Меню

Богиня с луной во лбу

Селена – лунная богиня-загадка Древней Греции

Не только в древние времена, но и сегодня людей очаровывает красота лунной ночи. В Древней Греции Луна была не просто ночным светилом, но и символом перемен и вечного цикла, магии и таинственности. Мне кажется, было бы несправедливо оставить её без своей покровительницы, а потому греки видели Луну в образе прекрасной богини, притягательной и загадочной Селены.

Если вам интересна мифология, то вы наверняка встречались с неким родством Артемиды или Гекаты с Луной. Но если эти богини были лишь связаны ней косвенно, то Селена сама по себе и являлась тем самым сияющим объектом на небе. Что же мифы рассказывают об этой богине?

Мир дня и ночи в мифах

Древнегреческие авторы открывают нам удивительным мир мифологии. Известно, что, помимо богов, миром правили и титаны. И пусть они были не столь могущественны, как божества, их отпрыски порой вершили судьбы всего живого.

У титана Гипериона и его супруги Теий родились удивительные дочь и сын. Мальчика назвали Гелиосом, и вскоре он занял место на небосклоне дня, олицетворяя свет солнца. А вот дочь Селена превратилась в “ночное солнце”. Сестрой таких непохожих близнецов была красавица Эос, что оповещала мир о приходе вечерней или утренней зари.

Невероятно красивым и поэтичным мне кажется мифическое представление о смене дня и ночи. В воображении древних греков была полная картина происходящего, а нам её поведал Эсхил в своих бессмертных творениях.

Итак, когда Гелиос опускался к закату на своей сверкающей колеснице, Эос открывала ворота для Никты (Ночи), что мчалась на тёмной повозке, запряжённой чёрными лошадьми. Её плащ сверкал звёздами, что озаряли небо. Всюду, где появлялась Никта, вступали в права густые сумерки, что сменялись темнотой.

Когда Никта преодолевала весь небосвод, к звёздной дороге неторопливо и величественно выезжала Селена. Её колесницу медленно тянули быки, что мерно ступали по небу.

Селена изображалась молодой женщиной в диадеме-полумесяце, облачённая в наряд цвета шафрана. Богиня эта считалась могущественной и сильной. Даже морские воды не могли противостоять влиянию Селены, которая звала их к себе. В момент её появления волны накатывали на берег, ей подчинялись приливы и отливы.

Селена и Эндимион

Любовь и печали Селены

Луна, бледно сияющая среди звёзд, вызывала в душе людей томление и неясные порывы. Именно потому нрав Селены был достаточно легкомысленным. У греков была распространена легенда о том, что однажды бог Пан решил соблазнить богиню.

Набросив на себя белоснежную овечью шкуру, он изменил облик. Селена решила прокатиться на нём, а потом предалась любви с богом. В честь этого странного союза в Древней Греции устраивались празднества, посвящённые майским мистериям.

В ночь полнолуния одна из жриц “превращалась” в Селену, которая садилась верхом на “Пана” и повторяла весь сюжет предания. Сегодня подобный ритуал может показаться дикостью, но в те далёкие времена люди верили, что с помощью таких праздников можно попросить помощи у высших сил, вымолить благополучие и богатство.

Благодаря Селене и её страсти к Зевсу на свет появилась Пандия, которая воплощала силы весны, а торжества в честь неё проводили в день весеннего равноденствия.

Но есть и такие мифы, где Селена показана искренне любящей женщиной, чью историю нельзя назвать счастливой. Одно из таких сказаний связывает богиню с Эндимионом. Прекрасный юноша очень боялся старости. Когда ему выпала возможность заключить договор с самим Зевсом, он попросил подарить ему вечную молодость. Конечно, бог не мог просто так расщедриться, а потому высказал условие: только в состоянии вечного сна Эндимион не будет стареть. Юноша согласился.

Несчастная Селена, влюблённая до безумия в человека, получившего молодость и бессмертие, вынуждена была страдать, любуясь красотой спящего. Она не могла признаться ему в своих чувствах. Тем не менее, каждое утро, покидая небосвод, Селена отправлялась в пещеру, где вечным сном спал Эндимион.

Величественная и сильная богиня Луны

Селена была не только лунной богиней, но и символом женского начала, образом любовницы и невесты. Каждый месяц она давала жизнь месяцу, который к исходу своего срока исчезал, однако вскоре на небе снова появлялся его “брат”.

Сила богини сравнивалась с влиянием Луны на людей. Ночное время олицетворяло мистическую составляющую, различные видения и даже решения, что нередко приходят во сне. Древние греки считали, что всё это находится во власти Селены, которая может помочь, а может и испугать, сбить с толку.

