Меню

Богиня луны у шумеров

Нанна (лунное божество)

Древняя Месопотамия
Ассириология
Области и государства
Города-государства Шумера · Верхнемесопотамские государства · Аккад · Шумеро-Аккадское царство · Исин · Аморейские царства · Вавилония · Ассирия · Субарту · Приморье
Население
Аборигены Месопотамии · Шумеры · Аккадцы · Вавилоняне · Ассирийцы · Амореи · Арамеи · Касситы · Кутии · Луллубеи · Субареи · Халдеи · Хурриты
Письменность и языки
Клинопись
Шумерский · Аккадский · Протоевфратские языки · Прототигридские (банановые) языки · Хурритский
Шумеро-аккадская мифология
Периодизация
Доисторическая Месопотамия
Эпоха Урук — Джемдет-Наср
Раннединастический период
Ранние деспотии
Старовавилонский/
Средневавилонский/

Нанна (или Наннар, аккад. Суэн , позднее это имя стали произносить как Син) — в шумеро-аккадской мифологии бог луны, сын Энлиля и Нинлиль, отец бога солнца Уту и богини планеты Венеры Инанны. Кроме того, Нанну почитали как бога оказывающего влияние на рост и размножение животных. Супругой Нана почиталась Нингаль (у семитов Никкаль). Главный центр почитания Нанна — город Ур, где в его честь был построен великолепный храм Экишнугаль. Один из эпитетов Нанна — Магур (в пер. с шум. — «корабль»).

Символ Нанны — полумесяц, основной атрибут — барка, на которой он путешествует вокруг земли.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Нанна (лунное божество)» в других словарях:

Лунное божество — сверхъестественное существо, связываемое с Луной. Лунные божества существуют в разных политеистических религиях и мифологиях. Содержание 1 Греческая мифология 2 Римская мифология … Википедия

НАННА — Наннар (шумер.), Зуэн (староаккад., «владыка знания»), Син (аккад.), Суин (староассирийск.), в шумеро аккадской мифологии лунное божество, «тот, чей подъём сияние» (шумер. Ашимбабар, аккад. Нарамсит, второе имя бога). Впервые встречается уже в… … Энциклопедия мифологии

Божество луны — Лунное божество сверхъестественное существо, связываемое с Луной. Лунные божества существуют в разных политеистических религиях и мифологиях. Содержание 1 Греческая мифология 2 Римская мифология … Википедия

Нанна — Наннар, Зуэн, Син, Суин в шумеро аккад. миф. лунное божество, «тот, чей подъем сияние» (шумер. Ашимбабар, аккад. Нарамсит, второе имя бога). Гл. место культа лунного бога святилище Экишнугаль в Уре, чьим божеством покровителем явл. Н.,… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Бог луны — Лунное божество сверхъестественное существо, связываемое с Луной. Лунные божества существуют в разных политеистических религиях и мифологиях. Содержание 1 Греческая мифология 2 Римская мифология … Википедия

Богиня луны — Лунное божество сверхъестественное существо, связываемое с Луной. Лунные божества существуют в разных политеистических религиях и мифологиях. Содержание 1 Греческая мифология 2 Римская мифология … Википедия

Божества Луны — Лунное божество сверхъестественное существо, связываемое с Луной. Лунные божества существуют в разных политеистических религиях и мифологиях. Содержание 1 Греческая мифология 2 Римская мифология … Википедия

СУДЬБА — в мифологии различных народов представление о непостижимой силе, действием которой обусловлены как отдельные события, так и вся жизнь человека (и, в более широком смысле, социального коллектива); оформляется на достаточно поздней стадии развития… … Энциклопедия мифологии

СИН (Аккад) — СИН (староаккадск. Суин), в аккадской мифологии лунное божество, соответствует шумерскому Нанне (см. НАННА) … Энциклопедический словарь

