Меню

Бог владыка всей вселенной

Бог владыка всей вселенной

Библия повествует о деяниях Божьих – прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.

I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА

А. Бог сотворил «небо и землю» ( Быт. 1:1 ) «и все, что на них» ( Откр. 10:6 ), «человека», «мужчину и женщину» ( Быт. 1:27 ). Он сотворил «мир» ( Деян. 17:24 ), «человека и животных» ( Иер. 27:5 ) и «все» устроил ( Евр. 3:4 ). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс. 88:38 ), Он благословил животных ( Быт. 1:22 ) и людей, особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, – Ноя ( Быт. 9:1 ), Ав-раама ( Быт. 12:2 ), Исаака ( Быт. 25:11 ), Иакова ( Быт 35 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков ( Быт. 26:22 ; Втор. 1:10 ). Бог дал людям пищу ( Быт. 1:29.30 ; Быт. 9:3 ), одежду ( Втор. 10:18 ; ср. Мф 6 и след.), детей ( Быт. 33:5 ; Пс. 126:3 ), землю ( Втор. 26:9 ), имущество ( Екк. 5:18 ) и успех ( Быт. 39:3.23 ).

Б. В подобных деяниях «Бог неба и земли» ( Быт. 24:3.7 ; 1Езд. 5:11 ), Вседержитель ( Иов. 33:4 ; Откр. 11:17 ) являет Свое всемогущество ( Быт. 28:3 ; Быт. 48:3 ): «Он творит все, что хочет» ( Пс. 113:11 ), для Него «нет ничего невозможного» ( Иер. 32:17 ; Лк. 1:37 ) – воистину «Бог силен и из мертвых воскресить» ( Евр. 11:19 ), но при этом Он «не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22:32 ). В отличие от «богов», «которые не сотворили неба и земли» ( Иер. 10:11 ), Он – живой Бог ( Втор. 5:26 ; 4Цар. 19:4 ; Пс. 41:3 ; Деян. 14:15 ; 1Фес. 1:9 ), «присносущий» (т.е. существующий вечно) ( Дан. 6:26 ; ср. Быт. 21:33 ; Ис. 40:28 ; Рим. 14:25 ), и поэтому Он – «единый истинный Бог» ( Ин. 17:3 ; 1Фес. 1:9 ; ср. 1Ин. 5:20 ), «великий, сильный и страшный», «Бог богов и Владыка владык» ( Втор. 10:17 ; ср. Пс. 85:10 ; Пс. 94:3 ; Пс. 95:4 ), «всевышний» ( Пс. 46:3 ; Ис. 14:14 ; Деян. 7:48 ). И «все воинство небесное» ( Втор. 4:19 ), обожествляемое язычниками ( 4Цар. 23:5 ; Соф. 1:5 ) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву ( Неем. 9:6 ; Лк. 2:13.14 ), поскольку Он сотворил его ( Быт. 2:1 ; Пс. 32:6 ; Ис. 40:26 ): «Господь Саваоф [т.е. Владыка воинств] – имя Ему» ( Иер. 31:35 ; ср. Пс. 88:6–9 ), «Господь всей земли» ( Нав. 3:11 ).

В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все «угодное» Ему и «предначертанное» Им ( Ис 44 и след.; Ис. 46:10.11 ; ср. Иов. 37:5 ; Ис. 22:11 ). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: «Я сделаю, и кто отменит это?» ( Ис. 43:13 ). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для «новой твари» ( 2Кор. 5:17 ): «И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» ( 1Кор. 12:6 ), а именно «в нас, верующих по действию державной силы Его» ( Еф. 1:19 ; Еф. 3:20 ; 1Фес. 2:13 ). «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2:13 ; ср. Деян. 19:11 ; Кол. 1:29 ); «мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела. » ( Еф. 2:10 ), но, как сказал Сам Иисус: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ).

II. ПОВЕЛИТЕЛЬ

В ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.

