Меню

Человек с луны дэвид боуи

Дэвид Боуи: человек, который упал на Землю

70 лет со дня рождения Дэвида Боуи

10 января прошлого года весь мир потрясла ужасная новость: в возрасте 69 лет скончался британский певец Дэвид Боуи. Он умер через два дня после своего дня рождения, проведя последние полтора года в борьбе с раком печени… В одном из интервью Боуи скептически отметил: «Вряд ли кто-нибудь вспомнит обо мне через тысячу лет». И он оказался по-своему прав – о нём не вспомнят через тысячу лет, но лишь потому, что этого срока недостаточно, чтобы забыть его грандиозный вклад в культуру XX века.

Л юбой исполнитель – это, в какой-то степени, успешное сочетание двух важных составляющих: музыки и образа. Главное отличие Дэвида Боуи от многих музыкантов в том, что и его музыка, и его имидж постоянно менялись – за это его называли «хамелеоном рок-музыки». «Каждое утро я просыпался и разбирал самого себя по кирпичику, отбрасывал всё, что мне не нравилось, а потом строил нового человека», – говорил Боуи. Многие образы музыканта могут претендовать на звание культовых (например, Зигги Стардаст или Боуи с зигзагом молнии на лице со знаменитой обложки альбома «Aladdin Sane»). Сам Боуи говорил, что «я так часто придумывал себе новый образ, что сегодня мне кажется, будто изначально я был располневшей кореянкой».

Несмотря на многочисленные смены амплуа, неизменным оставалась уникальная, свойственная только Боуи, «инаковость». Его андрогинная фигура, бледное лицо и необычные глаза делали его похожим на представителя внеземной цивилизации. Стоит заметить, что необычный левый глаз Дэвида Боуи – ставший его «фирменным знаком» – результат травмы, полученной в детстве. В 15 лет он подрался с лучшим другом, и тот случайно ударил его перстнем. Следующие четыре месяца Боуи провёл в больнице, где врачи пытались восстановить ему зрение. Операции прошли успешно, но зрачок травмированного глаза навсегда остался расширенным. Именно это и создавало впечатление, что глаза у Боуи разного цвета.

Нестандартная внешность Дэвида Боуи позволила ему «оставить след» не только в музыке, но и в кинематографе. На его счету – больше десятка ролей (как эпизодических, так и главных) в различных фильмах. Одной из последних стала роль Николы Теслы в ленте Кристофера Нолана «Престиж» (2006). Это была наиболее «тихая и спокойная» роль Боуи, который как-то сказал, что ему в основном предлагают сыграть «бесноватых п*доров, трансвеститов или марсиан».

Именно «инопланетность», «космичность» и делали Боуи привлекательным для режиссёров. В 1976 году он снялся в фильме Николаса Роуга «Человек, который упал на Землю». Главный герой – Томас Джером Ньютон – пришелец, который прилетел на Землю в поисках воды, оставив на родной планете жену и детей. Однако запатентовав технологии своей расы и сколотив неплохое состояние, он постепенно «очеловечился»: подсел на алкоголь и телевидение, завёл земную любовницу и всё реже стал смотреть на звёзды…

Фильм Роуга получился весьма философским как по содержанию, так и по форме. «Фрагментарность» повествования, рваный монтаж, высокохудожественные флэшбэки выносят картину за рамки массового кинематографа и приближают к хорошему авторскому кино. Но ещё большей «элитарности» фильму добавляет Дэвид Боуи. Интересно, что изначально Николас Роуг планировал снять в главной роли писателя-фантаста Майкла Крайтона, «инопланетность» которого заключалась в его необычайно высоком росте (2,06 м).

История, безусловно, не терпит сослагательных наклонений, но весьма вероятно, что без Боуи «Человек…» получился бы менее стильным. Его герой Томас Джером Ньютон – экстравагантное, немного истеричное и потерянное существо, которое покинуло одну систему обитания, но всё же не сумело полностью адаптироваться к другой. При этом истинный облик Ньютона, в котором он предстаёт в одной из сцен, не так далёк от внешности самого Боуи. В какой-то степени этот фильм можно считать автобиографичным: только герой Ньютона «проявил» свою космическую сущность в технологиях и бизнесе, а Боуи – в музыке и культуре.

