Человек, Космос, Вселенная. Философское эссе
Материя
даёт пространству размер,
а времени — протяжённость.
————————————
Человек разумный, в лице своих мудрейших представителей, всегда намного опережал своё время, задавая себе вопросы не только об идеальном обществе, но и об устройстве Вселенной.
«. а что на небесах — кто исследовал?» — читаем мы в Книге Премудрости Соломона.
Через две тысячи лет русский школьный учитель Константин Эдуардович Циолковский в своей книге «Путь к звёздам» напишет: «От простой ракеты перешли к сложной, т.е. составленной из многих простых.»
А всего тридцать лет спустя — Сергей Павлович Королёв создал ракету Циолковского, а Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года совершил на ней первый в истории человечества полёт в Космос.
Так началась эра исследования Вселенной. Земляне стали осознавать себя её неотъемлемой, но всё-таки уникальной составляющей.
Человек находится в части Вселенной и способен ощутить только ничтожную долю этой части, а вступить в непосредственный контакт — с ничтожной частью этой ничтожной доли, то есть с невообразимо малой частичкой видимого и невидимого окружающего мира.
Отсюда вывод: ИНДИВИДУУМ НАХОДИТСЯ В СВОЁМ ЗАМКНУТОМ ВООБРАЖАЕМОМ МИРЕ (реально контактируя с абстрактной моделью Вселенной, а не с ней самой) БОЛЕЕ, ЧЕМ В РЕАЛЬНОМ. А это (в свою очередь) и определяет особенности психики человека, прежде всего её устойчивость и единообразие.
Поэтому столь велико влияние поступающей извне информации
на сознание человека, будь то видимая её часть (письменное слово или изображение) или невидимая (устное
слово или тепловое излучение Солнца).
Принимая во внимание вышесказанное, очевидно следующее: место личности во Вселенной (в любой её части) мало что определяет (значит) тем более при современных средствах связи и наблюдения.
То есть человек значим как личность везде одинаково, где бы он ни находился. ПО МЕРЕ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОСОБЕЙ несколько уменьшается степень их влияния (на себе подобных) и несоизмеримо возрастает объём полезной логической информации, ПОДНИМАЕТСЯ ПЛАНКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, КАК СУЩЕСТВА РАЗУМНОГО.
Человек и сам является частью Вселенной, но часть действительно не может отобразить всё целое или познать его. Путь продвижения к полной истине бесконечен. Имеет ли смысл начинать его?
Человеческая жизнь может быть только одним шагом, одной ступенькой. Но уже есть краеугольный камень, к которому всё лепится и прибавляется! И это вселяет надежду на то, что мы живём не напрасно и не случайно. ЛЮБОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО ЕСТЬ ОПРАВДАНИЕ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, КАЖДЫЙ ФАКТ ГУМАНИЗМА И СОЗИДАНИЯ. Всё противоположное ничего не рождает, потому что бесплодно, временно и вряд ли существует, ибо постоянно пытается доказать обратное.
Но никакие угрозы и разрушения не могут остановить идущего. И произрастает даже после пожара. Выскажу эту же мысль образно, в стихотворении.
Слово,
пущенное стрелой,
обернулось
огнём и золой.
Слово,
пущенное голубицей, —
и водицею и пшеницей.
Человек — является общественным существом, способным в процессе эволюции использовать созданные им искусственные внешние носители и источники информации: рисунки, книги, радио, телевидение, Интернет.
Человечество – сообщество людей, способное проживать не только на Земле, но и автономно в Космосе.
При этом степень развития самой цивилизации определяется не столько уровнем обработки и хранения информации, сколько всемирной доверительностью взаимоотношений всех субъектов между собой.
Звёзды являют собой свет после Света. Тьма существует только в нашем воображении, так как там, где свет очень далёк или мал, мы придумываем тьму, чтобы оправдать своё неведение. Мы (думая, что не видим) заблуждаемся. Мы ещё недостаточно зрячи и находимся в колыбели (по К.Циолковскому). Видим, но не ведаем. Откуда и произрастает астрономическое число наших ошибок, в природе нашей заложенных, а не привнесённых извне.
