Меню

Боги древнего египта бог луны

Аах (Ях) — лунное божество

Аах — бог Луны и лунного календаря Аах (Ях) – древнеегипетский бог Луны, отвечающий за лунный год (12×30 дней), почитался в Фивах. Первоначально слово «Аах» означало Луну как спутника Земли, в астрономическом смысле.

Поскольку вначале по древнеегипетскому календарю продолжительность года равнялась 360 дням, а Луна играла важную роль в хозяйственно-астрономических прогнозах, лунный бог приобрел большую популярность в Древнем Египте.

Популярный в эпоху Среднего царства

Культ Ааха (Яха) достиг максимума в период Среднего царства. Некоторые исследователи считают, что имя фараонов Яхмос (XVIII и XXVI династии) связано с этим божеством. Если такое предположение верно, то это говорит о значительном влиянии этого бога в отдельные периоды истории Древнего Египта.

Однако со временем древнеегипетские жрецы, заметив несовпадение календарного и реального года, произвели календарную реформу, добавив к 360 дням еще 5 дней. Мифы, освящающие божественную необходимость такой реформы, рассказывают о том, что бог мудрости Тот выиграл именно у Ааха в игре в кости по 1/72 сияния Луны в каждый день, и таким образом за год получилось пять дополнительных дней.

После этого культ Ааха постепенно начал терять популярность, хотя в одном из вариантов «Книги мертвых» он упоминается и говорит: «Я, лунный бог Аах, обитающий среди богов…».

Теории проиcхождения Ааха (Яха)

Подробности культа данного бога сейчас неизвестны. Также невелико и количество его изображений. Аах обычно изображался в антропоморфном виде с нарождающимся полумесяцем на голове, иногда подобно другим лунным богам — Тоту и Хонсу — имел голову ибиса или сокола. Также иногда изображался в виде полумесяца, опирающегося на столб Тота (джед), стоящий в лодке.

Существуют теории, согласно которым культ Ааха связан с появлением в Египте большого числа выходцев из Западной Азии (в том числе гиксосов), а сам Аах отождествляется с сирийскими и даже месопотамскими лунными божествами.

Обращают внимание и на схожесть имени Ааха (Яха) с еврейским Яхве, но точка в дискуссиях, насколько это совпадение является случайным, еще не поставлена.

Источник

Шумерский бог Луны Бог Луны у египтян

Религиозный мир, как и все прочие стороны человеческой жизнедеятельности, в наше время имеет тенденцию к быстрому развитию. Обратная сторона прогресса связана с ломкой устоявшихся традиций, активным взаимовлиянием различных культур и, как следствие, бурным ростом новых религиозных движений синкретического характера. Относительная стабильность религиозной сферы прежних периодов истории ушла в прошлое. Кроме того, сегодня наблюдается устойчивая тенденция к росту спроса на дохристианское наследие, преимущественно языческого содержания. Всплески неопаганизма наблюдаются по всему миру, быстро растет число их приверженцев. Это обстоятельство делает актуальным, более того — остро необходимым, детальное и глубокое изучение древних культов, их мифологии, вероучения и практики.

Мужское и женское начало в язычестве

Последователи современного паганизма и реконструкторы-энтузиасты языческих культов, вдохновляясь древними образами, воссоздают систему почитания природы, описывая ее на языке мифологии как комплекс сложных взаимоотношений между различными силами мироздания и человеком. Ортодоксальными и универсальными в большинстве этих построений являются типологические фигуры бога солнца — архетипического божественного Отца Вселенной — и богини земли — Великой Матери. Последнюю чаще всего также ассоциируют с луной, что обуславливает в различных контекстах появление устойчивой пары солнце-земля или солнце-луна как мужского и женского проявления высшего божественного принципа. Истоки этих образов чрезвычайно древние, насчитывающие не менее десятка тысяч лет и уходящие корнями в седые времена матриархата. В целом они представляют собой канонические образы в западной культуре, хотя также имеют прототипы во многих религиозных традициях мира. Тем не менее, существуют и обратные примеры. Так, например, божественная египетская сизигия Геб и Нут представляют собой инверсию универсального архетипа. Богиня Нут — является богиней Неба, а бог Геб заведует землей. Аналогично и лунная символика иногда присваивается мужским персонажам. Так дело обстоит, например, в тенгризме — шаманской религиозной системе, в том же Египте (в лице богов Тота и Яаха), в ведической культуре (под ликом бога Сомы). К ним же относится и Син — бог луны древнего Шумера.

