Меню

Что по тютчеву составляет трагедию человека как части природного мира вселенной

Человек, природа и Вселенная в тютчевской поэзии (ЕГЭ по литературе)

Творчество Федора Ивановича Тютчева многогранно и разнообразно. В его поэзии можно встретить произведения различных направлений — от любовной лирики до гражданской. Но все же у большинства людей творчество Тютчева ассоциируется именно с пейзажной лирикой. Недаром его называют вдохновенным певцом природы. Однако произведения, посвященные природе, помимо описания красоты и неповторимости явлений в различные времена года, несут в себе глубокий философский смысл, что переплетает в лирике Ф.И. Тютчева философское и пейзажное направление. В таких произведениях поэт размышляет о мире и человеке, о тайнах природы и об извечных проблемах бытия. Таким образом, в стихотворениях Тютчева проходят параллели между тремя понятиями: человеком, природой и Вселенной.

Многие писатели и поэтыв своем творчестве преподносили свое видение взаимодействия природы, человека и Вселенной.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

На такое явление у Федора Ивановича Тютчева тоже было свое мнение. Несомненно, поэт считал, что между явлениями природы, Вселенной и человеком существует неразрывная связь. В своей поэзии Тютчев определял человека как часть природы, такую же, как и другие ее составляющие, не больше и не меньше. Сам человек не может ставить себя выше природы, также как и не может познать всех ее тайн. Примером такого видения взаимодействия человека и природы является стихотворение «Probleme»: «. Сорвался ль он с вершины сам собой, иль был незринут волею чужой. Столетье за столетьем пронеслося, никто еще не разрешил вопроса. «. В этом произведенииавтор делает акцент на невозможности человека познать природу и сущность бытия, подчернивая, что человек не является всесильным.

Также в своем творчестве Ф.И. Тютчев проводит параллели между человеческой жизнью и существованием Вселенной. Поэт сравнивает эти два понятия по основному признаку — цикличности. Те явления, которые мы наблюдаем каждый день, Тютчев сопоставляет с существованием, жизнью и деятельностью человека.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, чточеловек природа и Вселенная в тютчевской лирике очень тесно взаимосвязаны и меют множество общих черт.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id55542

Источник

«Человек и Вселенная в лирике Ф.И. Тютчева»

Проект посвящён творчеству самого загадочного русского поэта19 века.

Скачать:

Вложение Размер
chelovek_i_vselennaya3.ppt 266 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение «Лицей №1 имени А.П. Гужвина город Камызяк» ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ в лирике Ф.И.Тютчева

Работу выполнила: Учащаяся 11 «Б» класса МБОУ «Лицей №1 имени А.П. Гужвина город Камызяк»» Журавлёва Мария, 16 лет Руководитель : Мамаева О.Р. учитель русского языка и литературы

Цели проекта Доказать, что между Человеком и Вселенной существует неразрывная связь. Выявить характер данной связи и проявление её в философской лирике Ф. И. Тютчева. Определить художественные приёмы и средства выразительности, с помощью которых поэт создаёт собственную философскую концепцию мира

План проекта : 1.Цели, задачи проекта 2.Основополагающий и проблемный вопросы проекта 3.Гипотеза 4.Ход исследования 5 . Результаты исследовательской работы.

Основополагающий вопрос проекта: Какова роль Человека во Вселенной? Проблемный вопрос проекта: Человек – предмет, средство или инструмент для постижения мира?

Гипотеза Человек – связующее звено между собственным внутренним миром и Вселенной.

Методы исследования Отбор материала для анализа лирического наследия поэта Работа с источниками литературоведения по творчеству Ф.И.Тютчева Исследование философской концепции поэта 19 века.

Ход исследования На протяжении многих веков Человечество стремилось познать мир. Но способен ли Человек изменить мир или всё же он бессилен перед этой великой и бесконечной бездной – Вселенной? Исследованием данного вопроса мы и займёмся.

Проблема роли Человека во Вселенной затрагивается в философской лирике Ф.И. Тютчева. Философский смысл творчества Тютчева – это параллели. Эти параллели жили в нем , «рвали» его на части, лишали покоя, будоражили разум. Главное у Ф.И.Тютчева – не изображение, а осмысление мира – натурфилософская лирика . Единство его философской лирике придает эмоциональный тон – постоянная, неясная тревога. Поэт слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон.)

