Меню

Человек ощущающий себя центром вселенной

Что такое Антропоцентризм

Антропоцентризм — философская система, в которой человек считается центром Вселенной.

Антропоцентризм рассматривает человека как что-то отдельное и превосходящее природу.

Для антропоцентризма человеческая жизнь имеет существенную ценность, в то время как другие сущности (животные, растения и т. д.) являются ресурсами, которые могут быть по праву использованы на благо человечества.

Слово антропоцентризм происходит от греческих слов «anthropos» (ανθρωπος) — человек + «kentro» (κέντρο) — центр.

Антропоцентризм в философии

Антропоцентризм относится к «антропоцентрической» или ориентированной на человека точке зрения. В философии антропоцентризм может относиться к убеждению, что люди являются единственными или основными носителями моральных качеств.

Антропоцентрические системы ценностей, таким образом, видят природу с точки зрения её ценности для человека. Такое суждение наиболее чётко прослеживается в пропаганде устойчивого использования природных ресурсов.

Даже аргументы, которые выступают за сохранение природы на том основании, что чистая природа укрепляет человеческий дух, также должны рассматриваться как антропоцентрические.

Философия эпохи возрождения

Философия в эпоху возрождения — это целая коллекция разновидных философских школ. Они не представляют собой одно целое, однако имеют некоторые схожие идеи.

Пантеизм

Это философско-религиозное учение о Вселенной и Боге, которое связывает их в единое целое.

Для пантеизма природа является воплощением Божества. В этом учении Бог растворяется в природе, а не находится где-то за её пределами.

Бог не считается самостоятельной личностью, существующей независимо от мира. Бог имманентен космосу (лат. immanens — присущий, свойственный), т. е. внутренне присущ космосу.

В пантеистическом учении человек считается частицей Божества, он всего на мгновение осознаёт себя, а после навечно пропадает в бесконечности духа.

Ренессансный антропоцентризм

Этот антропоцентризм противопоставлялся средневековому. Антропоцентризм сосредотачивался на убеждениях гуманистов, обозначал смену убеждений обожения (объединения человека с Богом).

Имеется в виду моральное совершенствование человека, его объединение с Богом (также в его творческой деятельности) и само представление обожествления человека.

Теперь человек находится в центре внимания, а не Бог. Судьба, свобода и место человека во Вселенной заботят мыслителей и творцов искусства того времени.

Ренессансный гуманизм

Творцы Возрождения перемещали человека в центр мира. Гуманизм — это исследование человека прежде всего таким, какой он есть, со всеми его нуждами (земными и неземными). Таким образом термин «гуманизм» стал синонимом «антропоцентризма».

Гуманизм заявлял о принципиальном равенстве между людьми, независимо от сословия, в котором человек родился. Гуманизм выражался в морально-этических рассуждениях, идеях и учениях.

Гуманизму противостояла схоластическая философия — религиозная философия, которая преподавалась главным образом в школах при монастырях.

Три периода философии эпохи Возрождения:

  • гуманистический (антропоцентрический): противоположное теоцентризму внимание к человеку и его взаимоотношения с окружающим миром (XIV–XV вв. в Италии; XVI–XVII вв. в Центральной и Северной Европе);
  • неоплатонический: период, связанный с постановкой и решением онтологических вопросов, философское наследие Платона (XV–XVI вв.);
  • натурфилософский: период, когда философы начали опираться на достижения естествознания и возрожденческого неоплатонизма. Начинает появляться новое виденье мира свободное от теологии (XVI–XVII вв.).

Три типа антропоцентризма

Антропоцентризм может быть поделён на три типа:

Эти три типа антропоцентризма не являются взаимоисключающими. Ведь отдельный человек может быть одновременно «мужчиной», «молодым» и «темноволосым».

Так и какая-либо теория может быть созерцательно антропоцентрической, описательно антропоцентрической, пассивно-нормативно-антропоцентрической и активно-нормативно-антропоцентрической. Или же одной из многих других комбинаций.

Созерцательный антропоцентризм

Любая идея или теория — это созерцательный антропоцентризм, когда она прямо или косвенно основана на данных, полученных или собранных чувствами человеческого тела. Это первичный тип антропоцентризма.

Читайте также:  Где находится мир вселенная

Описательный антропоцентризм

Описательный антропоцентризм — теория/идея каким-то образом фокусируется на, принимает в качестве своей исходной точки, центрируется вокруг или упорядочена в соответствии с видом Homo sapiens или категорией «человек».

Это (начинается с, вращается вокруг и т. д.) делает её антропоцентричной в «своём» видении мира и в том, что она заявляет об этом мире: она сосредоточена на человеке в своих описаниях.

