Викторина «Что? Где? Когда?» в старшей группе на тему «День космонавтики»
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина « Что ? Где ? Когда ?» в старшей группе
на тему « День космонавтики »
— Развивать внимание, память, любознательность, творческие способности детей.
— Закрепить знание детей о космосе и космонавтике, учить быстро и обдумывая отвечать на вопросы.
— Научить детей высказать свое мнение, учить логически, мыслить.
— Создать атмосферу радости от совместной деятельности.
— Воспитывать самостоятельность, дружеское отношение друг с другом, выслушать мнения других, не перебивать.
— Воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за нашу страну, которая первой запустила человека в космос и добилась высоких результатов в области космонавтики.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Предварительная работа: Беседы о космосе, рассматривание иллюстраций и портретов космонавтов, отгадывание загадок, чтение книг о космосе, оформление группы, соответствующее космической тематике.
Материал: картинки, конверты с заданиями, волчок, фломастер, бумага, визитки, черный ящик с загадкой, глобус, мольберты.
Дети заходят в группу, садятся на коврик. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть?
Воспитатель: А в какие игры вы любите играть?
Воспитатель: Ребята, в вы когда-нибудь играли в игру «Что? Где? Когда?»?
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами проведем игру «Что? Где? Когда?»
Воспитатель: Что нам сначала нужно сделать?
Воспитатель: Нам нужно разделиться на 2 команды.
Дети делятся на 2 команды.
Воспитатель: Я задам сейчас вопросы,
Отвечать на них не просто!
Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.
1. Какая страна первой запустила спутник? ( СССР )
2. Кто является первой женщиной-космонавтом? ( Валентина Терешкова )
3. Как назывался корабль, на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос? ( Восток )
4. Какой ученый является изобретателем космической ракеты? ( Циолковский )
5. Что в переводе с греческого означает «комета»? ( Хвостатая звезда )
6. Как называется ближайшая к Солнцу планета? ( Меркурий )
7. Как звали собак, которые первыми совершили суточный орбитальный полет и благополучно вернулись обратно? ( Белка и Стрелка )
8. Как называется самая большая звезда во Вселенной? ( Солнце )
На столе лежат конверты. Представители команд по очереди крутят волчок и отвечают на вопросы, находящиеся в конвертах.
I сектор: Блиц-турнир (отвечает только один человек из команды)
1. Голубая простыня весь свет покрывает. ( Небо )
2. Белые цветочки
А утром увядают. ( Звезды )
3. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? ( Солнце )
4. Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. ( Луна )
5. Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь ту дорогу.
Днем она не видна. ( Млечный Путь )
6. Что за ковшик,
Не найти его с огнем? ( Созвездие Большой Медведицы )
II сектор «Что увидел космонавт?»
Один из участников команды рисует с завязанными глазами космический объект, участники другой команды должны угадать, что это. Предварительно задуманный объект, который участник будет рисовать, объявляется только воспитателю (во избежание недоразумений).
Конкурс: Какая команда быстрее соберет разрезанную картинку с изображением планеты (Земля, Сатурн).
Разминка: «Космическая стыковка» – подвижная игра-конкурс.
Все участники игры разбиваются на пары. Каждый из игроков – самостоятельный космический корабль. Например, «Союз» и «Аполлон», «Восток» и «Мир». И этим космическим объектам нужно состыковаться.
Сначала проводятся «учебные» стыковки. Каждая пара игроков встает друг напротив друга и соединяют ладони (как будто играют в ладушки). Затем каждый из участников делает три шага назад. «Космические корабли» расстыковались. Теперь три шага вперед – произошла стыковка.
Но это все тренировка. Настоящая стыковка впереди! Поскольку на орбите космическая мгла, то и действовать нужно в темноте. Участникам завязывают глаза. Или, рассчитывая на их космическую честность, просят зажмуриться. По команде водящего происходит сначала расстыковка (три шага назад), а затем стыковка кораблей.
Промахнувшиеся пары выбывают. Побеждает та пара, которая дольше всех продержалась.
IV сектор «Разложи планеты по порядку»
Командам предлагается каркас Солнечной системы и планеты.
