Урок русского языка в 8 классе «Обобщение по теме: «Обособленные члены предложения»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Урок русского языка в 8 классе, на котором учащиеся должны повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. Этот урок формирует орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, развивает речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях. Готовит к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obosoblennye_chleny_predl.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение по теме: « Обособленные члены предложения»
1.Повторить и систематизировать знаний об обособленных членах предложения.
2.Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях.
4. Подготовка к ГИА.
1.Организационное начало урока.
2.Обобщение изученного материала.
1.Что такое обособленные члены предложения?
(Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие члены предложения.)
2. Расскажите об обособлении определений?
1.Определения, относящиеся к личному местоимению
2.Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного
3.Согласованные нераспространенные определения, стоящие после определяемого существительного
4.Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение
3. Чем выражены обособленные определения?
2.Прилагательным с зависимым словом
1. Спишите текст. Расставьте знаки препинания.
Бушующее море мчит свои суровые волны осв…щенные неяркими тревожными лучами солнца скрытого за стеною туч(?). Злая стихия хочет пок…зать свою с…крушительную силу и подн…мает все выше лавины воды перел…вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей спасающихся на обломках мачты.
2. Расставьте знаки препинания, найдите лишнее предложение.
1.Человек «глотающий книги» похож на путешественника знакомящегося со страной из окна вагона.
2.Только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло истину и ложь красоту и безобразие.
3.Книга это друг верный бескорыстный наиболее сведущий.
3. Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения.
1.На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.
2.Плох человек. Он ничего не знает и не пытается что-либо узнать.
3.Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище.
4. Замените придаточное предложение обособленным определением, выраженным причастным оборотом .
- А) Поморы, которые жили по берегам Белого моря, издавна ходили по северным морям.
- Б) Ребята решили сделать остановку у реки, которая виднелась вдали.
5. Корректируя знаки препинания, превратите эти «нескладушки» в правильные предложения.
1.Соперники, упорно борющиеся, на ринге оказались родными братьями.
2.Дом, выстроенный в целях благоустройства, на пустыре уже принимает первых жильцов.
6 . В чем особенность данного стихотворения?
Источник
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выделите причастные
обороты
Главное оч..рование моря заключалось в какой – то тайне которую оно всегда хранил… в своих пространствах.
Разве не тайною
было его фосфорическое св..чение
когда в безлу…ую июл..скую ночь рука опущен…
в черную теплую воду вдруг оз..рялась
вся осыпан… голубыми искрами. Или
движущ…ся огни невидимых судов или
бледные вспышки неведомого маяка.
Среди волн
удивительнейш… картина Айвазовского.
На ней нет ничего кроме воды и неба. Мощные
волны вздымающ…ся к небу одна выше
другой. По небу опустивш….ся на море
свирепый ветер гонит почти ч…рные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш…ся стихия.
На картине
Георгиевский монастырь художник изобразил море в лу…ую ночь. Круглая луна
заливающая мир желтым цветом осв….щает скалистый берег море
далекий г…ризонт. Темные скалы разделенные
лунной дорожкой стоят как часовые охр…няющие спокойное со…ое море. Поверхность
спящего моря едва колышется.
Глядя на картину
Штиль, восхищаеш..ся бе…предельными
пр..сторами моря. Привлекает внимание огромное небо простирающ…ся над тихой
голубой гладью с пушистыми облаками плывущ…
по нему. От картины веет покоем. Спокойны и рыбаки готовящ…ся выйти в
море.
На картине Девятый
вал бурное море бешено мчит свои воды освещенные неяркими тревожными лучами
солнца скрытого за стеной огненных туч. Злое море желающ… показать свою
сокрушительную силу поднимает изумрудные громады волн все выше. Вот сейчас оно
обрушит лавину воды на людей спасающ…ся на обломках мачты. Море кипит стихия неумолима. Но почему-то кажется что
отважные моряки не погибнут.
С необычайной силой
и убедительностью И.К. Айвазовский умел передать яркость бушующего и тихую
гладь отдыхающего моря блеск солнечных лучей сверкающ… на воде и рябь от дождя
прозрачность морской глубины и белоснежную пену волн показать мужество человека
вступающ…. в схватку с морской стихией.