А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Пс. 32:9 ; Пс. 148:5 ), речь идет о повелениях, данных Им человеку: «И заповедал Господь Бог человеку. » ( Быт. 2:16 ; ср. Быт. 2:17 ). В Исх. 19Десять заповедей названы «словами, которые заповедал ему [народу] Господь»; ср. Исх. 34:10 ; Втор. 4:5 ; Мф. 15:4 . Пророкам Бог повелевает говорить те слова, которые Он Сам вкладывает им в уста ( Иер. 26:2 ; ср. Пс. 118:15 ; Иер. 43:1 ; Деян. 10:33 ). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2Цар. 16:11 ; ср. 4Цар. 18:25 ; «будешь делать все, что Я повелел тебе» ( 2Пар. 7:17 ; см. Иер. 1:7 ). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: «О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь. » ( Мих. 6:8 ; ср. Втор. 10:12.13 ).

Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:

1) в ВЗ наряду с формулой «И пришел Бог, и сказал» ( Числ. 22:9 ), которая может дополняться словами «ночью» и «во сне» ( Быт. 20:3 ; Быт. 31:24 ), часто встречается формула «И явился Бог [Господь], и сказал» ( Быт. 12:7 ; Быт. 17:1 ; Быт. 26:2 ; Быт. 35:9 ; Быт. 48 и др.), также с добавлением слов «ночью» ( Быт. 26:24 ; 2Пар. 1:7 ) и «во сне» ( 3Цар. 3:5 ). Вместо «Бог пришел» в Библии часто встречается выражение «было слово Господа» ( 2Цар. 7:4 ; 2Цар. 24:11 ; 3Цар. 16:1 ; 3Цар. 17:2 ; 3Цар. 19 и др.), относящееся, кроме 3Цар. 6:11 , исключит. к призванию пророков, ср. Иер. 1:2 ; Иез. 1:3 ; Ос. 1:1 ; Иоил. 1:1 ; Ион. 1:1 ; Мих. 1:1 ; Соф. 1:1 ; Зах. 1 и др.;

Читайте также:  Когда космические корабли бороздят просторы нашей вселенной

2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне. » ( Евр. 1:1.2 ). Это подтверждает евангелист Иоанн: «Слово было Бог. », «Слово стало плотию и обитало с нами. » ( Ин. 1:1.14 ; ср. 12:49,50).

В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами. » ( Быт. 9:9 ; ср. Быт. 6:18 ). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом ( Быт. 17:1–14 ): «. Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя»; «соблюди завет Мой. ». Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: «Я Господь, Бог твой» ( Исх. 20:2 ). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» ( Исх. 19:5 ). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы «будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез. 36:27 ), «будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». Так же будет и при «новом завете» ( Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил ­­ «с нами Бог», см. Мф. 1:23 ): «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:20 ). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: «Итак идите . уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. » ( Мф 28 и след.).

III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ

Таким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.

А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Быт. 6 и далее часто звучит в Библии: «и восскорбел в сердце Своем». «Бог с небес призрел на сынов человеческих» ( Пс. 52:3 ), Он «увидел, что велико развращение человеков на земле» ( Быт. 6:5 ); Он «есть Бог ведения» ( 1Цар. 2:3 ), и от Него не скроются человеч. грехи ( Пс. 68:6 ). Он сетует: «Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня» ( Ис. 43:24 ). Слово, ставшее «плотию» (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ); «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк. 22:44 ).

Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого «не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов. » ( Числ. 14:18 ), потому что Он – «Бог ревнитель» ( Исх. 20:5 ; ср. Наум. 1:2 ) и даже – «огонь поядающий» ( Втор. 4:24 ; Евр. 12:29 ). «Он Бог святой» ( Нав. 24:19 ; ср. Ис. 6:3 ; Откр. 4:8 ); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: «Горе мне! погиб я!» ( Ис. 6:5 ). То, что было испытано Исаией ( Ис. 6:7 ), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Иов. 9:13 с Иов 42 и след.), что воспето в псалме: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» ( Пс. 102:9.10 ) и что проповедано с обетованием в Ис. 53:5 : «. наказание мира нашего было на Нем», исполнилось наконец в Том, Кто был «сделан грехом вместо нас» ( 2Кор. 5:21 , пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) и «умерщвлен» ( 1Петр. 3:18 ). «Дитя», Которое Бог наказал за всю «вину отцов» (ср. Исх. 20:5 ), – Его собственный Сын, «не пощаженный Им», а «преданный» за всех нас ( Рим. 8:32 ).

