Меню

Что такое болиды космос

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

О болидах

Подробности Категория: Космические гости Опубликовано 18.10.2012 13:17 Просмотров: 5474

Болид – это очень яркий метеор, огненный шар.

Болид возникает при вторжении в земную атмосферу тел с массой от 100 г до нескольких тонн. Чаще всего эти тела дробятся и в большинстве случаев не долетают до Земли – испаряются в ее атмосфере.
Но иногда полет болида завершается выпадением метеорита. Бывают настолько яркие болиды, что их можно наблюдать даже днем. А если болид летит ночью, то видны его оболочка и хвост.

После полета болида остается след из ионизированных газов и пыли. Под действием ветров он может принимать извилистую форму и виден несколько минут.
При полете болиду может сопутствовать звук, тогда он и вовсе становится похож на сказочного Змея Горыныча. А может быть, такой «озвученный» болид и явился прообразом этого персонажа русских народных сказок?
Но болиды – редкое явление. Даже яркие метеоры можно увидеть чрезвычайно редко, а болид, сравнимый по блеску с полной Луной, и того реже.
Особо яркие болиды иногда называют суперболидами. Сейчас наблюдение за болидами ведется и со спутников.

Источник

Что такое болиды и чем они примечательны

Вы когда-нибудь слышали про болиды? На самом деле, они существуют среди множества космических объектов. Но что же это за объекты со странным названием.
Как оказалось, некоторые путают метеориты с другими телами космоса. А их, кстати, довольно много. Давайте попробуем разобраться в этом множестве.

Небесные тела

В чем разница: метеор, метеорит и астероид

Прежде всего, нужно понимать, что такое метеор. Собственно говоря, это световое явление, которое возникает при попадании мелких частиц из космоса в атмосферу, где они сгорают. По сути, метеором будет являться любой объект внеземного происхождения, попавший и сгоревший в газовой оболочке Земли.
Так, например, называют астероиды и другие небольшие небесные тела, сгоревшие во время своего падения. Если от такого упавшего астероида остаётся хоть что-то, то его остаток будет уже метеоритом. Так как метеорит — это твёрдое космическое тело, долетевшее до поверхности.
Но получается, что метеориты прежде чем упасть на поверхность видны как болиды. Вероятно, поэтому и происходит путаница между метеорами и метеоритами. Хотя связь проста:

  1. сначала тело движется в космосе;
  2. попадая в атмосферные слои возникает метеор;
  3. только потом, падая на поверхность, это уже метеорит.

Таким образом, отличить и распознать метеорит от остальных небесных объектов очень просто — он достигает поверхности. Хотя его можно спутать с земными камнями.

Знание английского языка всегда приветствуется как при изучении космоса, так и в повседневной жизни. В его изучении вам поможет школа английского языка. Новейшие методики, мощные программы и курсы, подходящие каждому

Что такое болиды

Разумеется, метеоры бывают разными. Как минимум, они отличаются по размеру, яркости, скорости и направлению движения.
Так вот среди них различают болиды. Как оказалось, так называют метеоры, обладающие яркостью более -4m и хорошо видимым диаметром (угловыми размерами).
Что интересно, Международный астрономический союз не даёт определения таким объектам. То есть официально их нет, а на самом деле есть.
Можно сказать, что болиды это световые явления определённой яркости и размерами, возникающие при попадании космических тел в слои атмосферы, а затем сгорании в ней.

Интересные факты про болиды

Стоит отметить, что при движении в газовой оболочке планеты такой метеор может оставлять яркий газо-пылевой след.
Иногда болиды пролетают со звуковым эффектом. К примеру, в воздухе слышно потрескивание. Кроме того, из-за их, так сказать, вторжения могут происходить нарушения радиосвязи.
Считается, что это вызывается электромагнитным полем, сопровождающим полет болидов. Проще говоря, колебания порождают звук и волновые помехи в окружающей среде.
Что важно, болиды видны на небе даже днем, поскольку имеют высокую яркость.

Метеорный поток

Между прочим, самые яркие болиды называются суперболидами.

На данный момент болиды и метеориты вызывают огромный интерес. Более того, существует отдельная наука-метеоритика или метеорная астрономия. В данном разделе изучаются метеориты и космическая пыль, а также их взаимодействие с земной атмосферой.
Главным образом, болиды наблюдают со спутников. Правда, для сбора информации о поступлении метеорного вещества на Землю были созданы специальные болидные сети. Впрочем, они есть только в Европе и не являются продуктивным способом наблюдения.