Задача команд: на время выложить планеты по порядку, опираясь на образец.
V сектор «Наши космонавты»
Заранее задается домашнее задание: одной команде рассказать про Ю.А. Гагарина, другой команде про В.В. Терешкову (факты из биографии…).
Воспитатель заносит черный ящик. В ящике глобус и кристаллы. Воспитатель загадывает загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю . ( глобус ).
Воспитатель вытаскивает из ящика отгадку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но наша игра подошла к концу – время подводить итоги.
Жюри подводит общий итог, и дети получают призы, которые были спрятаны в ящике.
Источник
Интеллектуальный поединок «Что?Где?Когда» (посвященный Дню космонавтики)
занимательные факты по астрономии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Хотелось бы процитировать Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планете. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_gde_kogda.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ « Что? Где? Когда?».
Здравствуйте уважаемые знатоки, гости нашего интеллектуального клуба! Всем известен день 12 апреля, отмечаемый в нашей стране как день космонавтики. Это день полета первого космического корабля, пилотируемого человеком. Всем известно имя первого космонавта мира и нашей страны Юрия Алексеевича Гагарина. В этом году отмечается 55-летний юбилей его полета в космос. Наша игра это своеобразное поздравление вас с этим выдающимся событием.
Хотелось бы процитировать Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планете. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
Дорогие участники — знатоки космического пространства, до игры мы попросили вас выбрать две команды и капитанов команд, третья команда – это команда учителей. Названия командам мы придумали сами: «Ракета», «Звезда», «Космонавты».
Вы должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте познакомимся с командами и их капитанами.
Правила игры просты: на слайде презентации капитан команды выбирает номер письма с вопросом, и команда ровно через 30 секунд обсуждений дает на него ответ. Команды получают право на вопрос по очереди. Каждый верный ответ приносит 1балл команде. После обсуждения отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
Если ответ дан неверный, то право заработать балл получает команда-соперница, поднявшая первой руку. Если знатоки не нашли верного ответа на вопрос, то балл присуждается команде учителей. Выигрывает команда, набравшая больше баллов. Условия игры знатокам понятны? Следить за ходом сегодняшней игры будут (представление жюри).
Итак, мы начинаем игру. Первой вопрос выбирает команда…
Ведущий. Внимание! Уважаемые знатоки! Письмо № …
Вопрос1 . Какую массу на Луне и на Солнце покажут весы Незнайке, если на Земле его масса 36 кг. На Луне притяжение в 6 раз меньше, а на Солнце в 28 раз больше по сравнению с Землей.
Ответ :на Луне наш килограмм становится легче приблизительно в 6 раз, а на Солнце «утяжеляется» в 28 раз. Поэтому на Луне Незнайка будет весить 6 кг, а на Солнце 1008 килограмм.
Вопрос2. Вставьте в слова пропущенные буквы.
- Ск…ф…ндр к…см…навта
- …рб…тальная станц…я
- Ме…пл…нетная станц..я
- К…смический . рат
- К…см…дром «……йк…нур»
- Трансп…ртер
- …бсерватория
- Скафандр космонавта
- Орбитальная станция
- Межпланетная станция
- Космический аппарат
- Космодром «Байконур»
- Транспортер
- Обсерватория
Вопрос 3 . Черный ящик. То что лежит в черном ящике появилось в I столетии до н.э. в древнем Риме. Это изобретение впервые было предложено Юлию Цезарю александрийским астрономом по имени Созиген. Римский император изобретение принял с радостью и восторгом. Это устраивало всех в большинстве европейских государств вплоть до XIV столетия.
В 1582 году римский папа Григорий XIII изобрел это еще раз. Его изобретение было удобнее и практичнее старого. Без него мы сейчас не можем жить.
Вопрос : что в чёрном ящике?
В переводе с древнегреческого этот объект называется «блуждающая звезда». С древнейших времен было известно семь таких «блуждающих звезд». О каком объекте идет речь? Сколько их вы знаете? Назовите их.
