Меню

Человек часть космоса философия кто сказал

Человек и космос в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 18:32, доклад

Описание работы

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).
2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

Файлы: 1 файл

Человек и космос в античной философии.docx

«Человек и космос в античной философии»

Подготовила: Машнина Дарья
Студентка группы ГК-21

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.

Читайте также:  Открытый урок 3 класс по космосу

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.

Античная философия представляет собой единство содержания, цели и методов познания мира. Основным содержанием античной философии был космоцентризм – это признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы (космоса).

Понятие «космос» рассматривалось в двух значениях:

1. Порядок, противоположность хаосу.

Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался вторичным по отношению к космическому уму.

Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований:

1. Проблема природы — из чего состоит мир? Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма?

2. Права человека – что такое добродетели? Как они формируются? В чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим?

Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую выгоду. Важной задачей философии является нравственное совершенствование человека. Методом античной фил ософии было рациональное познание природы и человека.

В VIв. до н.э. античная философия развивалась в рамках натурфилософии. Задавались два вопроса:

1. Из чего состоит мир? (первовещество)

2. Движется ли мир или покоится?

Философ Фалес считал, что мир происходит из воды. Анаксилен – воздух. Гераклит –огонь. Анаксимандр – первоначальное – «апейрон» (беспредельное, из четырех элементов) Философы Левкинн и Демокрит считали первоосновой атом. В мире есть только атом и пустота, атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и универсальны.

Идеи атомизма способствовали установлению принципа материального единства мира.

Рассматривая вопрос о движении и покое, сформировались две точки зрения:

1. Покоя не существует – в мире все движется. (Гераклит)

2. Не существует движения.

Человек как микрокосмос в античной философии

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существование человека — это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.

Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного) от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов, — человек. Но человек рассматривался Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа – этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика. Он считал, что толкователи мифологии трудятся малоэффективно. Вместе с тем Сократа не интересовала и природа. Он говорил: «местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе». Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что ничего не знаю». Оба они и определили суть его философии. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире — в этом и состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию бытия, т.е. жизненный путь. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем.

Читайте также:  27 ноября 1971 космос

В древней философии рассматривались преимущественно отдельные стороны (аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит решал вопрос о выделении человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности, определял человека, как воплощение бессмертной души. Эта же тема активно осмысливалась в древнекитайской философии (конфуцианство). В философии индийского буддизма центром внимания стала тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время (в философии Древней Греции) были заложены основы гуманизма — идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества. В целом же древняя философия делала акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним, с Космосом.

Источник

Античность : космоцентризм, человек — часть космоса,

В своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу — судьбе

Сократ:
человек познает самого себя

Эпикур:
свобода и счастье человека

Диоген:
аскетизм

Платон,

Аристотель:
человек — гражданин — государство

Средневековье: теоцентризм, человек есть образ и подобие Бога, идеальный образ человека – образ святого; главный признак человечности – любовь к Богу

зло произошло от собственной воли человека

человек — промежуточное существо между животным и Богом

человек раздвоен: тело бренно, душа бессмертна

смысл жизни — познание себя

Возрождение: человек — предмет культа

Оптимистический гуманизм — вера в силы человека

человек — творец своей судьбы

человек на одной ступени с Богом

человек красив, деятелен, свободен

Новое время: человек — сложная машина

человек — порождение природы

человек есть мыслящее существо (Р. Декарт)

человек изменяет мир с помощью знаний

человек революционным образом меняет мир: насилие над историей

5. Немецкая классическая философия:
а) человек — существо духовное
б) человек — творец истории

Марксизм: человек — совокупность общественных отношений

трудовая деятельность — основная форма существования человек

в человеке отражается эпоха

человек — автор, режиссер, актер своей собственной драмы

принадлежность человека к определенной социальной группе

человек не рассматривается как индивидуум

Русская философия: православная направленность

обращена к душе человека

не заинтересованность в подчинении окружающему миру

главная проблема — усовершенствование человека

цель — поиск правды и справедливости

8. Новейшее время

Фрейдизм

Сознание человека управляется иррационально, то есть бессознательно

Экзистенциализм

Решающее воздействие на человека оказывают воля к жизни, воля к власти, вера, стремление к переживанию подлинности жизни

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, то есть существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Встаёт вопрос о том, каким образом происходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа.

