Меню

Что означает пятое солнце

Пять Солнц — Five Suns

В контексте мифов о творении термин « Пять солнц» описывает доктрину ацтеков и других народов науа, согласно которой нынешнему миру предшествовали четыре других цикла творения и разрушения. Это в первую очередь происходит из мифологических, космологических и эсхатологических верований и традиций более ранних культур центральной Мексики и мезоамериканского региона в целом. Late постклассических ацтеки общество унаследовало многие традиции , касающиеся счета создания Месоамериканских , а изменяя некоторые аспекты и поставку новых интерпретаций своего собственного.

В мифах о творении, которые были известны ацтекам и другим народам науа в позднюю постклассическую эпоху, центральный постулат заключался в том, что до нынешней вселенной существовало четыре мира, или «Солнца». Эти более ранние миры и их обитатели были созданы, а затем уничтожены катастрофическим действием ведущих фигур божеств. Нынешний мир — это пятое солнце, и ацтеки считали себя «Людьми Солнца», чьей божественной обязанностью было вести космическую войну, чтобы обеспечить Солнцу его тлакскальтилизтли («питание»). Без него солнце исчезло бы с небес. Таким образом, благополучие и само выживание вселенной зависело от принесения солнцу крови и сердец .

СОДЕРЖАНИЕ

Легенда

Из пустоты, которая была остальной частью вселенной, первый бог, Ометеотль , создал себя. Ометеотль был одновременно мужчиной и женщиной, добром и злом, светом и тьмой, огнем и водой, судом и прощением, богом двойственности. Ометеотль родила четырех детей, четырех тескатлипок , каждый из которых руководит одним из четырех сторон света. На Западе правит Белый Тескатлипока, Кецалькоатль , бог света, милосердия и ветра. На юге правит Голубая Тескатлипока, Уицилопочтли , бог войны. На Востоке правит Красный Тескатлипока, Шипе Тотек , бог золота, земледелия и весны. А на Севере правит Черная Тескатлипока, также называемая просто Тескатлипока , бог суда, ночи, обмана, колдовства и Земли.

Первое солнце

Это были четыре бога, которые в конечном итоге создали всех других богов и мир, который мы знаем сегодня, но прежде чем они смогли создать, им пришлось разрушить, каждый раз, когда они пытались создать что-то, оно падало в воду под ними и было съедено Чипактли. , гигантский земляной крокодил, который плыл по воде, держась за всех своих суставов. Четыре Tezcatlipocas произошли от первых людей, которые были гигантами. Они создали других богов, самыми важными из которых были боги воды: Тлалок , бог дождя и плодородия, и Чалчиутликуэ , богиня озер, рек и океанов, а также богиня красоты. Чтобы дать свет, им нужен был бог, который стал солнцем, и был выбран Черный Тескатлипока, но либо из-за того, что он потерял ногу, либо потому, что он был богом ночи, ему удалось стать только половиной солнца. В течение некоторого времени мир продолжался таким образом, но между Кецалькоатлем и его братом могущественным солнцем, которого Кецалькоатль сбил с неба каменной дубиной, росло соперничество между братьями и сестрами. Без солнца мир был полностью черным, и в гневе Тескатлипока приказал своим ягуарам съесть всех людей.

Второе солнце

Боги создали новую группу людей для заселения Земли, на этот раз они были нормального размера. Кецалькоатль стал новым солнцем, и с годами люди Земли становились все менее и менее цивилизованными и перестали оказывать должное почтение богам. В результате Тескатлипока продемонстрировал свою силу и авторитет как бога чародейства и суда, превратив животных-людей в обезьян. Кецалькоатль, который любил несовершенных людей такими, какими они были, был расстроен и снес всех обезьян с лица земли могучим ураганом. Затем он сошел как солнце, чтобы создать новых людей.

