Человек как космос философия
Человек и космос
В первом пособии мы выяснили вопрос возникновения и сущности сознания (мышления) человека. Нельзя также обойти вниманием и другой, не менее важный вопрос — распространенности «сферы сознания», включающий прежде всего проблему вечности или конечности сознания. На этот счет в философии и космологии существуют разные мнения: согласно так называемым финалистским концепциям — любая цивилизация (а, значит, и сознание) во Вселенной существует непродолжительное время и погибает по внутренне присущим ей причинам: «ничто не длится вечно». Применительно к земной цивилизации это неумение справиться с экологическими проблемами, опасность ядерной войны и др.
Согласно антифиналистским концепциям сознание, однажды возникнув, становится неуничтожимым космическим феноменом. Согласно так называемому антропному принципу — существование человека является обязательным условием эволюции космоса: во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, однажды возникнув, она никогда не прекратится. В частности гипотеза «космогалактического кода» сознания исходит из идеи закодированного хода развития Вселенной на начальной стадии эволюции. То есть, уже в момент взрыва (начала Вселенной) были определены физические законы, мировые константы Вселенной, одной из которых и является сознание.
Так в гипотезе «голографической (объемной) Вселенной» ее эволюция представлена в виде восходящих ступеней, где каждый последующий этап есть углубление предыдущего и включает в качестве начальных условий свой набор структурных единиц (первокирпичиков). У самой первой галактической ступени (образование галактик) таким структурным основанием являются элементарные частицы, у звездной ступени — атомы, у планетной — молекулы, у биологической -клетка, у социальной — человек.
Вышеперечисленные этапы-ступени существования Вселенной взаимосвязаны друг с другом, при этом особенно важной является структурная соотнесенность человека и космоса. Долгое время наука и философия, сосредоточившись на изучении геометрической и физической сущности Вселенной, или исключали человека из схемы мироздания, или, провозгласив его центром мироздания, на самом деле не видели этой тесной взаимосвязи человека и космоса (природы). Тем не менее, человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства, в том числе и философию. Так, уже античное мышление было обращено к космосу и природе и, вместе с тем, к человеку постольку, поскольку он связан с ними. Проблемы взаимодействия человека и космоса так или иначе разрабатывались на всем протяжении истории философии.
Большой вклад в разработку проблемы «человек и космос» внесли русские космисты. Русских космистов по существу интересовали: 1) сохранение природной среды, 2) человеческое братство, 3) выход в космос.
Русские космисты показали, что появление человеческой цивилизации было результатом закономерной природной логики развития Вселенной; в человеке заложена некая космическая миссия управления эволюцией Вселенной, реализовать которую он сможет, предварительно преодолев различного рода земные социальные антагонизмы.
В русском космизме обосновывались принципы нового отношения человека к природе, здесь имел место переход от коэволюции человека и биосферы к коэволюции человека и Вселенной. Обобщение огромного статистического материала показало, что биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса: подобно чуткому нервному узлу, каждая живая клетка реагирует на ту «космическую информацию» (термин введен Вернадским), которой пропитывается вся Вселенная. Поэтому имеет место тесная связь между Вселенной и человеком, Вселенной и человечеством: Вселенная развивается, должен развиваться и человек. В свою очередь, развитие человека и человечества влияет на развитие Вселенной.
Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека. Недаром важное место здесь занимали проблемы, связанные с преодолением болезней, смерти, достижением бессмертия. У русских космистов человек был сведен с его трона исключительности (как это было в европейской философии). Будучи одной из органичных составных частей и этапов развития космического целого, человек везде демонстрирует свое родство с другими живыми формами и силами, что налагает на него огромную ответственность. По существу русские космисты вплотную подошли к осознанию проблем, получивших впоследствии название глобальных, опередив тем самым свое время.
Данные современной науки позволяют убедительно и аргументировано развернуть тезис-формулу: «человек-микрокосм». Современные ученые настойчиво разрабатывают идею, что не только возникновение жизни, но ежеминутное, ежесекундное функционирование живых организмов невозможно без постоянного взаимодействия с космосом: солнечные бури, электромагнитные излучения, излучения, идущие из космоса, влияют на клетки, нервную и сосудистую системы организмов. Данные науки свидетельствуют также о том, что ритм и периодичность управляют Вселенной, живыми организмами, социальными явлениями.
В конце XX века все большее развитие получает синергетика — наука о сложном, о том, как в хаосе устанавливается определенный порядок, который, однако, рано или поздно разрушается. Интересно, что как в установлении, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флуктуации). Благодаря этим воздействиям система в одних случаях приобретает упорядоченность, в других эта упорядоченность, исчерпав себя, разрушается, при этом система попадает в состояние неустойчивости. Смена режимов устойчивости и неустойчивости происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и информации. До развития синергетики наука рассматривала отдельно хаос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать относительно простыми математическими уравнениями. Синергетика выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.