Источник

Что такое болид в космосе?

Космические межпланетные тела определенного размера и яркости, периодически влетающие в атмосферу нашей планеты, называют болидами.

По сути своей, болиды – это метеороиды, или метеоры, яркость которых превосходит яркость Венеры, то есть выше -4m.

О скорости и яркости

Метеорные тела, попадающие в земную атмосферу, могут быть как совсем небольших размеров, так и длиной в несколько сотен метров. Из-за взаимодействия с молекулами газа эти частицы нагреваются, плавятся, испаряются и оставляют за собой хорошо заметный (особенно ночью) след на небе.

Люди называют это явление «падением звезды» и считают, что при виде него надо загадывать желания. Болид – это очень яркий метеор, возникающий при попадании в слои атмосферы космического тела массой от 100 г до нескольких тонн.

Читайте также:  Мир космос станция метро

Самые яркие болиды заметны и днем. Полет болида может сопровождаться вспышками света и даже мощным звуком. Оболочка и хвост болида – не что иное, как космическая пыль и ионизированные газы. Под воздействием ветров, господствующих в стратосфере, этот след очень скоро становится извилистым и через несколько минут тает.

Болид может быть ярче Луны и даже ярче Солнца. Такие небесные тела могут на несколько секунд обратить ночь в день – настолько ярок след от их движения по небосклону.

Метеориты

Чаще всего болиды полностью сгорают, проходя через атмосферные слои. Но если яркость космического тела свыше -6m, а скорость сравнительно низкая, то полностью болид в атмосфере не сгорит – до поверхности долетят его фрагменты, называемые метеоритами.

Чтобы болид не сгорел без остатка, его скорость не должна быть выше 22 километров в секунду, и в конце его траектории не должно быть яркой вспышки (она означает разрушение болида). Именно медленные болиды оставляют после себя не сгоревшие части, долетающие до поверхности нашей планеты.

Признаком упавшего на землю метеорита является хорошо различимый гул, похожий на далекий взрыв – его слышно спустя короткое время после полета болида по небу. Метеориты, падающие на Землю, образуют вокруг себя воронку, похожую на след от снаряда. Внутри этой воронки и будет покоиться оплавленный фрагмент яркого болида – метеорит.

Как наблюдать за болидами?

Каждые сутки через земную атмосферу пролетают десятки болидов. Но далеко не все с Земли успевают замечать это движение. Увлеченные астрономией люди знают, что путь болида, пролетевшего ночью, можно отметить на звездной карте.

Ученые остлеживают траекторию движения таких небесных тел, отмечая азимуты и высоты точек, в которых появился и исчез болид. Если тело появилось из-за горизонта и скрылось за горизонтом в другом месте, нужно определить азимуты этих точек. Наблюдения, которые ведут астрономы, очень важны: они дают возможность установить место падения метеорита и позволяют провести дальнейшие исследования фрагментов болида.

Специалисты также оценивают диаметр болида (сравнивая его с солнечным или лунным диском), блеск (видимая яркость небесного тела) и описывают его форму. Болиды могут быть как правильной шарообразной формы, так и овальными или капельными. След тоже бывает разным, в зависимости от размеров и скорости движения болида и с учетом времени суток: днем он дымовой, а ночью – яркий, блестящий.

Самые известные болиды в истории планеты

– Болид Галлея, за которым наблюдал ученый Галлей, по его словам, блестел, подобно Солнцу, и имел диаметр 2,5 версты на 476 верст. Наблюдения велись в марте 1718 года.

– Тунгусский метеорит, ворвавшийся в атмосферу в июне 1908, произвел нешуточные разрушения в районе реки Подкаменная Тунгуска. Загадку метеорита и последствия от его падения ученые исследуют до сих пор.

– Катавский болид в Челябинской области пролетел к Земле в апреле 1941-го. После этого были найдены не сгоревшие фрагменты небесного «гостя».

– В сентябре 2002 года в Иркутской области упал метеорит от пролетевшего Витимского болида. Последствия – уничтоженный на территории 10 на 6 километров лес.

– В ноябре 2013-го над Крымом взорвался болид высокой яркости. Предположительно, это тело имело отношение к метеорному потоку Леониды.

– В феврале 2015-го болид первоначальной массой 10 тысяч тонн диаметром 17 метров вошел в земную атмосферу над Челябинской областью. Скорость его составляла 18 километров в секунду. Через полминуты небесное тело разрушилось.

