д и а н а
римская богиня Луны
• в римской мифологии богиня Луны, растительности, покровительница рожениц
• в римской мифологии богиня охоты, защитница женщин и животных, отождествлявшаяся с греческой богиней Артемидой (мифическое)
• женское имя: (латинское) по имени богини охоты, луны, чистоты
• известная принцесса Великобритании, погибшая в автокатострофе
• прибор для снаряжения патронов
• римская богиня растительности, олицетворение луны
• собака на сене в одноименной комедии, которую сыграла Маргарита Терехова
• стихотворение А. Фета
• судно экспедиции Головнина
• богиня Луны у римлян
• какая древнеримская богиня соответствует греческой Артемиде?
• из святилищ этой древнеримской богини особенно известна роща возле озера Неми
• в Риме храм этой богини был на Авентинском холме, она считалась покровительницей Латинского союза
• оперетта австрийского композитора Карла Миллекера «Целомудренная . »
• персонаж романа Вальтера Скотта «Роб Рой»
• героиня Маргариты Тереховой в фильме «Собака на сене»
• картина французского художника Огюста Ренуара «. -охотница»
• как моряки прозвали вахту с 0 до 4 ч утра?
• героиня А. Яковлевой, в которую влюбился мистер Ферст в фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов»
• имя певицы Гурцкой
• имя погибшей принцессы
• узконосая обезьяна рода мартышек, одна из красивейших
• персонаж комедии испанского драматурга Лопе Де Вега «Собака на сене»
• английская принцесса с трагической судьбой
• богиня охоты в древнеримской мифологии
• римский аналог Артемиды
• любовь мистера Ферста (кинош.)
• у греков Артемида, а у римлян?
• английская принцесса или певица Арбенина
• римская богиня луны и рожениц
• мартышка с женским именем
• погибшая в автокатастрофе английская принцесса
• римская копия греческой Артемиды
• трагично погибшая принцесса Англии
• римский аналог греческой Артемиды
• древнеримская богиня, изображавшаяся с луком и колчаном за плечами
• герцогиня (Мари де Босак), французская писательница (БКА)
Источник
Богиня Луны у римлян и греков
Цель всех мифологических систем у разных народов мира — это познание окружающего мира и передача знаний о нем последующим поколениям. Народы древности через рассказы о богах старались познать и найти объяснения природным явлениям, определить место человека в сотворенном мире и понять свое происхождение.
Греческая Селена — времена Титанов
Само слово «миф» появилось в Древней Греции и дословно переводится как «предание», «сказание». Согласно греческой традиции, первыми божественными сущностями были Титаны. Их плоть и кровь послужила основой сотворения мира и всего сущего, а их дети заселили новый мир и стали воплощением сказочных чудовищ и необъяснимых явлений.
Богиня Селена была дочерью титанов, брата и сестры — Тейи (первая лунная богиня) и Гипериона («сияющий бог»). Они произвели на свет Селену — Луну, Гелиоса — Солнце и Эоса — утреннюю зарю. Возможно, имя богини образовано от греческого selas — «свет».
К Селене обращались, как к покровительнице влюбленных. На дошедших до нас изображениях она предстает с диадемой в виде полумесяца и копьем в руке. На фото в статье вы моежет видеть римскую скульптуру греческой богини.
Богиня Луны у римлян
Несмотря на то что эллины переняли практически весь греческий пантеон, римские мифы выглядят гораздо бледнее и более «политически ангажированными». Примером этого утверждения может служить поэма Вергилия «Энеида» — своеобразный панегирик всемогуществу Римской империи.
На фото запечатлена скульптура богини Дианы, ставшей римской богиней Луны. Как видно, от Селены Диана унаследовала головной убор в виде перевернутого полумесяца и оружие. Вместо тонкого копья, любимым оружием богини стали охотничий лук и стрелы.
Богиня Луны у римлян властвовала на небе, земле и под землей, за что ее часто называли богиней трех дорог. Брат Дианы — Аполлон, как и Гелиос, олицетворял Солнце. В более поздний период античности Диана отождествлялась с богиней Артемидой.
Покровительница охоты и богиня Луны у римлян была любимицей плебеев и рабов, а также у покоренных Римом латинян. День основания храма Дианы в Авентине считался праздником низшего класса населения империи.
Храм Дианы на Авентинском холме
Одна забавная история произошла в храме Дианы в Авентине. Однажды жрецы предсказали, что тот, кто принесет в жертву богине необыкновенную корову, получит власть над всей Италией, а родной город дарителя станет новой столицей.
Но Сервий Тулий — местный царь, пошел на хитрость и отобрал прекрасное животное, волею судьбы попавшее к рабу. После принесения коровы в жертву, ее рога стали украшать главный алтарь в храме.
