Меню

Что такое мандала вселенной

Мандала — Рисунок Вселенной

Мандала — едва ли не самый загадочный символ в истории человечества. Для его понимания и расшифровки не хватит одного определения: здесь концентрируется целый пучок различных значений и смыслов, заключенных в сложной геометрической конструкции.

Однозначного мнения насчет истока возникновения мандалы сегодня нет. Некоторые исследователи прослеживают связь с планировкой мегалитических архитектурных сооружений, другие — с шаманскими бубнами и нанесенными на них картами мира, по структуре напоминающими рисунок мандалы. Но, несмотря на пестроту культурно исторических трактовок и тонкость смысловых оттенков, эта сложная конструкция отнюдь не просто совокупность геометрических фигур.

Первый, внешний, круг-это миниатюра Вселенной, второй, внутренний, — сфера божеств, будд и бодхисатв, а находящийся между ними квадрат ориентирован по сторонам света. Таким образом, мандала в целом является своего рода мини-моделью Вселенной, «картой космоса», магической диаграммой.

Изначально принцип мандалы использовался в храмовой архитектуре Индии. Все святыни индуизма возводились по одному и тому же плану, который назывался Vastu-purus a-man d ala, или «Васту-пуруша-мандала». В данном случае «васту» переводится как «место» или «вместилище», «пуруша» — это «космический человек», «универсальное Бытие», а «мандала» трактуется как «схема». Таким образом, получаем своего рода план Космоса, сакральное пространство, отмеченное божественным присутствием.

Перед возведением храма мандалу чертили на земле. Сначала рисовался квадрат, верхняя сторона которого всегда выходила на восток. Иногда в эту фигуру была вписана сама фигура Пуруши, при этом голова его занимала северо-восточный угол, а ноги — юго-западный. Квадрат дробился на более мелкие части, по восемь на стороне. Каждый из них был посвящен какому-то богу, имя которого было вписано на этом участке мандалы.

Восточная сторона храма считалась сакральной, поэтому именно здесь располагался основной вход в храм. Любопытно также, что мандала определяла не только структуру самого строения, но и поведение верующих в храме, определенный порядок выполнения ритуалов. Молящимся следовало в самом начале поклониться божествам именно у восточных дверей, а затем уже у южных, западных и северных — в строгой последовательности.

Несмотря на восточное происхождение, принцип мандалы в архитектуре оказался настолько универсален, что присутствует также в храмовом зодчестве ислама и христианства. В средневековых соборах Европы этот символ часто представлен около входа. Витражная готическая «розетка» — яркий тому пример.

ЕДИНЕНИЕ С АБСОЛЮТОМ

Буддизм, в свою очередь, позаимствовал индийский сакральный символ и по-своему его переосмыслил. Именно в буддизме мандала становится важнейшим элементом духовной практики — медитации. Верующий во время созерцания сливается с изображением божества в центре, после чего наступает высшая стадия — единение с космическим Абсолютом.

Песочные тибетские мандалы настоящее искусство

Более того, буддисты первыми начали рисовать мандалу. Изготовление первого такого произведения приписывается Гуру Падмасамбхаве, учителю буддистской тантры VIII века. Но в отличие от индуистской традиции, тибетская мандала ориентирована на запад, а не на восток, но ключевая схема расположения будд от этого не меняется.

В наши дни практики созерцания и создания мандалы помогают научиться сосредотачиваться и направлять внимание. К ним прибегают последователи многих духовных учений. Особенно эти практики развиты в ваджраяне, тантрическом направлении буддизма. В нем священный круг мандалы из разноцветного песка символизирует и устройство мира, и путь к природе Будды, и бренность земного существования.

ПУТЬ К ГАРМОНИИ

Знаменитый психолог Карл Густав Юнг в XX веке стал первооткрывателем мотива мандалы в западноевропейской культурной традиции. Он увидел в этом символе превосходный инструмент для внутреннего преображения человека. Психотерапевт был уверен, что в сложные жизненные периоды наше подсознание побуждает нас рисовать нечто, похожее на мандалу, или видеть ее во сне.

Конечно, визуально она будет отличаться оттого, что мы видим в религиозно-философской традиции. Здесь уже не важна четкость линий и строгость пропорций. Символ рождается спонтанно в свободных условиях и является выражением внутреннего состояния человека, его желаний, стремлений, сил.

