Меню

Богиня космоса у древних греков

Боги Древней Греции

Древнегреческая мифология выражала живое чувственное восприятие окружающей действительности со всеми её многообразием и красками. За каждым явлением материального мира – грозой, войной, бурей, рассветом, лунным затмением, по мнению греков, стояло деяние того или иного бога.

Классический греческий пантеон насчитывал 12 божеств-олимпийцев. Однако жители Олимпа не были первыми обитателями земли и создателями мира. Согласно «Теогонии» поэта Гесиода, олимпийцы были только третьим поколением богов. В самом начале был лишь Хаос, из которого со временем вышли:

Эти силы и следует считать первым поколением греческих богов. Дети Хаоса заключали друг с другом браки, порождая богов, моря, горы, чудовищ и разных удивительных существ – гекатонхейров и титанов. Внуков Хаоса принято считать вторым поколением богов.

Правителем всего мира стал Уран, а его супругой – Гея – мать всего сущего. Уран боялся и ненавидел своих многочисленных детей-титанов, поэтому сразу после их рождения прятал младенцев обратно во чрево Геи. Гея сильно страдала от того, что не могла разродиться, но ей на помощь пришёл младший из детей – титан Кронос. Он сверг и оскопил своего отца.

Дети Урана и Геи наконец смогли выйти из чрева матери. Кронос взял в жёны одну из своих сестёр – титаниду Рею и стал верховным божеством. Его правление стало настоящим «золотым веком». Однако Кронос опасался за свою власть. Уран предсказал ему, что один из детей Кроноса поступит с ним также как, сам Кронос поступил со своим отцом. Поэтому всех рождённых Реей детей – Гестию, Геру, Аида, Посейдона, Деметру – титан проглотил. Последнего сына – Зевса – Рее удалось спрятать. Зевс подрос, освободил своих братьев и сестёр, а затем начал борьбу с отцом. Так в битве схлестнулись титаны и третье поколение богов – будущих олимпийцев. Эти события Гесиод называет «титаномахией» (дословно «Битвами Титанов»). Борьба закончилась победой олимпийцев и падением титанов в бездну Тартар.

Современные исследователи склонны полагать, что титаномахия не была пустой, ни на чём не основанной фантазией. Фактически этот эпизод отражал важные социальные перемены в жизни Древней Греции. Архаичные хтонические божества – титаны, которым поклонялись древнегреческие племена, уступали своё место новым божествам, олицетворявшим порядок, закон и государственность. В прошлое уходили родоплеменной строй и матриархат, им на смену приходят – полисная система и патриархальный культ эпических героев.

Благодаря многочисленным литературным произведениям, до наших дней дошло множество древнегреческих мифов. В отличие от славянской мифологии, сохранившейся в отрывочном и неполном виде, древнегреческий фольклор был глубоко и всесторонне изучен. Пантеон древних греков включал в себя сотни богов, однако, ведущая роль была отведена всего 12 из них. Канонического списка олимпийцев не существует. В разных версиях мифов в пантеон могут входить разные боги.

Во главе древнегреческого пантеона находился Зевс. Он и его братья – Посейдон и Аид – бросили жребий, чтобы поделить между собой мир. Посейдону достались океаны и моря, Аиду – царство душ умерших, а Зевсу – небо. Под властью Зевса на всей земле устанавливается закон и порядок. Для греков Зевс был олицетворением Космоса, противостоящим древнему Хаосу. В более узком значении Зевс был богом мудрости, а также грома и молний.

Зевс был весьма плодовит. От богинь и земных женщин у него родилось множество детей – богов, мифических существ, героев и царей.

Весьма интересным моментом биографии Зевса является его борьба с титаном Прометеем. Боги-олимпийцы уничтожили первых людей, живших на земле ещё со времён Кроноса. Прометей же создал новых людей и обучил их ремёслам, ради них, титан даже похитил с Олимпа огонь. Разгневанный Зевс приказал приковать Прометея к скале, куда ежедневно прилетал орёл, клевавший титану печень. Для того чтобы отомстить созданным Прометеем людям за их своеволие, Зевс послал к ним Пандору – красавицу, открывшую ящик, в котором были спрятаны болезни и разные несчастья человеческого рода.

Несмотря на столь мстительный нрав, в целом, Зевс – светлое и справедливое божество. Рядом с его троном стоят два сосуда – с добром и злом, в зависимости от поступков людей Зевс черпает дары из сосудов, посылая смертным либо кару, либо милость.

Посейдон

Брат Зевса – Посейдон – владыка такой переменчивой стихии как вода. Подобно океану, он бывает буен и дик. Скорее всего, изначально Посейдон был земным божеством. Эта версия объясняет почему культовыми животными Посейдона были вполне «сухопутные» бык и конь. Отсюда же и эпитеты, которыми наделяли бога морей – «сотрясающий землю», «земледержец».

В мифах Посейдон часто противостоит своему брату-громовержцу. Например, поддерживает ахейцев в войне против Трои, на стороне которой был Зевс.

