Вся правда: Расширенная вселенная «Звёздных войн»
Когда в конце 2012 года Disney приобрела компанию Lucasfilm со всеми активами, включая, конечно же, «Звёздные войны», поклонники далёкой галактики предполагали, что мышиная корпорация примется наводить в их любимой вселенной свои порядки. Но даже скептики не догадывались, что новые владельцы саги начнут новую эпоху в её истории с того, что спишут в утиль практически все произведения под брендом Star Wars, созданные за предыдущие двадцать с лишним лет.
Однако именно так и произошло. Незадолго до анонса актёрского состава седьмого эпизода Disney объявила, что Расширенная вселенная — то есть все книги, комиксы и игры по «Звёздным войнам» — отныне не считается каноном. Теперь в канон входят только шесть фильмов, а также мультсериал «Войны клонов». А остальное выброшено на обочину и скромно именуется The Legendary Star Wars.
Разумеется, далеко не все зрители, смотревшие и любящие «Звёздные войны», знакомы с Расширенной вселенной, и потому о ней сложился ряд глупых мифов, которые в последнее время регулярно звучат не только в фанатских обсуждениях, но и в публикациях, так сказать, серьёзных изданий. И мы решили, что необходимо их развеять.
Миф: Расширенная вселенная никогда не была каноном
Теперь вовсю говорят, что произведения Расширенной вселенной никогда и не считались настоящим каноном «Звёздных войн». В этом имеется доля истины. Как только сага переросла рамки фильмов, сам Лукас стал проводить грань между своими работами и произведениями по их мотивам. Мол, есть его кинематографические «Звёздные войны», и есть параллельная реальность, сформированная книгами и прочей сопутствующей медиапродукцией.
Но вот официальная позиция Lucasfilm была иной. Расширенная вселенная начала развиваться на заре 90-х, и проекты, выходившие с её условным логотипом, в большинстве своём позиционировались как официальная часть саги. Конечно, порой появлялись шуточные истории, не входившие в канон, вроде комиксов, описывающих альтернативные варианты событий Оригинальной трилогии или попадание Хэна Соло на Землю и его смерть от стрел индейцев. Но то были просто забавные исключения, а основная масса книг, игр и комиксов до недавнего времени считалась частью «правильной» мифологии.
Миф: Лукас игнорировал Расширенную вселенную и никак не участвовал в её развитии
Бытует мнение, будто Джорджу Лукасу не было никакого дела до Расширенной вселенной и он не имел отношения к историям, которые сочиняли писатели, а также сценаристы комиксов и игр. Кроме того, анонс о новом статусе РВ подчёркивает, что каноном остались лишь те произведения, в создании которых участвовал лично Лукас. Дескать, вот он и был универсальным критерием, по которому решалось, что оставлять в официальной истории саги.
Действительно, не раз возникали ситуации, когда Лукас своими работами перечёркивал сюжеты, придуманные другими авторами. Например, в 90-х те придумали Бобе Фетту одну биографию, а с выходом приквелов выяснилось, что она была совершенно иной.
Однако в то же время Лукас не раз активно участвовал в судьбе РВ и заимствовал из неё приглянувшиеся ему элементы. Скажем, сексапильная джедайка Эйла Секура дебютировала на страницах комиксов, где её приметил Лукас, а после этого она появилась и в фильмах.
Любопытно, что несколько наиболее одиозных историй Расширенной вселенной родились при участии Джорджа. Например, именно с его подачи в серии комиксов «Тёмная империя» император Палпатин «воскрес» в виде клона. Лукас одобрил убийство Чубакки в романе «Вектор-Прим» и вместе со сценаристами трудился над сюжетом игры [Star Wars: The Force Unleashed], повествующем о тайном ученике Дарта Вейдера. Все они ныне вычеркнуты из канона, несмотря на причастность Лукаса. Более того, подобная судьба постигла и Star Wars: Clone Wars 2003 года выпуска, где Лукас и вовсе выступал в качестве сценариста.
