Что такое Антропоцентризм
Антропоцентризм — философская система, в которой человек считается центром Вселенной.
Антропоцентризм рассматривает человека как что-то отдельное и превосходящее природу.
Для антропоцентризма человеческая жизнь имеет существенную ценность, в то время как другие сущности (животные, растения и т. д.) являются ресурсами, которые могут быть по праву использованы на благо человечества.
Слово антропоцентризм происходит от греческих слов «anthropos» (ανθρωπος) — человек + «kentro» (κέντρο) — центр.
Антропоцентризм в философии
Антропоцентризм относится к «антропоцентрической» или ориентированной на человека точке зрения. В философии антропоцентризм может относиться к убеждению, что люди являются единственными или основными носителями моральных качеств.
Антропоцентрические системы ценностей, таким образом, видят природу с точки зрения её ценности для человека. Такое суждение наиболее чётко прослеживается в пропаганде устойчивого использования природных ресурсов.
Даже аргументы, которые выступают за сохранение природы на том основании, что чистая природа укрепляет человеческий дух, также должны рассматриваться как антропоцентрические.
Философия эпохи возрождения
Философия в эпоху возрождения — это целая коллекция разновидных философских школ. Они не представляют собой одно целое, однако имеют некоторые схожие идеи.
Пантеизм
Это философско-религиозное учение о Вселенной и Боге, которое связывает их в единое целое.
Для пантеизма природа является воплощением Божества. В этом учении Бог растворяется в природе, а не находится где-то за её пределами.
Бог не считается самостоятельной личностью, существующей независимо от мира. Бог имманентен космосу (лат. immanens — присущий, свойственный), т. е. внутренне присущ космосу.
В пантеистическом учении человек считается частицей Божества, он всего на мгновение осознаёт себя, а после навечно пропадает в бесконечности духа.
Ренессансный антропоцентризм
Этот антропоцентризм противопоставлялся средневековому. Антропоцентризм сосредотачивался на убеждениях гуманистов, обозначал смену убеждений обожения (объединения человека с Богом).
Имеется в виду моральное совершенствование человека, его объединение с Богом (также в его творческой деятельности) и само представление обожествления человека.
Теперь человек находится в центре внимания, а не Бог. Судьба, свобода и место человека во Вселенной заботят мыслителей и творцов искусства того времени.
Ренессансный гуманизм
Творцы Возрождения перемещали человека в центр мира. Гуманизм — это исследование человека прежде всего таким, какой он есть, со всеми его нуждами (земными и неземными). Таким образом термин «гуманизм» стал синонимом «антропоцентризма».
Гуманизм заявлял о принципиальном равенстве между людьми, независимо от сословия, в котором человек родился. Гуманизм выражался в морально-этических рассуждениях, идеях и учениях.
Гуманизму противостояла схоластическая философия — религиозная философия, которая преподавалась главным образом в школах при монастырях.
Три периода философии эпохи Возрождения:
- гуманистический (антропоцентрический): противоположное теоцентризму внимание к человеку и его взаимоотношения с окружающим миром (XIV–XV вв. в Италии; XVI–XVII вв. в Центральной и Северной Европе);
- неоплатонический: период, связанный с постановкой и решением онтологических вопросов, философское наследие Платона (XV–XVI вв.);
- натурфилософский: период, когда философы начали опираться на достижения естествознания и возрожденческого неоплатонизма. Начинает появляться новое виденье мира свободное от теологии (XVI–XVII вв.).
Три типа антропоцентризма
Антропоцентризм может быть поделён на три типа:
Эти три типа антропоцентризма не являются взаимоисключающими. Ведь отдельный человек может быть одновременно «мужчиной», «молодым» и «темноволосым».
Так и какая-либо теория может быть созерцательно антропоцентрической, описательно антропоцентрической, пассивно-нормативно-антропоцентрической и активно-нормативно-антропоцентрической. Или же одной из многих других комбинаций.
Созерцательный антропоцентризм
Любая идея или теория — это созерцательный антропоцентризм, когда она прямо или косвенно основана на данных, полученных или собранных чувствами человеческого тела. Это первичный тип антропоцентризма.
Описательный антропоцентризм
Описательный антропоцентризм — теория/идея каким-то образом фокусируется на, принимает в качестве своей исходной точки, центрируется вокруг или упорядочена в соответствии с видом Homo sapiens или категорией «человек».
Это (начинается с, вращается вокруг и т. д.) делает её антропоцентричной в «своём» видении мира и в том, что она заявляет об этом мире: она сосредоточена на человеке в своих описаниях.