Почти вся торговая и промысловая жизнь греков зависела от моря. Поэтому Посейдону регулярно приносили богатые жертвы, бросая их прямо в воду.

Несмотря на огромное количество связей с самыми разными женщинами, ближайшей спутницей Зевса всё это время была его сестра и супруга – Гера. Хотя Гера и была главным женским божеством на Олимпе, фактически она была только третьей женой Зевса. Первой супругой громовержца была мудрая океанида Метида, которою он заключил в своё чрево, а второй – богиня правосудия Фемида – мать времён года и мойр – богинь судьбы.

Хотя божественные супруги часто ссорятся и изменяют друг другу, союз Геры и Зевса символизирует все моногамные браки на земле и отношения между мужчиной и женщиной в целом.

Отличавшаяся ревнивым, а порой и жестокий нравом, Гера всё же была хранительницей семейного очага, защитницей матерей и детей. Гречанки молили Геру о послании им хорошего мужа, беременности или о лёгких родах.

Возможно, противостояние Геры с мужем отражает хтонический характер этой богини. По одной из версий, прикасаясь к земле, она даже рождает чудовищного змея – Тифона. Очевидно, Гера – одно из первых женских божеств Пелопонесского полуострова, эволюционировавший и переработанный образ богини-матери.

Арес был сыном Геры и Зевса. Он олицетворял собой войну, причём, войну не в виде освободительного противостояния, а – бессмысленной кровавой резни. Считается, что вобравший в себя часть хтонического буйства своей матери Арес крайне вероломен и хитр. Свою силу он использует для того, чтобы сеять убийства и рознь.

В мифах прослеживается нелюбовь Зевса к кровожадному сыну, однако, без Ареса невозможна даже справедливая война.

Афина

Рождение Афины было весьма необычным. Однажды Зевса стали мучить сильные головные боли. Чтобы облегчить страдания громовержца, бог Гефест ударяет его топором по голове. Из образовавшейся раны выходит прекрасная дева в доспехах и с копьём. Зевс, увидев дочь, очень обрадовался. Новорождённая богиня получила имя Афина. Она стала главной помощницей своего отца – хранительницей закона и порядка и олицетворением мудрости. Формально матерью Афины была Метида, заключённая внутри Зевса.

Поскольку воинственная Афина воплощала в себе и женское, и мужское начало, она не нуждалась в супруге и оставалась девственной. Богиня покровительствовала воинам и героям, но только тем из них, кто разумно распоряжался своей силой. Таким образом, богиня уравновешивала буйство своего кровожадного брата Ареса.

Гефест

Гефест – покровитель кузнечного дела, ремёсел и огня – был сыном Зевса и Геры. Он родился хромым на обе ноги. Гере был неприятен некрасивый и больной младенец, поэтому она сбросила его с Олимпа. Гефест упал в море, где его подобрала Фетида. На морском дне Гефест освоил кузнечное ремесло и стал выковывать чудесные вещи.

Для греков сброшенный с Олимпа Гефест олицетворял хоть и некрасивого, но очень умного и доброго бога, помогающего всем, кто к нему обратится.

Чтобы проучить свою мать, Гефест выковал для неё золотой трон. Когда Гера села в него, на её руках и ногах сомкнулись путы, которые никто из богов не смог расковать. Несмотря на все уговоры, Гефест упорно не желал идти на Олимп, чтобы освободить Геру. Бога-кузнеца сумел привести только Дионис, опьянивший Гефеста. После освобождения Гера признала сына и отдала ему в жёны Афродиту. Впрочем, Гефест недолго прожил с ветреной супругой и заключил второй брак с харитой Аглаей – богиней добра и радости.

Гефест – единственный олимпиец, постоянно занятый работой. Он куёт молнии для Зевса, волшебные предметы, доспехи и оружие. От своей матери он, как и Арес, унаследовал некоторые хтонические черты, однако, не столь разрушительные. Связь Гефеста с подземным миром подчёркивает его огненная природа. Однако огонь Гефеста – это не разрушительное пламя, а домашний очаг, который обогревает людей, или кузнечный горн, с помощью которого можно изготовить множество полезных вещей.

Деметра

Одна из дочерей Реи и Кроноса – Деметра – была покровительницей плодородия и земледелия. Как и многие женские божества, олицетворяющие Мать-Землю, Деметра имела прямую связь с миром мёртвых. После похищения Аидом её с Зевсом дочери – Персефоны – Деметра впала в траур. На земле воцарилась вечная зима, люди тысячами умирали от голода. Тогда Зевс потребовал, чтобы Персефона проводила с Аидом только одну треть года, а на две трети – возвращалась к матери.

Считается, что Деметра обучила людей земледелию. Она же давала плодовитость растениям, животным и людям. Греки полагали, что на мистериях, посвящённые Деметре, стираются границы между миром живых и мёртвых. Данные археологических раскопок показывают, что в некоторых областях Греции Деметре даже приносили человеческие жертвы.

