Конспект урока «Знаки препинания перед союзами в простых и сложных предложениях»
Урок № 7 кл., русский язык Учитель: Абдулганиева С.Ш.
ТЕМА: Знаки препинания перед союзами в простых и сложных предложениях
Предметные: д обиться, чтобы учащиеся знали, чем отличается простое предложение с однородными членами от сложносочинённого предложения с союзом И; в чём особенность постановки знаков препинания в предложении с однородными членами, соединёнными союзом И.
Метапредметные:правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, соединёнными союзом И, в сложносочинённых предложениях с союзом И.
Личностные: воспитывать интерес к урокам русского языка, чтобы учащиеся увидели и почувствовали красоту и величие русского языка
1. Мобилизующий этап.
На доске запись: (союзы и предлоги, частицы) в течение, внизу, несмотря на, чтобы, навзничь, около, если, вдали, однако, вследствие, и, по, в, впереди, из-за, потому что, от, горячо, не то… не то… .
Учитель: Прочитайте записанные слова.
Сгруппируйте слова по принципу “третий лишний” так, чтобы в каждой группе были предлоги и наречия.
2. Формулирование темы урока.
Учитель: Прочитайте “лишние” слова. Назовите эти слова. Что это за слова и какую роль они выполняют?
Действительно союзы, служат для связи однородных членов предложений и частей сложного предложения, соединяют, употребляются в предложениях.
А теперь, используя последний употребленный мною глагол, подумайте, как может сформулировать тему сегодняшнего урока.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» — это работа с таблицей .
— заполнить 1 графу таблицы — что я знаю по теме? (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока:
— что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.
3. Синтаксическая разминка.
Задание: Выразительно прочитать предложения, найти союзы, определить их разряд, указать вид сложного предложения. (запись на доске)
Учитель обращает внимание учащихся на правильное произношение сложных предложений: перед союзом делается пауза, в конце предложения, за которым следует союз, голос несколько повышается.
1 . Накануне дул яростный ветер, а сегодня ярко светит солнце.
2. Пожелтели зимние дороги, потому что весна стоит на пороге.
Вывод: (называют союзы, определяют разряд).
4. Актуализация знаний и изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
— Исследование языкового материала.
Анализируются предложения (распечатан материал).
-Какое это предложение?
-Какой союз и что соединяет?
( подчёркивают однородные члены и главные члены в сложном предложении)
-Как расставляются знаки препинания?
-Составьте схемы предложений.
1.Сугроб оседает, и через валежник на солнце глядит удивлённый подснежник.
2. Солнышко ярко светит и улыбчиво смотрит с ясного небосвода.
3. Идёт весна по полям, и гонит тучи с ясного неба, и тёплым ветром дышит на реку, и солнечным и лучами согревает землю.
Вывод: Что нового вы узнали об употреблении союза И, о знаках препинания в простом предложении с однородными членами и в сложносочинённом предложении?
Учитель. Союз может выполнять и другую функцию. Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина . (запись на доске)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава».)
– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и .)
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.
— Если посмотрите на начальные строки стихотворения, увидите, что союз И помогает передать повторение или единоначалие, такой художественный прием называется — АНАФОРА (запись в тетрадях).
5. Закрепительные упражнения.
1. А сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
Задание (запись на доске)
Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.
2. Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.
Задание: продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем – сложное предложение. В каком случае нужна запятая перед союзом И? Графически объясните. Правильно расставьте знаки препинания. В предложениях передать свое настроение. (запись на доске)
1.Пришла весна и…
2. Брызнули лучи весеннего солнца и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Зачитывают составленные предложения, определяют, кому удалось передать настроение и выразить свои чувства. Объясняют постановку знаков препинания.
8. Применение знаний.
Предложения даны разные по сложности, и учащиеся выбирают по желанию.
Задание: расставить знаки препинания, графически объяснить
1. Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу и настежь двери раскрывая весна проходит по селу.
2. На лугах расстилающихся по берегам озера зазеленела трава и деревья шумели сверкая нарядной листвой.
Учитель следит за правильной интонацией учащихся в сложных предложениях.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания, графическое обозначение.
9. Обобщение изученного.
— Что нужно знать о знаках препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом И; о знаках препинания в сложносочинённом предложении с союзом И?
10. Рефлексия. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Учитель: Вернемся к началу урока, к таблице. Какую графу можете уже заполнить- графа 3 «Что узнал». Постарайтесь письменно выразить свои мысли по осознанию материала урока, собственных действий.
11. Оценка работ. Отметки за урок.