В записях географа Страбона можно увидеть, что культ Селены был распространён даже у отдалённых уголках Древней Греции. До наших дней сохранилось изображение Селены в Олимпии, где богиня показана всадницей на светлой лошади. Скульптуры богини чаще всего делали из мрамора, который своим бледным оттенком несколько напоминает призрачный лунный свет.

Луна была не просто светилом, а ориентиром. В поэмах Пиндара и Эсхила её сравнивают со сверкающим оком, с факелом, что горит в руке Селены. Благодаря знаниям, что богиня подарила людям, человечество узнало о самых разных вещах – от магии до морской навигации.

Читайте также:  Куда ныряли звери за луной

Изображение Селены на сосуде

Я думаю, порой стоит смотреть на мир глазами не современного человека, а представителя далеко ушедших веков. Пример тому – представления греков о Селене. Очеловечивание светил, всего, что окружает нас, позволяет понять, что все мы находимся в вечной связи с природой, с тем, что находится вокруг нас. И глядя на Луну в ночном небе, невольно понимаешь, что наша планета – лишь крошечная частичка огромной Вселенной.

Источник

Богиня с луной во лбу

Ниже приведена интересная статья о лунных богинях. Так сложилось, что на разных этапах истории человечество приписывало влияние луны все новым и новым божествам. В итоге компромисс в верованиях достигнут не был, и каждая теория осталась независимой.

Селена

(«селас» — свет, блеск; блестящая, лучистая; известна также под именем Мены) — богиня луны (либо сама Луна), дочь титана Гипериона и Тейи. Позже отождествлялась с Артемидой, как богиней луны.

Когда смуглая богиня Никта (Ночь) сменяла уходящую на покой белолицую Гемеру (День), на радость природе из-под горизонта выходила величественная колесница, которую влекли неторопливые быки. Ими управляла Селена в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу. При появлении Селены море, охваченное беспокойством, с шумом катило волны на берег. И не было на земле смертного, не испытавшего с появлением Селены неясного томления и грусти.

Однажды безобразный, отвергаемый всеми нимфами Пан, спрятавшись под отмытым белым руном, предложил Селене прокатится на его спине. Не узнав его, Селена согласилась и позволила ему удовлетворить все его желания. С тех пор в Аркадии проводились майские оргии при луне, во время которых жрица ехала на спине своего избранника, прежде чем заняться с ним любовью и тем самым отпраздновать пробуждение природы.

Существует также миф о любви Зевса и Селены, от которого она родила дочь Пандию. Но самая известная история любви — это миф о Селене и прекрасном Эндимионе. Эндимион — возлюбленный Селены, погруженный Зевсом в вечный волшебный сон. Считался иногда сыном царя Карии Эфлия (Аэтлия), иногда сыном Зевса.

В Элиде жил юноша Эндимион. Сам Зевс взял его за красоту на Олимп. Эндимион был так прекрасен, что и Гера не осталась к нему равнодушной. Заметив это, Зевс обрек его на вечный сон в глубоком гроте горы Латма в Карии (Кария — область на юго-западе Малой Азии, на побережье Средиземного моря).

Однажды, случайно бросив свои лучи под свод пещеры, увидела Селена Эндимиона и, пораженная его умиротворяющей красотой, потеряла покой. С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускалась в грот, нежно склонялась над спящим красавцем, целовала смежившиеся очи и произносила слова любви. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипносом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть.

Артемида

(Орфия, Браврония, Тавропола, Кинфия; рим. — Диана) — дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида — девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах (позднее также богиня Луны). Символы богини — лань и медведица.

Геката

Геката — дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил.

Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить сове влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежалетльным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид.

Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.

В Древней Греции число «3» было неразрывно связано с богиней Гекатой. Она обладала тремя обличьями (или даже тремя телами) — кобылы, собаки и льва — и имела три головы, чтобы видеть во всех направлениях. Геката правила триадой человеческого существования — рождением, жизнью и смертью — и тремя стихиями — землей, воздухом и огнем.

Читайте также:  Астероид расстояние до луны

Три кнута власти, которыми она управляла человечеством, временем и пространством, делали ее незаменимым союзником волшебников, которые стремились найти средства изменения кажущегося неизменным физического мира. Те, кто был достаточно смел, чтобы произносить в своих заклинаниях ее имя, получали в награду часть ее жуткого сверхъестественного могущества.

Ее власть распространялась на состоящую из трех частей временную сферу — прошлое, настоящее и будущее. Богиня черпала свою колдовскую силу от луны, обладающей тремя фазами — новой, полной и старой. Как и Артемиду, ее повсюду сопровождала свора собак, но охота Гекаты — это ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Гекате приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змеи.

