Меню

Чему учит произведение алюминиевое солнце

Евгений Носов — Алюминиевое солнце:
Краткое содержание

Глава 1

Хуторский посад Заегозье. Самый веселый дом здесь у Кольши: с ветряками на крыше и намалеванным серебрянкой (краской) вокруг слухового окошка сверкающим солнцем с лучами. У неугомонного Кольши нет одной ноги до колена после несчастного случая в молодости на сплаве леса.

После этого Николай Константинович устроился «педагогом» в школу. Рассказывал «про леса и воды, почему бывает снег, почему – лед». И женился на милой доярке Кате. Скоро комиссия выгнала «педагога» без образования. Протез пришел в негодность, а постаревший неунывающий Кольша нашел себе место сторожа. «Страшна не та вода, что бежит, а та, что копится скукой».

Главы 2-3

Протез у Кольши непростой: с шагомером. Он посчитал все пути в посаде вдоль и поперек. Ребятишки с восторгом ему помогают. Был план идти в великий поход до райцентра, да многих родители не отпустили.

У Кольши новая мечта. Как оказалось, последняя большая. Самодельный перископ из брошенной алюминиевой трубы. Непонимающая Катерина немного противилась установке прибора в избе. А бдительный участковый Сенька Хибот его просто разломал. Не положено, сказал.

Главы 4-5

С тех пор Кольша занялся вязанием на продажу. В посаде сменилась власть. Порядка не стало, все разворовали. Молодые подались в город. Кольша выпросил две гнилые дровины, и на радостях хотел отдариться самодельными кугикалками (музыкальный инструмент). Да не взяли у него. Кое-как с женой напилили дровишек: у Катерины суставы рук изувечены дойкой.

Главы 6-7

В дровах нашлись муравьи. Кольша посадил их в «инкубатор» и взялся наблюдать. Они же неместные, особая порода. Он на сплаве таких повидал. Кольша ударяется в воспоминания о Волге, буксирах, баржах. Кольша все перечитал о муравьях-строителях, а его мураши и к весне в себя не пришли. Один только, Митяха, усиком шевельнул – да замер.

Главы 8-9

Перед Пасхой Кольша идет на реку Егозку ловить что-нибудь деревянное на растопку. К нему присоединяется глухой дедок Ась. Он по-доброму шутит над ветряками и «солнцем» Кольши. Тот объясняет, что его солнце «для зачину дня». Дедок понимает, что «для обогрева души. Умно: не дать душе зазябнуть». И просит себе такое же. На счастье. Кольша обещает. Пока Катерина делает уборку к празднику, куры клюют мурашей. Только Митяха уцелел. И ожил!

Главы 10-11

За Катериной заглядывает разбитная соседка Муся. Они вместе идут на ночную службу. Муся сочувствует муравью без невесты. И что он «мучается без дела», гибнет, как человек. Кольша планирует подселить муравья в муравейник.

В праздник Кольша, нарядившись в белую рубаху, несет муравья в лес. Природа для него тоже храм. Компания местных пьяных подростков во главе с Пашкой Синяковым требует курева. Пашка выбрасывает банку с муравьем (Кольша просит хоть крышечку приоткрыть), потом старика избивают. Только следующим утром Катерина на пути домой с праздника нашла своего Кольшу. Видно, что он полз домой, заплутал, обессилел. «Но на изодранном, кровоточащем виске еще билась подкожная жилка…»

Читательский дневник по рассказу «Алюминиевое солнце» Носова

Сюжет

Кольша – главный «любознатец» посада Заегозье. Его изба самая веселая, с ветряками и нарисованным на крыше солнцем «для зачину дня», обогрева души. С женой дояркой Катериной герой живет в мире. На сплаве леса он потерял ногу. Учительствовать ему не дали, раз нет образования. Кольша подался в сторожа. Но без дела, мечты не сидел. Приладил к протезу шагомер, с детьми всю округу измерил. Сделал из трубы перископ (его сломал строгий участковый). Мастерил звучные кугикалки, вязал. Сберег до весны живого муравьишку из дров, привезенных издалека. На Пасху Кольша понес его в муравейник, да был избит пьяными подростками и их вожаком Пашкой Синяковым. Жена нашла его в кустах еле живого.

Отзыв

С одной стороны, серебрянка – краска из алюминиевой пудры. Вот почему солнце на крыше алюминиевое. Но главное в другом: солнце – символ любви к жизни, добру, свету, труду. Символ открытого, щедрого, сострадательного сердца, как у Кольши. Его «солнце» освещает весь посад, рассеивает мрак жизни. Автор с болью описывает умирающую русскую деревню тех лет. Напоминает, что человек живет не только для работы. Его душе нужен отдых.

