Фавориты луны
Фавориты луны | |
Les favoris de la lune | |
Жанр | |
---|---|
Фавориты луны (фр. Les favoris de la lune ) — художественный фильм режиссёра Отара Иоселиани. Снятый в 1984 году, стал первой полнометражной кинокартиной Иоселиани после переезда во Францию (1982). Фильм развивал основные мотивы первой работы режиссёра за рубежом — полудокументальной короткометражки Семь пьес для чёрно-белого кино. [1] В Фаворитах луны отмечается влияние позднего Буньюэля, в частности, фильма Призрак свободы. [2]
Содержание
Название
Название отсылает к взятой в качестве эпиграфа фразе из первой части шекспировской хроники Генрих IV. Фальстаф, обращаясь к принцу Генриху, будущему королю Англии, говорит:
Так вот, милый друг, когда ты станешь королём, смотри не позволяй, чтобы нас, ночную гвардию, обзывали дневными грабителями. Пусть нас зовут лесничими Дианы, рыцарями мрака, любимцами Луны и пускай говорят, что у нас высокая покровительница, потому что нами управляет, как и морем, благородная и целомудренная владычица Луна, которая и потворствует нашим грабежам. [3] |
Сюжет
В фильме трудно выделить как единый сквозной сюжет, так и главных персонажей. Представлены, скорее, зарисовки из жизни парижского квартала, обитатели которого, по сути, безымянны — их имена с экрана не звучат. Поэтому, наряду с одушевлёнными персонажами (людьми) равное, или даже большее, значение в фильме получают неодушевлённые — севрский фарфоровый сервиз XVIII века и портрет молодой девушки кисти художника XIX века — именно вокруг них и строится основное действие фильма. Жители квартала — торговец оружием, полицейский, инженер, их жёны; школьный учитель, террорист, клошары, воры, проститутки — связаны между собой многообразными бытовыми, криминальными, сексуальными отношениями. Однако, эти связи разрываются так же неуклонно, как постепенно разрушаются, уменьшаются в размерах сервиз и картина.
В ролях
|
|
Критика
Успехом у широкой зрительской аудитории картина Иоселиани не пользовалась, но была благосклонно принята критикой, о чём свидетельствует специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля. По версии авторитетного французского журнала Кайе дю синема, фильм вошёл в десятку лучших киноработ за 1985 год. [4]
Сходным образом высказывались и другие французские издания. По мнению газеты Le Monde, именно Иоселиани «спас честь Франции на фестивале в Венеции, явившись, неожиданно для всех, обладателем „Большого приза жюри“». С удивлением писали французы о том, что иностранец, советский гражданин, грузин «сумел создать фильм во французских традициях, о которых мы не помним уже лет двадцать. В фильме отражён Париж Жака Превера, Рене Клера» (журнал Ревю дю синема). «Нужно было многократно исходить Париж вдоль и поперёк, полюбить его, для того чтобы создать „Фаворитов луны“» (журнал Позитив). [5]
Награды
- Большой специальный приз жюри Венецианского международного кинофестиваля (1984).
- Приз Форума в Берлине (1984).
- Приз католического киноцентра (1984).
Примечания
- ↑Галкин И.Фавориты луны. — на сайте центра «История и экранная культура». (недоступная ссылка — история) Проверено 3 февраля 2009.
- ↑Филиппов С.Отар Иоселиани. Энциклопедия «Кругосвет». Проверено 3 февраля 2009.
- ↑Шекспир У.Генрих IV (часть первая) / Перевод Е. Бируковой. — М .: Искусство, 1959.
- ↑Лучшие фильмы года по версии «Кайе дю синема». Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.Проверено 5 февраля 2009.
- ↑ 12 Аннотация к полной коллекции фильмов Отара Иоселиани на DVD.
- ↑Отар Иоселиани. — на сайте Люди. Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.Проверено 3 февраля 2009.
Ссылки
- Фавориты луны. — на сайте телеканала «Культура». Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.Проверено 3 февраля 2009.
- Фавориты луны. — в базе данных Cinema Francais. (недоступная ссылка — история) Проверено 3 февраля 2009.
Рецензии
- Агапова Л.Мы не воры, мы — рыцари мрака. «Университетские вести» on-line. — газета Оренбургского государственного университета. Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.Проверено 3 февраля 2009.
- Галкин И.Фавориты луны. — на сайте центра «История и экранная культура». (недоступная ссылка — история) Проверено 3 февраля 2009.