Описательный антропоцентризм также может делиться на пять подтипов:

  • описательный антропоцентризм — бездействие: учения, которые не включают Homo sapiens в контекст (например, анатомия человека, юриспруденция, история);
  • описательный антропоцентризм — воронка: учения, в которых данные фильтруются через человеческое восприятие (например, трансцендентальный идеализм Канта);
  • описательный антропоцентризм путём экстраполяции: изучение явлений в мире в общем, на основе версии концепции, разработанной посредством изучения людей в частности (например, семиотика Соссюра);
  • описательный антропоцентризм путём привязки: учения, которые исходят из предположений, что люди буквально являются центром (в физическом или географическом смысле) Вселенной или же конечным продуктом эволюции (например, эволюционная теория Альфреда Рассела Уоллеса);
  • описательный антропоцентризм путём разделения: учения, которые утверждают, что существует некая особенность или способность, которая делает людей отличительными и каким-то образом делает их метафизически «отделёнными» от всего остального, что существует (например, дуализм Декарта).

Нормативный антропоцентризм

Может быть разделён на две разновидности:

  • пассивно-нормативный антропоцентризм — проявляется в учениях, которые ограничивают исследование так, что каким-то образом привилегируют Homo sapiens или категорию «человек» (обычно потому, что любое рассматриваемое учение всегда является описательным антропоцентризмом);
  • активно-нормативный антропоцентризм — проявляется в учениях, которые либо а) содержат утверждения или предположения о превосходстве Homo Sapiens, его возможностях, превосходстве его ценностей, его положении во Вселенной и т. д ., и/или б) пытаются сделать этические или правовые предписания на основе этих утверждений или предположений.

Источник

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «АНТРОПОЦЕНТРИЗМ» в других словарях:

антропоцентризм — антропоцентризм … Орфографический словарь-справочник

Антропоцентризм — (от греч. άνθροπος человек и лат. centrum центр) ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из… … Википедия

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — [ Словарь иностранных слов русского языка

Антропоцентризм — Антропоцентризм ♦ Anthropocentrisme Стремление поставить человека в центр, но не ценностей, как это делает гуманизм, а бытия. С точки зрения антропоцентризма Вселенная создана исключительно для нас, а потому все на свете должно вращаться… … Философский словарь Спонвиля

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — (от антропо. и центр) воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания … Большой Энциклопедический словарь

антропоцентризм — сущ., кол во синонимов: 1 • мировоззрение (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Читайте также:  Наиболее общее понятие философской онтологии бытие космос вселенная

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — (от греч. апthropos человек и от лат. centrum середина круга) англ. anthropocen trism; нем. Anthropozentrismus. Мировоззрение, в к ром человек рассматривается как центр и высшая цель мировоззрения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Антропоцентризм — (греч. anthropos – человек + лат. сentrum – мировоззрение) – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. ☼ мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для А. в… … Энциклопедия культурологии

антропоцентризм — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos человек, и лат. centrum центр) воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. В совокупности с теоцентризмом, провозглашающим существование надмирного целеполагающего… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

антропоцентризм — а, м. anthropcentrisme m. Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. БАС 2. Антропоцентрический ая, ое. Когда распадение труда на труд физический и умственный доходит до известных пределов, антропоцентрический унизм … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Источник

Антропоцентризм — что это, определение, развитие

Человек – существо разумное. Именно поэтому ему всегда нужно о чем-то размышлять, что-то анализировать. Как говорил когда-то Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую». Человечество всегда задавалось самыми разными вопросами, на которые искало ответы. И часто вопросы эти были не о том почему светит солнце или почему на небе радуга. Человек искал ответы и на другие, весьма сложные, вопросы психологического и философского характера.

Каждый из нас пытается определить свое место в жизни. Место индивида в мире также вызывает ряд вопросов у мыслителей и философов. Задаются им и психологи, так как черты характера человека зарождаются под влиянием общества. Ощущаемое место в этом обществе определяет набор черт и качеств человеческой личности.

В этой статье речь пойдет об антропоцентризме. Это учение, которое ставит человека во главу Вселенной. Эта философская идея является одной из самых популярных и обсуждаемых. Подробнее об этом учении вы узнаете ниже.

Что такое антропоцентризм?

Для начала стоит подробнее раскрыть само понятие такой идеи как «антропоцентризм». В принципе, даже человек, не слышавший раньше о существовании такого термина, может примерно догадываться, о чем пойдет речь. «Антропос» в переводе с греческого означает «человек». Поэтому можно понять, что данный термин означает идею о нахождении в центре всего именно индивида.