Миф: Вся Расширенная вселенная — хлам
На протяжении долгих лет существования Расширенной вселенной её художественная ценность регулярно ставилась под сомнение. Особо рьяные критики попросту заявляли (и, кстати, продолжают это делать сейчас), что она целиком состоит из второсортных работ, паразитирующих на популярности «Звёздных войн». Нельзя не признать, что действительно вышло изрядное количество неудачных произведений. Были и откровенно халтурные книги с банальными сюжетами, и игры-однодневки, обречённые на забвение уже через месяц-другой после релиза.
Но в то же время РВ подарила нам немало отличных историй. Можно вспомнить, например, романы Мэтью Стовера, Тимоти Зана, Майкла Стэкпола, Джеймса Лучено, которые по уровню ничуть не уступают оригинальным фильмам, а то и превосходят их. Вспомним и игры вроде [Knights of the Old Republic] или серий X-Wing с Jedi Knight , ставшие классикой в своих жанрах и любимые отнюдь не только преданными фанатами далёкой галактики. Да и хороших комиксов по «Звёздным войнам» издано достаточно.
Миф: Новый подход Disney
Компания Disney собирается писать историю «Звёздных войн» заново и заявляет, что отныне подход к канону будет совершенно иным, чем прежде. Все проекты Star Wars станут частью единого канона, и специально созданная «сюжетная группа» из четырёх человек возьмётся строго следить за его цельностью.
Однако едва ли эта команда, составленная из рядовых в общем-то сотрудников Lucasfilm, о половине которых даже фанаты раньше не слышали, справится с возложенной на неё задачей. Наверное, в ближайшие пару лет «Звёздные войны» действительно обойдутся без серьёзных противоречий между источниками — просто из-за малого количества новинок. Но учитывая, что Disney явно собирается штамповать различные проекты про далёкую галактику с максимальной интенсивностью, вскоре во всём этом будет снова трудно ориентироваться — и едва ли четыре специалиста сумеют толково разрулить ситуацию.
Легко представить, как лет через пять задумки режиссёра и сценаристов очередных кинематографических спин-оффов или мультсериалов вступят в конфликт с сюжетом какой-нибудь книги. Едва ли в столь вероятной ситуации «сюжетная группа» сможет отстоять цельность саги и заставить больших людей из Голливуда менять свои планы.
Более того, судя по всему, никакого продуманного плана развития саги у «сюжетной группы» нет. Об этом наглядно свидетельствует судьба книжной серии Empire and Rebellion, повествующей о ранних приключениях Хэна, Леи и Люка. Она стартовала в прошлом году и должна была состоять из трёх романов. Первые два успели выйти до объявления The Legendary Star Wars. Третий появиться на прилавках не успел, и теперь он войдёт в новый канон. Невольно закрадывается мысль, что сюжетная группа не то что на годы вперед не думает, а даже о завтрашнем дне саги имеет смутное представление.
Миф: Расширенная вселенная будет служить основой для новых историй
Сделав объявление о новом статусе Расширенной вселенной, Lucasfilm слегка подсластила её поклонникам пилюлю, заявив, что авторы «новой» саги смогут черпать идеи из прежних работ. Мол, вполне может быть, что персонажи или даже сюжеты, уже знакомые фанатам Расширенной вселенной, перекочуют в новые «Звёздные войны». Но, как показал мультсериал «Войны клонов», стартовавший в 2008 году, при таком подходе старые герои и истории, даже если и добираются до экрана, всё равно меняются до неузнаваемости.
Тут нужно небольшое пояснение. С 2002 по 2005 годы, пока готовился третий эпизод, события «Войн клонов» были подробнейшим образом расписаны в РВ. В хронологии практически не оставалось места для новых историй, но авторов нового анимационного сериала во главе с Лукасом это не смутило, и «Войны клонов» образца 2008—2014 годов фактически перечеркнули предшествующие сюжеты.