Афродита

Афродита – богиня любви и красоты – появилась на земле весьма необычно. После оскопления Урана Кронос бросил детородный орган своего отца в море. Поскольку Уран был очень плодовит, из морской пены, образовавшейся в этом месте, вышла прекрасная Афродита.

Читайте также:  Сценарий про космос для детей 6 7 лет

Богиня умела насылать любовь на людей и богов, чем часто пользовалась. Одним из главных атрибутов Афродиты был её чудесный пояс, который делал прекрасной любую женщину. Из-за переменчивого нрава Афродиты многие пострадали от её чар. Мстительная богиня могла жестоко карать тех, кто отвергал её дары или чем-то её обижал.

Аполлон и Артемида

Аполлон и Артемида – дети богини Лето и Зевса. Гера крайне прогневалась на Лето, поэтому преследовала её по всей земле и долго не давала ей разродиться. В конце концов, на острове Делос в окружении Реи, Фемиды, Амфитриты и других богинь Лето родила двух близнецов. Первой на свет появилась Артемида и сразу стала помогать матери в родах своего брата.

С луком и стрелами Артемида в окружении нимф стала бродить по лесам. Девственная богиня-охотница была покровительницей диких и домашних животных и всего живого на земле. К ней за помощью обращались и юные девушки, и беременные женщины, которых она защищала.

Её брат же стал покровителем искусств и врачевания. Аполлон приносит на Олимп гармонию и спокойствие. Этот бог считается одним из главных символов классического периода в истории Древней Греции. Он привносит элементы красоты и света во всё, что делает, дарует людям дар предвидения, учит их лечить болезни и музицировать.

Гестия

В отличие от большинства жестоких и мстительных олимпийцев, старшая сестра Зевса – Гестия – отличалась мирным и спокойным нравом. Греки почитали её как хранительницу домашнего очага и священного огня. Гестия придерживалась целомудрия и отказывала всем богам, предлагавшим ей замужество.

Культ Гестии был очень распространён в Греции. Считалось, что она помогает проводить священные церемонии и бережёт мир в семьях.

Гермес

Покровитель торговли, богатства, ловкости и воровства – Гермес, скорее всего, изначально был древним малоазиатским демоном-пройдохой. Со временем греки превратили мелкого трикстера в одного из самых могущественных богов. Гермес был сыном Зевса и нимфы Майи. Как и все дети Зевса, он с рождения демонстрировал свои удивительные способности. Так, в первый же день после своего появления на свет Гермес научился играть на кифаре и выкрал коров Аполлона.

В мифах Гермес предстаёт не только обманщиком и вором, но и верным помощником. Он часто выручал героев и богов из затруднительных ситуаций, принося им оружие, волшебные травы или какие-то другие нужные предметы. Отличительным атрибутом Гермеса были крылатые сандалии и кадуцей – жезл, вокруг которого обвились две змеи.

Почитали Гермеса пастухи, торговцы, ростовщики, путешественники, мошенники, алхимики и гадатели.

Аида – повелителя мира мёртвых – не всегда включают в число богов-олимпийцев, поскольку жил он не на Олимпе, а в мрачном Аиде. Однако он, безусловно, был очень могущественным и влиятельным божеством. Греки боялись Аида и предпочитали не произносить его имя вслух, заменяя его разнообразными эпитетами. Некоторые исследователи считают, что Аид выступает иной ипостасью Зевса.

Хотя Аид и был богом мёртвых, он также даровал плодородие и богатство. При этом сам он, как и полагается подобному божеству, не имел детей, даже жену ему пришлось похищать, потому что никто из богинь не хотел спускаться в подземное царство.

Культ Аида был почти не распространён. Известно всего об одном храме, где только раз в год приносили жертвы царю мёртвых.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Космические стихии (греческая мифология)

О_себе_-_Молчу все записи автора КОСМИЧЕСКИЕ СТИХИИ
————————————

Гемера
Гея
Космос

Никта
Океан
Тартар

Уран
Хаос
Хронос


Гемера
богиня дневного света, олицетворение дня,
дочь Эреба (мрака) и Никты (ночи),
сестра Эфира, спутница Гелиоса.
У римлян называлась Диес.


День
Адольф-Вильям Бугро, 1884 г.
Частная коллекция


Гея (G a i a, A i a, G h)
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный.
. Гея же прежде всего родила себе равное ширью
Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных.
Гесиод «Теогония»

————————————-
ГЕЯ — мать-земля. Древнейшее доолимпийское божество,
игравшее важнейшую роль в процессе создания мира в целом.
Гея родилась вслед за Хаосом. Она одна из четырех первопотенций
(Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана-небо
и взявшая его в супруги.
Вместе с Ураном Гея породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых
Кронос и Рея, родители верховных божеств греческого пантеона —
Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Деметры и Гестии.

Ее порождением были также Понт-море, оры, трое киклопов и трое сторуких.
Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их
на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила
пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по ее наущению Кронос
оскопил Урана, из крови которого появились на свет чудовища (гиганты, эринии)
и прекрасная Афродита.
Брак Геи и Понта дал начало целому ряду чудовищ.
Внуки Геи во главе с Зевсом в битве с детьми Геи — титанами —
победили последних, сбросив их в тартар, и поделили между собой мир.

