Цуки, или Луна
Легенды и традиции, связанные с луной
Луна, или «цуки» по-японски, является излюбленным объектом легенд, поэзии и других форм искусства во многих странах и культурах мира. В Китае и странах Азии празднуют Лунный Новый год, который совпадает с зимним новолунием в конце полного лунного цикла, известного как зимнее солнцестояние.
До 1873 года, в Японии использовался лунный календарь, основанный на древних наблюдениях за движением луны. Издавна, отслеживая фазы луны и природные явления, люди пришли к выводу, что ритм окружающего мира совпадал с фазами луны и связан с энергией луны. Намного позже эти древние наблюдения были подтверждены научными исследованиями. Луна на самом деле влияет на нашу планету и на людей, являющихся частью природного мира Земли.
В Японии есть уникальные традиции и легенды, связанные с луной. С незапамятных времён существовал обычай любования полной луной, называемый «оцукими». Самой красивой считается полная луна осенью. С приходом осени по всей стране проходят фестивали, как выражение благодарности за хороший урожай. По традиции, дома украшали особой травой с метёлочками и ритуальными угощениями из рисовой муки – цукими-данго. Согласно старинному календарю, полная луна бывает 15-го числа каждого месяца, но она особенно красива в сентябре. Любование луной в эту ночь называется «дзюгоя-но-цукими».
В современной Японии старинные традиции уже не так важны, как в прежние времена, но некоторые из них сохраняются до сих пор. Я познакомилась с художником Ихунке, создавшим композицию кукол (вернее, фигурок животных) под названием «Лунный сад». Там было много зайчиков, и меня заинтересовал вопрос – почему? В Японии существует легенда о лунном кролике, или «цуки-но-усаги». Легенда гласит, что однажды Будда путешествовал по Земле, а во время путешествия делал остановки. Животные приносили ему угощения, и только у кролика ничего не было. Тогда кролик решил броситься в огонь, чтобы Будда мог поесть поджаренного мяса. Будда был тронут таким самопожертвованием; за это он даровал кролику бессмертие и поселил на луне. Глядя на полную луну, можно увидеть тёмный силуэт цуки-но-усаги, который толчёт в ступе растения для эликсира бессмертия.
Другая известная легенда рассказывает о лунной принцессе Кагуя-химэ. Однажды заготовщик бамбука нашёл в побеге крошечную девочку. Они с женой решили растить девочку, считая её посланием богов. Девочка росла очень быстро, как бамбук, и в один из дней отец нашёл в бамбуковой роще золото и красивые одежды. Родители поверили, что девочка – настоящая принцесса, и переехали в столицу.
Кагуя-химэ выросла красавицей, и пятеро мужчин пытались добиться её благосклонности, сравнивая с мифическими сокровищами. Кагуя-химэ объявила, что выйдет замуж за того, кто принесёт ей такое сокровище. Однако когда один из претендентов погиб, добывая сокровище, она очень опечалилась…
Легенда довольно длинная, но, в конце концов, Кагуя-химэ признаётся родителям, что прибыла с Луны. Она нарушила законы и была сослана на Землю, чтобы испытать жизнь человека. Когда сам Император сделал ей предложение, Кагуя-химэ стала молить Луну о помощи. В ночь полной луны с неё спустилась сияющая процессия небесных созданий, возглавляемых Буддой. Для Кагуи-химэ принесли одежды, облачившись в которые она забудет о жизни на Земле. В самый последний раз Кагуя-химэ обернулась на родителей, ценя их любовь, а затем вернулась на Луну.
Эти легенды в Японии довольно популярны, так что было интересно их узнать.
Источник
Луна в мифологии
- Лунарные мифы — мифы о Луне и лунных циклах. Связаны с астральными мифами, прежде всего солярными: луна и солнце противопоставляются друг другу в рамках системы бинарных оппозиций, свойственной мифологическому сознанию (верх — низ, мужское — женское, живое — мёртвое). Так, в древнекитайской натурфилософии пассивное, тёмное, женственное начало инь соотносится с Луной, а активное, светлое, мужественное ян — с Солнцем. Обычно луна связывается с отрицательным началом, но встречаются и исключения: так, в дагомейской мифологии лунная ипостась (Маву) двуединого демиурга Маву-Лиза покровительствует ночи, знанию, радости, а солнечная (Лиза) — дню, силе, работе.