А те элементы Расширенной вселенной, которые авторы мультфильма всё же использовали, подверглись жестокому насилию. От ряда персонажей остались только имени и внешность — их характеры и биографии были радикально переписаны; других героев повторно убили; а родная планета суровых воинов мандалорцев превратилась в мир пацифистов.
В общем, будьте готовы, что если любимцы читателей вроде адмирала Трауна или Мары Джейд вдруг попадут на киноэкраны, то они будут иметь мало общего со своими книжными прототипами. Впрочем, исходя из кастинга седьмого эпизода, герои Расширенной вселенной в фильмах появятся едва ли, и, значит, они будут попросту выкинуты.
Миф: Lucasfilm стремится не запутать нового зрителя
Один из основных аргументов в пользу необходимости отмены Расширенной вселенной сводится к тому, что та служила бы серьёзным барьером для рядовых зрителей, которые пойдут в кино на новые эпизоды. Ведь неподготовленного человека за пару минут не введёшь в курс событий, описанных в книгах и комиксах.
Но действие седьмого эпизода развернётся спустя тридцать лет после Оригинальной трилогии, и Абрамсу в любом случае придётся делать внушительную вводную о событиях десятилетий, разделивших старые и новые фильмы.
Более того, когда новые фанаты придут в магазины за книжками по мотивам саги, то найдут там как романы, входящие в новый канон, так и томики The Legendary Star Wars, сюжеты которых теперь «не считаются». Как думаете, легко ли новичкам будет не запутаться в библиографии «Звёздных войн»? И на что больше похожи действия Disney, на заботу о новых зрителях или на банальную попытку заработать на прибыльной истории без лишних заморочек?
Миф: Канон не имеет значения
Конечно, ничто не мешает нам наслаждаться франчайзами Marvel и DC, Трансформерами, Терминатором, Чужими или Черепашками-ниндзя, несмотря на то, что в них уже давно нет и намёка на единый канон. Но в том-то и дело, что до самого недавнего времени «Звёздные войны» не были как все. Это была чуть ли не единственная вселенная (уж таких масштабов точно), где, невзирая на отдельные противоречия, сохранялась единая хронология, там новые произведения дополняли, а не перечёркивали старые.
Disney приобрёл невероятно масштабный и проработанный мир — и тут же отправил основную его часть в мусорное ведро. Это как если бы от России осталась одна только Москва, а остальные города иностранцы сровняли бы с землёй и решили отстроить заново.
Источник
«Звездные войны»: расширенная вселенная, новый канон, мнения и факты. Поспорим?
Некоторое время назад мы опубликовали перевод статьи «В чем расширенная вселенная была круче Диснея, и сколько раз Дисней превзошел РВ», которая сравнивала успехи старого канона «Звездных войн» с каноном новым, диснеевским.
Один из читателей, Михаил aka Sightsaber, не согласившись с заявленными тезисами, написал развернутую статью-комментарий, где доходчиво объяснил, в чем автор оригинальной статьи неправ и куда ему пойти.
Сегодня мы с удовольствием публикуем текст Михаила! Наше собственное мнение не во всем совпадает с его, мы не считаем диснеевский канон безнадежным и находим в нем для себя положительные черты (хотя отрицательных, конечно, хватает). Но нам нравится, как аргументированно наш комментатор доносит свою позицию — его утверждения не голословны, а подкреплены примерами и доказательствами. Это отличная грамотная полемика!
Техническое замечание: в связи с большим объемом текста мы поделили статью Михаила aka Sightsaber на две части.
Часть первая
Когда-то «Звёздные войны» были уникальной фантастической вселенной. Все ключевые решения по её развитию принимались создателем ЗВ Джорджем Лукасом – а значит, авторы были вынуждены работать в рамках единого и непротиворечивого мира и согласовывать свои наработки с более ранними произведениями.
