Когда можно, а когда нельзя читать намаз
Намаз предписан человеку в определенное время. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Время полуденной молитвы начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до того, как длина тени человека станет равна его высоте. Оно продолжается вплоть до наступления послеполуденной молитвы. Время послеполуденной молитвы длится до тех пор, пока не пожелтеет солнце. Время закатной молитвы продолжается вплоть до исчезновения вечерней зари. Время вечерней молитвы длится до середины ночи. А время рассветной молитвы от начала рассвета и длится до восхода солнца. А когда будет восходить солнце, то воздерживайтесь от молитвы, поскольку она восходит меж рогов шайтана». (Муслим.) Итак, для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Расписание указано на сайте. Но существует время, когда намаз делать – макрух . Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный — нельзя.
Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.
Намаз с рассвета до полудня
Время от предрассветных сумерек до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте. В это время совершается Фаджр намаз , состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал :«После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака»ата (перед обязательной) утренней молитвой» («Абд ар-Раззак; ад-Даракутни). )
Во время восхода солнца делать намаз – макрух. Это период времени, в течение которого солнце поднимается от горизонта на высоту копья, то есть если солнце побелело и его сияние усилилось, то время макрух закончилось. Не выполняются ни обязательные ни дополнительные молитвы.
После восхода до полудня выполняются дополнительные молитвы Ишрак через 15 мин после восхода и ат-Духа , который выполняется между восходом солнца и его зенитом. В это время можно совершать пропущенные намазы, намаз Истихара, Сaфaр, Тaубa,Тaхиятуль-вуду и намаз Тасбих.
Намаз от полудня до заката
Когда солнце находится в зените – намаз делать – макрух (кроме пятничного намаза). Это короткий период времени длится до момента когда солнце, которое находится в зените не станет клониться к закату. В это время запрещены все намазы, включая Джаназа. Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал :“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет” (Муслим 831). Исключение составляют: Тaхиятуль-вуду, Тахият-уль-масджид (приветствие мечети), Джумма намаз. Пророк (мир ему и благословение) говорил, что: « Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает » (Абу Давуд, аль-Байхаки).
После того, как только пройдет время макрух — начинается Зухр намаз , далее Аср , а также выполняются дополнительные и добровольные молитвы, подробнее о них в разделе « Времена других намазов ».
По ханафитскому мазхабу в период между Зухр и Аср намазами существует «вакту мугмаль» (заброшенное время) и в это время фард намаза не совершается. После намаза-фард Аср не читают нафиль-намазы, допускается совершать только када намаз.
При заходе солнца, есть период времени — макрух, который начинается незадолго до заката, когда солнце меняет свой цвет с желтого на красный, и завершающийся закатом солнца. « Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана » (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).
Во время захода солнца можно совершать только намаз Аср этого же дня, если он не был выполнен.
Намаз от заката до рассвета следующего дня
По прошествии времени макрух наступает время для Магриб намаза .«Совершайте вечернюю (магриб) молитву, как только зайдет солнце» . (ат-Табарани 4058). За Магрибом совершается намаз Аввабин . Время совершения этого намаза только между Магриб и Иша намазами. Далее намаз Иша ,Хаджат , который совершается сразу после Иша намаза ,Витр и Тахаджуд намаз , нужно совершать после Иша намаза и до появления зари, а также любые дополнительные и добровольные молитвы, а так же восполнять пропущенные намазы.
Более подробная информация о временах намазов указана на сайте.
Источник
Начало и конец утреннего намаза (Фаджр)
Посланник Всевышнего (мир ему): «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Утренний намаз входит в пять обязательных молитв, которые правоверный мусульманин читает в течение дня. Некоторым верующим трудно совершать его по причине раннего наступления. Но каждый раб, не теряющий надежды на прощение и милость Господа миров, должен стараться выполнить Фаджр в отведенное для этого время.
Время утреннего намаза
Точное время утреннего намаза: с рассвета и до восхода. «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим). В соответствии с хадисами, дошедшими до нас, к Фаджр намазу следует приступать, как только появится заря. Утренний намаз можно читать до восхода солнца. Пророк (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Время утренней молитвы продолжается, пока не взойдет солнце». О важности точного времени чтения Фаджр передал Абу Муса: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал совершать утренний намаз, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (по причине темноты)» (Муслим). Из этого следует, что нежелательно откладывать чтение намаза до конца установленного времени. Расулюллах (мир ему и благословение) придавал огромное значение первому из пяти обязательных намазов: «Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до восхода солнца, тот настиг ее». Здесь следует понимать, что если по каким – то причинам не успели своевременно выполнить религиозный обряд, то не стоит опускать руки, а скорее восполнить упущенное. Но все же крайне нежелательно совершать Фаджр перед восходом солнца.
