Названа причина аварии на космическом корабле «Прогресс»
Стала известна причина аварии на космическом корабле «Прогресс МС-16» — экипажу пришлось пристыковывать его к МКС в ручном режиме.
Как сообщается, причиной неполадки могла стать поврежденная антенна.
«Антенна, установленная на корабле «Прогресс МС-16″, была повреждена, ее положение отличалось от базового», — цитирует агентство ТАСС сообщение источника в космической отрасли.
Ракета-носитель «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-16» стартовала к МКС с космодрома Байконур 15 февраля.
Корабль доставил экипажу 2,5 тонны грузов, в том числе запас азота для пополнения атмосферы и материалы для герметизации промежуточной камеры модуля «Звезда», где была обнаружена утечка воздуха.
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Арестантское уголовное единство» (АУЕ)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76209 от 08.07.2019. При использовании материалов сайта просьба ссылаться на телеканал РЕН ТВ, используя гиперссылку.
Источник
Что случилось с космическим «Прогрессом»?
Попытки российских специалистов восстановить управление космическим грузовым кораблём «Прогресс М-27М» не увенчались успехом. Аппарат, залетевший на 30 км выше расчётной орбиты, продолжает бесконтрольное вращение вокруг своей оси. Об этом сообщает Российская газета.
По словам главы Роскосмоса Игоря Комарова, «у транспортно-грузового корабля отказали отдельные элементы и узлы, кроме того, специалисты выявили отсутствие герметичности магистрально-блоковой двигательной установки». На сегодня главная задача одна: «безопасно свести «грузовик» с орбиты и затопить его в Тихом океане».
По его мнению, эта неудача не означает прекращения использования носителя «Союз».
«То, что произошла нештатная ситуация, не может поставить крест на эксплуатации ракет этого семейства. Такой статистики с положительными показателями не имеет ни одна ракета-носитель в мире: 1800 запусков, надёжность на уровне и даже выше уровня ракет-носителей других государств – 97,3 процента».
Версий случившегося много, но ни одна из них не получила однозначного подтверждения.
Причина разгерметизации «Прогресса» может заключаться в некорректной работе третьей ступени, которая придав дополнительный импульс кораблю (из-за чего он проскочил расчётную орбиту), повредила его корпус.
Кроме того, по словам специалистов, «происходит сильное вращение корабля вокруг своей оси – скорость около 90 градусов в секунду». С Земли посылают команду на включение основного двигателя, но аппаратура его «не слышит».
Кстати, американцы обнаружили в районе корабля 44 обломка непонятного происхождения. Может быть, этот факт ни о чём и не говорит, но задуматься заставляет.
А как будут развиваться события дальше? «Если связь с «Прогрессом» так и не будет установлена, корабль может сойти с орбиты 5-7 мая. За два дня до этого будет примерно известен район, над которым это произойдёт. Если удастся наладить контакт, то спуск будет управляемым. То есть с минимальным риском. Впрочем, волноваться, что какой-то обломок из космоса свалится на голову, не стоит: всё должно сгореть в плотных слоях атмосферы», – приводит газета мнение экспертов.
Первые выводы о случившемся будут сделаны специально созданной комиссией к 13 мая. Тогда же станет известно, состоится ли запуск пилотируемого аппарата «Союз ТМА-17М», который изначально запланирован на 26 мая.
Источник
Нет «Прогресса»: что случилось с космическим грузовым кораблем
Что произошло
Миссия корабля «Прогресс МС-04»
Грузовой корабль «Прогресс МС-04» 3 декабря должен был доставить на МКС 2,5 т грузов: топливо для дозаправки, воду, сжатые газы для космонавтов, научное оборудование — оранжерея «Лада-2» для выращивания сладкого перца, пшеницы и салата, оборудование для приготовления кисломолочных продуктов на борту, систему регенерации воды из урины — и комплектующие, продукты, одежду, лекарства и средства личной гигиены.
Версии случившегося
По словам источника «Интерфакса» на космодроме, двигатель третьей ступени РД-0110, который производится в Воронеже, мог выключиться раньше положенного времени, что и привело к аварии. По другой версии, причиной падения корабля стала неисправность системы управления, произведенной, по предварительным данным, на харьковском ГНПП «Коммунар».
По другой версии, к аварии привел сбой в работе систем третьей ступени, что стало причиной потери ориентации.
Источники «РИА Новости» указывают на то, что причиной крушения могла стать халатность при производстве этого двигателя.