Человек – инструмент для постижения мира. Но!! И мир служит Тютчеву инструментом постижения Человека. И поэтому между ними существует тесная связь. Использование метафор типа « душевная буря» было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод, наполнив художественным приём философским содержанием. Таково стихотворение « Как океан объемлет шар земной…»

Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьёт о берег свой. То глас её: нудит нас и просит… Уж пристани волшебный ожил чёлн, Прилив растёт и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звёздной, Таинственно глядит из глубины, — И плывём, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Данное стихотворение не совсем о морских путешествиях. Морское путешествие – это только метафора. А предмет дум поэта назван во второй строке: «Земная жизнь кругом объята снами». В первой строфе стихотворения величественный пейзаж – это не что иное, как воплощение внутреннего мира человека во время сна. Все эти бездны в нем. Но и сам человек, житель Земли, со всех сторон окружен настоящей бездной –Вселенной. Автор изобразил пейзаж внутри и снаружи человека.

Человек, таким образом, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он – граница между двумя мирами, и он – соединение этих двух миров – бездн. Образ, найденный Ф. И. Тютчевым, не может не восхищать своей ёмкостью и выразительностью.

Что же такое Вселенная? Вселенная – это живое и одухотворённое существо, которое развивается и растёт, устремляясь к торжеству правды, добра и красоты, к мировой гармонии. Ступени природы от минеральных веществ до явлений органических – органы Мировой Души, Бога.

Вселенная: хаос и космос. Человек и Вселенная находятся в состоянии мучительного творческого развития. Это развитие в философской лирике Ф. И. Тютчева протекает в борьбе двух универсальных состояний бытия – хаотического с космическим. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения, космос – стихию примирения и гармонии. В хаосе преобладают демонические, в космосе – божественные энергии.

Однако борьба космоса с хаосом наиболее интенсивна не во Вселенной, а в душе Человека. На мир таинственных духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День – сей блистательный покров…

Но дневная жизнь современного человечества не в состоянии утолить его тоску по иным, более свободным формам общения. Эти неудовлетворённые потребности тревожат человека, ищут выхода. И как только «благодатный покров» дня поглощается ночным мраком, выходит на поверхность и обнажается неохваченная космосом тёмная бездна с её «страхами и мглами», с её непросветлённой, таинственно – разрушительной глубиной:

Но меркнет день – настала ночь; Пришла – и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна!

Современная цивилизация непрочна и хрупка, она не в силах высветить душевные глубины человека, подсознательные их недра остаются тёмными, неупорядоченными, хаотическими. Угрожающая власть их над душою человека особенно глубоко переживается в моменты ночной бури, когда разыгрываются и в самой природе дикие, стихийные силы:

О чём ты воешь, ветр ночной? О чём так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке – И роешь и взрываешь в нём Порой неистовые звуки.

Трагическое звучание в лирике Тютчева получает тема одиночества современного человека, наиболее глубоко раскрытая в стихотворении с латинским названием « Silentium! » («Молчание»). Поэт сетует в нём на роковое бессилие слова, неспособного точно выразить живую мысль и чувство. «Приблизительность», грубость человеческих слов по сравнению с бездонной глубиною душевного мира обрекает человека на вечное одиночество:

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, — Питайся ими – и молчи.

Мировая Душа постепенно формирует для себя грубую материю. От порослей мха, в котором едва заметен след организации, до благородных образов, которые как бы сбросили оковы материи. — всюду господствует порыв к идеалу, к гармонии. Так и Человек на протяжении всего своего существования стремится к совершенству, красоте и гармонии. В этом и заключается единство двух миров – бездн (внутреннего мира Человека и Вселенной).

Выводы исследовательской работы: 1. Человек и Вселенная – это вовсе не противоборствующие миры, а миры, постоянно взаимодействующие друг с другом и составляющие единое целое. 2.Человек как частица, составляющая мир, играет огромную роль во Вселенной. 3.Человек – инструмент для постижения мира, но и мир служит инструментом для познания человеческой души, так как между ними существует тесная и неразрывная связь 4.Соединение Человеческой Души с Мировой Душой приводит к полной гармонии во всей Вселенной.

Список литературы. 1. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М.1957. 2.Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд.1971. 3.Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева. Русская мысль. Кн.11. 1913. 4.Соловьев В.С. Поэзия Ф.И.Тютчева. В сб. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М. 1991 5.Дарский Д.С. «Чудесный вымысел». Космическое сознание в лирике Тютчева. Пб. 1914.

