Меню

Что такое крестный ход против солнца

Крестный ход по солнцу или против?

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «К прообразам крестных ходов относят ряд описанных в Ветхом Завете историй:
1. путь евреев из Египта в Землю Обетованную;
2. торжественное семикратное обнесение Ковчегом Завета стен Иерихона;
3. торжественные перенесения Ковчега Завета царями Давидом и Соломоном при участии народа».

Крестный ход в Русской православной церкви совершается против движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь), у старообрядцев — по движению солнца (посолонь).

1. Вы обратили внимание, что путь из Египта в Израиль лежит против солнца. За 40 лет исхода дошли только два человека из тех, кто вышел из Египта. Путь против солнца губителен.
Во времена Ирода, во время избиения младенцев Иосиф, Пресвятая Богородица и младенец Иисус бежали в Египет. Путь по солнцу спас нашего Господа.
2. Посмотрите, семикратный обход Иерихона против часовой стрелки, привёл к том, что стены Иерихонские пали, жители погибли. Крестные ходы против часовой стрелки привели к тому, что храмы были в 30-е разрушены, советская власть была только средством в руках Бога. Надо было крестных ходы совершать по солнцу.
3. Про перенос ковчега, у меня информации мало. Но если ковчег принесли в уже построенный храм, по его несли по солнцу, потому что вход в Храм Соломона был с восточной стороны.

Странно, что наша церковь этого не замечает.
А Вы как считаете, надо ли учитывать движение солнца в своей жизни и делах?

Источник

Что такое крестный ход против солнца

У старообрядцев крестный ход во время освящения церкви двигается по солнцу, а у новообрядцев против солнца. Почему это происходит?

Вопрос этот очень важный для религиозного сознания. Следует отметить, что движение по кругу ассоциируется с движением солнца, этому же соответствует и движение часовой стрелки. Поэтому движение в этом направлении называется «посолонь», то есть по солнцу.

Вопрос, как надо двигаться при обхождении храма во время крестного хода, а также при обхождении купели при крещении, аналогично при венчании – посолонь или против солнца – оказался принципиальным в полемике старообрядцев и новообрядцев после церковной реформы патриарха Никона. Старообрядцы во всех перечисленных случаях ходят посолонь, а новообрядцы после решения Собора в 1666 года ходят против солнца, как это было принято в Греческой Церкви. Старообрядцы при этом придерживаются традиции, принятой в Русской Церкви до реформ патриарха Никона, который стремился привести русский обряд в соответствие с греческим.

В московской Руси этот обычай основывался на предшествующей традиции и поэтому в служебниках и требниках не фиксировался.

Как пишет историк и философ церкви Борис Успенский в книге «Крест и круг», вопрос направления движения крестного хода возник еще до раскола XVII века. В 1479 году при освящении московского Успенского собора предстоятель русской церкви митрополит Геронтий, совершил хождение вокруг храма «не по солнечному всходу» (то есть не посолонь, а против солнца). Об этом было донесено великому князю Ивану III,

который осудил митрополита за это и заявил, «за то гнев Божий приходит». Было произведено расследование, но, поскольку на этот счет не нашли указаний, то, говорит летописец, «много спирашася, не обреташа истины».

Иван III и его сторонники заявляли, что, поскольку Христос есть «Солнце праведное», необходимо идти за Ним посолонь, т.е. вместе с Христом, а не против Него. Митрополит Геронтий исходил из того, что против солнца ходили его предшественники (которые до середины XV века были, как правило, греками и опирались на практику Греческой Церкви). В этом споре великий князь Иван III вынужден был уступить.

Хотя митрополит Геронтий и смог настоять на своем, практика хождения против солнца не закрепилась в Русской Церкви и, как пишется в летописи: «Устава же не учиниша», т.е. споры не привели к установлению истины и не был определен единый порядок хождения.

На Руси хождение посолонь практиковалось до XVII века, как это фиксируют богослужебные книги. В середине XVII века, после реформ Никона, русский обряд вновь был приведен в соответствие с греческой практикой греческими патриархами, присутствовавшими на соборе 1666–1667 г.

Протесты старообрядцев против этого нововведения были изложены в посланиях к новообрядцам. Так, св. свщмч. протопоп Аввакум пишет в своем житии: «А умудрили никониане со дьяволом книги перепечатать, все переменить. Около купели против солнца дьявол их водит, тако же и церкви святят, против солнца же, и брак венчав, против солнца водят – явно противно творят. Яко отводят людей от десные страны, еже есть от Бога, на шуюю уклоняются, еже есть к дьяволу приводят. И то их не явное ли отступление от Бога?»

После раскола старообрядцы из-за этих нововведений отказывались ходить в никонианские церкви, объясняя причину этого: «потому что нынешние церкви освящены все по новому уставу против солнца, а не по старому освящены». Сторонники хождения против солнца приводили свои оправдания этого нововведения. В частности, Павел Прусский, полемизируя со старообрядцами в «Поморских ответах», писал: «Хотя в старопечатных книгах и показано совершать некоторые ходы по солнцу, однако во святом псалтыри и сами старопечатные книги ни одного хода по солнцу не указывают и ясно свидетельствуют преимущество хождения против солнца».

