Меню

Что сделал илон маск для космоса

Улетели в историю: как SpaceX Илона Маска смогла обогнать «Роскосмос» так сильно и так быстро?

30 мая в 22.22 по Москве Crew Dragon с двумя астронавтами на борту отправился в свой первый пилотируемый полет Этим он прервал девятилетнюю паузу в американской пилотируемой космической программе — период, когда единственный путь на орбиту для американских астронавтов лежал через Байконур. Сейчас Crew Dragon находится на пути к МКС. Разбираемся, что это значит для мировой космонавтики и России.

Чем Crew Dragon лучше «Союза»? И лучше ли?

Многие все еще не готовы принять наблюдаемую реальность и поэтому говорят: «Запуская Crew Dragon, США с трудом повторяют то же самое, что Россия и Китай делали все эти годы, отправляя на орбиту людей. Они просто запускают капсулу на станцию, а потом сажают её назад на парашюте. Что тут такого сенсационного?»

Но эта точка зрения предельно далека от истины. Чтобы понять «что тут такого», сперва следует вспомнить, что такое космический корабль Crew Dragon на самом деле — и почему это действительно революция в сравнении с «Союзам».

Прежде всего: «Союз» по объемам практически не изменился со своего первого полета, состоявшегося 53 года назад. В то время никаких крупных орбитальных станций не было, смысла в возке большего числа людей на орбиту не было тоже. Поэтому герметичный объем этого корабля 10,45 м³ , а доступный экипажу — и вовсе 6,5 м³. Причем спуск осуществляется в отделяемой спускаемой капсуле, с доступным людям объемом всего в 2,5 м³ . Поэтому туда нереально посадить больше трех человек в скафандре (0,83 кубометра на человека). И хотя технически «Союз» может летать с экипажем 17,7 суток, на практике после одного такого эксперимента никто не горит желанием его повторит. Даже когда экипаж урезали до двух человек (один человек на 1,25 кубометра), в корабле было так тесно, что нормальные тренировки космонавтов наладить не удалось, и после спуска на Землю они не смогли дойти своими ногами даже до автобуса — такой была детренировка мышц в невесомости.

Crew Dragon возвращается на Землю весь целиком, объем его герметичного жилого пространства — 9,3 м³, причем весь этот объем доступен экипажу. Поэтому туда можно посадить семь членов экипажа. И на них все равно будет приходиться 1,33 кубометра на человека — больше, чем на «Союзе». Пассажировместимость этого корабля так велика, что NASA в одиночку просто не сможет ее полностью использовать: агентство планирует отправлять лишь по четыре человека, поскольку МКС имеет ограниченный объем и поддерживать на ней слишком большой экипаж сложно, да и расходы на станцию тогда бы возросли. Тем не менее, в космосе редко бывают «излишки». Почти наверняка «лишнее» пространство со временем займут представители других стран, желающие попасть на орбиту, или космические туристы. Избыток места полезен еще в одном отношении: на борту этого корабля есть туалет, в то время как на борту «Союзов» (а равно и более ранних шаттлов ), отправление естественных надобностей было несколько более экзотичным.

Кроме того, у нового американского корабля полезная нагрузка, доставляемая на станцию, помимо астронавтов может составлять несколько центнеров. Пока она чисто теоретическая, поскольку потребности станции удовлетворяют отдельные грузовые «Драконы», но в будущем ситуация может измениться.

«Союзы» на станцию везут людей — можно добавить сотню килограмм груза, но не более. Поскольку два из трех отсеков российского корабля, создававшегося еще при Королеве, не возвращаются на Землю, груз размещать особо негде: с МКС больше 100 килограмм «Союз» не вернет. А это бывает необходимым: образцы космических экспериментов, требующие ремонта скафандры и другое имущество периодически надо возвращать на планету. Crew Dragon спокойно может возвращать с собой многие центнеры нагрузки.

Характеристики Crew Dragon очень близки к считающейся перспективной российской «Федерации», которую недавно переименовали в «Орла». Его полезный жилой объем такой же — 9,3 м³, экипаж ограничен четырьмя космонавтами, и тоже есть возможность возвращения центнеров груза с орбиты. Но при формальной близости их параметров важен один нюанс: «Орел» не совершит даже первый, беспилотный испытательный полет ранее 2023 года, а первый пилотируемый — ранее 2025 года. Crew Dragon, пилотируемый корабль SpaceX, в 2019 году уже летал на орбиту в беспилотном варианте, а весной 2020 года попал туда и с экипажем на борту. Иными словами, пока SpaceX обгоняет «Роскосмос» в создании нового космического корабля как минимум на четыре года. В реальности эта цифра может даже возрасти.