Источник

Болид

Из Википедии — свободной энциклопедии

Боли́д (греч. βολίδος ; от βολίς — метательное копьё) — метеор яркостью более −4 m (ярче, чем Венера), массой от сотен грамм и до нескольких десятков тонн и имеющий заметные угловые размеры [1] . Международный астрономический союз не имеет официального определения понятия «болид».

Высота возгорания (от 120 км до 80 км) зависит от массы и скорости метеорного тела. Скорость вторжения в земную атмосферу от 11км/с до 73 км/с .

Особо яркие болиды иногда называют суперболидами [2] .

Болиды часто оставляют яркий след (хвост) из пыли и ионизованных газов. Метеориты перед выпадением на Землю видны как болиды. Полёт может сопровождаться звуком и/или нарушением радиосвязи (см. также электрофонный болид).

Крупные болиды можно наблюдать днём [1] . Одним из крупнейших болидов является Бенешов [2] . Его светимость достигала −21 m звёздной величины (для сравнения: блеск Луны примерно −13 m , Солнца −26 m ). А падение Сихотэ-Алинского метеорита по словам очевидцев было «ярче солнца», «отбрасывало тени» (падение произошло днём) и «слепило глаза» [2] . Для наблюдения за болидами были созданы болидные сети в США, Канаде и Европе. Однако они не показали особой эффективности. Сейчас наблюдение за болидами ведётся и со спутников [2] . Явление изучается метеоритикой.

Источник

Боевые болиды во вселенной «Космос 3000»

Боевые болиды- это прежде всего многоразовые средства доставки поражающих элементов до боевой цели. Это роднит их с ракетами, главное отличие ракет от болидов- многоразовость применения. Иначе говоря, главное для болида- долететь до точки сброса, скинуть боеприпас и живым вернуться назад. По сравнению с ракетами сравнимой мощности- колоссальная экономия, плюс гибкость в применении, поскольку болиды можно использовать не только в непосредственно боевых целях, но и во множестве вспомогательных- от патрулирования и разведки до постановки спутников и минных скоплений.

Читайте также:  Забаррикадируйся шкафом хроноса космоса эроса расы вируса

Недостатки болидов в сравнении с ракетами- громоздкость как самих болидов, так и инфраструктуры на кораблях, необходимой для их применения. Плюс к тому, для пилотируемых болидов нужны пилоты, для пилотов- дополнительные жилые модули на корабле-носителе. Беспилотные болиды чаще меньше и легче пилотируемых, но теоретически уязвимы для взлома и перехвата управления, в то время как человек управляет болидом сам, и ‘взломать’ его нельзя.

Возможности ближнего маневренного воздушно-космического боя для болида второстепенны, но они все же должны быть, как страхующий элемент, повышающий выживаемость болида и вероятность выполнения боевой задачи.

У боевых болидов множество задач. Болиды авиакосмических групп на носителях- это ударная сила в наступательных боях. Болиды на станциях и планетах- средства защиты объектов. Группа болидов, оснащенных бомбами, запросто может разобраться с большим кораблем, если он не оснащен мощной батареей защитных средств, или собственной авиагруппой, или не успеет удрать. Следовательно, главные качества для болидов должны быть такие:

Большой запас хода- это емкий топливный бак и экономичный многорежимный двигатель. Это увеличивает боевой радиус, повышает шанс без проблем вернуться домой, дает резерв в случае нештатных ситуаций.

Высокая максимальная скорость- скорость экономичного хода, она же крейсерская, может быть и небольшой, но болид обязан уметь кратковременно разгоняться до максимума для быстрого выхода на точку сброса и столь же быстрого отхода из под возможного ответного вражеского огня. Чрезвычайно важное качество! Болид без форсажа обречен на поражение.

Малозаметность для радара, градара и оптики.

Болиды итак в сотни раз менее заметны, чем большие корабли из-за своих куда меньших размеров, площади поверхности и массы. Но этот показатель можно снизить еще больше, что дает возможность подойти к врагу на более близкое расстояние, оставаясь незамеченным, а значит, нанести первыми внезапный удар, который может стать решающим. А значит, у нас и больше времени на применение оружия и отход назад. Методы снижения заметности:

Радиозаметность снижается: путем покрытия всех поверхностных элементов диэлектрическими радиопоглащающими покрытиями, применением пассивных систем обнаружения, которые ничего не излучают и ловят чужие излучения, получением данных о целях и обстановке с большого корабля-носителя или других внешних источников информации, которые находятся вне активного поля боя и не раскрывают местоположение болида.