Читайте также:  Жизнь это борьба за место под солнцем

Старообрядцы, однако, остались глухи к такого рода доводам.

Историк Б. Успенский пишет по этому поводу: «Для того чтобы понять позицию сторонников хождения посолонь, необходимо иметь в виду специфику организации пространства в православном храме: алтарное пространство отчетливо противопоставлено здесь пространству остальной части храма. Ориентация в алтаре может быть прямо противоположной по отношению к ориентации молящихся в самой церкви, обращенных лицом к иконостасу. Такого рода ориентация характерна для Московской Руси XV–XVI веков.

В XI–XII веках алтарная ориентация, как пишет Б. Успенский, «по-видимому, меняется в католических церквах на внешнюю», что впоследствии перенимает и греческая церковь. Мы видим, что подобно тому, как левая сторона в алтаре соответствует правой вне алтаря, так и движение в алтаре против солнца соответствует движению посолонь в остальной части Церкви или же в примыкающем к церкви пространстве – при обхождении храма.

В алтаре священнослужители обращаются к востоку, т.е. к Христу, и после воскресения Христа все верующие оказываются в евхаристическом общении вместе с Христом и символически выражают это, обходя Церковь посолонь, как движется «Солнце праведное», символизирующее воскресшего Христа.

В древней Руси богословие воспринималось через обряды, и сам верующий человек исходил из непосредственного чувства, которому сопутствовало совершение этих обрядов. Он твердо верил в то, что, совершая их, он общается с Богом, и потому он так болезненно реагировал на изменение обрядов.

В заключение хочется вспомнить идеалистическую картину примирения старообрядцев и новообрядцев, которую описывал епископ Андрей Ухтомский в начале XX века. Он представлял, как на Красную площадь Москвы выходят с разных сторон крестный ход старообрядцев и новообрядцев.

Встретившись посередине площади, они кланяются друг другу в землю и взаимно просят прощения. На этом заканчивается, по мнению еп. Андрея, история раскола русской Церкви и воцаряются мир и согласие.

Но невольно возникает вопрос, куда же пойдет, примирившись, этот крестный ход? Посолонь, как и шли до этого после раскола более трех веков старообрядцы, или же новообрядцы продолжат свое движение против Солнца Христа. Идя навстречу, они встретятся, но затем разойдутся, т.к. Христу, как и солнцу, не подобает изменить направление движения.

Источник

Посолонь и противосолонь

Страница 1 из 2 1 2 >

По крайней мере в одном Теософия и её символика связана с Православием на Руси и его традициями. Существует два вида крестного хода – посолонь, то есть по ходу солнца и противосолонь – против хода солнца. Старообрядцы до патриарха Никона на Руси ходили посолонь – то есть по солнцу. Или по часовой стрелке вокруг храма. С приходом патриарха Никона были внесены изменения. Вместе с трехперстным крестным знамением было введено изменение в обряде крестного хода. Теперь православные ходят противосолонь – то есть против хода солнца или против часовой стрелки. Это означает, что крестный ход выходя из храма теперь идет налево и обходит так церковь против часовой стрелки.

Теперь, как это связано с Теософией, Буддизмом и их символикой? Каждый мало-мальски интересующийся этими вопросами человек знает, что есть 2 вида свастики – древнейшего индусского символа. Этот символ можно увидеть в индусских храмах на изображениях Будды. Этот символ изображен так же и на эмблеме Теософского Общества. И этот же символ, но только зеркальное его отражение можно видеть как фашистскую символику. Чем же они отличаются? Дело в том, что свастика тоже обозначает в одном её виде движение посолонь или по ходу солнца, и в другом виде противосолонь – против этого хода. В зависимости от того как направлены её «крючки», в какую сторону. Так вот, что самое интересное, свастика Будды и свастика, которая изображена на эмблеме Теософского Общества – она имеет «крючки» направленные противосолонь или против хода солнца, или против часовой стрелки. И это совпадает с теперешней традицией православных ходить крестным ходом и тоже противосолонь! Против часовой стрелки или против хода солнца. Тогда как свастика фашистов и традиция старообрядцев утверждает ход по часовой стрелке или по ходу солнца.

Каково вообще значение свастики — одной и другой, наверное нынешние православные не знают, как не знают они и вероятно удивляются тому, почему нужно идти налево от храма. Если они православные. Тем не менее, это всё имеет очень глубокое значение о котором я писал уже не один раз и не на одном форуме. Астрономическое значение. Свастика противосолонь или против часовой стрелки обозначает конечно же более глубокие и величественные явления природы. Может быть, если православные узнают какие именно — они будут с большим уважением относится к другим направлениям мысли.

Источник

Крестный ход

Что такое Крестный ход

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Читайте также:  Солнце правды с высоты востока

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

Читайте также:  Соединение солнце хирон транзит

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход — молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

Крестный ход для верующих

Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.

Крестный ход. Читать на Правмире:

Крестный ход. Видео:

Великорецкий Крестный ход

Молитвенное шествие на Пасху. Валаам

Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник

Adblock
detector