Меню

Буран космос что с ним будет

«Роскосмос» принялся спасать второй оставшийся «Буран»

Госкорпорация взял корпус с кораблем под охрану, инженеры изучают состояние кровли

Москва. 3 июня. INTERFAX.RU — «Роскосмос» разрабатывает способ безопасно извлечь лётный образец «Бурана» из корпуса здания на космодроме «Байконур», где хранится корабль, есть риск обрушения кровли, сообщил глава госкорпорации Дмитрий Рогозин.

«Надо будет как-то укреплять свод. Открывать двери. Когда двери будут открыты, главное — чтобы корпус не сложился. Чтобы его не постигла судьба первого «Бурана», — сказал Рогозин журналистам в четверг. По его словам, госкорпорация выставила охрану вокруг места хранения корабля.

Он сообщил, что судьбу лётного образца «Бурана» «Роскосмос» планирует осенью обсудить с Казахстаном. «В своё время. Мы расследуем, как это как-то оказалось в руках частного владельца. Сейчас идёт судебный процесс между правительством Казахстана и частным лицом. По нашим ощущениям, уйдёт месяца три. За это время мы подготовим всю необходимую документацию. Когда правительство Казахстана станет владельцем, появится ясность, с кем вести переговоры. Дальше мы на заседании российско-казахстанской межправкомиссии по Байконуру будем обсуждать, может ли российская сторона выкупить (корабль — ИФ)«, — сказал Рогозин.

«Буран» — советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы (МТКС), созданный в рамках программы «Энергия-Буран». Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно закрыта решением Совета главных конструкторов при НПО «Энергия».

В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» (изделие 1.01) был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Однако на космодроме «Байконур» остались два образца «Бурана». Один из них (летный) предназначался для полёта в автоматическом режиме и стыковки со станцией «Мир». Второй образец (макет) предназначался для отработки наземных операций.

26 мая 2021 года в социальных сетях появилась информация о том, что неизвестные проникли к месту хранения корабля и разрисовали его граффити. После этого в «Роскосмосе» заявили, что «необходимо оперативно принять решение о передаче уникальных объектов в один из музеев космонавтики. «Роскосмос» готов обсуждать условия такого решения».

В ноябре 2020 года глава госкорпорации Дмитрий Рогозин сообщил о планах проведения переговоров с Казахстаном о дальнейшей судьбе корабля «Буран» и его макета, хранящихся на Байконуре. Как отметил глава «Роскосмоса» условия хранения изделий «вызывают тревогу». Рогозин предлагал передать корабль и макет в государственный или частный музей. «Есть такие у нас музейщики частные, которые готовы забрать эти изделия и за свой счёт вывезти их», — сказал он.

Источник

Возвращение «Бурана». Для чего Россия реанимирует уникальный проект?

Уникальный челнок и огромная ракета долгие годы считались балластом в космической программе. Однако новая реальность, в которой нужно решать сразу несколько задач по освоению космоса, заставляет вернуться к советским решениям в этой области.

Отказ от «Бурана»

Новость о том, что госкорпорация «Роскосмос» потратит 239 млн рублей на «обоснование необходимости, определение технической реализуемости создания и формирование проектного облика космического комплекса с многоразовым многофункциональным крылатым кораблём», с новой силой подстегнула споры в научной и профессиональной среде. Одни специалисты считают, что в таком корабле нет смысла, другие, напротив, уверены, что темой создания многоразового челнока нужно заниматься обязательно.

10 скоростей звука. Что известно о новейшей ракете «Циркон»

Скептики приводят в пример программу «Энергия-Буран», которая была закрыта почти сразу после двух триумфальных запусков. Для того чтобы не погружаться глубоко в историю вопроса, нужно сказать, что «Буран» создавался в ответ на американский Space Shuttle, и с технической точки зрения почти на всём этапе разработки не было до конца понятно, как конструкция будет летать. Непонятно было и предназначение. Самые посвящённые в тему космоса люди (военные чины и руководители министерств) позднее будут признаваться, что «Буран» строили для возможности «снять» с орбиты любой космический аппарат, в том числе и любой спутник из состава американской боевой орбитальной группировки.

Читайте также:  Мир космоса лунный календарь стрижек 2021 май года

В этом смысле создание «Бурана», конечно, принесло плоды. Двух пусков по программе (сначала просто ракета, а затем и сам челнок) хватило, чтобы в США сначала задумались, а затем и отказались от программы СОИ (Стратегическая оборонная инициатива). Необходимость в космическом челноке исчезла, и продолжать проект не было никакого смысла, тем более что в России образца начала 90-х было не до космоса.

22 апреля 2010-го весь мир (и создатели «Бурана» заодно) узнал, что тема многоразовых орбитальных кораблей не только не забыта, но и активно прорабатывается. Американский Х-37, построенный компанией Boeing, запускали в космос шесть раз, а суммарно корабль провёл на орбите 780 дней. При этом цели и задачи машины, способной самостоятельно возвращаться на Землю после миссии на орбите, по-прежнему не раскрываются.