К числу наиболее распространённых мифологических мотивов, связанных с луной, относятся этиологические сюжеты, объясняющие появление самой луны, происхождение лунных циклов, лунных пятен и т. д. В индоевропейских, сибирских, индейских мифологических системах видное место занимает сюжет о «небесном браке» Луны и Солнца. Луна при этом может выступать и как женский, и как мужской персонаж (последний вариант преобладает у народов Сибири и, по-видимому, у большинства архаичных племён). Этот миф одновременно выступает как этиологический, объясняющий происхождение лунных фаз: в балтийской мифологии Перкунас разрубает Месяц мечом за измену Солнцу. В Сибири часто встречается сюжет: Луна (Месяц) спускается на землю, где его хватает злая ведьма — хтоническая богиня (Хоседэм у кетов, Ылэнтой-котой у селькупов); Солнце приходит ему на помощь и пытается вырвать из рук колдуньи, но та держит его крепко, и в итоге Месяц разрывается пополам. Мотив разрывания или пожирания луны чудовищными существами также очень распространён и объясняет не только лунные фазы, но и лунные затмения.
Образы «умирающего» и «возрождающегося» месяца связывают луну с мифами о смерти. У многих архаических народов имеется представление о том, что раньше люди умирали и снова возрождались, как луна, но впоследствии почему-то лишились этого дара. У австралийского племени аранда есть миф: в древности жил человек тотема опоссума, который умер и был похоронен, но вскоре вышел из могилы в облике мальчика; он постоянно умирает и оживает на небе.
У многих народов имеются особые мифы о происхождении пятен на луне. Чаще всего они интерпретируются как «человек на луне», обычно — женщина с коромыслом и вёдрами (у нивхов, татар, возможно, у скандинавов, см. статью Биль). Часто «человек на луне» оказывается там в наказание («дурная женщина» у татар, Каин в апокрифических сказаниях и т. д.). В азиатских традициях пятна на луне интерпретируются как «лунный заяц» или «кролик», а у народов Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Южной Африки они объясняются как раны, грязь или краска на лице Луны.
В развитых мифологиях вместо непосредственного поклонения одушевлённой Луне появляются антропоморфные божества, олицетворяющие её. В неоязыческих традициях Луна почитается как воплощение Триединой богини.
Лунные божества в различных мифологиях:
* армянская мифология — Лусин;
* ацтекская мифология — Койольшауки; Мецтли;
* германо-скандинавская мифология — Мани;
* греческая мифология — Артемида; Геката; Селена;
* египетская мифология — Тот; Хонсу; Ях;
* индийская мифология — Чандра;
* инки — Мама Килья;
* инуитская мифология — Игалук;
* карело-финская мифология — Куу;
* китайская мифология — Чанъэ;
* латышская мифология — Менес;
* литовская мифология — Менес;
* полинезийская мифология — Хина;
* римская мифология — Диана; Луна;
* урартская мифология — Шеларди;
* финикийская мифология — Баал-Хаммон;
* шумеро-аккадская мифология — Нанна; Син;
* этрусская мифология — Артуми;
японская мифология — Цукиёми.В алфавитном порядке: Артемида; Артуми; Баал-Хаммон; Геката; Диана; Игалук; Койольшауки; Куу; Луна; Лусин; Мама Килья; Мани; Менес; Менуо; Мецтли; Нанна; Селена; Син; Тот; Хонсу; Хина; Цукиёми; Чандра; Чанъэ; Шеларди; Ях.
Связанные понятия
Как и представители других доколумбовых цивилизаций Америки, майя были глубоко духовным народом. В течение тысячелетий их мысли и действия были навеяны космологическими представлениями о времени и пространстве, образовании человека, верой в религиозное значение сельскохозяйственных циклов. Их мировоззрение представляло собой весьма сложную политеистическую религиозную систему. Эта религиозная система сложилась ещё в архаичные времена, задолго до расцвета цивилизации майя в классическом периоде (II—IX.
В этой статье описываются религиозные представления о сотворении мира. О научных данных о происхождении Земли см. История Земли. О теориях возникновения Вселенной см Космогония.Сотворение мира — группа космогонических преданий в религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.
В список включены упоминания животных не только в собственно греческих мифах, но и в мифах других народов, сохранившихся в античных источниках и упоминающие представителей фауны. Сведения из басен Эзопа не включены.
Источник
Кратко о японской мифологии и ее богах
Японская мифология – сформировавшаяся с древности система верований жителей Страны восходящего солнца. Систематизированные сакральные знания сформированы с учетом устоев буддизма, синтоизма, традиционных верований. Японские боги древности известны в современности благодаря антологиям «Кодзики», «Нихон секи».
Истоки
О мифологической дальневосточной системе известно из составленных по приказу властвовавшего рода Ямато «Записей о деяниях древности» («Кодзики»), датированных 712 годом, «Анналов Японии», пришедших из 720 года. Самый значимый древний сборник «Кодзики» включает 3 свитка, из которых первый посвящен устным преданиям, переходившим из поколения в поколение (Такамагахара), а два других – поступкам божественных детей. Эти события отражают историю Страны восходящего солнца. Второй свиток посвящен событиям Идзумо (прототип области – Симанэ), третий рассказывает о Цукуси (Кюсю), где правил бог Ниниги. «Кодзики» уникален – это главная святая синтоистская книга из трех основных, а также ключевой древний литературный японский памятник.