В. Бог совершил это, «дабы нам получить усыновление» ( Гал. 4:5 ): «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин. 3:1 ); «. вы . приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче» ( Рим. 8:15 ). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: «Ты будешь называть Меня отцом твоим» ( Иер. 3:19 ); «. ибо Я – отец Израилю. » ( Иер. 31:9 ; ср. Втор. 32:6 ; Мал. 2:10 ; 2Кор. 6:17.18 ). И пусть даже «. кого любит Господь, того наказывает», Он все равно «благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч. 3:12 ; ср. Евр. 12:6 ), и «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс. 102:13 ). Ведь «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс. 102:8 ; ср. Исх. 34:6 ). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его» ( Пс. 129:8 ; ср. Мф. 1:21 ; Ин. 8:36 ), непреложным стало исповедание: «Ты, Господи, – Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» ( Ис. 63:16 ).

Читайте также:  Неужели мы одиноки во всей вселенной

IV. ТРИЕДИНСТВО

А. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ ( Втор. 6:4 ), так и в НЗ (ср. 1Кор 8 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах – Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов ( Мф. 28:19 ). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Рим. 14:17.18 ; Рим. 15:16.30 ; 1Кор. 12:4–6 ; 2Кор. 1:21.22 ; 2Кор. 13:13 ; Еф. 1:17 ; Еф. 2:19–22 ; Еф. 3:5–7.14–17 ; Тит. 3:4–6 ; 1Петр. 1:2 ; Евр. 9:14 ; Ин. 20:21 , то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом «трезвучии» деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в которых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, которую «не видел . глаз, не слышало ухо» и которая «не приходила . на сердце человеку» ( 1Кор. 2:9 ). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за которыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. ⇒ Исповедание (II).

Б. В 2Кор.5 ап. Павел пишет: «Бог во Христе»; это свидетельствует о совершенной Божеств. сущности Христа, Сына, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Он был «образом Божиим» ( Флп. 2:6 ); в Нем Бог примиряет с Собой ( 2Кор. 5:19 ) и судит человечество. Он – «сущий над всем Бог, благословенный во веки» ( Рим. 9:5 ). Он был (как Слово) с Богом уже в самом начале мира, т.к. «Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ); через это Слово «создано все» ( Кол. 1:16.17 ; Евр. 1:2 ), и в Нем «все начало быть» ( Ин. 1:3 ). Видевший Христа видел Отца ( Ин. 14:9 ), и никто не приходит к Отцу, как только через Христа, Он – в Отце, а Отец – в Нем, поэтому к Нему возносят молитвы как к Богу ( Откр. 5:8–14 ). К Нему устремлена вера в Бога ( Ин. 14:1 ), поэтому Фома исповедует: «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20:28 ). ⇒ Иисус Христос.

В. Библия свидетельствует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: «Бог есть дух» ( Ин. 4:24 ). Это свидетельство есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Быт. 1говорится: «И Дух Божий носился над водою». Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1Цар. 10:10 ; 1Цар. 16:13 ; ср. Ис. 59:21 ; Иез. 11:5 ), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух ( Ис. 48:16 ). В 2Кор. 3:17 сказано: «Господь есть Дух». Человек, в котором живет Божий Дух, – это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог ( 1Кор. 3:16.17 ; 1Кор. 6:19 ). Человек, оскорбивший Св. Духа ( Еф. 4:30 ) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Деян. 5:3.4 ). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви ( 1Кор. 12:11 ). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым ( Рим. 8:9 ). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков ( 1Петр. 1:10.11 ). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа ( Ин. 14:16.26 ) и что Он послан Христом от Отца ( Ин. 15:26 ); через Него Бог возрождает человека ( Ин. 3:5 ; Иоил. 2:28 ); «Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия» ( Рим. 5:5 ), Св. Духом Бог водит верующих ( Гал. 5:18 ), в Нем – основа жизни и поступков сынов Божьих ( Рим. 8:14 ).

Читайте также:  Возникновение атомов во вселенной

Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидетельства по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. — М.: Российское Библейское Общество, 1999. — 1120 с.

Источник

Православная Жизнь

Ни для кого не секрет, что сегодня наша разговорная речь довольно скудна. То и дело регулярно приходится слышать, как из других языков постоянно заимствуются те или иные слова и понятия.