Набонид — аккад. Nabû nāʾid, др. перс. Nabunaita, эламск. Nabunida, др. греч. Ναβοννηδος (по Беросу), Λαβύνητος (Лабинет по Геродоту) … Википедия

Источник

Шумерский бог Луны Бог Луны у египтян

Религиозный мир, как и все прочие стороны человеческой жизнедеятельности, в наше время имеет тенденцию к быстрому развитию. Обратная сторона прогресса связана с ломкой устоявшихся традиций, активным взаимовлиянием различных культур и, как следствие, бурным ростом новых религиозных движений синкретического характера. Относительная стабильность религиозной сферы прежних периодов истории ушла в прошлое. Кроме того, сегодня наблюдается устойчивая тенденция к росту спроса на дохристианское наследие, преимущественно языческого содержания. Всплески неопаганизма наблюдаются по всему миру, быстро растет число их приверженцев. Это обстоятельство делает актуальным, более того — остро необходимым, детальное и глубокое изучение древних культов, их мифологии, вероучения и практики.

Мужское и женское начало в язычестве

Последователи современного паганизма и реконструкторы-энтузиасты языческих культов, вдохновляясь древними образами, воссоздают систему почитания природы, описывая ее на языке мифологии как комплекс сложных взаимоотношений между различными силами мироздания и человеком. Ортодоксальными и универсальными в большинстве этих построений являются типологические фигуры бога солнца — архетипического божественного Отца Вселенной — и богини земли — Великой Матери. Последнюю чаще всего также ассоциируют с луной, что обуславливает в различных контекстах появление устойчивой пары солнце-земля или солнце-луна как мужского и женского проявления высшего божественного принципа. Истоки этих образов чрезвычайно древние, насчитывающие не менее десятка тысяч лет и уходящие корнями в седые времена матриархата. В целом они представляют собой канонические образы в западной культуре, хотя также имеют прототипы во многих религиозных традициях мира. Тем не менее, существуют и обратные примеры. Так, например, божественная египетская сизигия Геб и Нут представляют собой инверсию универсального архетипа. Богиня Нут — является богиней Неба, а бог Геб заведует землей. Аналогично и лунная символика иногда присваивается мужским персонажам. Так дело обстоит, например, в тенгризме — шаманской религиозной системе, в том же Египте (в лице богов Тота и Яаха), в ведической культуре (под ликом бога Сомы). К ним же относится и Син — бог луны древнего Шумера.

Шумерский культ Луны. Бог Нанна

Фрагментарные и разрозненные сведения о культе небесных светил, которые до нас донесла шумерская культура, сообщает нам два имени — Син (Шин) и Нанна. Из этих двух персонажей второй — самый древний бог Луны этого региона. Согласно мифологии, он являлся сыном бога Энлиля, внуком верховного бога неба Ану. Соответственно, Нанна — брат Нинурты и Ишкура. Кроме того, он произвел на свет двух детей-близнецов — знаменитую богиню Иштар и бога Шамаша.

Мифологический образ Нанна

Имя Нанна означает «властелин неба». Но господин неба — это не бог Солнца и бог Луны. В данном случае этот эпитет устойчиво связан только с ночным светилом. Нанна традиционно представлялся путешественником по небесному океану на ладье, в качестве которой выступал полумесяц. Отсюда его прозвище «Магур», что означает «корабль».

Распространение культа Нанна

Особых подвигов, согласно имеющимся данным, Нанна не совершал, на поприще войны и любви тоже не отличился. Тем не менее, среди населения Шумера он снискал огромное почитание и признание. Изначально, будучи божеством-покровителем города Ура, культ Нанна завоевал Харран, а затем стал господствующим и в Ниппуре — религиозной столице Шумера. Таким образом, бог луны стал лидером по числу приверженцев и почитателей в шумерском обществе.

