Княгиня Ольга
Да, мстила ты
Жестокой местью:
Ладья и рты
С землею вместе.
Послов живьем
В домашней бане:
-Пали огнем,
-Прощай, древляне!
-Рубите. Тих
Приказ княгини —
Пять тысяч вмиг
К Его могиле.
-Я слезы лью
-И тризну правлю —
-За смерть твою,
-Мой князь, бесправный!
Коптящий трут
На птичьих лапках,
И город жгут
Они внезапно.
Сожгли дотла —
Хитра княгиня,
Но Ольги вклад
В Россию вклинен.
В России весть —
Крестилась Ольга:
-Наденьте крест,
-И будьте с Богом!
С теплом в народ
К врагам со злостью —
И Русь с ворот,
Как храм возносит.
О светлый взгляд
Княгини Ольги,
Как первый сад
И радость с болью!
Княгиня Ольга — первая из женщин-правительниц на Руси, принявшая власть в качестве регента при своем сыне Святославе после смерти мужа от рук восставших древлян. Притворно согласившись на свадьбу, предложенную древлянами согласно славянскому обычаю права победителя на имущество и титул убитого, княгиня приказала на следующий день закопать древлянских послов живьем.
Следующую делегацию древлянских послов Ольга сожгла в бане, а затем сама направилась к месту убийства мужа для справления обычая провода умершего воина — тризны. Приглашенные на тризну древляне были напоены до пьяна и перебиты.
Последней местью стало сожжение древлянской столицы Искоростеня, после чего оставшиеся в живых древляне были покорены и обязаны вновь выплачивать дань киевским князьям.
После жестокой мести древлянам, Ольга решила предотвратить злоупотребления во время сбора налога с подчиненных племён (за что Игорь и был убит) и провела ряд мероприятий, который можно считать налоговой реформой: установила размеры податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты, а также систему центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор дани.
В 957 году Ольга совершила поездку в столицу Византии. Во время пребывания в Царьграде-Константинополе княгиня прошла обряд крещения при содействии императора Константина VII Багрянородного.
Попытки Ольги приобщить к новой религии сына не имели успеха, однако сама княгиня активно занималась продвижением христианства в своём государстве: обращала в новую веру славян и сносила языческие капища, возводя на их местах кресты.
Княги;ня О;льга (др.-сканд. Helga), в крещении — Еле;на — княгиня, правившая Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство, святая равноапостольная Русской православной церкви; память: 11 (24) июля и в Соборах Киевских, Псковских и Волынских святых.
Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение к первому правителю Руси, принявшему крещение:
« Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. »
Источник
Княгиня Ольга — первая христианка на Руси
«Была она предвозвестницей христианской земле,
как денница перед солнцем, как закат перед рассветом.
Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась
среди язычников, как жемчуг в грязи.»
/ Древнерусская летопись./
Получив страшную весть о гибели мужа, Ольга решила отомстить древлянам. Она хитростью заманила их послов и приказала сбросить их живыми в глубокую яму и засыпать землёй. Её поражала наглость древлян, которые предложили ей выйти за их князя Малого, а Святослава решили убить, чтобы прекратился род княжеский на Руси.
Ольга сделала вид, что согласна выйти за Малого и послала древлянам сказать: «Я согласна. Мужа моего уж не воскресить. Пришлите самых лучших из вас, чтобы мои люди видели, какой почёт мне от вас!»
Вторую делегацию Ольга, истопив для них баньку, сожгла.
А древлянам послала весточку: «Ждите. Иду. Варите меды, буду творить тризну по Игорю.»
Древляне обрадовались, начали готовить свадьбу, надеясь получить, наконец, русские земли.
Ольга с дружиной пришла, напоила всех на тризне, и её дружина перебила древлян.
В 946 году Ольга собрала большое войско, взяла с собой пятилетнего сына Святослава и пошла на древлян. Прибыв в древлянскую землю, она дала Святославу копьё, и он бросил это копьё своей детской рукой. Копьё упало у конских копыт, недалеко, но начало было положено. Воевода Свенельд и дядька Святослава Асмольд воскликнули: «Ну, что ждёте? Князь уже начал! Потянем, дружина, по князе!»И пошла великая сеча!