Почему SpaceX так сильно опередила «Роскосмос»?

Достижение компании Илона Маска особенно впечатляет, если вспомнить, что она основана в 2002 году, — как раз тогда «Рокосмос» отказался продать американцу две своих ракеты, потребовав слишком высокую цену. На обратном пути в самолете Маск прикинул, за сколько можно сделать ракету самому, — в теории. После этого он заявил спутникам, что вполне реально снизить цены на космические полеты в десять раз. Иными словами, Маск имел нулевой опыт конструирования ракет и космических кораблей, с нуля основал компанию, где до сих пор остается главным инженером, и несмотря на это смог построить перспективный пилотируемый космический корабль быстрее, чем «Роскосмос» — хотя последний начал разрабатывать «Федерацию» даже чуть раньше, чем SpaceX свой Crew Dragon. Может быть, дело в том, что SpaceX получила больше денег? Но внимательный анализ расходов компании не показывает и этого. Первую версию ракеты Falcon 9 и грузового космического корабля Dragon (нынешний Crew Dragon — его очень глубокая модернизация) американская компания создала всего за 0,4 миллиарда долларов. Для сравнения, на одну только ракету «Ангара» Россия потратила более 4 миллиардов долларов или в десять раз больше. Все траты SpaceX по НИОКР за всю ее историю примерно равным тратам по НИОКР на одну «Ангару».

Несмотря на это, «Ангара» пока так и не начала регулярные полеты, а вот Falcon 9 делает это уже десяток лет — да и грузовые «Драконы» летают на МКС уже восемь лет подряд.

Нельзя сказать, что дело тут в какой-то особой расточительности «Роскосмоса». Если сравнить расходы российского космического гиганта с NASA, то выяснится, что они довольно скромны. Например, американское космическое агентство потратило на разработку своей ракеты SLS и корабля Orion уже десятки миллиардов долларов — много больше, чем ушло на «Ангару» — однако ни SLS, ни Orion до полной летной готовности еще не дошли.

Похоже, Маск добился серьезного отрыва от конкурентов не за счет их слабостей, а за счет своей силы. И речь не идет о какой-то особой гениальности — идее посадки ракеты на хвост десятки лет, и в тех же США уже летали демонстраторы таких технологий. Да и проект Crew Dragon не имеет радикальных преимуществ перед проектом «Орла». Дело в другом: у SpaceX и ее руководителя несопоставимо выше мотивация.

Главная проблема российского космоса не в нехватке конструкторов, а в том, что он не имеет определенных взглядов, зачем ему вообще нужен космос. Ведь если задуматься, то для полетов на МКС новые космические корабли проектировать вовсе не надо. Да, «Союз» тесный, да, там всего три члена экипажа. Но на орбитальной станции и так меньше человек, чем она может поддерживать — так зачем же строить корабль больше, чем требуется? Сходная история и с ракетой: «Ангара» по возможностям выведения не сильно отличается от «Протона», который до недавних пор вполне надежно летал. Так зачем же дублировать его новой конструкцией?

Читайте также:  Космос со спутника найти

Конечно, остается еще такая цель как полет на Луну. И Orion NASA, и «Орел» «Роскосмоса» создаются, в том числе, с учетом возможного полета туда. Но все дело в том, что планы NASA в XXI веке меняются с каждым новым президентом США. Барак Обама хотел , чтобы Агентство летело к ближайшему околоземному астероиду, Дональд Трамп хочет возврата на Луну, а что будет хотеть следующий американский президент — на сегодня не знает вообще никто. Реализовать крупную космическую программу за 4−8 лет сложно даже США.

В России речь о смене космических целей страны вроде бы не идет. Но не потому, что она преследует их с завидным постоянством, а потому, что у нас никто так и не знает, в чем они состоят. Если открыть Федеральную космическую программу , то на ближайшие годы там запланировано одно только поддержание имеющихся возможностей полета в космос. На горизонте маячат какие-то тяжелые ракеты и корабли до Луны — но из программы в программу их переносят все дальше и дальше во времени. Фактически, это скорее пиар-проекты, а не реальные намерения, с внятными сроками и планами.