Ответ: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Вопрос 5 . В Европе этот цветок появился, как и многие цветы, из Китая. В переводе на русский его название означает «звезда». Это одно из древнейших растений. В Крыму в царских гробницах двухтысячелетней давности были найдены изображения этого цветка. У древних греков он был амулетом. В настоящее время существует более 4 000 его сортов. Что это за растение?
Вопрос 6. Имеется ли на земном шаре самая северная, самая южная, самая западная и самая восточная точка?
Ответ: Посмотрите внимательно на глобус и убедитесь, что есть Северный полюс, Южный полюс, а самой западной и самой восточной точки нет.
Вопрос7 — Музыкальный вопрос. Звучит песня «Знаете, каким он парнем был» Назовите семейную пару поэта и композитора, которые являются авторами этой песни?
Ответ: Поэт — Николай Добронравов и композитор — Александра Пахмутова.
Вопрос 8: Что такое парад планет?
«Парад планет» Такое название с легкой руки американских астрофизиков С. Плейджмена и Дж. Гриббина получило явление расположения планет Солнечной системы, когда они в своем движении по орбитам оказываются в какой-то момент на одной линии. При этом «парад планет» имеет несколько разновидностей. Так, «видимый парад планет» подразумевает построение в одну прямую пять наиболее ярких планет Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Такой парад астрономы наблюдали августе 2010 г. Периодичность таких «видимых парадов» происходит не более одного раза в двадцать лет. Мини-парады в которых участвуют четыре планеты происходят чаще, а с участием трёх планет — наблюдаются ежегодно.
Вопрос 9: Я слышал о звездах красных, желтых, белых. Они на самом деле цветные?
Ответ: Звезды цветными не бывают. Цвет звезды астрономам указывает на её температуру. Голубые и белые звезды – самые горячие. Их температура на поверхности от 10 000°С до30 000°С (Сириус, Вега и Денеб).
Жёлтые звезды – менее горячие с температурой 6000°С (Солнце, Капелла в созвездии Возничего). Красные – холодные звезды с температурой около 3000°С(Антарес, Бетельгейзе). Если наполнить чайную ложку веществом, из которого состоят звезды, то вес ложки будет примерно 110 миллион тонн! Подсчитано, что в состав Галактики входит более ста двадцати миллиардов звезд. Каждый год в нашей галактике появляется около сорока новых звезд.
Вопрос 10. За две недели до полета первого человека в космос стартовала собака-«космонавт» полностью повторившая предстоящий путь Юрия Гагарина: взлет, виток вокруг Земли и посадка. После ее приземления было принято окончательное решение о полете человека в космос. Какая кличка была у собаки?
Ответ: Звездочка. Памятник собаке — «первооткрывателю» Звездочке был открыт в Ижевске в марте 2006 года, спустя 45 лет после ее полета. В нашей стране также увековечили самую первую собаку-«космонавта» — Лайку — в 1997 году на здании лаборатории Института авиационной и космической медицины, где готовили Лайку к полету, была открыта мемориальная доска, а в 2008 году ей был поставлен памятник в Москве возле станции метро Петровская — Разумовская.
Как известно, в период испытаний, в космос летало множество животных, в частности собак. Кроме знаменитых Белки и Стрелки в космосе оказались Мушка, Пчелка, Чернушка и Звездочка. Что интересно, только одна из собак была породистой — Лайка, остальные были обычными дворняжками.
Блиц — вопрос 11: 1) Отгадайте загадку: По небу ходит маляр без кистей. Краской коричневой красит людей. Ответ: Солнце.
2) Кто первым вышел в открытый космос? Ответ: Алексей Архипович Леонов.
3) Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? Ответ: Нил Армстронг.
Вопрос 12: С 1962 по 2009 год в космосе работали 52 женщины, в том числе из СССР и РФ – три, США – 43, Канады – две, Великобритании, Франции, Японии и Кореи – по одной. 16 июня 1963 года в открытый космос полетела первая женщина космонавт — Валентина Терешкова. На советском космическом корабле “Восток”, Терешкова 48 раз обогнула Землю. Продолжительность полета Терешковой 2 суток 22 часа 50 минут. А кто еще из женщин нашей страны побывал в космосе?
