Меню

Богиня луны у индейцев

Боги индейцев Центральной Америки

Мифология Месоамерики, в том виде, в каком она сложилась к XVI в. (когда сюда прибыли европейцы), явилась результатом сложного синтеза нескольких, последовательно сменявших друг друга индейских культур. Первой высокоразвитой цивилизацией Центральной Америки считается цивилизация ольмеков, существовавшая в долине Мехико в XV-IV вв. до Р.Х. Все основные божества у них имели ягуароподобный облик, и именно ольмеки положили начало необычайно широкому распространению у индейцев Месоамерики культа ягуара. Тогда же сложились представления о некоторых других важных божествах, игравших огромную роль в позднейшие времена. Так ольмеки почитали Кецалькоатля (первые изображения этого популярного бога относятся к VIII в. до Р.Х.) и верили, что именно он принес им культуру маиса.

Во II в. до Р.Х. ольмеков сменяют сапотеки. Расцвет их цивилизации падает на первые века новой эры. Согласно мифам сапотеков, начало всем вещам дала универсальная божественная пара Косаана и Уичаана. При этом Косаана соотносилась с солнцем и небом, а Уичаана — с землей и водой. Большим почитание пользовался бог дождя и молнии Косихо-Питао (ему приносили человеческие жертвы, чаще детей, а изображали в уродливой маске, с широким ртом и раздвоенным языком). Также почитались бог кукурузы Питао-Кособи. (божество с хоботообразным носом; его символом служил початок кукурузы) и бог земледелия Питао-Шоо (его представляли в виде атланта, который держит на плечах небо).

В тоже время на территорию Месоамерики с севера проникли кочевые племена науа. Главным их центром был город Теотиукан, основанный в конце I в. нашей эры. (В годы расцвета число его жителей достигало 200 тыс. чел.; не позднее II в. здесь был сооружен гигантский храм-пирамида Солнца с длиной основания 210 м и высотой около 70 м; в VII в. город погиб, разрушенный завоевателями-тольтеками). Науа принесли в Центральную Америку культ божественного гермафродита Ометеотля и культ бога дождя Тлалока, о которых будет рассказано дальше.

В VII в. в долину Мехико переселились тольтеки. Их столицей стал город Толлан. Религиозные представления тольтеков послужили основой для всех позднейших мифологических систем. Верховным богом тольтеки признавали Тонакатекутли. Он и его жена Тонакасиуатль считались творцами мира. Они создали четырех сыновей: красного Тескатлипоку, черного Тескатлипоку, Кацалькоатля и Уицилопочтли. Кецалькоатль и Тескатлипока доставили с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была создана вода, которую неизвестно кто создал». Из тела богини братья сделали землю, из ее волос – деревья, цветы и травы, из глаз – колодцы, из рта – реки, из носа – долины гор, из плеч – горы. Затем был создан огонь и половина солнца. Наконец Кецалькоатль и Уицилопочтли сотворили человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине – прясть и ткать. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тескатлипока сам стал солнцем, которое являлось солнцем первого мирового периода.