От этого финансирование и «Ангары», и «Орла», и даже Orion и SLS никогда не было ровным и уверенным. А у тех, кто занимался программой, никогда не было четкого понимания, когда же они должны ее завершить и чего заказчик на самом деле хочет.

У Маска все намного проще: его мотивация к созданию новых конструкций радикально выше. Его цель — это не доставка людей на МКС или вывод спутников на орбиту, как у российской космонавтики. И даже не повторное втыкание флага в лунную поверхность, как у Дональда Трампа. Он хочет не реализации пиар-проекта — он хочет высадки на Марс. Это принципиально другая задача, огромной сложности, на пути к которой нужно решить массу попутных задач. Чтобы научиться строить ракеты и корабли, SpaceX бралась за коммерческие контакты NASA, и именно в их рамках были созданы и Crew Dragon, и Falcon 9.

Но хотя они и кажутся нам сегодня большим достижением — который «Роскосмос» с «Орлом» лишь надеется повторить через несколько лет — для самого Илона Маска это только нижние ступени лестницы, которую он твердо намерен достроить в 2020-х годах. Ее верхние ступени — Марс.

Что будет теперь с «Роскосмосом» и до каких пор будут летать «Союзы»?

Из практики совместных полетов США и России на МКС до сворачивания программы шаттлов известно, что наличие одного средства доставки туда людей не означает свертывания полетов другого. До 2011 года на один пилотируемый рейс шаттлов к орбитальной станции старались давать один рейс «Союзов». Те превосходили шаттлы в плане экономики (один полет шаттла без учета стоимости НИОКР стоил 0,5 миллиарда долларов), но, несмотря на это, от последних никто не отказывался. Это был вклад США в совместную программу эксплуатации МКС. На шаттлах туда доставляли космонавтов вместе с американцами, а на «Союзах» — астронавтов вместе с российскими коллегами.

Точно также все будет и после начала полетов Crew Dragon: снова введут смешанные экипажи, где будут вместе летать граждане России и западных стран. Кажется, что пока «Союзу» ничего не угрожает.

Но в перспективе ситуация будет куда сложнее. С 2024 года у США нет четких планов на участие в проекте МКС. Именно в этом году они нацелены на высадку на Луне, и если у них все выйдет, то чисто финансово не потянут и полеты туда, и участие в орбитальной станции. Тем более, что у NASA есть план создания окололунной орбитальной станции. Полеты туда вычерпают бюджеты Агентства, не оставив ему много средств на МКС.

Поэтому уже сейчас в США ходят разговоры о будущем выходе американского государства из этого проекта. Между тем, одна Россия поддерживать МКС вряд ли сможет: целый ряд модулей там западный, и их эксплуатация и ремонт силами «Роскосмоса» малореальны. В теории, станцию может спасти перевод на коммерческий статус — привезти туда космических туристов.

И вот тут у «Союза» начнутся объективные сложности. Он сможет доставлять не более трех человек, часть из которых должна быть космонавтами-профессионалами — чтобы реагировать на возможные нештатные ситуации. Crew Dragon может вести 7 человек, и даже если двое будут астронавтами той же SpaceX, то еще пятеро могут быть туристами. Нетрудно понять, что «Союз» начнет выглядеть непривлекательно.

Разумеется, российский «Орел», если он будет готов к тому времени, поправит ситуацию. Но есть и проблема: не вполне ясно, закончат ли его разработку. Дело в том, что к 2023 году, когда он должен достигнуть летной готовности, вполне могут начаться пилотируемые полеты Starship. Вторая его ступень совмещена с кораблем, чей герметичный объем более 850 кубометров, то есть раз в девяносто больше, чем у Crew Dragon. Пассажировместимость там намечена до 100 человек, хотя в большинстве полетов, конечно, она будет меньше. При этом стоимость полетов — за счет многоразовости — планируется равной стоимости полета нынешней ракеты с кораблем типа Crew Dragon.

