Меню

Буран битва за космос

Фильм: История «Бурана» (Битва за космос)

Фильм: История «Бурана» (Битва за космос) 21 октября 1999 года в Подмосковном городе Жуковский на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М.Громова произошло запланированное событие. Огромный летательный аппарат, в котором искушенный зритель сразу узнает советский космический челнок «Буран», увозили с территории аэродрома. На самом деле это не тот «Буран», который побывал в космосе — это самолет-аналог, точная копия, сделанная специально для летных испытаний. Но это не меняло символичности события.

«Буран» простоял на аэродроме более 10 лет, дальнейшая его судьба определилась в духе времени — на нем решили заработать, и в качестве аттракциона отправили в Австралию, на Олимпиаду. «Буран», последний грандиозный проект социалистической сверхдержавы, навсегда покидал Россию. Какая горькая ирония — Олимпиада, торжественное и радостное событие для всей планеты, совпала с бесславным концом великой космической эпохи. Сегодня выросло целое поколение, которое знает слово «шаттл» только в связи с американским орбитальным кораблем. Но нам тоже есть чем гордиться. Пришло время рассказать историю русского «шаттла». 205 минут полета корабля «Буран» стали оглушительной сенсацией. И главное — посадка. Впервые в мире советский челнок приземлился в автоматическом режиме. Американские челноки этому так и не научились: садились только в ручном. Почему триумфальный старт оказался единственным? Что потеряла страна? И есть ли надежда, что российский челнок все-таки полетит к звездам? Говорят что космический корабль «Буран» стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством. Свое имя «Буран» корабль получил буквально перед первым — и, как оказалось, последним — стартом, который состоялся 15 ноября 1988 года. «Буран» был запущен с космодрома «Байконур»» и 205 минут спустя, дважды облетев планету, там же совершил посадку. Лишь два человека в мире могли видеть взлет советского корабля своими глазами — летчик истребителя МиГ-25 и бортоператор космодрома: «Буран» летел без экипажа, и с момента взлета до касания с землей им управлял бортовой компьютер. Полет корабля стал уникальным событием. Впервые за все время космических полетов многоразовый аппарат смог самостоятельно вернуться на Землю. При этом отклонение корабля от осевой линии составило всего лишь три метра. По словам очевидцев, некоторые высокопоставленные лица не верили в успех миссии, полагая, что корабль разобьется при посадке. Действительно, когда аппарат вошел в атмосферу, его скорость составляла 30 тыс. км/ч, так что «Бурану» пришлось маневрировать, чтобы замедлиться — но в итоге полет прошел на ура. Советским специалистам было чем гордиться. И хотя у американцев имелся гораздо больший опыт в этой области, садиться самостоятельно их шаттлы не могли. Впрочем, летчики и космонавты далеко не всегда готовы доверить свою жизнь автопилоту, и впоследствии к программному обеспечению «Бурана», все же, добавили возможность ручной посадки. Буран был построен по аэродинамической схеме «бесхвостка» и имел треугольное крыло. Как и его заокеанские собраться, он был довольно велик: 36,4 м в длину, размах крыльев — 24 м, стартовая масса — 105 т. Просторная цельносварная кабина вмещала до десяти человек.

Одним из важнейших элементов конструкции «Бурана» была теплозащита. В некоторых местах аппарата при взлете и посадке температура могла достигать 1430 °С. Для защиты корабля и экипажа использовались углерод-углеродные композиты, кварцевое волокно и войлочные материалы. Общий вес теплозащитных материалов превышал 7 т. Большой грузовой отсек позволял взять на борт крупные грузы, например, космические спутники. Для вывода в космос таких аппаратов «Буран» мог использовать огромный манипулятор, аналогичный тому, который имелся на борту шаттла. Общая грузоподъемность «Бурана» составляла 30 т. В запуске корабля участвовали две ступени. На начальном этапе полета от «Бурана» отстыковывались четыре ракеты с жидкостными двигателями РД-170-самыми мощными из всех когда-либо созданных жидкотопливных двигателей. Тяга РД-170 составляла 806,2 тс, а его время работы — 150 с. Каждый такой двигатель имел четыре сопла. Вторая ступень корабля — четыре жидкостных кислородно-водородных двигателя РД-0120,установленных на центральном топливном баке. Время работы этих двигателей доходило до 500 с. После того как топливо было выработано, корабль отстыковывался от огромного бака и самостоятельно продолжал полет. Сам челнок можно считать третьей ступенью космического комплекса.

