Меню

Чему было посвящено утреннее пение птиц кладовая солнца

«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения

Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook

Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

  • Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
  • Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

  • девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
  • Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

  • вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
  • Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.

В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.

Читайте также:  Если погаснет солнце земля погибнет только через

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

  • единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
  • верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

  • Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
  • главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
  • в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
  • вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

  • девочка 12 лет, подросток;
  • худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
  • вся в веснушках, с золотистыми волосами;
  • излучает добро и свет.

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

  • приблизительно ему 10 лет;
  • невысокого роста, но плотного телосложения;
  • ребенок плечист и силен не по годам.

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Роль звука в описании пространства сказки-были «Кладовая солнца»

Роль звука в описании пространства сказки-были «Кладовая солнца»

Цель всех моих уроков по литературе – это воспитание вдумчивого читателя. Учащийся должен так уметь читать, чтобы интерпретировать текст, сопоставлять с личным опытом, входить в диалогические отношения с автором. Один из путей достижения поставленной цели – погружение учеников в творческую лабораторию писателя. Для такой работы я выбираю произведение М. Пришвина «Кладовая солнца». Тема урока звучит как Роль звука в описании пространства сказки-были «Кладовая солнца».

Читайте также:  Кому идет юбка солнце

Мой выбор художественного произведения не случаен. Во-первых, жанр «Кладовой солнца» — сказка-быль. Для меня важно показать, что сказка рождается из были.

Во-вторых, Пришвин – писатель-следопыт, путешественник, поэтому я начинаю свой урок с рассказа о писателе и демонстрации его фотографий. Выбор фотографий также не случаен: мне важно было показать, что рабочий кабинет писателя – это лес (показ фото).

Цель: воспитание вдумчивого читателя (цель всех моих уроков литературы по работе с художественным текстом). Постижение языка М. Пришвина; организация пространства художественного произведения; роль звука в описании пространства Звонкой борины и Блудова болота; развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование: музыкальный диск «Звуки природы»; фотографии М. Пришвина; репродукции картин И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», К. Васильева «Лесная сказка», Н. Ромадина «Затопленный лес».

На доске написан эпиграф: «Внимание есть основная сила творчества» ().

1. Сегодня на уроке литературы мы с вами будем работать по сказке-были «Кладовая солнца», которую написал М. Пришвин. Что вы слышали о М. Пришвине? (1 мин)

Рассказ о писателе (учитель сообщает лишь самые важные сведения).

Автор сказки-были «Кладовая солнца» — человек удивительный. Его называли писателем-ведуном. Что же значит слово ведун? Оно образовано от слова «ведать», то есть много знать о чем-либо. Ведунами и ведуньями в народе называли колдунов, ворожеек, волшебников. За что же назвали Пришвина ведуном, то есть волшебником? Мир представляется ему чудесным. А почему?

Пришвин видит чудеса в том, мимо чего нередко проходят невнимательные люди. Для писателя в природе все «лично и неповторимо». Его добрые зоркие глаза замечают все. Он говорит о встрече с цветком, бабочкой, водопадом… Метод своего творчества писатель назвал «первый глаз или взгляд ребенка».

Самым большим делом его жизни являлись дневники, которые он вел в течение 50 лет. Вот одна из дневниковых записей: «Внимание есть основная сила творчества».

Для Пришвина-художника очень важна роль слуха. Он пишет: «В молодости, когда слух был острее, я дослушивался до шепота снежинок между собою». «Удалось слышать, как мышь под снегом грызла корешок». (3 мин)

Посмотрите внимательно на фотографию, где изображен М. Пришвин. Что вы о нем можете сказать? (2 мин)

А вот на 2 фотографии М. Пришвин изображен со своей собакой. Он был замечательным охотником, а значит, хорошо знал лес, повадки зверей. Также писатель много путешествовал. Все, что его удивляло, он фотографировал. (1 мин)

4. Беседа по тексту (гл. 3): Мы идем через приболотицу. Что обозначает слово «приболотица»? Под ногами у нас «осели кочки, и тропа стала канавкой, по которой струится вода». Выходим на песчаные холмы, пригорки, называемые в народе боринами. Проходим через первую борину, известную под названием Высокая грива, а потом выходим к Звонкой борине. Вот эта борина описывается Пришвиным подробно. (2 мин)

Почему это место, с вашей точки зрения, получило такое название? (что-то связано со звуком, издающее звук). Верно. Докажем наше утверждение (через проектор на доске проецируется отрывок с выделенными мною словами, на которые мы обращаем внимание). Эти фрагменты выбраны нами, чтобы учащиеся увидели, как писатель выделяет слова, в которых есть звуковое значение.