Гея не живет на Олимпе и не принимает активного участия в жизни олимпийских
богов, но следит за всем происходящим и часто дает им мудрые советы.
Она советует Рее, как спасти Зевса от прожорливости Кроноса, который
пожирает всех своих новорожденных детей:
Рея вместо младенца Зевса завернула камень, который Кронос благополучно
заглотнул. Она же сообщает о том, какая судьба ожидает Зевса.
По ее совету Зевс освободил сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии.
Она же посоветовала Зевсу начать Троянскую войну.
Золотые яблоки, растущие в садах гесперид — ее дар Гере.
Известна мощная сила, которой Гея поила своих детей: ее сын от союза с Посейдоном
Антей был неуязвим благодаря именной ей: его нельзя было повергнуть, пока он
прикасался стопами к своей матери — земле.
Иногда Гея демонстрировала свою независимость от олимпийцев:
в союзе с Тартаром она породила чудовищного Тифона, которого уничтожил Зевс.
Ее порождением был дракон Ладон.
Потомство Геи — ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью
(один глаз у киклопов), уродством и миксантропизмом,
то есть смешение животных и человеческих черт
(например, Ехидна — дева-змея — дочь Геи и Тартара).

С течением времени стихийно порождающие функции Геи отошли на второй план.
Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы
и ее законы, поэтому она отождествлялась с Фемидой и имела свое древнее прорицалище
в Дельфах, которое потом стало прорицалищем Аполлона.

Культ Геи был распространен везде: и на материке, и на островах, и в колониях.


Алтарь Геи
Элси Расселл, 1992 г.


Гея и Дафна
Сандра Стэнтон


ГЕЯ


Гея
Оберон Зелл


Богиня Земли
Ребекка Синз


Союз Земли и Воды
Питер Пауль Рубенс, ок. 1618 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
=======================================================


Космос
(от греч. k o s m o z, «порядок», «упорядоченность»,
«строение», «устройство», «мировой порядок», «мироздание») ·
мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в
соответствии с определенным законом вселенная.

Также служит обозначением и самого закона, управляющего космосом,
универсальной формы организации разных уровней космоса и определенного
состояния, характеризующего его.

Космос воплощает в себе идею эстетически отмеченного порядка, украшенности.
Он противостоит Хаосу: Космос всегда вторичен по отношению к Хаосу как во времени,
так и по составу элементов, из которых он складывается.
Он и возникает из Хаоса путем восполнения, прояснения его свойств:
тьма преобразуется в свет, пустота — в заполненность, аморфность — в порядок,
безвидность — в «видность».

Для Гераклита Космос един, гармоничен, пластичен, прекрасен, и из
разнообразия создается «прекраснейшая гармония»,
для Платона «Космос — прекраснейшая из возникших вещей», «изваяние вечных богов».

Космос подчинен действию общего закона меры, справедливости,
выравнивающего нарушения космической структуры.
Этот закон равно определяет и сам Космос, и его крайнее звено — человека,
о есть выступает как принцип, лежащей в основе мифологической «физики
Космоса», с одной стороны, и человеческой нравственности — с другой.
Космический закон еще более связывает Космос и человека
(макрокосм и микрокосм). Этот параллелизм продолжается и в развитых
вариантах философской космологии:
Платон в «Тимее» выдвигает именно Космос в качестве образца человека,
строимого по той же модели; та же мера кладется им в основание и идеального
общественного устройства государства, которое отражает и продолжает
идеальный Космос.
Аналогия человека и Космоса облегчается и тем, что, согласно Платону,
сам Космос представляет собой живое, разумное существо, вместилище
космического ума, космической души и космического тела.


ХАОС


Рождение мира из Хаоса
А. Фанталов, 1993 г.


Никта
Никта (N u x) · олицетворение ночи, потивопостовляемой Гемере (Дню).
Никта родилась от Хаоса вместе с богом мрака Эребом, Эфиром (вечный свет)
и Гемерой и является одной из первичных мирообразующих сил.

Никта породила целый сонм божеств: Танатоса (смерть),
Гипноса (сон с тяжелыми видениями), Эриду (раздор), Ату (обман),
Кер (уничтожение), Немесиду (отмщение за преступление),
Мома (злословие и насмешка), мойр (божеств судьбы) и гесперид,- силы,
скрывающие в себе тайну жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность
в бытии мира, без которых, однако, не мыслим ни мир, ни его конечная гармония.

Жилище Никты расположено в бездне Тартара;
там ежедневно встречаются Ночь и День,
сменяя друг друга и попеременно обходя землю.
Рядом находятся дома сыновей Никты — Сна и Смерти,
на которые никогда не смотрит Гелиос.
Здесь же обитают Аид и Персефона.
Величественная богиня ночи покидает свой дом,
неся в руках Гипноса и Танатоса.