Акварель (1957) • Саповнела (1959) • Апрель (1962) • Чугун (1964) • Листопад (1966) • Старинная грузинская песня (1969) • Жил певчий дрозд (1970) • Пастораль (1975) • Эускади, 1982 (1982) • 7 пьес для чёрно-белого кино (1982) • Фавориты луны (1984) • Маленький монастырь в Тоскане (1988) • И стал свет (1989) • Охота на бабочек (1992) • Грузия одна (1994) • Разбойники, глава VII (1996) • Истина в вине (1999) • Утро понедельника (2002) • Сады осенью (2006) • Шантрапа (2010) Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «Фавориты луны» в других словарях:ФАВОРИТЫ ЛУНЫ — «ФАВОРИТЫ ЛУНЫ», Франция, 1984, цв., 103 мин. Комедия. Виртуозно разыгранный спектакль об «избранниках ночи», в котором все играют желанные роли, связаны в единый клубок обманами, поисками удовольствий, расчетом и равнодушием. Герои этой… … Энциклопедия кино Иоселиани, Отар Давидович — Отар Иоселиани ოთარ იოსელიანი … Википедия БРАШ Жерар — БРАШ Жерар, французский сценарист. Работал с Романом Поланским (см. ПОЛЯНСКИЙ Роман) («Жилец», «Бал вампиров», «Тупик»), Жан Жаком Анно (см. АННО Жан Жак) («Битва за огонь», «Медведь»), Андреем Кончаловским (см. КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич)… … Энциклопедия кино ИОСЕЛИАНИ Отар Давидович — (р. 02 февраля1934, Тбилиси), грузинский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1979), народный артист Грузии (1984). В 1952 году Отар Иоселиани окончил музыкальное училище (класс скрипки и дирижирования). В 1953 1955 годах он … Энциклопедия кино Иоселиани Отар Давидович — (р. 1934), грузинский кинорежиссёр, народный артист Грузинской ССР (1984). Фильмы: «Листопад» (1968), «Жил певчий дрозд» (1971), «Пастораль» (1976). С 1983 во Франции. Фильмы: «Фавориты луны» (1984), «Пожар, увиденный издали», «И стал свет. »… … Энциклопедический словарь Иоселиани, Отар — Отар Иоселиани Имя при рождении: ოთარ იოსელიანი Дата рождения: 2 февраля 1934 Место рождения: Тбилиси, Гр … Википедия Иоселиани О. — Отар Иоселиани Имя при рождении: ოთარ იოსელიანი Дата рождения: 2 февраля 1934 Место рождения: Тбилиси, Гр … Википедия Иоселиани О. Д. — Отар Иоселиани Имя при рождении: ოთარ იოსელიანი Дата рождения: 2 февраля 1934 Место рождения: Тбилиси, Гр … Википедия Иоселиани Отар Давидович — Отар Иоселиани Имя при рождении: ოთარ იოსელიანი Дата рождения: 2 февраля 1934 Место рождения: Тбилиси, Гр … Википедия Отар Давидович Иоселиани — Отар Иоселиани Имя при рождении: ოთარ იოსელიანი Дата рождения: 2 февраля 1934 Место рождения: Тбилиси, Гр … Википедия Источник Фавориты луныИз Википедии — свободной энциклопедии
«Фавориты луны» (фр. Les favoris de la lune ) — художественный фильм режиссёра Отара Иоселиани. Снятый в 1984 году, стал первой полнометражной кинокартиной Иоселиани после переезда во Францию (1982). Фильм развивал основные мотивы первой работы режиссёра за рубежом — полудокументальной короткометражки Семь пьес для чёрно-белого кино. [1] В Фаворитах луны отмечается влияние позднего Буньюэля, в частности, фильма Призрак свободы. [2] Источник Французский фильм Отара Иоселиани «Фавориты Луны»Фильм «Фавориты луны» снят Отаром Иоселиани в 1984 году во Франции по сценарию, написанному им в соавторстве с Жераром Браком (Брашем). Хотя французская критика превозносила режиссера за то, что он «сумел создать фильм во французских традициях», на мой взгляд, фильм больше грузинский, чем французский. Мы помним грузинское кино советского периода, которое нам нравилось, в нем показывалась просто жизнь, без суеты, без дидактики, без развернутых диалогов, но с оптимистическим фатализмом (или фатальным оптимизмом), от которого становилось хорошо на душе. Вот и «Фавориты луны» такой же: жизнь течет и течет, рутинные занятия не тяготят персонажей, а скорее упорядочивают и как-то оправдывают их существование, взаимоотношения складываются, как в калейдоскопе — стеклышки постоянно перекатываются и каждый касается каждого каким-нибудь боком. По-моему, в качестве подзаголовка к «Фаворитам луны» подошло бы название шедевра Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Они и правда милые, герои