Читайте также:  Время обращения вокруг солнца юпитер или сатурн

Автор пишет о «хронической невостребованности», выживании стариков, неудачной семейной жизни, критикует современное телевидение, неправильное воспитание детей. Ведь Кольшу избивают подросшие дети, измерявшие вместе с ним родной посад. Этот герой сродни «чудикам» Шукшина. Рассказ учит быть щедрым сердцем, любить и жалеть все живое, свой край и народ, дарить людям радость, трудиться, мечтать. Учит быть бескорыстным, любознательным, благодарным, светлым человеком.

Источник

Чему учит рассказ «Алюминиевое солнце», какая основная мысль?

Чему учит рассказ «Алюминиевое солнце», какая основная мысль?

«Алюминиевое солнце» какая основная мысль?

«Алюминиевое солнце» какая главная мысль?

Какая основная мысль рассказа «Алюминиевое солнце»?

Носов «Алюминиевое солнце» какая главная мысль?

Чему учит рассказ «Алюминиевое солнце»?

Носов «Алюминиевое солнце», чему учит?

Чему учит рассказ «Алюминиевое солнце» Носов?

Чему нас учит произведение «Алюминиевое солнце»?

Рассказ «Алюминиевое солнце» весьма грустный, заканчивается все печально.

Главный герой этого рассказа Кольша — уже пожилой мужчина, который очень любит природу, он очень добродушный и хотя на фронте потерял ногу не стал злым и раздражительным.

Кольша в свободное время любит что-то мастерить, так он сделал сначала шагометр, а потом и вовсе додумался сделать перископ. Только вот не все разделяют его взгляды, участковый просто взял и уничтожил перископ.

Рассказ нас учит тому, что нужно быть добрее к людям. Нельзя проявлять злость и агрессивность по отношению к другим людям, только потому что сильнее. К сожалению, Кольша пострадал ни за что, по прихоти пьяной компании он был жестоко избит. Просто поражает насколько люди могут быть жестоки по отношению к другим людям.

Главная мысль рассказа: несмотря на свой возраст нужно всегда находить позитивные моменты и радоваться малому. Также как это делал Кольша, который несмотря на отношение окружающих продолжал оставаться добрым, хорошим и светлым человеком.

Абсолютно любую. Можно прочитанную ранее, можно самостоятельно сочинить. Только рассказывать нужно медленно и монотонно. Результат хороший, но иногда я сама, рассказывая такую сказку засыпаю вместе с ребенком.

У меня два сына и оба играли,но недолго,только они играли всеми игрушками,не только куклами,потом после 2,5 интересы поменялись,теперь близко не подходят.Попробуйте мужскими играми отвлечь,футбол,хоккей,машинки и т.д.А вообще детям ведь все интересно,они познают мир,думаю ничего страшного в этом нет.

Отзыв на рассказа Михаила Пришвина «Беличья память»

В этом небольшом, коротеньком рассказе, автор сумел передать не только свое восхищение смекалкой и памятью обычной белки, но показать как удивительна может быть природа, даже самая близкая к нам. Та, мимо которой мы часто проходим, не обращая на нее внимание.

Писатель сам горячо любит окружающую нас природу и стремиться привить эту любовь своему читателю, старается заинтересовать его чудесами, которые он описывает.

И мне кажется, что Пришвину вполне удается это. Его рассказ «Беличья память» читается легко и увлекательно. Белочка в рассказе получается как живая и, прочитав рассказ, хочется самой пойти в парк и убедиться в удивительных способностях белок.

Довольно сложно определить главную мысль рассказа Пришвина «Говорящий грач», ведь в нем описан хоть и забавный, но в то же время не очень красивый случай, который на самом деле произошел с автором. Автор хотел поймать грача, которого долгое время подкармливал и пытался научить говорить. Но поймать грача автор хотел чтобы его съесть. Конечно автор оказался в неприятной ситуации — его обокрали, он спал голодным, но ловить того, кто по сути стал тебе другом, чтобы сварить из него суп все-таки не правильно.

Поэтому мне кажется, насмешку от грача автор заслужил справедливо и в этом и заключается главная мысль рассказа — нельзя предавать того, с кем однажды разломил кусок хлеба.

Этот рассказ учит нас тому, что животные и птицы все понимают, все чувствуют и могут испытывать самые разные эмоции. Он учит нас любить природу и относится к ней с уважением.

Рассказ Житкова «Как я ловил человечков» написан от первого лица, от имени маленького мальчика, которого привезли летом к бабушке. У бабушки внимания мальчугана привлекает модель пароходика, совсем как настоящая, но бабушка запрещает брать игрушку, говоря, что это дорогая для нее память.