До конца года должен полететь и другой американский корабль — Dream Chaser. Известно, что две первые миссии на орбите корабль проведёт в беспилотном режиме, а затем для полётов на нём могут направить экипаж. Кандидат технических наук Валентин Степанков, один из руководителей испытательной лаборатории, проводившей исследования крыла советских пилотируемых орбитальных кораблей, пояснил, что в США орбитальные самолёты создаются пропорционально росту спутниковой группировки.

Реальный конкурент Boeing и Airbus. МС-21 почти готов к покорению неба

Я больше чем уверен, что это связано с наращиванием спутниковой группировки. Космические аппараты становятся с каждым годом крупнее и дороже. К тому же главный принцип надёжной сети — стабильная работа. Поэтому Х-37 и Dream Chaser создавались и создаются для инспекции своей орбитальной группировки и наблюдения за спутниками вероятного противника. В этом смысле американцы развили историю со своим «Шаттлом» и довели её до приемлемого уровня

Кандидат технических наук, руководитель этапа испытаний корабля «Буран»

Зачем нам в космос?

Попытку «Роскосмоса» создать или, точнее, воссоздать орбитальный самолёт воспринимают по-разному. С одной стороны, высказываются предположения, что для вывода многоразовых орбитальных кораблей сначала нужно построить многоразовые, дешёвые и надёжные ракеты, и уже потом можно заниматься всем остальным. Здравое зерно в таких рассуждениях есть. Пока ни одной многоразовой ракеты в России нет, и срок их появления остаётся неясным. «Крыло-СВ», которому пророчат место на стартовых столах космодромов Восточный, Байконур и Морской Старт, пока остаётся только аванпроектом, и даже прототип, покрашенный и отполированный до зеркального блеска, мы увидим ещё не скоро.

Сражение за космос. «Морской старт» выставят против Илона Маска

С другой стороны, многоразовость, в каком бы направлении она ни изучалась, — это всё равно движение вперёд. Тут стоит немного окунуться в историю и вспомнить, что одна ракета «Энергия», для производства которой привлекали три тысячи человек, обходилась советскому бюджету примерно в 160–170 млн советских рублей. В сегодняшних деньгах пуск одного «сверхтяжа» обойдётся государству в 200 млн долларов, и, разумеется, такие расходы не примет никто. Однако другой ракеты для вывода 100-тонного орбитального корабля на орбиту нет. Полезная нагрузка самой производительной ракеты («Ангара А5») — всего 26 тонн. Втрое меньше, чем нужно для перезапуска «Бурана».

Любопытно, что новая ракета «Амур-СПГ» тоже не приблизит Россию к обладанию многоразовым орбитальным кораблём. Она хорошо подойдёт для того, чтобы отбить рынок пусковых услуг у Илона Маска (а именно за потерю этого рынка часто критикуют «Роскосмос»), но не для серьёзных космических проектов. Делу вполне могла бы помочь тяжёлая или сверхтяжёлая «Ангара», разгонять которую на первом этапе пуска будут многоразовые ускорители «Байкал», хотя вполне вероятно, что ещё один аванпроект по созданию сверхтяжёлой ракеты появится именно на базе модулей, использованных для проектирования ракеты «Амур».

Читайте также:  Космос стивена хокинга обо всем

При этом чёткого понимания по вопросу задач для реинкарнации «Бурана» или другого ракетоплана — «Спираль» — в «Роскосмосе» пока нет. В сообщениях ведомства сказано, что работа в этом направлении будет проводиться до сентября 2022 года. Именно к этому моменту станет ясно, будет ли у России многоразовый корабль, и если да, то кто и зачем будет летать на нём на орбиту. Теоретически приспособить уникальный челнок можно и для военных, и для гражданских миссий, однако что получится в действительности — покажет время.

Источник

Рогозин назвал трагедией ситуацию, в которой «Буран» стал ненужным

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 июня. /ТАСС/. Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал трагедией ненужность советского космического челнока «Буран».

«Они [конструкторы] это сделали, потом изменилась ситуация в стране и он стал никому не нужным. Это трагедия для тех людей, кто его создавал», — заявил Рогозин в рамках Глобальной конференции по исследованию космического пространства GLEX-2021.

Глава Роскосмоса также назвал «Буран» гениальной машиной. По его словам, когда он находится на Байконуре и видит стартовый комплекс «Энергия-Буран», он напоминает себе, что нельзя «припадать на колено» в последний момент, если «готовишься к серьезному прыжку».

Гендиректор госкорпорации подчеркнул, что космическая отрасль требует глубокого, сухого, максимально лишенного эмоций анализа.

«Буран» — советский многоразовый космический корабль. 15 ноября 1988 года он был запущен с космодрома Байконур (ныне Казахстан) с помощью ракеты-носителя «Энергия», совершил два витка вокруг Земли и выполнил посадку на территории космодрома. Полет проходил без экипажа, его длительность составила 205 минут. Образец, который побывал в космосе, был уничтожен из-за обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре в 2002 году.