Третье солнце

Тлалок стал следующим солнцем, но Тескатлипока соблазнил и украл его жену Шочикецаль , богиню секса, цветов и кукурузы. Затем Тлалок отказался делать что-либо, кроме как погрязнуть в собственном горе, поэтому мир охватила великая засуха. Молитвы людей о дожде раздражали скорбящее солнце, и он отказывался допустить дождь, но люди продолжали умолять его. Затем в приступе гнева он ответил на их молитвы сильным ливнем огня. Он продолжал лить огненный дождь, пока не сгорела вся Земля. Затем богам пришлось построить из пепла целую новую Землю.

Четвертое солнце

Следующим солнцем и новой женой Тлалока была Чалчиутликуэ . Она очень любила людей, но Тескатлипока — нет. И люди, и Чалчиутликуэ почувствовали его осуждение, когда он сказал богине воды, что она не была по-настоящему любящей, и только из эгоизма симулировала доброту, чтобы заслужить похвалу народа. Чалчиутликуэ была так сокрушена этими словами, что она плакала кровью следующие пятьдесят два года, вызвав ужасное наводнение, затопившее всех на Земле. Люди стали рыбами, чтобы выжить.

Пятое солнце

Кецалькоатль не допустил уничтожения своего народа и отправился в подземный мир, где украл их кости у бога Миктлантекутли . Он окунул эти кости в свою кровь, чтобы воскресить свой народ, который снова открыл глаза на небо, освещенное текущим солнцем, Уицилопочтли.

Tzitzimimeh , или звезды, стал завидовать их ярче, более важный брат Уицилопочтли. Их лидер, Койолксауки , богиня луны, ведет их в атаку на солнце, и каждую ночь они приближаются к победе, когда сияют по всему небу, но их отбивает могущественный Уицилопочтли, правящий дневным небом. Чтобы помочь этому важнейшему богу в его непрекращающейся войне, ацтеки предлагают ему пищу в виде человеческих жертвоприношений. Они также приносят человеческие жертвы Тескатлипоке, опасаясь его приговора, приносят свою кровь Кетцалькоатлю, который выступает против роковых жертв, в благодарность за его кровавую жертву за них и приносят подношения многим другим богам для многих целей. Если эти жертвоприношения прекратятся или человечество не сможет угодить богам по какой-либо другой причине, это пятое солнце станет черным, мир будет разрушен катастрофическим землетрясением, и Цицимитль убьет Уицилопочтли и все человечество.

Читайте также:  Как называется период обращения земли относительно солнца

Вариации и альтернативные мифы

Большая часть того, что известно о древних ацтеках, взято из нескольких кодексов, переживших испанское завоевание. Их мифы могут сбивать с толку не только из-за отсутствия документации, но и из-за того, что существует множество популярных мифов, которые, кажется, противоречат друг другу, потому что они изначально передавались из уст в уста и потому что ацтеки переняли многих своих богов у других племен. оба приписывают этим богам свои новые аспекты и наделяют их аспектами подобных богов из других культур. Старые мифы могут быть очень похожи на новые мифы, но при этом противоречить друг другу, утверждая, что другой бог совершил одно и то же действие, вероятно, потому, что мифы изменились в зависимости от популярности каждого из богов в данный момент.

В других вариантах этого мифа говорится , что Коатликуэ , богиня земли, была матерью четырех Тескатлипок и Цицимитль. Некоторые версии говорят, что Кецалькоатль родился от нее первым, когда она была еще девственницей, часто упоминая его брата-близнеца Ксолотля , наставника мертвых и бога огня. Затем от обсидианового ножа у нее родилась Тескатлипока, за ней последовали Цицимитль, а затем Уицилопочтли. Самая популярная вариация, включая Коатликуэ, изображает ее первым рождением Цицимитля. Много позже она родила Уицилопочтли, когда ей явился таинственный шар из перьев. Затем цицимитль обезглавили беременную Коатликуэ, посчитав оскорбительным то, что она родила еще одного ребенка. Затем Уицилопочтли возник из ее чрева, вооруженный огненным змеем, и начал свою эпическую войну с цицимитлями, которых также называли центцон-уицнахуа . Иногда говорят, что он обезглавил Койолксауки и либо использовал ее голову, чтобы создать луну, либо бросил ее в каньон. Дальнейшие вариации изображают шар из перьев как отца Уицилопочтли или отца Кецалькоатля, а иногда и Ксолотля.

