Богиня Луны в разных мифологиях
Богиня Луны в верованиях разных народов – это отражение древнего лунного культа, относящегося к плодородию. Поклонение лунной богине было призвано обеспечить хороший урожай, рождение здорового ребенка. Женщины различных этносов обращались к Луне для совершения магических обрядов и практик, вошедших в историю под названием лунных мистерий.
Греческая богиня Луны
Дочь прославленных титанов Тейи и Гипериона богиня Луны в греческой мифологии — Селена, олицетворяла у греков лунное сияние. Все природные явления представляют собой цикличность. На смену дня, в лице богини Гемеры небесный свод озарялся тихим задумчивым светом Селены, выезжающей на своей серебристой колеснице запряженной конями. Прекрасен, но бледен и грустен лик Селены. Греки поклонялись ей как богине приливов, плодородия. Селена связана с подсознанием человека — древнегреческие жрицы взывали к ней через сны для получения совета по важным вопросам.
В эллинской (греческой) традиции существовали божества, перекочевавшие из других культур. Одной из таких фигур является богиня луны имя ей – Геката, мрачная и загадочная. Обладала тремя телами и управляла прошлым, настоящим и будущим этой властью ее наделил сам Зевс. Лики богини Луны:
- Дневная Геката – образ зрелой, мудрой женщины, покровительствующей людям в судебных изысканиях, военных действиях, получении разных знаний.
- Ночная Геката – варит приворотные зелья и яды. Управляет ночной охотой. Богиня темной Луны изображается со сворой красноглазых псов бегущей среди могил, в волосах ее змеи, а лик прекрасен и ужасен одновременно. Покровительствует убийцам, мошенникам и влюбленным.
- Небесная Геката – олицетворение духовности, образ непорочной юной девы. В данной ипостаси помогает философам и ученым. Сопровождает души умерших на пути к свету.
Богиня Луны у римлян
Лунный культ древнего Рима был аналогичен греческому, и на первоначальном этапе поклонения римская богиня Луны, так и называлась — Луна. Позже римляне стали именовать ее Диана, а в некоторых провинциях Тривия. На сохранившихся фресках Диана изображена в лунного цвета тунике, с прекрасными струящимися волосами, в руках копье или лук. Богиня Луны Диана в представлении людей выполняла функции:
- охрана и покровительство природе;
- родовспоможение;
- богиня луны и охоты;
- покровительство рабам и беднякам;
- владычица перекрестков и дорог.
- в честь богини Луны назван спутник планеты Земля — Луна;
- Диана – астероид 78 носит имя блистательной богини римлян.
Богиня Луны у славян
Матерью всего живого считалась славянская богиня луны – Дивия, олицетворявшая свет в ночи. Сотворена была верховным богом Родом, для того, чтобы освещать людям путь в ночи, когда по поверьям славян разгуливают нечисть, темные силы. Дивия изображалась с золотым сияющим венцом на голове, который проявлялся на небе в виде луны. Богиня оберегала людей во время сна, и насылала яркие цветные сновидения. Супругом Дивии являлся Дый (Див) – вместе они олицетворяли суточный цикл: день и ночь.
Богиня Луны в Египте
Культ лунных богов у египтян считался первостепенным, в их представлении луна влияла на плодородие земли сильнее, чем солнце. Луне поклонялись в лице Бастет, Нут, Хатхор, но самой величественной была египетская богиня луны – Исида, обитающая на звезде Сириус. Древний магический культ этой богини просуществовал очень долго и перекочевал в эзотерические круги средневековой Европы. Атрибуты Исиды:
- завиток волос в прическе – символ луны, влияющей на растения;
- шар на голове, лежащий на венке из цветов – вселенная;
- змеи – магическая сила луны и ее путь по небосводу;
- колосья пшеницы в волосах – подарок человечеству первых зерен и знания о возделывании полей;
- ведро в левой руке – разлив Нила;
- музыкальный инструмент систр в правой руке – создает вибрации для отпугивания злых сил;
- расшитая звездами мантия и туника, переливающаяся лунными оттенками – символ неба;
- полумесяц в области лона распространяет лучи на землю для плодородия.