Откуда все взялось – космос, звезды, планеты, жизнь, сообщества людей? Современные ученые отвечают на этот вопрос следующим образом. Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в неустойчивом состоянии. Произошел Большой взрыв, вакуум разогрелся до 1019 градусов Кельвина. При такой гигантской температуре не могли существовать современные молекулы и элементарные частицы. Взорвавшийся вакуум стал расширяться и вследствие этого охлаждаться.
Уже в первую секунду произошло очень много явлений, в частности появилось вещество, началось образование химических элементов. Позднее возникли звезды и планеты. Биологическая эволюция началась на нашей планете около 4 млрд лет назад. Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому назад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали способны к членораздельной речи, мышлению, широкому использованию орудий труда. Возраст цивилизации составляет всего около 20 тыс. лет.
Не Бог, а случайности, утверждает современная наука, привели к образованию тех упорядоченностей, от законов физики до наших ценностей, которые вызывают столь большое удивление своей закономерностью. Интересно, что возникновение жизни могло бы не состояться, если бы мир оказался пусть даже в весьма незначительной степени другим. Крайне специфические условия обеспечили возможность появления жизни и ее последующую эволюцию.
Космос, природа таковы, что они обладали и обладают возможностью порождать живые организмы и человека как существо социальное по своей сути.
Источник
Человек и космос в античной философии
Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.
Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.
Античный атомизм. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.
Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов. Демокрит всесторонне развил эту идею. Он считал, что атомы – это недилимые частицы, имеющие свою форму, протяженность, другие физические свойства. Они разделены пустотой. Пустота – это небытие, и потому непознаваема. Мир атомов может быть познан наукой, атомы составляют суть вещей, их нельзя видеть, но можно мыслить. Атомы различаются по форме и величине, они сцепляются между собой, образуя тела, доступные восприятию. Это был материалистический творческий взгляд на основу природы, ее первоначало. В дальнейшем атомистическая теория Демокрита была воспринята другими древнегреческими философами и учеными.
Эпикур считал, что не только природа, но и душа человека состоит из атомов. Также Лукреций Кар (Древний Рим), и другие. В 17-18 вв. н.э. эта теория получила дальнейщее развитие в трудах французского философа Гассенди и английского Ньютона.
Источник
Человек и космос в античной философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 18:32, доклад
Описание работы
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).
2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)
Файлы: 1 файл
Человек и космос в античной философии.docx
«Человек и космос в античной философии»
Подготовила: Машнина Дарья
Студентка группы ГК-21
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).
2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)
3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)
4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)
5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).
6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).
7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.
8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».
Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.
Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.
Античная философия представляет собой единство содержания, цели и методов познания мира. Основным содержанием античной философии был космоцентризм – это признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы (космоса).
Понятие «космос» рассматривалось в двух значениях:
1. Порядок, противоположность хаосу.
Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался вторичным по отношению к космическому уму.
Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований:
1. Проблема природы — из чего состоит мир? Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма?
2. Права человека – что такое добродетели? Как они формируются? В чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим?
Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую выгоду. Важной задачей философии является нравственное совершенствование человека. Методом античной фил ософии было рациональное познание природы и человека.
В VIв. до н.э. античная философия развивалась в рамках натурфилософии. Задавались два вопроса:
1. Из чего состоит мир? (первовещество)
2. Движется ли мир или покоится?
Философ Фалес считал, что мир происходит из воды. Анаксилен – воздух. Гераклит –огонь. Анаксимандр – первоначальное – «апейрон» (беспредельное, из четырех элементов) Философы Левкинн и Демокрит считали первоосновой атом. В мире есть только атом и пустота, атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и универсальны.
Идеи атомизма способствовали установлению принципа материального единства мира.
Рассматривая вопрос о движении и покое, сформировались две точки зрения:
1. Покоя не существует – в мире все движется. (Гераклит)
2. Не существует движения.
Человек как микрокосмос в античной философии
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существование человека — это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.
Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного) от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов, — человек. Но человек рассматривался Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа – этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика. Он считал, что толкователи мифологии трудятся малоэффективно. Вместе с тем Сократа не интересовала и природа. Он говорил: «местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе». Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что ничего не знаю». Оба они и определили суть его философии. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире — в этом и состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию бытия, т.е. жизненный путь. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем.
В древней философии рассматривались преимущественно отдельные стороны (аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит решал вопрос о выделении человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности, определял человека, как воплощение бессмертной души. Эта же тема активно осмысливалась в древнекитайской философии (конфуцианство). В философии индийского буддизма центром внимания стала тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время (в философии Древней Греции) были заложены основы гуманизма — идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества. В целом же древняя философия делала акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним, с Космосом.
Источник