Описательный антропоцентризм также может делиться на пять подтипов:
- описательный антропоцентризм — бездействие: учения, которые не включают Homo sapiens в контекст (например, анатомия человека, юриспруденция, история);
- описательный антропоцентризм — воронка: учения, в которых данные фильтруются через человеческое восприятие (например, трансцендентальный идеализм Канта);
- описательный антропоцентризм путём экстраполяции: изучение явлений в мире в общем, на основе версии концепции, разработанной посредством изучения людей в частности (например, семиотика Соссюра);
- описательный антропоцентризм путём привязки: учения, которые исходят из предположений, что люди буквально являются центром (в физическом или географическом смысле) Вселенной или же конечным продуктом эволюции (например, эволюционная теория Альфреда Рассела Уоллеса);
- описательный антропоцентризм путём разделения: учения, которые утверждают, что существует некая особенность или способность, которая делает людей отличительными и каким-то образом делает их метафизически «отделёнными» от всего остального, что существует (например, дуализм Декарта).
Нормативный антропоцентризм
Может быть разделён на две разновидности:
- пассивно-нормативный антропоцентризм — проявляется в учениях, которые ограничивают исследование так, что каким-то образом привилегируют Homo sapiens или категорию «человек» (обычно потому, что любое рассматриваемое учение всегда является описательным антропоцентризмом);
- активно-нормативный антропоцентризм — проявляется в учениях, которые либо а) содержат утверждения или предположения о превосходстве Homo Sapiens, его возможностях, превосходстве его ценностей, его положении во Вселенной и т. д ., и/или б) пытаются сделать этические или правовые предписания на основе этих утверждений или предположений.
Источник
Антропоцентризм
Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое [1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени [2] .
Согласно американскому медиевисту Линну Уайту (Lynn White Jr) антропоцентризм возник как результат двух исторических образований:
- модели cовременного Западного демократического государства, сложившейся посредством завоеваний и колонизации того, что сейчас называется развивающимся миром.
- иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле [3] .
Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу [4] . К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия [5] .
Содержание
Употребление
Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни [источник не указан 688 дней] .
Слово «антропоцентризм» встречается сегодня в разных значениях — от антропоцентрического принципа в лингвистике до антропоцентризма в экологии. Наиболее распространённое значение — экологическое: человек — хозяин природы, и имеет право получать из окружающего мира нужные ему ресурсы, даже путём ущемления других биологических видов. Такое наполнение термина получило широкое распространение в XX веке.
В то же время, история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек — вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его — наибольшие. В этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина — светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом.
Философия
В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека [6] .
Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму, господствовашему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос [7] . В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности [4] .
Экология
Глубинные экологи (см. Арне Нэсс) видят в антропоцентризме причину экологического кризиса. Они определяют антропоцентризм как:
- отношение неоправданной дискриминации
- вера в то, что нечеловеческие существа и окружающая среда имеют только инструментальную ценность [3] .
Австралийский философ Варвик Фокс считает тавтологическим обоснование антропоцентризма тем, что человек является центром бытия потому как только он может выносить суждения о мире. По его мнению, антропоцентризм представляет собой желание человека доминировать в природе, но в то же время обращаться с человеческим миром, также как с не-человеческим [3] .
Согласно глубинным экологам Биллу Деволлу и Джорджу Сешнсу, понимание природы человека тоже обусловлено парадигмой доминирования, которая рассматривает человеческих существ изолированными и фундаментально отдельными от природы сущностями и превосходящими остальную природу. Такой антропоцентризм, по их мнению, сродни доминированию мужского пола над женским, богатых над бедными, западной культуры над не-западными [3] .
Источник
Антропоцентризм — что это, определение, развитие
Человек – существо разумное. Именно поэтому ему всегда нужно о чем-то размышлять, что-то анализировать. Как говорил когда-то Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую». Человечество всегда задавалось самыми разными вопросами, на которые искало ответы. И часто вопросы эти были не о том почему светит солнце или почему на небе радуга. Человек искал ответы и на другие, весьма сложные, вопросы психологического и философского характера.
Каждый из нас пытается определить свое место в жизни. Место индивида в мире также вызывает ряд вопросов у мыслителей и философов. Задаются им и психологи, так как черты характера человека зарождаются под влиянием общества. Ощущаемое место в этом обществе определяет набор черт и качеств человеческой личности.
В этой статье речь пойдет об антропоцентризме. Это учение, которое ставит человека во главу Вселенной. Эта философская идея является одной из самых популярных и обсуждаемых. Подробнее об этом учении вы узнаете ниже.
Что такое антропоцентризм?
Для начала стоит подробнее раскрыть само понятие такой идеи как «антропоцентризм». В принципе, даже человек, не слышавший раньше о существовании такого термина, может примерно догадываться, о чем пойдет речь. «Антропос» в переводе с греческого означает «человек». Поэтому можно понять, что данный термин означает идею о нахождении в центре всего именно индивида.
