Проверочная работа по астрономи на тему «Общие сведения о Солнце»(10-11 класс)
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г Канаш Чувашской Республики
Проверочная работа по теме «Общие сведения о Солнце».
Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. Тестовый тематический контроль может проводиться письменно или по группам с разным уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты для подготовки к зачетам и ВПР. Использование предлагаемой работы не исключает применения и других форм и методов проверки знаний и умений учащихся, как устный опрос, подготовка проектных работ, рефератов, эссе и т.д.
1. Сколько примерно минут нужно солнечному свету, чтобы пройти расстояние в 1 а.е. (примерно 150 млн. км)?
А.10мин.
Б. 7мин.
В. 8мин.
2. Солнце вращается вокруг своей оси в том же направлении, как и Земля, т.е. с запада на восток. Каким представляется нам это вращение при наблюдении с Земли?
А. С точки зрения наблюдателей с Земли и земных ориентиров Солнце вращается вокруг своей оси с запада на восток по часовой стрелке, как и Земля.
Б. С точки зрения наблюдателей с Земли и земных ориентиров Солнце вращается вокруг своей оси с востока на запад против часовой стрелки, как и Земля.
3. Где у Солнца находится северный и южный полюсы?
А. Северный полюс Солнца находится в верхней части солнечного диска, а южный – в нижней части.
Б. Северный полюс Солнца находится в нижней части солнечного диска, а южный – в верхней части.
В. У Солнца нет полюсов, так как Солнце звезда, а не планета.
4. Каков период вращения Солнца вокруг оси и в чем состоит особенность этого вращения?
А. На экваторе около 25 суток, близ полюсов 30-35 суток. Различие периодов вращения характерно для жидких и плотных газообразных тел.
Б. На экваторе 30 суток, близ полюсов 25 суток. Различие периодов вращения характерно для жидких и плотных газообразных тел.
В. На экваторе 30-35 суток, близ полюсов 30 суток. Различие периодов вращения характерно для жидких и плотных газообразных тел.
5. Каким образом можно определить полное излучение Солнца?
А. Полное излучение Солнца можно определить зная солнечную постоянную.
Б. Зная солнечную постоянную и вычислив площадь поверхности шара, радиус которого равен расстоянию от Земли до Солнца, можно рассчитать полное излучение Солнца.
В. Полное излучение Солнца можно определить зная законы Кеплера.
6. Солнечной постоянной называется …
А. …поток электрически заряженных частиц большой энергии, которые все время улетают из солнечной короны в направлении границ Солнечной системы.
Б. …неожиданный гигантский взрывной выброс света и вещества из Солнца.
В. …величина, определяемая полной энергией, которая попадает в 1с на площадку 1м², расположенную перпендикулярно солнечным лучам вне земной атмосферы на среднем расстоянии Земли от Солнца.
7. Почему на фотографиях, сделанных в лучах разных длин волн, таких, как видимый свет, ультрафиолетовые или рентгеновские лучи, проявляются различные особенности Солнца?
А. Волны различной длины излучаются из областей Солнца с разными температурами, где происходят вследствие этого различные процессы.
Б. Наличие магнитного поля оказывает на проявление различных процессов на Солнце.
В. Различные особенности Солнца проявляются из-за близости к планетам.
8. Какие явления, происходящие на Солнце, обусловлены наличием магнитного поля?
А. Наличие магнитного поля обусловливает возникновение пятен, вспышек, характер движения протуберанцев.
Б. Наличие магнитного поля обусловливает возникновение солнечного ветра и магнитных бурь.
В. Наличие магнитного поля обусловливает возникновение вспышек на Солнце.
9. Во сколько раз Солнце больше Луны, если их угловые диаметры одинаковы, а горизонтальные параллаксы соответственно равны 8,8″ и 57′?
А. Солнце больше Луны почти в 300 раз.
Б. Солнце больше Луны почти в 400 раз.
В. Солнце больше Луны почти в 100 раз.
10. Как взвесить Солнце?
1. « Самолету, который может облететь за трое суток вокруг земли, понадобится целый год, чтобы совершить путешествие вокруг Солнца». Зная, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, рассчитайте, верно ли это?
2. Сплюснуто ли Солнце у своих полюсов вследствие своего вращения вокруг оси подобно земному шару?
А. Нет, Солнце имеет шарообразную форму.
Б. Да, Солнце сплюснуто у своих полюсов вследствие своего вращения вокруг оси подобно земному шару.
В. Солнце сплюснуто, но из-за сравнительно медленного вращения это сплюснутость так мала, что не поддается измерениям.
3. Видны ли с Земли северный и южный полюса Солнца?
А. Да, с Земли северный и южный полюса Солнца видны всегда.
Б. Вследствие наклона солнечной оси к плоскости эклиптики только иногда можно увидеть оба полюса Солнца, а чаще всего только один из них.
В. Нет, с Земли не видны полюса Солнца.