Другие варианты этого мифа утверждают, что только Кецалькоатль и Тескатлипока родились от Ометеотля, которого в этом мифе заменил Коатликуэ, вероятно, потому, что к моменту прибытия испанцев в нем не было ни прихожан, ни храмов. Иногда говорят, что мужская характеристика Ометеотля называется Ометекутли, а женская характеристика — Омециуальт. Дальнейшие вариации этого мифа утверждают, что только Кецалькоатль и Тескатлипока разлучили Чипактли, также известного как Тлалтекутли , и что Зипе Тотек и Уицилопочтли затем сконструировали мир из ее тела. Некоторые версии утверждают, что Тескатлипока на самом деле использовал свою ногу в качестве приманки для Чипактли, прежде чем расчленить ее.

Порядок первых четырех солнц также варьируется, хотя приведенная выше версия является наиболее распространенной. Каждый конец света во всех вариантах мифа постоянно соотносится с богом, который был солнцем в то время, хотя потеря Шочикецаль не всегда определяется как причина Тлалока, вызвавшего огненный дождь, о котором не говорится иначе, а иногда говорят. что Чальчиутликуэ наводнил мир намеренно, без участия Тескатлипоки. Также говорят, что Тескатлипока создал половину солнца, которую затем съели его ягуары, прежде чем съесть гигантов.

Однако пятое солнце иногда называют богом по имени Нанауацин . В этой версии мифа боги собрались в темноте, чтобы выбрать новое солнце, которое должно было принести себя в жертву, прыгнув в гигантский костер. Двумя добровольцами были молодой сын Тлалока и Чальчиутликуэ, Текучстекатль и старый Нанауацин. Считалось, что Нанауацин слишком стар, чтобы зажечь хорошее солнышко, но обоим дали возможность прыгнуть в костер. Текучтекатль попытался первым, но не был достаточно храбрым, чтобы пройти через жару рядом с пламенем, и развернулся. Затем Нанауацин медленно подошел к огню, затем попал в огонь и был поглощен. Затем последовал Текучитекатль. Более храбрый Нанауацин стал тем, что сейчас является солнцем, а Текучтекатль стал гораздо менее впечатляющей луной. Бог, который преодолевает пропасть между Нанауацином и Уицилопочтли, — это Тонатиу , который был болен, но омолодился, сожгнув себя заживо, а затем стал воином-солнцем и странствовал по небу с душами тех, кто погиб в битве, отказываясь двигаться, если не принесли достаточно жертв.

Источник

Сотворение миров

На самом высоком Тринадцатом Небе, в Западном Раю появились первые бо ги. Там, среди тумана, родилось из молчания вселенной двойное божественное начало Ометеотль, союз Ометекутли и Омесиуатль, мужского и женского начал.

Ничего больше не существовало, не было сотворено: не было земли, ни людей, ни животных, ни растений. С появлением богов родилась жизнь, и от них родились другие боги.

Первые четверо из них были самыми могущественными. Первый был Красный Тескатлипока (его имя означало: Дымящееся Зеркало), бог Востока. Второй был Черный Тескатлипока, бог Севера и ночного неба, мстительный и вызывающий страх; он был наделен способностью читать мысли и быть вездесущим. Третий был Кецалькоатль (Пернатый Змей), белый бог Запада, благородный защитник. Четвертый был молодой воин Уицилопочтли (Волшебный Колибри), синий бог Юга, не имевший тела.

Эти четверо главных богов сотворили огонь, календарь, воду и землю.

Итак, Ометекутли и Омесиуатль сотворили четырех братьев: Красного Тескатлипоку, Черного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли. Прошло шестьсот лет, в течение которых боги ничего не делали. По прошествии этого времени четыре брата собрались, чтобы решить, что же делать дальше. Кецалькоатлю и Уицилопочтли дали задание сотворить огонь. Также боги сотворили Полусолнце, которое не освещало мир в достаточной степени.