К 2000-м годам сложилась единственная в своём роде система каноничности произведений. С одной стороны, она была весьма гибкой благодаря продуманной пятиуровневой системе каноничности и практике ретконов, с другой – целостной: все произведения, которым тесно было в рамках общей «непрерывности», выносились в маргинальный раздел «Бесконечностей». Именно благодаря этой целостности фанаты могли свободно и «бесшовно» путешествовать между «мирами» — кино, видеоигры, книги, настольные RPG и снова кино… Личные предпочтения жанров никак не мешали ощущать свою принадлежность к одной, общей вселенной.
В апреле 2014 года боссы компании Дисней, которым Лукас по причине немалого возраста был вынужден продать франшизу, увенчали свои головы лаврами Герострата. Легким движением руки Дисней уничтожил 99% доставшейся им фантастической вселенной. Подавляющая часть произведений стала «неканоном». Под нож диснеевской вивисекции пошло около 17 тысяч персонажей, сотни планет, звёздных кораблей и, самое главное, сюжетных линий, с которыми миллионы любителей «Звёздных войн» шли рука об руку в книгах, комиксах, видео- и ролевых играх.
Раскол был неизбежен: с одной стороны — приверженцы старого канона, с другой те, кому также пришелся по вкусу и диснеевский новодел. Старые фанаты отмечали падение качества во всех жанрах – в итоге от нового канона отвернулось множество людей, потому что, хоть на продукции мышиной компании и стоял привычный лейбл Star Wars , это были уже «не те» Звездные войны.
В свою очередь, сторонники диснеевского канона тоже не казались настроенными миролюбиво. По сей день они любят доказывать, что новые фильмы, сериалы, книги, комиксы и прочая продукция получились намного лучше старых. И что Дисней поступил правильно, когда предал расширенную вселенную забвению — якобы «Звездные войны» от этого только выиграли.
В некоторых случаях особенно активные фанаты Диснея используют методы классической манипуляции, чтобы доказать свою правоту. Среди их слушателей не все знакомы с расширенной вселенной времён Джорджа Лукаса. В таких случаях манипулировать общественным мнением бывает проще всего.
Хотите пример? Пожалуйста. Вот статья, опубликованная на сайте cbr.com. Вот ее перевод ( Прим. редакции: перевод, как уже говорилось выше, выходил на нашем канале ). Статья строится на сравнении старого и нового канонов: пять пунктов в пользу расширенной вселенной, пять – в пользу Диснея.
А теперь давайте посмотрим, почему ни один аргумент в пользу Диснея не выдерживает критики.
10. По поводу пункта «Плюсик РВ за проработку событий после Возвращения джедая»
Основная мысль пункта №10 в оригинальной статье: у Диснея повстанцы добили имперцев через год после смерти Палпатина, а вот в РВ война продолжалась еще целых 15 лет, в результате получилось более логично и захватывающе.
Комментарий: Здесь использован приём недоговорённости – с одной стороны, верно отмечено более логичное окончание гражданской войны в РВ, с другой — умолчали об огромном пласте событий ПостЭндора. А именно, о Юужань-вонгской войне, о кризисе Тёмного улья, о второй Галактической гражданской войне, расколовшей старых друзей и родных, включая семью Соло, о конфликте с Затерянным племенем ситов и о том, что у Галактической империи вновь появились императоры из династии Фелов.
9. По поводу пункта «Плюсик Диснею за привязку к фильмам»
Основная мысль пункта №9 в оригинальной статье: РВ – это пестрое лоскутное одеяло, лоскутики плохо гармонируют, а немалая часть контента ничего не добавляет фильмам. У Диснея три трилогии всегда на первом месте.
Комментарий: Это прямая ложь. В «лоскутном одеяле» РВ лоскуты эти куда лучше пригнаны друг к другу, чем в диснеевском каноне, в котором через сюжетные дыры высовывается то нога, то… низ спины. Сотрудники тогдашней Lucasfilm блестяще координировали авторов разных жанров, и благодаря этому одни и те же персонажи живут в самых разных произведениях, события в книгах могут влиять на события игр, а персонажи комиксов появляются на экранах.