12.Домашнее задание. Прораб. П.
Урок № 7 кл., русский язык Учитель: Абдулганиева С.Ш.
ТЕМА: Знаки препинания перед союзами в простых и сложных предложениях
Предметные: добиться, чтобы учащиеся знали, чем отличается простое предложение с однородными членами от сложносочинённого предложения с союзом И; в чём особенность постановки знаков препинания в предложении с однородными членами, соединёнными союзом И.
Метапредметные:правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, соединёнными союзом И, в сложносочинённых предложениях с союзом И.
Личностные: воспитывать интерес к урокам русского языка, чтобы учащиеся увидели и почувствовали красоту и величие русского языка
Ход урока
1. Мобилизующий этап.
На доске запись: (союзы и предлоги, частицы) в течение, внизу, несмотря на, чтобы, навзничь, около, если, вдали, однако, вследствие, и, по, в, впереди, из-за, потому что, от, горячо, не то… не то… .
Учитель: Прочитайте записанные слова.
Сгруппируйте слова по принципу “третий лишний” так, чтобы в каждой группе были предлоги и наречия.
2. Формулирование темы урока.
Учитель: Прочитайте “лишние” слова. Назовите эти слова. Что это за слова и какую роль они выполняют?
Действительно союзы, служат для связи однородных членов предложений и частей сложного предложения, соединяют, употребляются в предложениях.
А теперь, используя последний употребленный мною глагол, подумайте, как может сформулировать тему сегодняшнего урока.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» — это работа с таблицей.
— заполнить 1 графу таблицы — что я знаю по теме? (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока:
— что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.
3. Синтаксическая разминка.
Задание: Выразительно прочитать предложения, найти союзы, определить их разряд, указать вид сложного предложения. (запись на доске)
Учитель обращает внимание учащихся на правильное произношение сложных предложений: перед союзом делается пауза, в конце предложения, за которым следует союз, голос несколько повышается.
1. Накануне дул яростный ветер, а сегодня ярко светит солнце.
2. Пожелтели зимние дороги, потому что весна стоит на пороге.
Вывод: (называют союзы, определяют разряд).
4. Актуализация знаний и изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
— Исследование языкового материала.
Анализируются предложения (распечатан материал).
-Какое это предложение?
-Какой союз и что соединяет?
( подчёркивают однородные члены и главные члены в сложном предложении)
-Как расставляются знаки препинания?
-Составьте схемы предложений.
1.Сугроб оседает, и через валежник на солнце глядит удивлённый подснежник.
2. Солнышко ярко светит и улыбчиво смотрит с ясного небосвода.
3. Идёт весна по полям, и гонит тучи с ясного неба, и тёплым ветром дышит на реку, и солнечным и лучами согревает землю.
Вывод: Что нового вы узнали об употреблении союза И, о знаках препинания в простом предложении с однородными членами и в сложносочинённом предложении?
Учитель. Союз может выполнять и другую функцию. Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина. (запись на доске)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава».)
– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.
— Если посмотрите на начальные строки стихотворения, увидите, что союз И помогает передать повторение или единоначалие, такой художественный прием называется — АНАФОРА (запись в тетрадях).
5. Закрепительные упражнения.
1. А сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
Задание (запись на доске)
Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.
2. Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.
Задание: продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем – сложное предложение. В каком случае нужна запятая перед союзом И? Графически объясните. Правильно расставьте знаки препинания. В предложениях передать свое настроение. (запись на доске)
1.Пришла весна и…
2. Брызнули лучи весеннего солнца и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Зачитывают составленные предложения, определяют, кому удалось передать настроение и выразить свои чувства. Объясняют постановку знаков препинания.
6. Физминутка
8. Применение знаний.
Предложения даны разные по сложности, и учащиеся выбирают по желанию.
Задание: расставить знаки препинания, графически объяснить
1. Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу и настежь двери раскрывая весна проходит по селу.
2. На лугах расстилающихся по берегам озера зазеленела трава и деревья шумели сверкая нарядной листвой.
Учитель следит за правильной интонацией учащихся в сложных предложениях.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания, графическое обозначение.
9. Обобщение изученного.
— Что нужно знать о знаках препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом И; о знаках препинания в сложносочинённом предложении с союзом И?
10. Рефлексия. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Учитель: Вернемся к началу урока, к таблице. Какую графу можете уже заполнить- графа 3 «Что узнал». Постарайтесь письменно выразить свои мысли по осознанию материала урока, собственных действий.
11. Оценка работ. Отметки за урок.
12.Домашнее задание. Прораб. П.
Источник