Читайте также:  Теория фридмана кратко космос

К людям она была благосклоннее многих своих потомков, навевала покой,
успокаивала страсти.

Никта участвовала в битве с гигантами на стороне олимпийских богов.
Некоторые сказания сближают Никту с божеством смерти и понимают ее
как первопричину существующего в мире раздора.

Изображалась Никта с закутанным лицом и в темной одежде.


НОЧЬ

НОЧЬ

НОЧЬ

НОЧЬ


Ночь
Адольф-Вильям Бугро, 1883 г.


Летящая Ночь
Джина Уитт


Ночь
Борис Валледжо


Ночь и Сон
Эвелин де Морган
=======================================================


Океан
Ты, породитель бессмертных богов и смертного люда,
Круг ты земной омываешь, собою его ограничив,
Все от тебя происходят моря и глубокие реки,
Влага святая подземных ключей и ручьи — от тебя же.
Орфический гимн

—————————————-
Океан (W k e a n o z) · божество бескрайней и глубокой,
величайшей и древнейшей в мире одноименной реки,
омывающей всю землю (Гомер «Илиада», XIV 245-246).
На крайнем западе он знаменует собой границу между миром жизни и миром смерти.
От этой безбрежной реки берут начало все остальные реки и морские течения;
из нее восходят и в нее опускаются Солнце, Луна и звезды.

Океан — титан первого поколения, сын неба Урана и земли Геи,
брат и супруг титаниды Тефиды, с которой он породил три тысячи дочерей —
океанид и столько же сыновей — речных потоков.
Он отец Метиды — мудрой супруги Зевса. Океан также известен своим миролюбием
и добротой (пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом).

Согласно мифам, Океан не участвовал в битве титанов против Зевса, поскольку был
не в силах поднять с поверхности земли своего текучего тела, но принял в этой борьбе
сторону богов нового поколения, поэтому и сохранил свою власть,
а также доверие олимпийцев.

Океан и Тефида постоянно живут в своем подводном дворце,
не участвуя в делах остальных богов.

Титан Океан


Тартар

Тартар (T a r t a r o z) · пространство, находящееся в самой глубине космоса,
ниже аида.
Тартар на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба.
Если бросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли
за девять дней.
Столько же потребовалось бы ей, чтобы долететь с земли до тартара.

В тартаре залегают корни земли и моря, все концы и начала.
Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда.
В тартаре — жилище Никты, Танатоса и Гипноса.

Великой бездны тартара страшатся даже боги.
В тартар были низринуты титаны, побежденные Зевсом, а также древние
хтонические чудовища, побежденные олимпийскими богами.
Там они томятся за медной дверью, которую стерегут сторукие.
На Олимпе обитают боги нового поколения — дети свергнутых титанов;
в тартаре — боги прошлого поколения, отцы победителей.
Тартар — это нижнее небо (в противоположность Олимпу — верхнему небу).

В дальнейшем тартар был переосмыслен как самое отдаленное место аида,
где несут наказание святотатцы и дерзкие герои — Алоады, Пирифой, Иксион,
Салмоней (Verg. Aen. VI 580-601), Сисиф, Титий, Тантал (Hom. Od. XI 576-600).

Как и все области царства мертвых, тартар локализовался на далеком Западе.
Вергилий придает тартару облик города, обнесенного тремя стенами с железной башней.
Изменение облика тартара и его расположения в подземном мире Вергилием
обусловлено лучшим знакомством с восточной литературой, египетской,
вавилонской, где мифологема подземного мира более разработана.
Само слово «тартар» имеет восточное происхождение, но оно было известно уже Гомеру
(Гомер «Илиада», VIII, 13 след.).

В «Теогонии» Гесиода тартар персонифицирован.
Он — в числе четырех первопотенций — наряду с Хаосом, Геей и Эросом (116-120).
Гея порождает от Тартара чудовищных Тифона (821 след.) и Пифона.
Дочерью Тартара и Геи, по одному из мифов, была Эхидна (Apollod. II 1, 2).
=======================================================


Уран
Уран (O u r a n u z) · божество, олицетворяющее небо;
супруг земли Геи, принадлежащий к первому, самому древнему поколению богов.
Гея родила Урана и, вступив с ним в брак, породила горы, нимф, море Понт,
титанов, киклопов, сторуких.

Уран обладал бесконечной плодовитостью. По разным источникам, у Урана было
от двенадцати до сорока пяти детей.
Дети его были ужасны своим видом и отцу своему ненавистны;
он прятал их в тартаре, в утробе Геи, тяжко от этого страдавшей.
Земля задумала облегчить свою судьбу, и по ее просьбе младший сын Кронос
серпом оскопил Урана, его действия поддержали другие титаны.
Но плодоносная сила божества была настолько велика, что из капель крови,
упавшей на землю, родились гиганты, эринии, нимфы мелии («ясеневые»)
и богиня Афродита.
Так Уран оказался отстраненным от продолжения рода богов-чудовищ,
уступив власть своему сыну Кроносу.
Ниспровержение Урана в свою очередь открыло возможность дельнейшей смены
поколения богов и совершенствования божественных властителей мира в духе
антропоморфизма, упорядоченности и правопорядка.