Функции присущие Исиде:
- защита беременных и рожениц;
- покровительство путешественникам и морякам;
- первооткрывательница и жрица магических практик;
- оберегает все живое.
Богиня Луны у индусов
Богини луны у разных народов имеют схожий облик и наделены одинаковыми полномочиями. В некоторых странах божество Луны имеет мужскую ипостась. Индия – страна с огромным пантеоном богов и разного плана сущностей. Сома – древний бог Луны в индуизме. Под вторым именем известен как Чандра. Ему подвластно время, умы людей и вся вселенная. Сома – источник жизненной силы всех существ, покровительствует северо-востоку. На изображениях, Чандра предстает божеством с медным цветом кожи, сидящим в цветке лотоса на колеснице запряженной белыми лошадьми или антилопами.
Китайская богиня Луны
Первоначальное и более древнее имя богини луны в Китае – Чанси, который в последующем сменился на Чан Э. Китайцы очень любят рассказывать легенду об этой прекрасной богине. Очень давно, когда Земля находилась под палящим действием десяти солнц, растительность начала гибнуть, реки пересыхать, а люди умирали от жажды и голода. Взмолились, оставшиеся в живых и услышал их мольбы, стрелок Хоу И. Великий герой стрелами из лука сбил 9 солнц, но одно оставил, приказав ему на ночь прятаться. Так появились день и ночь.
Император Поднебесной наградил стрелка эликсиром бессмертия. Хоу И отдал его на хранение своей любимой жене Чан Э. В отсутствие мужа некто Пэн Мэн ворвался в дом и хотел забрать эликсир, но Чан Э выпила снадобье, чтобы оно не досталось грабителю. Ветер подхватил ставшую легкой Чан Э и унес на небо в Лунный дворец. Хоу И очень горевал, но однажды увидел лик жены на Луне и понял что она стала лунной богиней. Интересные факты:
- 15-е сутки 8 лунного месяца считаются днем Чан Э. В этот день люди приносят в дар, выставляют на столы различные фрукты.
- Символ богини – заяц Юйту. По легенде животное предложило себя в жертву, за что Небесный владыка поселил ушастого в Лунном дворце вместе с Чан Э, чтобы ей не было так одиноко. Заяц в ступке толчет корицу для зелий.
Служители богини луны Чанси каждую осень празднуют лунную мистерию. Лунные мифы рассказывают, что в песках Великой пустыни есть гора Солнца и Луны, где по поверьям они заходят и восходят, каждое светило в свой черед. Богиня Луны Чанси, является самым древним, упоминаемым в мифологических источниках лунным божеством китайцев. Ван-шу (персонаж, о котором мало что известно) возит Чанси по небу в колеснице, освещая путь запоздавшим в ночи путникам. Лунная богиня часто предстает в образе трехлапой жабы.
Богиня Луны у японцев
Служители богини Луны в Японии – синтоисты, проповедуют религию синто, сохранившуюся до наших дней в неизменном виде. Это «путь богов» или ками — верование в стихии, духов природы, разных божеств. Одной из таких ками является богиня луны в Японии Цукиёмо, которая чаще фигурирует в мужской ипостаси и зовется Цукиёми-но-ками (дух призывающий луну). Функции богини/бога Луны:
- властвует над приливами и отливами;
- ведает лунным календарем;
- покровительствует морским путешественникам;
Богиня Луны у скандинавов
Боги и богини Луны очень почитаемы разными народами. Луна всегда манила людей своим таинственным и нежным светом. Вглядываясь в скандинавскую Луну можно увидеть повозку управляемую лунным богом Мани, в которой он везет двух детей Биль (в более позднем периоде стала косвенно олицетворять богиню луны и времени) и Хьюк. Скандинавы видели в Луне отражение мужского принципа, а в Солнце – женского.
Легенда северной традиции рассказывает о появлении лунного бога. Один сотворил из огня Муспельхейна Солнце и Луну. Боги призадумались, кто будет возить светила по небу. Один услышал, как на земле, человек по имени Мундильфари хвастается, что его дети дочь Соль (Солнце) и сын Мани (Луна), превзошли по красоте небесные творения, созданные богами. Один наказал горделивого отца и отправил его детей на небо служить людям. С этих пор Мани возит Луну по небосводу, а за ним гонится волк Хати, который так и норовит проглотить светило.
