Методики экспериментальной патопсихологии. Сравнение понятий
Методика применяется для исследования мышления (процессов анализа, синтеза, операции сравнения).
Больного просят сказать, чем похожи и чем отличаются два понятия. Для сравнения предлагаются пары слов, которые отвечают следующим условиям:
- слова можно объединить более общим понятием (трамвай и автобус — транспорт; ворона и воробей — птицы), причем подобное обобщение может быть более сложным (сказка и песня — произведение искусства; глаз и ухо — органы чувств; газета и радио — средства информации и т. п.);
- больному предлагаются несравнимые понятия, такие как: река — птица; ось — оса; ботинок — карандаш; муха — дерево и т. п. Умение самостоятельно выделить нерешаемую задачу характеризует критичность мышления здорового человека.
Больному предлагается 10-15 пар слов из следующего списка:
- голод — жажда
- сказка — песня
- глаз — ухо
- газета — радио
- поощрение — наказание
- волк – луна
- ось — оса
- ботинок — карандаш
- корзина — сова
- муха — дерево
- яблоко — вишня
- ворона — воробей
- дуб — береза
- лыжи — коньки
- корова — лошадь
- летчик — танкист
- трамвай — автобус
- золото — серебро
- река — птица
- озеро — река
- дождь — снег
Можно разобрать с больньм 1-2 пары понятий. Обязательно объяснить больному, что надо начинать с определения сходства. Первая пара несравнимых понятий предъявляется без специального предупреждения. Экспериментатор тщательно регистрирует поведение больного, его высказывания и ответ. Затем больному дается дополнительная инструкция: «Встречаются такие пары слов (понятий), которые несравнимы. В таком случае вы должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Больше эту инструкцию не повторяют, просто регистрируют ответы больных при работе со следующими несравнимыми понятиями. Всего предлагается 3-5 пар несравнимых понятий.
Обработка и анализ полученных данных
Анализ полученных данных начинается с оценки доступности для больного самого процесса сравнения и обобщения. Прежде чем сравнивать понятия, больной должен выделить критерий, по которому он будет проводить сопоставление. Поэтому в первую очередь отмечается: самостоятельно ли справляется больной с этой задачей; если ему понадобилась помощь, то какая, сумел ли он перенести процесс обучения на дальнейшую работу.
Затем надо обратить внимание на степень обобщенности критерия сравнения, которым преимущественно пользуется больной (абстрактный, конкретный, псевдоабстрактный). Уточнить эгоцентричность процесса сравнения, отметить, пользуется ли больной «слабыми» признаками понятий как критерием сравнения. При этом особое внимание надо уделить работе с «несравнимыми понятиями». В норме характерны затруднения при переходе к ним, здоровый человек либо отказывается проводить сравнение этих слов, либо переходит на очень широкий уровень сравнений (муха и дерево относятся к живой природе). Важно, что при этом в норме отмечаются оценочные реплики: «Эта задача не такая, как другие», что свидетельствует о высоком уровне критичности мышления.
В норме уже с 12-14 лет дети с соответствующим образованием могут проводить сравнение понятий, вьщеляя в качестве критерия существенный признак понятий, проводя сравнение на достаточно абстрактном уровне (см. описание методики «Пиктограмма»).
Иногда отмечается использование конкретного критерия сравнения (плащ и пальто — то, что мы носим). Обычно организующей помощи достаточно, чтобы здоровый человек исправил подобные ошибки.
При различных органических заболеваниях головного мозга, которые приводят к снижению уровня обобщения, конкретизации мышления, процесс сравнения проводится в основном на конкретном уровне: дуб и береза — растут в лесу; лыжи и коньки — нужны зимой для катания; глаз и ухо — оба находятся на голове и т. п. При этом для многих пар больные вообще не могут подобрать критерий сравнения, считая их совсем разными: «Ворона большая, а воробей маленький, ворона воробья заклевать может — ничего нет похожего».
Больные критичны к своим затруднениям, активно ищут помощи психолога, исправляют свои ошибки, но в дальнейшем опять в качестве критерия сравнения используют конкретные признаки понятий.
При шизофрении мышление характеризуется искаженным процессом обобщения, больные используют для сравнения псевдоабстрактные критерии или «слабые», малозначимые признаки понятий. «Дождь и снег — предметы влажности, перемещающиеся вокруг земли», «ворона и воробей — состоят из одинакового «количества слогов». Больные шизофренией не испытывают замешательства при переходе к несравнимым понятиям: «Ось и оса — имеют в середине продолговатость; созвучны»; «Муха и дерево — муха шумит при полете и дерево при ветре тоже шумит»; «Ботинок и карандаш — оставляют след» и т. п. Подобное использование второстепенных, малозначимых признаков и псевдоабстракций в качестве критерия обобщения не снимается обучением.
