Российская космонавтика в 2020 году: есть поводы для оптимизма
В последнее время все чаще приходится слышать, что Россия, некогда проложившая человечеству дорогу в космос, сдала все позиции и уже давно не только не лидер, но даже не игрок высшей лиги. Проблем у отечественной космонавтики действительно хватает. Однако это вовсе не повод сгущать краски. Научный и военный журналист Михаил Котов на страницах «Профиля» рассказывает, в каком состоянии на самом деле находится российская космонавтика, и чего она добилась за последний год.
Считая запуски
Ушедший 2020 год по количеству пусков ракет стал для «Роскосмоса» одним из худших. Осуществлено всего 15 пусков, при том, что заявлено было гораздо больше. Впрочем, тут гораздо важнее причины произошедшего, а не просто цифры. Часть проектов 2020 года «съехала вправо» из-за коронавируса. Это и европейско-российская марсианская миссия «Экзомарс-2020», и коммерческие запуски в пользу международной компании OneWeb (ракеты были готовы, а вот космические аппараты ко времени заказчик не смог привезти, в результате был произведен только один запуск в декабре).
Отдельно хочется сказать и о структуре запусков. В США и Китае все большая часть стартов — это частные ракеты-носители. И если SpaceX уже давно воспринимают как часть американской государственной космонавтики, то в 2020-м появилось еще множество начинающих игроков, в их числе компании Astra и Virgin Orbit. В ближайшие годы таких стартов будет все больше, а потому рассматривать количество запусков по странам как борьбу между NASA, «Роскосмосом» и китайской CASC уже нельзя.
Зато «Роскосмос» может похвастаться вторым подряд безаварийным годом. Раньше аварии, особенно по причине некачественной сборки и предстартовой подготовки ракеты-носителя, были настоящим бичом российской космонавтики. Во многом из-за этого в двухтысячных годах «Протон» приобрел дурную славу ненадежной ракеты. Однако последние безаварийные запуски показывают, что и «Протон» можно использовать успешно.
Иногда можно услышать, что улучшение статистики пусков — случайность, а не следствие усилий руководства «Роскосмоса». Но это не так. За последние годы было внесено множество изменений в систему контроля сборки и подготовки ракеты к старту. Появилась видеофиксация процесса, постоянно повышается сборочная дисциплина. Гораздо чаще стали переносить даты пусков. Все чаще брак в ракетах находят до запуска и успевают исправить ситуацию. Как итог — уже два безаварийных года.
В ожидании «Ангары»
Главным тестовым пуском минувшего года стал старт тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5», произведенный 14 декабря с космодрома Плесецк. Это второй старт по программе испытаний тяжелой «Ангары» — первый состоялся в далеком уже 2014-м. Почему промежуток между стартами получился таким длинным? Несколько лет назад производство ракет «Ангара» начали переносить из московского отделения Центра имени Хруничева на омский «Полет». Процесс этот оказался очень сложным и затянулся на несколько лет — в точности как в поговорке, приравнивающей один переезд к двум пожарам.
К тяжелой ракете «Ангара» есть много объективных претензий. Например, она слишком дорога, чтобы конкурировать на коммерческом рынке, а концепция ее создания, рассчитанная на массовое производство отдельных универсальных ракетных модулей (УРМ), к настоящему времени устарела. Тогда зачем российской космонавтике нужна «Ангара»? Главная причина — возможность иметь ракету, не зависящую от стартовых площадок в другой стране, как это сейчас произошло с «Протоном». Единственное место, откуда можно запускать тяжелые «Протоны», — это три площадки на космодроме Байконур, и в случае изменения политической ситуации Россия может остаться вообще без возможности запуска тяжелых ракет.
Чтобы избежать этой проблемы, и понадобилась «Ангара». Увы, ее создание и летно-конструкторские испытания изрядно затянулись. Правда, можно надеяться, что теперь дело пойдет быстрее. Полет 14 декабря подтвердил все запланированные характеристики, и теперь осталось дождаться третьего старта. Он запланирован на второй квартал 2021 года, испытываться будет совместная работа «Ангары» и нового разгонного блока «Персей». Если испытания пройдут, как запланировано, то начнутся запуски «Ангары» уже с реальными спутниками, а не с массогабаритными макетами. Ближайший такой старт запланирован на конец нынешнего года.
