежный , верный (см. Аминь)): 1) градоначальник Самарии во времена Ахава (3Цар 22:26; 2Пар 18:25); 2) сын и наследник иуд. царя Манассии (641 640 гг. до Р.Х.). Он вступил на престол 22 летним и царствовал всего 2 года, продолжая… … Библейская энциклопедия Брокгауза

АМОН — в древнеегипетской мифологии бог покровитель г. Фивы, постепенно стал отождествляться с верховным богом Ра (Амон Ра) … Большой Энциклопедический словарь

Амон — древнеегипетский бог плодородия, первоначально местный (в Фивах); позже бог света, уподобившийся богу солнца Ре (или Ра) и одинаково почитавшийся. Отсюда А. = Ре. С течением времени А. стал главным богом Египта. Культ А. «царя богов» процветал в… … Литературная энциклопедия

амон — Ра Словарь русских синонимов. амон сущ., кол во синонимов: 2 • бог (375) • ра (4) … Словарь синонимов

амоніт — 1 іменник чоловічого роду викопний молюск амоніт 2 іменник чоловічого роду вибухова речовина … Орфографічний словник української мови

АМОН — АМОН, в египетской мифологии бог солнца, покровитель города Фивы. Почитался в облике барана … Современная энциклопедия

Амон — (м) скрытый Египетские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Амон — библейское название египетского главного божества Озириса ипосвященного его культу города Фивы (Ифp. XLVI, 25; Авак. III, 8).Филологи стараются найти корень этого имени в египетском языке и виероглифах и приискивают ему различные значения, но… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

амоніяк — амоніак (безбарвний газ із різким запахом), сморідець, аміа[я]к … Словник синонімів української мови

амоніак — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Источник

Бог солнца облике барана

imn — букв. «с(о)крытый», «потаенный», «невидимый».

Символ Амон-Ра. Спиралевидные рога считались эмблемой прибывающей силы бога солнца, на которого была перенесена символика бога-создателя мира Хнума. «Ра, ты овен — могущественнейший из всех сотворенных вещей».

Амон также мог появляться в облике барана. Амон-баран отличается загнутыми вниз рогами от других священных баранов, у которых рога расположены горизонтально и имеют винтообразную форму. Последний вид принадлежит к первоначально одомашненной в Египте породе овец (Ovis longipes), которая с 12-й династии все больше вытеснялась курдючными овцами (Ovis platira) с рогами Амона. Почитаемый в Мендесе баран (не имел особого названия), был с вымиранием породы заменен козлом. В надписях времен Рамессидов его называют Пта, чтобы он в образе барана Мендеса был при царице. Уже в Среднем царстве барана Мендеса называют ба (душа) Озириса; так как он одновременно считается также «жизнью Ра, жизнью Шу и жизнью Геба», он становится олицетворением космической четверки и образом бога «с четырьмя головами на одной шее».

«Амон — библейское название египетского главного божества Озириса и посвященного его культу города Фивы (Ифp. XLVI, 25; Авак. III, 8). Филологи стараются найти корень этого имени в египетском языке и в иероглифах и приискивают ему различные значения, но скорее оно семитического происхождения в смысле верный, постоянный, вечный, так как имя это находится и у финикийцев, как прозвище Ваала». [bref]

Он был невидимым дуновением воздуха. Уже в «Текстах Пирамид» Амон вместе со своей женой Амаунет упоминается как древний бог (прабог). Но только с 11-й династии он появляется в качестве бога Фив.

И наконец, его считают богом, «который остается во всех вещах», как душа (ба) всех явлений.

Бог солнца, покровитель г. Фивы (центр его культа), постепенно стал отождествляться с верховным богом Ра (Амон-Ра).

Почитание Амона зародилось в Верхнем Египте, а затем распространилось на север и по всему Египту.

Его жена — богиня неба Мут и сын — бог луны Хонс(у) (Последний почитался египтянами как творец мира, который утвердил небо и землю, создал всех богов, а также человека), составляют т. н. фиванскую триаду.

Читайте также:  Прогноз активности солнца 2021

Первоначально был близок фиванскому богу войны Монту — одному из главных божеств пантеона при фараонах XI династии Среднего царства (21 в. до н. э.). С возвышением XII династии (20-18 вв. до н. э.) Амон отождествляется с ним (Амон-Ра-Монту) и вскоре вытесняет его культ. В период Среднего царства с Амоном отождествляется также бог плодородия Мин.

В эпоху XVIII (Фиванской) династии Нового царства (16-14 вв. до н. э.) Амон становится всеегипетским богом, его культ приобретает государственный характер.