4. Чему равен период вращения Солнца, если наблюдениями установлено, что пятно, расположенное близ экватора, сместилось за 3 суток на 40°?
5. От чего зависит светимость звезды?
А. Светимость звезды прямо пропорциональна квадрату радиуса звезды.
Б. Светимость звезды прямо пропорциональна квадрату радиуса звезды и 4-й степени температуры ее поверхности.
В. Светимость звезды прямо пропорциональна площади светящейся поверхности.
6. Энергия, излучаемая в единицу времени с единицы поверхности, пропорциональна четвертой степени абсолютной температуры.
В. Закон Стефана – Больцмана.
7. Какие характеристики Солнца связаны с действием гравитационных сил?
А. С действием гравитационных сил связана температура Солнца.
Б. С действием гравитационных сил связана шаровая форма и стационарность Солнца (стабильность размеров).
В. С действием гравитационных сил связаны масса, плотность, объем Солнца.
8. Назовите два вида движения Солнца в нашей Галактике.
А.1) Солнце движется в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 250 км/с, увлекая с собой все планеты; 2) Так как Солнце вместе с планетами находится внутри нашей Галактики, оно обращается вокруг ее центра, в то время как сама Галактика вращается в пространстве со скоростью 20 км/с.
Б.1) Солнце движется в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 20 км/с, увлекая с собой все планеты; 2) Так как Солнце вместе с планетами находится внутри нашей Галактики, оно обращается вокруг ее центра, в то время как сама Галактика вращается в пространстве со скоростью 250 км/с.
В.1) Солнце движется в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 250 км/с, увлекая с собой все планеты; 2) Так как Солнце вместе с планетами находится внутри нашей Галактики, оно обращается вокруг ее центра, в то время как сама Галактика вращается в пространстве со скоростью 250 км/с.
9. Как доказать, что Солнце по своей светимости является обычной звездой?
10. В конце XIX в. некоторые ученые полагали, что источником энергии Солнца является химические реакции горения, в частности, горения угля. Приняв, что удельная теплота сгорания угля q = 10 7 Дж/кг, масса Солнца 2 · 10 30 кг, а светимость 4 · 10 26 Вт, приведите веские доказательства неправильности этой гипотезы.
Вариант I : 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – А; 5 – Б; 6 – В; 7 – А; 8 – А; 9 – Б.
Вариант II : 1 – В; 2 – В; 3 – Б; 4 – В; 5 – Б; 6 – В; 7 – Б; 8 – Б.
Задание №1: скорость света 300 000 км/с; 1 а.е. = 150 000 000км.;
t = 150000000/30000 = 500с =. 8мин.
Задание 9: Задача на определение размера светил по их параллаксу. Из формул связи параллакса светила и его линейных и угловых размеров и в результате сокращения повторяющейся части получим:
В ответе получаем, что Солнце больше Луны почти в 400 раз.
Задача 10: Пусть некоторая планета массой m имеет спутник массой m 1. Массу Солнца обозначим через М, а периоды обращения планеты вокруг Солнца и спутника вокруг планеты соответственно через Т и Т1.Тогда по уточненному закону Кеплера:
M + m / m + m 1 = ( T / T 1) 2 · (a/a1) 3 , где а и а1 – полуоси орбит планеты и спутника. Так как масса планеты мала по сравнению массой Солнца, а у спутника много меньше, чем у планеты, приходим к приближенному равенству M / m
( T / T 1) 2 · (a/a1) 3 . Используя в качестве планеты и ее спутника Землю и Луну, получаем, что масса Солнца приблизительно равна 2·10 30 кг.
Задание №1: так как путь вокруг Солнца в 109 раз больше длины земного экватора, то на его прохождение понадобилось бы 3 · 109 сут, т.е. = 327 сут.
Задание №4: Если за 3 суток пятно сместилось на 40° , то полный оборот (360°) оно сделает за 27 суток.
Задание №9: Нужно рассчитать видимую звездную величину Солнца на расстоянии одной из ближайших звезд, имеющих тот же спектральный класс.
Задание 10: Запасы тепла без учета кислорода составляют Q = q · M = 2 · 10 37 Дж . Этого запаса хватит на время t = Q:L = 2 · 10 37 / 4 · 10 26 = 5 · 10 10 с = 1700 лет . Юлий Цезарь жил более 2000 лет назад, динозавры вымерзли около 60 млн. лет назад, так, что за счет химических реакций Солнце светить не может.
1. Малахова И.М.: Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. / И. М. Малахова, Е.К. Страут; — М.: Просвещение, 1989. — 96с.
2. Орлов В.Ф. «300 вопросов по астрономии», издательство; / В.Ф. Орлов «Просвещение», Москва, 1967.
3. Моше Д.: Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Гурштейна. /Д. Моше; – М.: Просвещение, 1985г. — 255с.