Кстати, именно с «Ангарой» в настоящее время серьезно завязана и российская пилотируемая программа. В 2021-м на космодроме Восточный начнется сборка стартового стола для «Ангары». С него можно будет совершать и пилотируемые запуски, в отличие от старта в Плесецке. Первый пуск «Ангары» с Восточного ожидается в августе 2023 года, а еще через несколько месяцев должен состояться первый старт с пилотируемым кораблем нового поколения «Орел»/»Федерация». Да, хочется, чтобы все это происходило гораздо быстрее, но увы.
Лучшая в мире
Вот уже более года на орбите работает «Спектр-РГ» — российско-германская орбитальная астрофизическая обсерватория, предназначенная для построения карты Вселенной в рентгеновском диапазоне энергий. Обсерватория работает в точке Лагранжа L2 системы Земля-Солнце в нескольких сотнях тысяч километров от нашей планеты и использует для наблюдения два телескопа в рентгеновском диапазоне: российский ART-XC и немецкий eRosita. Это без преувеличений уникальный проект, о котором мало известно широкой публике. На данный момент это лучшая рентгеновская обсерватория в мире, и она будет оставаться таковой как минимум 10−15 лет, по крайней мере до запуска европейской ATHENA.
За год плодотворной работы на основе данных, полученных «Спектром-РГ», было каталогизировано более одного миллиона рентгеновских источников. В основном это активные ядра галактик, звезды с сильными магнитно-активными горячими коронами и остатки сверхновых. Всего за полгода сканирования неба телескоп eROSITA смог удвоить полное число источников, зарегистрированных всеми спутниками в мире за 60 лет рентгеновской астрономии. В результате российские и европейские ученые смогут создать самую полную и точную карту Вселенной в рентгеновском диапазоне. Уже сейчас на основе собранных данных пишутся научные статьи, обрабатываются гигабайты информации и создаются новые теории.
Скоростной рекорд
Впервые в истории пилотируемый космический корабль «Союз» достиг Международной космической станции за рекордное время — всего за два витка или три часа и три минуты с момента старта. До сих пор так быстро до МКС запускали только грузовые космические корабли. Чтобы запустить космический корабль по такой схеме, требуются максимально точные расчеты баллистиков, включающие в себя постепенную потерю высоты станцией, маневры, для того чтобы избежать столкновения с космическим мусором, и даже солнечную активность. Необходимо максимально точно выдерживать время запуска — требуемое окно составляет считанные секунды.
Полеты по сверхкороткой схеме — это не рекорд ради рекорда, а серьезные возможности для будущего мировой космонавтики. Во-первых, три часа полета вместо классической двухсуточной схемы гораздо удобнее для космонавтов, которые могут проходить акклиматизацию и привыкание к невесомости не в стесненных условиях корабля, а на станции, где это гораздо проще.
Также это помогает уменьшить нагрузку и на Центр управления полетами. Как правило, работающие в ЦУПе специалисты все двое суток внимательно следят за полетом корабля. Теперь же их работа сокращается до трех часов. Кроме того, дополнительная работа ЦУПа — это еще и лишние денежные траты на запуск. Полеты по сверхкороткой схеме очень удобны для космического туризма. Для не самого подготовленного туриста три часа в корабле высидеть гораздо проще, чем двое суток полета.
Движение вперед
На 2021 год у «Роскосмоса» тоже серьезная программа. На август намечена долгожданная отправка российского лабораторного модуля «Наука» к Международной космической станции. Да, с задержкой на несколько лет, но в 2020-м модуль наконец покинул цех РКК «Энергия» и сейчас проходит финальные приготовления к запуску на Байконуре. Осенью следующего года по плану должен состояться запуск научного космического аппарата «Луна-25». В 2021 году состоится первый запуск модернизированного космического аппарата ГЛОНАСС-К2. Да, почти все делается гораздо медленнее, чем хотелось бы, но это не повод утверждать, что в России космонавтика умерла.