КЕЦАЛЬКОАТЛЬ. Самое популярное и знаменитое божество индейцев Центральной Америки. Первые его изображения датируются серединой I тыс. до Р.Х. В древности Кецалькоатль почитался ольмеками, затем играл видную роль в мифологии тольтеков, миштеков и ацтеков. Майя почитали его под именем Кукулькана. Имя Кецалькоатля переводят по-разному: «Пернатый змей», «Змей, покрытый зелеными перьями», «Птицезмей». (Слово «коатль» двусложное: «ко» означает змею, «атль» – воду; аллегорически имя бога должно провозглашать единство воздуха, земли и воды). В мифологии тольтеков Кецалькоатль — бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, покровитель жречества и науки, правитель чудесного города Толлана. Его эпитетами были Эекатль (бог ветра), Шолотль (божество близнецов и чудовищ), Тлауискальпантекутли (божество Утренней звезды, то есть Венеры). Обычно Кецалькоатля изображали в виде бородатого человека в маске с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями.
Особое значение в религии тольтеков играл культ Кецалькоатля, заимствованный ими у древних обитателей Месоамерики. В немалой степени его популярности способствовал один из верховных жрецов, живший где-то в IX в. и принявший имя бога. Предполагается, что жрец Кецалькоатль был незаурядным мыслителем и постарался создать более или менее завершенную религиозную систему единобожия. Суть ее очерчена в одном из тольтекских гимнов:
У них был лишь один бог,
И они считали его единственным,
Они взывали к нему,
Они молили его;
Его имя было Кецалькоатль.
Верховный хранитель их бога,
Его жрец –
Его имя тоже было Кецалькоатль…
Он говорил им, он проповедовал им:
«Один этот бог,
Его имя – Кецалькоатль.
Ничего не требует он,
Кроме змей, кроме бабочек,
Чтобы ты приносил ему,
Чтобы ты жертвовал ему».
Из последних строчек видно, что в новом культе от реальных человеческих жертв предполагалось перейти к символическим. В период правления этого верховного духовного и светского владыки тольтеки процветали, богатства их преумножались, росли их города, храмы. Продукты питания покупались за бесценок. Согласно легенде, так продолжалось до тех пор, пока жрец Кецалькоатль не стал старым и немощным. Тогда к нему явились колдуны, требуя возродить ритуальные жертвоприношения людей. Он отказался. Чтобы принудить его, колдуны обратили свои злые чары на его подданных. Тольтеки начали болеть и умирать. А верховному жрецу они дали выпить дурманящее зелье, от которого он стал совершать глупые и грешные поступки…
Эти события нашли свое отражение в мифах. Они повествуют, что добрый бог Кецалькоатль правил чудесным городом Толланом, который изображается как место изобилия и красоты: там росли самые огромные початки маиса, цветной хлопок и другие диковинные растения, стояли дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля. Но однажды в Толлан явился соперник Кецалькоатля – его брат Тескатлипока. Он убедил Кецалькоатля отведать октли – опьяняющий напиток из сока агавы. Пьяный Кецалькоатль совершил грех со своей сестрой. Протрезвившись, он понял, что потерял чистоту, и ушел в добровольное изгнание в страну Востока, где его тело было сожжено. А Тескатлипока наслал на Толлан многочисленные бедствия. Существовал и другой миф, согласно которому Кецалькоатль не умер, а удалился на плоте из змей в восточную заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана.

Читайте также:  Луна профессионал машинка для маникюра

Мифологическая история в данном случае оказалась удивительным образом переплетенной с реальной. В Х в. город Толлан (не небесный, а земной) был опустошен чумой и голодом. Большая часть тольтеков после этого переселилась на полуостров Юкатан, в земли майя. На их место пришли племена миштеков, также создавших высокую культуру. В XIII в. с севера вторглись ацтеки. (Их столицей стал, основанный в 1325 г. город Теночтитлан). В первой половине XV в., после упорных войн, ацтеки завоевали всю долину Мехико. Победители усвоили мифологию своих предшественников, и в том числе переняли их миф о Кецалькоатле. Когда в начале XVI в. с востока приплыли суда испанских конкистадоров, ацтеки, сохранившие древнюю веру, приняли их предводителя — бородатого Кортеса – за возвратившегося Кецалькоатля. Вследствие этого захватчикам поначалу не было оказано никакого сопротивления. Но, увы, — вместо ожидавшегося возрождения и процветания империю ацтеков ждало разорение и разрушение, а ее жителям довелось испытать болезни, массовые убийства, вымирание и упадок культуры.

Долина Мехико была не единственным очагом цивилизации в Месоамерике. Другим важным центром культуры стал полуостров Юкатан, заселенный в конце IV в. до Р.Х. племенами майя. Еще до новой эры на юге полуострова возникли богатые и многолюдные города. Самый знаменитый из них – Паленке, расцвет которого пришелся на VII – VIII вв. (В то время здесь было построено несколько замечательных храмов, отличавшихся особым изяществом и совершенством). Божественный пантеон майя был очень обилен и сложен. Большую роль в нем по традиции играли боги-ягуары, а главным небесным божеством считался владыка мира Ицамна.