При различных пограничных заболеваниях можно отметить личностную окраску мышления. Выбирая критерий обобщения, больные опираются на собственные вкусы и пристрастия. Личностная окраска может проявиться в объяснениях: «Золото и серебро — терпеть не могу всего этого, из-за денег и сына погубили» (сын больной был убит при ограблении).
Под редакцией профессора М. В. Коркиной.
Источник
Что общего у генокультов Луны, Сестёр Безмолвия и Лунных волков?
В Вархаммере с его множественными античными мотивами отразилась античная традиция Луны как женского начала. Луна связана с двумя женскими фракциями, во многом противоположными: Сёстрами Безмолвия и «ведьминским» Селенитским культом генетиков.
Сёстры Безмолвия, антимагический спецназ, набирались из парий и нулей, генетически унаследовавших ген парии, подавлявший влияние варпа. Это женский орден, потому что ген в сеттинге завязан на Х-хромосому и наследование по женской линии, и девочки-нули рождаются гораздо чаще мальчиков (достаточно сильные мужчины-нули, скорее всего, становятся ассасинами Храма Кулексус). Антимагическая сила женского персонажа, кроме Вархаммера, встречается ещё у Глена Кука, где это основная способность полководца Белой Розы, в прошлом победившей колдуна-Властителя и его магических слуг, а также способность ее «реинкарнации» уже в таймлайне самих книг.
«Лунность» Сестёр скорее дианическая, завязанная на войну и охоту, их боевые операции по поиску и захвату опасных псайкеров чаще всего описываются как охота. Их отряды часто названы в честь хищных животных: Вороний Коготь, Железная Рысь. Прямого обета целибата у них нет, но большая часть из них оставалась безбрачными, очевидно, в силу своей «нулевой» природы, отталкивающей людей. У них солнечно-лунный «дуэт» с кустодианцами, мужским орденом в золотой броне.
Помимо Артемиды-Дианы, с Луной ассоциируется и Геката, богиня колдовства, перекрёстков и женских инициаций. Оба образа попали в масс-культуру через оккультизм, романтическую традицию изучения мифов и новые религии, в первую очередь Викку. Авторы Вархаммера, которые интересуются этой темой, часто заимствуют оттуда образы и темы (например, Грэм МакНилл).
Селенитки вдохновлены как раз символикой Гекаты и ещё одной богини с лунными атрибутами — египетской Исидой. Это тайные ордена-ковены генетиков, создающий улучшенных воинов. Их верховные жрицы-матриархи носят сакральное имя Гелиоза (любопытно, что это означает «солнечная»), а женщины-участницы культа называются «геноведьмами». Основной культ создал и хранит реликвию Магна Матер, Великую Мать, артефакт-ключ к биологии (который потом все-таки попадёт в Империум благодаря беглецу Никоне Шарроукину и пригодится для хранения генетических данных примархов). Как лунные богини неоплатоников, они имеют власть над плотью и жизнью. Император-Солнце в итоге покоряет Луну, и в отместку селенитки «проклинают» один из его легионов в духе Гекаты — их манипуляции вызывают страшную болезнь Детей Императора. Их выжившие разрозненные последовательницы сто веков спустя называют себя Soul-Night, Ночь Души (как английское созвучие слова Selenite, так и синоним нигредо).
Образ селениток полностью растёт из романтической интерпретации дохристианской традиции как стихийного женского Культа Богини (Тройная Богиня Грейвса завязана на Луну с ее тремя фазами), которой на смену приходит рациональное, солярное «мужское» христианство. Элементы этого встречалось ещё в оккультизме начала прошлого века (Богиня у Кроули), перешло в фэнтези (жрицы из романов Хаггарда, хранительницы великих тайн). Начиная с 1970-х и до сих пор это присутствует и в Викке, и в оккультных традициях, и в фолк-хистори и медиакультуре.
Магна Матер — это Кибела, малоазиатская богиня-мать, которой служат жрецы-кастраты. Прошлые названия культа в сеттинге тоже с мифологическими аллюзиями — Элевсинианцы (от Элевсинских аграрных мистерий, связанных с богинями Деметрой и Персефоной), Осирика (от легендарного нубийского египетского ордена каменщиков, якобы одного из предков масонства), Дамия (библейский Город Адама, где случилось чудо перехода Иисуса Навина через Иордан), но подобраны весьма условно.
Их хтонические аллюзии и многорукие-многоглазые мутанты-легионеры, которых они пытались создать — интересный сюжетный мост к одной из фракций сеттинга, связанной с биологической темой и символикой стихийных богинь — Тиранидами.
