Меню

Что такое космос для тютчева

Хаос и космос в тютчевской лирике

Как правило, природа у Тютчева — это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а хаос и космос, в которых живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, огня, дня, солнца, звезд, ветра, гор, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Тютчева интересуют не картины природы, доступные нашим чувствам, нашему созерцанию, а наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями, внятные нашему разуму, нашим мыслям. Пейзажные образы представляют собой стихии бытия и первооснову художественного мифа о Вселенной.

Они, эти элементарные стихии, являются героями лирики Тютчева и аналогичны в его поэтическом мифотворчестве, с одной стороны, мифологическим вымыслам античной философии и литературы, а с другой — натурфилософским построениям Шеллинга и немецких романтиков. Недаром Тютчев прилежно вникал и в античность, и в современный ему романтизм. Но тютчевские образы индивидуальны, своеобразны, и их нельзя свести ни к античности, ни к немецкой романтической натурфилософии. Тютчев сближается с теми и другими в том, что созданная им художественная мифология реальна. Ему присуща поэтическая вера в божественную одухотворенность мироздания, в богоподобность природы. Он верит так, как верил в миф античный человек, он ощущает присутствие божества в природе, как его ощущали Гёте, иенские романтики, Жуковский, поэты-«любомудры». Иначе говоря, созданный им художественный миф о жизни Вселенной обрел для него достоинство реальности и не был условным. С его помощью поэт стремился познать сущность бытия, всеобщие законы, управляющие мирозданием.

В стихотворении «Осенний вечер» пейзажные приметы скупы, но в соединении с другими образами сливаются в картину определенного момента всемирной жизни. «Светлость осенних вечеров», как и другие приметы осени («зловещий блеск и пестрота дерев», «багряных листьев томный, легкий шелест», «туманная и тихая лазурь», «порывистый, холодный ветр», «ущерб, изнеможенье»), — все это не только самостоятельные и непосредственно предстающие взору признаки, а вечные сущности мироздания. Они открыты мысли, которая «видит», что перед нею

Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Доказательством этого служит то, что глазами мы никак не можем углядеть ни «улыбку увяданья», ни «божественную стыдливость страданья». Это означает, что Тютчев постигает борьбу стихий не как детали пейзажа, детали обстановки, а в качестве самостоятельных сил мироздания. От явлений природы он сразу переходит к ее законам.

В качестве таких фундаментальных законов, которым подчиняются элементарные стихии и которые сами же их формируют, по мнению разных исследователей, выступают у Тютчева характерные противоречия. Одни называют «хаос — космос», другие — «день — ночь», третьи — «небо — земля». Например, Ю. М. Лотман полагает, что таким фундаментальным противоречием является оппозиция «бытие — небытие», которая варьируется и принимает вид других оппозиций: «смерть — жизнь», «океан (бездна) — человек», «север — юг». При этом одни и те же образы-понятия могут иметь в разных стихотворениях противоположные значения — положительные смысловые оценки меняются на отрицательные. В одних стихотворениях «день», на который наброшен покров, означает ложное, иллюзорное бытие, ночь — истинное, подлинное. Стало быть, днем идет ненастоящая жизнь, скрывающая первооснову мира — «бездну», а ночь, срывая покров, обнажает хаос и дает почувствовать человеку всю хрупкость его существования, всю беззащитность его и человеческого общества перед открывшейся игрой могучих стихий («День и ночь»). Человеческая душа напрасно уверена, что живет днем полнокровной жизнью, на самом деле она прикоснулась к поверхности бытия, тогда как ночью, наблюдая буйство стихий, она убеждается, что величественная, грандиозная и достойная человека жизнь проходит за пределами дня. Дневная жизнь — мелкая, суетливая, наполненная ничтожными заботами. Лирический герой Тютчева с горечью осознает, что днем «грустно тлится жизнь», что она уходит «дымом», сам он «гаснет в однообразье нестерпимом». Ночь дает Тютчеву масштаб подлинно напряженной, величественной и возвышенной жизни, и его лирический герой готов отдать эту дневную жалкую жизнь за миг пламенной, яркой жизни, подобной той, какой живет могучая природа. Ночь открывает зрелище неподвластных человеку и не виданных им катастроф, катаклизмов и столкновений сил бытия, перед нечеловеческой энергией которых меркнут кажущиеся людям важными все их жизненные проявления днем. И вместе с тем ночь страшит человека, потому что ему не дано жить жизнью природы. День словно бы «придуман» божественной природой для того, чтобы не пугать человека, слабого перед мощью бытия, которая недоступна его разумению.