Древляне были побеждены.
Ольга сказала древлянам, чтобы они не боялись, что она больше мстить не будет. Да и дань с них не возьмёт: нечего у них взять. «Вы обеднели в осаде. Нет у вас теперь не мёду, ни мехов. Хочу взять от вас дань на жертву богам. дайте от двора по три голубя и по три воробья.»Древляне радостно выполнили её просьбу. Ольга же велела привязать к каждой птице горючую серу и трут и отпустить. Птицы вернулись на свои гнёзда и подожгли весь город. Ужас объял древлян! Они выбежали за городские ворота, и дружина Ольги одних перебила, других взяла в плен.
Такова была «лёгкая» дань Ольгина.
В» Летописи временных лет» Нестор пишет об Ольге: «Всё на этом свете остроумная Ольга искала мудростию».
Отомстив древлянам, Ольга приняла решение — принять веру христианскую. В 955 году она отправилась в Царьград и сказала царю греков: «Крести меня сам, иначе не крещуся». Патриарх сказал ей:»Чадо верное, крестясь во Христа, ты облеклась в Христа. »
После крещения она возвратилась счастливая домой, приняв для себя с новой верой новую жизнь.Но очень огорчалась Ольга от того,что несмотря на её уговоры,Святослав не захотел креститься, боясь, что дружина будет смеяться над ним.
После крещения Ольга прожила ещё двенадцать лет, соединяя племена и объединяя Россию.
Похоронили Ольгу в гробнице красного шиферного камня у основания Десятинной церкви.
Церковь нарекла её Равноапостольною и Святою.
Источник
Как уходили правители земли Русской. Княгиня Ольга
КНЯГИНЯ ОЛЬГА
Великая княгиня Киевская: 945 — 960
Годы жизни: 920? – 969
Княгиня Ольга – Великая Княжна Киевская, жена Великого Князя Игоря Рюриковича, После смерти мужа правила Русью за малолетством их сына Святослава.
Ольга, первая русская святая, супруга князя Игоря Рюриковича происходила из незнатной семьи. Дата рождения точно неизвестна. Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова. Женой Игоря Рюриковича она стала благодаря случайной встрече на переправе. Игорь заметил, что перевозчик – это юная девушка, переодетая в мужскую одежду и тотчас разгорелся желанием.
Но Ольга была неприступна и пригрозила, что бросится в воду, если Игорь попытается взять её силой. Князь был очарован её красотой и гордостью и вскоре взял Ольгу в жены. Свою роль в истории Ольга сыграла после смерти Игоря, который погиб от рук древлян, возмущенных постоянными поборами.
Княгиня Ольга встречает тело Игоря. Эскиз картины В.И.Сурикова 1915 год.
Ольга жестоко отомстила убийцам своего мужа. В первый раз, когда древлянские послы явились в Киев требовать от княгини, чтобы та вышла замуж за их князя, Ольга притворно согласилась, но затем повелела бросить послов в глубокую яму и закопать их в ней живыми. Новое посольство («лучшие бояре древлянские») вновь было обмануто хитроумной и жестокой Ольгой: княгиня предложила древлянам сперва вымыться, а затем подожгла мыльню. И в третий раз княгиня отомстила древлянам. «Вот, уже иду к вам, — отправила она весть ничего не подозревающим древлянским старейшинам. — Готовьте меды у могилы мужа моего — поплачу над нею и устрою тризну» (жертвенное пиршество). Собрав небольшую дружину, Ольга пришла к могиле Игоря. На вопросы древлян, где же бояре, посланные к ней прежде, Ольга отвечала, что они следует за ней. И повелела Ольга отрокам своим прислуживать древлянам. Когда же те упились, киевские дружинники перебили их всех; и погибло здесь, по свидетельству летописца, пять тысяч человек.