На изображении представлен рисунок реконструкция храма Дианы на Авентинском холме.
Мифы о богине Луны у римлян
Согласно римской версии мифа, Диана влюбилась в прекрасного человеческого юношу Эндимиона. Любовь богини Луны была так сильна, что она попросила громовержца Зевса усыпить возлюбленного в Латмийских пещерах, чтобы подарить ему вечную жизнь и молодость. По ночам Диана спускалась на колеснице, запряженной тройкой лошадей, к Эндимиону и родила от него 50 дочерей.
Этот миф в свое время вдохновил художника Николла Пуссена на создание картины «Диана и Эндимион».
Диана была воплощением мудрости и справедливости, однако, обладала вспыльчивым и грозным характером. По одному из поздних мифов, она жестоко покарала юношу Актеона. Тот охотился в лесу и ненароком увидел обнаженную богиню у реки. В приступе гнева Диана превратила юношу в оленя. Актеон не смог убежать от собственной своры псов и был растерзан ими.
О жестокости римских богов свидетельствует и миф о Ниобе. Латона — мать Дианы и Аполлона — была так горда своими детьми, что разнесла весть об их красоте и силе по всему миру. Ее извечная соперница Ниоба рассмеялась ей в лицо и заявила, что любой из 14 ее детей гораздо лучше и Аполлона, и Дианы. Она приказала подвластным ей народам разбить все статуи богов Луны и Солнца.
Дети не простили оскорбления и насмешки над матерью. Аполлон расправился с семью сыновьями Ниобы, а Диана убила всех ее дочерей. Пораженная горем Ниоба просила справедливости от других богов Олимпа, но была обращена в камень за свою гордыню.
Источник
Богиня луны у рима
Ниже приведена интересная статья о лунных богинях. Так сложилось, что на разных этапах истории человечество приписывало влияние луны все новым и новым божествам. В итоге компромисс в верованиях достигнут не был, и каждая теория осталась независимой.
Селена
(«селас» — свет, блеск; блестящая, лучистая; известна также под именем Мены) — богиня луны (либо сама Луна), дочь титана Гипериона и Тейи. Позже отождествлялась с Артемидой, как богиней луны.
Когда смуглая богиня Никта (Ночь) сменяла уходящую на покой белолицую Гемеру (День), на радость природе из-под горизонта выходила величественная колесница, которую влекли неторопливые быки. Ими управляла Селена в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу. При появлении Селены море, охваченное беспокойством, с шумом катило волны на берег. И не было на земле смертного, не испытавшего с появлением Селены неясного томления и грусти.
Однажды безобразный, отвергаемый всеми нимфами Пан, спрятавшись под отмытым белым руном, предложил Селене прокатится на его спине. Не узнав его, Селена согласилась и позволила ему удовлетворить все его желания. С тех пор в Аркадии проводились майские оргии при луне, во время которых жрица ехала на спине своего избранника, прежде чем заняться с ним любовью и тем самым отпраздновать пробуждение природы.
Существует также миф о любви Зевса и Селены, от которого она родила дочь Пандию. Но самая известная история любви — это миф о Селене и прекрасном Эндимионе. Эндимион — возлюбленный Селены, погруженный Зевсом в вечный волшебный сон. Считался иногда сыном царя Карии Эфлия (Аэтлия), иногда сыном Зевса.
В Элиде жил юноша Эндимион. Сам Зевс взял его за красоту на Олимп. Эндимион был так прекрасен, что и Гера не осталась к нему равнодушной. Заметив это, Зевс обрек его на вечный сон в глубоком гроте горы Латма в Карии (Кария — область на юго-западе Малой Азии, на побережье Средиземного моря).
Однажды, случайно бросив свои лучи под свод пещеры, увидела Селена Эндимиона и, пораженная его умиротворяющей красотой, потеряла покой. С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускалась в грот, нежно склонялась над спящим красавцем, целовала смежившиеся очи и произносила слова любви. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипносом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть.
Артемида
(Орфия, Браврония, Тавропола, Кинфия; рим. — Диана) — дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида — девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах (позднее также богиня Луны). Символы богини — лань и медведица.
Геката
Геката — дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил.
Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить сове влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежалетльным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид.
Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.
В Древней Греции число «3» было неразрывно связано с богиней Гекатой. Она обладала тремя обличьями (или даже тремя телами) — кобылы, собаки и льва — и имела три головы, чтобы видеть во всех направлениях. Геката правила триадой человеческого существования — рождением, жизнью и смертью — и тремя стихиями — землей, воздухом и огнем.
Три кнута власти, которыми она управляла человечеством, временем и пространством, делали ее незаменимым союзником волшебников, которые стремились найти средства изменения кажущегося неизменным физического мира. Те, кто был достаточно смел, чтобы произносить в своих заклинаниях ее имя, получали в награду часть ее жуткого сверхъестественного могущества.