…Утро продвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьком…Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему…

Какие звуки наполняют пространство Звонкой борины? (звуки природы: пение птиц, стоны зверей, вой деревьев). А каких звуков больше? (звуки, издаваемые птицами). Как в тексте передаются звуки, издаваемые птицами? (на доске фрагменты текста, по которым мы работаем)

Видно, как птица поет на сучке…Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

«Тэк-тэк!» — чуть слышно постукивает…Глухарь в темном лесу.

«Шварк-шварк!» — дикий Селезень пролетел в воздухе над речкой.

«Кряк-кряк!» — дикая утка Кряква на озере.

«ГУ-гу-гу…» — красивая птичка Снегирь на березе.

Бекас…раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде как бы «жив-жив» кричит кулик Кроншнеп. Тетерев там…бормочет и чуфыркает. Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.

Читайте также:  Крем против солнца для лица для мужчин

И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами ответить нам

Верно. Мы можем выделить 2 группы лексики, передающие птичьи звуки. 1 группа представлена звукоподражательными словами (приводим примеры). 2 группа – звукоподражательными глаголами (примеры). Зачем Пришвин использует так много звукоподражательных слов? Через звукоподражания Пришвин передает своеобразие голоса той или иной птицы (примеры). Все эти звукоподражания сигнализируют о присутствии конкретных птиц. Каких? Подчеркивается, что каждая птица неповторима, у нее свой голос. Таких голосов в природе много, поэтому нужно иметь чуткое ухо, чтобы это услышать и передать в слове.

Все живые существа – птицы и зверьки – стремятся выговорить одно заветное слово – «здравствуй». Весь лес приветствует солнце. Об этом нам сообщает коллективный повествователь – « мы охотники». Почему все стремятся приветствовать именно солнце? (Солнце у всех народов символизирует жизнь, радость, победу света над тьмой. Вот почему все живое так ждет появления солнца).

Писатель оживляет, одухотворяет природу. Такой художественный прием называется олицетворение. Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписывают качества или действия, присущие человеку.

Даю репродукции художников. Как художники изображают свет, утро на картинах? А может ли картина передать звук? (4 мин). Выбор именно этих репродукций связан с тем, что эти картины – взгляд художника-сказочника.

А где же наши герои – Настя и Митраша? Мы о них немного подзабыли, но они с нами. Они тоже прислушиваются, обсуждают, то происходит вокруг них. Подслушаем их разговор (выразительно читаем фрагмент разговора из главы 3).

Какие испытывают чувства? Что заставляет насторожиться? (звуки, издаваемые Белой Куропаткой,: «как ведьма, хохочет». Это пугает Настю). Оказывается, лес полон самых разнообразных звуков. А сейчас мы с вами в этом убедимся.

Прослушаем музыкальный фрагмент «Прогулки по лесу» (включаю музыкальный диск). Какие звуки вы услышите? Сможем ли мы их (звуки) «перевести» на слова, как это сделал Пришвин? Как звуки передают смену настроения?

Если в Звонкой борине мы слышим, в основном, утреннее радостное пение птиц, приветствующих восход солнца, то посмотрим, что же нас ждет внизу, при спуске к Блудову болоту.

Беседа по тексту (гл.4): И вот мы переместились на болото. Болото – это символ зла, гиблое место у многих народов, куда в заговорах посылаются проклятья, беды, несчастья. Какие звуки мы слышим в этом пространстве? (отрывок текста на доске).

Тут еще совсем не начиналось торжество встречи солнца. Над маленькими корявыми елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки Звонкой борины. Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.

И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…

«Кра!» — крикнула ворона.

Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.

Работа со словами: «тягостный, щемящий и нерадостный вой». Какое слово из ряда синонимов, на ваш взгляд, самое тревожное? (Это слово «щемящий», так как его ЛЗ – приносящий ноющую боль). Что, кроме неприятных звуков, нас еще настораживает в Блудовом болоте? (В этом месте нет солнца, а значит тепла, света, жизни. Мы не слышим птиц, как в Звонкой борине, только настораживающие, резкие звуки вороны. Серая хмарь задвигает солнце). Хочется ли нам оставаться в этом месте?

Блудово болото противопоставлено Звонкой борине. Такой художественный прием, служащий для усиления выразительности речи путем противопоставления понятий, мыслей, образов, называется антитезой.

5. Вывод: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы оставили Настю и Митрашу, которые поссорились и пошли разными дорогами. Чем же закончится их путешествие по Блудову болоту, вы узнаете, прочитав до конца художественное произведение.

Что нового вы узнали на уроке? Что вас удивило?

Для учителя очень важна обратная связь, ответная реакция детей. На этом уроке дети не просто удивились, а стали СОУЧАСТНИКАМИ творческого процесса. К этому мы и должны стремиться.

Источник

Adblock
detector