Иоселиани. Отсутствие рефлексии делает их похожими на котят. Ведь котята не рефлексируют по поводу своей милоты. Так же и эти буржуи и буржуйки — они едят, пьют, изменяют, воруют, потворствуют терроризму — и всё это с неподражаемой грацией кошки. Мы же не ругаем кошечек за испорченный диван или порванные обои — у них же лапки. Вот и с этими буржуйчиками так же: ну воровство, ну убийства (ну однополые браки, ну содомия) — у них же «ценности». Сейчас на Западе все обсуждают, этично ли пользоваться богатствами, накопленными за счет колониальных грабежей и работорговли. Конечно, немножко запоздали с обсуждениями. А вот герои Иоселиани (фавориты луны) в этом не замешаны. Они грабят своих же, перепродают своим же, предают своих же, была бы их воля, поубивали бы всех своих и глазом не моргнули, и всё это респектабельно, по-европейски, просто смотреть приятно. Актерский состав, а он многонациональный, выше всяких похвал. На момент выхода фильма никто из них особо не известен, а сыграли великолепно. Действующие лица представляют собой почти все слои общества, от среднего класса до проституток и нищих. Связующим звеном служат старинный сервиз и старинная картина, переходящие из рук в руки. Шайка грабителей , которые себя таковыми не считают. У них очень благообразная внешность, они прилично одеты, рассуждают о воспитании, о жизни и очень, очень красиво поют. Три семейные пары : — хозяин магазина оружия, его жена-владелица антикварного магазина и их дети; — квалифицированный слесарь-оружейник и его жена маникюрша, к ним примыкает отец жены-учитель физкультуры и пения, а к отцу примыкают его друзья-клошары и пожилая проститутка, входящая в шайку грабителей; — полицейский следователь, его жена и дети; Террористы : ничем не примечательны, если не считать восточных одеяний и обилия растительности на лице. Неодушевленные предметы : севрский фарфоровый сервиз и портрет девушки. По ходу действия фильма оба уменьшаются в размерах – переходя от владельца к владельцу, тарелки разбиваются, а холст обрезается. Так и напрашивается сравнение с шагреневой кожей. Возможно, это символизирует отмирание совести персонажей или потерю нравственных ценностей общества. Сюжет развивается фрагментарно, сначала сюжетная линия неочевидна. По мере развития действия становится понятно, что все персонажи каким-то образом связаны между собой. Жена слесаря, маникюрша, недовольная заработками мужа в раздражении бежит на работу, где клиентка, жена торговца оружием, делает ей выговор. Спустя несколько эпизодов маникюрша знакомится с торговцем оружием и становится его любовницей, а у него уже есть любовница – жена полицейского. Жена торговца оружием от скуки знакомится в кафе с симпатичным мужчиной и проводит с ним время в гостинице. При этом она уже является любовницей слесаря-оружейника, который ее в грош не ставит. Полицейский ведет наблюдение за террористами и другими неблагонадежными элементами, например, за отцом маникюрши, который решил взорвать уродливую статую немецкого солдата. Жена полицейского стремится повысить статус семьи, напрашиваясь в гости к торговцу оружием. Жена торговца считает себя чуть ли не представительницей знати. Она может позволить себе уютный дом, прислугу, водителя, дорогие вещи. Благосостояние она приобрела, скупая краденое у грабителей: вещи, украденные у одних знакомых, она перепродает другим знакомым. Ее муж подрабатывает, продавая из-под полы оружие и взрывчатку террористам. Грабители специализируются на антиквариате и предметах искусства. В свободное время они совершенствуют свое мастерство, углубляются в вопросы воспитания, поют, заводят любовниц и просто наслаждаются жизнью. В конце фильма клубок разматывается. Грабители обчищают квартиру полицейского, который в это время пребывает в гостях у торговца оружием. Полицейский арестовывает отца маникюрши, которому удалось взорвать памятник. Террористы, исчезнув из поля зрения полиции, убивают полицейского и, сняв тюрбаны и сбрив бороды, растворяются в толпе. Всё происходит тихо, чинно и вежливо. Источник ➤ Adblockdetector |
---|