По данным ТАСС, к аварии могло привести засорение трубопровода подачи горючего в двигатель, что способствовало его преждевременному выключению.
Центр управления полетами 7 декабря объявил, что причиной аварии стало аварийное отключение двигателя третьей ступени ракеты-носителя. Позднее ЦУП опроверг свои выводы.
8 декабря ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли сообщил о том, что телеметрия космического грузовика была повреждена при полете.
Какие последствия
По словам источника «РИА Новости», если причиной аварии стала некачественная сборка двигателя, это может привести к тому, что все готовые двигатели, в том числе установленные на ракеты-носители, будут демонтированы и отправлены на дополнительные тесты. Это приведет к переносу намеченных пусков, а также к принятию кадровых решений на местах.
ТАСС со ссылкой на источник в космической отрасли сообщил, что запланированный на 2 февраля запуск космического грузового корабля «Прогресс МС» может быть отложен до выяснения причин аварии, которое может длиться несколько месяцев.
Источник
Российский космический корабль «Прогресс МС». Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 1 декабря 2016 г. состоялся запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя «Союз-У», которая вывела на орбиту космос четвертый автоматический корабль новой модификации «Прогресс МС».
Корабль должен доставить на МКС около 2,5 т различных грузов.
«Прогресс МС» — российский автоматический транспортный космический корабль. Входит в семейство грузовых кораблей «Прогресс» (первый запуск — в 1978 г.), которые создавались специально для обслуживания орбитальных станций. Используется для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС), а также для корректировки ее орбиты.
История проекта
Грузовые «Прогрессы» были разработаны на базе пилотируемых кораблей типа «Союз» (первый испытательный запуск состоялся в 1966 г., первый пилотируемый — в 1967 г.).
«Прогресс» первой серии эксплуатировался до 1990 г. Было проведено 43 запуска (включая 19 июля 1985 г. под названием «Космос-1669»).
Впоследствии было разработаны модификации: «Прогресс М» (первый запуск — 23 августа 1989 г.; эксплуатировался в 1989-2009 гг.; осуществлено 67 запусков); «Прогресс М1» (1 февраля 2000 г.; 2000-2004; 11 запусков); «Прогресс М-М» (26 ноября 2008 г.; 2008-2015; 29 запусков).
Разработчик и изготовитель новой модификации «Прогресс МС» — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва (РКК «Энергия»; г. Королёв, Московская обл.). Эскизный проект корабля, разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне госкорпорация «Роскосмос»), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК «Энергия» в августе 2011 г. «Прогресс МС» создавался в результате глубокой модернизации корабля «Прогресс М».
В конструкцию «Прогресса МС» внесен ряд изменений, которые повышают его функциональность и надежность. Он оснащен дополнительной защитой от космического мусора и микрометеоритов (на грузовом отсеке), дублирующими электродвигателями в составе стыковочного механизма.
Бортовая командная радиотехническая система «Квант-В» заменена на единую командно-телеметрическую систему, которая может принимать сигналы с Земли через спутники-ретрансляторы «Луч-5» (в декабре 2015 г. система «Луч» в составе трех спутников была принята в эксплуатацию). Это позволяет поддерживать связь с «Прогрессом МС» в любой точке орбиты, а не только над территорией России, где расположены наземные станции связи.
Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты установлена система автономной спутниковой навигации (АСН), которая совместима с ГЛОНАСС и GPS, а также с международной спутниковой поисково-спасательной системой Cospas-Sarsat. С помощью АСН можно определять параметры орбиты корабля с точностью до 5 м, координаты при сближении корабля со станцией — до 1 м (в перспективе будет доведена до 3-4 см).
Усовершенствована система стыковки и сближения с МКС. НИИ точных приборов (Москва) заменил свою же систему «Курс-А» на модернизированную «Курс-НА» (НА — «новая активная»). Она обеспечивает автономное сближение и стыковку корабля со станцией, в системе «Курс-НА» используются современные методы цифровой обработки сигналов. Кроме того, она вдвое легче и в три раза экономичнее по энергопотреблению аппаратуры предыдущего поколения. Новая система тестировалась на кораблях «Прогресс М-М»: в первый раз она была установлена на «Прогрессе М-15М» в 2012 г.
На внешней поверхности корпуса «Прогресса МС» могут устанавливаться четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24-х сверхмалых спутников стандарта CubeSat с орбиты.
