Как славяне называли бога солнца?
Солнце для наших предков всегда занимало важнейшую роль с природе. Ведь только благодаря ему была возможна их жизнь на земле. Без солнечного света и энергии нельзя было вырастить хороший урожай. Древние давно заметили, что в зависимости от положения солнца на небе меняется время года.
И неудивительно, что большое значение имел бог солнца. Как славяне называли бога солнца? Оказывается, что бог солнца у славян был далеко не один. Каждый из них соответствовал солнцу в определенный период года.
- Хорс (зимнее солнце). Главенствовал, начиная с зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия. Изображали Хорса в виде мужчины в расцвете сил, у которого были розовые румяные щеки от мороза. Одеяние его составляла рубаха, штаны и плащ голубого цвета. Хорс часто был грустным, потому что не мог согреть землю от морозов. Но, с другой стороны, он способен укротить метель и вьюгу и даже слегка повысить температуру. На праздниках в честь этого бога было принято окунаться в прорубь. День Хорса – воскресенье, металл – серебро.
- Ярило (весеннее солнце). Он приходит на смену Хорсу. Ярило изображался в виде юноши, стройного и красивого, энергичного и веселого. У него были пшеничного цвета волосы, небесного цвета глаза. Ярило носил красный плащ, а также у него был свой огненный конь. Это бог был призван освободить землю от зимних холодов с помощью особых огненных стрел. Вообще Ярило символизировал и молодость, чистоту, искренность.
- Даждьбог (летнее солнце). Даждьбог «правит» и олицетворяет солнце, начиная с летнего солнцестояния и заканчивая осенним равноденствием. Считалось, что бог перемещается по небосводу на своей колеснице. Последнюю ведут четыре белых коня, у которых есть золотистые крылья и огненные гривы. Солнечное сияние, которое видит человек на земле, это не что иное, как отблеск от щита Даждьбога. Бог имел длинные светло-русые волосы, пронзительный взгляд. Также Даждьбог часто изображался в золотых доспехах.
- Сварог (осеннее солнце). Является предшественником Хорса и последователем Даждьбога. У Сварога в структуре языческого пантеона много сыновей. Благодаря ему человек смог освоить огонь, обработку металла. Кроме того, человек научился изготавливать творог и сыр тоже благодаря Сварогу. Солнце, которое олицетворяет Сварог, старое, увядающее, почти не греющее землю.
В некоторых источниках представлены другие боги солнца:
- Зимнее – Коляда.
- Весеннее – Ярило.
- Летнее – Купайло.
- Осеннее – Свентовит.
Причем первый – это ребенок, второй – юноша, третий – мужчина, четвертый – старик.
Но наибольшее значение все же имел Ярило. Ведь если вспомнить, как называли солнце славяне, то это было именно его имя – Ярило. Его имя дословно переводится как «быстрый, стремительный, поднимающийся». Согласитесь, что все эти слова можно отнести к самому солнцу. А тем более, к весеннему, символом которого и был Ярило. И поэтому бог также «отвечал» за плодородие и хороший урожай. Яриле также приписывают покровительство в любви, зачатии детей.
У бога солнца были стрелы, копье, золотой щит. Камнем его по праву был признан янтарь, а металлом – золото. В честь бога существовало много праздников, основными участниками которых были молодые.
Источник
Ярило – бог солнца у славян
Славянский бог солнца Ярило известен многим. Это бог весеннего солнца, молодой бог, предстающий перед людьми в облике юноши с прекрасными золотыми волосами и глубокими голубыми глазами. За плечами его развивается красных плащ огненный, а под ним – огненно-рыжий конь. Его имя является производным для таких слов, как яркий и ярый. Именно они и являются эпитетами Ярилы.