Многие старинные мифы приведены в составленном в 8 столетии сборнике «Манъесю», в «Энги сики», где перечислены исполняемые в 10 столетии при дворе традиционные песни.
Все сакральные знания жителей Страны восходящего солнца необычны, неповторимы, несходны с распространенными в других краях. Они представляют людей как божественных потомков, включают фундамент синтоизма и отражают менталитет, духовность, психологию японцев, сложившуюся с древности.
Влияние религии
Известные из японской мифологии герои, боги, существа отражают основную древнюю религию населения архипелага – синтоизм. Суть направления – почитание множества сакральных ками. Учение тесно связано с буддизмом, путем Дао и идеями Конфуция. Особенность синтоизма – отсутствие строгих догм, записанных канонов. Путь синто включает философию народных поверий и сказаний, отраженную в «Кодзики», «Нихон сэки». Он сформирован под влиянием положений «Фудоки» (труда о народных нравах и японских землях), указов сэмме, упоминаемых в ряде летописей, и уложений, которым подчинялись церемонии.
Синтоизм как религиозное отражение истории Страны восходящего солнца – мифологическое обоснование власти императора, которого почитали как божественного потомка, наследника Аматэрасу. Старинные мифы рассказывают о борьбе традиций Ямато с локальными устоями и уложениями, закончившейся безоговорочной победой правил правящей династии.
Из энциклопедий мифов и религиозных сказаний старинной Японии известно, что именно синтоизм, буддизм и народные поверья – источник полиморфизма, характерного стране и сегодня. Устройство социума, семьи подчинено конфуцианским идеям, путь Дао определяет связь человека и природы, буддизм рассказывает о роли личности в государстве, а синтоизм, сформированный на основе старинных мифов, определяет место индивида в мире.
С 13 столетия Страна восходящего солнца является местом развития локальных культов богов-предков. Одновременно синтоизм пересматривается без связи с буддизмом, распространяется «Пятичастное писание пути богов». Предвечное учение подается как превосходящее созданное обычными людьми (например, Конфуцием).
Главные божества
Особенность системы верований народов восточного архипелага – разнообразие мифических существ. Иногда страну имеют государством восьми миллионов богов. Поскольку имена волшебных существ длинные, появились устоявшиеся сокращения. Особенно почитаются пять высших сущностей. Сперва появилась троица Хиторигами – Амэ-но Минакануси, Такамимусухи, Камимусухи. Позднее к ним присоединились Умаси Асикаби Хикойи, Амэ но Токотати. Пятерку первых расширили Камиенанае – семь колен, в число которых входили создатели архипелага Идзанаги, Идзанами. Они родили Оясима – 8 крупнейших островов Страны восходящего солнца.
Особенное место в японском пантеоне занимают Море и ночное и дневное светила. Они появились, когда Идзанаги проходил очищение в подземном царстве. От левого глаза бога произошла богиня Солнца, от правого – Луна Цукуеми, от носа появился морской повелитель Сусаноо. Идзанаги определил, как мир будет принадлежать новым божествам. Он назвал Аматэрасу главой пантеона, лунному богу вверил время, а Сусаноо – водные просторы и стихии.
Сказания о героях
Главная героиня японских мифов – солнечная богиня Аматэрасу, предок императора и верховное синтоистское божество. Рассказывающие о ее жизни мифы – ключевые в старинных летописях. Вторая основная персоналия – Сусаноо, Бог ураганов, Порывистый молодец. Он – младший брат солнечной богини, сосланный на землю после ссоры с великой сестрой. Сусаноо совершил многие подвиги, сразил дракона с 8 головами, хвост которого – источник императорских властвующих символов (яшма, зеркало, меч). Все они стали дарами солнечной сестре для восстановления ее расположения. Другой брат Аматэрасу Цукикамэ убил богиню пищи, вызвав гнев сестры, отказавшейся его когда-либо видеть.
Идзанами, Идзанаги – первые ками, люди, источники жизни на земле.
Риндзин, властвующий над драконами, обладает наибольшими богатствами и властью. Он обитает на океанском дне в хрустальном замке, нередко появляется в человеческом облике на земле. У Риндзина много детей – красивых зеленоглазых черноволосых колдунов и волшебниц.
Дарума – патриарх, создавший Дзэн и основавший Шаолинь. Он самоотвержен и целеустремлен: из легенды известно, что он вырвал себе веки, чтобы они не слипались во время длительных медитаций. Статуэтки этой персоналии японцы покупают, начиная сложное дело или надеясь на чудо.