Характеристики
Корабль «Прогресс МС» имеет три отсека: грузовой (для размещения сухих грузов и воды), приборно-агрегатный и отсек компонентов дозаправки (для доставки топлива на станцию). Длина — 7,2 м, максимальный диаметр — 2,72 м, стартовая масса — около 7,3 т. Может брать полезный груз массой около 2,6 т.
Стыковка со станцией проходит в автоматическом режиме, в случае нештатных ситуаций возможна ручная стыковка с помощью телеоператорного режима управления (ТОРУ). После выполнения программы полета корабль сводится с орбиты и прекращает свое существование в акватории Тихого океана — несудоходной южной его части, близ острова Рождества.
Запуски
Запуски проводятся с космодрома Байконур с помощью ракет-носителей типа «Союз» (изготовитель — Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара). Всего состоялось три запуска корабля — все успешные.
Первый «Прогресс МС» был выведен на орбиту 21 декабря 2015 г. ракетой «Союз-2.1а». Он доставил на МКС более 2,4 т грузов. Сближение со станцией проходило не по шестичасовой, а по двухсуточной схеме полета. Это связано с необходимостью отработки в автономном полете комплекса новых и модернизированных бортовых систем корабля. 23 декабря «Прогресс МС-01» пристыковался к МКС в автоматическом режиме.
1 июля 2016 г. корабль был отстыкован от станции и отведен на расстояние около 200 м, затем вновь пристыкован, но не в автоматическом режиме, а с помощью усовершенствованной системы дистанционного ручного управления ТОРУ для ее тестирования. 3 июля 2016 г. после отстыковки от МКС корабль был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.
31 марта 2016 г. также с помощью «Союза-2.1а» стартовал «Прогресс МС-02» с 2,5 т различных грузов для МКС. Корабль вновь летел к станции по двухсуточной схеме полета. Находился в составе МКС со 2 апреля, 14 октября 2016 г. был отстыкован от станции, сведен с орбиты и затоплен.
Третий корабль «Прогресс МС-03» был выведен на орбиту 17 июля 2016 г. ракетой «Союз-У». Через двое суток, 19 июля, он был пристыкован к МКС. Доставил на станцию более 2,4 т грузов: топливо, кислород, оборудование, продукты питания и посылки для членов экипажа.
Перспектива
До конца 2016 г. РКК «Энергия» планирует завершить эскизное проектирование автоматического корабля повышенной грузоподъемности, который будет обслуживать МКС. В новом «грузовике» будут применены бортовые системы и конструктивные решения, используемые на «Прогрессе МС» и корабле-модуле «Прогресс М-УМ» (состоялось два запуска в 2001 и 2009 гг. в рамках строительства МКС).
Впоследствии на основе новых технических решений грузового «Прогресса МС», а также пилотируемого новой модификации «Союз МС» (первый запуск состоялся 7 июля 2016 г.) РКК «Энергия» планирует создать многоразовый пилотируемый транспортный корабль «Федерация».
Источник
Россия потеряла свой космический грузовой корабль
Транспортный корабль «Прогресс М-27М», который 28 апреля 2015 года в 16:07 московского времени должен был в автоматическом режиме состыковаться с Международной космической станцией (МКС), доживает последние дни и начинает падение на Землю. Руководитель Роскосмоса Игорь Комаров в ходе брифинга, посвященного ситуации с грузовиком, официально признал его утраченным.
«Выявлено отсутствие герметичности в магистрали блока двигательной установки. В связи с этим продолжение полета транспортного грузового корабля и его безопасная стыковка с МКС не представляются возможными. В настоящее время ведется контроль бортовых систем транспортного грузового корабля и прорабатываются дальнейшие варианты затопления корабля», — сказал Комаров.
Центр управления полетами (ЦУП) не получает в полном объеме телеметрические данные с грузовика. Сам аппарат находится на короткоживущей орбите, окружен множеством обломков неясного происхождения и неконтролируемо вращается вокруг своей оси.
Надежнейший транспортный корабль второй раз в своей истории не выполнил свою миссию. Запущенный 28 апреля 2015 года в 10:09 московского времени на ракете-носителе «Союз-2.1а» грузовик уже при первом облете вокруг Земли не передал ЦУПу телеметрические данные в полном объеме.
Первоначально неполадки связали с нераскрытием двух антенн системы «Курс», при помощи которой осуществляется стыковка корабля с МКС, а также передается на Землю информация о расстоянии до аппарата и скорости его углового движения. В надежде получить телеметрию специалисты ждали второго пролета грузовика над территорией России.