Ярило является, наряду с еще тремя богами солнца, обличием бога весеннего солнца. У славян существовали поверья и легенды, что каждый календарный цикл на землю приходят, вновь рождаются, а потом умирают четыре солярных бога. Они олицетворяли солнце зимнее – Хорс, весеннее – Ярило, летнее – Даждьбог и осеннее – Световит или Сварог. Каждый из этих богов – воплощение и грани одного солнечного божества, но такое разделение произошло благодаря их различным характеристикам. Так, бог зимнего солнца – сдержанный, холодный и даже жестокий. Этого нельзя сказать о Яриле – весеннем божестве, рьяном и яром, несущем свет и тепло людям, растениям и животным. Ярило безудержный и необузданный, в его руках часто появляются огненные стрелы, которыми он пронзает холодные зимние небеса, посылая тепло на землю. Под этим теплом все оживает, расцветает, поэтому Ярилу ассоциируют с плодородием, в том числе и человеческой плотской любви.
Существует легенда, по которой у Ярилы спросили, может ли он полюбить. И ответил молодой бог солнца, что любит всегда, ведь ему дороги все смертные земные женщины и все богини славянские. Именно благодаря любви Ярилы и Земли-Матушки на свет появилось так много живого. Как только Ярило появился на свет, он увидел тьму и холод, в которых спала Сыра Земля. И полюбил Ярило Землю, и проделал дыру в небосводе, чтобы посылать ей свои поцелуи в виде солнечных лучей. Земля же под такими горячими поцелуями проснулась и очнулась от долгого холодного забытия. В тех местах, где Земли касались лучи Ярилы, появлялись трава и цветы, леса и реки. Но все не унимался Ярило, продолжал любить и целовать Землю, так появились в воде рыбы, в небе – птицы, а на поверхности животные и насекомые. А от самого страстного поцелуя Земля родила человека, в которого Ярило вселил разум, так как посчитал любимым ребенком.
Существует такой научный взгляд на появление образа Ярилы в славянской мифологии. Поначалу он выступал исключительно в качестве ритуального персонажа, чем напоминал Коляду и других. Ярило символизировал все то же весеннее солнце, но в облике чучела или небольшого размеры куклы. Куклу почитали в период ее главенствования – с зимнего равноденствия по весеннее. Когда же ее период заканчивался, по всей деревне носили Ярилу в гробу и пели печальные песни об окончании плодородия как у природы, так и у мужчин сельских. После этого куклу относили в поле, заколачивали гроб и хоронили по всем обычаям. Так славяне провожали Ярилу в сон для того, чтобы он мог возродиться и проснуться со следующей весной и возродить природу и все вокруг. После длительной трансформации образа Ярилу стали обожествлять наряду с остальными символами календарного солнца, пополняя пантеон славянских богов.
Источник
Бог солнца у славян: имя, фото. Бог солнца в славянской мифологии
Наши предки восточные славяне хоть и утопали во мраке язычества и поклонялись не единому Богу, а целому пантеону богов, представляющих собой силы природы, были между тем людьми неглупыми и весьма наблюдательными. Они заметили, например, что каждому времени года соответствует своя, определённая фаза небесного светила. Вот только вывод сделали несколько поспешный ― если характер солнца меняется четырежды в год, значит, и богов, им повелевающих, должно быть четверо.
Четырёхликий бог солнца у славян
Логика их рассуждений была проста и по-житейски понятна. Не мог же в самом деле один и тот же бог устраивать летом жару, от которой выгорала земля, а зимой позволять морозам сковать природу льдом. Вот и возложили ответственность за всё происходящее в годичном цикле на четырёх богов ― Хорса, Ярилу, Даждьбога и Сварога. Таким образом, бог солнца в славянской мифологии получился четырёхликим.
Бог зимнего солнца
Новый год у наших предков наступал в день зимнего солнцестояния, то есть в конце декабря. С этого дня и до весеннего солнцестояния в свои права вступал Хорс. Этот бог солнца у славян имел вид некоего мужа средних лет, облачённого в плащ лазурного цвета, под которым виднелась рубаха, сшитая из грубого полотна, и такие же порты. На его румяном от мороза лице всегда лежала печать грусти от сознания своего бессилия перед ночными холодами.
Однако он был вполне способен усмирить метели и вьюги. При появлении его на небосклоне они почтительно затихали. Хорс любил в свою честь шумные празднества, сопровождавшиеся хороводами, пением и даже купанием в прорубях. Но была у этого божества и тёмная сторона ― одно из его воплощений отвечало за лютые зимние морозы. У славян днём Хорса считалось воскресенье, а металлом ― серебро.