Личности, которые не ошибаются, вместо восторга и удивления вызывают зависть и отторжение со стороны общества. А ведь гениев или пророков (как их ни назови) — единицы на десятки, а то и сотни тысяч.
Нам всем хочется жалости и участия. А есть такие, которые отвергают всё и вся. Природа человеческого самосознания поколеблена бессмысленным самоуничтожением цивилизации, которому не видно конца.
Человечество болеет такими же, порой неизлечимыми болезнями, как и отдельный индивидуум. И что можно противопоставить этому? Какую щёку подставить, когда уже ударили и по второй?
Иногда мы все оказываемся перед закрытой дверью. Та ли это дверь? Эта откроется чуть позже.
Каким мощным и полным интеллектом надо обладать, чтобы открывались все двери?! Да и надо ли все их открывать? Стоит ли держать их открытыми? После Чернобыля и после недавнего взрыва ядерного реактора в Японии в результате сильного землетряения — эти вопросы перешли в ряд практических проблем. Чувство страха вовсе не советчик в таком деле. А должно постоянно присутствовать сопереживание за всё, что уже проросло и родилось на этот свет. Жестокость — мертва.
И при этом не надо забывать о том, что чем дальше и пристальнее мы вглядываемся в необозримую Вселенную, тем чаще нас посещает мысль об исключительной уникальности самой жизни на нашей планете, не говоря уже о её высших, разумных ступенях.
Гипотетически предполагаю: всё неживое, что функционирует статически или в движении не только по законам Ньютона, а то и вопреки им, — может иметь отношение к искусственному интеллекту. До сих пор нет прямых и достоверных доказательств наличия естественного или искусственного интеллекта в обозримой части Вселенной. Имеем ли мы право уничтожать ростки цивилизации, даже не осознавая полностью их происхождение и перспективу?
Думаю, что Вселенная переживёт великое множество цивилизаций, беспрерывно рождая их для убийства и самоубийства. Не исключаю при этом появление цивилизации, которая подружится с Вселенной. Захотелось эту оптимистичную мысль усилить стихотворением.
ЗВЁЗДНЫЙ САД РАЗГОРАЕТСЯ .
Понимаю к садам эту вечную страсть!
Но за что полюбил Ты людей?
И позволил Земле никуда не упасть,
и зажёг миллиард фонарей.
Пусть их звёздами люди потом назовут:
путеводными или простыми.
Звёздный сад разгорается… Звёзды – цветут,
и планеты кружат – не пустыми…
Известно, что любая форма отрицает абсолютную пустоту. Тем не менее, считаю, что жизнь во Вселенной — исключение из правил. Её закономерность проявляется лишь в отдельных, обособленных формах хаоса с обязательным содержанием материи.
И не стоит при этом забывать о том, что там, где преобладает видимое, невидимое — остаётся за семью печатями для ещё только развивающегося разума.
Объекты находятся в информационном поле, которое и является идеальным пространством.
Подобно тому, как человек вычленяет информацию из текста, т.е. из формы выделяет и осознаёт содержание (если может выделить без переводчика), так и информационное поле возникает только в сознании субъекта. Поскольку оно (до искусственного вмешательства) – только хаотично. Ведь даже спектральная (частотная) характеристика излучения звёзд приобретает информационную «окраску» только при осмысленном анализе спектра со стороны разума.
Под пространством подразумеваю абстрактную (чаще всего незаполненную каким-либо телом) часть всеобщего информационного поля, содержащего в себе все другие виды полей (электромагнитное, гравитационное, внутриядерное. ) или иные источники возмущения, вызывающие волны неоднородности путём медленного, быстрого или неравномерного (взрывного) распространения энергии. Гравитация — заставит все тела полностью истратить свою энергию на её поддержание и преодоление.
Тогда тело (в том числе и субъект) — есть ограниченная (замкнутая) часть такого пространства, которая способна взаимодействовать с полем или другими объектами: распространять, отражать, поглощать, замедлять, ослаблять, притягивать, принимать, воспринимать одну или несколько составляющих информационного поля или вступить в резонанс хотя бы с одной из них.
При этом – одушевлённые тела называются субъектами. Объект может состоять как из одного тела, так и из множества тел, которые тем или иным образом выделяются на фоне обозримого пространства в отрезке времени. Значит, в определённом смысле и некую часть пространства (например, Галактику) можно считать телом или объектом.