Часто говорится о том, что у нас совсем нет частной космонавтики. Это не совсем так. В России много проектов, несмотря на большие сложности с поиском инвесторов, правда, о них не всегда знает широкая публика. Это и «Космокурс», создающий частный космодром в Нижегородской области, и космические компании под патронатом «Сколково», и множество самостоятельных проектов. В 2020-м многие представители российских космических стартапов собрались в рамках «Летней космической школы 2020» и говорили о проблемах и достижениях в своей сфере. Глядя на этих ребят, не опускающих руки и верящих в будущее российской космонавтики, тоже хочется надеяться, что в следующем году российский космос добьется еще более серьезных успехов.
Источник
Будущее освоение космоса россией
На прошлой неделе различные СМИ и информационные агентства подробно и с разных сторон осветили новый проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, подготовленный и недавно утвержденный Роскосмосом. Теперь мы можем собрать всю эту информацию и проанализировать космические планы России на ближайшее десятилетие. Касаться прикладной космонавтики мы не будем.
Первое, с чего нужно начать – это средства выведения. Пожалуй, впервые при планировании новой программы учитывалось, что ракеты-носители и разгонные блоки не самоценны. При выборе проектов были учтены задачи научно-исследовательской и прикладной космонавтики.
Роскосмос принял вполне обоснованное решение отказаться от разработки сверхтяжелого носителя для полетов к Луне. Вместо него в программу включена работа по созданию тяжелой ракеты повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В», способной поднимать на низкую орбиту Земли груз до 34-37 т. Аванпроект носителя, как ожидается, будет представлен уже в конце этого года. Для полетов на орбиту Луны потребуется два пуска «Ангары-А5В», для высадки на ее поверхность – четыре.
Судя по заявлениям главы Роскосмоса Игоря Комарова, новую тяжелую кислородно-водородную верхнюю ступень для «Ангары» разработает самарский РКЦ «Прогресс». Кислородно-водородный буксир для отправки пилотируемых миссий к спутнику Земли будет создаваться в Центре им. Хруничева на основе разгонного блока КВТК, а керосиновый буксир для возврата к Земле – в РКК «Энергия» на основе блока ДМ.
Первый пуск «Ангары-А5В» планируется на 2023 год. Это смелый план, учитывая, что у космических предприятий современной России практически нет опыта по работе с водородными двигателями. Маловероятно, что заявленный срок удастся выдержать.
Отдельно стоят сравнительно небольшие, но существенные расходы на создание нового носителя среднего класса. Нигде не говорилось об этом прямо, но можно предположить, что речь идет о проекте ракеты «Союз-5», который до сих пор прорабатывался РКЦ «Прогресс» в инициативном порядке. «Союз-5» – двухступенчатая одномодульная ракета, способная выводить до 9 тонн на низкую орбиту Земли. Отличительная особенность проекта – ставка на перспективные с точки зрения многоразового использования кислородно-метановые двигатели. В трехблочном варианте ракета сможет выводить на орбиту Земли 16,5 тонн или 26 тонн с дополнительной третьей ступенью. 16,5 тонн будет достаточно для запусков околоземной модификации перспективного пилотируемого корабля. Кроме того, разработчики утверждают, что для пусков «Союза-5» можно будет использовать стартовый стол ракет «Союз-2» со сравнительно небольшими модификациями. Стоит отметить, что самарское предприятие традиционно создает ракеты для пилотируемой программы, а носителя для околоземного ПТК НП пока нет. Это еще один аргумент в пользу того, что именно «Союз-5» станет неназванным носителем среднего класса.
(Примечание: есть мнение, что в рамках ФКП ракета среднего класса будет разрабатываться лишь в одномодульной версии «Союз-5.1», поскольку для трехмодульной версии потребовалось бы значительное изменение стартового комплекса. Такая ракета сможет заменить лишь «Союз-2», однако она никак не пригодится при эксплуатации ПТК НП.)
Проект создания ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью МРКС-1 в проекте ФКП не нашел отражения даже в виде опытно-конструкторских работ, предполагающих лишь «бумажное» проектирование.
Наконец, информационные агентства сначала написали об отмене проекта электрореактивного буксира с ядерной установкой, а затем опровергли со ссылкой на заявление официального представителя Роскосмоса Игоря Буренкова. По обрывкам неофициальной информации можно сделать вывод, что проект значительно урезали. Разработка и запуск демонстрационного образца ядерного буксира из программы вычеркнуты, однако летные испытания ядерной энергетической установки и электрореактивной двигательной системы в каком-то ограниченном виде все-таки состоятся в 2020-х годах.