Читайте также:  Цвет космос калина номер цвета

Вообще ракета-носитель «Энергия» была одной из самых мощных в мире, и имела очень большой потенциал. два ли не главным требованием к программе «Энергия — Буран» была максимальная многоразовость. И действительно: единственной одноразовой частью этого комплекса должен был стать гигантский топливный бак. Однако в отличие от двигателей американских шаттлов, которые мягко приводнялись в океане, советские ускорители приземлялись в степи рядом с Байконуром, так что использовать их повторно было довольно проблематично. Еще одна особенность «Бурана» заключалась в том, что его маршевые двигатели были не частью самого аппарата, а находились на ракете-носителе — а точнее, на топливном баке. Иными словами, все четыре двигателя РД-0120 сгорали в атмосфере, в то время как двигатели шаттла возвращались вместе с ним. В перспективе советские конструкторы хотели сделать РД-0120 многоразовыми, и это значительно бы удешевило программу «Энергия-Буран»». Помимо этого, корабль должен был получить два встроенных реактивных двигателя для маневров и посадки, но к своему первому полету аппарат ими оборудован не был и фактически представлял собой «голый» планер. Как и его американский собрат, «Буран» мог зайти на посадку только один раз — в случае ошибки второго шанса не было. Большим плюсом было то, что советская концепция позволяла вывести на орбиту не только корабль, но и дополнительные грузы массой до 100 т.

Отечественный челнок имел некоторые преимущества перед шаттлами. Например, он мог брать на борт до десяти человек (против семи членов экипажа у шаттла) и был способен провести на орбите больше времени — около 30 суток, в то время как самый продолжительный полет шаттла составил только 17. В отличие от шаттла, имел «Буран» и систему спасения экипажа. На малой высоте пилоты могли катапультироваться, а случись непредвиденная ситуация выше, корабль отделился бы от ракеты-носителя и совершил посадку на манер самолета.

История создания шаттла и «Бурана» заставляет лишний раз задуматься о том, сколь обманчивыми бывают выгодные, на первый взгляд, перспективные технологии. Конечно, новые многоразовые аппараты рано или поздно увидят свет, но что это будут за корабли — вопрос иной. Есть и другая сторона вопроса. Во время создания «Бурана» космическая отрасль получила бесценный опыт, который в будущем можно было применить для создания других многоразовых кораблей. Сам факт успешной разработки «Бурана» говорит о высочайшем технологическом уровне СССР.

Источник

Буран

«Буран» — орбитальный космический корабль многоразового использования. Выполнен по самолётной схеме типа «бесхвостка» с низко расположенным стреловидным крылом. Стартует «Буран» с помощью ракеты-носителя; спуск вне атмосферы происходит с использованием собственных ракетных двигателей в режиме торможения, в атмосфере и при посадке – по-«самолётному».

Основное назначение: доставка сменных экипажей на орбитальные станции и возвращение их на Землю; выполнение научных исследований и экспериментов в автономном полёте; ремонт космических аппаратов на орбите; доставка на Землю результатов научной и технологической деятельности экипажей орбитальных станций. Корабль оснащён оборудованием и системами для стыковки на орбите с другими космическими аппаратами и комплексами. Его максимальная стартовая масса 105 т, в т. ч. 30 т полезного груза; длина 36.37 м, размах крыльев 23.92 м, высота на стоянке 16.35 м; экипаж 2—10 человек. 15 ноября 1988 г. состоялся космический полёт «Бурана» в автоматическом режиме без экипажа. Выполнив два витка вокруг Земли и завершив программу испытательного полёта, «Буран» успешно совершил посадку на аэродроме космодрома «Байконур».

Читайте также:  Чудеса природы с космоса

Документальные фильмы видеоматериалы из свободного доступа Интернета

Авиаторы. Одноразовый Буран — программа «Авиаторы» на телеканле НТВ, Хр. — 27 мин.
История космического чуда из первых уст.
Почему многоразовый космический корабль «Буран» стал одноразовым? Где сейчас челнок, который летал в космос?