Шумерский культ Луны. Бог Нанна

Фрагментарные и разрозненные сведения о культе небесных светил, которые до нас донесла шумерская культура, сообщает нам два имени — Син (Шин) и Нанна. Из этих двух персонажей второй — самый древний бог Луны этого региона. Согласно мифологии, он являлся сыном бога Энлиля, внуком верховного бога неба Ану. Соответственно, Нанна — брат Нинурты и Ишкура. Кроме того, он произвел на свет двух детей-близнецов — знаменитую богиню Иштар и бога Шамаша.

Читайте также:  Где найти знак луны

Мифологический образ Нанна

Имя Нанна означает «властелин неба». Но господин неба — это не бог Солнца и бог Луны. В данном случае этот эпитет устойчиво связан только с ночным светилом. Нанна традиционно представлялся путешественником по небесному океану на ладье, в качестве которой выступал полумесяц. Отсюда его прозвище «Магур», что означает «корабль».

Распространение культа Нанна

Особых подвигов, согласно имеющимся данным, Нанна не совершал, на поприще войны и любви тоже не отличился. Тем не менее, среди населения Шумера он снискал огромное почитание и признание. Изначально, будучи божеством-покровителем города Ура, культ Нанна завоевал Харран, а затем стал господствующим и в Ниппуре — религиозной столице Шумера. Таким образом, бог луны стал лидером по числу приверженцев и почитателей в шумерском обществе.

Развитие культа Нанна

Религии древних народов при появлении военных или торговых связей начинали взаимно влиять друг на друга, а схожие архетипические образы зачастую сливались в одно целое. Вследствие этих процессов шумерский бог Луны Нанна слился в единое лицо с вавилонским лунным богом Сином, отпечатав в культуре региона целостный образ божества ночного светила, прошедший через века.

Другой яркий пример мужских божеств, связанных со спутником Земли, нам дает Египет.

Бог Луны у Египтян

Если говорить более точно, то египетская традиция знает не одного, а, как минимум, трех мужских лунных богов — Тота, Яаха и Хонсу. Обусловлено это тем, что в древнем Египте всю его историю не было единой религии. Хотя и делались попытки ее навязать, каждый ном, каждый город оставался верен своим собственным богам. Конечно, среди них были и общенациональные божества, однако их мифологическая роль, родословная, функции и практика культа могли значительно разниться от одного центра почитания к другому.

Египтяне имели лишь общую культуру, в рамках которой теплилось множество независимых религиозных школ. Поэтому и бог Луны у каждого крупного города был свой.

Бог Тот

Самым известным и наиболее ярким из известных лунных божеств Египта является, без сомнения, Тот. Его образ настолько впечатлителен, что даже в наше время мало кто не слышал его имени. Более того, под знаменами герметизма культ бога Тота дожил до наших дней. Это единственный древнеегипетский бог, которого в этом отношении пощадила судьба.

Но вообще-то в юрисдикцию этого персонажа входило не только ночное светило. Поэтому в первую очередь Тот — не только бог луны, но покровитель знаний и искусств, источник мудрости, изобретатель письменности, вестник богов. Он провожал душу умершего в Царство Мертвых и в качестве писца присутствовал на ее суде Осирисом.