«Корабль будет пролетать над Щелковским наземным измерительным пунктом примерно в 11:41 московского времени», — сказал источник ТАСС. Связаться с кораблем ЦУПу удалось, однако даже после третьего пролета «Прогресса» над Землей «адекватной телеметрии» Центр не получил.
«Действительно, наблюдаются некоторые проблемы с данными телеметрии, они сейчас устраняются специалистами Роскосмоса, — вместо четырехвитковой системы мы перешли на двухсуточную», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе Роскосмоса.
Тогда стало ясно, что стыковка корабля с МКС, назначенная на 28 апреля, не состоится. Ее перенесли на двое суток, на 30 апреля. Позже стало известно, что неполадки с «Прогрессом» могут быть связаны с тем, что грузовик оказался на короткоживущей орбите.
Согласно данным сайта Командования воздушно-космической обороны Северной Америки, корабль располагался на короткоживущей орбите с перигеем (точка максимальной близости к Земле) на расстоянии 123 километров от поверхности Земли и апогеем на удалении 306 километров от нее, в то время как параметры расчетной орбиты — 193 и 238 километров соответственно.
Данные Роскосмоса свидетельствовали о других параметрах орбиты — с перигеем 193 километра и апогеем 279 километров. В любом случае это означало, что орбита «Прогресса» нуждается в корректировке. Однако позднее стало известно, что команды грузовику на включение его двигателей ЦУП пытался отправлять только 29 апреля, а не 28-го.
В качестве причины, по которой грузовик оказался не на расчетном месте, были названы неполадки в работе двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1а». Указанный носитель только второй раз использовался для выведения «Прогресса», ранее для этого применялись другие ракеты семейства «Союз».
Предполагается, что двигатель сработал несинхронным образом: либо он проработал слишком долго, либо его мощность была завышена. Как отмечают двигателестроители, тестовые испытания силовых агрегатов для ракеты не выявили неполадок, поэтому одним из основных причин, вызвавших некорректную работу двигателей, можно считать сбои в их системе управления.
«Что касается информации о нештатной ситуации с этой ракетой — информация новая, поэтому пока специалисты выясняют причины неполадок и пытаются эту ситуацию наладить», — так прокомментировал журналистам ситуацию с космическим грузовиком пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
ЦУП не оставлял попыток наладить управление «Прогрессом». В случае, если орбиту грузовика удалось бы скорректировать, состыковать его с МКС при неполадках с системой «Курс» можно было бы при помощи ТОРУ — специального телеоператорного режима управления. При невозможности корректировки орбиты «Прогресса» корабль не достигнет МКС и будет потерян.
Позже НАСА показало видео Роскосмоса: камера, которую удалось включить на корабле, демонстрировала аномально быстрое и неконтролируемое вращение грузовика вокруг собственной оси — один оборот за примерно четыре секунды. Это означает, что космический аппарат уже не функционирует в штатном режиме.
Полный оборот вокруг Земли грузовик совершает за полтора часа, за сутки 15-16 раз огибая планету. В течение этого времени корабль попадает в зону видимости российских служб слежения только шесть раз. Именно поэтому 28 апреля начиная с 17:00 ЦУП прекратил попытки связаться с кораблем и возобновил их только на следующие сутки, в 03:52 московского времени.
Вечером 28 апреля вице-премьер России Дмитрий Рогозин в своем Twitter сообщил, что находится «на постоянной связи с главой Роскосмоса» Игорем Комаровым.
29 апреля ЦУПу не удалось связаться с кораблем. Не удалось и включить его двигатели, чтобы скорректировать орбиту. Позднее Роскосмос отказался от этой идеи, посчитав, что запуск агрегатов на корабле с неадекватной телеметрией может быть опасен для экипажа МКС. Стало очевидно, что «Прогресс» потерян.
«Телеметрии нет. Раз до сих пор не удалось вывести космический грузовик из режима «закрутки» и стабилизировать его, маневр по ручной или телеоператорной стыковке становится слишком опасным: можно погубить экипаж и станцию», — сообщил РИА Новостям источник в ракетно-космической отрасли. В том случае, если «Прогресс М-27М» не достигнет МКС, он будет «признан космическим мусором».
Дальнейшие данные только подтверждали происходящее. Так, командующий центра космических операций на авиабазе ВВС США Ванденберг в Калифорнии генерал-лейтенант Джей Рэймонд сообщил, что на орбите рядом с «Прогрессом М-27М» обнаружено 44 обломка. Эту информацию позднее подтвердил Роскосмос. Определить происхождение обломков американским военным не удалось, однако есть версия, что это могут быть фрагменты третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1а» или самого корабля «Прогресс М-27М».