Весенний и легкомысленный бог
С наступлением весны Хорс удалялся на покой, а его место занимал Ярило ― следующий по очереди бог солнца у славян. Он царствовал вплоть до летнего солнцестояния. В отличие от скромного на вид Хорса, Ярило представлялся в виде молодого голубоглазого красавца с золотистыми волосами. Живописно украшенный алым плащом, он восседал на огненном коне, отгоняя запоздалые холода пылающими стрелами.
Правда, ещё в те времена злые языки приписывали ему определённое сходство с любвиобильным греческим богом Эросом и даже с Вакхом ― богом вина и шумных веселий. Возможно, что и была в том доля истины, ведь под лучами весеннего солнца кружил хмель сладострастия буйные головы наших предков. За это и называли его славяне богом молодости и (понизив голос) любовных утех.
Летний повелитель солнца
Но проходили весенние дни, и в свои права вступал следующий бог солнца. У восточных славян он изображался самым величественным и полным достоинства повелителем дневного светила. Имя его было Даждьбог. Он вершил свой путь по небу, стоя в колеснице, запряжённой четвёркой златогривых крылатых коней. Сияние от его щита было тем самым солнечным светом, который озарял землю в погожие летние дни.
Почитание Даждьбога у наших предков было столь широким, что следы его капищ были обнаружены учёными при раскопках большинства древнерусских городищ. Характерной особенностью его культа является наличие рун ― образцов древней сакральной письменности, предназначенных для защиты их владельца от злых сил и помощи во всех начинаниях. Необычен и знак Даждьбога ― солярный квадрат. Это равносторонний четырёхугольник, в который вписан крест с загнутыми под прямым углом краями.
Осенний бог
И наконец, последний бог солнца в легендах славян — это Сварог. Вся осень с её ненастными днями и первыми ночными заморозками была периодом его царствования. Согласно легендам, Сварог принёс людям много полезных и нужных знаний. Он научил их добывать огонь, ковать металл и обрабатывать землю. Даже привычный в крестьянском хозяйстве плуг является подарком Сварога. Хозяек же он научил делать из молока сыр и творог.
Сварог ― самый старый бог солнца у древних славян. Он нарожал сыновей, которые пополнили собой пантеон языческих богов и вообще успел очень многое за свою жизнь. Но старость берёт своё, и поэтому его осеннее солнце холодное и тёмное. Как все старики, Сварог любит погреться. Его капищем (местом поклонения) может служить любая кузница или просто печь ― было бы лишь тепло старым костям. Это имеет подтверждение и в находках археологов. Его изображения встречались, как правило, в местах, где прежде разводился огонь.
Древнеславянский бог Ра
В заключение следует упомянуть, что известен и ещё один бог солнца у славян. О нём сохранились лишь отголоски древних легенд. Согласно этим сказаниям, он носил то же самое имя, что и его египетский аналог Ра, и являлся отцом двух языческих богов ― Велеса и Хорса. Последний, как мы знаем, пошёл по стопам отца и со временем занял его место, правда, ограничившись лишь царствованием в зимний период. Сам же бог Ра не умер, а, согласно легенде, достигнув старости, превратился в большую и полноводную реку, именуемую Волгой.
Источник
Символ жизни, света и любви у славян — бог солнца Ярило
Солнце — источник света, безвозмездно дарящий свою энергию жизни миллиардам живых существ нашей планеты, обогревающий своим живительным потоком гигантские планетарные сферы. Наши далекие предки относились к Солнцу, как к божественной сущности, старались быть не только потребителями солнечной силы, но взаимно возвращать ему благодарением энергетические посылы светлых мыслей и чистых душевных устремлений. За это их называли солнцепоклонниками.
Солнце для них являлось богом, который приходит на Землю в разных обличиях, свойственных богам земных стихий, в зависимости от времени года. Самое яркое земное проявление стихии — бог солнца Ярило у славян.