Центром почитания Тота был город Гермополь. Традиционно этот бог Луны у египтян изображался с головой Ибиса, который считался его священным животным. А женой божественного мудреца была богиня Маат — покровительница истины и всяческого порядка.

Бог Яах

Вероятно, Яах — это самый древний лунный бог египетского пантеона. Первоначально его культ зародился в Фивах, где ему поклонялись просто как Луне, как явлению астрономического характера. Собственно, само имя «Яах» означает просто «луна» или «месяц».

Культ Яаха быстро расцвел, а потом столь же быстро пришел в упадок, оказавшись не способным конкурировать с другими лунными божествами. Тем не менее, узкий круг почитателей у Яаха всегда сохранялся. Об этом говорят распространенные, хотя и редкие изображения этого божества, а также древнеегипетские ритуальные тексты. Из последних самым главным свидетельством важной роли Яаха является небезызвестная Книга Мертвых.

О мифологии и прочих деталях жизни и почитания этого божества известно очень мало. На сегодняшний день культ Яаха остается одним из наименее исследованных аспектов древнеегипетской религиозности. Некоторые ученые, однако, предполагают, что у него и у еврейского бога Яхве имелся единый прототип, связующий оба божества и послуживший источником возникновения их почитания.

Бог Хонсу

Хонсу — еще один бог Луны Египта. Однако символика, ассоциируемая с ним, акцентирована, в отличие от Тота и Яаха, на циклическом течении жизни. Само имя Хонсу означает «проходящий». Соответственно, это бог календаря, управитель времени. Отсюда его большое значение, ведь именно по лунным циклам египтяне вычисляли года, времена года, разливы Нила, время посева и сбора урожая.

Мифологическая родословная вменяет роль родителей Хонсу богу Амону и богине Мут. Изображался повелитель времени в образе мальчика или юноши с лунным диском на голове. И в силу этого иконографического родства иногда его соотносили с Гарпократом — поздним синкретическим богом молчания и тишины.

Читайте также:  Пленники луны личная жизнь доктора селивановой

Синтез лунных божеств в Египте

Как и шумерский бог Луны Нанна-Син, лунные боги египтян также сливались в единые образы, причем в различных комбинациях. В разное время и в разных местах известны синтетические образы Тота-Яаха, Тота-Хонсу и Яахя-Хонсу.

Так или иначе, бог Луны в древнем мире являлся весьма важным божеством. Связано это с важной ролью спутника земли в общественной, сельскохозяйственной, биологической жизни человечества и природы в целом.

Источник

Боги древнего египта бог луны

Амон-Ра
В Фивах (Верхний Египет) Амон был местным богом ветра. После объединения Верхнего и Нижнего Египта культ Амона постепенно набрал силу и слился с культом Ра. После чего Амон-Ра стал верховным богом Египта.

Анубис
Бог — погребальных обрядов, он защищал тело в период подготовки к похоронам и оберегал мумию в гробнице. Изображали его с головой шакала.

Апис
Священный бык города Мемфис, бог силы и плодородия.

Атон
Бог Солнца. В период правления фараона Эхнатона Атон был единственным богом египтян. Считалось, что Атон сотворил все вещи и правит всем миром.

Бог заходящего солнца. Культ его слился с культом солнечного бога Ра, и Ра-Атум стал верховным богом Египта. Он считался предводителем девяти великих богов, которым поклонялись в Нижнем Египте.

Баст
Богиня, изображавшаяся в облике кошки или с кошачьей головой. Ей поклонялись как носительнице солнечного света.

Бэс
Бог танцов и пиров, которому в Древнем Египте поклонялись простолюдины. Его изображали в виде кривоногого уродца карлика с широким бородатым лицом, облаченного в львиную шкуру. Бэс защищал людей от змей, отпугивал злых духов, помогал при родах. Он охранял египтян от разных бед и как покровитель семьи почитался по всей стране. Сохранилось множество оберегов в виде фигурок Бэса.