Источник

Человек в лирике Тютчева

Тютчевское восприятие природы во многом определяет его понимание человека: человек, особенно в раннем творчестве поэта, почти не выделен из природного мира или отделен от нее тончайшими, легко преодолимыми гранями. У раннего Тютчева можно найти стихотворение, лирический сюжет которого – метаморфоза: превращение любимой в предметы, окружающие ее: в цветы – гвоздики и розы, в пляшущие пылинки, в звон арфы, во влетевшего в комнату мотылька:

О, кто мне поможет шалунью сыскать,
Где, где приютилась сильфида моя?
Волшебную близость, как благодать,
Разлитую в воздухе, чувствую я.

Гвоздики недаром лукаво глядят,
Недаром, о розы, на ваших листах
Жарче румянец, свежей аромат:
Я понял, кто скрылся, зарылся в цветах!

Как пляшут пылинки в полдневных лучах,
Как искры живые в родимом огне!
Видал я сей пламень в знакомых очах,
Его упоенье известно и мне.

Влетел мотылек, и с цветка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать!

Очевидна «чудесная близость» этого стихотворения античному мотиву превращений, метаморфоз. Этот мотив в античной литературе (например, в знаменитых «Метаморфозах» Овидия) не осмыслялся как литературный прием: он основывался на убеждении в неразделимости человека и природы.

В стихотворениях Тютчева образы из природного и человеческого мира как бы подменяют друг друга, прежде всего потому, что человеческая жизнь, по Тютчеву, подчиняется тем же законам, что и жизнь вселенной, существование которой определяется движением солнца: утро сменяется днем, день – вечером, вечер – ночью, восход – закатом. Так и человеческая жизнь движется от утра – детства, к вечеру – старости.

Эта метафора: утро-молодость, вечер-старость обретает особенную значимость в лирике Тютчева. Причем, стихотворения, где поэт использует этот образ, представляют развертывание природных образов, превращаются в пейзажную зарисовку. Так, вспоминая о Жуковском, Тютчев пишет:

Я видел вечер твой. Он был прекрасен!
В последний раз прощаяся с тобой,
Я любовался им: и тих, и ясен,
И весь насквозь проникнут теплотой.
О, как они и грели и сияли –
Твои, поэт, прощальные лучи.
А между тем заметно выступали
Уж звезды первые в его ночи.

Здесь человеческая старость предстает как картина прекрасного вечера: с медленно заходящим солнцем, тихо греющим своими лучами. Еще одна тютчевская метафора: человек – утренняя звезда – также развертывается в описание жизни – предрассветного часа природы:

Я знал ее еще тогда
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных дней звезда
Уж тонет в небе голубом.

И все еще была она
Той свежей прелести полна,
Той дорассветной темноты,
Когда, незрима, неслышна,
Роса ложится на цветы.

Интересно отметить, что в стихотворении «Ты волна моя морская», где исследователи видят символический портрет последней любви Тютчева – Е.А. Денисьевой, метафора женщина – вечно изменчивая волна – также разворачивается в целостную картину природы, одновременно символизирующую внутренний облик возлюбленной. В образе возлюбленной доминируют те черты, которые для Тютчева и в природном мире были знаками высшей полноты жизни: смех, вечная изменчивость, любовь к игре:

Ты волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!

Ты на солнце ли смеешься,
Отражая неба свод,
Иль мятешься ты и бьешься
В одичалой бездне вод, –

Сладок мне твой тихий шепот,
Полный ласки и любви;
Внятен мне и буйный ропот,
Стоны вещие твои

Много позднее, оценивая поэтические открытия Тютчева, поэты следующих поколений – символисты особенно отметят тютчевское понимание человека как существа мятущегося, двойственного, исполненного противоречий. Противоречия – это и источник человеческих драм, и одновременно возможность познания мира, исполненного таких же противоречий. Одно из главных противоречий, составляющих человеческую душу, – ее равная принадлежность настоящему и вечному, земному и небесному. Эта двойственность человеческой души заставляет человека мечтать о высших идеалах, но она же заставляет человека забывать об этих идеалах и устремляться к «страстям роковым»:

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный.
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов.

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Тютчев одним из первых русских поэтов обратился к описанию таинственной жизни души, столь противоречивой, столь разной – днем и ночью, как различен и сам мир – ночной и дневной. Душа ночная волнуема страстями и искушениями, душа дневная жаждет очищения и искупления греховных ночных устремлений.