Потом сотворили мужчину и женщину, и дали им имена Ошомоко и Сипактональ; мужчину послали обрабатывать землю, а женщину — прясть и ткать. Женщине дали зерна маиса, с помощью которых она должна была совершать обряды.

Также сотворили календарь для того, чтобы измерять время, он состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом.

Потом сотворили Правителя и Правительницу Подземного мира — Миктлантекутли и Миктекасиуатль, для того, чтобы они правили в Миктлане — Мире Мертвых.

Читайте также:  Формула построить юбку солнце формула

Затем сотворили тринадцать небес и воду, а также рыбу Сипактли, для того, чтобы она жила в воде.

Сотворили бога воды, Тлалока, и его сестру Чальчиуитликуэ (чье имя означает: Та, Что В Юбке Из Зеленого Камня), которые жили в доме с четырьмя комнатами и двором, где находились четыре больших сосуда с водой, с помощью этой воды они делали дождь. Тлалок сотворил себе множество маленьких помощников — тлалоков, — чтобы они помогали ему делать дождь.

Потом опять собрались четверо братьев-богов, из рыбы Сипактли сделали Землю, которую назвали Тлальтекутли.

От брака первого мужчины и первой женщины родился сын, которого назвали Пильцинтекутли. Так как у него не было жены, боги сделали ему жену из волос богини Шочикецаль. От этого брака родились все остальные люди.

Потом, увидев, что сотворенное ранее Полусолнце почти не давало света, боги решили сделать настоящее Солнце.
Первое солнце — Солнце Тигра (Оцелотонатиу)

Бог ночного неба Тескатлипока, Дымящееся Зеркало, был первым, кто сделался Солнцем. Так началась первая эпоха. Другие боги сотворили людей-гигантов, которые не работали и не возделывали землю, а только питались плодами.

Но Солнце не двигалось на небе так, как положено, в полдень уже наступала ночь, и тигры пожирали людей. Холод и темнота окутывали землю.

Бог Запада, Кецалькоатль (Пернатый Змей) ударил Тескатлипоку своим посохом, и тот упал с неба в воду. В воде он превратился в тигра, вышел на землю и пожрал всех гигантских людей. Так земля снова стала необитаемой, а вселенная осталась без Солнца, и это продолжалось 676 лет. Так окончилась первая эпоха в истории человечества — эпоха Первого Солнца. Это произошло в год четвертый Оцелота, или Тигра (4 Оцелотль).

Второе солнце — Солнце Ветра (Эхекатонатиу)

Тогда Кецалькоатль, Пернатый Змей, бог Запада сделался Солнцем, и началась вторая эпоха. Землю вновь населили люди. И было спокойно на Земле некоторое время.

Тогда Тескатлипока превратился в тигра и одним ударом сбросил Солнце на землю. И опять земля осталась без Солнца.

Поднялся страшный ветер и повалил все деревья. Все, что было на земле, было унесено ветром. Большая часть людей погибла. Те люди, что остались в живых, превратились в обезьян. Это продолжалось 676 лет. Так окончилась вторая эпоха — Солнце Ветра. Это произошло в год четвертый Ветра (4 Эхекатль).

Третье солнце — Солнце Огненного дождя (Киауитонатиу)

Тогда боги сделали Солнцем Тлалока, бога дождя и небесного огня. Так началась эра Третьего Солнца. Это продолжалось 364 года. И тогда Кецалькоатль сделал так, чтобы с неба падал огненный дождь.

Огонь упал с неба в виде молний. Вулканы открыли свои кратеры, и огонь пожрал землю. С неба падал песок и раскаленные камни. Большая часть людей погибла, а те, кто выжили, превратились в птиц.

Так окончилась третья эпоха — эпоха Солнца Огненного Дождя. Это случилось в год четвертый Дождя (4 Киауитль).

Четвертое солнце — Солнце Воды (Атонатиу)

Тогда Кецалькоатль сделал Солнцем сестру Тлалока, богиню воды Чальчиуитликуэ, Ту, Что В Юбке Из Зеленого Камня. Так началась эпоха Четвертого Солнца, которая продолжалась 312 лет.