Кроме женского аспекта, в Вархаммер попал и более редкий в масс-культуре мужской аспект Луны. Мужской образ Луны-Месяца мы встречаем в скандинавской и славянской культурах, а также в Египте и на Ближнем Востоке, и в современную оккультную и художественную традицию попал лунарный образ Тота, бога мудрости. Деус Лунус Блаватской — не только Тот, но и Осирис, бог смерти и возрождения. Император — не только солярная, но и лунная фигура через мотивы Осириса и Яхве (в 19 веке библеисты начали писать про лунные мотивы в Ветхом Завете — Луна, в отличие от палящего солнца пустыни, больше ассоциировалась с жизнью).
Примечательно, что самый «лунный» примарх ещё вдобавок и «солнечный» — Хорус, названный в честь бога солнца, руководит легионом Лунных Волков, получившим имя за покорение Луны. Луну в Египте олицетворял левый глаз бога Хора, а лунный бог Хонсу так же изображался с соколиной головой. Прозвище Луперкаль отсылает к Луперкалиям, римскому празднику плодородия, связанному с волчьей символикой (и диких волков, и особо Капитолийской волчицы). Луперка, обожествленная волчица и, возможно, ещё доримская тотемическая богиня, связывалась с луной, и этот образ снова стал популярен в Викке.
Символ легиона, волчья голова и серп месяца, в разных вариациях появляется в новом язычестве и современном искусстве, символизируя различных ночных и лунных божеств, а также силу и связь с природой. Символу могут приписывать и скандинавское, и индейское, и даже монгольское происхождение.
Как Луна светит отраженным светом, так и Хорус был сильнее прочих завязан на Императора. Его восстание — это и соперничество солнечной и лунной фигур.
Луна — это ещё и лунатизм, безумие. Очень хорошо сюда вписался образ Гарвеля Локена, после травмы создавшего себе безумную субличность Цербера (часто ассоциировавшегося с Гекатой) и поселившегося на Луне.
Источник
Почему волки воют на Луну?
С древних времен считалось, что самые кровожадные лесные хищники — волки — имеют особую и необъяснимую связь с нашим ночным светилом. Услышав вдалеке волчий вой, наши предки старались как можно быстрее покинуть территорию грозного лесного обитателя, которому приписывалось даже родство с фантастическими оборотнями. Так почему же действительно волки воют на Луну? Чем же она так их привлекает?
Волкам издревле приписывались фантастические способности, которые якобы открываются у них во время полной Луны
О чем говорит вой волка на Луну?
Несмотря на фантастические предания о волках, превращающихся в полнолуние в оборотней, в реальности все может оказаться гораздо прозаичнее. Ученые-зоологи считают, что Луна как таковая абсолютно не влияет на поведение этих животных. Наблюдения показали, что волки воют не только на Луну, но и на затянутое тучами небо, во время дождя и вообще при любых состояниях природы, что несколько уменьшает оттенок мрачной романтики, веками окружающей этих умнейших в представителей семейства псовых.
Из-за того, что животные ведут ночной образ жизни, вой может служить им своеобразным языком общения, с помощью которого волки обмениваются важной информацией. Интонация при подобном способе коммуникации позволяет предупредить сородичей о надвигающейся опасности, стать позывным при выходе на ночную охоту или даже стать свидетельством того, что у пары волков появилось потомство.
С помощью воя волки способны оповещать сородичей об опасности или приближении человека
А как вы относитесь к волкам? Испытываете ли благоговейный восторг перед этими лесными созданиями или же предпочитаете посмотреть на них издалека где-нибудь в зоопарке? Давайте попробуем обсудить этот вопрос в нашем Telegram-чате.
Как общаются животные
Кстати говоря, не только волки успешно пользуются воем как эффективным средством коммуникации. Думаю, многие из вас не понаслышке знают о том, что такие домашние питомцы, как собаки, любят практиковаться в этом способе общения между собой и в обычных квартирах. Из-за того, что люди склонны придумывать всевозможные приметы по тому или иному поводу (а иногда и вовсе без него), внезапный лай собаки также успел обрасти целым букетом суеверий. Так, с давних времен вой дворовой собаки связывался с присутствием нечистой силы или являлся предвестником какого-либо неприятного события.
Не спешите паковать чемоданы, если неожиданно услышите ночью лай собаки. Возможно, ваш пес всего лишь захотел пообщаться со своими сородичами
Хотя миф о том, что волки воют на Луну, был полностью развенчан, небольшая доля правды в том, что спутник нашей планеты способен оказывать какое-то действие на поведение ночных животных, все же имеется. Из-за того, что ночи во время полнолуния являются гораздо более светлыми, чем в новолуние, ночным хищникам в этот период становится гораздо удобнее охотиться, о чем они и извещают своих собратьев громким воем.
Источник
Почему волки воют на луну, мифы и истинные причины.