Когда намаз считается сделанным вовремя
Каждый богобоязненный раб Аллаха обязан знать, во сколько начинается утренний намаз и до какого времени можно совершить Фаджр. Если мусульманин приступил к выполнению религиозного обряда с появлением зари и прочитал его, то сделал все верно. В случае окончания чтения до восхода солнца, он считается выполненным своевременно. «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим). Бывает, к сожалению, что человек проспал или забыл о Фаджр, тогда после пробуждения нужно сразу восполнить его. Тому, кто по ошибке сделал намаз раньше положенного времени, нужно выполнить его заново.
Время, когда Фаджр намаз делать запрещено
Для выполнения каждого обязательного намаза отведено свое время. Если мусульманин читает намаз и взойдет солнце, то по ханафитскому мазхабу Фаджр будет считаться недействительным. В этом случае намаз придется перечитывать как пропущенный (када).
«Расулюллах (мир ему) запрещал нам совершать молитвы…во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом)…» (Муслим). В это время идолопоклонники молились своему божеству — солнцу. Ни в коем случае не разрешается быть подобными неверным.
Не положено читать во время проповеди. «Когда кто-нибудь из вас войдет в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу» (ат-Табарани).
Что такое ложный рассвет
Рассвет бывает ложный и истинный. Для выполняющего утренний намаз, а также для постящегося очень важно уметь их различать. Ложный рассвет имеет вертикальную форму в виде волчьего хвоста. Это зодиакальный свет. Образуется вследствие подсвечивания солнцем мелких частиц пыли и других космических объектов, находящихся на уровне эклиптики (видимого движения солнца). Он быстро исчезает, и небо снова темнеет. О наступлении истинного рассвета говорит возникновение светлой горизонтальной полосы. Досточтимый Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!» (аль-Хаким). Это говорит о непозволительности отправления религиозного обряда раньше, чем положено.
Что делать, если пропустил Фаджр (ас субх) намаз
«Кто забыл о молитве или проспал ее, то искуплением этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим). Когда мусульманин не смог проснуться на Фаджр, то должен прочитать ее при пробуждении. Но нужно учитывать времена когда можно и нельзя читать намазы. Намерение делается на намаз, который пропустили.
Время намаза Фаджр (ас субх) для мест, где трудно определить время по солнцу
Порой в некоторых населенных пунктах по причине отсутствия дневного светила по полгода, либо несоразмерности дня и ночи, сроки богослужения бывает достаточно трудно определить . В таких случаях одни мусульманские алимы советуют рассчитывать время совершения молитвы по мекканскому календарю. Другие обладающие знаниями предлагают правоверным ориентироваться на близлежащие города и страны, любые населенные пункты, где смена дня и ночи, утра и вечера проходит в обычном установленном режиме. Мнение и тех, и других ученых имеют под собой почву. Однако по мнению приверженцев учения Абу Ханифы желательно ориентироваться на соседнюю страну, город, а не руководствоваться мекканским календарем. Последний из Пророков (да смилуется над ним Аллах) поведал о Фаджр и Магриб намазах: «Никогда не войдет в Огонь тот, кто станет молиться до восхода солнца и до его захода». («Сады праведных»).
Источник
Что читают при восходе солнца намаз
Как мы знаем для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Но существует время, когда намаз делать – макрух (нежелательно). Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный — нельзя.
‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим)
В следующие периоды намаз ничать нельзя
1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.
Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.
1. С рассвета до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте.
В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака’ата (перед обязательной) утренней молитвой».
После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)
В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет». После восхода солнца ½ часа. Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).
2. Когда солнце находится в зените
В то время, когда солнце находится в зените как было ранее напизана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху «. во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату. «
3. Во время захода солнца.
За полчаса до захода солнца, когда солнце покраснело, ничего читать нельзя, кроме ‘аср (послеполуденного, икенде) намаза этого дня, в том числе каза ‘асра предыдущего дня. После прочтения ‘аср намаза вплоть до захода солнца. Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет». (Бухари, Муслим). Если кто начал читать намаз ‘аср и успел выполнить хоть один ракаат и солнце начал заходить то он должен дочитать намаз т.е. намаз не нарушается.
4. После захода солнца
Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз». (Абу Дауд, Ибн Маджа).
5. Во время хутбы
Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу». (Бухари). В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар». («Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу». (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).
Источник