Понятие о времени возникает вовсе не из-за цикличности многих процессов в Галактике или внутри хотя бы солнечной системы. Время потребовалось для оценки скорости их протекания соотносительно к продолжительности человеческой цивилизации в целом или человеческой жизни в частности. Обрабатывать и передавать информацию мы можем тоже только с определённой скоростью во времени.
Действительность (единственность) и возможность (множественность), порождая одна другую (друг друга), составляют цепь единого целого в пространстве и времени. И это целое воспринимается в движении, которое может быть как равномерным (что менее всего вероятно — до сих пор не созданы идеально точные часы), так и ускоренным или замедленным, что встречается на каждом шагу и в быту, и в Галактиках Вселенной.
Ничто так не ограничивает человека как временные рамки. ВРЕМЯ — это то, что связывает ПРОСТРАНСТВО с расположением движущихся в нём ОБЪЕКТОВ, то есть это один из вариантов (на каждый текущий момент) отображения результата взаимодействия объектов в ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ в сознании наблюдающего СУБЪЕКТА.
Отсюда напрашивается вывод: время само по себе (без субъекта наблюдения) для любой выбранной точки пространства (системы отсчёта) — не существует. И это при априори признаваемом постоянном наличии самих связующих составляющих материи как таковой.
Получается, что у каждого субъекта своё время, своя система и продолжительность отсчёта. Ход времени воспринимается как последовательное и равномерное отражение окружающей действительности в сознании субъекта. Непривычно ускоренный (а тем более обратный) ход времени может разорвать логику этой связи.
Человек, находясь в бескрайней (или непостижимо огромной) Вселенной, ограничен в выборе систем отсчёта, а тем более — временных интервалов жизни. И пусть первые шаги в Космос не вселяют большого оптимизма, но они сделаны. Именно благодаря им, вынеся за пределы атмосферы оптические и радиотелескопы, мы смогли посмотреть намного дальше и увидеть гораздо больше. Науке удалось значительно продвинуться на пути изучения строения и многообразия Вселенной.
Только исследователь, преобразуя «недоступную для него внешнюю (природную) информацию в форму доступную для его восприятия» (Николай Орехов — из нашей переписки), может дополнить наши познания о Земле и Космосе. Расширив среду своего обитания до ближайших планет, человечество значительно увеличит свою выживаемость и уменьшит зависимость от всевозможных природных катаклизмов.
Имя первого космонавта Земли — Юрия Алексеевича Гагарина — навсегда вписано в летопись земной цивилизации.
И ЗВЁЗДОЧКА — НА СВЕТЛОМ НЕБЕ ТАЕТ
Свечу
трудней
зажечь,
легко задуть.
И звёздочка —
на светлом небе тает.
Но так призывно всё-таки мерцает
о сокровенном.
О себе —
чуть-чуть.
И человек влюблённый понимает,
что выбор есть,
но —
не повторен путь.
Свечу
трудней
зажечь,
легко задуть.
Каждый человек является космическим путешественником, но только единицы – попадают в мир невесомости, где звёзды – чуть крупнее, но намного ярче.
Вселенная – настолько притягательна, что многие космонавты – неоднократно преодолевали силы земной гравитации, каждый раз углубляя свои знания, улучшая навыки и пополняя опыт — для будущих межпланетных полётов.
Источник
Место и роль человека во Вселенной
То обстоятельство, что в ансамбле миров наша Вселенная принадлежит, может быть, к редкому классу обитаемых вселенных (познаваемому подмножеству) делает ее, в известном смысле, уникальной, но не более, чем уникальна планета с подходящими для возникновения жизни условиями среди множества всех других планет. Нелепо требовать, чтобы положение человека совершенно никак не выделялось ни в пространстве… Читать ещё >
Место и роль человека во Вселенной ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
Содержание
- Введение
- Место и роль человека во Вселенной
- Заключение
- Список литературы
И следовательно, человек должен стремиться к тому, чтобы, познавая настоящее окружающего нас мира, предвидеть и его будущее.
