Иосиф Бродский. 1970.
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.03.2020. На сон грядущий
- 28.03.2020. Третий сон Раскольникова
- 22.03.2020. Готовы ли мы принести себя в жертву Господу
- 20.03.2020. Предпоследний акт мировой истории
- 14.03.2020. Иосиф Бродский. 1970.
- 01.03.2020. Александр Пушкин
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Иосиф Бродский, Не выходи из дома, не совершай оши
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Прошлый раз обратила внимание на начало стиха, а теперь на конец.
Смеялась до слез, как здорово написал Бродский!
Поэзия – это любовь и боль в самом чистом воплощении.
Х. Ортега-и-Гассет.
Когда-то знаменитая русская актриса М.Н. Ермолова сказала писателю В.А. Гиляровскому: «Столько видеть и не писать нельзя».
Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают.
Из инета
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.10.2013. ***
- 26.10.2013. Иосиф Бродский, Не выходи из дома, не совершай оши
- 22.10.2013. ***
- 21.10.2013. Я — не слова, я — то, что за ними
- 20.10.2013. Русские писатели и немцы России
- 18.10.2013. ***
- 10.10.2013. Элис Манро стала лауреатом Нобелевской премии
- 05.10.2013. ***
- 04.10.2013. Ранран
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»: полный текст стихотворения Иосифа Бродского
Актуально до невозможности. Последняя строка стиха:
Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вир уса.
Некоторые люди на планете должны быть не от мира сего. Добровольные юродивые. С какой целью люди выбирают себе роль человека, который вне времени и пространства событий?
И вообще, кому позволено заглянуть за горизонт событий? Как так получается, что человек за 50 лет до наступления события пишет стихи и они становятся не просто актуальными. А провидческими. С помощью чего он заглянул в наше время?
Давно, лет 15 назад, прочитал текст одной критикессы, которая писала про стихи поэтов, которые играли со словами и смыслами. Суть была в том, что если писать тексты где много непонятно, но включающие образы и эмоции, то при наступлении какого-то армагедца, они, стихи или тексты, могут сыграть роль. Люди сами дорисуют необходимое и поверят. Людям вообще свойственно искать во что верить.
Я думаю, что критикесса права. Но есть одно но. во все времена люди и их чувства были одинаковыми. Декорации меняются, а люди остаются прежними. Следовательно, может случиться что угодно, но нервического склада люди обязательно найдут какую-нибудь параллель.
И скажут про нее. И чем талантливее, тем громче и чаще будут говорить. а если еще что то, в случае Бродского это политика, то и известность будет мировая, а к мировой знаменитости надо прислушиваться.
Бродский поэт уникальный. До него надо дорасти. Вернее до его поэзии надо созреть. у него есть масса стихов, которые я читать не могу. но некоторые фразы приводят в полный восторг.
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. .» стихотворение, которое часто публикуют. Даже эксплуатируют. А это уже показательно того, что оно интересно, цепляет.
Полный текст стихотворения, взято с страницы Фонда «Культура»:
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счётчиком. А если войдёт живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Н е выходи из комнаты; считай, что тебя продуло .
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; ещё одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эр оса, расы, вир уса.
Спрячешься от вир уса за шкафом?
Я пробовал, у меня не получилось
Подцепил. Зато теперь свободен.
Гениально Иосиф Бродский уловил нынешний момент. Стихи о чем? О тревожности. и о том, что она не имеет смысла.
Источник
Иосиф Бродский — Не выходи из комнаты, не совершай ошибку: Стих
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Анализ стихотворения «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» Бродского
Творчество И. Бродского всегда неоднозначно. Любое его стихотворение требует глубокого философского анализа. Судьба поэта складывалась непросто. С самого раннего возраста он чувствовал глубокую неприязнь к советской идеологии. Бродский считал, что поэту для самореализации необходима полная свобода творчества. Это приводило к столкновениям и конфликтам с официальными органами. Бродский совершенно не вписывался в социалистическое общество, что, в конечном счете, привело к его эмиграции. В 1970 г. он написал стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», в котором высказал свои взгляды на место человека в советской системе.
