Что такое болиды и чем они примечательны
Вы когда-нибудь слышали про болиды? На самом деле, они существуют среди множества космических объектов. Но что же это за объекты со странным названием.
Как оказалось, некоторые путают метеориты с другими телами космоса. А их, кстати, довольно много. Давайте попробуем разобраться в этом множестве.
Небесные тела
В чем разница: метеор, метеорит и астероид
Прежде всего, нужно понимать, что такое метеор. Собственно говоря, это световое явление, которое возникает при попадании мелких частиц из космоса в атмосферу, где они сгорают. По сути, метеором будет являться любой объект внеземного происхождения, попавший и сгоревший в газовой оболочке Земли.
Так, например, называют астероиды и другие небольшие небесные тела, сгоревшие во время своего падения. Если от такого упавшего астероида остаётся хоть что-то, то его остаток будет уже метеоритом. Так как метеорит — это твёрдое космическое тело, долетевшее до поверхности.
Но получается, что метеориты прежде чем упасть на поверхность видны как болиды. Вероятно, поэтому и происходит путаница между метеорами и метеоритами. Хотя связь проста:
- сначала тело движется в космосе;
- попадая в атмосферные слои возникает метеор;
- только потом, падая на поверхность, это уже метеорит.
Таким образом, отличить и распознать метеорит от остальных небесных объектов очень просто — он достигает поверхности. Хотя его можно спутать с земными камнями.
Знание английского языка всегда приветствуется как при изучении космоса, так и в повседневной жизни. В его изучении вам поможет школа английского языка. Новейшие методики, мощные программы и курсы, подходящие каждому
Что такое болиды
Разумеется, метеоры бывают разными. Как минимум, они отличаются по размеру, яркости, скорости и направлению движения.
Так вот среди них различают болиды. Как оказалось, так называют метеоры, обладающие яркостью более -4m и хорошо видимым диаметром (угловыми размерами).
Что интересно, Международный астрономический союз не даёт определения таким объектам. То есть официально их нет, а на самом деле есть.
Можно сказать, что болиды это световые явления определённой яркости и размерами, возникающие при попадании космических тел в слои атмосферы, а затем сгорании в ней.
Интересные факты про болиды
Стоит отметить, что при движении в газовой оболочке планеты такой метеор может оставлять яркий газо-пылевой след.
Иногда болиды пролетают со звуковым эффектом. К примеру, в воздухе слышно потрескивание. Кроме того, из-за их, так сказать, вторжения могут происходить нарушения радиосвязи.
Считается, что это вызывается электромагнитным полем, сопровождающим полет болидов. Проще говоря, колебания порождают звук и волновые помехи в окружающей среде.
Что важно, болиды видны на небе даже днем, поскольку имеют высокую яркость.
Метеорный поток
Между прочим, самые яркие болиды называются суперболидами.
На данный момент болиды и метеориты вызывают огромный интерес. Более того, существует отдельная наука-метеоритика или метеорная астрономия. В данном разделе изучаются метеориты и космическая пыль, а также их взаимодействие с земной атмосферой.
Главным образом, болиды наблюдают со спутников. Правда, для сбора информации о поступлении метеорного вещества на Землю были созданы специальные болидные сети. Впрочем, они есть только в Европе и не являются продуктивным способом наблюдения.
Источник
Боевые болиды во вселенной «Космос 3000»
Боевые болиды- это прежде всего многоразовые средства доставки поражающих элементов до боевой цели. Это роднит их с ракетами, главное отличие ракет от болидов- многоразовость применения. Иначе говоря, главное для болида- долететь до точки сброса, скинуть боеприпас и живым вернуться назад. По сравнению с ракетами сравнимой мощности- колоссальная экономия, плюс гибкость в применении, поскольку болиды можно использовать не только в непосредственно боевых целях, но и во множестве вспомогательных- от патрулирования и разведки до постановки спутников и минных скоплений.
Недостатки болидов в сравнении с ракетами- громоздкость как самих болидов, так и инфраструктуры на кораблях, необходимой для их применения. Плюс к тому, для пилотируемых болидов нужны пилоты, для пилотов- дополнительные жилые модули на корабле-носителе. Беспилотные болиды чаще меньше и легче пилотируемых, но теоретически уязвимы для взлома и перехвата управления, в то время как человек управляет болидом сам, и ‘взломать’ его нельзя.
Возможности ближнего маневренного воздушно-космического боя для болида второстепенны, но они все же должны быть, как страхующий элемент, повышающий выживаемость болида и вероятность выполнения боевой задачи.
У боевых болидов множество задач. Болиды авиакосмических групп на носителях- это ударная сила в наступательных боях. Болиды на станциях и планетах- средства защиты объектов. Группа болидов, оснащенных бомбами, запросто может разобраться с большим кораблем, если он не оснащен мощной батареей защитных средств, или собственной авиагруппой, или не успеет удрать. Следовательно, главные качества для болидов должны быть такие:
Большой запас хода- это емкий топливный бак и экономичный многорежимный двигатель. Это увеличивает боевой радиус, повышает шанс без проблем вернуться домой, дает резерв в случае нештатных ситуаций.