Программа пилотируемых полетов подверглась существенному сокращению. Из проекта ФКП полностью вычеркнута свободнолетающая лаборатория ОКА-Т, которая, как предполагалось, будет заправляться топливом на МКС и отлетать от станции для проведения опытов в более чистых микрогравитационных условиях. Количество запусков грузовых кораблей «Прогресс» будет сокращено с четырех до трех в год. Это решение принято по объективным причинам – новые американские корабли уменьшили потребность в доставке грузов не МКС. Хорошая новость: финансирование получит трансформируемый модуль от РКК «Энергия». К сожалению, его запуск запланирован только на 2025 год. Модуль не является жизненно необходимым для других планов, а если будет принято решение о продлении эксплуатации МКС до 2028 года, он станет совсем ненужным до этого срока. Поэтому шансов увидеть его в космосе в период действия новой ФКП не очень много.
Планы по созданию перспективного пилотируемого корабля практически не изменились. Из ФКП пропал лишь один беспилотный полет в 2022 году. Летные испытания ПТК НП должны начаться в 2021 году и продолжиться в 2023. На 2024 год планируется первый пилотируемый полет к МКС, а на 2025 год – пилотируемый облет Луны. Впервые в истории современной российской космонавтики лунные пилотируемые планы закреплены в официальной государственной программе, предполагающей выделение средств. Небольшое финансирование получил даже проект посадочного аппарата для пилотируемых миссий на поверхности Луны. Это не может не радовать. К сожалению, облет спутника Земли назначен на последний год действия программы. Даже если корабль к тому времени будет готов и отработан, каковы шансы, что то же самое мы сможем сказать и про технически сложную «Ангару-А5В», и про разгонные блоки? Можно вспомнить, что, согласно завершающейся в этом году ФКП 2006-2015, летные испытания ПТК НП должны были начаться в 2015 году. Старая программа оказалась реализована примерно наполовину.
Газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники недавно писала, что руководство Роскосмоса предлагает отказаться от запуска пилотируемого корабля «Союз» с космодрома Восточный в 2018 году (в ФКП прописан в 2019 году), чтобы в начале 2020-х осуществить запуск оттуда пилотируемого корабля нового поколения. Другие источники также утверждают, что сейчас изучается вопрос переноса первого пилотируемого полета ПТК НП на более ранний срок. Тем временем, президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев в интервью ТАСС сообщил, что уже в следующем году предприятие планирует построить «макеты для сертификационных и летных испытаний». Что под этим имелось в виду – сложно сказать.
Осталось поговорить о научно-исследовательских программах. Как известно из СМИ, проекты космических обсерваторий «Миллиметрон» («Спектр-М») и «Гамма-400» не получат достаточно финансирования. И хотя они не закрыты, запуск аппаратов до конца 2025 года не планируется. То же самое касается проекта по возврату лунного грунта «Луна-Грунт», в рамках которого планировалось широкое сотрудничество с европейцами. В ФКП совсем не попала станция для исследования Венеры («Венера-Д»).
Сроки запуска лунных станций «Луна-Глоб» (2019), «Луна-Ресурс» №1 (2021) и №2 (2022) не изменились. Начать работу над ними все еще планируется после запуска миссии «Экзомарс-2018» и, к сожалению, сроки еще могут поехать «вправо». Запуск обсерватории «Спектр-РГ» планируется весной 2017 года. Поскольку космический аппарат уже фактически готов и ожидает лишь установки телескопов, можно надеяться, что он отправится в космос в срок. Запуск обсерватории «Спектр-УФ» планируется в 2021 году, однако эта дата вызывает сомнения. НПО им. Лавочкина в это время будет сильно загружено лунными станциями. Наконец, «Интергелиозонд» (2025) и вовсе можно считать долгостроем с минимальными шансами на реализацию. Кроме того, в ФКП, по непонятным причинам, включили повтор неудачной миссии «Фобос-Грунт» под названием «Экспедиция-М». Вторая попытка доставить грунт со спутника Марса планируется на 2024 год, однако проект выглядит сомнительным со всех сторон.
Источник