Геб
Один из девяти великих богов («великой эннеады»), которого чтили в Гелиополе, «Городе Солнца» (Нижний Египет). Геб был богом Земли.

Гор
Сын Осириса и Исиды, бог вос

ходящего солнца. Его заклятым врагом был Сет, захвативший трон Осириса. Гор бросил С

ету вызов, и они долго состязались в силе и хитроумии. В конечном счете спор был разрешен Осирисом, который потребовал отдать трон Гору как своему законному наследнику.

Исида
Богиня любви и судьбы, дочь Геба и Нут. Исида вышла замуж за своего брата Осириса и родила от него сына Гора. Она была верной женой и любящей матерью. С помощью магии она воскресила и Осириса, и Гора, убитых Сетом. Исиду часто изображают с младенцем Гором на руках. Она воспитала в сыне ненависть к Сету, чтобы Гор отомстил за отца.

Маат
Дочь Ра, богиня истины и справедливости. Маат наблюдает за правильностью совершения религиозных ритуалов и следит за поведением людей.

Меритсегер
Местная богиня Фив, изображавшаяся в виде змеи с головой женщины. К праведникам Меритсегер была благосклонна, а грешников карала ядовитым укусом.

Месхент
Богиня деторождения, помогавшая женщине терпеть боли при родах и предопределявшая судьбу новорожденного.

Мин
Бог мужской плодовитости, тесно связанный с Амоном-Ра. Во время праздника в его честь воздвигали священный столб, на который полагалось карабкаться участникам ритуала. Мин также покровительствовал племенам охотников и собирателей, обитавшим в пустыне к востоку от Нила.

Монту
Бог войны с головой сокола. Его священным животным был бык Бухие, который считался «душой Ра».

Мут
Богиня-мать, изображавшаяся с головой коршуна. Сочетавшись браком с Амоном-Ра, она стала царицей небес.

Нейт
Богиня рукоделия, согласно некоторым мифам, соткавшая мир. Нейт также охраняет мумифицированное тело покойника до момента его погребения.

Нефертум
Сын Птаха и Сехмет. Его изображали в виде бородатого мужчины с кривым мечом в руке и цветком лотоса на голове. Согласно некоторым мифам, бог Ра каждое утро рождается из цветка лотоса.

Богиня мертвых, жена Сета. Когда Сет убил Осириса и спрятал его тело, Нефтида отправилась вместе со своей сестрой Исидой на поиски трупа.

Нехбет
Жена бога Нила Хапи, покровительница Верхнего Египта. Нехбет защищает фараона и его детей. Иногда ее изображали в виде самки коршуна, распростершей крылья над голово

Нун
Бог первозданного хаоса, олицетворение беспредельной и бесформенной водной пучины, существовавшей в начале времен, до сотворения мира. Из глубин Нуна чудесным образом родился Ра, ставший «отцом богов».

Читайте также:  Периодическое изменение направления земной оси под влиянием луны называется

Нут
Богиня ночного неба, мать звезд. Нут была сестрой и женой бога Земли Геба, но бог воздуха Шу разъединил супругов.

Осирис
Бог плодородия, научивший людей возделывать землю и поклоняться богам. Завистливый брат Осириса, Сет, убил его и выбросил сундук с телом в реку. Исида отыскала труп и спрятала его от Сета, но Сету все же удалось снова завладеть телом брата. На сей раз убийца разрезал труп на части и разбросал их по всему Египту. Исида с большим трудом собрала все части воедино и предала тело мужа погребению. Возродившись в царстве мертвых, Осирис стал судьей в загробном мире. Он выносит приговор усопшему и решает его дальнейшую судьбу.

Бог ремесла и искусства, истины и справедливости, которого изображали с посохом в плотно облегающих, длинных белых одеждах. Сначала ему поклонялись только в Мемфисе (Нижний Египет), но когда Мемфис стал столицей Египта, Птах приобрел общеегипетское значение. Ему приписали роль творца мира и создателя всех богов. Супруга Птаха — богиня Сехмет.