На этом фоне достройка «Орла» будет выглядеть, как спуск на воду военного парусного судна в эпоху пароходов. Ресурсы «Роскосмоса» ограничены, и если он решит догонять технологический уровень Starship, «Орел» вполне могут бросить на полдороги.

Еще хуже ситуация сложится, если наша страна избежит разработки аналога Starship. По гермообъему его вторая ступень равна всей МКС. Таким образом, появление подобного левиафана в космосе в основном закроет эпоху стандартных орбитальных станций: никто не будет задорого поддерживать их в рабочем состоянии, когда каждый летящий на орбиту Starship сам будет такой станцией. Только еще и способной долететь до Луны.

Источник

SpaceX

17 лет назад в этот день была основана компания SpaceX — один из самых амбициозных стартапов в истории, созданный Илоном Маском для спасения человеческого рода путем межпланетной колонизации. Этой благой цели компания пока не достигла, но уже установила несколько вех, ставших историческими для всей космонавтики. В настоящее время она преуспевает в планомерном уничтожении традиционного рынка космических запусков. Inc. вспоминает ключевые моменты истории межпланетного бизнеса и разбирается, что еще и как скоро он преподнесет человечеству.

Предстартовая подготовка

«Рано или поздно жизнь должна будет выйти за пределы нашего сине-зеленого шарика — или мы вымрем», — говорил Илон Маск, представляя в 2001 году проект по доставке на Марс роботизированной теплицы для выращивания продовольственных культур. По задумке 30-летнего акционера PayPal, вдохновленного творчеством фантаста Айзека Азимова, это должно было стать первым шагом в развитии полноценных внеземных колоний.

Читайте также:  Павел филонов формула космоса

С этих амбициозных публичных разглагольствований о достижении Марса и начался SpaceX. Своими речами Маск привлекал общественное внимание к теме освоения космоса, что должно было поспособствовать увеличению бюджетов НАСА и открыть возможности для сотрудничества с этой организацией. При этом с самого начала Маск был настроен предельно серьезно: он активно изучал рынок космических технологий и даже дважды побывал в России, обсуждая возможности закупки ракет-носителей, которые послужили бы средством доставки в его начинаниях.

2002–2005

К началу 2002 года Маск обнаружил, что при имеющихся технологиях о реальном полете на Марс не может быть и речи — независимо от размеров бюджета. При этом он также открыл, что себестоимость ракет-носителей не превышает нескольких процентов от тех цен, по которым их продают. Предприниматель понял, что может организовать собственное производство, попытаться снизить стоимость запусков и составить конкуренцию существующим поставщикам ракет-носителей. А со временем — достичь необходимого для полетов на Марс технологического уровня.

6 мая 2002 года Илон Маск учредил компанию SpaceX. Ее первая штаб-квартира расположилась на территории огромного складского комплекса в Эль-Сегундо (близ Лос-Анджелеса, Калифорния). Первой разработкой, к которой приступила компания, стало семейство ракет Falcon (Сокол), названное так в честь знаменитого корабля Millennium Falcon («Тысячелетний сокол») из «Звездных войн».

Первой в серии должна была стать 2-ступенчатая ракета-носитель легкого класса Falcon 1. Начало ее испытаний было запланировано на ноябрь 2003 года, однако SpaceX была ориентирована на самостоятельное производство до 85% всех компонентов ее космической техники и это сорвало график. Разработка двигателя и остального оборудования, проектирование корпуса, тестирование материалов — все эти процессы затянулись на несколько лет.

SpaceX в цифрах

млрд — оценка компании.

млрд — общий объем инвестиций.

>6 тыс.

— общее количество запусков (включая испытательные).

млрд — объем выполненных коммерческих контрактов.

млн — минимальная стоимость коммерческого запуска.

2006–2009

24 марта 2006 года SpaceX приступила к тестовым запускам Falcon 1. Штат компании на тот момент насчитывал всего 160 человек, общие инвестиции в проект за все время составляли $100 млн личных средств Маска. Первые испытания проходили на атолле Кваджалей (Маршалловы острова) и окончились неудачей — сразу после старта алюминиевая гайка датчика топливного давления дала течь из-за коррозии, выброс керосина привел к пожару в двигательном отсеке. Из-за потери давления двигатель отключился на 34 секунде полета, ракета упала в воду вблизи места запуска. После расследования инцидента все гайки заменили на аналоги из нержавейки, однако следующие 2 запуска это не спасло. В марте 2007 и августе 2008 года нашлись новые неожиданные причины для аварий — они были связаны с критическими сбоями в работе двигателей.

