Меню

Было тихое летнее утро солнце уже довольно высоко грамматические основы

Помогите пожалуйста с русским языком

Синтаксический анализ.
1)Было тихое летнее утро . 2) Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля еще блестели росой. 3) Из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу весело распевали ранние птички. 4) На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревенька. 5)По высокой, зыбкой ржи, переливаясь то серебристо-зеленой, то красноватой рябью, с мягким шелестом бежали длинные волны, в вышине звенели жаворонки.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста.
1)Было (предл 1)
2)Довольно высоко стояло (предл 2 )
3) птички весело распевали (предл 3)
4)виднелась деревенька (предл 4)
5)бежали волны (предл 5)

номер2
Расставьте знаки препиная, укажите цифры на месте которых должны стоять запятые.

Производством деревянной посуды всегда особенно славилась заволжская (1) или (2) как ее еще называли (3) керженская земля (4) ведь с древнейших времен жителям (5) раскинувшихся по берегам Керженца и Узолы (6) сел и деревень (7) на малоплодородных дерново-подзолистых почвах редко удавалось вырастить богатый урожай (8) и (9) поэтому подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода населения.

► № 1
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста.
● 4) виднелась деревенька (предложение 4)
● 5) бежали волны (предложение 5)

► № 2
Расставьте знаки препинания, укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

[Производством деревянной посуды всегда особенно славилась заволжская, (1) или, (2) как её ещё называли, (3) керженская земля], (4) [ведь с древнейших времен жителям (5) раскинувшихся по берегам Керженца и Узолы (6) сел и деревень (7) на малоплодородных дерново-подзолистых почвах редко удавалось вырастить богатый урожай], (8) и (9) [поэтому подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода населения].

Запятые на месте цифр 1, 2, 3, 4, 8:
● запятые 4, 8 отделяют друг от друга части сложного предложения;
● запятые 1, 4 выделяют уточняющий член предложения ИЛИ, (2) как её ещё называли, (3) КЕРЖЕНСКАЯ ЗЕМЛЯ;
● запятые 2, 3 выделяют вводное предложение КАК ЕЁ ЕЩЁ НАЗЫВАЛИ, которое находится внутри уточняющего члена предложения
.

Источник

Рудин 5

Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревенька. К этой деревеньке, по узкой проселочной дорожке, шла молодая женщина, в белом кисейном платье, круглой соломенной шляпе и с зонтиком в руке. Казачок издали следовал за ней.

Она шла не торопясь и как бы наслаждаясь прогулкой. Кругом, по высокой, зыбкой ржи, переливаясь то серебристо-зеленой, то красноватой рябью, с мягким шелестом бежали длинные волны; в вышине звенели жаворонки. Молодая женщина шла из собственного своего села, отстоявшего не более версты от деревеньки, куда она направляла путь; звали ее Александрой Павловной Липиной. Она была вдова, бездетна и довольно богата, жила вместе с своим братом, отставным штаб-ротмистром Сергеем Павлычем Волынцевым. Он не был женат . . .

(это как бы эпиграф)

КАЗАЧОК | Большой Энциклопедический словарь (БЭС). — — в России у украинских и русских помещиков мальчик-слуга, одетый в казакин или черкеску.

Сияло солнце в небе лихо.
Блестела на полях роса.
В лесу ещё сыром и тихом
Звенели птичьи голоса.
А по просёлочной дорожке
Среди полей с цветущей рожью
Шла Саша Липина. Она
Была красива и стройна.
Вдова. Бездетна и богата,
Пешком из своего села
Она к больной старушке шла,
А проживала вместе с братом.
Сергеем звался Сашин брат.
Он был покамест не женат.

Читайте также:  Однако солнце это не только небесное светило

Стояла рожь во всей красе,
Ласкало солнышко макушку,
Шла Саша бодро по шоссе
И втихаря сосала сушку)

Сестра Серёжина — вдова,
Надев на плечи кружева,
Шла через лес к больной старушке,
А по пути зашла к подружке
И засиделась за вином,
Её искали всем селом

Галина Лифанова 2

Брат Саши ротмистр Волынцев
Любил взбодрить себя с утра
Передевался сразу в джинсы
Как шла сеструха со двора

Куда-то в рожь попёрлась дура
За нею крался казачок
Одета была на смех курам
Чесала зад и свой бочок

Всё ближе к ней неясный тип
Он пригибается во ржи
Возник внезапно мать ети
Давай мол будем тут дружить.

Евгений Прохоров 6

Хорошо у них там — среди ржи и жаворонков,
а у нас на морском берегу вместо чаек одни вороны — жуть!
И о словах добрых и ласковых люди уже забыли.
И в глазах — зеркале души, души не разглядеть.

Неся в кармане медный грош,
одетый бедно, как Гаврош,
и ощущая телом дрожь,
я встретил пару пьяных рож.
Пришлось отдать им грош и брошь.
Одно просил я — фейс не трожь.
. цвели вовсю овёс и рожь.

Вздёрнутый носик, карие глазки,
довериться можно и без опаски.
Быть равнодушной, без дел отсидеться
ей не давало добрейшее сердце.

И что же этот казачок?,
Влюбился в Сашу безнадежно.
Какой же право дурачок,
Любить богачку невозможно.
Лишь так смотреть издалека,
Брат может дать ему пинка.

Всё как всегда в бездонном мире —
И Толина строфа в стихире,
И Пушкин Саша не забыт,
И шик природы красит быт.

Красива женщина в лесу.
Да русская, в России.
Нет, не увидеть мне красу,
Такую же хоть. в Сирии!

Одев костюм Наполеона,
в монокль следил за ней Лежнёв,
не веря рудинской персоне,
считал блудливейшим котом.
Дождался. В поле между ржи
Димитрий с Сашей, как моржи
на лежбище под стоны Саши,
адьюльтер строят для Наташи!
Лежнёва лопнули лосины,
упав в рассветную росу,
писать подробно не рискну.
на волю вышли апельсины!
Иван Сергеич в стих вгляделся,
юлой в могиле завертелся.

Среди полей с цветущей рожей
Шла Сашенька и пела тихо.
А Рудина всего, похоже,
Зарифмовал наш Толик лихо!
:)))
Раз, два, три, четыре, пять.
Рудина иду читать.

За ней брёл тощий казачок,
ворча, зевая в кулачок:
«И что ей дома не сидится?
Меня тащИт. Вот важна птица!
Уж лучше бы взяла пролётку,
я — кучером, на козлах, с плёткой.
Погнал крутёхонько кобылу.
Видать гужом не вышла рылом.
Таперя топает пешком,
и я, по сыри, босиком.
Да, каждый сам себе варнак. »
И брёл, ловя зевок в кулак.
А с неба солнышко слепило.
И было сыро, тихо, мило.

В лесу весеннем было жарко —
У пня валялся пьяный мужичок.
Босая из колхоза шла доярка,
Несла в село свекрови бифидок.

Источник

Было тихое летнее утро солнце уже довольно высоко грамматические основы

Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.

Читайте также:  Козьма прутков солнце светит днем

(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь

(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала

к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни. (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!

(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот.

(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.

– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился

к дородной женщине.

– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.

– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?

– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.

– (35)Маленькие ещё – вчера родились.

– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.

– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться. (40)Может, всё-таки возьмёте?

(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.

– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.

(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника.

* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.

Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».

Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника. » Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Читайте также:  Спать вместе с солнцем

1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».

В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.

Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.

2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.

Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.

Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

Источник

Adblock
detector