Восточные традиции давно стали трендом в западном обществе. Именно поэтому в современной психологии процветает такое направление как «мандалатерапия». Символ в данном случае выступает в роли энергетической матрицы, рисуя и созерцая которую человек исцеляется, избавляется от своих проблем, достигает гармонии и душевного равновесия.

Читайте также:  Как нужно благодарить вселенную

«Все то, что накопилось в тайниках души, все эмоции и переживания отражаются в рисунке мандалы, — отмечает астролог и прорицатель Повсекакий Богданов. — Подсознание само подберет узор, отражая в рисунке те символы, формы и цвета, которые непроизвольно возникают в процессе рисования. Важно акцентировать внимание человека на том, что к созданию своей мандалы он должен приступать, находясь в спокойном позитивном настрое, с умиротворенным и гармоничным состоянием души».

РИСУЕМ БУДУЩЕЕ

Для создания мандалы подходят любые материалы. Вы можете использовать все что захотите: карандаши, краски, пастель. Нарисуйте большой круг. Поставьте точку в центре этого круга. В любой мандале она является олицетворением Творца и жизнетворной энергии Вселенной, а также выступает в качестве энергетического центра.

А теперь закройте глаза и сконцентрируйтесь на том, для чего вы создаете символ. Обращайте внимание на то, какие цвета, образы и ощущения возникают перед вашим мысленным взором. Пребывая в созерцательном состоянии, позвольте вашему подсознанию водить рукой.

Мандалы можно создавать в качестве оберега или с какой-то особой целью. Например, для исцеления, привлечения денег или любви, исполнения желаний. Но в этом случае в процесс творчества необходимо вложить мощный эмоциональный посыл, а затем разрушить свое произведение. Тем самым вы поставите Вселенную в известность о своих планах, а сложность рисунка и последующее его разрушение заявят о серьезности намерений.

Автор статьи: Валерия Мухоедова

Источник

Вселенная в кармане: что такое мандала

Разбираемся в значениях этого древнего символа.

С санскрита мандала переводится как круг, диск. Это один из сакральных символов в буддийской мифологии, который означает не что иное, как модель Вселенной. Геометрически мандала состоит из круга, изображаемого чаще всего в форме лотоса, вписанного в квадрат, который вписан в круг. Вариантов изображения символа существует множество – его вышивают, изготавливают из металла, рисуют, высыпают из песка.

По древним поверьям, пишет исследователь Владимир Топоров в статье для словаря «Мифы народов мира» (https://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/2730/3412_1_o.pdf), в центральный круг мандалы спускается божество, которое приходит молящемуся на помощь.

Считается, что искусство создания мандал зародилось в VIII веке, когда Падмасамбхава – основатель буддийского тантризма, — впервые изготовил мандалу. С того момента изображение, которое считается священным во многих культурах, распространилось по земле и сегодня переживает новый виток развития. И многие современники с удовольствием постигают тайны своего подсознания, изготавливая мандалу для себя.

Итак, зачем нужна мандала?

Работать над изготовлением мандалы можно ради самых разных целей. Сакральные изображения помогают в финансах, личной жизни, здоровье и исцелении, кроме того, их создают для защиты, своей или детской. Во время работы над мандалой человек концентрируется на рисунке, наделяя его своей энергетикой, а также погружается в медитативное состояние, которое расширяет сознание. В результате создается не только защита, но и привносится гармония и равновесие в жизнь, утверждает портал «Натуропия» (https://naturopiya.com/art-terapiya/mandala/chto-takoe-mandala-znachenie-vidy-kak-primenyat.html). Только достигается все это именно в моменты позитивного настроя автора – садиться в плохом самочувствии за создание круга запрещено.

Мандала – это всегда разноцветное изображение. И при создании сакрального символа неважно, какими именно оттенками пользоваться. Но помните, что каждый цвет имеет значение, и наиболее популярными для священного круга являются красный, зеленый, желтый, синий.

Раскрашивать мандалу нужно от середины к краям. После того, как изображение будет закончено, вы можете время от времени обращаться к нему: созерцание мандалы – это особая практика, которая позволит успокоить эмоции, настроить внимание и направить его в те сферы, которые особенно в нем нуждаются.