В августе 2006 года SpaceX победила в конкурсе программы НАСА Commercial Orbital Transportation Services. Компания получила $400 млн на разработку ракеты-носителя тяжелого класса Falcon 9 и многоразового корабля Dragon, предназначенного для доставки грузов на МКС.

28 сентября 2008 года, в свой 4 запуск, Falcon 1 стала первой частной жидкотопливной ракетой, достигшей околоземной орбиты.

В декабре 2008 года НАСА заключило со SpaceX контракт на сумму $1,6 млрд. Предметом сделки стала программа поставки грузов на МКС с помощью находившихся в разработке Falcon 9 и Dragon. Изначально было запланировано 12 полетов.

14 июля 2009 года SpaceX стала первой частной компанией, отправившей на орбиту коммерческий искусственный спутник — состоялся успешный запуск Falcon 1 с малазийским аппаратом RazakSAT на борту. В том же году программу Falcon 1 свернули — Маск решил сконцентрироваться на разработке Falcon 9, поскольку на запуски ракет тяжелого класса спрос был куда выше.

2010–2012

4 июня 2010 года с космодрома НАСА на мысе Канаверал (штат Флорида) впервые успешно стартовала ракета-носитель Falcon 9. Она доставила на земную орбиту муляж корабля Dragon.

8 декабря 2010 года на мысе Канаверал состоялся первый запуск Falcon 9 с настоящим кораблем Dragon. Транспортная капсула успешно достигла орбиты и затем вернулась на землю.

5 апреля 2011 года Илон Маск рассказал о разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса Falcon Heavy. Сделки на ее запуски SpaceX начала заключать уже с 2012 года, первый был запланирован на 2013 год. Однако разработка затянулась на долгие годы, часть обязательств пришлось покрывать запусками Falcon 9, а часть контрактов отобрали конкуренты.

В сентябре 2011 года SpaceX анонсировала разработку многоразовой системы запуска. Она подразумевала возможность возвращать на землю и впоследствии многократно использовать первые ступени ракет-носителей. «Вы только представьте, во сколько бы обходились поездки на автомобилях или полеты на авиалайнерах, если бы они были одноразовыми, как космические ракеты», — так Маск иллюстрировал свои утверждения о том, что развитая технология многоразовых первых ступеней способна удешевить космические запуски на 2 порядка и сделать проект развития марсианских колоний экономически целесообразным.

В период с 22 по 31 мая 2012 года Dragon стал первым частным кораблем, пристыковавшимся к МКС. Он целую неделю находился в составе станции и затем был успешно возвращен на Землю.

8-28 октября 2012 года SpaceX осуществила первый рабочий полет к МКС — Dragon доставил на станцию продовольствие, одежду и оборудование, после чего вернулся на Землю с результатами орбитальных экспериментов.

2013–2014

В 2013 году предложение SpaceX при цене $56,5 млн за один коммерческий запуск Falcon 9 стало самым низким на мировом рынке. Цены конкурентов начинались от сумм далеко за $100 млн.

В июне 2013 года на фоне слухов о скором выходе SpaceX на IPO Илон Маск заявил, что публичное размещение акций компании состоится не раньше, чем полеты на Марс станут регулярными: «Я не хочу, чтобы SpaceX оказалась под контролем каких-то частных акционеров, которые станут доить ее в расчете на краткосрочную прибыль».

29 сентября 2013 года SpaceX приступила к посадочным испытаниям первой ступени Falcon 9. Для морских посадок использовались баржи с автономным управлением, для посадок на суше — специальные бетонные площадки.

В 2014 году на долю SpaceX пришлось 20% всех коммерческих запусков, состоявшихся в мире. При этом компании досталось 9 новых контрактов — ровно столько же, сколько и компании United Launch Alliance, американскому лидеру этого рынка, производящему ракеты Atlas и Delta.

29 мая 2014 года была представлена новая версия транспортного корабля, предназначенного для полетов на орбиту и МКС, — Dragon 2. SpaceX рассказала о разработке сразу двух его модификаций: беспилотной Dragon Cargo для доставки грузов и пилотируемой Dragon Crew для доставки экипажа. В сентябре того же года NASA заключила со SpaceX контракт стоимостью $2,6 млрд на завершение его разработки.