Испытания продолжаются — Центрнаучфильм, Хр. — 17мин.
Фильм рассказывает о космическом комплексе «Буран», истории его создания.

Первый беспилотный орбитальный полет «Бурана» — Хр. — 18 мин.
Хронология первого беспилотного орбитального полета космического корабля «Буран».

«Мечта»для» Бурана» — Хр. — 19 мин.
Ан-225 (Мрия) — самолёт сверхбольшой грузоподъёмности. Самый большой,тяжёлый и грузоподъёмный самолёт в мире создан в рамках программы Энергия-Буран.

Буран-ЦУП — ЦУП, студия «Кадр», Хр. — 8 мин.
Фильм рассказывает о работе ЦУПА в ходе подготовки и проведения старта космического корабля «Буран».

Битва за космос. История русского шаттла — студия «Крылья России», Хр. — 45 мин.
Фильм рассказывает о космическом комплексе «Буран», истории его создания и его конструкторах.

Забвение Бурана — фильм из цикла «Тайны забытых побед», Хр. — 26 мин.
Фильм рассказывает о разработках и испытаниях орбитального корабля «Буран» и ракета-носителя «Энергия»

Космический корабль «Буран». Мечта для Бурана — НПО «Молния», Хр. — 18 мин.
Фильм рассказывает о транспортировке орбитального корабля «Буран» на самолете АН-225 («Мрия»)

Буран. Правда и вымысел — студия «Совинфильм» Хр. — 44 мин.
Фильм рассказывает о конструкторских разработках и испытаниях орбитального корабля «Буран»

Буран. Взлет и посадка — фильм из цикла «Живая история», 5 канал, Хр. — 47 мин.
Самый сложный и совершенный технический организм в истории человечества «Энергия-Буран» стартовал в космос 15 ноября 1988 года. Совершив два витка вокруг планеты, он приземлился в автоматическом режиме, вызвав слезы радости и восхищения его создателей.

Последний челнок Америки — телестудия Роскосмоса, Первый канал, 2011, Хр. — 53 мин.
О последнем полете шаттла и истории космических кораблей многоразового дейстия Америки и СССР,

Генерал звездных войн — телестудия Роскосмоса, телеканал Россия, 2010. Хр. — 44 мин.
Фильм о главном конструкторе советской многоразовой космонавтики Глеба Лозино-Лозинского. Весь мир знает этого человека только как главного конструктора легендарного «Бурана».

Последний «Буран» Империи — телестудия Роскосмоса, альманах «Русский космос», телеканал «Россия-2», 2010, Хр. — 14 мин.
Многоразовая транспортная система «Энергия-Буран» — грандиозный проект советской космонавтики, ответ СССР американской угрозе «звёздных войн».

«Буран». Созвездие Волка — Профи-ТВ, Первый канал, 2010. Хр. — 50 мин.
«Буран» – самая мистическая страница в летописи космонавтики. Команду бурановских испытателей, которой руководил И. Волк, преследовало настоящее проклятие. Летчики, которые должны были лететь на этом корабле, загадочным образом погибали.

Конструктор мечты — ТРК «Цивилизация», телеканал «Культура», 2009. Хр. — 39 мин.
О Глебе Евгеньевиче Лозино-Лозинском — ведущем разработчике первого отечественного многоразового космического корабля «Буран».

Космический Буран — фильм из цикла «Ударная сила», Первый канал, 2007. Хр. — 39 мин.
Фильм рассказывает о космическом комплексе «Буран», истории его создания и его конструкторах.

Траектория Глушко. Империя Королева. Фильм 5-й — Россия, телекомпания «Цивилизация», 2006. Хр. — 26 мин.
Судьба трех «космических братьев-близнецов», трех кораблей многоразового использования, получивших грозное наименование «Буран» — одна из самых драматических в истории нашей космонавтики.

Источник

На «Буране» — к звёздам

Космическая программа «Энергия-Буран» стала советским ответом на многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс Шаттл».