Богиня Луны у галлов
Древние галлы проповедовали культ Великой Богини-Матери, встречающейся под разными именами. Галльская богиня Луны известна под именем Кори, в честь нее были воздвигнуты храмы, в которых служить могли только женщины-жрицы. Мужчины поклонялись солярным богам. Лунная богиня Кори покровительствовала таким явлениям, как:
- богатый урожай;
- рождение здоровых детей;
- врачевание женских и психических недугов.
Богиня Луны ацтеков
В древних верованиях ацтеков богиня Луны и ночи, а также Млечного пути – Койольшауки – дочь богини Коатликуэ и меча из вулканической магмы. По легенде, пыталась убить свою мать, когда та забеременела от перьев колибри, но из чрева Коатликуэ выскочил Уицилопочтли в устрашающем боевом одеянии и убил Койольшауки отрубив голову, которую забросил высоко в небеса. Так появилась лунная богиня. Ацтеки верили, что Койольшауки присущи способности:
- наносить огромный вред человеку (повреждать его ум);
- контролировать звездные божества Уицнауна;
- помогать в военных действиях.
Богиня Луны у кельтов
Древние кельты заметили сходство между циклом луны: рост, полнота, убывание с циклом развития женщины. Великая Богиня, так почитаемая кельтами являлась и лунной богиней в 3 ипостасях: Дева, Мать и Старуха. Четвертая форма богини – Чародейка, была известна только посвященным в культ Луны. Кельтская богиня луны в разные периоды олицетворяла лунные фазы:
- Новолуние – время лика Искусительницы. Магические обряды. Дар людям способности к ясновидению.
- Растущая Луна – Дева. Символизирует начало, рост, юношество.
- Полнолуние – Мать. Зрелость, сила, беременность, плодородие, сексуальность.
- Убывающая Луна — Старуха. Увядание, покой, мудрость, смерть как окончание цикла.
Источник
Список лунных божеств — List of lunar deities
В мифологии , лунное божество является богом или богиней из Луны , иногда в качестве персонификации. Эти божества могут иметь множество функций и традиций в зависимости от культуры, но они часто связаны между собой. Некоторые формы поклонения луне можно найти в большинстве древних религий.
СОДЕРЖАНИЕ
Луна в религии и мифологии
Многие культуры неявно связывают 29,5-дневный лунный цикл с женскими менструальными циклами , о чем свидетельствуют общие лингвистические корни слов «менструация» и «луна» в нескольких языковых семьях . Это отождествление не было универсальным, о чем свидетельствует тот факт, что не все лунные божества являются женщинами. Тем не менее, во многих известных мифологиях изображены богини луны, в том числе греческая богиня Селена , римская богиня Луна и китайская богиня Чанъэ . Некоторые богини, включая Артемиду , Гекату и Исиду , изначально не имели лунных аспектов и приобрели их только в поздней античности из-за синкретизма с фактическим греко-римским лунным божеством Селеной / Луной . В традициях с богами-мужчинами имеется мало свидетельств такого синкретизма, хотя греческий Гермес приравнивается к египетскому богу Луны мужского пола Тоту . Никс — богиня ночи .
Также распространены лунные боги мужского пола, такие как Грех у месопотамцев , Мани у германских племен , Цукуёми у японцев, Игалук / Алигнак у инуитов и индуистский бог Чандра . Первоначальное протоиндоевропейское лунное божество, по- видимому, было мужчиной, со многими возможными производными, включая гомеровскую фигуру Менелая . Культуры с мужскими богами луны часто изображают богинь солнца . Исключением является индуизм, в котором присутствуют как мужские, так и женские аспекты солнечного божественного. У древних египтян было несколько лунных богов, включая Хонсу и Тота , хотя Тот — значительно более сложное божество. Сет представлял луну в египетском календаре удачных и неудачных дней.