Антропоцентризм – это идеалистическое учение, главная идея которого заключается в том, что именно человек выступает центром Вселенной. Иными словами, индивид является целью всех событий, которые происходят в мире.
Нетрудно догадаться, почему это философское воззрение столь популярно. Превосходство интеллекта человека над другими существами неоспоримо, а влияние человеческой деятельности, осуществляемой на всей планете, колоссально. Представление человека в качестве центра Вселенной и объекта всех происходящих вокруг процессов – философское учение, основанное на человеческом эгоизме и нарциссизме. Самолюбование и превозношение индивида на пьедестал чуть ли не божественного значения – типичное проявление человеческой эгоистичной натуры.
Зарождение и дальнейшее существование антропоцентризма
Антропоцентризм – учение, которое развивалось на протяжении истории, то теряя, то обретая популярность и новых последователей:
- Впервые идеи о человеке как о центре Вселенной появились у Протагора – греческого мыслителя, жившего в Элладе предположительно в V веке до нашей эры. Этот почтенный философ обозначил идею антропоцентризма в следующем своем выражении: «Индивид есть мера всех вещей». Идея антропоцентризма впоследствии была принята Сократом, проанализировавшим и сформулировавшим ее более точно и обширно.
- В античное время данная идея была весьма популярна у многих философов, мыслителей и схоластиков. Популярность этого философского воззрения может быть объяснена тем, что в то время люди искали объяснение всему, что происходит вокруг. Человеческая сущность требует анализа постоянно, а в те времена это было закономерно из-за невозможности осуществления научного обоснования всевозможных процессов, механизмы которых просто нереально было объяснить.
- В Средневековье антропоцентризм также не затерялся среди множества различных философских учений, доставшихся людям по наследству от представителей античных времен. Следует отменить, что поначалу люди весьма неохотно прибегали к анализу философских идей и воззрений. Начало эпохи Средневековья – сплошные распри, развитие религиозных идей, а затем и войн на религиозной почве.
- Свою популярность идея об антропоцентризме возымела уже в эпоху Возрождения. Объясняется это тем, что многие труды античных философов начали изучаться серьезнее, а люди стали активнее обращаться к идеям и образованию. Как известно, классицизм в искусстве ознаменовал возвращение античного ориентира на превосходство человека над природой. Античные традиции преобладали и в идеях многих философов и писателей того времени.
- На развитие идей антропоцентризма существенное влияние оказала религия. Антропоцентричность христианства заключается в том, что все происходит по сути ради индивида. С другой стороны, нельзя не сказать о том, что антропоцентризм буквально противопоставлен религии. Христианство ориентируется на воззрении о теоцентризме, то есть о нахождении Бога в центре мира. Позиционирование человека в центре Вселенной наносит удар по христианскому мировоззрению.
Расшатывание позиций антропоцентризма
Антропоцентризм, набравший популярности в эпоху Возрождения, стал сдавать позиции именно по прошествии этого исторического отрезка. Новые научные открытия, а также постепенное устаревание прежних философских учений, кардинально изменили человеческое мышление.
Можно назвать несколько событий, которые довольно ощутимо ударили по антропоцентризму:
- Для начала стоит отметить тот факт, что после эпохи Возрождения начали ослабевать позиции классицизма, что практически отменило культ поклонения человеческой личности. Человек попросту перестал рассматриваться, как причастный к Богу.
- Сильным ударом по антропоцентрической философии послужило открытие Николая Коперника, которое продемонстрировало людям, что в центре Вселенной находится нечто другое. Это сместило фокус с человека на Солнце.
- Наконец, следует признать, что Чарльз Дарвин со своей теорией эволюции фактически «деклассировал» позицию человека по антропоцентризму, гласящую о том, что именно индивид находится на вершине цепи бытия. Происхождение человека от обезьяны, эволюция – низвергли эгоистическую людскую сущность с ее пьедестала. Подразумевается, конечно, не общее мнение, а позиция последователей антропоцентризма.
Политическое и социальное осознание антропоцентризма
Такое философское ненаучное учение как антропоцентризм смогло обрести себя в довольно серьезной сфере человеческой жизни. Эта мысль в какой-то мере реализуется в либерализме. Либерализм является идеей, которая провозглашает нравственность и личность главными акторами происходящих процессов. То есть, деятельность человека является определяющей, а социум складывается из множества личностей, имеющих равные права и существующих в постоянной конкуренции.
Индивид выступает частью общества. Его личность играет важную роль в существовании общества в целом. Этим суждением подчеркивается определяющая роль человека в происходящих в социуме процессов, что отчасти отражает главную идею антропоцентризма.
Источник
➤ Adblockdetector