День (жизнь, космос, юг) в поэзии Тютчева окружен стихиями огня, света, наполнен солнцем, но в старости человек уже не может вынести «зноя» и жаждет укрыться в тень от палящих лучей солнца — новых идей и новых поколений. И тогда день превращается в ненавистного врага, в губительную и разрушительную силу («Как птичка, раннею зарей. »):

Читайте также:  Космос что можно увидеть

О, как лучи его багровы,
Как жгут они мои глаза.

Поэт призывает ночь, которая, в свою очередь, набрасывает покровы на испепеляющий день:

О ночь, ночь, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса.

День у Тютчева («Безумие») не только скрывает подлинную жизнь, но и уничтожает все живое. Разум человека превращается в «безумье жалкое», которое в своей беззаботной веселости и простодушной наивности не понимает, что место обитания — «земля обгорелая», «дым», заменивший «небесный свод», «раскаленные лучи», «пламенные пески», «растреснутая земля» — губительно для жизни человека. И действительно, все чувствующее и понимающее исчезло, но безумие мнит себя истинным разумом, будто бы проникающим в существо природы. Оно исполнено «довольства тайного на челе», тогда как истина состоит в том, что жизнь природы для него наглухо закрыта. Огонь, солнце, свет выступают здесь силами разрушительными, но могут быть и стихиями благими.

Разными смысловыми значениями обладает и образ «ночи». Уничтожая границы дня и раздвигая пространство во времени, ночь раскрывает перед человеком всю полноту бытия и восстанавливает его связь с мирозданием. В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла. » лирическому герою жаль «дня отрадного, дня любезного», «золотой покров» которого «свила» ночь. И вот день, «как виденье», исчез, и человек остался беззащитен перед «бездной», «пред пропастью темной». У человека отнята опора как во внешнем мире, так и в душе. И тогда день «чудится» благим сном, в котором было «все светлое, живое». Но «в чуждом, неразгаданном, ноч-ном/Он узнает наследье роковое». Оказывается, его прародина — ночь, «бездна», стихия. Однако теперь, некогда ей причастный и родной, он слаб, хил и не готов предстать один на один с бездной бытия.

В другие минуты судьбы у человека возникает желание слиться с породившим его природным целым и обрести с ним единство даже ценой утраты «я». В стихотворении «Тени сизые смесились. », когда уже исчез день и еще не наступила ночь, к человеку приходит «час тоски невыразимой», и он ощущает единство с природой, с мирозданием, со всей Вселенной: «Все во мне, и я во всем. » И это слияние с природой настолько безраздельно овладевает им, что он в молитвенном экстазе просит растворить его душу в душе природы.

Та же тема развита в стихотворениях «Весна», «Смотри, как на речном просторе. ».

В стихотворении «Весна» первые признаки весны уже говорят своим «языком» о том, что она живет настоящим, и только им. И розы, и соловей наслаждаются расцветом жизни, которая «разлита», подобно «океану безбрежному». В такие минуты и человек хочет стать бессмертным и свободным, перестать быть «игрой и жертвой жизни частной» и отважно, невзирая ни на что, ринуться «в сей животворный океан».

Новый поворот той же мысли — в стихотворении «Смотри, как на речном просторе. », В конкретной пейзажной картине, которую наблюдает поэт,— льдины одна за другой из реки вплывают в море — он видит иную, метафизическую, символическую картину. Льдины плывут не просто в обычное море, а во «всеобъемлющее море». Этот эпитет свидетельствует не только о морском просторе, но и о способности объять, принять в свое лоно и растворить в себе льдины. Но, кроме того, это море бытия, море необъятной жизни. День и ночь в стихотворении уравнены, между ними нет противоречий, нет спора: они тают независимо от того, когда они плывут — ночью или днем. Не имеет значения и «индивидуальность» льдин — большие они или малые. Они равнодушны, безропотны, безразличны, подчиняясь одному неумолимому закону природы — влиться в море и раствориться в нем, стать стихией, слиться «с бездной роковой». Час их уничтожения есть час их торжества: «Утратив прежний образ свой», перестав быть льдинами, потеряв свою «индивидуальность», они станут «всеобъемлющим морем», обретут единство с родной стихией. Если это так, если в этом состоит закон природы, то не значит ли, что гордые претензии и амбиции человека во что бы то ни стало сохранить неповторимость своей личности, лелеять и холить свое «человеческое я», свою индивидуальность, считая ее превыше всего, есть лишь «нашей мысли оболыценье», противное установлениям природы? Не подобна ли наша участь судьбе всех обитателей Вселенной, принимающих новый вид, рано или поздно становящихся прахом и поглощаемых, объемлемых природой и матерыо-землей? Стало быть, есть нечто более возвышенное и более ценное, чем «я». Если это так, то бессмысленно роптать и отрицать истинное величие, состоящее в единстве с первородным целым. Но Тютчев не был бы Тютчевым, если бы глубоко не скорбел об утрате личного начала и не считал бы эту утрату трагическим актом.