Стих может трактоваться по-разному. Распространена версия о том, что Бродский описал человека, ведущего двойную жизнь. В СССР критика государственного строя была под строгим запретом. Не имея возможности высказаться публично, люди выражали свои негативные взгляды только дома. Из-за опасения перед доносом такие высказывания были возможны только среди узкого круга лиц. Чаще всего эти размышления происходили на кухне за рюмкой водки. Возникло явление т. н. «кухонных философов». Недоверие к окружающим вело к вынужденному одиночеству. Работа и контакты вне дома становились тягостными. Только в родных четырех стенах человек ощущал себя свободным. Бродский иронически критикует такую позицию, описывая мнимое ощущение свободы замкнутой в узком пространстве личности.
Другая трактовка основана на анализе жизни самого поэта. Постоянное чувство неприязни к окружающей действительности сказалось на его характере. Бродский чувствовал себя изгоем, ему действительно было удобнее находиться в своем личном мире, где он ощущал творческую свободу. В свое время поэт был обвинен в тунеядстве, так как отказывался устроиться на обычную работу. Он сам стремился отгородиться от окружающих, считая, что общение с рядовыми советскими жителями сделает его «более изувеченным». Неудивительно, что его странный образ жизни вызывал порицания. Восклицание «Не будь дураком!» — прямое обвинение окружающих в ограниченности и скудости мышления. Поэт превозносит свою личность, которой якобы доступно постижение высшей истины.
Сам Бродский утверждал, что родина поэта – его язык. Ему было безразлично где жить, в СССР или в США, лишь бы не чувствовать давления извне. Жизнь, свободная от «хроноса, космоса, эроса…» — идеальная форма существования для поэта.
Источник
Анализ стихотворения И.А. Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»
Сегодня мы проанализируем стихотворение Иосифа Бродского.
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Стихотворение написано Бродским в 1970-ом году, когда ему было 30 лет. В СССР это время Брежнева, политического и экономического застоя и начало диссидентского движения. Многие уже усомнились в скорой, да и хоть какой-то победе коммунизма и в обществе начинают укрепляться мысли, противоречащие политике партии.
Между тем, большинство людей жило двойной жизнью, когда на кухнях велись антиправительственные разговоры, а в общественных местах все дружно поддерживали курс партии и правительства.
В 1966-ом году умерла Анна Ахматова, и «круг молодых поэтов», который стал распадаться ещё при её жизни, заканчивает своё существование. Бродский становится всё популярнее среди зарубежных журналистов, чем ещё больше привлекает внимание КГБ. Несмотря на это, его рукописи тайно переправляются за рубеж и там публикуются.
В самом стихотворении отчётливо прослеживается тема усталости поэта от клещей режима. Оно пронизано глубокой иронией и отвращением к тем, кто боится правды и не может позволить себе роскошь жить так, как это ему подсказывают внутренние ощущения. Он всегда считал, что поэту для самореализации требуется полная свобода. В Советском Союзе он такой, конечно, получить не мог. Исключенный из круга поэтов цензорами, он берётся за любую работу, даже снимается в кино в роли секретаря в фильме «Поезд в далёкий август» 1971-го года, где он, как это ни забавно, играл партийного активиста.
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
В первом четверостишии задаётся главная литературная тема — «не выходи из комнаты». За дверью бессмысленный мир, в котором всё предопределено: он принадлежит номенклатуре, и даже возглас счастья не имеет в нём смысла. Выйти ты можешь только по нужде, всё равно ты живёшь в коммунальной квартире и далеко не уйдешь, так что сразу возвращайся.
Особенно интересна вторая строчка. «Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?» Трагедия уставшего человека. Его не волнует, что творится вокруг. Его трагедия состоит в том, что он не может выбрать какие сигареты курить. Бытовая пошлость на фоне личной трагедии.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не вызывай мотора, время чёрных воронков уже далеко позади, но кому как не Бродскому знать о слежке и постоянном присутствии «специально обученных людей». Всё твоё жизненное пространство сделано из коридора, кроме твоего дома, у тебя нет свободы нигде, Высказаться публично ты не можешь, тебя раздавят, единственное место где ты свободен в своём мыслеизложении это твоя комната. В то время как раз зарождается термин «кухонный философ». Коридор кончается счётчиком, за электричество, конечно, но также метафора счётчика твоих слов, действий, поступков, за которыми наблюдают «оттуда» . Бродский к моменту написания данного стихотворения, уже устал от Советского общества, ему было в тягость общаться со строителями социализма. Если войдёт живая женщина, пасть разевая, выгони её, не раздевая, к чему тебе это, если вокруг лишь усталость?