Ответ: Светлана Евгеньевна Савицкая. Первая женщина, осуществившая выход в открытый космос. Совершила два полета в 1982 и 1984 годах общей продолжительностью 19 суток 17 часов 7 минут (из которых выход в космос занял 3 часа 35 минут).
Елена Владимировна Кондакова. Дважды побывала в космосе в 1994 и 1997 годах общей продолжительностью 178 суток 10 часов 42 минуты 23 секунды.
Вопрос 13: У каждого космонавта для связи с Землей были свои радиопозывные. В качестве позывного используется красивое, звучное, хорошо произносимое слово.
Отгадайте, кому из космонавтов принадлежали следующие позывные:
1)Юрий Гагарин 1)Чайка
2)Герман Титов 2)Кедр
3)Алексей Леонов 3)Орел
4)Валентина Терешкова 4) Алмаз-2
Юрий Гагарин — Кедр
Валентина Терешкова — Чайка
Алексей Леонов — Алмаз-2
Герман Титов — Орел.
Вопрос 14: Как вы думаете, отличается ли меню космонавтов на орбите и на Земле?
Ответ: Нет. Кстати, от использования тюбиков специалисты по космической пище в последние годы практически полностью отказались. Уже 25 лет продукты помещаются в пластиковые пакеты, из которых их можно есть специальными удлиненными ложками. В эти пакеты перед едой заливают горячую воду, и блюда приобретают земной вид. Как выяснили специалисты, самый полезный продукт в космосе это клубника. Именно эта ягода нейтрализует вредное воздействие космических лучей на космонавтов. Причём, ученые до сих пор не могут объяснить этих свойств, а космонавтом остаётся с удовольствием съедать полкилограмма клубники в день.
Вопрос 15: 4 октября 1957 года с советского космодрома Байконур стартовал первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Спутник представлял собой шар из алюминиевых сплавов диаметром 58 см и массой 84 кг, с четырьмя двухметровыми усами-антеннами. Радиопередатчики передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю. Сколько времени на Земле получали сигналы со спутника? Выбери правильный ответ.
Ответ: Начало полёта спутника — 4 октября 1957 в 19:28:34
Окончание полёта — 4 января 1958г. 3 месяца.
Кстати, за 10 минут космический корабль может сфотографировать до 1 млн кв. километров земной поверхности. В то время как с самолета такую поверхность снимают за 4 года, а географам и геологам потребовалось бы для этого не менее 80 лет.
Вопрос 16: Черный ящик. Это — является образцом твёрдого вещества внеземного происхождения. Оно может иметь вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных на Земле этих предметов составил около 60 тонн. В Российской академии наук сейчас есть специальный комитет, который руководит сбором, изучением и хранением этого. Это очень ценный материал для исследований. Можно заняться поиском этого, тем более, что это имеет высокую стоимость и нашедшему этого полагается вознаграждение. Что в чёрном ящике?
Ответ: Метеорит. Каждые сутки на Землю из космоса падает порядка 200 тысяч метеоритов. Также около 27 тонн космической пыли падает на Землю каждый день.
Вопрос 17: Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?
Ответ: Явление «белых ночей».
Вопрос 18: Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
Ответ: Нисколько (отсутствие кислорода).
Вопрос 19: В переводе с древнегреческого этот объект называется «блуждающая звезда». С древнейших времен было известно семь таких «блуждающих звезд». О каком объекте идет речь? Сколько их вы знаете? Назовите их.
Ответ: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Земля — единственная планета, названная не в честь бога. Кстати, все планеты солнечной системы могли бы поместиться внутри планеты Юпитер.
Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. Молодцы! Давайте подведем итоги игры и узнаем победителей «Что? Где? Когда?». Награждаются победители: все команды игроков, самый лучший игрок, вручается приз за самый лучший вопрос.
Нам приятно было общение с интеллектуалами МБОУ «Кольцовская средняя школа»
Вам, кому сегодня 12-15 лет, уже скоро предстоит определять свой жизненный выбор. Хорошо бы, что бы этот выбор стал космическим. Нам есть на кого равняться. Спасибо людям, расширившим земные горизонты.
Источник