Высокая максимальная скорость- скорость экономичного хода, она же крейсерская, может быть и небольшой, но болид обязан уметь кратковременно разгоняться до максимума для быстрого выхода на точку сброса и столь же быстрого отхода из под возможного ответного вражеского огня. Чрезвычайно важное качество! Болид без форсажа обречен на поражение.
Малозаметность для радара, градара и оптики.
Болиды итак в сотни раз менее заметны, чем большие корабли из-за своих куда меньших размеров, площади поверхности и массы. Но этот показатель можно снизить еще больше, что дает возможность подойти к врагу на более близкое расстояние, оставаясь незамеченным, а значит, нанести первыми внезапный удар, который может стать решающим. А значит, у нас и больше времени на применение оружия и отход назад. Методы снижения заметности:
Радиозаметность снижается: путем покрытия всех поверхностных элементов диэлектрическими радиопоглащающими покрытиями, применением пассивных систем обнаружения, которые ничего не излучают и ловят чужие излучения, получением данных о целях и обстановке с большого корабля-носителя или других внешних источников информации, которые находятся вне активного поля боя и не раскрывают местоположение болида.
Заметность в оптическом плане снижается: светомаскировкой, маскировкой тепловых выбросов, покрытием поверхности болида неметаллическим либо отклоняюще-преломляющим, либо зеркальным покрытием, которым в условиях космоса можно эффективно рассеивать лучи света в стороны. Активный метод- распыление поглощающей свет пыли.
Заметность в гравитационном плане- тут все труднее. Лучший способ- облегчение массы болида и снижения его гравитационного и магнитного поля, которое образуется от вращения валов электрогенератора. Радикально снизить этот параметр нельзя, максимум, можно замаскировать на фоне чего-то более сильного, но не вызывающего подозрений. Итого, чем тяжелее болид, тем он мощнее, но и заметнее.
Что нужно болиду для выполнения задач? Набор базового оборудования для любой машины, независимо от специализации:
Топливный бак- без него болид не полетит. Это сферический резервуар высокого давления со сжатым гелий-водородным сырьем для плазмообразования, оснащенный насосной системой подачи и принятия топлива.
Двигатель- то же самое. Это блок из трех плазмообразующих котлов, каждый из которых мощнее предыдущего, часть мощности последнего расходуется на раскрутку первого, большая часть- на образования из гелий-водородной смеси финишной плазмы, которая проходит цикл ускорения в электромагнитных разгонных контурах и вылетает из сопла в космос. Система реверсов и боковых тоннелей с переключателями обеспечивает маневрирование газодинамическим способом как в космосе, так и в атмосферах. С таким двигателем даже в атмосфере аэродинамические плоскости нужны лишь для создания дополнительной подъемной силы в целях экономии топлива, которое в атмосферах из-за сопротивления газовой среды тратится гораздо сильнее, чем в космосе.
Блок управления- киберсистема, обеспечивающая синхронизацию поступающих данных и управление машиной. Может быть автономной, беспилотной, или вспомогательной, для пилотируемых болидов. Пилотируемые системы в целях кибербезопасности делаются относительно примитивными, и большую часть процессов контролирует сам пилот.
Система сенсоров и связи- для ориентации в пространстве, связи с носителем и другими болидами. Это всеволновые датчики, засекающие любые чужие излучения со всех сторон, радарный комплекс для активного радиообнаружения (на болиде применяется только во время атаки да и то не всегда), оптический комплекс из всеволнового дальнозоркого телескопа для визуального обнаружения и наведения на цель. Мини-градар- детектор источников гравитации в космосе. Системы связи- радиостанция, система сигнальных лазерных огней, система градарной связи. Все это- комплекс системы сенсоров и связи.
Система защиты: комплекс средств, позволяющих болиду уйти из-под удара. Конечно, он несравним по возможностям с защитными батареями больших кораблей, но так или иначе, в критический момент дает некоторую возможность болиду спастись. Состоит из следующих элементов:
Блок выброса тепловых ловушек- против ракет с тепловой головкой наведения.
Блок выброса дипольного облака- против вражеского радионаведения, создает фантом, который вражеские средства поражения могут принять за основную цель.
Блок генератора электромагнитного пучка- отклоняет в стороны вражеские средства поражения потоком электромагнитной волны, которая слаба в планетарных условиях, но отлично действует в космосе.
Для тяжелых болидов применимы мини-турели с оборонительным лазером.
Все это устанавливается в кожухе и смотрит на заднюю полусферу, в которую чаще всего приходится большинство атак.
Аэродинамические съемные плоскости- служат опорой для пилонов с навесным оружием и средством создания дополнительной подъемной силы в атмосферах планет.