Кто такой бог Ярило
Могущественные разумные силы природы когда-то очень давно сотворили энергетические развивающиеся матрицы, которые позже люди назовут богами стихий. Значительно позже, когда эти структуры были одухотворены сотворчеством божественного и человеческого промысла, они заняли свое место в ряду управителей стихий и прочих помощников (сыновей) могущественных космических иерархов. Именно поэтому в мифологи некоторые боги своими родителями имели духовных сущностей неизмеримо высокого порядка.
Происхождение имени и присущие ему качества
В древней Руси к богам огня причисляли Хорса, Перуна, Семаргла и Ярило. Но из них только Ярило мог отвечать за стихию яркого весеннего солнца. Их имена — энергетические коды, а поскольку «яр» в переводе с древнеарийского означает «сила», а «ило» — источник этой силы, значит действенным управителем стихии огня мог быть только Ярило.
Яр, яркий, ярь, ярость, ярка (молодая крепкая овца), переярок (волчонок), ярун (глухарь в период тока), яровая, яриться — все эти слова носят в себе частицу его неуемной, неукротимой огненной силы.
Имя этого бога имеет несколько значений, обозначающих качества его огненной природы, характеризующие его жизнетворящие черты.
- вечно молодой, очень стремительный поток силы;
- мощный, всепроникающий свет;
- обновляющее начало;
- пылкая, юная страсть и плодородие;
- неукротимость, неистовость до самозабвения.
Время его действенного могущества — от дня весеннего равноденствия до дня летнего солнцестояния. В этот период происходит пробуждение природы, возрождение ее после зимней спячки. В небе начинают радостно яриться птицы, на полях появляются первые всходы яровой пшеницы, начинается настоящее весеннее буйство жизни после долгого оцепенения.
Кроме того, что этот бог является управителем стихии огня, у славян Ярило также и бог Солнца. Вечно юный и темпераментный, он еще признавался богом весны, тепла и жизнетворящей любви, соединяющей живые существа для продолжения своего существования.
Молодой, искренний в своей страсти к жизни голубоглазый юноша с длинными волосами пшеничного цвета, обнаженный до пояса, с венком из трав и первых весенних цветов шествовал по весям и долинам, даря всем тем, кого встречал на своем пути, свет радости и надежды в торжество жизни и ее преобладание над Марой — богиней ночи, зимы и смерти. Таким он представал в сознании людей той далекой эпохи. Но чаще его изображали юношей, по пояс обнаженным и босым, восседающем на белом коне.
Легенды и мифы
В славянской мифологии иносказательно, в виде преданий, передается история о том, как был сотворен наш мир, какие могущественные силы принимали участие в его создании. То, что дошло до нас, наверняка претерпело искажения благодаря передаче из уст в уста. К тому же, чтобы передать весь сложнейший процесс боготворчества при помощи образов и точных метафор, необходимо иметь незаурядную способность емко облекать глобальные вещи в доступную для обыденного восприятия форму.
Дошедшее до нас обросло добавками и переделками великого народного творчества, но есть большая надежда, что в глубине своей сохранило первоначальную суть.
По легенде, славянский бог Ярило является сыном Велеса — повелителя навьего царства и Дивы-Додолы, которая являлась богиней Небесной влаги. Воспылавшему внезапными чувствами к прекрасной богине богу трех миров Велесу пришлось пойти на хитрость, поскольку его избранница предпочла скотьему богу Перуна-Громовержца. Он превратился в ландыш, который понюхала богиня, в результате чего на свет явился вечно юный бог весны. От своего-то отца он и перенял способность к оборотничеству и мужскую силу, а от матери — очень живой характер и особую привлекательность.
Другая легенда гласит о великой любви между Ярилой и Матерью-Землей. В ней говорится о том, что изначально пустая и холодная Мать-Сыра Земля без света, тепла, движения и звуков, была обласкана солнечным богом, который ее пожалел вопреки воле других богов и пронзил своим огненным взглядом. Согретая теплом Земля расцвела, как невеста на любовном ложе. Так в результате взаимной любви появились все живые создания, а человека владыка солнечного огня ударил солнечной стрелой в темя, и тот обрел мудрость.