Причем они не адаптируются к синтаксису и фонетике нашего, весьма и весьма богатого, языка, а просто, самым топорным и грубым образом втискиваются. Дабы это понять, не нужно быть филологом, достаточно лишь почитать художественную литературу, скажем, XIX века.

Я понимаю, что ситуацию кардинально не изменить, но всё же хотел бы, чтоб мы задумывались над значением тех слов, которые употребляем. Ведь это интереснейший мир: когда понимаешь, откуда взялось то или иное слово, как сформировалось, то оно будто оживает у тебя в голове, перестает быть обыденным и затасканным. Для нас, людей верующих, важнейшее значение имеет слово «Бог». Вы когда-нибудь задумывались, почему Бог назван Богом? Что стоит за этим кратким, но ёмким понятием?

О Боге как таковом

Как известно, славянские языки относятся к индоевропейской группе, поэтому большинство лингвистов считает, что привычное для нас слово «Бог» является родственным санскритскому bhaga или иранскому baga, что означает «наделяющий» или «одаряющий». Есть еще понятие bhagas, т. е. «достояние» или «счастье». Как видим, наши предки в данном случае старались подобрать такое слово, которое бы наилучшим образом выражало их опыт встречи с чем-то надмирным, с Божеством. Вот почему славяне Бога называют Богом: потому что Он подлинный источник благ, дарующий людям подлинное счастье.

Далее может возникнуть еще один вполне закономерный вопрос: почему Бога называют «Господом»? Ответ здесь достаточно прост и имеет уже сугубо славянские корни. Несложно догадаться, что это слово восходит к понятию «господин» или «хозяин», в христианском понимании – «владыка». С ним так же тесно связано название Бога Творцом. Таким образом, получается, что Бог – Владыка вселенной в силу того, что Он и Творец её, но он Господин, который источает блага своему творению, ведь даже само бытие уже намного лучше, чем небытие. Отсюда следует, что Бога также называют Отцом. Мы и весь окружающий мир – дети Его, а само слово «отец» произошло из детской речи: праиндоевропейское atta – это обращение ребенка к кому-либо из родителей.

Всех перечисленных лингвистических нюансов апостол Иоанн не знал, да и намека на славян тогда не было, и писал он на койне, но именно Иоанн называет Бога любовью (1 Ин. 4:16) – наиболее полное наименование, объединяющие все понятия, о которых уже было сказано, превосходящее их и отражающее опыт встречи с Богом не только апостола, но и всех последующих поколений христиан.

Об Иисусе Христе

Отдельно несколько слов нужно сказать о Христе. Бог ведь называется Отцом не только в Своем отношении к миру и человеку, но и в контексте Своих внутритроичных отношений. Сын Божий не был создан, как был создан весь остальной, хоть материальный, хоть духовный, мир. Бог Отец назван «Отцом», так как Он причина существования Бога Сына, но Бог Сын равен Богу Отцу и ни в чем не ниже Его. Здесь наименование Бога «Отцом» используется лишь потому, что наш язык не может как-либо более адекватно отразить тайну отношений между Лицами Святой Троицы.

Бог Сын, оставаясь истинным Богом, неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно, что отражено в определении IV Вселенского Собора, соединяется с человеческой природой в едином Лице Христа. Именно поэтому Иисус назван Богом. Но следует помнить, что, именуя Спасителя Богом, мы всё равно подразумеваем наличие в Нем и человеческой природы. Сын Божий, как Бог Отец и Святой Дух, принимал участие в творении мира. На это указывают, например, слова апостолов Иоанна (Ин. 1:3) и Павла (Кол. 1:16). Однако же мы не называем Христа «Отцом» просто потому, чтоб не было путаницы в отношении лиц Святой Троицы. Лучше говорить, что Иисус Христос – Господь, что уже само собой подразумевает Его владычество над вселенной и все вытекающие отсюда смыслы, о которых было сказано выше.

Как видим, из привычных и хорошо знакомых всем понятий можно извлечь немало содержания, нередко попросту упускаемого нами из виду. Поэтому иногда стоит немного потратить времени, «покопаться» и «оживить» слова в нашем уме и памяти.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник

Adblock
detector