Сеть взаимосвязей куда более густа, а подавляющее число противоречий закрыто ретконами. В отличие от внутренне противоречивых событий диснеевского канона (потому что система Единого канона очень негибкая). Заявление о том, что РВ ничто не добавляет к «основному» канону – смехотворно. Достаточно сказать, что для большинства посетителей кантины Чалмуна прописана биография и причина, которая привела их в злачную забегаловку Мос-Эйсли в тот день, когда туда заявились Оби-Ван и Люк.
8. По поводу пункта «Плюсик РВ за лучшие оригинальные истории»
Основная мысль пункта №8 в оригинальной статье: Обратная сторона медали – много книг и комиксов Дисней выпускает, чтобы залатать сюжетные дыры и объяснить то, что в фильмах не объяснили. Не все диснеевские книги/комиксы таковы, но у РВ с этим дело обстоит еще лучше.
Комментарий: Это недоговорённость: фраза «ещё лучше» неприменима, так как диснеевский канон не породил ни одной книги уровня трилогии Трауна Тимоти Зана, серии «Республиканские коммандос» Карен Трэвисс или романов «Уязвимая точка» и «Тысячелетний сокол» Мэтью Стовера. Хотя в остальном этот пункт – один из двух более-менее правдивых во всём обзоре.
7. По поводу пункта «Плюсик Диснею за перевес хорошего контента над плохим»
Основная мысль пункта №7 в оригинальной статье: В расширенной вселенной было много некачественной продукции (равно как и хорошей). У Диснея большая часть контента сделана на качественном уровне.
Комментарий: Это прямая ложь, над которой посмеётся подавляющая часть тех, кто знакомился с произведениями Диснея. На какого безглазого и глухого зрителя рассчитана эта фраза? Не будем про игры, книги и комиксы, давайте про фильмы. Сценарно из пяти полнометражных фильмов плохи пять: все они кишат логическими багами и противоречат даже самим себе (лишь «Изгой-один» благодаря выбранной стилистике и профессиональной игре Фелисити Джонс вытягивает на середнячка). После покупки ЗВ Диснеем качество ВСЕГО контента резко просело, и именно это привело к кризису франшизы. Про «неоригинальную трилогию», её вторичность и слабый финал уже всё сказано, но ведь и современные комиксы в лучшем случае можно называть «невыдающимися» (их авторы даже не удосуживаются давать имена описываемым планетам, поскольку понимают: это на фиг никому не интересно…)
6. По поводу пункта «Плюсик РВ за игры»
Основная мысль пункта №6 в оригинальной статье: Расширенная вселенная производила очень качественные игры, к тому же количественный перевес тоже на ее стороне.
Комментарий: Единственный почти правдивый пункт. Самое смешное, что, если говорить о численном перевесе видеоигр, то в первые пять лет существования ЗВ по ним вышла уйма игр, только они были нелицензированными (к сожалению, боссы Lucasfilm в те годы очень боялись вкладываться в такой нестабильный рынок). Так что с чисто формальной точки зрения перевес за Диснеем, а не за Лукасом. Ещё тут стоит вспомнить, что игра Star Wars: The Old Republic остаётся одним из немногих мест, где до сих пор действует лукасовский канон. Диснеевский же канон за восемь лет существования запомнился лишь единственной Fallen Order — все остальные игры были либо проходными, либо раскритикованными.
Автор текста: Михаил aka Sightsaber
Окончание статьи читайте здесь !
Спасибо, что дочитали! Два раза ку за подписку и лайк 🙂
Ждем вас в комментариях! Приходите обсудить, с чем вы согласны или не согласны, а также какое будущее ждет франшизу с Диснеем — светлое или темное?
Источник