Еще одна легенда рассказывает о том, как вечно юный солнечный бог научил славян выращивать хлеб, поскольку до этого они этим не занимались, считая тело земли неприкосновенным. Мать-Сыра Земля дала на это добро, а ее сын Микула Селянович сделал первую борозду. Первые зерна бросал по преданию сам весенний бог плодородия.
С той давней поры Ярило почитается и как бог плодородия.
Кому покровительствует
Считалось, что этот бог покровительствует пастухам и земным стадам, поэтому люди, зная его оборотнические способности и то, что он являлся волчьим пастырем, обращались к нему за помощью.
В христианстве, часто и много заимствовавшем из предшествующей ему идеологии язычества, Ярило стал Егорием, или Юрием. На теплого Егория 6 мая, когда уже подрастала молодая трава, люди выгоняли стада на пастбище, обращаясь к божеству с молитвой о защите домашних животных.
Бог весеннего света покровительствует также земледельцам и воинам. Был даже праздник первой борозды. Считалось, что он управляет бороздой пахаря, и когда выходили сеять, это действо также превращалось в праздник, посвященный земле-матушке и ее возлюбленному. Поэтому сеяли с молитвой и в белых рубахах.
Полагалось, что этот бог покровительствует всем зверям, а кое-где его называли царем волков. Считалось, то, что Ярило волку подаст, то он и держит в зубах.
Ну и конечно же, этот вечно юный бог покровительствует пробуждению природы, плодородию и любовной страсти, а поэтому помогает во всем тем, кто схож с ним по характеру — светлым, веселым и влюбчивым.
Внешний вид божества
Внешний вид любого духовного объекта, сотворенного коллективным усилием мысли, воли и духовной силы, обладает теми чертами, которыми его наделило воображение создателей.
Сознание людей той эпохи изображало его юношей со светлыми волосами, в венке из трав и цветов, по пояс обнаженным и босым, восседающем на белом коне с пучком колосьев в руке. Считалось, что когда он двигался пешком, в месте, где ступала его нога, поднимались травы и распускались цветы.
Иногда это была женщина в мужском одеянии, держащая в одной руке колосья, а в другой — чучело человеческой головы. Это символизировало победу жизни над смертью.
Поскольку Ярило относился к сезонным богам, умирающим и возрождающимся вновь, по весне это божество изображалось пылким юношей, благоприятствующим обильным урожаям, а зимой — строгим стариком, уничтожающим все, что доселе создал.
У западных славян бог весны рисовался со щитом, на котором было изображено солнце, а иногда он натягивал стрелы солнечных лучей, которые считались и стрелами любви.
Атрибуты Ярила
Людское воображение приписало богу, которого считали источником счастья и радости, некоторые атрибуты, отличающие его от других высоких духов в славянском пантеоне богов.
Ознакомимся с ними:
- золотой щит, олицетворяющий солнце;
- стрелы как символ солнечного света и страстной, неистовой любви;
- копье защитника, поражающее мрак;
- золото и железо, из которых изготавливались солярные обереги;
- день седмицы — воскресенье;
- животное — волк;
- предметы — венок, колос, ветка с молодыми побегами.
Кроме перечисленных, к атрибутам этого бога причисляют все солнечные символы, колосья налитой пшеницы, череп человека и белого коня.
Тот, кто создавал солярные обереги, мог использовать любые из данных атрибутов для того, чтобы улучшить плодородие, приумножить достаток, отвести ненастье, уберечь скотину либо для семейных бездетных пар с целью скорейшего зачатия.
Символы божества
Каждое божество в славянском пантеоне имеет свои символы, которые использовались при создании амулетов и оберегов. С помощью них люди могли обрести благоволение и возыметь дары славимых богов.
Коловрат
Является одним из самых известных славянских солярных свастичных символов. Правильное с ним обращение несет носящему защиту от бед и напастей.
Не имеет ничего общего с фашистской свастикой, хотя его с ней часто путают. В этом символе заключена тайна небесного движении солнца. Он похож на огненное колесо с вращающимися спицами и заключает в себе образ вечного вращения главного небесного светила, а также вращения колеса жизни, которую дают и забирают боги.