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
Вот тебе причина не выходить: представь что ты болен. А точно ли надо представлять? Не больны ли мы все? К чему тебе выходить, разве может быть что-то интереснее мебели в твоей комнате? Ты ведь можешь созерцать целый мир внутри своей головы, находясь в комнате. Снаружи всё по шаблону, в котором нет жизни, даже мебель живее этого. В чём смысл выходить, если ты вернёшься в ту же серость вечером, ничего в себе не изменив, от общества ты станешь лишь более » изувеченным». Бродский видел в контакте с социалистическим обществом только возможность сломать что-то внутри себя. Он испытывал жёсткую неприязнь к окружающей его действительности. В своей комнате он чувствовал ту недосягаемую снаружи, творческую свободу.
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Босса-Нова — стиль популярной бразильской музыки, представляющий собой синтез местного фольклора и некоторых элементов джаза. Такая музыка могла быть только «поймана» в закрытом радиоэфире. В пальто на голое тело и туфлях но босу ногу, выглядя смешно, не по шаблону и оттого хоть немного свободно. Хотя в прихожей всё до боли знакомо и старо. Привычно.
И вот тут в стихотворении исчезают какие-либо политические подтексты. Дальше — только усталость и моральная старость, чувство пустоты в душе поэта, пустоты, которая создана взаимным отторжением Бродского и общества. Далее он говорит только о собственной бессмысленности и усталости от всего. «Ты» — , обращаясь к себе пишет поэт, — «написал уже много букв. Ведь ты писал не стихи, это всего лишь буквы. Может быть они останутся после тебя, но какая разница, если это всего лишь бумага с чернилами? Ещё хотя бы одна будет лишней, ведь они и так не имеют смысла, как и всё вокруг, так к чему делать хоть что-то?»
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Это — моя любимая, с точки зрения философии, часть стихотворения. Пусть только комната знает как ты выглядишь, побрился ли ты налысо или отпустил бороду, никто кроме тебя комнаты этого не узнает. Комната — отражения тебя. Декарт писал: «Cogito, ergo sum» — мыслю, следовательно(а значит) существую. Бродский переделал это на свой манер. «Incognito, ergo sum» — никто не знает(меня), следовательно существую. Очень похоже на Тютчева, молчи, скрывайся и таи. Пусть никто не знает меня. Но не мою оболочку, а то что внутри, то, что никто и не может знать.
Далее, «как заметила форме в сердцах субстанция». Субстанция, то есть душа, заметила форме. Внутри поэта его «я» и его тело ведёт беседу. Форма замечает субстанции: «Не узнан, значит существуешь. Слейся с комнатой, растворись в ней, как и душа растворяется в теле, не показывайся никому, не дай кому-то себя узнать.»
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Будь тем, чем другие не были, отдельным биосом внутри своей комнаты, растворись в ней, стань никем, чтобы быть хоть кем-то. Дай волю мебели. Будь равен ей. Ведь никто кроме неё не может понять тебя, отсутствие жизни, растворение, а значит существование. Слейся лицом с обоями, растворись в комнате. Запрись внутри комнаты, внутри себя, (что возможно уже одно и то же) шкафом задвинь дверь, своими чувствами и разумом закрой себе рот. Спрячься от времени(хроноса), пространства(космоса), любви(эроса), принадлежности к чему либо(расы), вируса. Здесь вирус — жизнь. Вирус жизни, то чем мы все больны, а мебель, комната, обои — нет. Это то, в чём они нас превосходят, а значит слившись с ними, ты можешь победить свою болезнь. Очистись от всего и возвысься над самим собой. Ницшеанская идея во всей красе. Переработанная Бродским в нечто новое, она предстаёт перед нами в прекрасном, глубоком, и очень тяжёлом стихотворении.
Источник