Заметность в оптическом плане снижается: светомаскировкой, маскировкой тепловых выбросов, покрытием поверхности болида неметаллическим либо отклоняюще-преломляющим, либо зеркальным покрытием, которым в условиях космоса можно эффективно рассеивать лучи света в стороны. Активный метод- распыление поглощающей свет пыли.

Заметность в гравитационном плане- тут все труднее. Лучший способ- облегчение массы болида и снижения его гравитационного и магнитного поля, которое образуется от вращения валов электрогенератора. Радикально снизить этот параметр нельзя, максимум, можно замаскировать на фоне чего-то более сильного, но не вызывающего подозрений. Итого, чем тяжелее болид, тем он мощнее, но и заметнее.

Что нужно болиду для выполнения задач? Набор базового оборудования для любой машины, независимо от специализации:

Топливный бак- без него болид не полетит. Это сферический резервуар высокого давления со сжатым гелий-водородным сырьем для плазмообразования, оснащенный насосной системой подачи и принятия топлива.

Двигатель- то же самое. Это блок из трех плазмообразующих котлов, каждый из которых мощнее предыдущего, часть мощности последнего расходуется на раскрутку первого, большая часть- на образования из гелий-водородной смеси финишной плазмы, которая проходит цикл ускорения в электромагнитных разгонных контурах и вылетает из сопла в космос. Система реверсов и боковых тоннелей с переключателями обеспечивает маневрирование газодинамическим способом как в космосе, так и в атмосферах. С таким двигателем даже в атмосфере аэродинамические плоскости нужны лишь для создания дополнительной подъемной силы в целях экономии топлива, которое в атмосферах из-за сопротивления газовой среды тратится гораздо сильнее, чем в космосе.

Блок управления- киберсистема, обеспечивающая синхронизацию поступающих данных и управление машиной. Может быть автономной, беспилотной, или вспомогательной, для пилотируемых болидов. Пилотируемые системы в целях кибербезопасности делаются относительно примитивными, и большую часть процессов контролирует сам пилот.

Система сенсоров и связи- для ориентации в пространстве, связи с носителем и другими болидами. Это всеволновые датчики, засекающие любые чужие излучения со всех сторон, радарный комплекс для активного радиообнаружения (на болиде применяется только во время атаки да и то не всегда), оптический комплекс из всеволнового дальнозоркого телескопа для визуального обнаружения и наведения на цель. Мини-градар- детектор источников гравитации в космосе. Системы связи- радиостанция, система сигнальных лазерных огней, система градарной связи. Все это- комплекс системы сенсоров и связи.

Система защиты: комплекс средств, позволяющих болиду уйти из-под удара. Конечно, он несравним по возможностям с защитными батареями больших кораблей, но так или иначе, в критический момент дает некоторую возможность болиду спастись. Состоит из следующих элементов:

Блок выброса тепловых ловушек- против ракет с тепловой головкой наведения.

Блок выброса дипольного облака- против вражеского радионаведения, создает фантом, который вражеские средства поражения могут принять за основную цель.

Читайте также:  У видеть с космоса свой город

Блок генератора электромагнитного пучка- отклоняет в стороны вражеские средства поражения потоком электромагнитной волны, которая слаба в планетарных условиях, но отлично действует в космосе.

Для тяжелых болидов применимы мини-турели с оборонительным лазером.

Все это устанавливается в кожухе и смотрит на заднюю полусферу, в которую чаще всего приходится большинство атак.

Аэродинамические съемные плоскости- служат опорой для пилонов с навесным оружием и средством создания дополнительной подъемной силы в атмосферах планет.

Отсеки не являются элементом единой неделимой конструкции- напротив, это составные модульные элементы, которые можно всячески комбинировать в зависимости от тактики.

Это минимальный набор для любого болида.