Многие культуры ориентируются в хронологическом порядке по Луне, а не по Солнцу. Индуистский календарь поддерживает целостность лунного месяца и бог Луны Чандра имеет религиозное значение во многих индуистских фестивалей (например , Karwa Chauth , Sankashti Chaturthi , и во время затмений). Известно, что древнегерманские племена также имели лунный календарь.
Луна занимает видное место в искусстве и литературе , часто предполагая влияние на человеческие дела. Эта вера остается псевдонаучной особенностью астрологии .
Источник
Богиня луны мун у англичан
Ниже приведена интересная статья о лунных богинях. Так сложилось, что на разных этапах истории человечество приписывало влияние луны все новым и новым божествам. В итоге компромисс в верованиях достигнут не был, и каждая теория осталась независимой.
Селена
(«селас» — свет, блеск; блестящая, лучистая; известна также под именем Мены) — богиня луны (либо сама Луна), дочь титана Гипериона и Тейи. Позже отождествлялась с Артемидой, как богиней луны.
Когда смуглая богиня Никта (Ночь) сменяла уходящую на покой белолицую Гемеру (День), на радость природе из-под горизонта выходила величественная колесница, которую влекли неторопливые быки. Ими управляла Селена в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу. При появлении Селены море, охваченное беспокойством, с шумом катило волны на берег. И не было на земле смертного, не испытавшего с появлением Селены неясного томления и грусти.
Однажды безобразный, отвергаемый всеми нимфами Пан, спрятавшись под отмытым белым руном, предложил Селене прокатится на его спине. Не узнав его, Селена согласилась и позволила ему удовлетворить все его желания. С тех пор в Аркадии проводились майские оргии при луне, во время которых жрица ехала на спине своего избранника, прежде чем заняться с ним любовью и тем самым отпраздновать пробуждение природы.
Существует также миф о любви Зевса и Селены, от которого она родила дочь Пандию. Но самая известная история любви — это миф о Селене и прекрасном Эндимионе. Эндимион — возлюбленный Селены, погруженный Зевсом в вечный волшебный сон. Считался иногда сыном царя Карии Эфлия (Аэтлия), иногда сыном Зевса.
В Элиде жил юноша Эндимион. Сам Зевс взял его за красоту на Олимп. Эндимион был так прекрасен, что и Гера не осталась к нему равнодушной. Заметив это, Зевс обрек его на вечный сон в глубоком гроте горы Латма в Карии (Кария — область на юго-западе Малой Азии, на побережье Средиземного моря).
Однажды, случайно бросив свои лучи под свод пещеры, увидела Селена Эндимиона и, пораженная его умиротворяющей красотой, потеряла покой. С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускалась в грот, нежно склонялась над спящим красавцем, целовала смежившиеся очи и произносила слова любви. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипносом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть.
Артемида
(Орфия, Браврония, Тавропола, Кинфия; рим. — Диана) — дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида — девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах (позднее также богиня Луны). Символы богини — лань и медведица.
Геката
Геката — дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил.
Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить сове влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежалетльным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид.
Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.
В Древней Греции число «3» было неразрывно связано с богиней Гекатой. Она обладала тремя обличьями (или даже тремя телами) — кобылы, собаки и льва — и имела три головы, чтобы видеть во всех направлениях. Геката правила триадой человеческого существования — рождением, жизнью и смертью — и тремя стихиями — землей, воздухом и огнем.
Три кнута власти, которыми она управляла человечеством, временем и пространством, делали ее незаменимым союзником волшебников, которые стремились найти средства изменения кажущегося неизменным физического мира. Те, кто был достаточно смел, чтобы произносить в своих заклинаниях ее имя, получали в награду часть ее жуткого сверхъестественного могущества.
Ее власть распространялась на состоящую из трех частей временную сферу — прошлое, настоящее и будущее. Богиня черпала свою колдовскую силу от луны, обладающей тремя фазами — новой, полной и старой. Как и Артемиду, ее повсюду сопровождала свора собак, но охота Гекаты — это ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Гекате приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змеи.
Геката • богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она — дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката — древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она — подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.
По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката — ночная «хтония» и небесная «урания», «непреодалимая» бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.
Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката — богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.
Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира — живой и мертвый. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота — это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре — жизненной силе земли.
Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.
Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией — «богиней трех дорог», так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.
Диана (Diana)
Богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение луны. Была отождествлена с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия — «богиня трех дорог» (ее изображение помещалось на перекрестках), толковавшийся также как знак верховной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.
Особенно известны святилища Дианы на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Диана Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми. Диана считалась богиней-покровительницей Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царем Сервием Туллием был основан на Авентине храм Дианы, ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян, плебеев и рабов; годовщина основания храма считалась праздником рабов — servorum dies. Это обеспечило Диане популярность среди низших классов, составлявших многочесленные коллегии ее почитателей, из которых особенно известно благодаря сохранившемуся уставу коллегия Дианы и Антиноя в Ланувии.
С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву Диане в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме.
Диана считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини — «хозяйки леса», богнни-матери, подательницы растительного и животного плодородия.
Бендида
Аналог Селены, богиня луны во Фригии, находящейся в центре полуострова Малая Азия; в Аттике на Пелопоннесе ее отождествляли с Артемидой, иногда с Гекатой и Персефоной.
В Афинах были праздничные дни, бендидии, когда в честь богини устраивались конные бега, всадники скакали с факелами из Афин и Перей, где находился храм, посвященный Бендиде.
Бастет
Богиня радости, любви и веселья. Первоначально почиталсь как дочь Ра, его Око, а также отождествлялась с богинями — львицами (Тефнут, Сахмет и др.) Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Священным животным Баст (Бастет) счталась кошка. Празднества в честь Баст сопровождались музыкой и разнузданным весельем.
Богиню, особенно почитаемую в Бубастите. Из надписи Рамзеса IV мы узнаем, что во время праздника Баст было запрещено охотиться на львов. Богиня считается матерью бога Мизюзиса»дикого» львиного бога,который имел прозвище «Господин резня». Во времена Среднего царства в качестве священного животного Баст выступает кошка; начиная с Нового царства она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе
становится глазом луны. «Яростные» качества раннего периода передаются богине Сахмет, которая тем самым становится отрицательной, разрушительной половиной Баст.
Сын Бастет — Махес . Бастет отождествляли с Мут , а также с почитавшимися как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока. Геродот (II, 60) сообщает о ежегодных торжествах в честь Баст, сопровождавшихся пением и плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой .
Иштар
В аккадской мифологии женское божество, соответствующее шумерской Инанне. Иштар богиня войны и любви. Она предлагает свою любовь и покровительство знаменитому герою Гильгамешу. Но он отказывается, зная злую учать ее прежних возлюбленных. Иштар мстит Гильгамешу, посылая на его город страшного небесного Быка. Однако Гильгамеш с Энкиду убивают его. Иштар также спускается в преисподнию за своим возлюбленным Таммузом, угрожая богине подземного мира Эрешкигаль выпустить всех мертвецов на землю. Но Эрешкигаль умерщвляет богиню плодородия и только согласившись на уговоры своих советников, окропляет ее живой водой. После этого Иштар возвращается на землю вместе со спасенным Таммузом.
Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена (дочь) Кощея. и дочь Лады, сестра Живы с Лелей.
Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают , как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Ее символы — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари — «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, но — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено РОДОМ Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна.
И конечно же мы знаем соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней языческой Масленицы, в пору весеннего равноденствия время несомненно принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
Хэн-э, в древнекитайской мифологии жена стрелка И, богиня луны. Согласно мифу, изложенному в «Хуайнаньцзы» (2 вв. до н.э.) Чан-э тайком одна приняла снадобье бессмертия, полученное ее мужем у Владычицы Сиванму, и унеслась на луну. Вероятно, еще до н.э. было распространено и представление о том, что Чан-э на луне превратилась в жабу-чань (которая обычно изображается трехлапой), по некоторым источникам, толкующую в ступе снадобье бессмертия. Вместе с ней на луне живет Юэ ту («лунный заяц»). Можно предположить, что образ Чан-э генетически связан с образом древней богини луны Чан-си.
Амэ-но удзумэ
Фея луны, богиня счастья, любви и радости. Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках маску.
Источник