11 февраля 2015 года SpaceX осуществила свой первый запуск спутника за пределы земной орбиты. Falcon 9 успешно направила американский исследовательский аппарат Deep Space Climate Observatory на расстояние 1,5 млн км от Земли.

28 июня 2015 года произошла первая авария Falcon 9. Во время коммерческого запуска с кораблем Dragon на борту ракета-носитель взорвалась на 139 секунде полета из-за утечки гелия во второй ступени, обломки упали в Атлантический океан. В рамках миссии планировалось доставить на МКС около 2 тонн грузов, включая стыковочный узел американского сегмента станции.

Читайте также:  Презентация для дошкольников космос со звуком

21 декабря 2015 года SpaceX первой в истории космической индустрии успешно вернула ракету на Землю после орбитального запуска — первая ступень Falcon 9 совершила контролируемую вертикальную посадку на бетонную площадку мыса Канаверал.

В 2015 году успехи SpaceX заставили крупнейших производителей ракет-носителей, включая американскую компанию United Launch Alliance, японскую Mitsubishi Heavy Industries и европейскую Arianespace, объявить о масштабных реструктуризациях с целью 2-кратного снижения стоимости запусков. На следующий год с аналогичным заявлением выступило и руководство «Роскосмоса».

8 апреля 2016 года после очередного орбитального запуска состоялась первая успешная посадка возвращаемой ступени Falcon 9 на автономную баржу в море.

6 мая 2016 года первую ступень Falcon 9 впервые успешно приземлили после запуска на геостационарную орбиту (она расположена на высоте 35,7 тыс. км от земной поверхности). Ранее все возвращения ступеней осуществлялись после достижения низкой околоземной орбиты (диапазон ее высоты — от 0,16 тыс. км до 2 тыс. км).

1 сентября 2016 года из-за неисправности баллона для сжатого гелия во второй ступени Falcon 9 взорвалась на стартовой площадке за 8 минут до запуска. Ракета готовилась вывести на геопереходную орбиту израильский телекоммуникационный спутник, он также разрушился при взрыве. Это стало второй и на настоящий момент последней аварией Falcon 9.

За 2016 год на долю SpaceX пришлось более 30% всех коммерческих запусков, состоявшихся в мире.

30 марта 2017 года SpaceX провела первый запуск с повторным использованием возвращенной ступени ракеты-носителя. Falcon 9 вывела на геостационарную орбиту люксембургский спутник связи, после чего ступень успешно посадили вновь.

3 июня 2017 года впервые повторно запущен корабль Dragon. Капсула, возвращенная после полета в 2014 году, пристыковалась к МКС, провела месяц в составе станции, после чего была вновь успешно возвращена на землю.

29 сентября 2017 года Илон Маск представил проект находящейся в разработке многоразовой ракетно-космической системы Big Falcon Rocket (в 2018 году переименована в Starship), предназначенной для полетов к Марсу. Планируется, что она также может быть использована для доставки грузов на орбиту и МКС.

По итогам 2017 года доля SpaceX на мировом рынке коммерческих космических запусков выросла до 45%. При этом компания впервые провела космические запуски для военных: в мае Falcon 9 доставила на орбиту спутник американского Национального разведывательного управления, а в сентябре — экспериментальный орбитальный самолет Boeing X-37 военно-воздушных сил США.

6 февраля 2018 года состоялся первый тестовый запуск Falcon Heavy. Ракета вывела на гелиоцентрическую орбиту личный Tesla Roadster Илона Маска. Возвращение первой ступени прошло с частичным успехом. У Falcon Heavy она состоит из двух боковых ускорителей — в качестве них были повторно использованы ступени Falcon 9, возвращенные после полетов в 2016 году, — и центрального блока. Ускорители успешно приземлились на суше, а центральный блок упал в воду вблизи плавучей платформы.