Источник

Мандала — модель Вселенной

Освоение человеком природного пространства и создание опредмеченной культуры характеризовались прежде всего “одомашниванием” пространства. Эта задача решалась различными путями. У монгольских народов ее решение однотипно. Жилище монголов, бурят, калмыков — кибитка, или юрта, (гер) — основа всей кочевой архитектуры. Ее многоплановая символика, хорошо понимаемая кочевником, и предопределила осознание ее как модели Вселенной.

Читайте также:  Рудольф штайнер человек иероглиф вселенной

Кибитка (юрта) жестко ориентирована по сторонам света (дверь расположена всегда на южной стороне, оси, проходящие с севера на юг и с запада на восток, разделяют пространство интерьера на четыре части); верхний круг остова кибитки — граница между Верхним и Средним мирами, между Небом и Землей. Соотносимость круга кибитки с символическим “кругом” двенадцати животных, каждый из которых занимает определенное место в системе интерьера кибитки (юрты), ведет к определению точного времени по солнечному лучу, падающему из верхнего дымового отверстия гера.

Функциональность и рациональность кибитки — реального жилища кочевников и символической схемы Вселенной — позволяет заключить, что план кочевого поселения и круглого жилища — кибитки (юрты) — являлся в глазах их обитателей и схемой идеального жилища.

Само изображение “идеального” дворца, дома, города появляется у монгольских народов с проник-новением буддийской культуры. Это ламаистская икона “мандала”, понимавшаяся прежде всего как жилище какого-либо божества. Такова символика мандалы для непосвященных. Для посвященных же эта икона является диаграммой Вселенной и целым сводом добуддийских и собственно буддийских представлений о ней.

Каждая мандала включает в себя круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, вписан в большой круг. Малый круг обычно поделен на девять частей: три ряда по три, или имеет форму лотоса. Этот круг означает небесную сферу, спроецированную на символ земли — квадрат.

Четырехугольник разделен на равные поля диагональными линиями. Четыре поля, различные по цвету, ориентируют квадрат по сторонам света; по его краям на концах вертикальной и горизонтальной осей изображены выступы в форме буквы “Т”, или “ворота во Вселенную”. Внешний круг всегда делится на четыре равные части, и он “заключает в себе” всю Вселенную, ее “горизонтальный разрез”. Такова общая схема мандалы, которая может изменяться в зависимости от назначения или от того, какому божеству она посвящена. Сама возможность варьирования данной схемы заложена в учении об Адибудде, изначальном божестве, проявлениями которого являются все существа. Следовательно, мандала может быть посвящена любому божеству, а от этого зависели композиционные особенности каждой иконы.

Как было сказано, мандала—диаграмма, передающая при помощи символов строение Вселенной. Она же является и символическим изображением всего пантеона ламаистских божеств.

Одновременно каждая мандала трактуется и как жилище определенного божества: монгольские названия их звучат как “жилище божества”, “Яман-дагайн-хото”, “Маклайн-хото”, и т.п. Интересен факт: при поднесении мандалы ламе (причисляемому к сокровищам буддизма) уместно было изречение “Дом даруется Будде”.

В книгах Ганчжура и Данчжура (свода тибетской канонической литературы и комментариев к нему) говорится и о правилах застройки. Существовали и иконы, иллюстрировавшие изображения “райских” городов. Один из примеров такой мандалы приведен в работе Дж.Туччи. Почти всю плоскость холста занимает большой круг, вокруг которого изображены персонажи ламаистского пантеона. Это большой круг, обрамленный стилизованными изображениями гор, и есть город. Его план делится на пять зон, расположенных концентрическими кольцами. Центр города занят постройками-храмами, их всего шесть, один из них выделяется размерами. Это – главная часть “идеального города”, изображенного на иконе, отделенная от других поясом стилизованных изображений гор. Остальные четыре зоны города разделяются более узкими полосами, почти линиями, и застроены как храмами, так и жилыми домами. Причем от центрального круга отходят линии, также ориентирующие “город” по четырем главным и четырем промежуточным сторонам света. Но такой тип мандалы связывается только с изображением города. Более схематичные, более канонич¬ные иконы этого типа совмещают в себе символику и дворца божества, и символику идеального города.