Развитие культа Нанна

Религии древних народов при появлении военных или торговых связей начинали взаимно влиять друг на друга, а схожие архетипические образы зачастую сливались в одно целое. Вследствие этих процессов шумерский бог Луны Нанна слился в единое лицо с вавилонским лунным богом Сином, отпечатав в культуре региона целостный образ божества ночного светила, прошедший через века.

Другой яркий пример мужских божеств, связанных со спутником Земли, нам дает Египет.

Бог Луны у Египтян

Если говорить более точно, то египетская традиция знает не одного, а, как минимум, трех мужских лунных богов — Тота, Яаха и Хонсу. Обусловлено это тем, что в древнем Египте всю его историю не было единой религии. Хотя и делались попытки ее навязать, каждый ном, каждый город оставался верен своим собственным богам. Конечно, среди них были и общенациональные божества, однако их мифологическая роль, родословная, функции и практика культа могли значительно разниться от одного центра почитания к другому.

Египтяне имели лишь общую культуру, в рамках которой теплилось множество независимых религиозных школ. Поэтому и бог Луны у каждого крупного города был свой.

Бог Тот

Самым известным и наиболее ярким из известных лунных божеств Египта является, без сомнения, Тот. Его образ настолько впечатлителен, что даже в наше время мало кто не слышал его имени. Более того, под знаменами герметизма культ бога Тота дожил до наших дней. Это единственный древнеегипетский бог, которого в этом отношении пощадила судьба.

Но вообще-то в юрисдикцию этого персонажа входило не только ночное светило. Поэтому в первую очередь Тот — не только бог луны, но покровитель знаний и искусств, источник мудрости, изобретатель письменности, вестник богов. Он провожал душу умершего в Царство Мертвых и в качестве писца присутствовал на ее суде Осирисом.

Центром почитания Тота был город Гермополь. Традиционно этот бог Луны у египтян изображался с головой Ибиса, который считался его священным животным. А женой божественного мудреца была богиня Маат — покровительница истины и всяческого порядка.

Бог Яах

Вероятно, Яах — это самый древний лунный бог египетского пантеона. Первоначально его культ зародился в Фивах, где ему поклонялись просто как Луне, как явлению астрономического характера. Собственно, само имя «Яах» означает просто «луна» или «месяц».

Культ Яаха быстро расцвел, а потом столь же быстро пришел в упадок, оказавшись не способным конкурировать с другими лунными божествами. Тем не менее, узкий круг почитателей у Яаха всегда сохранялся. Об этом говорят распространенные, хотя и редкие изображения этого божества, а также древнеегипетские ритуальные тексты. Из последних самым главным свидетельством важной роли Яаха является небезызвестная Книга Мертвых.

О мифологии и прочих деталях жизни и почитания этого божества известно очень мало. На сегодняшний день культ Яаха остается одним из наименее исследованных аспектов древнеегипетской религиозности. Некоторые ученые, однако, предполагают, что у него и у еврейского бога Яхве имелся единый прототип, связующий оба божества и послуживший источником возникновения их почитания.

Бог Хонсу

Хонсу — еще один бог Луны Египта. Однако символика, ассоциируемая с ним, акцентирована, в отличие от Тота и Яаха, на циклическом течении жизни. Само имя Хонсу означает «проходящий». Соответственно, это бог календаря, управитель времени. Отсюда его большое значение, ведь именно по лунным циклам египтяне вычисляли года, времена года, разливы Нила, время посева и сбора урожая.

Мифологическая родословная вменяет роль родителей Хонсу богу Амону и богине Мут. Изображался повелитель времени в образе мальчика или юноши с лунным диском на голове. И в силу этого иконографического родства иногда его соотносили с Гарпократом — поздним синкретическим богом молчания и тишины.

Синтез лунных божеств в Египте

Как и шумерский бог Луны Нанна-Син, лунные боги египтян также сливались в единые образы, причем в различных комбинациях. В разное время и в разных местах известны синтетические образы Тота-Яаха, Тота-Хонсу и Яахя-Хонсу.