А еще это символ следующих понятий:
- необъятности и непостижимой бесконечности Вселенной, ее вечного вращения;
- олицетворения вечной победы жизни над смертью, порядка над хаосом;
- напоминания о Солнце и Свете;
- смены космических эпох, годовых циклов, дня и ночи.
Посолонь и Противосолонь
Считается, символ с правым вращением, называющийся Посолонь (по Солнцу), лучи которого направлены по движению Солнца, т. е. по часовой стрелке, обозначает возрождение жизни в период с конца декабря по конец июня (дни солнцестояний). Еще это означало изобилие, чистые помыслы, защиту от навьих сил, благие деяния и закономерность.
Символ же с левосторонним вращением, называемый Противосолонь (против Солнца), означает движение светила на убыль, в сторону сна (движение лучей против часовой стрелки). Описывает период с конца июня до начала Коляды (ко дню зимнего солнцестояния).
Этот символ означает:
- жизнь после смерти и потусторонний мир;
- сверхъестественные умения;
- развитые интуитивные способности;
- осознанное взаимодействие с тонким планом.
Этот знак в то далекое время могла носить женщина, называемая ведающей матерью, которую позже стали называть ведьмой, придав этому слову негативный окрас по идеологическим соображениям.
Считалось, что такая женщина, обладающая мистическими способностями, нося этот знак, могла защитить весь свой род от негативного воздействия.
Коловраты бывают с четырьмя, шестью и восьмью лучами. С четырьмя — символизирует стихию огня, с шестью — связь с Перуном и с восьмью — означает единство всего того, что существует.
Колард
Этот знак является священным символом, олицетворяющим единую вселенскую огненную энергию, благодаря которой происходят великие и малые циклы обновлений и преображений.
Символизирует очищение через объединение двух родов соединением любящих сердец. Его наносили на орнаментные вышивки одежды молодоженов, чтобы энергетические, пространственные структуры знака, взяв самое достойное из образа духа и крови сочетающихся молодых людей, смогли воздействовать на генетику будущего ребенка, соединив в нем все лучшее от папы и мамы.
Этот символ также нес в себе глубокий сакральный смысл того таинства, которое через очищение супругов будет дарить им великую мудрость и передавать духовный опыт предков.
Инглия и Звезда Инглии
Инглия символизирует огонь божественного творчества, из которого были сотворены миры и боги. В самом сердце Ярилы Инглия горит неугасимым вечным огнем, изливающимся на землю, побеждая тьму и даруя свет. Это символ первоначальной божественной чистоты, хранящей мир от хаоса и мрака.
Этот свастичный символ в плане геометрии отличается от Звезды Инглии, представляющей собой девятилучевую звезду, которую образуют три равносторонних треугольника, обозначающие тройственность структуры земных и космических явлений.
- Тело, душа, Дух.
- Бог-отец, Бог-сын, Бог-Дух святой.
- Миры: Яви, Нави, Прави.
Девять лучей — число богов славянского Девятиглава: Сварог, Хорс, Перун, Стрибог, Орей, Индра, Варуна, Мерцана и Ярило.
Этот символ может усиливать обережную мощь любого знака, для этого его нужно вставить в центр звезды. Саму же звезду заключают в круг для аккумулирования энергии символов.
Сваор-солнцеврат
Этот знак является символом, описывающим движение души человеческой подобно тому, как вечно юный солнечный бог на своем коне от рассвета до заката движется по небосклону. Так и человек в процессе своего духовного роста поднимается от неприятия, упреков, сомнений и недовольств к чистоте помыслов и духовному совершенству.
Этот оберег является помощником в выборе своего жизненного пути и в разрешении непростых жизненных ситуаций, в устранении проблем.
Из этого видео вы можете узнать еще об одном символе Яро-бога.
Оберег бога — Яровик
Солярным символам и знакам в культуре славян уделялось огромное внимание. Люди знали об их действенной силе и о ее природе.