В композиции мандалы можно усмотреть план дворца с круглым внутренним и квадратным внешним дворами. Если же понимать данную схему как план застройки, то видно, что она воплощает не только пространственную планировку, но и принцип моделирования города. Центр города занимает круглая площадь и храм (или просто храм). Они ориентируют вокруг себя постройки по двум перпендикулярным осям, т.е. от центральной площади отходят четыре улицы, пронизывающие весь город. На них и вокруг них располагаются постройки.

Читайте также:  Как правильно понять знаки вселенной

На мандале как плане идеального города предусмотрено также и зонирование: под зонами можно понимать все основные членения мандалы. Социально значимые постройки образуют замкнутую структуру большого квадрата, далее четырехчленная схема превращается в сочетание радиальных сквозных улиц и конец — открытую структуру, которая может расти одновременно во всех четырех направлениях. Кроме того, помимо главной святыни — храма, крупные и важные объекты располагаются на четырех главных улицах. На мандале это передано изображениями ярусных построек, похожих на китайские пагоды.

Таким образом, идеальный город связывается прежде свего с жилищем идеального владыки. Со-поставив два основных плана символики мандалы, придем к выводу: мандала — план любого “идеального” жилища — провозглашает таковым через сложную взаимосвязь символов Вселенную. Строение Вселенной для ламаистов идеально, как должно быть идеально “жилище” Адибудды, изначального божества, эманировавшего из себя весь мир.

Интересно проследить, насколько план иде-ального города может быть отражен в реальности. В Лхасе, оплоте ламаистов, “…направление большинства улиц… преимущественно с севера на юг и с востока на запад” (как указывает Г. П. Цыбиков), а главный храм находится в центре города.
Еще более впечатляет сравнение плана мандалы со схемой расположения построек в ламаистских монастырях. Возьмем для примера план монгольского монастыря.

План богатых монастырей обычно трехчастный. Главным является двор, расположенный на севере. На мандале главным также является символ, расположенный в верхней части иконы, что вообще связано с каноничной трехъярусной схемой, ис-пользуемой в композициях всех икон. В монастыре главное здание храма расположено на севере. Внутренние ворота ведут во второй двор монастыря. На иконе ему соответствует средняя полоса, внутри которой расположен центральный круг. На первый взгляд композиции не похожи. Но во втором дворе, в центре, обычно находился жертвенник или алтарь. Его размещение в центре монастыря не случайно и объясняется ролью в ритуалах. Как и центральное изображение на мандале, жертвенник — главное место обращения к божествам и принесения им различных жертв, подношений.

Остальную часть монастыря занимают жилища монахов и хозяйственные постройки. Им соответствует на мандале фигуры, обрамляющие круг или лотос с изображением божества, которому посвящена мандала. “Высокий путь” — главная ось монастыря, пронизывающая всю его территорию по линии храма — жертвенника — главных ворот, на иконе имеет параллель — главную ось мандалы.

Таков план стационарного монастыря. В кочевом же монастыре храмовым зданием являлась обычная войлочная кибитка, интерьер которой изменялся и приспосабливался для отправления служб. План кочевого монастыря схож с планом обычного поселения. В центре его располагалась хурульная кибитка (или три, если кроме “соборной” кибитки имелись и войлочные геры для отправления специальных служб), вокруг нее по кругу — кибитки монашества, и уже внутри этого круга, на уже не значимом пространстве, могли располагаться другие незначительные объекты.

В целом и план кочевого храма и монастыря приближен к схеме мандалы. Такое многообразие символики, семантическая загруженность мандалы объясняется тем, что, как пишет Н. А. Виноградова, “…по всей видимости, созданию в живописи подобной схемы, сложной и жестко регламентированной в период средневековья, предшествовали попытки связать воедино накопленные опытом представления о конечности и бесконечности мироздания и равновесии господствующих в нем сил”, а также об идеальной структуре, идеальной схеме в природе естественной и создаваемой человеком в процессе ее освоения.

Так тесно переплетается буддийское представление о мандале как модели Вселенной и добуддийское — о кибитке (юрте) как модели мироздания.

Э. БАКАЕВА ,
старший научный сотрудник КИОН РАН .

Источник

Adblock
detector