Выражение желания повыть на Луну давно стало нарицательным, означающим грустное и тоскливое состояние. У чувствительных людей при этом в голове возникают жутковатые картинки: темный дремучий лес, мертвенно светящаяся бледная Луна и протяжно воющий на нее одинокий волк.
Такой сюжет воплощен на многих художественных полотнах, он часто мелькает в рассказах охотников и жителей лесных поселков. Именно от этих историй пошли мифы об людях, оборачивающихся волками в полнолуние. Есть и множество легенд, повествующих о мистической связи серых хищников и Луны.
Легенда о Луне и паре волков – рыжем и белом
В глубокой древности, когда небесный бог Сварог еще главенствовал над всеми богами, дал он поручение богу лунного сияния Хоре спуститься на землю, в лесную чащу, чтобы передать его наказ тамошним обитателям. А еще – усмирить стаю волков, ставшую чрезмерно агрессивной и прожорливой проблемой.
Обернувшись огромным белым волком, Хоре отправился на землю и объявил стае о повелении Сварога. Однако гордому рыжему вожаку Чубарсу не по душе пришлись увещевания богов. Он не стал прекращать бесчинства, продолжая нападать на все живое в округе, кусая и разрывая на части, чтобы внушить страх к свирепым волкам.
Не выдержал бог Хоре и наказал ослушника: рыжий Чубарс был навечно изгнан на Луну, чтобы бесконечно грызть лишь твердые камни.
С того времени и возникла у его потомков — волков эта привычка. Как только на небо всходит сияющий лунный диск, они вспоминают о своем предке и начинают тоскливо и заунывно выть. Людей от этой жуткой «песни» пробирает дрожь – они слышат в ней горечь утраты и затаенную угрозу.
Истинные причины воя волков
Однако это всего лишь сказка. А настоящие причины ужасающего воя волков известны специалистам — зоологам.
Они выяснили, что такие образом хищники общаются и передают друг другу необходимую информацию. В зависимости от ситуации волчий вой может быть:
- оповещением для стаи о сборе на охоту;
- решением вопроса о дележке территории;
- призывом самца или самки;
- предупреждением о грозящей опасности;
- знаком для сородичей о своем местопребывании;
- защитой пойманной добычи от посягательств.
Иногда волки могут передавать воем и свои чувства и переживания. Так они делятся:
- горечью при потере партнеров или детенышей;
- радостью от пополнения семейства;
- болью при травмах и ранах;
- беспокойством по поводу пропажи товарищей.
К примеру, у известного зоолога Ясона Бадридзе имеется предположение, что вой волков – это призыв нового вожака при потере прежнего лидера. Другие ученые относятся к этой теории неоднозначно. Большинство из них уверены, что вой – это реакция хищников на любой стресс, так они снимают напряжение.
По некоторым наблюдениям, завывание волков – это одно из средств защиты, способ обхитрить соперника. Тональность пугающих звуков все время меняется, и потенциальных врагам трудно определить реальное число воющих особей. Так, всего 3-4 волка способны имитировать вой полноценной стаи.
Многое можно определить по интонации и тембру волчьих «песен». У опытных охотников и ученых получается выделить голоса самцов и самок и даже считать по звуку некоторую информацию. К примеру, отличить оповещение о появлении на свет волчат от призыва на охоту.
Влияние Луны
Воздействие ночного светила на происходящие на земле процессы давно известно. Смена фаз Луны сказывается на приливах и отливах, сельскохозяйственных процессах и даже физическом и психоэмоциональном состоянии людей.
Удивительно, но на волков Луна вовсе не влияет. Так считает большинство ученых. По их наблюдениям, хищники воют не только ночью, но и днем, причем как поодиночке, так и стаями.
Возможно, мнение о том, что волки воют именно на Луну, возникло из-за большей ночной активности хищников. К тому же во время полнолуний в природе обычно наблюдается затишье и звуки слышны очень далеко. А яркий лунный свет делает все происходящее более заметным.
Легко объяснить и позу хищников во время воя. Они поднимают голову к Луне из-за особого анатомического строения гортани – так в ней образуется просвет и звук становится более чистым и громким.
И все же часть исследователей уверены, что в полнолуние вой волков учащается. Этому есть 2 объяснения.
- Первое – при ярком лунном свете охота обычно удачнее, и хищники стремятся использовать свой шанс.
- Второе – зрение волков черно-белое. Поэтому они не отличают солнечное и лунное освещение. При избытке света хищники паникуют, становятся раздражительными и агрессивными животными.
Таким образом, во влиянии полнолуния на волков нет ничего мистического. А вот его воздействие на людей довольно заметно. К тому многие культуры относят волков к темным силам, а Луну считают пособницей злой магии и колдовства, что и приводит к удивительным фантазиям и нелепым слухам.
А как Вы считаете почему волки воют на луну? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Источник