  • отождествляетсят с Ра (имя Амон-Ра (Когда Амон встал на вершину пантеона, Ра не мог быть вытеснен: путем слияния в Амона-Ра (воплощал сущность бога Солнца) оба бога укрепили свое положение. Амон-Ра — бог с четырьмя лицами, символизировали господство над всеми элементами; Амон стал богом заходящего солнца, а Мут — «глазом Ра».) впервые встречается в «Текстах пирамид»);
  • почитается как «царь всех богов» (греч. — Амон-Ра-Сонтер, егип. — Амон-Ра-несут-нечер);
  • считается

богом-творцом, создавшим все сущее, главой гелиопольской эннеады (как один из четырех главных богов-создателей входил в гелиопольскую «эннеаду» вместе с Атумом, Хнумом и Птахом) и гермопольской огдоады богов.

Амон и Амауит гермопольской огдоады, олицетворяли таинственное (пустоту), мир невидимый. Как силы, относящиеся к возникновению мира, имели облик хтонических лягушки и змеи соответственно. В качестве прабога Амон получил также облик змеи и имя Кематеф — «тот, который завершает свое время» / Камутеф (Греческие авторы называют Кнеф) — «быка своей матери», общее с таким же ифифаллическим богом Мином.

В гимнах Амону говорится:

«Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст»; «…ты один обладаешь множеством рук, ты простираешь их к любящим тебя». «…владыка мира, он владеет всей землей, в его руках списки угодий и веревка для обмера полей».

В поздних представлениях об Амоне-Ра главенствует идея всеобщего божества, проникающего во всю Вселенную, в котором невидимо (что следует из самого его имени) существуют все боги, люди, предметы. Так в одном из гимнов о нем говорится следующее:

«Привет тебе, Амон-Ра-Атум-Гор горизонта, бросающий лучи свои на поверхности неба, чтобы наполнить мир своей красотой, прекрасными образами сияя над землей, — ибо он божественнее, чем владыки земли… Дух твой на небе далеко от людей, но лучи твои проникают в преисподнюю… Ты превращаешься в воздух, чтобы поднести его к ноздрям человека. Жизнь людей зависит от твоей воли… Ты — царь вечности, владыка богов; они живут и видят лишь благодаря тебе. Дух твой на небе, чтобы возвысить твое сияние. Тело твое в преисподней, чтобы скрыть твою сущность. Статуя твоя на земле, ею восхваляется и прославляется твое имя… Ты живешь вечно, даруя жизнь всем творениям; ты даешь им узреть твою красоту на заре».

С Амоном — отцом богов и людей связано обожествление фараона, почитавшегося как его сыном во плоти.

Считалось, что фараон рождается от брака бога и царицы-матери, к которой тот является в облике её мужа.

Амон играет ведущую роль в коронационных мистериях. Рамсес II был провозглашен фараоном от его имени: «Это истинный сын мой по плоти моей, защитник на моем престоле, владыка Египта».

Амон дарует победы войску фараона. В тексте, представляющем собой речь Амона, обращенную к фараону-завоевателю Тутмосу III, говорится: «Я даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами… Я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии…».

Амон и фараон едины: оба они владыки мира, его заботливые правители. Эти представления служили укреплению существующего порядка, как установленного самим Амоном, и власти фараона. Амон дарует фараону долголетие, благополучное царствование, но требует от него заботы о соблюдении установленного богопочитания.

Почитается также как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетенных. Его называли «везир для бедных», в обращенных к нему молитвах говорится:

«большие взывают к тебе, маленькие ищут тебя», «Амон, обрати ухо твое к тому, кто беден в суде… Амон может стать везиром, чтобы освободить бедняка».

Крупнейший и наиболее древний храм Амона — Карнакский (Фивы). Во время праздника Амона («прекрасного праздника долины») из него при стечении народа выносили на барке статую Амона. Воплощенное в ней божество изрекало в этот день свою волю, вещало оракулы, решало спорные дела.

Культ получил распространение в Куше (Древней Нубии), где также принял государственный характер. Среди многочисленных местных ипостасей главная роль принадлежала Амону храма Напаты. Оракулы храма избирали царя, который после коронации в храме, посещал святилища Амона в Гемпатоне и Пнубсе, где подтверждалось его избрание.

Как высшее египетское божество отождествлялся с Зевсом и Юпитером, его храмы имелись и в Древней Греции и Риме. Культ Амона был распространен в Спарте и греческих Фивах.

В оазисе Сива у бога, названного греками Аммон (то есть Амон), был символ в виде конуса из камня, который римский историк сравнивал с «умбиликусом» (пупом земли). В более древние времена бог Амон изображался в оазисе Сива с рогами барана; отсюда похожие на них окаменелые моллюски получили название аммонитов.