Начиная со второй половины XX века человек медленно, но неуклонно, пользуясь базой космонавтики, ракетной техникой, соответствующими науками, обеспечивающими космические полеты — ракетодинамикой, динамикой космического полета, техническими науками, начинает осваивать околоземное и межпланетное пространство. К. Э. Циолковский разработал план завоевания космического пространства, включающий в себя освоение околоземного пространства, создания искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, орбитальных станций, исследование Луны, запуска межпланетных станций. Многие пункты его плана выполнены. Вокруг Земли движутся многочисленные искусственные спутники самого различного назначения: научные, экологические, метеорологические, навигационные, связные и т. д. Без ИСЗ уже не возможно функционирование народного хозяйства и современной науки. С первого полета в космос Ю. А. Гагарина в 1961 года начинается отчет пилотируемых полетов, точнее полетов космических кораблей с космонавтами на борту. Общий вывод из космических исследований тел Солнечной системы заключается в том, что они очень разнообразны; нет двух одинаковых планет, нет двух одинаковых спутников. Но самый любопытный факт, выявленный космическими аппаратами, — это не обнаружение на космических телах не только высокоразвитых форм жизни в Солнечной системе, но и жизни вообще в любой форме.
Поэтому иногда исключительное положение человека пытаются усматривать в том, что мы живем в такой «уникальной» Вселенной, где реализовался комплекс условий, сделавший возможным наше существование. Здесь акцент смещается с вопроса о центральном (привилегированном) положении человека во Вселенной на уникальность самой Вселенной. В связи с этим можно отметить, что уникальность нашей Вселенной относительна. A. М. Мостепаненко обращает внимание на возможность существования вселенных, в которых возникают неантропоморфные формы жизни и разума. Ту же мысль подчеркивает В. В. Казютинский , при этом он замечает, что «тогда мировоззренческие оценки антропного принципа неизбежно изменились бы». Не оспаривая это заключение, можно отметить, что если даже ограничиться рассмотрением только известных нам форм жизни, то и при этом нет оснований говорить об исключительности нашей Вселенной (и тем более об исключительности человека).
То обстоятельство, что в ансамбле миров наша Вселенная принадлежит, может быть, к редкому классу обитаемых вселенных (познаваемому подмножеству) делает ее, в известном смысле, уникальной, но не более, чем уникальна планета с подходящими для возникновения жизни условиями среди множества всех других планет. Нелепо требовать, чтобы положение человека совершенно никак не выделялось ни в пространстве, ни во времени. Это означало бы доведение принципа Коперника до абсурда. Собственно, против этого и возражал Б. Картер, и, именно, в этом плане он отметил, что наше положение, хотя и не является центральным, но в известном смысле, оно неизбежно привилегированное. Особенно сильный резонанс (и острую критику) вызывает постановка Дж.
Уилером вопроса: Не замешан ли человек в проектировании Вселенной более радикальным образом, чем мы думали до сих пор? Прежде всего, необходимо отметить, что понятие «проектирование Вселенной», при определенных условиях, вполне допустимо в рамках научного подхода. Речь идет о том, что жизнь и разум, будучи важными атрибутами материи, могут быть существенным и при том не только пассивным, но и активным фактором эволюции космоса. В концепции биосферы и ноосферы это выражается в планетарных масштабах. Но уже здесь намечается переход к следующей ступени, ибо, согласно В. И. Вернадскому , человек рассматривается не только как геологический, но и как космический фактор. Подтверждение этих взглядов можно видеть в изменении глобальных характеристик Земли, как космического тела (например, по уровню радиоизлучения) и в первых попытках освоения Солнечной системы.
К.Э. Циолковский развил концепцию ноосферы до вселенских масштабов. Он считал, что высокоразвитые внеземные цивилизации, освоившие наблюдаемую нами область Вселенной, в широких масштабах воздействуют на ход природных процессов. По выражению Е. Т. Фаддеева , они могут сознательно и по-новому организовывать материю, регулировать ход естественных событий. Сходных взглядов придерживался и известный американский астроном О. Струве. По его мнению, наука в середине XX века достигла уже такого уровня в изучении Вселенной, когда, наряду с классическими законами физики, необходимо принимать во внимание деятельность разумных существ. Н. С. Кардашев , в связи с проблемой поиска внеземных цивилизаций, высказал мысль о том, что расширение наблюдаемой области Вселенной может быть результатом сознательной деятельности суперцивилизаций.