Но это еще не был конец жестокой Ольгиной мести. На следующий год (по летописи, в 946 году) Ольга собрала огромное войско и двинулась в Древлянскую землю. Во главе киевского войска стояли воеводы Свенельд и Асмуд. Взяла с собой Ольга и сына, малолетнего Святослава. Ему и пришлось, по обычаю, начинать битву. Мальчик бросил своей детской рукой копье в сторону врага, и то пролетело лишь между ушами коня. «Князь уже начал, последуем же и мы за князем!» — воскликнули воеводы, и киевское войско обрушилось на врага. Древляне были разбиты, остатки их войска разбежались по разным городам и затворились в них. Ольга взяла все древлянские города, кроме одного — Искоростеня, того самого, в котором укрылись убийцы ее мужа. Целое лето она стояла возле города, но так и не смогла взять его силой.
И тогда, рассказывает летописец, Ольга придумала новую хитрость. Она передала в город такие слова: «Я уже отомстила за смерть мужа своего. Больше не хочу мстить. Хочу взять с вас малую дань, и тогда уйду». «Чем хочешь дань взять: медом или мехами?» — спросили древляне. «Нет у вас нынче ни меду, ни мехов, — отвечала Ольга. — Дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья, и мне будет довольно». Обрадованные такой неслыханной снисходительностью древляне поспешили выполнить требование княгини. Ольга же раздала своим воинам кому по голубю, а кому по воробью и повелела к каждой птице привязать тлеющий трут, обернув его тряпицей. И когда стало смеркаться, воины выпустили птиц на волю. Те полетели в свои гнезда: голуби на голубятни, а воробьи под стрехи домов. И так загорелся весь город Искоростень. Жители стали выбегать из горящего города, а Ольга повелела своим воинам хватать их. И так одних убили, других забрали в полон, а иных оставили платить дани.
Ольга была очень сильной личностью и умелым политиком. Она оставалась фактическим правителем Руси вплоть до своей смерти, так как сын Святослав, ставший великим князем в 964 году, постоянно был занят военными походами. Ольга установила правила относительно взимаемой дани, реорганизовала систему управления подвластными Киеву землями. Она первой из русских правителей приняла крещение.
По приезду в Константинополь она была радушно принята императором Константином, который тут же предложил ей выйти за него замуж. Ольга отказалась, мотивируя это тем, что не подобает христианину сватать язычницу. Тогда Константин крестил её и вновь повторил своё предложение. Ольга снова отказалась, ведь теперь она приходилась Константину крестной дочерью. По возвращении из Византии Ольга стала распространять христианское учение и веру на Руси и воздвигать в русских городах первые христианские храмы. Хотя ее сын был ревностным язычником, но Ольга своих внуков (Ярополка, Олега и Владимира) старалась воспитывать в христианской вере.
СМЕРТЬ КНЯГИНИ ОЛЬГИ
Вернувшийся из Болгарии сын Ольги Святослав, не пожелал оставаться надолго в Киеве. Когда он в следующем году собрался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, « и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.»
Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года.
Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ КНЯГИНИ ОЛЬГИ
Главная заслуга Ольги в том, что после смерти Князя Игоря, она не дала распасться еще слабой русской государственности. Подавив восстания древлян, Ольга разделила Русь на ряд волостей, что явилось весьма дальновидным политическим решением. Она отменила опасное «полюдье», установив твердый размер дани («Уроки»), сроки ее сдачи и место сбора («погосты»). Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.
Надо помнить, что именно Ольга явилась проматерью христианства на Руси. Дальнейший процесс Крещения Руси продолжил её внук Князь Владимир. Княгиня много сделала для блага и расцвета государства. После смерти народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история мудрой.
Источник
Была она предвозвестницей христианской земле как денница перед солнцем как заря перед рассветом
Повесть временных лет
Вoт повести минувших лет, откуда пошла Русская земля,
кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля
«Так начнем повесть сию…»
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.
Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу – до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, – было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: „Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине – в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, – по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: „На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
Источник