Источник
Дидактический материал по теме «Правописание окончаний прилагательных и причастий»
материал по русскому языку на тему
Дидактический материал по теме «Правописание окончаний прилагательных и причастий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_po_teme_pravopisanie_okonchaniy_prilagatelnykh_i_prichastiy.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, графически выделить причастный оборот и определяемое слово.
«Среди волн» — удивительнейш… картина Айвазовского. На ней нет ничего, кроме воды и неба. Мощные волны вздымающ…ся к небу одна выше другой. По небу тяжело опустивш…ся на море свирепый ветер гонит почти черные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш…ся стихия. Гневное море неистово мчащ.. свои воды раскачивает корабль «Мария». Солнечные лучи пробивш…ся сквозь мрачные черные тучи освещают гребни огромных волн. Нет границы между бушующ… морем и небом с несущ…ся по нему тучами.
Бурное море бешено мчит свои воды освещен… неяркими тревожными лучами солнца скрытого за стеной огненных туч. Злое море желающ…показать свою сокрушительную силу поднимает изумрудные громады волн все выше. Вот сейчас оно обрушит лавину воды на людей спасающ…ся на обломках мачт. Море кипит, стихия неумолима. Но почему-то кажется, что отважные моряки не погибнут. С необычайной силой и убедительностью И.К.Айвазовский умел передать яркость бушующ… моря и блеск солнечных лучей сверкающ… на воде.
Путешественника впервые отправившегося в горы удивляют прекрасные дороги. По ним движутся тяжелые машины наполнен… грузом и людьми. Они взбираются на высокие перевалы, спускаются в глубокие горные долины поросш… высокой травой. Чем выше поднимаемся в горы, тем чище и прохладней воздух. Ближе к нам вершины высоких хребтов покрыт… снегом. Дорога огибающ… скалы вьется по глубокой ложбине. Горный поток то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле.
Пустынное впечатление производит глубокая горная ложбина раскинувш…ся вдоль горной реки. Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. Редкое дерево виднеется на берегу реки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши. Они сидят возле телеграфных столбов врытых в землю. Стадо джейранов перебегает дорогу. Далеко видно этих легконогих животных мчащ…ся по степи. Остановившись на берегу шумной реки размывш… край горной дороги на склонах горы можно рассмотреть в бинокль стадо горных серн. Чуткие животные поднимают головы и вглядываются в дорогу пробегающ… внизу.
Осень – это тихое, умиротворенное время, прекрасное и удивительное. Дождь не прекращавш…ся с самого утра наконец устал. Небо плачущ… дождем опустилось низко. Наступила тишина не нарушаем… ничем.
А потом пришла зима. Тихо дремлет полярная ночь заткан… тонким морозным туманом. В темной пучине колебались повисш… яркие звезды. С вышины задумчиво льется голубое сияние. Мертвая тишина неподвижно повисла над застывш… морем. Мягкий синеватый отсвет озаряет необъятную водную гладь подернувш…ся тонким льдистым слоем.
Затем наступает время весны. На берегу усеян… мелкими и острыми камнями еще приметнее чувствуется полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко поют ручьи. По отлогому склону ярко зеленеет мох похож… на великолепный бархат. Наверху между камнями покрывш… потрескавшуюся землю пучками растут цветы своей нежностью напоминающ… подснежники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здесь предложен дидактический материал по теме «Имя прилагательное» для проведения уроков и повторения темы.
Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся по теме «Н-НН в причастиях».
Предназначен для обобщения изученного по теме «Причастие».
Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».
Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».
Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».
Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».
Источник
Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Причастный оборот в русской речи»
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
- репродукции-слайды картин И. Айвазовского;
- компьютерная презентация с текстами и схемами для лингвистических наблюдений.
Методы:
- репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска;
Принципы:
Тип урока: комбинированный.
Ход и содержание урока:
Первая учебная ситуация. Орфографическая пятиминутка.
(Фронтально, устно, на основе работы с текстом, показанным через проектор).
* Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами.
Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.
* Списать текст, обозначив графически орфограмму.
Вторая учебная ситуация. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.