Одним из устойчивых образов, сопутствующих размышлению Тютчева и о человеческой душе и о жизни человека, становятся образы «струи», «ключа», «родника». Эти образы точно передают тютчевское понимание сложной жизни души: ключ символизирует глубоко скрытую, невидимую, таинственную работу души, сокровенное начало которой роднит человека с глубинами земли и стихиями природными. В стихотворении «Поток сгустился и тускнеет. » таинственная жизнь души уподобляется зимнему потоку, что «сгустился и тускнеет, и прячется под твердым льдом». Но «всесильный хлад» не может сковать «жизнь бессмертную ключа». Так и человеческая душа, «убитая хладом бытия», замирает на мгновенье, но:

подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот –
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот!

В знаменитом стихотворении «Silentium!» (1830) образы-символы человеческой души – подземные ключи и ночная вселенная. Упоминание о беспредельной таинственной глубине и небесах души призваны подчеркнуть бесконечность мира души. Образ подземных ключей души позволяет выразить мысль о скрытых вечных природных источниках души и о ее таинственном родстве с «ключом жизни»:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи.

Душа в этом стихотворении – это «мир», устроенный наподобие вселенной, имеющий в основе те же первоэлементы, что составляют вселенную. Ту же идею родства души и вселенной, человека и Природы утверждают и эпитеты. Называя человеческие думы «таинственно-волшебными», т.е. теми же эпитетами, что неизменно присутствуют в описаниях природы, поэт тем самым подчеркивает идею непостижимости человеческих мыслей, их подвластности великим колдовским чарам, которые определяют и жизнь природы.

Мысль о родстве человека таинственным космическим стихиям исследователи называют одной из основополагающих для поэта. Отчетливо эта мысль нашла воплощение в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?» (начало 1830-х гг.):

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке –
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки.

О! страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться.
О! бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится.

В этом стихотворении утверждается мысль о единстве человеческой души и мира. Метафора «мир души ночной» одновременно относится и к человеку, и к вселенной, раскрытым ночью «странному голосу» и «безумным сетованиям» ночного ветра. Называя хаос «древним» и «родимым», поэт подчеркивает мысль о родстве человека с первоосновами бытия – тем Хаосом, которого обожествляли древние греки и почитали отцом всего сущего на земле. Но, отмечая власть хаоса в человеческой душе, понимая всю силу этого родимого хаоса и даже утверждая любовь к нему, человеческий идеал поэт все же видит не в мучительной раздвоенности, а в «строе», в цельности, в умении победить хаос и обрести гармонию.

Тютчевский идеал человека – высок. Размышляя о человеке, поэт требует от него чистоты и искренности и готовности к бескорыстному служению отчизне. Отчетливо этот идеал человека отразился, например, в стихотворении «Н П », обращенном к русскому императору:

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Идеалом человека для Тютчева представляется В.А. Жуковский. В стихотворении, написанном в память о Жуковском, Тютчев говорит о его внутренней гармонии и искренности («В нем не было ни лжи, ни раздвоенья – / Он все в себе мирил и совмещал»). Важно, что идеальность человека определяется присутствием в нем «строя», который составляет, по Тютчеву, и красоту вселенной:

Поистине, как голубь, чист и цел
Он духом был; хоть мудрости змииной
Не презирал, понять ее умел,
Но веял в нем дух чисто голубиный.
И этою духовной чистотою
Он возмужал, окреп и просветлел.
Душа его возвысилась до строю:
Он стройно жил, он стройно пел.

То же понятие – «строй» составляет для Тютчева истинное величие другого старшего современника – Н.М. Карамзина, автора «Истории государства Российского». «Строй» – это гармоническое соединение внутренних противоречий, их подчинение «человечески-благому». В стихотворении, посвященном памяти поэта, писателя, историка, Тютчев утверждает:

Мы скажем: будь нам путеводной,
Будь вдохновительной звездой –
Свети в наш сумрак роковой,
Дух целомудренно-свободный,

Умевший все совокупить
В ненарушимом, полном строе,
Все человечески-благое,
И русским чувством закрепить

Читайте также другие статьи о творчестве Ф.И. Тютчева:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник

Читайте также:  Конверт для денег вселенная услышала твои желания
Adblock
detector