При рассмотрении этой проблемы следует выделить три основных подхода:

§ Креационная концепция. Концепция творения человека Богом или иной надчеловеческой личностью, или безличной сущностью в силу свободного акта свободного волеизъявления этой сущности, непостижимого для ума.

Многие философы считают библейскую версию происхождения человека правдоподобней, чем дарвиновскую – об этом, считает, например, русский мыслитель Лев Шестов, свидетельствуют неутолимая тоска и вечная духовная жажда человека. Если бы человек произошёл от обезьяны, он по-обезьяньи умел бы быстро найти всё, что ему нужно. Правда, на свете очень много людей, сумевших по-обезьяньи приспособиться к жизни: они весьма изобретательны в добывании пищи и вполне довольны своей жизнью.

Читайте также:  Астронавты отвергнутые космосом рина грант

Но, пояснял Шестов и Дарвин и Библия правы. Часть людей произошла от согрешившего Адама, чувствует в своей крови грех предков, мучается этим грехом, а другие от несогрешившей обезьяны, их совесть спокойна, они не терзаются и не мечтают.

Другой русский философ С. Л. Франк считал, что теория эволюции сводит бытие человека лишь к его природному существованию и даёт беспомощные объяснения его происхождения, с её точки зрения человек с его душой, разумом постепенно развился из какой-нибудь амёбы или протоплазмы. Это всё равно, если бы мы сказали, что круг постепенно развился из треугольника или точки, а машина из гайки. Теория эволюции – это наивная мифология. Человек не может развиться из того, что в принципе ему чуждо, он возникает совсем из другого источника.

§ Теория естественного эволюционного происхождения:

1. общая космологическая теория эволюции. Человек есть часть всеобщего процесса эволюции космоса.

2. синтетическая теория эволюции (Ч. Дарвин). Человек есть продукт естественного отбора и генетических мутаций. То есть мы, как и все другие представители нашего мира являемся продуктом эволюции путём естественного отбора.

3. В противовес этому существуют течения, дающие человеку особый статус среди живых существ, объясняют его происхождение как революционный переход от природной, биологической эволюции, в качественно иной статус, надприродный. Это уже упоминавшаяся теория творения человека Богом и трудовая теория антропогенеза (Ф. Энгельс).

По обилию накопленных подтверждений трудовая теория доминирует. Её современный вариант рассматривает труд в единстве с природными факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылок антропогенеза называются: 1. активная вулканическая деятельность; 2 Сильный радиационный фон на предполагаемой прародине человека – юге Африки; 3. изменение климата на Земле; 4. космические воздействия, пассионарные толчки и др.

Одна из этих предпосылок, или все вместе стали причиной мутаций, которые в единстве с естественным отбором привели к появлению внешних биологических признаков человека: 1. тело, приспособленное для прямохождения; 2. развитая для тонкого манипулирования кисть; 3. развитый мозг; 4. голая кожа.

Объяснение этих процессов содержит множество загадок. Одна из них состоит в том, что по некоторым расчетам длительность подобных изменений выходит за рамки не только возраста Земли, но и наблюдаемой Вселенной. Вместе с тем, останки пралюдей и следы их трудовой деятельности подтверждают, что такие изменения действительно происходили:

— 3-5 млн. лет назад – австралопитек (australis-южная, pithekos-обезьяна), освоивший прямохождение и изготовлявший галечные и костяные орудия труда;

— 1,5 млн. лет назад – питекантроп (обезьяночеловек), имеющий развитую кисть, зачатки речи;

— 150 тыс. лет назад – неандерталец (долина Неандерталь в Германии), обладающий развитым мозгом, членораздельной речью;

— 90-100 тыс. лет назад – homo sapiens (человек разумный), имевший вид современного человека.

Согласно трудовой теории, природные изменения, ставшие исходной причиной биологических изменений человекообразных обезьян не стали решающими для появления человека. Только трудовая деятельность: целенаправленная, осмысленная, результативная могла сыграть решающую роль в появлении человека.

§ Гипотезы о внеземном, космическом происхождении человеческого рода как «эксперимента» высокоразвитых цивилизаций на планете Земля.

Итак, с одной стороны, человек разумный – это результат биологической эволюции, её усложнения и видоизменения. Он генетически связан с другими формами биологической жизни. С другой стороны человек – существо социальное, ибо он преобразует природные объекты, то есть занимается производством. Именно ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо.

Источник

Adblock
detector