Читайте также:  Как разукрасить планету луна

Однажды Дэвид Боуи сказал: «Я всегда старался напомнить вечности, что даже она когда-то может подойти к концу». Сегодня, 8 января, Дэвиду Боуи исполнилось бы 70 лет… Но многие верят, что с его смертью окончился лишь «земной путь» музыканта – а сам он просто вернулся на свою планету. Но даже здесь, на Земле, его вклад в музыку, моду, кинематограф и культуру в целом безусловно ещё позволит ему «испытать вечность на прочность».

Источник

Дэвид Боуи на съемках фильма «Человек, который упал на Землю»

Самая знаменитая роль Дэвида Боуи в кино — инопланетянин Томас Джером Ньютон в британском научно-фантастическом фильме «Человек, который упал на землю», снятый Николасом Роугом в 1976 году. Это экранизация романа Уолтера Тевиса, рассказывающая об инопланетянине, который прибыл на Землю в поисках воды для своей погибающей от засухи планеты, но обжившись на новом месте, пришелец слишком увлекается образом жизни землян.

Издательство Taschen опубликовало редкие кадры, сделанные фотографом Дэвидом Джеймсом во время съемок.

Актриса Кэнди Кларк, режиссер Николас Роуг и Дэвид Боуи

Боуи и Кларк отдыхают во время перерыва между съемками

Боуи смотрит в объектив камеры на съемках в Уайт Сэндс рядом с городом Аламогордо, Нью-Мексико

Дэвид Боуи на съемках

Дэвид Боуи позирует

Инопланетянин Томас Джером Ньютон, которого играет Боуи

«Забредая в воду, всегда иди как можно дальше, насколько это возможно. И только когда ты почувствуешь, что твои ноги не касаются дна, — это значит, ты оказался в нужном месте, и пора сделать что-то потрясающее», — говорил Боуи о своей художественной философии.

Ньютон и его семья инопланетян

Боуи на съемках финальной сцены в ресторане в Лос-Анджелесе

Photography David James / Courtesy of Taschen (Copyright: © 1976 Studiocanal Films Ltd. All rights reserved.)

Источник

«Человек, который упал на Землю» или «Свой среди чужих»

Более 40 лет назад, 18 марта 1976 года состоялась кинопремьера фильма с участием Дэвида Боуи «Человек, который упал на Землю / The Man Who Fell to Earth».

Сейчас картина занимает первые позиции топах «культовых научно-фантастических картин» различных изданий, но первоначально была принята довольно прохладно.

Британский режиссёр Николас Роуг обладает способностью к необычной трактовке традиционных жанров. По сюжету фильма главный герой Томас Джером Ньютон попадает на Землю из другой Галактики, лишённой воды. Но будучи инопланетянином в человеческом обличии, Томас приспособился к жизни на Земле, приобрел множество человеческих качеств и даже встретил свою любовь, которая даже не догадывалась, кто на самом деле ее возлюбленный. Лента строится как серия пронзающих сознание главного героя различных воспоминаний, образов и видений, которые не дают забыть Томасу о его подлинной сущности.

В режиссерском плане фильм достаточно абстрактный, что вполне соответствует традициям научно-фантастического жанра, а также кинопроизводству 70-х годов, когда фильмы старались специально усложнять. Поэтому «Человек, который упал на Землю» фокусируется в основном на идеи и характере героя, чем на сюжете и спецэффектах, что достаточно непривычно для современного зрителя.

Тем не менее фильм по праву считается культовым и во много благодаря Дэвиду Боуи. Хотя первоначально Николас Роуг хотел снять в главной роли американского писателя-фантаста Майкла Крайтона, в котором режиссера привлекал его огромный рост (2 м 6 см). Но все же именно Николас Роуг открыл для большого кино Дэвида Боуи, в качестве актера. И несмотря на запутанность режиссерского мышления «Человек, который упал на Землю» является особенным фильмом по многим критериям и бесспорной классикой альтернативного кино.