Отсеки не являются элементом единой неделимой конструкции- напротив, это составные модульные элементы, которые можно всячески комбинировать в зависимости от тактики.
Это минимальный набор для любого болида.
Набор оружия зависит от задач, решаемых болидом. Основное оружие- навесное, сбрасываемое, крепится на пилонах- ракеты, бомбы и мины, которые применяются первыми и чаще всего единственными. Так же существуют навесные курсовые пушки, которые тоже можно установить на пилонах. Встроенные курсовые пушки и внутренние отсеки для ракет применялись на заре боевых болидов, но под давлением тактики и требованиям к гибкости и унификации скоро вышли из военной моды в сторону тотальной модульности. Конфигурация между пушками и сбрасываемыми зарядами может быть любой- только заряды, только пушки, или и то и другое в любом сочетании- зависит от боевой задачи. Кроме того, существуют и широко применяются подвесные контейнеры со специальным оборудованием- дополнительные сенсоры, средства групповой защиты РЭБ, распылители маскировочной пыли, дополнительные топливные баки, и многое другое. Блоки спецоборудования тоже разделены на три категории- легкий, средний, тяжелый. Все образцы оружия бывают легкими, средними и тяжелыми, предназначены для разных задач и машин. Естественно, чем тяжелее болид, тем больше единиц оружия он может взять и тем более тяжелого класса могут быть эти единицы. Фактически, сам болид- всего лишь маневренный скоростной космический транспорт, средство доставки, а все его активные элементы модульные и навесные. Это сделано для большей гибкости, универсальности применения, и экономии средств при сохранении боевых качеств.
Ракеты, предназначенные для болидов и для больших кораблей идентичны друг другу и взаимозаменяемы. Исключение- тяжелые дальнобойные виды ракет, которые сами порой размером с болид и даже больше.
Болиды бывают легкими, средними и тяжелыми. Все зависит от конфигурации модулей и их количества в конструкции. Впрочем, это весьма условно, поскольку болиды собираются в единую конструкцию из стандартизированных отдельных модулей-отсеков, и легкость или тяжесть болида зависит от того, как вы его соберете. Как правило, легкие болиды беспилотные, и служат стаей поддержки тяжелому пилотируемому болиду, который вооружен и защищен гораздо лучше, но менее маневрен. Как правило, тяжелая командирская машина еще и обладает набором спецоборудования.
Краткая история появления болидов:
Как только появилась надобность в вооруженных кораблях, до маломерных боевых космолетов просто никому не было дела, они были еще не нужны. Корабли были большими и медленными, путешествия от звезде к звезде даже с помощью гиперврат могли длиться месяцами. Это своей структурой напоминало старинный парусный флот с его многомесячными плаваниями в совершенно безлюдной местности. В кораблях той эпохи все было направленно на максимальную автономизацию и облегчение, чтобы взять как можно больше запасов для долгого космоплавания. Серьезные военные столкновения в космосе еще были редкостью, кораблей вообще еще было немного, считанные сотни, и первыми военными (и пиратскими тоже) кораблями были форсированные вооруженные транспорты. Дошло даже до отказа от ракет и снарядных пушек в пользу дальнобойных батарейных лазеров- прямого функционального аналога корабельных пушек парусного флота. Малые космолеты тогда использовались только для ближайшего сообщения и для гоночных соревнований. Со временем рейдеры и пираты додумались использовать именно гоночные болиды, как самые скоростные и компактные, в качестве платформы для метания металлических мин в атакуемые грузовозы. А иногда и как самонаводящиеся ракеты- в место пилота вместо человека ставилась дополнительная масса, которая детонировала при скоростном столкновении с вражеским кораблем- в космосе не нужна взрывчатка, достаточно просто разогнать что угодно до космической скорости и точно уложить нагрузку в цель, желательно, на остром встречном или хотя бы боковом курсе. На догонном курсе без взрывчатки все же не обойтись- скорость схождения для кинетического поражения будет слишком низкой. Это было гораздо безопаснее традиционного взаимного бортового сближения и лазерной перестрелки. Для борьбы с новой угрозой патрули и ВКС были вынужденны создать собственные машины аналогичного класса- они и стали первыми боевыми болидами, которые в основном охраняли космические станции. На военных кораблях болиды тоже стали устанавливать, но там их было совсем мало- от двух до четырех, из-за громоздкости корабельной инфраструктуры для них, ведь кроме самих болидов нужно хранить запчасти, запасы топлива и оружия, дополнительный экипаж. Но все изменилось с открытием гравполярного гипердвижения и началом массового строительства сверхсветовых кораблей с гравполярной тягой. С развитием и становлением ВКС и Патруля как самых массовых вооруженных сил болиды и их носители стали решающей военной силой, от количества и качества которых теперь очень зависит баланс сил в космосе. Для этого как и большие корабли, болиды подверглись тотальной унификации, модулизации и упрощению для удешевления и более быстрого обучения космолетчиков.
Источник