Читайте также:  Тихий океан вид с космоса

Тем не менее от стихотворения к стихотворению в лирике поэта звучит мотив возвращения к исходному началу. Это начало понимается как бесформенный хаос, который открывается чувственному и мысленному взору ночью и в котором идет непрерывная борьба стихий, буйство разрушительных сил, неожиданно рождающих порядок, космос, наполненный смыслом, красотой и гармонией. Хаос в лирике Тютчева — разрушительная и созидательная бездна. В нем два нерасторжимо связанных начала, переходящих друг в друга. Ночной ветер доносит до лирического героя («О чем ты воешь, ветр ночной. ») безумные, пугающие, жалобные звуки, внятные сердцу, но непонятные разуму. В них скрыта «непонятная мука», вызывающая взрыв ответных звуков. Эти «страшные песни» «про древний хаос, про родимый» становятся «повестью любимой». Им, узнанным сердцем, «внимает» «жадно мир души родной»:

Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться.

Но человеку, в котором «бури» хаоса уснули, страшно снова очутиться в хаотической бездне и потерять свое «человеческое я». Однако в другом стихотворении — «Сон на море» — именно погружение в стихию хаоса рождает «сон», и лирический герой на фоне хаоса острее ощущает свою, словно выросшую из хаоса «грезу» — космос, упорядоченность, красоту, гармонию бытия и масштаб собственной личности. Так «две беспредельности» существуют слитно, без борьбы, и, не растворяя свое «я» в беспредельном, вбирают обе беспредельности в себя, и личность выступает центром их примирения и согласия:

Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон.
Болезненно-яркий, волшебно-немой,
Он веял легко над гремящею тьмой.

Из всего этого можно заключить, что хаос в тютчевской лирике таит в себе космос, и потому растворение личного начала в бесформенном и безличном хаосе еще не означает уничтожения в небытии, а предполагает «высший подъем духовных сил, упоение жизнью, сопричастность к полноте бытия», но с одним, правда, условием:если при этом обе «беспредельности» — хаос и космос — сливаются в личности, в «человеческом я». Если этого не происходит, то человек не чувствует гармонии в хаосе и лишен такого переживания.

Источник

Земля и космос Федора Тютчева

Федор Тютчев — один из величайших русских поэтов, недооцененный современниками. Да и сегодня его лишь мельком изучают в школе. У нас всегда чтили поэтов с общественной направленностью, а он писал о природе — несерьезно. Но его природа — не просто милые пейзажи. Это часть мира огромного, таинственного, пугающего, перед которым человек так слаб и мал. У Тютчева было уникальное ощущения Космоса, Мироздания, которого я не знаю больше ни у кого. Любопытно, что этот поэт мало дорожил своими стихами, вовсе не заботился об их публикации.

Тогда зачем он их писал? Может, чтоб записав на бумаге, избавиться от видений этого огромного, безжалостного к человеку мира? А потом жить жизнью обычного человека: читать книги, интересоваться политикой, влюбляться в красивых женщин. Он считал это все более важным, чем стихи, которые рождались чуть не против его воли. И, наверное, поэт очень удивился бы, узнав, что их читают в далеком XXI веке.

Содержание

Жизнь и личность Ф. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовом поместье Тютчевых — Овстуге, Орловской губернии. Он был вторым сыном Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Про отца говорили, что тот «отличался он необыкновенным благодушием, мягкостью характера и редкостной чистотой нрава». Что до матери, его урожденной Толстой, то ее характеризовали как женщину замечательного ума, нервного сложения, с фантазией, развитой до болезненности.

Кроме Федора, был еще старший брат Николай и сестра Дарья. Жили обычной для поместного дворянства жизнью. Летом — в деревне, зимой — в собственном доме в Москве. К десятилетнему Федору был приглашен учитель, Раич. О своем воспитаннике он потом писал так: «Необыкновенные дарования и страсть к просвещению милого воспитанника изумляли и утешали меня. Года через три он был уже не учеником, но товарищем моим».