Ра
Солнечный бог, изображавшийся с головой сокола, увенчанной солнечным диском или коброй. Ра поклонялись как верховному богу, создателю других богов и людей. Каждого фараона считали сыном Ра.

Рененет
Богиня — покровительница детей. Она давала им имена, оберегала от несчастий и предопределяла их судьбу.

Ренпет
Богиня, управлявшая течением времени. Каждую весну она возвещала о наступлении нового года и вливала в молодых людей свежие силы.

Себек
Бог рек и озер, пресных вод и плодородия, изображавшийся в облике крокодила или человека с головой крокодила. Египтяне считали, чем больше в реке крокодилов, тем богаче будет урожай. Тем не менее Себек считался жестоким богом, умилостивить его можно было только частыми и обильными жертвоприношениями.

Селкет (Серкет)
Богиня, покровительница мертвых, изображающаяся в виде скорпиона. Она помогала своему отцу богу Ра истреблять врагов. К людям она была благосклонна и излечивала их от ран.

Серапис
Бог загробного мира, которому поклонялись греки и римляне, правившие Египтом. В образе Сераписа слились египетские боги Апис и Осирис. Серапис считался богом-целителем, спасителем от несчастий.

Сет
Бог зла, убивший своего брата Осириса и захвативший его трон. Позже боги передали власть Гору, которого Сет не смог убить. А Сет стал богом бурь и владыкой пустыни.

Свирепая богиня войны, истребляющая врагов Ра. Первоначально она была богиней любви Хатор. Но когда Ра послал ее уничтожить человечество, она превратилась в яростную Сехмет.

Сешат
Богиня письма, хранительница «библиотеки» богов. Сешат ведет записи обо всех поступках смертных и обо всем, что ожидает людей в будущем.

Бог растительности и покровитель мертвых. Его изображали в виде мумии с головой сокола. Сокар охранял врата загробного мира.

Таурт
Богиня с телом гиппопотама или крокодила и львиными лапами. Она покровительствовала будущим матерям, поэтому и изображалась с округлым животом. Таурт лечила от бесплодия, помогала женщинам при родах, следила, чтобы у них было достаточно молока.

Тефнут
Львиноголовая богиня росы и дождя, сестра и супруга Шу. Тефнут была первой богиней, сотворенной Ра.

Бог луны, владыка мудрости и магии, покровитель красноречия, изобретатель письменности. Изображался с головой ибиса и палеткой писца. Тот помогает Осирису вершить суд в загробном царстве, записывая показания весов, на которых взвешивалась душа умершего.

Упуат
Бог, сопровождавший душу покойного в загробное царство. Изображался с головой шакала или волка. Иногда отождествлялся с Анубисом.

Хапи
Бог Нила. Будучи мужского пола, Хапи тем не менее изображался с женской грудью, символизирующей плодородие, которое даровали египетским полям ежегодные разливы могучего Нила.

Хатор
Богиня любви и плодородия. Ее изображали либо в облике коровы, либо в виде женщины, чью прическу украшал солнечный диск между коровьими рогами. Один из мифов повествует о том, как Ра послал Хатор уничтожить человечество, и тогда эта богиня превратилась в Сехмет, богиню войны и разрушения.

Хонсу
Сын Амона-Ра и Мут, бог луны. Хонсу наделяет фараона властью и могуществом. Его изображают в облике прекрасного сильного юноши с прической, увенчанной лунным серпом.

Бог-горшечник, создавший людей из глины на гончарном круге. Жизнь в тела людей вдохнула жена Хнума, Хегет. Согласно некоторым мифам, Хнум сотворил также богов. Хнума изображают с головой барана.

Шу
Бог воздуха и солнечного света, первое порождение Ра. Он разделил Геба и Нут, слившихся в супружеских объятиях. Так образовались Земля и Небо.

Источник

Adblock
detector