4. Воронцов-Вильяминов Б.А: «Астрономия» / Б.А. Воронцов-Вильяминов, Е.К. Страут Издательство «Дрофа».
5. Левитан Е.П., «Астрономия», / Е. П. Левитан: М.: «Просвещение»,1994. — 207с.
6. Перельман Я. И. «Занимательная астрономия», — Д.: ВАП, 1994.
7. Шеффер О.Р. «Методика изучения астрономии в курсе физики основной и средней (полной) школе»;/ О.Р. Шеффер, В. В. Шахматова, Челябинск, Издательство: ИИУМЦ «Образование», 2010
8. Зигель Ф. Ю.: Астрономия в ее развитии: Кн. для учащихся 8-10 кл. сред. шк. /Ф. Ю. Зигель – М.: Просвещение, 1988. – 159 с. – 159с.
Источник
ИНФОФИЗ — мой мир.
Весь мир в твоих руках — все будет так, как ты захочешь
Весь мир в твоих руках — все будет так, как ты захочешь
Как сказал.
Наблюдай внимательно за природой, и ты будешь всё понимать намного лучше.
Альберт Эйнштейн
Вопросы к экзамену
Для всех групп технического профиля
Список лекций по физике за 1,2 семестр
Урок 08. Практическая работа № 2 «Законы Кеплера. Определение масс небесных тел»
Тема: Законы Кеплера. Определение масс небесных тел
Цель занятия: Освоить методику решения задач, используя законы движения планет.
Теоретические сведения
При решении задач неизвестное движение сравнивается с уже известным путём применения законов Кеплера и формул синодического периода обращения.
Первый закон Кеплера. Все планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце.
Второй закон Кеплера. Радиус-вектор планеты описывает в равные времена равные площади.
Третий закон Кеплера. Квадраты времен обращения планет относятся как кубы больших полуосей их орбит:
Для определения масс небесных тел применяют обобщённый третий закон Кеплера с учётом сил всемирного тяготения:
,
где М1 и М2 -массы каких-либо небесных тел, а m1 и m2 — соответственно массы их спутников.
Обобщённый третий закон Кеплера применим и к другим системам, например, к движению планеты вокруг Солнца и спутника вокруг планеты. Для этого сравнивают движение Луны вокруг Земли с движением спутника вокруг той планеты, массу которой определяют, и при этом массами спутников в сравнении с массой центрального тела пренебрегают. При этом в исходной формуле индекс надо отнести к движению Луны вокруг Земли массой , а индекс 2 –к движению любого спутника вокруг планеты массой . Тогда масса планеты вычисляется по формуле:
,
где Тл и α л— период и большая полуось орбиты спутника планеты , М⊕ -масса Земли.
Формулы, определяющие соотношение между сидерическим (звёздным) Т и синодическим периодами S планеты и периодом обращения Земли , выраженными в годах или сутках,
а) для внешней планеты формула имеет вид:
б) для внутренней планеты:
Выполнение работы
Задание 1. За какое время Марс, находящийся от Солнца примерно в полтора раза, чем Земля, совершает полный оборот вокруг Солнца?
Задание 2. Вычислить массу Юпитера, зная, что его спутник Ио совершает оборот вокруг планеты за 1,77 суток, а большая полуось его орбиты – 422 тыс. км
Задание 3. Противостояния некоторой планеты повторяются через 2 года. Чему равна большая полуось её орбиты?
Задание 4. Определите массу планеты Уран (в массах Земли), если известно, что спутник Урана Титания обращается вокруг него с периодом 8,7 сут. на среднем расстоянии 438 тыс. км. для луны эти величины равны соответственно 27,3 сут. и 384 тыс. км.
Задание 5. Марс дальше от Солнца, чем Земля, в 1.5 раза. Какова продолжительность года на Марсе? Орбиты планет считать круговыми.
Задание 6. Синодический период планеты 500 суток. Определите большую полуось её орбиты и звёздный (сидерический) период обращения.
Задание 7. Определить период обращения астероида Белоруссия если большая полуось его орбиты а=2,4 а.е.
Задание 8. Звёздный период обращения Юпитера вокруг Солнца Т=12 лет. Каково среднее расстояние от Юпитера до Солнца?
Примеры решения задач 1-4
Задание 1. За какое время Марс, находящийся от Солнца примерно в полтора раза, чем Земля, совершает полный оборот вокруг Солнца?
Задание 2. Вычислить массу Юпитера, зная, что его спутник Ио совершает оборот вокруг планеты за 1,77 суток, а большая полуось его орбиты – 422 тыс. км
Задание 3. Противостояния некоторой планеты повторяются через 2 года. Чему равна большая полуось её орбиты?
Задание 4. Определите массу планеты Уран (в массах Земли), если известно, что спутник Урана Титания обращается вокруг него с периодом 8,7 сут. на среднем расстоянии 438 тыс. км. для луны эти величины равны соответственно 27,3 сут. и 384 тыс. км.
Источник