Источник

Легендарный хит «The Man Who Sold The World»: Между Боуи и Кобейном.

Британский музыкант Дэвид Роберт Джонс, более известный как Дэвид Боуи заслуженно считается одной из «корневых» фигур в истории рок-музыки. На позднем этапе карьеры к уже прославленному музыканту после концертов стали подходить молодые фанаты со словами благодарности за то, что он исполняет песни Курта Кобейна. Лидера «Нирваны» тогда уже не было в живых. Речь шла о песне «The Man Who Sold The World», с которой на самом деле всё обстоит с точностью до наоборот. Именно Дэвид Боуи является её автором и первым исполнителем. Для большинства поклонников рок-музыки этот факт не станет откровением, он широко известен. Тем не менее, в мире до сих пор есть немало людей, у кого песня «Человек, который продал мир» ассоциируется, скорее, с версией группы «Nirvana», нежели с первоисточником. Песня регулярно попадает во всевозможные топы и подборки «каверов, которые превзошли оригинал». Хотя, положа руку на сердце, вопрос этот очень спорный. Боуи – отнюдь не та фигура, которая способна остаться в тени.

Читайте также:  Затмение луны реферат по астрономии

У песни достаточно интересная и во многом показательная судьба. Легендарное узнаваемое интро, выделяющееся в обоих самых известных вариантах исполнения этого произведения прочно врезалось в память любителей рок-музыки. Многие молодые люди, начиная осваивать электрогитару, стремились его разучить.

Если вдуматься, то ситуация с «приписыванием» песни Кобейну может показаться более чем странной. Прославившийся на весь мир кавер, вновь сделавший песню «великим хитом» появился как живое исполнение на знаменитом концерте MTV Unplugged. В последний год существования группы музыканты неоднократно играли эту песню на выступлениях и даже выпустили сингл. На некоторых записях сохранилось прямое указание на то, что это кавер, можно услышать сказанные голосом Кобейна слова: «The David Bowie’s Song”.

Сам Дэвид Боуи, естественно знал о кавере и положительно отзывался о нём, назвав «хорошей прямолинейной версией».

«Меня перевернуло, когда я узнал, что Курту нравится то, что я делаю», — говорил Дэвид.

Лично две рок-легенды знакомы не были. Судя по имеющимся в сети данным и цитатам Боуи, он даже сожалел о том, что не успел поговорить с Куртом и расспросить его о причинах интереса к песне.

«The Man Who Sold The World» была написана и впервые исполнена, когда будущая икона гранжа ещё как говорится «пешком под стол ходил», а именно в 1970-м году. Она озаглавила третий полноформатный альбом Дэвида Боуи. Об источниках вдохновения и содержании есть разные мнения. Многим бросилось в глаза очевидное сходство в названиях музыкальной композиции Дэвида Боуи и литературного произведения Роберта Хайнлайна «Человек, что продал луну». Однако, по мнению критиков сопоставление содержания песни и книги не позволяет говорить о параллели, скорее всего это было либо совпадение, либо Боуи просто «обыграл» заглавие известного ему романа, спев совершенно о другом. Таких случаев в музыкальной культуре очень и очень много.

Как сама песня, так и весь возглавляемый ею альбом «The Man Who Sold The World», вызвал целую вереницу аллюзий. По воспоминанием очевидцев, пластинка создавалась в мистической атмосфере особняка, в котором в то время проживал Боуи. На диске усмотрели отсылки к творчеству Говарда Лавкрафта и Франца Кафки. В тексте заглавной композиции имеются заметные пересечения с поэтическим произведением “The Psychoed” за авторством Хьза Мирнса. Однако, чем именно вдохновлялся музыкант и как в его сознании возник образ человека продавшего мир – об этом знает только он сам.