22 февраля 2018 года SpaceX приступила к развертыванию Starlink — глобальной сети телекоммуникационных спутников собственной разработки, предназначенной для обеспечения дешевого и высокопроизводительного интернет-канала. На орбиту были выведены 2 тестовых аппарата, в общей сложности компания планирует запустить 12 тыс. таких спутников к середине 2020-х годов. В СМИ появились заявления экспертов о том, что услуги спутниковой связи станут основным источником прибыли для SpaceX: в 2016 году этот рынок оценивался в $127,7 млрд, в то время как рынок запусков коммерческих спутников — лишь в $5,5 млрд.

11 апреля 2018 года состоялся первый коммерческий запуск Falcon Heavy. Ракета вывела на орбиту саудовский спутник связи, все части первой ступени были успешно возвращены.

23 мая 2018 года президент SpaceX Гвинн Шотвелл заявила, что компания уже несколько лет приносит прибыль. Оценка инвесторами на тот момент составляла $28 млрд.

В 2018 году конкуренты SpaceX не смогли серьезно удешевить свои услуги и на долю компании Илона Маска пришлась половина всех коммерческих запусков. Минимальная стоимость пуска Falcon 9 составила $62 млн, в то время как самый дешевый запуск ближайшего аналога — Atlas 5 от United Launch Alliance — обходился в $109 млн. Запуск Falcon Heavy был оценен в $95 млн—$150 млн (в зависимости от того, используется ли возвращенная ступень) против $300 млн—$400 млн за запуск сверхтяжелых аналогов вроде Delta IV.

2-8 марта 2019 года состоялся первый тестовый полет беспилотного варианта Dragon 2. Корабль успешно выполнил автоматическую стыковку с МКС. Планируется, что он полностью заменит Dragon первого поколения в 2020 году.

SpaceX: ближайшие 5 лет и дальше

В ближайших планах SpaceX — наладить повторное использование ступеней в течение 24 часов по их возвращении, после чего за счет эффекта масштаба сбить цены на порядок, до $5 млн—$7 млн за запуск. Впрочем, ни для одной из этих целей не озвучены конкретные сроки.

В следующем году SpaceX планирует приступить к пусковым испытаниям своего марсианского корабля. Они будут включать полеты на различные орбиты и возвращения. Если тестовые запуски пройдут успешно, уже к концу года Starship начнет заменять ракеты Falcon 9, Falcon Heavy и корабль Dragon.

«Я уверен, что мы сможем завершить работу над кораблем и подготовить его к запуску к Марсу через 5 лет. Как по мне, 5 лет — это довольно много времени», — говорил Маск про Starship в 2017 году. Земля и Марс выстраиваются наиболее подходящим для перелета между ними образом ровно 1 раз в 2 года, и одна из таких возможностей выпадает на 2022 год. Планы SpaceX включают отправку 2-х беспилотных Starship в этот год. Каждый доставит около 100 тонн груза — энерго- и жизнеобеспечение, а также горнодобывающее оборудование для последующих экспедиций. В ходе миссии также собираются подтвердить наличие водных ресурсов и провести разведку на предмет возможных опасностей.

В 2023 году SpaceX собирается отправить японского миллиардера Юсаку Маэдзава в круиз вокруг Луны. Он станет первым коммерческим пассажиром компании и собирается взять с собой 6 или 8 художников в рамках арт-проекта #dearMoon. Если годом ранее запуски к Марсу не состоятся, это станет первой крупной миссией Starship.

В 2024 году Земля и Марс вновь окажутся в наиболее подходящем положении для запуска, так что если подготовка Starship затянется, весьма вероятно, что его первые беспилотные грузовые полеты состоятся именно в этот год. Если же SpaceX пошлет к Марсу корабли с грузами по графику, то в 2024 году настанет время для первого в истории пилотируемого межпланетного перелета. Первые колонисты наладят выращивание растений с помощью гидропоники и должны будут создать завод по производству топлива для обратных полетов на Землю. Сырьем станут марсианская вода, лед и углекислый газ.

2025–2050

Уже к концу следующего десятилетия SpaceX планирует создать на Марсе не просто исследовательскую базу, как в Антарктиде, а полноценную развивающуюся колонию, и к 2050 году превратить ее в подобие города или даже нескольких городов. Маск заявлял, что оценивает примерно в 70% шансы до конца своей жизни лично посетить марсианское поселение. По его словам, «вероятно, первые поселенцы погибнут, но в конечном итоге полеты на Марс станут безопасными и очень комфортными».

Источник

Adblock
detector