Набор оружия зависит от задач, решаемых болидом. Основное оружие- навесное, сбрасываемое, крепится на пилонах- ракеты, бомбы и мины, которые применяются первыми и чаще всего единственными. Так же существуют навесные курсовые пушки, которые тоже можно установить на пилонах. Встроенные курсовые пушки и внутренние отсеки для ракет применялись на заре боевых болидов, но под давлением тактики и требованиям к гибкости и унификации скоро вышли из военной моды в сторону тотальной модульности. Конфигурация между пушками и сбрасываемыми зарядами может быть любой- только заряды, только пушки, или и то и другое в любом сочетании- зависит от боевой задачи. Кроме того, существуют и широко применяются подвесные контейнеры со специальным оборудованием- дополнительные сенсоры, средства групповой защиты РЭБ, распылители маскировочной пыли, дополнительные топливные баки, и многое другое. Блоки спецоборудования тоже разделены на три категории- легкий, средний, тяжелый. Все образцы оружия бывают легкими, средними и тяжелыми, предназначены для разных задач и машин. Естественно, чем тяжелее болид, тем больше единиц оружия он может взять и тем более тяжелого класса могут быть эти единицы. Фактически, сам болид- всего лишь маневренный скоростной космический транспорт, средство доставки, а все его активные элементы модульные и навесные. Это сделано для большей гибкости, универсальности применения, и экономии средств при сохранении боевых качеств.

Ракеты, предназначенные для болидов и для больших кораблей идентичны друг другу и взаимозаменяемы. Исключение- тяжелые дальнобойные виды ракет, которые сами порой размером с болид и даже больше.

Болиды бывают легкими, средними и тяжелыми. Все зависит от конфигурации модулей и их количества в конструкции. Впрочем, это весьма условно, поскольку болиды собираются в единую конструкцию из стандартизированных отдельных модулей-отсеков, и легкость или тяжесть болида зависит от того, как вы его соберете. Как правило, легкие болиды беспилотные, и служат стаей поддержки тяжелому пилотируемому болиду, который вооружен и защищен гораздо лучше, но менее маневрен. Как правило, тяжелая командирская машина еще и обладает набором спецоборудования.

Краткая история появления болидов:

Как только появилась надобность в вооруженных кораблях, до маломерных боевых космолетов просто никому не было дела, они были еще не нужны. Корабли были большими и медленными, путешествия от звезде к звезде даже с помощью гиперврат могли длиться месяцами. Это своей структурой напоминало старинный парусный флот с его многомесячными плаваниями в совершенно безлюдной местности. В кораблях той эпохи все было направленно на максимальную автономизацию и облегчение, чтобы взять как можно больше запасов для долгого космоплавания. Серьезные военные столкновения в космосе еще были редкостью, кораблей вообще еще было немного, считанные сотни, и первыми военными (и пиратскими тоже) кораблями были форсированные вооруженные транспорты. Дошло даже до отказа от ракет и снарядных пушек в пользу дальнобойных батарейных лазеров- прямого функционального аналога корабельных пушек парусного флота. Малые космолеты тогда использовались только для ближайшего сообщения и для гоночных соревнований. Со временем рейдеры и пираты додумались использовать именно гоночные болиды, как самые скоростные и компактные, в качестве платформы для метания металлических мин в атакуемые грузовозы. А иногда и как самонаводящиеся ракеты- в место пилота вместо человека ставилась дополнительная масса, которая детонировала при скоростном столкновении с вражеским кораблем- в космосе не нужна взрывчатка, достаточно просто разогнать что угодно до космической скорости и точно уложить нагрузку в цель, желательно, на остром встречном или хотя бы боковом курсе. На догонном курсе без взрывчатки все же не обойтись- скорость схождения для кинетического поражения будет слишком низкой. Это было гораздо безопаснее традиционного взаимного бортового сближения и лазерной перестрелки. Для борьбы с новой угрозой патрули и ВКС были вынужденны создать собственные машины аналогичного класса- они и стали первыми боевыми болидами, которые в основном охраняли космические станции. На военных кораблях болиды тоже стали устанавливать, но там их было совсем мало- от двух до четырех, из-за громоздкости корабельной инфраструктуры для них, ведь кроме самих болидов нужно хранить запчасти, запасы топлива и оружия, дополнительный экипаж. Но все изменилось с открытием гравполярного гипердвижения и началом массового строительства сверхсветовых кораблей с гравполярной тягой. С развитием и становлением ВКС и Патруля как самых массовых вооруженных сил болиды и их носители стали решающей военной силой, от количества и качества которых теперь очень зависит баланс сил в космосе. Для этого как и большие корабли, болиды подверглись тотальной унификации, модулизации и упрощению для удешевления и более быстрого обучения космолетчиков.

Источник

Adblock
detector