Глобальная конференция по исследованию космоса проходит в Санкт-Петербурге с 14 по 18 июня. Первоначально она должна была пройти 9-11 июня 2020 года, но из-за пандемии была перенесена на 2021 год. Форум проводится ежегодно в разных странах.

Источник

Почему закрыли космическую программу «Энергия-Буран»?

Первый случай когда космический корабль совершил посадку в автоматическом режиме, США нервно начали икать

Давно хотел обсудить Советскую космическую программу Буран, которая была очень даже успешна, но ее по какой-то причине закрыли. Сейчас об этом поговорим, и еще я хочу увидеть ваши истории, мнения по статье и вопросы к автору в комментариях.

Начнем с того, что Буран это первый русский вариант многоразового корабля, был разработан и протестирован во времена Советского Союза.

У него было много предназначений и большой потенциал. Первый пробный полет прошел успешно, был выполнен в автономном режиме без экипажа. Корабль покинул атмосферу Земли, вышел на орбиту и вернулся обратно на аэродром. Да посадка была как у самолета и сам корабль по большей части на самолет больше похож.

В воздух он поднимался благодаря большой ракете Энергия, в ней было много топлива и его хватало, после ракетоплан Буран сам нес себя на своих двигателях.

Посмотрите какой красавец. Очень схож с американскими шаттлами, но дизайн конечно отличался.

Предназначался многоразовый Буран для выведения на орбиту аппаратов, космонавтов и различных грузов. Очень удобен для доставки экипажа на МКС.

Так же он мог использоваться для проведения различных военных опытов и тестирования оружия.

Первый и последний полет.

Увы Буран побывал на орбите всего раз, после их больше не производили.

Читайте также:  Космос глазами юрия гагарина

Но в истории Буран запомнился не только удавшейся миссией облета Земли два раза которая длилась 205 минут, но также и ситуацией при посадке.

На этапе посадки не обошлось без чрезвычайного происшествия, которое, однако, только подчеркнуло успех создателей программы. На высоте около 11 км «Буран», получивший с наземной станции информацию о погоде в месте посадки, неожиданно для всех совершил резкий манёвр, выполнил дополнительный вираж влево от полосы перед расчётным разворотом на 180º направо. Заходя на посадочную полосу с северо-западного направления, корабль сел, с южного конца против ветра. Из-за крепкого ветра у полосы автоматика корабля гасила таким образом скорость посадки.

И так мы дошли до самой важной части статьи.

Почему закрыли проект?

Была одна очень важная причина. И как всегда все кроется в деньгах. Разработка корабля и его запуск был таким же затратным как и у Американцев. Разработка достигала 10 млрд долларов, а один запуск обходился примерно в 75 млн долларов. Это очень большие затраты.

Вспомним обстановку 90-х годов в стране. Все позабыли о космосе, произошел развал Советского Союза. Очень много проектов свернули.

Свернутым оказался и Буран.

Вот во что превратился некогда прекрасный корабль, на который были большие надежды.

Источник

Взлетит ли Буран снова!?

В мае 2020 года Дмитрий Рогозин поведал о том, что корпорация Роскосмос приступила к работам по созданию наследника советского «Бурана».

В связи с этим, в течение 3-х лет на космодроме Восточный планируется возвести аэродром. Соответствующий аэровокзал с транспортно-логистическим центром будет также построен и в терминале «Внуково-Космос».

Далее, в октябре 2020 года появилась информация о том, что «Роскосмос» на обоснование необходимости, определение технической реализуемости создания и формирование проектного облика космического комплекса с многоразовым многофункциональным крылатым кораблем планирует потратить 238,7 миллиона рублей на период до сентября 2022 года.

Отмечается, что крылатый «челнок» необходим для транспортно-технологического обеспечения низкоорбитальных пилотируемых и автоматических космических средств.

Рогозин рассказал, что «Союз-МС» — все еще актуальная модель, поэтому ее будут применять для полетов к МКС некоторое время, пока разрабатывают будущий аналог. Однако, со временем «Союз-МС» устареет, и это не смогут изменить постоянные модернизации, которые проходят сегодня. «Бесконечная модернизация губительна для развития космической техники. Электрическая лампочка появилась не в результате модернизации свечей».

В качестве альтернативного варианта Рогозин привел советский корабль «Буран» , который в перспективе можно было бы адаптировать для новых полетов, например, добавив возможность посадки на взлетно-посадочные полосы. «Я такую задачу поставил нашим инженерам. Корпорация “Энергия” и другие коллективы сейчас будут предлагать такого рода варианты космической техники», — сообщил руководитель госкорпорации — в интервью РИА Новости.

«Буран» — советский орбитальный корабль — ракетоплан многоразовой транспортной космической системы созданный в рамках программы « Энергия — Буран ». Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту; больше его не запускали («Буран» был рассчитан на 100 полётов в космос [1] :2). Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», был использован в российской и зарубежной ракетно-космической технике

«Буран» предназначался для:

выведения на орбиты, обслуживания на них и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов;

проведения военно-прикладных исследований и экспериментов по обеспечению создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах;

решения целевых задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны;

комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях.

Источник

Adblock
detector