ИЦАМНА. Очень древнее и глубоко почитаемое божество в мифологии майя. Его символом служила игуана. Считалось, что голова Ицамны образует землю, а туловище – небесный свод. Часто его изображали в виде небесного дракона, соединяющего в себе черты рептилии, птицы и ягуара. В человеческом облике его представляли в образе старика с беззубым ртом и морщинистым лицом. Ицамна олицетворял собой полезные и вредные дожди, а также почвенное плодородие. Его считали творцом мира, создателем письменности и основателем жречества. Изображениями Ицамны пронизано все искусство майя I –XIII вв.

ИШ-ЧЕЛЬ.В мифологии майя богиня Луны. Считалась женой Ицамны. Покровительствовала ткачеству, медицине и деторождению. В жертву ей приносили самых красивых девушек.

К сожалению, расцвет культуры майя оказался непродолжительным. В Х в. их страна подверглась нападению пришедших с севера тольтеков, во главе с энергичным предводителем Топильцином Кецалькоатлем. Под ударами тольтеков один за другим пали некогда цветущие города Копан, Ушмаль, Паленке, Тикаль. Бывшие хозяева этой земли, майя, частью покинули ее и ушли в иные места, частью попали в подчинение к завоевателям. Многие города опустели и заросли джунглями. В X –XIII в. центром страны майя сделался город Чичен-Ица, где утвердилась правящая династия тольтеков. Завоеватели принесли на Юкатан культ Кецалькоатля. На языке майя имя этого бога стало звучать как Кукулькан. Ему был посвящен главный и самый величественный храм Чичен-Ицы.

КУКУЛЬКАН. Один из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя. К XVI в. в нем слились легенды об историческом лице – предводителе тольтеков (вторгшихся в Х в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кецалькоатля, и тольтекские представления об этом божестве. Кукулькан почитался как бог ветра, податель дождей, бог планеты Венера. Изображался в виде змея с человеческой головой.

Впрочем, владычество тольтеков на Юкатане оказалось непродолжительным. В 1194 г. правитель города Майяпана по имени Хунак Кеель нанес тольтекам поражение и подверг Чичен-Ицу жестокому разгрому. Вскоре возникла новая централизованная держава с центром в Майяпане, просуществовавшая около двухсот лет. В 1441 г. она развалилась, а в 1485 г. Майяпан был заброшен жителями. К моменту прихода испанцев цивилизация майя находилась уже в глубоком упадке.

Читайте также:  Интервью стэнли кубрика луна

Окончательное оформление и завершение религиозные представления индейцев Центральной Америки нашли в мифологии ацтеков. Основной ее мотив – это вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти). Мир, считали ацтеки, находится в состоянии неустойчивого равновесия, и для того, что бы космический порядок не нарушился, люди должны постоянно поддерживать божества и питать их человеческой кровью. Иначе – боги погибнут, а смерть богов означает всемирную катастрофу. И прежде в американских культах практиковались человеческие жертвоприношения (особенно у тольтеков), но у ацтеков они приняли необычайно широкие масштабы. Храмы их были поистине залиты человеческой кровью. Например, женщинам отсекали головы в осенние праздники, посвященные богине-Матери. Детей приносили в жертву богу дождя и плодородия Тлалоку. Мужчин убивали особенно часто. Ради богов жрецы истязали ее только обреченных на жертву, но и самих себя.

Ацтеки поклонялись огромному количеству богов, и пантеон их был очень обширен. Его возглавляли бог-творец Ометекутли, а также Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль, которые были его воплощениями.