Геката • богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она — дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката — древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она — подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.

По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката — ночная «хтония» и небесная «урания», «непреодалимая» бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.

Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката — богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.

Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира — живой и мертвый. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота — это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре — жизненной силе земли.

Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.

Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией — «богиней трех дорог», так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

Диана (Diana)

Богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение луны. Была отождествлена с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия — «богиня трех дорог» (ее изображение помещалось на перекрестках), толковавшийся также как знак верховной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.

Особенно известны святилища Дианы на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Диана Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми. Диана считалась богиней-покровительницей Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царем Сервием Туллием был основан на Авентине храм Дианы, ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян, плебеев и рабов; годовщина основания храма считалась праздником рабов — servorum dies. Это обеспечило Диане популярность среди низших классов, составлявших многочесленные коллегии ее почитателей, из которых особенно известно благодаря сохранившемуся уставу коллегия Дианы и Антиноя в Ланувии.

С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву Диане в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме.

Читайте также:  Отражение света от луны это рассеянное отражение рассеяние света или нет

Диана считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини — «хозяйки леса», богнни-матери, подательницы растительного и животного плодородия.

Бендида

Аналог Селены, богиня луны во Фригии, находящейся в центре полуострова Малая Азия; в Аттике на Пелопоннесе ее отождествляли с Артемидой, иногда с Гекатой и Персефоной.

В Афинах были праздничные дни, бендидии, когда в честь богини устраивались конные бега, всадники скакали с факелами из Афин и Перей, где находился храм, посвященный Бендиде.

Бастет

Богиня радости, любви и веселья. Первоначально почиталсь как дочь Ра, его Око, а также отождествлялась с богинями — львицами (Тефнут, Сахмет и др.) Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Священным животным Баст (Бастет) счталась кошка. Празднества в честь Баст сопровождались музыкой и разнузданным весельем.

Богиню, особенно почитаемую в Бубастите. Из надписи Рамзеса IV мы узнаем, что во время праздника Баст было запрещено охотиться на львов. Богиня считается матерью бога Мизюзиса»дикого» львиного бога,который имел прозвище «Господин резня». Во времена Среднего царства в качестве священного животного Баст выступает кошка; начиная с Нового царства она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе

становится глазом луны. «Яростные» качества раннего периода передаются богине Сахмет, которая тем самым становится отрицательной, разрушительной половиной Баст.

Сын Бастет — Махес . Бастет отождествляли с Мут , а также с почитавшимися как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока. Геродот (II, 60) сообщает о ежегодных торжествах в честь Баст, сопровождавшихся пением и плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой .

Иштар

В аккадской мифологии женское божество, соответствующее шумерской Инанне. Иштар богиня войны и любви. Она предлагает свою любовь и покровительство знаменитому герою Гильгамешу. Но он отказывается, зная злую учать ее прежних возлюбленных. Иштар мстит Гильгамешу, посылая на его город страшного небесного Быка. Однако Гильгамеш с Энкиду убивают его. Иштар также спускается в преисподнию за своим возлюбленным Таммузом, угрожая богине подземного мира Эрешкигаль выпустить всех мертвецов на землю. Но Эрешкигаль умерщвляет богиню плодородия и только согласившись на уговоры своих советников, окропляет ее живой водой. После этого Иштар возвращается на землю вместе со спасенным Таммузом.

Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена (дочь) Кощея. и дочь Лады, сестра Живы с Лелей.

Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Легенды рассказывают , как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Ее символы — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари — «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, но — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено РОДОМ Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна.

И конечно же мы знаем соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней языческой Масленицы, в пору весеннего равноденствия время несомненно принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.

Хэн-э, в древнекитайской мифологии жена стрелка И, богиня луны. Согласно мифу, изложенному в «Хуайнаньцзы» (2 вв. до н.э.) Чан-э тайком одна приняла снадобье бессмертия, полученное ее мужем у Владычицы Сиванму, и унеслась на луну. Вероятно, еще до н.э. было распространено и представление о том, что Чан-э на луне превратилась в жабу-чань (которая обычно изображается трехлапой), по некоторым источникам, толкующую в ступе снадобье бессмертия. Вместе с ней на луне живет Юэ ту («лунный заяц»). Можно предположить, что образ Чан-э генетически связан с образом древней богини луны Чан-си.

Амэ-но удзумэ

Фея луны, богиня счастья, любви и радости. Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках маску.

Источник

Adblock
detector