Так или иначе, бог Луны в древнем мире являлся весьма важным божеством. Связано это с важной ролью спутника земли в общественной, сельскохозяйственной, биологической жизни человечества и природы в целом.

Источник

Боги шумеров и легенды о них

Шумерская мифология сохранилась в виде небольшого корпуса текстов. Они рассказывают о сотворении людей, потопе, деяниях богов Шумера и приключениях героев.

Что древние шумеры писали о сотворении мира?

Среди сохранившихся произведений шумерской литературы мало текстов, темой которых было бы сотворение мира. Этот сюжет упоминают в сказаниях на другие темы. Согласно одному из текстов о верховном боге Энлиле, он разделил небо и землю, вырастил семя полей, изобрёл мотыгу и вручил её людям. По другому мифу, верховный бог также сотворил все злаки и деревья.

Людей шумерские боги создали, чтобы избавить себя от необходимости работать. Эту идею высказал мудрый Энки, когда богиня Нинмах сотворила первого человека. Боги решили отпраздновать появление человека. Во время пира богиня создавала разные варианты ущербных человеческих существ, а Энки находил применение каждому из них. Наконец, Нинмах создала существо, которое не могло передвигаться, есть и пить — младенца. Энки предложил Нинмах найти применение этому созданию, и она не смогла ничего придумать.

Другой сюжет сохранился в аккадском эпосе «Атрахасис». Сначала Энки поручил полевые работы и обслуживание каналов младшим богам. Через 40 лет они восстали, и мудрый бог решил создать людей. Основой для них стали глина, плоть и кровь погибшего бога, а также слюна других божеств.

Согласно эпосу, люди начали плодиться очень быстро, а их шум стал досаждать богам, которые предпочли уничтожить свои создания потопом. Энки предупредил человека по имени Атрахасис, который соорудил ковчег для своей семьи. После исчезновения людей боги поняли, что остались без их подношений. Раскаявшись, они поклялись больше не прибегать к таким радикальным мерам. Вместо этого боги решили держать численность людей под контролем с помощью тяжёлых родов, детской смертности и табу.

О происхождении мира рассказывал также диалог «Спор между Овцой и Зерном». Он начинался с изображения древности, когда боги и люди не знали земледелия и скотоводства. Боги в ту пору жили на священном холме, а люди — у его подножия. В какой-то момент божества сотворили овец и зерно. Попробовав «щедрость овцы и зерна» в своем пиршественном зале, боги решили подарить их и людям.

Шумерские боги и мифы о них

Среди сюжетов об Энлиле был такой, где он изнасиловал богиню Нинлиль. За своё преступление Энлиль был изгнан из сообщества богов в преисподнюю. Нинлиль сопровождала его в изгнании. Он оплодотворил её ещё трижды. Их старший сын Син стал богом Луны, остальные три — богами подземного мира.

Мудрейшим из шумерских богов был Энки, считавшийся покровителем мудрости и воды. Самая большая поэма, посвящённая ему, рассказывает об устроительстве Энки мирового порядка. Она прославляет его как кормильца людей и богов. На своей церемониальной ладье в сопровождении свиты Энки посетил известные жителям Междуречья земли — Мелухху (долина Инда), Дилмун (Бахрейн), Элам. Энки создаёт («называет по имени») болота, тростниковые заросли, дождь, море и облака. Он превращает холмы в поля, учит людей обращаться с домашним скотом и орудиями труда. Мудрый бог проводит границы между народами.

Он назначает богов ответственными за разнообразные явления: земледелие, скотоводство, охоту, виды ремёсел, письмо, акушерство и даже проституцию.

Инанна возмущается тем, что у неё не осталось функций. Тогда Энки назначает её богиней любви и войны. В тексте гимна он описывает её неукротимость как покровительницы конфликтов.

Богом-героем был сын Энлиля Нинурта, появившийся в четырёх шумерских текстах и одном аккадском. Нинурта побеждает монстра из вулкана и его каменных союзников. Затем бог решает судьбы камней: «благословенные» будут полезны людям сами по себе, «проклятые» будут расколоты или стёрты в порошок.