Антропоцентризм – это идеалистическое учение, главная идея которого заключается в том, что именно человек выступает центром Вселенной. Иными словами, индивид является целью всех событий, которые происходят в мире.

Нетрудно догадаться, почему это философское воззрение столь популярно. Превосходство интеллекта человека над другими существами неоспоримо, а влияние человеческой деятельности, осуществляемой на всей планете, колоссально. Представление человека в качестве центра Вселенной и объекта всех происходящих вокруг процессов – философское учение, основанное на человеческом эгоизме и нарциссизме. Самолюбование и превозношение индивида на пьедестал чуть ли не божественного значения – типичное проявление человеческой эгоистичной натуры.

Зарождение и дальнейшее существование антропоцентризма

Антропоцентризм – учение, которое развивалось на протяжении истории, то теряя, то обретая популярность и новых последователей:

  • Впервые идеи о человеке как о центре Вселенной появились у Протагора – греческого мыслителя, жившего в Элладе предположительно в V веке до нашей эры. Этот почтенный философ обозначил идею антропоцентризма в следующем своем выражении: «Индивид есть мера всех вещей». Идея антропоцентризма впоследствии была принята Сократом, проанализировавшим и сформулировавшим ее более точно и обширно.
  • В античное время данная идея была весьма популярна у многих философов, мыслителей и схоластиков. Популярность этого философского воззрения может быть объяснена тем, что в то время люди искали объяснение всему, что происходит вокруг. Человеческая сущность требует анализа постоянно, а в те времена это было закономерно из-за невозможности осуществления научного обоснования всевозможных процессов, механизмы которых просто нереально было объяснить.
  • В Средневековье антропоцентризм также не затерялся среди множества различных философских учений, доставшихся людям по наследству от представителей античных времен. Следует отменить, что поначалу люди весьма неохотно прибегали к анализу философских идей и воззрений. Начало эпохи Средневековья – сплошные распри, развитие религиозных идей, а затем и войн на религиозной почве.
  • Свою популярность идея об антропоцентризме возымела уже в эпоху Возрождения. Объясняется это тем, что многие труды античных философов начали изучаться серьезнее, а люди стали активнее обращаться к идеям и образованию. Как известно, классицизм в искусстве ознаменовал возвращение античного ориентира на превосходство человека над природой. Античные традиции преобладали и в идеях многих философов и писателей того времени.
  • На развитие идей антропоцентризма существенное влияние оказала религия. Антропоцентричность христианства заключается в том, что все происходит по сути ради индивида. С другой стороны, нельзя не сказать о том, что антропоцентризм буквально противопоставлен религии. Христианство ориентируется на воззрении о теоцентризме, то есть о нахождении Бога в центре мира. Позиционирование человека в центре Вселенной наносит удар по христианскому мировоззрению.
Читайте также:  Парни вселенной гарри поттера

Расшатывание позиций антропоцентризма

Антропоцентризм, набравший популярности в эпоху Возрождения, стал сдавать позиции именно по прошествии этого исторического отрезка. Новые научные открытия, а также постепенное устаревание прежних философских учений, кардинально изменили человеческое мышление.

Можно назвать несколько событий, которые довольно ощутимо ударили по антропоцентризму:

  • Для начала стоит отметить тот факт, что после эпохи Возрождения начали ослабевать позиции классицизма, что практически отменило культ поклонения человеческой личности. Человек попросту перестал рассматриваться, как причастный к Богу.
  • Сильным ударом по антропоцентрической философии послужило открытие Николая Коперника, которое продемонстрировало людям, что в центре Вселенной находится нечто другое. Это сместило фокус с человека на Солнце.
  • Наконец, следует признать, что Чарльз Дарвин со своей теорией эволюции фактически «деклассировал» позицию человека по антропоцентризму, гласящую о том, что именно индивид находится на вершине цепи бытия. Происхождение человека от обезьяны, эволюция – низвергли эгоистическую людскую сущность с ее пьедестала. Подразумевается, конечно, не общее мнение, а позиция последователей антропоцентризма.

Политическое и социальное осознание антропоцентризма

Такое философское ненаучное учение как антропоцентризм смогло обрести себя в довольно серьезной сфере человеческой жизни. Эта мысль в какой-то мере реализуется в либерализме. Либерализм является идеей, которая провозглашает нравственность и личность главными акторами происходящих процессов. То есть, деятельность человека является определяющей, а социум складывается из множества личностей, имеющих равные права и существующих в постоянной конкуренции.

Индивид выступает частью общества. Его личность играет важную роль в существовании общества в целом. Этим суждением подчеркивается определяющая роль человека в происходящих в социуме процессов, что отчасти отражает главную идею антропоцентризма.

Источник

Adblock
detector