- К какой части речи относятся слова с пропусками?
- Докажите, вспомнив определение причастия.
- Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.
- Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста.
- Назовите синтаксическую функцию причастия?
- Какова роль определений в тексте?
Слайд № 2. Перед вами новый слайд. Вы видите тот же текст. Некоторые словосочетания в нём выделены.
Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение
и составьте самостоятельно определение понятия “причастный оборот”.
* Перед вами тот же текст без причастных оборотов.
* Сравните его с первоначальным вариантом.
Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи?
Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость описания.
* Попробуйте вставить (устно) в этот текст другие причастные обороты так, чтобы получилась несколько иная картина лунной ночи.
Пример ответа ученика:
Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.
Третья учебная ситуация.
* Какая информация содержится в данном изображении?
Вопрос ставится ко всему причастному обороту.
– Найдите в тексте слова, от которых ставится этот вопрос, и обозначьте их графически.
Это определяемые слова.
– Выделите графически определяемые слова и причастные обороты в списанном вами тексте.
Четвёртая учебная ситуация. Словарно-терминологическая работа.
– Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит “обособить”? Составьте словарь корня.
* Работа с доской. Подбираем однокоренные слова.
* Сообщение сильного ученика на основе опережающей домашней работы со словарём С.И Ожегова
Об особ ить – выделить особ о, ограничить
Особ енный – не такой, как все, исключительный
Об особл енный – стоящий особ няком, отдельный
Об особл ение – выделение, ограничение
Об особ иться – выделиться из общего,
изолироваться, занять особ ое положение
Пятая учебная ситуация. Поисковая.
– . Подумайте, от чего зависит обособленность причастного оборота?
Причастный оборот является обособленным определением после определяемого слова .
Шестая учебная ситуация. Комплексная работа. Описание картины И. Айвазовского “Девятый вал”
* Эмоциональная подготовка к восприятию картины.
– Какие чувства вызывает у вас встреча с морем? Почему?
– Закройте глаза. Каким вы представляете сейчас море – бушующим, неистовым или ласковым, спокойным?
– Просмотр видеосюжета “Музыка шторма”.
– Море как страшная стихия, таинственная, непредсказуема, волшебная — это тема многих полотен великого русского живописца. Айвазовского. Познакомьтесь с этими произведениями. Показ слайдов с репродукциями картин Айвазовского. Слайды 9-11
– Чем отличается творчество живописца от работы кинооператора?
* Спишите текст, расставив знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Какую роль они играют в тексте?
Бушующее море мчит свои суровые волны, осв …щённые неяркими, тр …вожными лучами солнца, скрытого за стеной ту(?)ч. Злая стихия хочет пок …зать свою с …крушительную силу и подн …мает всё выше лавины воды, переел …вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей, спасающихся на обломках мачты.
* Творческие задания (дифференцированно):
Сильные учащиеся. Работа в группах, парах или индивидуально (по желанию детей).
– Постарайтесь описать картину “Девятый вал”, используя в речи причастные обороты. Обозначьте их графически и, если это необходимо, пунктуационно. (См. слайд 13)
Основной состав класса:
– По данному началу (слайд № 7)составьте из 3-5 предложений текст-описание по картине Айвазовского “Девятый вал”, включив в него данные причастные обороты, обособленные и необособленные. Обозначьте их графически. Не забудьте о знаках препинания. (См. слайд 13)
Неистово бушующая стихия.
Обломок громадной мачты, сломанной жестоким ветром.
Обессиленные бурей люди.
Просвечивающаяся на солнце зелёным и голубым цветом волна.
Возможное начало текста.
Страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный…
Задание для слабых учеников.
– С причастиями “бушующий”, “тонущие”, “сверкающие” составьте причастные обороты для описания картины Айвазовского.
Седьмая учебная ситуация. Оценка деятельности класса. Ответы на вопросы учеников.
Теория (параграф учебника).
Практика (дифференцированные задания):
1. Сильные ученики.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)
* Задание:
2. Основной состав класса.
* Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.
1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.
2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.
3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.
4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.
5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.
6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.
3. Слабые ученики.
* Выполнить указанное учителем упражнение учебника.
Источник