Мифологические существа и духи
Рю (драконы) – сильнейшие, могущественнейшие, прекраснейшие, мудрейшие земные существа. Им доступны сакральные знания, невероятная мудрость. Рю – символ водной стихии, материального достатка, мудрости. Они обладают тонкими длинными телами и напоминающими лошадиные головами с длинными усами и парой рогов. Любимые игрушки Рю – облака, ливни, штормы. Эти существа щедры и любят жемчуг. Дракон появляется, если карп, перебираясь между речками, достигает священного водопада, расположенного высокого в горах.
В водах архипелага обитают каппы – обожающие сумо и огурцы духи, внешне напоминающие черепах. На макушке каппы – немного воды, без которой дух не выживет. Она выливается при поклоне, поэтому можно победить существо, спровоцировав его на вежливый жест. Каппа бережет свой водоем от загрязнения, но может утопить проходящего мимо.
Тэнгу – существа, напоминающие одновременно человека и аиста. Им характерны огромные алые носы, реже – крылья. Тэнгу пытаются направлять течение истории, развязывают войны, наряжаются как ямабуси, обитают вблизи гор. Они воинственны и обидчивы. Легенды рассказывают, что именно тэнгу обучили военному искусству полководца Минамото-но-Есицунэ.
О-бакэ – привидения, внешне напоминающие туманные сгустки. Они умеют принимать разные формы, выбирают для жизни дупла деревьев и затемненные места. Любимое развлечение о-бакэ – пугать людей.
Японские демоны
В Стране восходящего солнца демонов именуют Они, а игру в салочки – онигокко (игра они). Они обитают в Аду, сильны и злы, трудно убиваемы и могут быстро прирастить на место отрубленные героем части тела. Любимое оружие они – тяжелая железная шипастая палица, а излюбленное блюдо – человечина. Мифы говорят, что неконтролирующий гнев человек становится они. Вечно голодных демонов зовут гаки. Гаки появляются из обжор и тех, кто выбрасывал пищу. На земле они превращаются в людоедов. Силами для защиты человечества от демонов обладают ме-о – особенные воины, обладающие секретными знаниями.
Бакэмоно – второй тип злых существ из японской мифологии. Они уродливы, обитают во тьме горных пещер, поблизости от деревень, живут большими группами. Бакэмоно орудуют зубами, опасаются буддийских храмов.
Самые известные мифы древней Японии
Известнейшие японские мифы сохранились в «Кодзики», «Нихон сэки». Интересны легенды, приведенные в «Хоцума Цутаэ», «Синтосю».
Мифы об Идзанаги и Идзанами
Идзанаги, Идзанами – первые люди, создавшие землю. Они призваны первым божественным поколением, наделены нагинатой Аманонухоко, которой смешали морские воды, чьи капли сформировали сушу Оногоро, ставшую первым местом обитания волшебной пары.
Первые люди обладали способностью рождать богов. У них появилась пара некрасивых детей, которых родители в лодке отправили плавать по волнам. Боги объяснили, что дети некрасивы, потому что при бракосочетании первым прозвучало приветствие женщины. Пара повторила церемонию, соблюдая верный ритуал, и союз наполнился счастьем. В браке родились 8 крупнейших японских островов, 6 небольших, многие боги. Последним ребенком стал огненный бог Кагуцути.
Легенда об Аматэрасу и Сусаноо
Мифы гласят, что Сусаноо был груб с Идзанаги и тот выгнал неприятеля в подземный мир. Перед дальней дорогой он отправился на свидание с сестрой Аматэрасу, которая предложила состязание для выяснения честных мотивов брата. Это спровоцировало Порывистого бога на тяжкие грехи и так расстроило солнечную богиню, что она сбежала в пещеру, погрузив мир во тьму. Прочий пантеон на общем совете решил изгнать Сусаноо.
Миф о молодом рыбаке
Главный герой сказания – Урасимо Таро. Парень спасает черепаху – дочь правителя моря, согласившуюся взять его с собой в отцовский дворец. Через несколько дней пребывания на дне рыбак просится домой и получает в дар шкатулку, которую нельзя открывать. На берегу Таро узнает, что за его отсутствие прошло семь веков, открывает коробочку, мгновенно старится и умирает.
Легенда о Еми
Миф сообщает о том, как появилась смерть. Он рассказывает, что после смерти супруги опечаленный Идзанаги посещает Еми – подземный мир, почти аналогичный наземному, но погруженный во тьму. Он находит супругу и узнает, что не может вернуть ее назад, поскольку Идзанами вкусила яства Еми. Он отпускает жену отдохнуть в спальню, но терпение заканчивается и Идзанаги заходит внутрь, где видит разлагающийся труп избранницы. Он в ужасе бежит на поверхность, баррикадируя проход во тьму, и слышит вслед крик о том, что ежедневно его супруга будет убивать тысячу людей, на что отвечает, что будет давать жизнь полутора тысячам.
Видео о японской мифологии
Узнать больше о мифологии Страны восходящего солнца можно из видео:
Источник