В современных моделях эволюции космических цивилизаций рассматриваются различные варианты космокреатики, под которой подразумевается деятельность внеземного разума, направленная на фундаментальную перестройку структуры материального мира, включая, быть может, изменение его пространственно-временных свойств и некоторых основных законов. Ряд вариантов космокреатики (космогоническое конструирование, создание миров, конструирование законов природы) рассмотрены С. Лемом в «Сумме технологии». JI.В. JIecков указал на принципиальную возможность воздействия на другую метагалактику через микроскопическую горловину фридмона, а также путем воздействия на фридмон в целом с помощью ускорителей элементарных частиц. Им же рассмотрены модели эволюции, основанные на интеграционных процессах и приводящие к объединению космических цивилизаций, к образованию Метацивилизаций, а также — еще более высоких Иерархических структур. Творческие возможности таких Иерархий безграничны.
Таким образом, понятие «проектирование» или «конструирование» Вселенной приобретает вполне содержательный смысл, если под Конструктором понимать не Личность, стоящую над Вселенной, а Коллективный Разум высокоразвитых Космических Иерархий (Космический Разум). Если не придавать большого значения роли Космического Разума, то под «Конструктором» можно подразумевать саму Природу.
Заключение
В заключении можно подвести итоги работы, целью которой являлось выяснение места и роли человека во Вселенной.
1. Современная наука установила, что для развития разумной жизни требуются очень специфические условия, накладывающие довольно жесткие ограничения на свойства Вселенной. И что интересно, наша Вселенная оказалась необычно точно удовлетворяющей всем требованиям, правда, и очень чувствительной к незначительному изменению каждой из фундаментальных констант, ответственных за ее свойства, причем любое это изменение практически делает невозможным существование разумной жизни [https://referat.bookap.info, 26].
2. Следует иметь в виду и то, что скорее всего не всякая вселенная имеет такие фундаментальные законы, которые позволяют ей развиваться от простого к сложному, или, по крайней мере, эволюционировать длительное время. Вполне можно допустить, что в раздуваемом инфляцией «ансамбле вселенных» такая вселенная либо вовсе одна (наша Вселенная), либо их немного. «Коридор эволюции» оказался достаточно узким. По-видимому, далеко не в любой вселенной могут появиться условия для возникновения разума.
3. Для объяснения точной настройки для появления разумной жизни во Вселенной был выдвинут антропный принцип, связывающий фундаментальное строение Вселенной с фактом существования в ней разумной жизни. Этот принцип позволяет понять весьма специфические свойства наблюдаемой Вселенной: чрезвычайную однородность в большом масштабе, но все-таки не такую, чтобы не могли образоваться галактики; достаточно низкую температуру, необходимую для химических реакций; значение постоянных, характеризующих четыре известных нам типа взаимодействий, позволяющих существовать ядрам, но не позволяющих выгорать всему космическому водороду и др.
4. В своей сильной форме антропный принцип приводит к заключениям, которые справедливо критикуются как физиками, так и философами. Однако дальнейшее развитие науки позволит построить такую физическую модель Вселенной, в которой антропный принцип получит свое материалистическое толкование и займет вполне естественное место. Но пока это остается только теоретической схемой, требующей дальнейшей разработки и практического подтверждения. Поэтому история антропного принципа еще далека от окончательного завершения.
5. Наиболее мощным и перспективным средством воздействия человечества на окружающее космическое пространство является космонавтика. Космонавтика — это совокупность отраслей науки и техники, занимающихся теорией космических полетов, космической техникой, условиями жизнеобеспечения космических кораблей и жизнедеятельности космонавтов. Однако роль космонавтики заключается не только в научно-техническом обеспечении космических полетов, но в использовании новых активных методов познания мира, например, в проектировании и конструировании Вселенной.
Список литературы
Воронков Н. А. Экология . — М.: Агар, 1999.
Горелов А. А. Концепции современного естествознания: М., 1998.
Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с.
Горелов А. А. Концепции современного естествознания: М., 1998, с. 188 — 230.
Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с., с. 412 — 440.
Источник