Они сопровождали каждого в их повседневном обиходе:
- в орнаментных вышивках на одеждах;
- в нанесении знаков на посуду;
- в жилье;
- на орудиях труда.
Их использовали при изготовлении амулетов и носили, как обережную защиту от негативного воздействия. Одним из таких повсеместно используемых солярных свастичных символов был Яровик.
Как выглядит
Он изображается в виде диагонального креста с серповидными завитками на концах. Этим он символизирует годовое, сезонное движение солнца, в котором каждый из четырех периодов был подчинен одному из четырех солнечных богов. Знак передает чистоту и точность движения светила, сила его запускает определенные земные процессы в свой установленный срок.
Кому подходит
Поскольку Яро-бог своим солнечным светом касается всей земной поверхности, и нет на ней места, которую бы он не отметил своим лучезарным взглядом, — амулет или одежду с использованием этого знака всепроникающей Ярилиной силы следует носить людям, склонным к тоске и унынию, одержимым меланхолией. Через это осветятся все затемненные уголки их души, ибо этот знак имеет способность дарить свет тому, кто его потерял.
Кроме этого, яровик подходит:
- мальчикам — для обретения силы, смелости, жизнерадостности и любознательности;
- юношам — для воспитания в себе мужественности, укрепления радости каждого дня, встречи с суженой;
- мужчине — для ощущения полноты жизни и ежедневной радости, передачи позитивного опыта;
- девушкам — для встречи суженого, развития женских качеств;
- замужним женщинам — чтобы сохранить и приумножить страсть в супружеских отношениях, рожать крепких и сильных детей.
Сила оберега
Этот символ приносит пробуждение жизненных сил там, где его применяют. Еще он используется для сохранения и приумножения материального достатка. Не зря его наносили на окна и ставни, потолки и скаты крыш, калитки и амбары.
Оберегающая, очищающая и всепроникающая сила знака использовалась для защиты скота и приумножения его поголовья. По этой причине его наносили над входом в конюшни и коровники, овчарни и овины для защиты своего хозяйского добра от силы стихий, диких животных и воров.
Праздники в честь божества
Праздники в честь Ярилы начинались со дня весеннего равноденствия. В определенные дни, вплоть до двадцатого июня, люди при помощи обрядов и веселья чествовали весеннего бога, чтобы урожай был богатый, а жизнь радостная.
Как отражение преданий старины глубокой в некоторых местах люди еще долго, вплоть до девятнадцатого века на Ярилин день в конце апреля благодарили Яро-бога, выбирая ему жену — Ярилиху из числа девушек селения. Ее одевали в белое и водили вокруг нее хороводы с песнями, славящими ее жениха, а в поле появлялся молодой парень верхом на белом коне, обнаженный по пояс с венком на голове и колосьями в руке, понукавший босыми ногами своего коня, объезжавший кругом селение и прилегающие поля, распечатывая ниву.
Поощрялись также игрища между парнями и девушками с достаточно свободными отношениями, но в рамках благопристойности.
В Ярилины дни устраивались ярмарки и пиры в полях с яичницей, пирогами да сладостями. Традиционными были и кулачные бои, поскольку сам весенний бог не отличался мягкостью и покладистым характером.
Удалым весельем с играми, песнями и хороводами праздновали люди начало посевной. Вместо парня и девушки могли использоваться чучела, которые по окончанию праздника закапывались в землю, кое-где сжигались или бросались в воду.
В день выгона скота на пастбище тоже устраивался праздник, посвященный божеству, который сохранялся достаточно долго. В этот день выпекали козульки — пресное печенье из ржи в виде тех животных, которых выгоняли в поле. Ими угощали пастухов, а излишки раздавали детям.
Обряды могли отличаться в зависимости от региона, время тоже накладывало на них свои отпечатки. Но то, что люди ощущали всем сердцем единство с разумными силами природы, определяло их отношение к жизни через благодарность к тем, кто ее создал и одарил великим даром познавать ее многообразие. Они придерживались ритмов природной гармонии, и жизнь их наполнялась счастьем, за которое они благодарили прежде всего бога Ярилу.