ОМЕТЕКУТЛИ. Один из наиболее великих, древних и загадочных богов. У племен науа он почитался под именем бога-гермафродита Ометеотля. В гимне, посвященном ему, сказано:
Мать богов, отец богов, старый бог,
Распростертый в центре земли,
Заключенный в бирюзовую темницу.
Тот, который находился в водах цвета голубой птицы,
Тот, который скрыт облаками.
Старый бог, который живет среди теней из мира мертвых,
Господин огня и года.

В другом тексте содержится намек на то, что учение об этом боге разрабатывалось жрецом Кецалькоатлем:

И рассказывают, и говорят,
Что Кецалькоатль, взывая, делал своим богом
Нечто в глубине неба.
К той, у которой юбка из звезд, к тому,
Кто заставляет светиться вещи.
Госпожа нашей плоти, Господин нашей плоти;
Та, которая одета в черное,
Тот, который одет в красное;
Та, которая поддерживает землю,
Тот, который покрывает ее хлопком.
И туда обращал он свои призывы, как было известно,
По направлению к месту дуальности, месту
Девяти перекладин, из которых состоит небо…

Двойственная основа мира, соединение в верховном боге и женского, и мужского начала, позволяют предполагать дальнейшее порождение новых сущностей, новых богов. В данном тексте говорится о девяти небесах, но чаще всего их насчитывалось тринадцать, и на последнем находился владыка мира Ометекутли. У ацтеков главным его воплощением считались Тонакатекутли («Владыка нашего существования»), имевший жену Тонакасиуатль, которые являлись и творцами мира и первопредками людей.

Но главную роль играли не они, а четыре их сына: Уицилопочтли, Тескатлипока, Кецалькоатль и Шипе-Тотек. Согласно мифам ацтеков, Вселенная была создана Тескатлипокой на пару с Кецалькоатлем и прошла через четыре эпохи развития. Первая эра («Четыре ягуар»), в которой верховным божеством в образе солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре («Четыре ветер») солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим солнцем стал бог небесных стихий Тлалок, и его эра («Четыре дождь») закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре («Четыре вода») солнцем была богиня Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра («Четыре землетрясение») с богом солнца Тонатиу также должна закончиться страшными катаклизмами.

О происхождении солнца у ацтеков имелось много мифов, наиболее распространенным был следующий. В начале настоящей пятой эры боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костер, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец Нанауатль, страдавший от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал «потрескивать, как жарящееся на угольях мясо». За ним последовал Теккистекатль, трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костер, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем – богом Тонатиу, Теккистекатль – луной – богом Мецтли. Первое время луна светила так же ярко, как солнце, пока один из раздраженных этим богов не бросил в нее кроликом.

ТЕСКАТЛИПОКА. В переводе имя этого бога означает «Дымящееся зеркало». Его атрибутами были зеркало, в котором он мог наблюдать все, что происходит на свете, и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, через которое он мог видеть все сокрытое и тайное. Тескатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был одновременно и творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим все в ночи, судией и мстителем за все злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным и полным неожиданностей. Полагают, что первоначально Тескатлипока почитался как божество подземной стихии, вулканов и землетрясений, а также вулканического стекла (обсидиана), из которого изготовлялись ритуальные ножи для заклания жертв (ими производился глубокий разрез на груди обреченного, после чего жрец вынимал пульсирующее сердце, подносил его к своим губам и показывал Солнцу). Позже Тескатлипока выступает как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов и жрецов. Он также олицетворял зиму и север, ночное небо. Его изображали с черным лицом, покрытым желтыми поперечными полосами и называли «врагом», «капризным владыкой», «сеятелем разногласий». В мифах тольтеков и ацтеков Тескатлипока часто выступает противником или соперником Кецалькоатля и сотоварищем Уицилопочтли. Олицетворением бога становился наиболее совершенный, красивый юноша, который в течение года считался воплощением Тескатлипоки, но потом торжественно приносился в жертву.