Догнать Америку

В апреле 1973 года с привлечением головных институтов был разработан и разослан в профильные ведомства и министерства проект ВПК по вопросам создания многоразовой транспортной системы. В 1976-м Главным управлением космических средств Министерства обороны СССР было выдано и утверждено тактико-техническое задание на разработку многоразовой космической системы, то есть космического корабля, части которого или он сам могли использоваться повторно после возвращения его из космического полёта. В задачи «Бурана» должны были входить выведение на орбиты, доставка грузов, космонавтов и космических аппаратов, а также проведение военно-прикладных исследований и экспериментов.

Читайте также:  Энергия фотона энергия космоса

Для разработки корабля создали специальное НПО «Молния», которое возглавил Глеб Лозино-Лозинский. В 1960-х он уже работал над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».

Производство орбитальных кораблей с 1980 года началось на Тушинском машиностроительном заводе. Приказом Минавиапрома СССР через год уже был создан отраслевой отряд космонавтов-испытателей. В основной состав вошли командир Игорь Волк и второй пилот Антанас Станкявичюс, дублёрами были Анатолий Левченко и Александр Щукин.

К 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр «Бурана» — БТС-02. Лётные испытания продолжались до 1988 года. Для посадок космоплана был даже построен специально аэродром «Юбилейный» на Байконуре с усиленной взлётно-посадочной полосой размерами 4500×84 м. Кроме того, существовали два запасных аэропорта — в Крыму и в Приморском крае. Корабли с завода по воде на барже под тентом доставляли в подмосковный Жуковский, оттуда уже воздушным транспортом — на «Юбилейный».

На аэродромах и в их районах были развёрнуты комплексы радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел» для обеспечения штатной посадки «Бурана» в автоматическом и ручном режиме. Для лётных испытаний в атмосфере был изготовлен полноразмерный аналог «Бурана» — БТС-002, в хвостовой части у него располагались турбореактивные двигатели, позволявшие взлетать с обычного аэродрома. 10 ноября 1985 года в ЛИИ имени Громова Минавиапрома СССР в Жуковском БТС-002 совершил первый атмосферный полёт под управлением лётчиков-испытателей Волка и Станкявичюса.

Полёт: первый и последний

Первый и единственный космический полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. С Байконура стартовала ракета-носитель «Энергия», которая вывела космолёт на околоземную орбиту. «Буран» за 205 минут совершил два витка вокруг Земли. Полёт происходил в автоматическом режиме, а всё управление велось с помощью бортового компьютера и программного оборудования. При полёте над акваторией Тихого океана «Буран» сопровождали корабль измерительного комплекса ВМФ СССР «Маршал Неделин» и научно-исследовательское судно Академии наук «Космонавт Георгий Добровольский».

Не обошлось и без ЧП. На высоте 11 км космолёт получил с Земли информацию об изменившихся погодных условиях и неожиданно для всех совершил резкий манёвр. «Буран» описал петлю с разворотом на 180 градусов и зашёл на взлётно-посадочную полосу «Юбилейного» не с северо-запада, а с юга. В момент разворота корабль пропал из поля зрения и в центре управления полётами началась паника. Ответственные лица предлагали немедленно взорвать «Буран», чтобы такая сверхсекретная разработка в случае крушения не досталась другому государству (на корабле были установлены тротиловые заряды). Но заместитель главного конструктора «Молнии» Степан Микоян настоял на том, что нужно подождать, и благодаря этому ситуация разрешилась благополучно.

Как выяснилось, из-за штормового ветра автоматика корабля приняла решение погасить скорость и зайти с более выгодной в таких погодных условиях траектории посадки. В отличие от «Спейс Шаттла», который совершал посадку в ручном режиме, «Буран» совершил полностью беспилотный взлёт, полёт и посадку под управлением бортового компьютера. Этот факт вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Всё же на «Буран», который изначально вообще не предусматривал перехода на ручное управление, по настоянию лётчиков был добавлен этот режим в систему управления посадкой.

В 1990 году программа «Энергия-Буран» была приостановлена, а в 1993 году окончательно закрыта решением совета конструкторов НПО «Энергия». Из-за того, что значительная часть информации хранилась на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, чьих исправных экземпляров не сохранилось, значительная часть информации по проекту до сих пор недоступна исследователям. Сам же единственный летавший в космос «Буран» был разрушен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Там же хранились и готовые экземпляры ракеты-носителя «Энергия».

Источник

Adblock
detector