Мальчик теряет покой, ему кажется, что пароход настоящий и что в нем на длинных скамейках сидят маленькие человечки-матросы.

Читайте также:  Какие планеты могут проходит по диску солнца

Он пытается выманить их леденцами и хлебом, но угощение пропадает, а человечки не показываются.

Тогда мальчик, дождавшись, когда бабушка уйдет, хватает пароход и начинает спешно его ломать. Он поднимает палубу, обрезает лестницы-ванты и удивленно созерцает пустые внутренности парохода. Он в горе и страхе за совершенный поступок встречает бабушку.

Краткое содержание рассказа «Как я ловил человечков» для читательского дневника:

  1. Мальчик приезжает в гости к бабушке и видит замечательный пароходик на полке
  2. Бабушка запрещает брать пароходик, но мальчику он кажется настоящим.
  3. Мальчик караулит человечков и подкладываем им леденец и хлеб
  4. Мальчик убежден, что человечеки существуют и смеются над ним.
  5. Он притворяется больным, чтобы остаться дома одному.
  6. Мальчик ломает пароходик, но внутри тот пустой.

Источник

Алюминиевое солнце

Очень кратко : Одноногого старика, фантазёра и изобретателя, знал весь хутор. Однажды он попался на глаза шайке пьяных подростков. Они сильно избили его и бросили в лесу. Жена отыскала его полуживого, ползущего к дому.

Глава 1

Кольша жил в Заегорье — хуторе из дюжины домов на реке Егозке. Он был местным изобретателем, вокруг его дома торчало три самодельных ветряка, а вокруг слухового окна блестящей алюминиевой краской было намалёвано солнце, «испускающее в разные стороны лентовидные лучи». Казалось, что солнце на самом деле ночует в этом весёлом доме.

Сам Кольша тоже был человеком приметным — у него была деревянная нога, в которую он вмонтировал шагомер. Кольша родился крестьянским сыном, но с детства мечтал о путешествиях, поэтому, встав на ноги, завербовался в подручные плотогона.

Ноги он лишился во время одного из рейсов — буксирным тросом ему отрезало ступню, а потом врачи допилили ногу до колена. Осталось у Кольши одно богатство — лоцманские карты, с ними он устроился работать в школу, рассказывал детям «об устройстве земли» и о собственных путешествиях.

Школьное дело пошло душевно, вроде как снова поплыл на плоту, воскрешая в памяти извивы и повороты минувшего…

Кольша возомнил себя учителем Николаем Констан­ти­новичем, приобрёл фабричный протез и даже женился на девушке Кате. Но вскоре аттеста­ционная комиссия обнаружила, что педагоги­ческого образования у Кольши нет. Его уволили, а лоцманские карты отобрали «как документы, не подлежащие никакой огласке».

Кольша быстро «опростился». Протез его сломался, и он смастерил себе ногу из берёзы, которой ему хватило до самой старости. С годами он облысел, покрылся морщинами, но своей любозна­тельности не утратил. Дети, даже повзрослев, помнили о нём и часто допоздна сидели у Кольшиной избы, слушая его рассказы.

Глава 2

Ещё будучи нестарым, Кольша увидел в спортивном магазине шагомер, выскреб последние деньги, одолжил у соседей и купил этот удивительный прибор. Весь вечер он вырезал в своей берёзовой ноге нишу для шагомера.

Ночью жена Катерина не нашла мужа в избе, вышла на двор и увидела, как неуёмный Кольша бродит в темноте по двору — шагомер испытывает. К концу недели он измерил в шагах всё, что было можно.

О шагомере узнали местные ребятишки и стали просить Кольшу измерить «от того дерева вот до этого». Все добытые данные Кольша записывал несмываевым химическим карандашом прямо на берёзовом протезе. Особенно детям нравилось, что после каждой сотни шагов шагомер издавал «тонкий контрольный звячок».

Всё лето землемерная лихорадка будоражила Заегорье, дети хотели даже отправиться в дальнюю экспедицию, но родители, узнав, за чем и с кем отправляются ребята, не отпустили их. Затем начался школьный год, учеников отправили копать картошку, и лихорадка закончилась.

Глава 3

Тем временем в Кольшиной голове созрел новый замысел. Он нашёл в поле длинную алюминиевую трубу от поливальное системы. Потом он заметил, что крыша его избы похожа на всплывшую подлодку, и решил сделать из трубы перископ.

Кольша смастерил систему зеркал, поворотный механизм, но когда перископ был готов, Катерина категорически запретила делать дыру в потолке и крыше избы. Трёхдневный спор Кольши с женой неожиданно прервал местный участковый. Он заявил, что «перископ — дело секретное» и на него нужно разрешение, а затем предложил Кольше разобрать своё изделие без протокола. Кольша отказался, и участковый сломал трубу перископа.