В 13 лет Федор начал посещать лекции Московского университета, сначала вольнослушателем, а потом студентом, и к 18 годам закончил его со степенью кандидата словесных наук. Факт окончания университета в 18 лет удивителен. Говорили, что Тютчев читал с поражающей всех скоростью и запоминал все почитанное до мельчайших подробностей.

Читайте также:  Занятие педагога психолога космос

Сразу по окончании университета он был принят в Коллегию иностранных дел и черед полгода в карете своего дяди, героя 1812 Остермана — Толстого выехал в Мюнхен, где начал службу в качестве сверхштатного сотрудника русской миссии. Работа в посольстве занимала немного времени. Да Тютчев и не отличался особым служебным усердием. Говорят, еще с детства «он был противником всякого принуждения, всякого напряжения воли и тяжелой работы». Но его ум непрерывно нуждался в пище, поэтому дни и ночи он проводил за чтением. Так, предоставленный самому себе в совсем юном возрасте, он развил свой ум так, так, что многие потом считали его одним из самых просвещенных людей России.

Тютчев жил почти безвыездно за границей 22 года. В 1844 году возвратился Россию, где был произведен в действительные статские советники, а потом и в тайные советники. Служил в комитете иностранной цензуры. Был его председателем. Жизнь его, та, которую могли наблюдать все, была удивительно бедна событиями. Ходил на службу, посещал великосветские балы, хотя по всем описаниям, у него не было ни того, что называют светским лоском, ни даже желания нравиться. Однако его появления в свете были очень заметны.

Из воспоминаний Погодина: «Низенький, худенький старичок с длинными, отстающими от висков поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый небрежно… Из угла, прищуренными глазами, оглядывает все собрание. К нему подходит кто-то, заводит разговор. Он отвечает отрывисто, сквозь зубы, смотрит рассеянно по сторонам, кажется, ему уже стало скучно. Подошедший сообщает новость, только что полученную. Слово за слово, что-то задело его за живое. Он оживляется, и потекла потоком речь, увлекательная, блистательная. Вот он роняет, сам того не замечая, несколько выражений, запечатленных особой силой ума, которые тут же послушаются соседями, передаются шепотом по всей гостиной, а завтра охотники спешат разнести их по знакомым, как дорогой гостинец: вот что сказал Тютчев на бале у княгини Н».

Его суждения о современной жизни были метки, остры, из них потом составили сборник: так называемую «Тютчевину». Но когда кто-то из его знакомых напомнил уже старому Тютчеву какие-то из его острот, тот не без горечи констатировал: «Вся жизнь ушла на остроты».

А чего бы он хотел? Какую судьбу выбрал бы, если мог? Может быть, великого политика? Бисмарка, Макиавелли? Политика был его страстью. Он ни дня не мог прожить без газет. Говорят, перед смертью, придя в себя после очередного удара, он спросил: «Какие последние политические новости»? Мозг его интенсивно работал даже тогда, когда тело окончательно перестало ему подчиняться. Когда все считали, что Тютчев лежит в забытьи, доктор, вглядевшись в его лицо, воскликнул: «Он слушает, он думает!».

Дипломат, политик, чиновник, — таким его знали многие. Но еще — где-то между делом, он писал стихи, хотя не считал это занятие серьезным. Однажды — еще в Германии, случайно или намеренно он сжег в камине тетрадь стихов. Равнодушно сообщил об этом приятелю, сказав, что сначала пожалел, но потом вспомнил о гибели Александрийской библиотеки и решил, что его потеря незначительна. Тютчев всегда будет небрежен к своим стихам. Ни одно их издание не предпринималось по его воле. Мало того, когда Тютчеву приносили готовые корректуры, ему было лень их читать. По утверждению Тютчева, он «дал согласие на издание своих стихов из чувства лени и безразличия», он оценивал свою книгу как «ненужное и весьма бесполезное занятие».

И современники не считали его замечательным поэтом, хотя Пушкин его печатал и весьма одобрял. Но впоследствии, если кто и брался писать о стихах Тютчева, то упоминал его в ряду совершенно не известных сегодня поэтов. Статья Некрасова, которая заново открыла Тютчева для публики, называлась «О второстепенных русских поэтах».

Природа у Тютчева

Его стихи, словно выливались сами, без участия поэта. Он записывал их на клочках бумаги. Так родилось, например, это:

Источник

Adblock
detector