Ее власть распространялась на состоящую из трех частей временную сферу — прошлое, настоящее и будущее. Богиня черпала свою колдовскую силу от луны, обладающей тремя фазами — новой, полной и старой. Как и Артемиду, ее повсюду сопровождала свора собак, но охота Гекаты — это ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Гекате приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змеи.
Геката • богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она — дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката — древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она — подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.
По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката — ночная «хтония» и небесная «урания», «непреодалимая» бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.
Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката — богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.
Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира — живой и мертвый. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота — это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре — жизненной силе земли.
Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.
Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией — «богиней трех дорог», так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.
Диана (Diana)
Богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение луны. Была отождествлена с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия — «богиня трех дорог» (ее изображение помещалось на перекрестках), толковавшийся также как знак верховной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.
Особенно известны святилища Дианы на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Диана Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми. Диана считалась богиней-покровительницей Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царем Сервием Туллием был основан на Авентине храм Дианы, ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян, плебеев и рабов; годовщина основания храма считалась праздником рабов — servorum dies. Это обеспечило Диане популярность среди низших классов, составлявших многочесленные коллегии ее почитателей, из которых особенно известно благодаря сохранившемуся уставу коллегия Дианы и Антиноя в Ланувии.
С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву Диане в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме.
Диана считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини — «хозяйки леса», богнни-матери, подательницы растительного и животного плодородия.
Бендида
Аналог Селены, богиня луны во Фригии, находящейся в центре полуострова Малая Азия; в Аттике на Пелопоннесе ее отождествляли с Артемидой, иногда с Гекатой и Персефоной.
В Афинах были праздничные дни, бендидии, когда в честь богини устраивались конные бега, всадники скакали с факелами из Афин и Перей, где находился храм, посвященный Бендиде.
Бастет
Богиня радости, любви и веселья. Первоначально почиталсь как дочь Ра, его Око, а также отождествлялась с богинями — львицами (Тефнут, Сахмет и др.) Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Священным животным Баст (Бастет) счталась кошка. Празднества в честь Баст сопровождались музыкой и разнузданным весельем.
Богиню, особенно почитаемую в Бубастите. Из надписи Рамзеса IV мы узнаем, что во время праздника Баст было запрещено охотиться на львов. Богиня считается матерью бога Мизюзиса»дикого» львиного бога,который имел прозвище «Господин резня». Во времена Среднего царства в качестве священного животного Баст выступает кошка; начиная с Нового царства она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе
становится глазом луны. «Яростные» качества раннего периода передаются богине Сахмет, которая тем самым становится отрицательной, разрушительной половиной Баст.
Сын Бастет — Махес . Бастет отождествляли с Мут , а также с почитавшимися как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока. Геродот (II, 60) сообщает о ежегодных торжествах в честь Баст, сопровождавшихся пением и плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой .
Иштар
В аккадской мифологии женское божество, соответствующее шумерской Инанне. Иштар богиня войны и любви. Она предлагает свою любовь и покровительство знаменитому герою Гильгамешу. Но он отказывается, зная злую учать ее прежних возлюбленных. Иштар мстит Гильгамешу, посылая на его город страшного небесного Быка. Однако Гильгамеш с Энкиду убивают его. Иштар также спускается в преисподнию за своим возлюбленным Таммузом, угрожая богине подземного мира Эрешкигаль выпустить всех мертвецов на землю. Но Эрешкигаль умерщвляет богиню плодородия и только согласившись на уговоры своих советников, окропляет ее живой водой. После этого Иштар возвращается на землю вместе со спасенным Таммузом.
Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена (дочь) Кощея. и дочь Лады, сестра Живы с Лелей.
Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают , как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Ее символы — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари — «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, но — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено РОДОМ Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна.
И конечно же мы знаем соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней языческой Масленицы, в пору весеннего равноденствия время несомненно принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
Хэн-э, в древнекитайской мифологии жена стрелка И, богиня луны. Согласно мифу, изложенному в «Хуайнаньцзы» (2 вв. до н.э.) Чан-э тайком одна приняла снадобье бессмертия, полученное ее мужем у Владычицы Сиванму, и унеслась на луну. Вероятно, еще до н.э. было распространено и представление о том, что Чан-э на луне превратилась в жабу-чань (которая обычно изображается трехлапой), по некоторым источникам, толкующую в ступе снадобье бессмертия. Вместе с ней на луне живет Юэ ту («лунный заяц»). Можно предположить, что образ Чан-э генетически связан с образом древней богини луны Чан-си.
Амэ-но удзумэ
Фея луны, богиня счастья, любви и радости. Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках маску.
Источник