Миф об Уране — свидетельство архаических истоков классической мифологии.
Небо и земля мыслятся одним целым, которое затем в космогоническом процессе
разделяется на две сущности.
Из них Уран — мужское начало, одновременно является сыновним началом,
вторичным по отношению к Гее.
Уран нуждается в лоне земли как восприемницы его плодоносной силы.
Земля же, пережив период бурного и непроизвольного продолжения рода,
устраняет Урана. Она рождает потомство и вступает в другие браки,
руководствуясь собственными замыслами и целенаправленной волей,
что указывает на первичность именно мифологии земли, а не неба.

УРАН
(ФОТО)
=======================================================


Хаос
В начале был бесформенный,
неопределенный в своих размерах Хаос.

————————————-
Хаос, греч. c a o z, chaos, согласно Гесиоду,
Хаос располагается среди первопотенций наряду с Геей, Тартаром и Эросом;
ему дается одновременно и физическое (Хаос как бесконечное и пустое мировое
пространство) и мифологическое понимание Хаоса (он порождает из себя Эреб
и Никту, и они Эфир и Гемеру).
Из досократиков Акусилай и Ферекид считали Хаос началом всякого бытия.
При этом Ферекид отождествлял Хаос с водой, то есть с заполненным пространством.
Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин.
У Еврипида Хаос является пространством между небом и землей, а Проб,
который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает Хаос воздухом,
заполняющим место между небом и землей.

В космогонии Аристофана «Птицы» Хаос фигурирует в качестве первопотенции
наряду с Эребом, Ночью и Тартаром (о Земле говорится, что вначале ее не было).
От Эреба и Ночи — мировое яйцо, а из мирового яйца — эрос.
Эрос же из смеси всего порождает Землю, Небо, Море, богов и людей.
От Хаоса Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются
здесь как дно из первых космогонических начал (так, Хаос у Аристофана
выступает уже как мифологический персонаж, порождающий мировую жизнь,
на пародийном языке Аристофана — птиц).
Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую
космогонию, где тоже фигурирует мировое яйцо, порожденное Никтой.
В «Облаках» Хаос вместе с Облаками и Языком является богом Сократа,
и тот даже им клянется. Так, к концу классического периода в Греции существуют
две концепции Хаоса, исходящие из гесиодовской концепции.
Одна выдвигает на первый план понятие Хаоса как физического пространства,
пустого или чем-нибудь наполненного;
а другая понимает Хаос как нечто живое и животворное, как основу мировой жизни.
Первая концепция углубляется Аристотелем и еще больше Платоном.
Аристотель в «Физике» понимает Хаос Гесиода просто как физическое место,
где находятся те или иные физические тела.
Платон же, хотя сам и не использует этого понятия, по свидетельству
гесиодовского схолиаста, под Хаосом понимал свою «всеприемлющую природу»,
то есть то, что обычно называется у Платона материей.
Это — то невидимое и неосязаемое, лишенное всяких физических качеств начало,
которое получается после исключения из физического тела всех его реальных
свойств, то, что нельзя даже назвать каким-нибудь именем, ибо всякое имя
предмета всегда приписывает ему то или иное свойство.
Это — чистая материя, самый факт существования тела, не зависимый ни от каких
его реальных качеств.
Хаос — не какое-нибудь тело, но принцип непрерывного становления тела.

Стоики не вышли за пределы классического определения Хаоса.
Хаос объявлялся либо «влагой», либо просто «водой».
Зенон так понимал гесиодовский Хаос: из оседания Хаоса, по его мнению,
получался ил, из отвердения его — земля.
Другое понимание стоиками Хаоса как пространства — вместилища вещей: «…
Хаос есть место, вмещающее в себя целое.
Именно, если бы он не лежал в основании, то ни земля, ни вода, ни прочие
элементы, ни весь космос не могли бы и возникнуть.
Даже если мы по примышлению устраним все, то не устранится место, в котором
все было. Но оно остается, содержа три измерения: длину, глубину и ширину,
не считая сопротивления».
У ряда авторов обе точки зрения совмещены, то есть Хаос есть вода,
первоэлемент, но вода путем сгущения или разрежения превращается в разные
тела, так что сам по себе «хаос есть расчленение и разделение на элементы» и,
по Корнуту «Хаос есть возникшая до разделения влага».
Манилия: «Хаос некогда расчленил смешанные первоначала вещей при их
возникновении» («Астрономия»).
Таким образом, стоики объединили понятие Хаоса с элементами, так что Хаос
представлялся им как бы пределом разреженного состояния элементов и,
с другой стороны, творческим началом, «принципом» разделения элементов,
хотя сам он и лишен всякого разделения и расчленения.