Читайте также:  Все сияющие солнца во всех угодьях

Жрецы признали Александра Македонского сыном Зевса-Амона, то есть фараоном. На киренских монетах и в скульптуре Амона символизировала голова барана с загнутыми рогами; шлем Александра имел похожую форму.

  • Гором — Амон-Ра-Гарахути,
  • Хапи — Амон-Хапи,
  • Нуном,
  • Птахом,
  • Хепри,
  • Себеком,
  • Хнумом…

Изображался он в виде человека (иногда с головой барана) в короне из двух высоких перьев и солнечного диска на голове, а также в виде барана.

Священным и животным и Амона были баран (символ плодородия) и белый гусь.

Как египетский Хнум и позже Юпитер-Амон мог появляться в облике барана или с бараньими рогами, загнутыми вниз (в отличие от других священных баранов, у которых рога расположены горизонтально и имеют винтообразную форму (Последний вид принадлежит к первоначально одомашненной в Египте породе овец (Ovis longipes), которая с 12-й династии все больше вытеснялась курдючными овцами (Ovis platira) с рогами Амона.)). Другой его признак как бога плодородия — ифифаллические изображения.

В образе гуся Амон как древний бог созидания почитался, возможно, в связи с ливийско-берберийским словом «аман» — вода.

МНМ [ править ]

В египетской мифологии бог солнца. Центр культа А. — Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное А. — баран. Обычно А. изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском (см. рис.). Почитание А. зародилось в Верхнем Египте, в частности в Фивах, а затем распространилось на север и по всему Египту. Жена А. — богиня неба Myт, сын — бог луны Хонсу, составлявшие вместе с ним т. н. фиванскую триаду. Иногда его женой называли богиню Амаунет. Первоначально А. был близок фиванскому богу войны Монту, считавшемуся при фараонах XI династии Среднего царства (21 в. до н. э.) одним из главных божеств пантеона. С возвышением XII династии (20-18 вв. до н. э.) А. отождествляется с ним (Амон-Ра-Монту) и вскоре вытесняет его культ. В период Среднего царства с А. отождествляется также бог плодородия Мин. В эпоху XVIII (Фиванской) династии Нового царства (16-14 вв. до н. э.) А. становится всеегипетским богом, его культ приобретает государственный характер. А. отождествляют с богом солнца Ра (Амон-Ра, впервые это имя встречается в «Текстах пирамид»), он почитается как «царь всех богов» (греч. — Амон-Ра-Сонтер, егип. — Амон-Ра-несут-нечер), считается богом-творцом, создавшим всё сущее (и в частности, его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов). В гимнах А. говорится: «Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст»; «ты один обладаешь множеством рук, ты простираешь их к любящим тебя». А. — «владыка мира, он владеет всей землёй, в его руках списки угодий и верёвка для обмера полей». В А. невидимо (что следует из самого его имени) существуют все боги, люди, предметы. А. отождествляется с Гором (Амон-Ра-Гарахути), Хапи (Амон-Хапи), Нуном, Птахом, Хепри, Себеком, Хнумом и др. С А. связано обожествление фараона, почитавшегося как его сын во плоти (считалось, что фараон рождается от брака А. и царицы-матери, к которой бог является в образе её мужа). А. играет ведущую роль в коронационных мистериях. Рамсес II был провозглашён фараоном от имени А.: «Это истинный сын мой по плоти моей, защитник на моём престоле, владыка Египта». А. дарует победы войску фараона. В тексте, представляющем собой речь А., обращённую к фараону-завоевателю Тутмосу III, говорится: «Я даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами… Я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии…». А. и фараон едины: оба они владыки мира, его заботливые правители. Эти представления служили укреплению существующего порядка, как установленного самим А., и власти фараона. А. почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых. Его называли «везир для бедных», в обращённых к нему молитвах говорится: «большие взывают к тебе, маленькие ищут тебя», «Амон, обрати ухо твоё к тому, кто беден в суде… Амон может стать везиром, чтобы освободить бедняка» (см. рис.).

Крупнейший и наиболее древний храм А. — Карнакский (в Фивах), во время праздника А. («прекрасного праздника долины») из него при огромном стечении народа выносили на барке статую А. Воплощённое в ней божество изрекало в этот день свою волю, вещало оракулы, решало спорные дела.

Культ А. получил распространение в Куше (Древней Нубии), где также принял государственный характер. Среди многочисленных местных ипостасей А. главная роль принадлежала А. храма Напаты. Оракулы этого храма избирали царя, который после коронации, совершавшейся в храме, посещал святилища А. в Гемпатоне и Пнубсе, где подтверждалось его избрание.

Источник

Adblock
detector