Образ Ярила в культуре и творчестве
Народная культура теснейшим образом связана с земледельческими циклами, поскольку жизнь народа в первую очередь зависела от правильного отношения с землей и, как следствие, — богатых урожаев. Ярило — бог весеннего солнца, любви и плодородия — занимал первейшую позицию в весенних праздниках от Масленицы, когда сжигали чучело Марены, и до Купала, когда сжигали его чучело. Богатое воображение народа придавало этим праздникам особую яркость, они превращались в театрализованные представления. В каждом Ярилином празднике было много закликов и обращений к его образу с целью умилостивить божество, заручившись его поддержкой.
Народ метко подмечал характер каждого периода весны, вследствие чего возникали пословицы и поговорки о взаимосвязи силы Яро-бога с природными явлениями.
Известны народные пословицы, которые гласят:
- до Ярилы крепись, хоть разопнись, а после него живи не тужи;
- средний посев яровой пшеницы — с Ярила, в земле хватит водицы;
- придет Ярило, а с ним тепло и сила.
Его образ нашел свое отражение не только в устном народном творчестве, но и в поэзии.
Пожалуй к нам в гости, пресветлый Ярило.
Согрей нашу Землю своими лучами,
Пускай в благодати струится ручьями
От места до места великая сила.
Великая сила великого Яра,
Что дух укрепит, закалит и упрочит,
Ведь дни все длиннее, а ночи короче,
В заре – откровение божьего дара.
Свое отражение этот образ нашел также в работах художников, чеканщиков, граверов, резчиков и скульпторов, как древних, так и современных.
Другие боги Солнца у славян
По поверьям славян в каждом периоде года главная роль богов-управителей принадлежала иным солнечным богам. Ярило считался богом весеннего солнца.
Кроме него сезонными солнечными владыками являлись:
Коляда
Считаясь сыном Даждьбога — верховного солнечного бога — Коляда был самым малым его проявлением (солнце-младенец). Он приходит на смену старому солнцу в то время, когда его почти не видно (зимнее солнцестояние) и когда от него почти не исходит тепло.
Являясь молодым божеством, молодым солнцем, Коляда обладает той силой и ретивостью, которая способна противостоять зиме. Изображался этот бог в виде новорожденного младенца, поэтому в народе и отмечают рождение (рождество) Коляды.
Купала
Это бог лета, любви и света, удачи, здоровья и добрых дел. Время его действенного могущества начинается днем летнего солнцестояния и заканчивается осенним равноденствием. Наибольшее могущество имеет в тот день, когда он самый длинный, а ночь — самая короткая.
В это время его магия имеет самую большую интенсивность и направленность. В эти дни проводится самый веселый и почитаемый славянами праздник, который является своеобразным символом торжества любви и тепла как божественного дара человеческой душе, через который она познает земной мир для дальнейшей эволюции в мирах сияний и света.
Это время для игрищ и водных гаданий, ярмарок и знаковых встреч.
Свентовит
Считается богом осеннего солнца, зерна и урожая. Его время действия: осеннее равнодействие — зимнее солнцестояние. Также он считается богом белого света. У западных славян Свентовит считался главным богом в пантеоне, богом-всадником, основная задача которого — сражение с тьмой.
Его свет — высшее благо небесной любви, просвещения и озарения, через который чистые души могут поддерживать связь с высшими мирами.
Божества, связанные с Ярилой
Прослеживается связь между Ярилой и Яровитом, который у западных славян являлся богом плодородия. Также он являлся богом весенних гроз и вихрей. Само имя его обозначает «яростный вихрь».
По легенде, раньше он был отважным земным воином, совершившим благородные ратные подвиги, за которые Сварог еще при земной жизни вознес его на небо.
Все весенние деяния Ярила были также свойственны и Яровиту.
Очень схожее название с Ярилой на древнеславянском языке имеет и Руевит, что обозначает «рвущий льды». В славянской мифологии считался богом победы, ведущим борьбу с мраком в отдельных точках Вселенной, в то время как Перун и Стрибог ограждают весь космос от мирового зла.
Видео
Из видео вы узнаете, как время сделало из Ярила Георгия.
Источник