Тескатлипока сделал так, что дождь не прекращался. В течение многих дней шел дождь, и землю затопило. Вода унесла растения, животных и людей. Те люди, которые остались в живых, превратились в рыб. Так окончилась эпоха Четвертого Солнца. Это случилось в год четвертый Воды (4 Атль).

Дождь шел так сильно, что небо обрушилось на землю. Земля в любой момент могла развалиться на части. Тогда четверо главных богов собрались опять для того, чтобы поднять небо. Тескатлипока и Кецалькоатль превратились в большие деревья, а остальные боги помогли им поставить небо на свое место.

Четыре раза боги пытались сотворить человечество, и четыре раза мир был разрушен из-за вражды между Тескатлипокой и Кецалькоатлем. Опять было холодно и темно, и не было солнца

Кецалькоатль отправляется в Миктлан

Опять собрались боги, обеспокоенные судьбой человечества. Они спрашивали друг у друга, кто же теперь будет жить на земле. И наконец приняли решение. Необходимо было принести кости мертвых людей из Миктлана — Мира Мертвых, и из этих костей сотворить новых людей. Это задание было очень опасным, поэтому боги решили, что только Кецалькоатль может справиться с ним.

Кецалькоатль отправился в Подземный Мир. На пути ему встретилось много опасностей. Он перешел горы и пустыни, победил чудовищ, охранявших путь — Большую Змею и Коварную Ящерицу. На спине собаки переплыл темную реку, отделяющую Землю от Подземного Мира. И наконец, после четырех лет пути, прибыл в Миктлан, загадочное царство мертвых, место, где всегда темно и откуда нет выхода.

Там его ожидало последнее испытание — встреча с Правителем Миктлана.

Кецалькоатль увидел его восседающим на троне из костей и сказал:

— Я пришел забрать у тебя кости, которые ты хранишь.

И спросил у него господин Миктлана:

— Что ты собираешься с ними сделать, Кецалькоатль?

Пернатый Змей ответил ему:

— Мы сделаем из них новых людей.

Бог Миктлана, лживый и злой, кивнул ему головой, как будто соглашаясь. Но он готовил ловушку. И сказал:

— Хорошо. Я отдам тебе кости, если ты заставишь звучать мою раковину.

Кецалькоатль согласился. Но когда он взял в руки раковину и собрался подуть в нее, обнаружил, что в ней нет отверстия. Тогда он понял, что господин Миктлана обманул его.

Читайте также:  Как проходит солнце от рассвета до заката

Но все же он нашел выход, призвав на помощь земляных червей и пчел. Черви проделали отверстия в раковине, а пчелы влетели в нее, и раковина зазвучала.

Когда Миктлантекутли, господин мертвых, услышал звучание раковины, он страшно разозлился, но не подал вида, и сказал Кецалькоатлю, чтобы тот забирал кости.

Кецалькоатль увидел, что с одной стороны лежали кости мужчин, а с другой — кости женщин. Он поднял их и завернул в свой плащ. В этот момент Правитель Миктлана закричал:

— Боги Миктлана! Он уносит драгоценные кости! Быстро выкопайте яму у него на пути, чтобы он не смог унести их!

Боги, населявшие Миктлан, быстро сделали это, и когда Кецалькоатль бежал, преследуемый птицами, которых также послал Миктлантекутли, он споткнулся и упал и выпустил кости из рук.

Когда он поднялся, с грустью увидел, что кости рассыпались по земле. Многих не хватало, а остальные поломались либо были поклеваны птицами.

Тогда он сказал самому себе: «Я не выполнил задания. Но если я принесу эти оставшиеся кости, может быть, еще удастся что-то сделать». И тогда он поднял кости и отправился в обратный путь, туда, где ждали его остальные боги.

Богиня Сиуакоатль, Женщина-Змея измельчила кости и положила их в сосуд. И тогда Кецалькоатль окропил эти кости своей кровью. Так возникли новые люди, которые населили землю.