Понимание Хаоса как бесконечной протяженности, причем не относительно
пространства, как обычно, а времени, встречается у Марка Аврелия:
«Обрати внимание на то, как быстро все предается забвению, на Хаос времени,
беспредельного в ту и другую сторону…»,
Хаос мыслится как некоего рода вечность.

Читайте также:  Публичное акционерное общество гостиничный комплекс космос

Далее Хаос понимается как беспорядочное состояние материи.
Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учения, которые вообще
понимали Хаос как принцип становления.
Досократики Эмпедокл и Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский уже оперируют
первозданной беспорядочной смесью материальных стихий.

Но у Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей, и сам Хаос
трактуется как rudis indigestaque moles, «нерасчлененная и грубая глыба»,
хотя уже с животворными функциями.

В обстановке надвигающегося монотеизма в религии и принципата в политике
Овидий уже чувствует необходимость некоего специального, творческого начала
для превращения беспорядочной материи в упорядоченный космос.
Для этих целей выступает у него сначала некий deus et melior natura,
(«бог и лучшая природа»), затем quisquis illi deorum («тот какой-то из богов»),
даже cura dei («промысел бога»), потом и прямо mundi fabricator,
(«устроитель мира») и opifex rerum («мастер вещей»).
Это оформляющее и организующее начало получает в «Фастах» Овидия
глубокую философскую формулировку.

Античная мысль вообще двигалась в направлении тех формул, которые можно
было бы привлечь для характеристики Хаоса как принципа становления.
Стали замечать, что в Хаосе содержится своего рода единство противоположностей:
Хаос все раскрывает и все развертывает, всему дает возможность выйти наружу,
и в то же самое время он и все поглощает, все нивелирует, все прячет вовнутрь.
Образ Хаоса в виде двуликого Януса, выступающего как творческое, начало
имеется у Овидия. Янус называет себя res prisca («древняя вещь») и Хаосом.
Когда все стихии распределились по своим местам и образовался стройный космос,
то Янус, который раньше был globus et sine imagine moles (» глыба и безликая громада»),
получил определенный facies («лик») и достойный бога вид.
Но и теперь, говорит он, имеется у него остаток прежнего состояния, а именно:
способность видеть все вперед и назад. Кроме того, Янус своей собственной рукой
все открывает и закрывает, являя как бы мировой дверью.
Он может развернуть мир во всей его красоте и может придать его уничтожению.

Античная концепция Хаоса выдвигала на первый план творческие и
животворные моменты этого понятия.
У орфиков Хаос оказался в самом близком отношении к мировому яйцу,
породившему из себя весь мир.
Интересно рассуждение у Климента Римского («Беседы»), излагающего эти древние учения:
«Орфей уподобляет Хаос яйцу. Ведь в яйце — слияние первых элементов.
Гесиод предположительно называет Хаосом то, что Орфей называет
порожденным яйцом, выброшенным из безграничности материи».
Климент Римский пишет о первоначальном беспорядочном состоянии материи,
которое постепенно превратилось в этот Хаос-яйцо, а отсюда появляются
и все реальные формы мира.
О гесиодовском Хаосе у Симпликия в Комментариях к «Физике» Аристотеля
говорится:
«Ясно, однако, что это — не пространство, но беспредельная и изобильная
причина богов, которую Орфей назвал страшной бездной».
Симпликий развивает мысль, что Эфир и Хаос являются теми тезисом и
антитезисом, из слияния которых образуется все бытие:
из Эфира — эманации богов, а из Бездны- Хаоса возникает вся беспредельность.
В окончательной форме эта концепция сформулирована у Гермия Александрийского:
монада — Эфир, диада — Хаос, триада — яйцо.
Следовательно, хаос диадичен в орфико-пифагорейском смысле этого слова.
Однако исходным пунктом является здесь не диада, а монада, и уже в монаде
заключено в свернутом виде все развертываемое в диаде.
Поэтому и неоплатоники представляли Хаос как монаду.
В Комментарии к «Государству» Платона Прокл говорит о noeton chaos ,
то есть об «умопостигаемом хаосе» как об исходном пункте всех эманаций и
как о той конечной точке, к которой возвращаются все эманации.
Учение о совпадении начал и концов в Хаосе для античного мышления —
одна из типичнейших тем. Из этого видно, что Хаос действительно есть принцип
непрерывного, неразличимого и бесконечного становления, то есть то, что
пифагорейцы и орфики называли диадой и без чего невозможно существование
ни бога, ни мира, ни людей, ни божественно-мировой жизни вообще.
Хаос получил яркое развитие и в качестве мифологического персонажа, начиная
еще с Гесиода. У орфиков Хаос вместе с Эфиром был порождением Хроноса, но
сам Хронос рисовался как крылатый дракон с головой быка и льва и с лицом бога,
который к тому же именовался еще и Гераклом. С другой стороны, Хаос и Эфир
порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся
началом всех вещей. Сам же Хаос у орфиков трактовался как «страшная бездна».