Нинурта стремился получить силы старших богов. Он выследил и убил гигантскую птицу Анзу, похитившую силы его отца Энлиля. В аккадской версии герой не сразу согласился вернуть отцу его силы. Но в итоге уступил, за что потом удостоился похвалы от богов. В шумерской поэме «Нинурта и черепаха» герой после победы над Анзу хочет оставить полученные силы себе. Чтобы усмирить его, Энки создаёт гигантскую черепаху. Когда Нинурта схвачен чудовищем, бог мудрости укоряет его за самоуверенность.

В написанной в 12-м веке до н. э. вавилонской поэме о боге Мардуке «Энума Элиш» сюжет с Нинуртой был переосмыслен. Эа (Энки) призвал своего сына Мардука для борьбы с Тиамат. Перед битвой боги отдали свои силы Мардуку, который оставил их себе и после победы сделал центром мира Вавилон. Историю о соперничестве между сыном и отцом сменила новелла о том, как бог мудрости сделал сына верховным богом.

Богиня Инанна — ближневосточная Афродита

Богиня Инанна была популярна в Шумере. Позднее в Вавилонии она будет почитаться как богиня Иштар. Она была женой бога Думузи — покровителя пастухов.

Самый большой рассказ о богах, насчитывающий 800 строк, посвящён Инанне и Энки. Инанна — покровительница любви и деторождения, Энки — бог мудрости и магии. Однажды Инанна покинула свой город Урук, чтобы навестить Энки в его городе Эриду. Во время пира захмелевший Энки даровал Инанне контроль над более чем сотней атрибутов шумерской жизни. Среди них оказались искусство писцов, музыка, архитектура, разум, а также поцелуи, проституция, семейные ссоры. Инанна убежала с ними в свой город.

Однажды богиня была изнасилована садовником Шукаллитудой. Инанна неоднократно пыталась покарать смертного, но каждый раз Энки помогал преступнику избежать наказания. Наконец, богине удалось убедить бога выдать Шукаллитуду. Инанна расправилась со смертным, но пообещала, что его имя не будет забыто.

Также популярен был сюжет о любви Инанны и покровителя пастухов Думузи. По одной версии мифа, пастуший бог соперничал за неё с богом-земледельцем Энкимду. По другой, — соперников у Думузи не было.

В «Сошествии Инанны в Подземное царство» богиня умирает. Она спускается в Нижний мир к сестре, которая убивает её. Смерть Инанны привела к прекращению рождения детей. Посланники бога Энки убедили богиню Нижнего мира вернуть Инанну. Она согласилась с условием, что та даст замену — только так можно покинуть преисподнюю.

Возвращаясь из Подземного царства в сопровождении демонов, богиня встретила покровителей шумерских городов. Увидев их в рубище, Инанна не позволила демонам забрать их в преисподнюю. Заменой стал Думузи, который не оплакивал смерть богини. Появлялся в мифах и сюжет о попытках Думузи спастись от преследовавших его демонов. В итоге сестра юноши Гештинанна согласилась полгода заменять его в Подземном мире. Отношения же Инанны и Думузи была темой любовной лирики шумеров.

Инанна почиталась не только шумерами, но и аккадцами. В аккадском мифе Энки, уставший от жестокого характера богини, сотворил её двойника с именем Раздор. Инанна увидела себя со стороны и пришла в ужас. После этого богиня отказалась от жестокости, а Энки повелел шумерам исполнять в её честь ритуальный танец.

Шумерские мифы о богах получили развитие в Аккаде и Вавилонии. Миф о сошествии в подземный мир Иштар повторяет текст о сошествии туда Инанны. Сюжеты из шумерского пантеона развивали и другие мифы.

Источник

Читайте также:  Вся луна восходит яркая
Adblock
detector