Пятое солнце — Солнце Движения (Оллитонатиу)

И вот уже вновь люди населяли землю, но было темно, потому что еще не было солнца. Опять все боги собрались вместе, чтобы выбрать того, кто будет Солнцем. Но никто не хотел становиться Солнцем, потому что для этого необходимо было пожертвовать жизнью.

Много раз спрашивали боги, не хочет ли кто-нибудь стать Солнцем, но никто на это не отваживался. Наконец поднялся один богато одетый господин и сказал:

И еще раз спросили боги, не хотел ли кто-нибудь еще стать Солнцем, и вышел еще один бог. Он был беден, из одежды на нем была только набедренная повязка, а тело его было покрыто язвами. Но он смело сказал:

Богатого господина звали Текусистекатль, бедного звали Нанауацин.

Затем и бедный, и богатый удалились, для того, чтобы подготовиться к церемонии. Четыре дня они должны были поститься и приносить дары богам.

Текусистекатль принес в дар драгоценные перья кецаля, золотые слитки и украшения из нефрита и коралла. Ему очень нравилась идея, что когда он станет Солнцем, все будут ему поклоняться и восхищаться им.

Нанауацин же принес в дар сосновые ветки, орехи и колючки агавы, смоченные его собственной кровью. Это было все, чем он мог пожертвовать, но у него было чистое сердце, и он искренне желал помочь людям. Больше всего он хотел оправдать оказанную ему благосклонность богов, которые разрешили ему стать Солнцем.

Когда прошли четыре дня и четыре ночи, боги разожгли на вершине горы большой костер и встали по обе стороны его. В этот костер должен был броситься бог, пожелавший стать Солнцем, чтобы пройти очищение пламенем и взойти на небо.

Текусистекатль, одетый в лучшие одежды, в богато расшитом плаще и в украшении из белых перьев на голове, надменно прохаживался перед богами в ожидании начала церемонии. Нанауацин был так беден, что все его одежды и украшения были из бумаги.

Наконец церемония началась. Первой была очередь Текусистекатля. Он приблизился к костру, чтобы броситься в него, но жар был такой сильный, что бог не смог побороть свой страх. Он отступил и приблизился вновь, но снова ему не хватило смелости. Четыре раза он попытался прыгнуть в костер, и четыре раза терпел неудачу.

Настала очередь Нанауацина. Бедный Нанауацин не колебался. Он закрыл глаза и бросился в костер. В тот же момент языки пламени взметнулись до самого неба.

Богатый Текусистекатль устыдился своего малодушия и бросился в костер вслед за Нанауацином. Огонь поглотил и его.

Говорят, что в это время пролетал мимо орел, и огромные языки пламени опалили его перья, с тех пор у орлов на концах крыльев перья черные. Также проходил мимо оцелот, и искры попали ему на шкуру, поэтому с тех пор у всех оцелотов пятнистые шкуры.

Все боги преклонили колени и в молчании ожидали выхода Солнца. Они смотрели во все стороны, так как не знали, откуда должно было появиться Солнце.

Вскоре один из богов воскликнул: «Смотрите! Смотрите!» Все повернули головы на восток, туда, куда указывал этот бог. Небо было красным, как пламя, и Солнце ярко блистало в свете своих золотых лучей. Никто не мог на него смотреть, таким ярким и горячим оно было. Его лучи проникали всюду. На земле стало светло и тепло.

Но когда Солнце проделало свой путь, к большому удивлению богов, взошло второе Солнце. Это был Текусистекатль, который бросился в костер вслед за Нанауацином. Это второе Солнце уже не светило так ярко, как первое, но все же давало много света. На земле больше не было ночи.

Тогда один из богов поймал пробегавшего мимо кролика и бросил его в Солнце-Текусистекатля. Это убавило его блеск, сделало его более холодным и тусклым. Так появилась Луна. Поэтому лунные пятна напоминают кролика.

Потом и Луна, и Солнце остановились. И тогда боги решили принести в жертву собственную кровь. И Солнце и Луна вновь пришли в движение.

Эта эпоха должна была окончиться в год четвертый Движения (4 Оллин).

Источник

Adblock
detector