Творческий мир Боуи сложен и многогранен, его вполне можно отнести к числу тех творцов, кто так и остался не понятым до конца. О чем песня «The Man Who Sold The World», и к кому Дэвид обращается к этой песне? Если не копать очень уж глубоко, то самой популярной и вполне логичной трактовкой является понимание песни, как обращение к самому себе, разговор со своим внутренним двойником. Для Боуи свойственно внимание к сложным личностям, в музыкальной культуре он оставил после себя множество разных и неоднозначных образов. В этом смысле «The Man Who Sold The World» можно понимать как рефлексивную, философскую и психологическую песню. В богатом творческом наследии Боуи эта песня значила для него достаточно много.

Читайте также:  Сколько дней еще будет убывать луна

Кобейн был далеко не единственным и отнюдь не первым, кто явил миру своё прочтение композиции. Уже спустя четыре года после выхода оригинала при посредничестве самого автора на свет появился кавер от певицы Лулу, гораздо более смелый и эстетически отличный от оригинала в сравнении с «кобейновской версией». Этот вариант часто рассматривают как «ироничный», «несерьёзный», соотнося его со стилистикой кабаре. Однако и в звучании и в атмосфере прослеживаются черты присущие оригиналу.

1982 годом датируется версия, которую представил шотландский певец Мидж Юр. В этом варианте песня позже использовалась в саунд-треке японской компьютерной игры «Metal Gear Solid V: The Phantom Pain». Кавер издавался на нескольких сборниках, в том числе в составе пластинки: «No Regrets: The Very Best of Midge Ure»

Формат транслируемого с 1989 года по американскому телевидению шоу MTV Unplugged, в рамках которого впервые прозвучало «нирвановское» исполнение «The Man Who Sold The World», предполагает акустическое исполнение песен с использованием симфонических, в частности, струнных инструментов . Похожая по инструментальным решениям версия ещё в 1987 году была представлена музыкантом Ричардом Бэроном. Кавер Кобейна звучит объёмнее.

Судьбоносным для стал именно в 1993 году, когда вышел легендарный концерт Nirvana, позже выпущенный в формате альбома.

Песня давно преодолела англоязычное культурное пространство и исполнялась, в том числе, и в нашей стране. Каково бы ни было содержание и смысловой посыл этой композиции, но с точки зрения английского языка текст этой песни достаточно прост и доступен для дословного понимания русскому человеку со знаниями уровня средней школы. Возможно, именно поэтому перевести её пытались неоднократно. Многочисленные «русские версии» перевода от «почти дословных» до «передающих общий смысл» появлялись в разные годы на разных уровнях. Из именитых отечественных музыкантов русскоязычный кавер на данную песню представила санкт-петербургская рок-группа «СПЛИН» во главе с Александром Васильевым. Их версия вышла в 2016, в год смерти Боуи. Как бы кто ни относился к творчеству этого коллектива, но надо отдать им должное, в их активе есть несколько интересных каверов на «классиков» отечественной рок-музыки, обращение к творчеству зарубежной рок-легенды тоже можно признать удачным. В целом русская версия от группы «СПЛИН» была положительно встречена критиками и меломанами и в части перевода и в части исполнения.

Сегодня с нами уже нет ни Курта Кобейна, ни Дэвида Боуи, а песня продолжает исполняться. Среди меломанов, выросших и сформировавших свои музыкальные вкусы в 90-е и позже, наверняка есть люди, кто именно благодаря кавер-версии группы Nirvana открыл для себя творчество Боуи. По крайней мере, такие отзывы попадались мне при подготовке данной статьи, и я легко могу представить себе подобную ситуацию. Одна легенда своим исполнением подогрела интерес к другой — и это здорово. Как ни крути, в общественном сознании и в истории музыки эта песня останется в двух версиях — в оригинале и в исполнении «Нирваны», оставаясь при этом ярчайшим хитом творческого наследия Дэвида Боуи. В этом году легендарной песне стукнуло пол века, уже хотя бы по этому её стоило вспомнить.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.

Источник

Adblock
detector