Глава 4

После этого Кольша притих, принялся вязать носки и варежки на продажу. Катерина вязать не могла — она всю жизнь проработала дояркой, и суставы её рук сильно распухли. За это время местный колхоз превратился в акционерное товарищество, а его председатель украл всё, что было можно.

Читайте также:  Расстояние от земли до солнца равно одному световому году

Раньше стариков обеспечивали топливом на всю зиму, но в этом году список где-то задевался, а топливо разворовали. Жители Загорья начали вырубать лесополосы, но Кольша не мог рубить живые деревья и с трудом дотянул до первых проталин.

Однажды мимо Кольшиной избы проезжал дальний родственник на тракторе, вёз дрова. Кольша выпросил у него пару брёвен.

Глава 5

На следующее утро Кольша с женой распиливали брёвна на дрова. Из-за больных рук Катерины работа продвигалась медленно.

Брёвна оказались трухлявыми. Из одного из них «вместе с прелью и снегом посыпались ещё и какие-то чёрные барабашки», при ближайшем рассмотрении оказавшиеся муравьями. Кольша предположил, что насекомые сами залегли в бревно на зимнюю спячку.

Глава 6

Несмотря на сопротивление Катерины, Кольша насыпал в миску опилок, положил на них муравьёв, обвязал сверху марлей и поставил на окно в горнице. Он верил, что это особые муравьи, из дальних мест, и хотел заняться их размножением.

Присутствие на подоконнике посудины с телами таинственных муравьев-иноземцев будоражило Кольшу до самозабвения.

Муравьи пробудили в Кольше воспоминания о его путешествиях по Волге, и он весь день рассказывал Катерине то, что она слышала уже много раз, — как он во время сплава научился делать дудочки, как ловил осётров и как у них на плоту жил медвежонок.

Катерина слушала, поддакивала, а потом заснула прямо за столом.

Глава 7

Кольша так заинтере­совался муравьями, что взял в библиотеке книгу о них и долго удивлялся, как сложно устроено муравьиное общество.

Он бдительно следил за муравьиным инкубатором и однажды ему показалось, что один из муравьёв пошевелил усиком. Кольша окунул спичку в белила и поставил на брюшко муравья белую метку.

Глава 8

Перед Пасхой тронулся лёд на реке Егозке, и Кольша отправился ловить дерево, снесённое в реку половодьем. Вместе с ним промышлял сосед — глуховатый дедуля. Он спросил, для чего Кольше дрова, его ведь нарисованное на доме солнце должно согревать.

Кольша ответил, что это солнце не для обогрева, а для «зачину дня». Дедуля попросил намалевать солнышко «для обогрева души» и на его избе. Кольша пообещал сделать.

Глава 9

Катерина тем временем затеяла большую уборку. Миску с муравьями она вынесла в сени. Со двора туда забрели куры, опрокинули миску и склевали всех муравьёв.

Расстроенному Кольше жена смогла предъявить одного уцелевшего муравья — того самого, с белой меткой на брюшке.

Глава 10

Катерина с соседкой собралась на Всенощную. Соседка, обширная

Муся, увидела муравья в майонезной баночке, и Кольша долго рассказывал ей об устройстве муравейника, и о том, что муравьям нужны только крылатые невесты.

В церковь Кольша не пошёл — ему не нравился местный батюшка. Вместо этого он решил найти муравейник, где живут такие же муравьи, надеясь, что те примут «иностранца».

Глава 11

Утром Кольша отправился в лес. На краю широкой лесополосы он увидел компанию пьяных подростков, которых знал с детства, хотел обойти их стороной, но те уже заметили Кольшу и потребовали закурить.

Кольша сказал, что не курит, но лохматый «вожак» с гитарой не поверил и велел его обыскать. В кармане Кольши подростки нашли баночку с муравьём, отобрали, начали издеваться. Кольша попытался забрать её, запутался деревянной ногой в траве, упал и задел гитару.

«Вожак» зашвырнул посудину с муравьём вглубь лесополосы и ударил Кольшу ногой в грудь. К нему присоединилась осмелевшая «стая».

Кольша немощно опрокинулся навзничь, раскинув руки крестом. На него посыпались ободрённые пинки остальной, ещё не умелой стаи…

Глядя в чистое небо, Кольша потерял сознание.

Катерина нашла Кольшу на следующее утро. Он полз куда-то, думая, что ползёт к дому, и застрял в кустах акации. Руки его были в грязи, а на «виске ещё билась подкожная жилка».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Adblock
detector