Читайте также:  Медицина по фазам луны

ШИПЕ-ТОТЕК. Древнее божество Месоамерики. У тольтеков он считался красной ипостасью Тескатлипоки. Был связан с весенним обновлением природы, праздником урожая и дурманящем напитком октли. Кроме того почитался как покровитель золотых дел мастеров. Чаще всего Шипе-Тотека изображали в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине. На тожествах в честь него жрецы облачались в кожи, содранных с принесенных в жертву людей и торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных.

УИЦИЛОПОЧТЛИ. Древнее божество Месоамерики. Считался олицетворением голубого ясного неба, но иногда выступал как солнечное божество. В честь него ацтеки два раза в год устраивали пышные празднества, на которых приносили человеческие жертвы и после религиозных церемоний съедали огромное изображение Уицилопочтли, изготовленное из теста с медом.

ТЛАЛОК. В мифологии ацтеков бог небесных стихий, дождя, грома и молнии, который одновременно повелевал всеми съедобными растениями. Помимо главного небесного божества предполагалось множество других – мелких, местных тлалоков. Обиталищем Тлалока были горные вершины и небо над Мексиканским заливом – то пространство, где рождаются облака. Считалось, что в четырех углах его жилища находятся огромные кувшины, в которых он держит благодатные дожди, губительные ливни, засуху и болезни растений. Хотя по природе Тлалок был благодетельным божеством, в его власти находились наводнения, заморозки, засухи, удары молний. Обычно его изображали с глазами совы и клыками ягуара. Атрибутом Тлалока служил змееподобный посох, усеянный зубами – символ молнии. Возможно, одной из главных резиденций этого бога была гора близ города Теночтитлана, носившая его имя. Там была воздвигнута большая статуя Тлалока с углублением в голове, куда в процессе ритуальных церемоний складывали семена всех съедобных растений. Обряды в его честь совершались на глубоких омутах озера Тескоко. Поскольку культ Тлалока был необычайно популярен, сохранилось множество его изображений.

ЧАЛЬЧИУТЛИКУЭ.В мифологии ацтеков богиня пресной воды, озер, морей и рек, жена Тлалока, мать звезд. Изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент. Ее считали покровительницей путешествующих по воде.

ТОНАТИУ. В мифологии ацтеков бог солнца. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета, пламенными волосами и с солнечным диском за спиной. Считалось, что для поддержания своих сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождается душами принесенных в жертву воинов. Символом Тонатиу служил орел. Его культ был одним из самых важных в ацтекском обществе.

Для того, чтобы создать современных людей Кецалькоатль спустился в девятую преисподнюю за костями умерших в прежние эпохи. Зная, что бог мертвых Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кецалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Впопыхах он споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из Преисподней. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту. Он же, обернувшись черным муравьем, достал зерно кукурузы, благодаря которой люди могли питаться, расти и набираться сил.

МИКТЛАНТЕКУТЛИ. В мифологии ацтеков бог подземного мира и преисподней. Изображался в виде скелета или человеком с черепом вместо головы. Его спутниками считались летучая мышь, паук и сова.

ШИЧИКЕЦАЛЬ. В мифологии ацтеков богиня любви, плодородия, цветов, беременности, домашних дел. Обычно изображалась в виде молодой женщины с двумя косами или двумя пучками перьев. Ее считали женой многих богов, в том числе Тлалока.

ТЛАСОЛЬТЕОТЛЬ. Очень древнее и глубоко почитаемое божество. Имя этой богини переводится как «Пожирательница нечистот». В мифах ацтеков она выступает в разных ипостасях: богини земли и плодородия, сексуальных грехов и покаяния, владычицы ночи и прародительницы. Считалось, что, пожирая грязь, Тласольтеотль освобождает человечество от прегрешений. Ее символами служили метла или человек, поглощающий экскременты. На празднестве в честь Тласольтеотль убивали девушку, из ее кожи изготавливали накидку, которую набрасывал на себя жрец. Затем следовало символическое соединение богини с Уицилопочтли, выступавшем в этом ритуале как олицетворением Солнца

Источник

Adblock
detector