«Мы будем следить за ситуацией и работать с нашим правительством, международными и промышленными партнерами в целях обеспечения безопасности астронавтов, находящихся на борту Международной космической станции», — сказал генерал-лейтенант.
Неполадки с «Прогрессом М-27М» заставили Роскосмос обратить пристальное внимание на ту часть космической отрасли, которая для России является предметом традиционной гордости. Так, РИА Новостям стало известно, что запуски ракет-носителей «Союз 2.1а» приостановят до выяснения причин неполадок, приведших к неконтролируемому движению и потере связи с грузовиком «Прогресс М-27М». С другой стороны, источник ТАСС сообщил, что могут быть отложены пуски пилотируемых кораблей «Союз» и перенесена отправка нового экипажа на МКС.
«Часть элементов «Прогресса» такая же, как у пилотируемого «Союза». В частности, система сближения и стыковки с МКС «Курс» у этих кораблей одна и та же. Не исключено, что старт «Союза» с новым экипажем МКС могут перенести», — сказал источник.
Однако официально Роскосмос сообщил, что пока не откладывает дату старта экипажа к МКС. «В соответствии с планами пилотируемых полетов, на 26 мая намечен запуск «Союза ТМА-17М», но он будет запущен с помощью другой ракеты — «Союза-ФГ». Сказать, что ракеты «Союз-2.1а» и «Союз-ФГ» одинаковые, нельзя. Есть похожие элементы. Все решения будут приниматься после получения заключений госкомиссии о том, что ракета «Союз-ФГ» выполнит свою задачу», — сказал первый заместитель руководителя агентства и председатель госкомиссии по проведению испытаний Александр Иванов.
По состоянию на 29 апреля ЦУП, по всей видимости, прекратил попытки связаться с транспортным кораблем «Прогресс М-27М», однако не исключит попыток возобновления связи с ним в дальнейшем. Ожидается, что примерно 5-7 мая 2015 года «Прогресс» сгорит в атмосфере Земли, а его обломки не достигнут поверхности Земли.
«Так как запустить двигатели и выполнить корректирующий маневр не удается, космический грузовик постепенно теряет орбиту. Скорость снижения будет варьироваться в зависимости от состояния атмосферы и солнечного ветра, но в целом корабль только за эти сутки потерял десятки метров высоты», — сказал собеседник РИА Новости.
В настоящее время на МКС находится экипаж 43/44 в составе командира американца Терри Вертса и пятерых бортинженеров — россиян Антона Шкаплерова, Михаила Корниенко и Геннадия Падалки, а также итальянки Саманты Кристофоретти и гражданина США Скотта Келли. Для них «Прогресс» должен был доставить на МКС более 2,5 тонны полезного груза, включая 500 килограммов топлива, 50 килограммов воздуха, 420 килограммов воды, кислород в баллонах, аппаратуру и материалы для научных исследований, а также копию Знамени Победы. Однако грузов, которые 16 апреля 2015 года на станцию отправил корабль Dragon частной американской компании SpaceX, хватит на обеспечение жизнедеятельности экипажа до 5 сентября 2015 года.
С 1978 года, когда началось использование кораблей серии «Прогресс», грузовик не выполнил свою задачу во второй раз. Первый раз это случилось 24 августа 2011 года: во время пуска ракеты-носителя «Союз У» на 325‑й секунде произошел сбой в работе ее двигателя, и он отключился. Тогда грузовик не сгорел в атмосфере Земли, а упал в Горном Алтае.
Для расследований причин неполадок с «Прогрессом М-27М» на Байконуре создана рабочая группа. Она уже направила в Москву, где будет приниматься окончательное решение о причинах произошедшего, соответствующие документы. Из наблюдаемого можно заключить, что с «Прогрессом» случилось несколько принципиальных неполадок: нераскрытие антенн системы «Курс», неполная телеметрия, неконтролируемое вращение, а также вывод грузовика на короткоживущую орбиту.
Последнее можно объяснить некорректной работой двигателя ракеты-носителя «Союз 2.1а», однако остается открытым вопрос о причинах такой работы силовой установки: связана ли она только с ее системой управления или проблемы в самом двигателе? Последняя версия неполадок с «Прогрессом» — его разгерметизация, приведшая к избыточному ускорению грузовика и повреждению его оболочки.
Источник