Отсюда уже очень близко до того нового значения слова «хаос», которое
встречается по преимуществу в римской литературе и которое либо очень близко
связывает Хаос с аидом, либо прямо отождествляет его с ним.
Хаос есть та бездна, в который разрушается все оформленное и превращается
в некоторого рода сплошное и неразличимое становления, в ту «ужасную бездну»,
где коренятся только первоначальные истоки жизни, но не сама жизнь.
Римляне прибавили к этому еще и острый субъективизм переживания,
какой-то ужасающий аффект и трагический пафос перед этой бесформенной и
всепоглощающей бездной.
Уже у Вергилия перед самоубийством Дидоны жрица взывает к богам, Эребу и
Хаосу — характерная близость Хаоса к подземному миру.
У Овидия Хаос прямо отождествляется с аидом.
У Сенеки Хаос — общемировая бездна, в которой все разрушается и тонет.
В других текстах Сенеки Хаос понимается как аид.

В трагедиях Сенеки Хаос из абстрактной космической картины превратился в
предмет трагического пафоса («Медея», «Федра», «Эдип» и др.),
в тот мифологический образ, который одновременно и универсален, и космичен,
и переживается глубоко интимно и экстатически.
Последним этапом в развитии античного представления о Хаосе является его
неоплатоническое понимание. Поскольку неоплатонизм является позднейшей
реставрацией всей древней мифологии, он по необходимости превращал живую
и конкретную мифологию в философскую систему абстрактных понятий и по
необходимости становился абсолютным идеализмом, в котором главную роль
играла теория чистого мышления.
Но и в области чистого мышления тоже имеются свои формы и своя бесформенность,
свой предел и своя беспредельность, свои законченные образы и свое непрерывное
и бесконечное становление. Именно в этом плане древний образ Хаоса опять
начинал играть свою основную роль. Но уже как один из организующих
принципов чистого мышления.

Хаос представляется как величественный, трагический образ космического
первоединства, где расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в
котором оно погибает, поэтому Хаос есть универсальный принцип сплошного
и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления.
Античный Хаос есть предельное разряжение и распыление материи, и потому
он — вечная смерть для всего живого.
Но он является также и предельным сгущением всякой материи.
Он — континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых промежутков
и даже вообще всяких различий.
И потому он — принцип и источник всякого становления.
Вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений.
Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен.
Он — мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто.
Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это — бесконечность
и нуль одновременно.
Все элементы слиты в одно в одно нераздельное целое, в этом и заключается
разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-
философского мышления.
см. выше :
«ХАОС» и «Рождение мира мз Хаоса»
=======================================================


Хронос
Хронос (C r o n o z, «время») ·
одна из системообразующих космических сил, персонификация времени.
Хронос порождает огонь, воду и воздух.
У орфиков сам Хаос вместе с Эфиром был порождением Хроноса.

Народная этимология сблизила это понятие с образом Крона, одного из титанов,
отца центральных божеств олимпийского пантеона, вследствие чего именно
Крону приписывался контроль над временем.
Он сам становится олицетворением всепоглощающего времени. Все рождается
и исчезает во времени, так и дети Крона рождаются и уничтожаются им.

В Древней Греции 12 число каждого месяца было днем,
посвященным этому божеству.

В римской мифологии Крон известен под именем Сатурна,
который воспринимался как символ неумолимого всепоглощающего времени.


Сатурн, пожирающий собственных детей
Франсиско Хосе де Гойа
=======================================================


Эреб
Эреб (E r e b o z) · олицетворение мрака.
Вместе со своей сестрой Никтой (Ночью) они являются детьми Хаоса.
В дальнейшем Эреб и Никта породили Гемеру (день) и Эфир.
=======================================================


Эрос

Эрос (E r w z) · одно из космогонических первоначал,
наряду с Хаосом, Геей и Тартаром, извечная, существовавшая еще до появления мира сила влечения.
Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает то, что понимается под словом
«любовь».
Он исключает какое бы то ни было чувство;
это то, что можно назвать силой тяготения, существующей в мировом
пространстве как закон. И эта сила приводит в движение и Хаос и Землю.

По мифографу 5 в. до н.э. Акусилаю, Эрос, Эфир и Метида — дети Эреба и Ночи,
происшедших от Хаоса.
У Парменида Эрос мыслится также древнейшим божеством, созданным Афродитой.
У орфиков он Протогон («перворожденный»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»).
По Ферекиду (6 в. до н.э.), сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрос —
таким образом, он мыслится всевластной мировой силой.
Лишь традиция классической эллинистической поэзии превращает эту
всеобъемлющую силу в порождение олимпийских божеств и называет его
спутником Афродиты — легкомысленным крылатым божком любви Эротом.
=======================================================


Эфир
Эфир — одна из первичных мирообразующих сил,
самая легкая и прозрачная часть воздушного пространства, которой достигала
вершина горы Олимп — место жительства всех олимпийских богов.

Согласно Гесиоду, Эфир — это сын от брака Эреба (подземного мрака) и Никты (ночи).
Порождениями Эфира и Гемеры (дня) являются Земля, Небо, Море, Океан, Тартар.
=======================================================

Источник

Adblock
detector